Ретро
Максим Рычков

Холокост и его сторонники: зачем нацисты преследовали евреев и почему в этом им помогали европейские страны

Как Третий рейх использовал старые предрассудки в захваченных и союзных странах для оправдания геноцида.

Коллаборационисты издеваются над еврейкой и её дочерью во Львове. Оккупированная Украина, июль 1941 года Фотография из архивов израильского мемориала «Яд-Вашем»

«В годы [Второй мировой] войны нидерландское правительство провалилось как гарант правосудия и безопасности для евреев». 26 января эти слова премьер-министр Нидерландов Марк Рютте сказал представителям еврейской общины своей страны на мероприятии в честь Дня памяти жертв Холокоста. Также Рютте извинился перед нидерландскими евреями за действия властей королевства в годы немецкой оккупации.

Поступок Рютте стал историческим для Нидерландов. Раньше столь высокопоставленные политики прямо не признавали причастность властей и народа страны к Холокосту и не просили прощения у евреев. Даже сам Рютте, руководящий правительством с 2010 года, несколько раз отклонял соответствующие предложения от оппозиционных политиков и религиозных организаций.

Нидерландский премьер напомнил об одном из неприятных для современных европейцев аспектов Холокоста. «Еврейский вопрос» «окончательно решали» не одни лишь немецкие нацисты. Гитлеровцам в истреблении евреев активно помогали, причём не только граждане союзных Третьему рейху государств, но и коллаборационисты в оккупированных странах.

По данным польского историка Франтишека Пипера, в военные годы в одном только лагерном комплексе Аушвиц-Биркенау (в российской историографии более известном по польскому топониму — Освенцим) погибли около миллиона евреев. Их туда насильственно свезли из десятка разных европейских стран: от Норвегии до Греции и от Франции до Словакии. Нацисты не смогли бы достичь таких «успехов» без пособничества самих европейцев.

Основные источники статьи:

  • Кормилицын С.В. «Орден СС: иезуиты империи»;

  • Михман Д. «Антиеврейская традиция в европейской культуре»;

  • Могилевская Ю.В. «Тяжкие уроки послушания: о трагедии нидерландских евреев»;

  • Рис Л. «Холокост: новая история»;
  • Хейфец И. «Холокост и еврейское сопротивление в Греции»;

  • Хафнер С. «Некто по имени Гитлер»;
  • Эванс Р. «Третий рейх: дни триумфа».

Кровавый навет

Адольф Гитлер и его соратники не изобретали антисемитизм на пустом месте. Антиеврейские настроения на протяжении веков жили почти во всех европейских странах. Поводы для предрассудков давала сама специфика жизни еврейского народа, представленного диаспорами в разных государствах. Евреи настороженно относились к чужакам, стремились хранить в чистоте свои религию, культуру и обычаи.

«Классический» антисемитизм основывался, прежде всего, на противоречиях между христианством и иудаизмом. Ещё античные авторы ложно приписывали иудеям оккультизм и принесение человеческих жертв как религиозные практики. Новую жизнь эти обвинения («кровавый навет») получили в средневековой Европе. Старые предрассудки усилила неприязнь христиан к иудеям из-за непочитания последними Иисуса Христа.

Основой «христианского антисемитизма» стала грубая трактовка евангельских строк из описания суда над Иисусом Христом. Согласно апостолам, перед дворцом Понтия Пилата «весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:25). Антисемиты игнорировали, что Христос избавил иудеев от этой вины в молитве во время распятия: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк.23:34).

В Средневековье и Новое время «кровавый навет» возбуждал грабежи и погромы евреев, их принудительные изгнания по всей Европе. Обычно такие акты насилия одобряли официальные светские и церковные власти. Ненависть к евреям служила удобным «громоотводом»: на несуществующие козни гонимого народа списывали нераскрытые убийства, военные поражения, неурожаи и эпидемии болезней.

Погром еврейского населения в одном из баварских городков. Середина 14 века​ Гравюра Хартмана Шеделя

Религиозные лозунги антисемитов зачастую скрывали их зависть к сравнительному достатку евреев. Представителям древнего народа исторически запрещались уважаемые в традиционном обществе занятия вроде землевладения или военной службы. Это побуждало евреев находить себя в ремёслах, торговле, медицине, юриспруденции и банковском деле. Их успехи в этих сферах только плодили нападки и клевету со стороны антисемитов.

Виноваты, потому что живут

К началу 20 века евреи с виду успешно интегрировались в окружавшую их среду. Антисемитские законы уже не действовали почти во всех европейских государствах. Евреи служили в армиях и занимали государственные посты. Распространёнными стали смешанные браки между евреями и неевреями. Ослабела и иудейская религиозность.

Киевлянин Мендель Бейлис (в центре) в кругу​ семьи после освобождения из-под стражи. Его бездоказательно пытались осудить за якобы ритуальное убийство русского подростка. Под давлением общественности Бейлиса оправдали. Российская империя, 1913 год Фотография из архива проекта «Жизнь в черте оседлости»

Однако антиеврейские предрассудки продолжали жить. Евреи отождествлялись с наступлением секулярных ценностей эпохи Просвещения, модернизацией, капитализмом и урбанизацией. Те слои общества, что страдали от этих процессов, именно в евреях видели источник своих страданий.

Сложился новый вид антисемитизма — расовый. Адепты этого псевдонаучного учения не обвиняли евреев в том, что те лишь «неправильно» верят в Бога. Расовые антисемиты считали евреев врагами по умолчанию. Они рассматривали их как враждебных чужаков, как подрывной для государств и наций элемент. С этой точки зрения уже не имели значения ни религиозная принадлежность, ни внешние культурные различия.

В 1930-х годах общее количество европейских евреев составляло примерно 8-10 миллионов человек. В Германии их было от 500 до 550 тысяч — около 1% населения. Ещё больше евреев проживали в Румынии, Польше и СССР.

Еврейское присутствие ощущалось также в Чехословакии, Австрии и Венгрии. За пределами Центральной и Восточной Европы относительно крупные еврейские диаспоры существовали только в Великобритании и Франции. В странах Средиземноморья и Северной Европы евреи были представлены небольшими меньшинствами.

Расовый антисемитизм разрабатывали не одни немецкие авторы, вроде Пауля Лагарда, Генриха Класса или Антонина Эккарта. Теоретиками учения стали и француз Жозеф Гобино, и англичанин Хьюстон Чемберлен, и русский Павел Флоренский. Но именно немецкие и австрийские националисты восприняли расовый антисемитизм с наибольшим энтузиазмом. Идеология возлагала на евреев вину за разные «беды» немецкоговорящих народов: от государственной разобщённости австрийцев и немцев до универсамов, разорявших мелких торговцев, и «дегенеративной» культуры стиля модерн.

От «удара в спину» до «Хрустальной ночи»

Проигрыш Германии и Австрии в Первой Мировой войне сделал антисемитизм в этих странах ещё популярнее. Политики-популисты объясняли народу, что военное поражение — это дело «ударивших ножом в спину» евреев. Они же якобы ещё и свергли кайзера, а затем навязали немецкой нации унизительный Версальский мир и «гнилую демократию» Веймарской республики.

В немецком послевоенном обществе сложились мощные антидемократический, националистический и милитаристский тренды. Оба носили отчётливо антисемитский характер. Этим и воспользовалась гитлеровская НСДАП (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei; Национал-социалистическая немецкая рабочая партия). Нацистская идеология вобрала в себя сразу несколько маргинальных для конца 19 века учений: не только расовый антисемитизм, но и евгенику, социал-дарвинизм, вождизм, и «арийское христианство».

Президент Германии Пауль фон Гинденбург (справа) жмёт руку Адольфу Гитлеру на правительственной церемонии. Берлин, 21 июля 1933 года​ Фотография из архива ФРГ

В 1933 году, после десятилетней борьбы за власть, Адольфа Гитлера назначили рейхсканцлером (председателем правительства). В следующем году его провозгласили фюрером (вождём) немецкого народа, фактическим диктатором страны. НСДАП стала правящей и единственной законной партией. Крайняя ненависть к евреям превратилась в часть государственной политики.

Гонения на евреев разворачивалась постепенно. 25 апреля 1933 года нацисты утвердили первые дискриминационные законы, так называемые «арийские параграфы». Они запретили евреям армейскую и чиновничью службы вместе с рядом других занятий (фермерством, работой в печати, театрах и другим). Началась «ариизация промышленности»: евреев-предпринимателей под разными предлогами заставляли за бесценок продавать бизнес.

В своей жизни я часто бывал пророком и надо мной смеялись. Сегодня я снова хочу быть пророком. Если международному финансовому еврейству удастся ввергнуть народы в мировую войну, то результатом будет не большевизация планеты и не победа еврейства, а уничтожение еврейской расы в Европе.

Адольф Гитлер

15 сентября 1935 года власти рейха приняли «Нюрнбергские расовые законы». Согласно им, евреи теряли статус граждан Германии, им запрещалось вступать в брак с «арийцами» и использовать немецкую национальную символику. 9-10 ноября 1938 года грянул масштабный еврейский погром, названный «Хрустальной ночью». Нацисты в разных немецких землях нападали на евреев, уничтожали их имущество, поджигали и оскверняли синагоги. По всей стране убили от 90 до 400 человек и около 30 тысяч заключили в концлагеря.

На международном уровне преследования евреев никогда не встречали последовательного осуждения. Представители других государств либо считали это внутренним делом Германии, либо разделяли антисемитские предубеждения. Немецкие евреи вынужденно эмигрировали: до начала войны из Третьего рейха (включая аннексированную Австрию и ставшую немецким протекторатом Чехию) бежали около 350 тысяч евреев.

Колонна арестованных после «Хрустальной ночи» евреев​. Германия, Баден-Баден, ноябрь 1938 года Фотография из архива ФРГ

Для иностранных единомышленников нацистов немецкие гонения на евреев служили образцом для подражания. В 1938-1941 годах аналогичные «Нюрнбергским расовым законам» акты приняли следовавшие во внешнеполитическом фарватере Третьего рейха государства: Италия, Венгрия, Болгария и другие. А нацисты готовились избавиться от несуществующей «еврейской угрозы».

«Окончательно решить» через «эвакуацию на восток»

Гитлеровцы никогда не располагали единым планом решения «еврейской проблемы». На протяжении почти всей истории Третьего рейха не прекращалась полемика о том, что именно нужно делать с евреями. Высказывались самые разные предложения.

Сравнение численности еврейского населения в Европе в середине 20 и начале 21 веков

Большой популярностью пользовались идеи о насильственном переселении европейских евреев. Их хотели депортировать в заведомо непригодные для жизни столь большого количества людей места. Территории предлагали разные, от острова Мадагаскар до рейхскомиссариатов на бывшей советской территории, после предполагаемой победы в войне с СССР.

В этих инициативах не было ничего принципиально нового. Перечисленное раньше либо планировалось, либо воплощалось в жизнь в других европейских странах. Например, над «Мадагаскарским планом» в 1930-е рассуждали правящие круги Франции и Польши.

Но начавшийся конфликт не привёл к молниеносной победе Третьего рейха. Амбициозные планы пришлось корректировать. В 1939-1941 годах в захваченной Польше и оккупированной части СССР нацисты создали сеть гетто, особых жилых зон для евреев (в Варшаве, Лодзи, Львове, Риге, Минске, Смоленске и других местах).

Царившие в гетто перенаселённость, голод и жестокость охраны приводили к болезням и смертности. Но для нацистов это казалось недостаточным. Неэффективными для столь большого количества людей были и программы по эвтаназии и стерилизации. Их в Третьем рейхе уже опробовали на людях с психическими и наследственными болезнями.

Евреи из варшавского гетто. Оккупированная Польша, ​1943 год Фотография Мемориального музея Холокоста США

Зимой 1942 года гитлеровцы пришли к идее создания лагерей смерти на территории «Генерал-губернаторства» в оккупированной Польше. В январе этот план утвердили, скрыв его реальный замысел за формулировками в духе «эвакуации на восток» и «окончательного решения еврейского вопроса».

Под этими эвфемизмами подразумевалась депортация европейских евреев и их уничтожение в концлагерях на бывших польских землях — Аушвице, Майданеке, Треблинке, Собиборе, Белжеце и других. На некоторых оккупированных территориях (в первую очередь, советских) немецкие военные и эсэсовцы при участии местных пособников казнили евреев ещё с 1941 года.

Греческим словом «Холокост» («всесожжение») называют преследование и массовое истребление евреев нацистской Германией в годы Второй мировой войны. Иногда в это понятие включают и уничтожение нацистами других групп людей, которых они считали «неполноценными» (цыган, гомосексуалов, свидетелей Иеговы и так далее). Для обозначения геноцида евреев тогда используют термин «Шоа» («катастрофа» на иврите).

В польском «Генерал-губернаторстве» и созданных на советской территории рейхскомиссариатах «окончательное решение» приняло наиболее бесчеловечный характер. За время оккупации только в одном Киеве казнили около 150 тысяч евреев.

Почти три четверти жертв Холокоста — это граждане СССР и Польши (вместе — около 4,5 миллионов человек). Такой высокой смертности способствовали как максимально жестокий характер оккупации, так и устойчивый антисемитизм среди местных жителей.

Игра на нескольких роялях

Зимой 1942 года Третий рейх контролировал практически всю континентальную Европу за исключением сражающегося Советского Союза и нескольких нейтральных государств. Одни страны Германия аннексировала, другие выступали её союзниками, третьи находились под оккупацией. Это давало возможность приступить к массовым депортациям еврейского населения из разных уголков Европы в лагеря смерти.

Союзники нацистов не всегда помогали партнёрам в «окончательном решении». С одной стороны, солидарность с гитлеровцами в «еврейском вопросе» служила гарантом дружественных отношений с Берлином. С другой стороны, сателлиты Третьего рейха пытались насколько возможно сохранить национальный суверенитет. Неучастие или минимальная причастность к нацистским преступлениям могли помочь в случае военных неудач — при переговорах с западными союзниками и СССР.

Эсэсовцы встречают эшелон с высланными из Венгрии евреями в Аушвице-Биркенау. Оккупированная Польша, 1944 год Фотография Эрнста Хоффмана (Ernst Hoffmann)

Показателен пример Венгрии, «королевства без короля», где правил «адмирал без флота» регент Миклош Хорти. Этому венгерскому правителю приписывали фразу: «В политике надо играть на нескольких роялях». Она исчерпывающе характеризовала его участие в Холокосте. При Хорти в стране действовало аналогичное немецкому антисемитское законодательство. Однако регент долгое время саботировал вопрос «эвакуации на восток» многочисленных евреев из Венгрии и присоединённой к ней Трансильвании.

В качестве компромисса Хорти исправно передавал немцам евреев с оккупированных своей армией территорий. Аналогично пытались поступать и некоторые другие союзники Германии, например, Болгария или «режим Виши» в оккупированной Франции. Они заявляли, что своих граждан они не трогают, а до «чужаков» им дела нет.

Я до сих помню, как офицер [французской] полиции оскорблял маму и бил её. Я не могу этого забыть. [...]

Некоторые [участвовавшие в акции] французы отводили глаза, чтобы не видеть состояние наших женщин и детей. Но большинство выполняли свои обязанности с усердием и без эмоций.

Аннет Мюллер

Но венгерские союзники Гитлера полумерами не отделались. Весной 1944 года двурушничество Хорти и его окружения стало очевидным. Во избежание выхода Венгрии из войны страну оккупировали немецкие войска. Новое пронацистское правительство меньше чем за два месяца успело депортировать более 400 тысяч евреев из Венгрии и Трансильвании. Игры Хорти привели венгерских евреев в Аушвиц-Биркенау.

Ненадёжные союзники

Работать над «окончательным решением» в восточноевропейских государствах нацистам было сравнительно просто. Там исторически жило много евреев, а антисемитские предрассудки носили распространённый характер. В этих странах существовали военизированные объединения ультраправых вроде румынской «Железной гвардии», словацкой «Глинковой гвардии», хорватского «Революционного движения» или венгерских «Скрещённых стрел». Их боевики с энтузиазмом участвовали в облавах на евреев с последующими массовыми казнями или «эвакуацией на восток».

Карта с указателями мест рождения узников Аушвица-Биркенау. Заметно доминирование пяти стран: Венгрии, Германии (вместе с зависимой Чехией), Нидерландов, Польши и Словакии

Но даже там антисемитский энтузиазм заметно иссякал по мере неудач Германии на фронте. К зиме 1943 года депортации евреев неожиданно прекратили, например, Йозеф Тисо и Ион Антонеску, лидеры Словакии и Румынии. Оба к тому времени успели создать себе репутацию чуть ли не бо́льших антисемитов, чем сами нацисты.

На стороне Третьего рейха во Второй мировой войне воевали и страны, где антисемитизм популярен не был: Финляндия с Италией. В обеих странах жили совсем небольшие и уже ассимилированные еврейские диаспоры. В фашистской Италии, правда, для скрепления дружбы с Третьим рейхом приняли антиеврейское законодательство. В демократической Финляндии на этот шаг не пошли.

Около 300 финских евреев воевали против Советского Союза в армии своей страны. Для них проводили иудейские религиозные службы в специальных полевых синагогах, что не практиковалось даже в американской армии того времени. Более того, двух финских офицеров-евреев союзники-немцы хотели наградить за боевые заслуги Железными крестами, но оба военных от такой «чести» отказались.

Пропагандистский плакат нацистов для жителей оккупированной Латвии: «Евреи вам чужие, избавляйтесь от них!»

Италия долгое время оставалась для евреев безопасным местом. Аналогичными были и итальянские оккупационные зоны во Франции, Греции и бывшей Югославии. Фашистские офицеры систематически не выдавали нацистам и их местным пособникам представителей гонимого народа, прекрасно понимая, что ждёт тех после выдачи. Известны случаи, когда итальянские военные тайно вывозили скрывавшихся евреев из немецких оккупационных зон.

Правда, в сентябре 1943 года северные области Италии оккупировали немецкие войска. Началась охота на евреев. Примерно каждый десятый итальянец еврейского происхождения стал жертвой Холокоста.

Датское чудо и нидерландская катастрофа

В захваченных странах Западной Европы население не разделяло антисемитские настроения. Пронацистские партии и движения здесь не пользовались широкой поддержкой. Но десятки тысяч евреев всё равно «эвакуировали на восток».

Мемориальный монумент на месте Вестербрюка, пересыльного лагеря для нидерландских евреев. Нидерланды, провинция Дренте, 2013 год ​ Фотография Юпа ван Дейка (Joop van Dijk)

Коллаборационистами в условной Норвегии или Бельгии руководили не ненависть к евреям, а конформизм, корысть или страх за свою судьбу в случае неподчинения немцам. Некоторые убеждали себя в том, что немцы депортировали евреев только ради принудительного труда.

Больше всего евреев депортировали из оккупированных Нидерландов: свыше 100 тысяч человек, 70% от довоенной численности диаспоры. Из них в лагерях смерти выжили только несколько тысяч. Нидерландам часто противопоставляют пример Дании, где уничтожения избежали почти все евреи.

Нидерландские полицейские!

Вспомните о своем человеческом и профессиональном долге — не арестовывайте евреев и только делайте вид, что выполняете приказы, направленные против них.

Дайте им возможность бежать и скрыться. Помните, что каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребёнок, которых вы арестуете, будут убиты, и вина за это будет лежать на вас.

Редакция газеты De Waarheid

Проще всего сказать, что датчане оказались смелее и человечнее нидерландцев. Но это было бы несправедливым в отношении Страны тюльпанов. В оккупированных Нидерландах проходили стачки в поддержку прав гонимых соотечественников. Дискриминацию и высылки евреев открыто осуждали публичные персоны: от университетских профессоров до католических епископов. Почти 5600 нидерландцев после войны признали праведниками народов мира: во время Холокоста они бескорыстно и с риском для жизни укрывали евреев.

«Датское чудо» же произошло не только по одной доброй воле скандинавов. Сработала комбинация факторов. Еврейская община в Дании не насчитывала и восьми тысяч человек, что было несопоставимо мало в сравнении с теми же Нидерландами (не говоря уже о Венгрии или Польше). Решение о депортации датских евреев нацисты приняли в сентябре 1943 года. К тому времени в Западной Европе уже примерно представляли, зачем евреев «эвакуируют на восток». Многие предвидели поражение Третьего рейха в войне, в том числе и некоторые нацисты.

Пропагандистская антисемитская выставка «Евреи и Франция». Оккупированный Париж,  1941 год Фотография из архива ФРГ

В сентябре 1943 года оккупанты сами сообщили датской полиции о готовящихся облавах и депортации. Местному Сопротивлению дали время и возможность беспрепятственно перевезти почти всех евреев морем в соседнюю нейтральную Швецию. Нидерландцам такой форы «их» нацисты никогда не давали. Да и нейтральных соседей у этой страны не было.

Неравнодушным европейцам для спасения евреев приходилось порой идти на нестандартные меры. В октябре 1943 года немцы оккупировали греческий остров Закинф. Они потребовали у мэра Луиса Каррера и митрополита Хризостома составить список местных евреев с указанием мест их жительства.

Чиновник и служитель Церкви сначала заявляли немцам, что евреи на острове не живут. На деле Каррер и Хризостом тайно укрыли почти 300 человек в недоступных горных местах или пристроили их в греческие семьи. Затем они всё-таки принесли немцам список «евреев» — но из двух имён (своих собственных). Потом живший когда-то в Германии митрополит заявил нацистам, что он — друг молодости Адольфа Гитлера, и поэтому лучше их знает, что надо делать с евреями. Немцы восвояси покинули остров.

Приблизительное количество убитых во время Холокоста евреев из разных европейских стран (данные Мемориального музея США):

  • Бельгия — около 24,5 тысяч человек (из еврейского довоенного населения в 90 тысяч);

  • Венгрия (в границах на 1941 год) — 564 тысячи человек (из еврейского населения в 825 тысяч);
  • Германия (вместе с аннексированной Австрией) — 230 тысяч человек (из еврейского довоенного населения в 420 тысяч);
  • Греция — около 60 тысяч человек (из еврейского довоенного населения в 71 тысячу евреев);
  • Дания — около 100 человек (из еврейского довоенного населения в 7,5 тысяч);
  • Италия — меньше 8 тысяч человек (из еврейского довоенного населения в около 60 тысяч);
  • Нидерланды — более 100 тысяч человек (из еврейского довоенного населения в 140 тысяч);
  • Норвегия — не меньше 750 человек (из еврейского довоенного населения в 1,8 тысячи);
  • Польша («Генерал-губернаторство») — до 3 миллионов человек (из еврейского довоенного населения в 3,35 миллиона);
  • Румыния — до 260 тысяч человек (из еврейского довоенного населения в 750 тысяч);
  • Словакия («Первая Словацкая республика») — около 60 тысяч человек (из еврейского довоенного населения в 90 тысяч);
  • СССР — около 1,3 миллиона человек (из еврейского довоенного населения примерно в 3 миллиона);
  • Франция — около 74 тысяч человек (из еврейского довоенного населения в примерно 315 тысяч);
  • Чехия («Протекторат Богемии и Моравии») — 77 тысяч человек (из довоенного населения в 117,5 тысяч);

  • Югославия (оккупированные Германией и её союзниками области вместе с «Независимым государством Хорватией») — около 67 тысяч человек (из еврейского довоенного населения примерно в 82 тысячи человек).

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Блок special_button недоступен

#истории #войны #нацизм #лонгриды #лигаавторов