Истории
Антон Лебедев

Сказки на домах, промышленных зданиях и парковке: художники со всего мира три года рисуют картины на улицах Альметьевска

Нестандартный способ рассказать о татарском народе — с помощью монументального стрит-арта.

Старое здание гаража в центре Альметьевска украсил оммаж на работу «Золото Татарии» художника Хариса Якупова, на промышленном строении появилась «Теория возникновения нефти», а огромные резервуары городской котельной покрылись татарскими народными орнаментами.

Всё это — части паблик-арт проекта «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске. Его в 2017 году запустил Институт развития и исследования стрит-арта из Петербурга.

В основе «Сказок» лежит большое культурологическое исследование, которое провели антропологи, историки и фольклористы в Альметьевском районе. Оно посвящено традициям, ценностям и эстетике татарского народа.

Земля и капля

Авторы: Hoodo (Москва), 2017 и Карим Джаббари (Монреаль), 2017

Где искать: Альметьевск, ул. Ленина, 75 в

Первую работу паблик-арт проекта на круглом здании парковки площадью 2000 квадратных метров выполнил дуэт Hoodo из Москвы — Андрей Чередниченко и его жена Ольга Дружинина. Композицию на заборе сделал канадский каллиграф Карим Джаббари.

Художники совместили оммаж на работу «Золото Татарии» татарского автора Хариса Якупова и старинную «сказку о золотых яблоках», которая дала название проекту.

В основу концепции легли фрагменты татарской визуальной культуры и фольклора. Сказка о семи яблоках рассказывает о том, что дети — это наивысшая ценность в жизни, выше любых материальных благ.

Без названия

Автор: Кирилл Kreal (Петербург), 2017

Где искать: Альметьевск, ул. Белоглазова, 62

На двух резервуарах городской котельной художник Кирилл Kreal изобразил переработанные татарские народные орнаменты, заимствованные из сборника основоположника татарского искусствознания Фуада Валеева.

«Жидкое золото», стекающее по стенкам резервуаров, олицетворяет главное богатство Альметьевска — нефть.

Пять чайников

Автор: Агостино Иакурчи (Берлин), 2017

Где искать: Альметьевск, ул. Бигаш, 123

Над этим объектом работал итальянский художник и иллюстратор Агостино Якурчи, известный ёмкими и чистыми образами.

На торец дома он нанёс знаковый образ, отсылающий к теме семьи и гостеприимства, символ одного из главных ритуалов, сближающих людей — чаепития.

В работе Якурчи использовал элементы старинной вышивки, предоставленные Музеем изобразительных искусств Татарстана.

В этом удивительном лесу...

Автор: Павел Игнатьев (Санкт-Петербург), 2018

Где искать: Альметьевск, ул. Ленина, 32

Изображение татарского поэта Габдуллы Тукая — это первая и пока единственная скульптура в паблик-арт проекте.

Тукай везёт в корзинке велосипеда одного из героев своего текста — духа леса шурале. Велосипед, как и шурале, — образ из поэзии Тукая. В стихотворении «Приход весны» велосипеды и звон их спиц — приметы нового сезона.

Связь прошлого и настоящего, истории и новаторства прослеживается и в самом материале, которым покрыта скульптура. Наряду с традиционной бронзой скульптор использовал современный продукт нефтехимии — полиэфирную смолу.

Фото: art16.ru

Азбука

Автор: Дмитрий Fatum (Киев), 2018

Где искать: Альметьевск, проспект Строителей, 39

Фото Галина Овчинникова / inde.io

Эта работа украинского художника Дмитрия Fatuma стала «обложкой» импровизированной азбуки на пяти стенах трёх домов на улице Строителей. По задумке кураторов проекта, серия муралов «Букварь» — это иллюстрированные страницы с буквами из татарского алфавита и словами, которые на них начинаются.

В первоначальном варианте кириллицы для татарского не хватало букв, которые могли бы передать все звуки, существующие в языке, поэтому были добавлены Ә, Ө, Ү, Җ, Ң, Һ — буквы расширенной кириллицы. Они и стали отправной точкой для проекта.

Две первые буквы арабского алфавита — это әлиф и ба. Они и составляют слово әлифба — «букварь» (или «азбука»: как и в русском языке, это слово может означать и набор букв, составляющих алфавит, и книгу, по которой учат алфавит).

На главной работе серии изображен учитель и ученики, расположившиеся на фоне типичного татарского пейзажа вокруг азбуки. Костюм учителя отсылает к татарским просветителям XIX века, одежда детей абсолютно современная. Из книги вырастает цветок знаний. Виньетка в верхней части страницы букваря создана по мотивам традиционного татарского орнамента.

Растить

Автор: Наталья Пастухова (Екатеринбург), 2018

Где искать: Альметьевск, проспект Строителей, 39

Наталье Пастуховой из Екатеринбурга досталась буква Ү и начинающееся с нее слово үстерү («растить»). Пара лошадок в обрамлении виньетки из цветов по мотивам татарской вышивки — это аллегория молодой семьи, которая взращивает свои чувства.

«Я решила интерпретировать это слово через образ лошади. Лошади часто являются значимыми для татарской культуры героями, участниками многих мифов и сказаний. С помощью лошадей и цветочного орнамента я хотела показать, что растить можно не только цветы и растения, но и теплые чувства в себе», — говорит художница.

Умение

Автор: Гузель Гарипова (Казань), 2018

Где искать: Альметьевск, проспект Строителей, 37

Иллюстратор Гузель Гарипова изобразила страницу букваря со словом Һөнәр («умение»). В своей работе она объединила современный скейтпарк с традиционным татарским праздником.

На её рисунке — куча-мала, где каждый ребенок выполняет задания, характерные для конкурсов на празднике Сабантуй: дети ходят по наклонному бревну, залезают на верхушку столба за петухом, дерутся мешками, бегают с куриным яйцом в ложке, занимаются национальной татарской борьбой куреш, режут нитку с завязанными глазами и танцуют.

Дом

Автор: Алексей Kislow (Севастополь), 2018

Где искать: Альметьевск, проспект Строителей 37

Алексей Kislow работал над буквой Ө и словом өй («дом»). Семейный дом — основа жизненного уклада для всех национальностей, живущих в Татарстане.

Художник изобразил мечту о большом и благополучном доме, где живут несколько поколений. В работе он использовал архитектурные особенности деревенского дома, элементы декора и цветовую гамму, характерную для Альметьевского района.

Земля

Автор: Роман Мураткин (Серпухов), 2018

Где искать: Альметьевск, проспект Строителей, 35

Для буквы Җ и слова җир («земля») Роман Мураткин изобразил сцену татарского сельского праздника — Сабантуя. Праздничная процессия во главе с гармонистом отмечает окончание полевых работ.

Важные этапы земледельческого календаря, например посев или сбор урожая, часто завершались праздниками. Несмотря на то, что их уже не отмечают повсеместно, они все еще остаются важной частью крестьянской жизни. Ранее подобные праздники имели ритуализованный характер и были распространены на всей территории Татарстана и России — землю благодарили и просили быть щедрой.

В своей работе Роману также удалось показать важную для альметьевского пейзажа деталь — силуэт нефтяной вышки на холмах. Именно такие окружают и сам город.

Сказка

Автор: Рустам Qbic (Казань), 2018

Где искать: Альметьевск, проспект Строителей, 35

Художник Рустам Салемгараев визуализировал букву Ә и слово әкият («сказка»). Он изобразил те преображения, которые случаются с человеком после рождения детей.

Хотя муралы Рустама давно можно встретить и в российских городах, и по всему миру (в Турции, на Кипре, в Италии и на Украине), «Сказка» стала первой росписью, которую он сделал в родном Татарстане.

Реконструкция неба

Автор: Мехди Гадьянлу (Тегеран), 2018

Где искать: Альметьевск, ул. Ленина, 123

По просьбе писателя и со-куратора программы «Сказки о золотых яблоках» Льва Мурзенко ученики 10-го класса школы №25 написали эссе о будущем во время исследовательского этапа работы над проектом. От этих сочинений в своей работе отталкивался иранский художник Мехди Гадьянлу, работающий в жанре имп-арта.

Лестница в этой работе стала метафорой движения в будущее: доходя до потолка своего развития, человек не останавливается, а продолжает свой путь.

«Эта работа взаимодействует с людьми в контексте города, построенного Советским Союзом, а я верю, что для подобных городов паблик-арт может быть болеутоляющим», - говорит художник.

Наследие Уразметовых

Автор: Basil LST (Ангарск), 2018

Где искать: Альметьевск, ул. Нефтяников, 17

Художник из Сибири Василий Каптырев создал образ Надыра Уразметова – легендарной фигуры, жившего в нефтяном регионе, недалеко от будущего Альметьвска в середине 18 века.

Основатель Надыровской волости, он понимал ценность нефти, проводил геологические исследования и построил первый завод по добыче и переработке нефти. От него остались только архивные документы — письма и указы.

Художник придумал создать композицию из двух муралов в духе средневековой книжной графики с обратной перспективой. В ней можно увидеть особенный холмистый ландшафт, нефтяной промысел Елизаветинской эпохи, самого Надыра и его большую семью.

Надыр рисует калямом нефтяную установку, а из метафорических узоров его одежды происходят деревни, мечети в холмах. Люди из рода Уразметовых — образ жителей Альметьевска, взятый со старых фотографий, которые присылали горожане в соцсети проекта.

Теории происхождения нефти

Автор: Артём Стефанов (Москва), 2018

Где искать: Альметьевск, ул. Белоглазова, 62

Здание альметьевских тепловых сетей кажется неплохим примером того, как может выглядеть промышленное строение в центре города. Московский художник Артём Стефанов изобразил в своей работе альметьевский космогенез.

Доподлинно неизвестно, откуда берётся нефть внутри земли. Самые распространенные предположения — разложившиеся останки древних животных и растений или же результат химической реакции после падения метеоритов.

Предполагают, что Альметьевск и нефтяной регион был побережьем древнего моря, где некогда был мир, который сильно отличался от нашего. Древний мир предстаёт в виде трилобитов и других диковинных животных Девонского периода и космических полигональных сфер.

Слово «девон» также очень значимо для жителей Альметьевска и на профессиональном сленге нефтяников означает нефть высшего качества.

Обед

Автор: Димитрис Таксис (Афины) , 2018,

Где искать: Альметьевск, ул. Радищева, 41

Работа греческого художника Димитриса Таксиса иллюстрирует сцену татарского семейного обеда в деревенском доме. Фрагмент повседневного быта показывает общий обед двух народов: русских и татар, когда одна семья пришла в гости к другой, и нет больших различий у двух соседей.

На заднем плане старшие родственники занимаются детьми, а на переднем – молодая хозяйка несет к столу гусиные яйца. Гуси в татарском хозяйстве всегда занимали особое место и даже во время холодов гусыню и её гнездо держали под кроватью в доме.

Защитник

Автор: Fikos (Афины), 2018

Где искать: Альметьевск, ул. Гаффиатулина, 2

Греческий художник Fikos — наследник древней техники византийской фрески в современной городской среде — изобразил фрагмент из татарской сказки «О золотой птице».

Сказка скорее всего возникла в период Волжской Булгарии, она повествует о дуалистическом начале мира, а также символически рассказывает о двух братьях, судьба которых сложилась по-разному. Брату, победившему дракона и преодолевшему все препятствия, досталась принцесса и царство.

Алтынчеч и Каракуз

Автор: Гузель Гарипова (Казань) , 2018

Где искать: Альметьевск, переход под ул. Ленина

Татарский иллюстратор Гузель Гарипова расписала переход, использовав чистые и наивные образы сказочных персонажей. Кураторской идеей было рассказать известную историю в стиле современной иллюстрации.

Татарская легенда рассказывает о прекрасной Алтынчеч, и ее подругах, в том числе и Каракуз. Время действия — начало 13 века, период захвата Волжской Булгарии монгольскими войсками. Спасая свой город, женщины-воительницы превратились в золотых птиц.

Будь счастлив!

Автор: Роман Kreemos (Подольск) , 2018

Где искать: Альметьевск, ул. Белоглазова, 46

Алкыш или благопожелание — специфический татарский жанр народного фольклора. Одной из идей кураторов проекта было создание благопожелания на стене дома.

Ещё на этапе исследований историк и специалист по старинным татарским рукописям Альфрид Бустанов рассказал кураторам, что на волжско-булгарских, а затем и золотоордынских монетах писали «Котлы булсын», что в переводе на русский означает «Будь счастлив».

Художник Роман Kreemos продолжил исследование и нашёл символ счастья, который также печатали на монетах. А потом он создал объёмную композицию из слов «Котлы булсын» и «Будь счастлив»: они оплетают монеты на русском и татарском языках.

Луна и Солнце

Автор: Дамир Bozik (Альметьевск), 2018

Где искать: Альметьевск, ул. Ленина, 149

Татарская сказка «Луна и солнце» и одноименное стихотворение Габдуллы Тукая вдохновили Дамира Бозика из Альметьевска на создание диптиха, который был нарисован на двух противоположных фасадах жилого дома.

Художник создал лиричное произведение из двух частей, где передал переживания человека во время встречи со светилами. Работа выполнена в стиле классического пуантилизма (от франц. pointiller — писать точками). По словам Дамира, обе работы состоят примерно из 90 тысяч точек.

Под солнцем дети встречают закат на берегу реки, а под луной пара медленно плывет по реке к дому. Эти два состояния переданы в контрастных цветовых гаммах — теплой жёлто-красной вечерней и холодной сине-голубой ночной.

Бесконтактный диалог

Автор: Александр Демкин (Рязань), 2019

Где искать: Альметьевск, ул. Нефтяников, 18

В 2017-2018 годах муралы размещали на фасадах жилых домов и производственных объектах, а в 2019 году появился первый рисунок на здании гипермаркета одной из федеральных сетей.

Молодой художник из Рязани создаёт гиперреалистичные муралы с элементами стиля глитч. В своей работе художник поднимает вопрос об изменениях во взаимоотношениях между продавцом и покупателем.

По мнению автора, роль продавца в наше время во многом заменяют цифровые технологии, вследствие чего из торговли уходит фактор человеческого контакта. Кассы самообслуживания и онлайн-покупки вытесняют процесс диалога из жизни современного человека, тем самым лишая его живого общения с другими людьми.

Розово, цветочно

Автор: Ракель Родриго (Валенсия), 2019

Где искать: Альметьевск, ул. Радищева, 43

Эти яркие цветы на фасаде дома появились благодаря стараниям не только автора работы, но и местных жителей. Известная испанская художница Ракель Родриго впервые приехала в Россию и провела для альметьевцев мастер-класс по уникальной технике — вышивке на сетке-рабице.

Прогуливаясь по полям около Альметьевска, команда проекта собрала для художницы целый букет полевых цветов. Именно этот букет стал главным источником вдохновения для художницы.

Белая волчица

Автор: Dulk (Валенсия), 2019

Где искать: Альметьевск, ул. 8 марта, 27

Испанский иллюстратор и графический дизайнер Антонио Сегура Донат (Dulk) создает причудливые образы животных. Для создания персонажей он смешивает повседневные события и вымысел, с оттенком поп-сюрреализма.

В основе работы художника в Альметьевске лежит легенда о белой волчице Ак бүре, которую организаторам проекта рассказала одна из жительниц Альметьевска.

Во время Великой Отечественной войны практически все мужчины были на фронте, поэтому нефть добывали женщины. Очень часто в лесах на них набрасывались волки, многие погибли. Буровичкам даже прошивали на башмаках имена, чтобы в случае такой смерти их можно было идентифицировать.

«Однажды, когда девушек окружила стая волков, из леса появилась Ак буре и увела животных за собой». В этом фантастическом сюжете Белая волчица — это хранительница Альметьевска, покровительница домашнего очага и всего города.

Птицы на скворечнике — это редкие виды, которые водятся в Альметьевском районе. О них организаторы узнали от местных фотографов: взяли у них фотографии птиц и показали их художнику, который в результате вдохновлялся ими.

Госпожа Гусыня

Автор: Alfa Alfa (Монтевидео), 2019

Где искать: Альметьевск, ул. Герцена, 90

Всемирно известный уругвайский художник-муралист Николас Санчез (Alfa Alfa) работает в гравюрной технике. В своих произведениях Николас исследует мифологические и фантасмагорические сюжеты фольклора разных стран.

В качестве вдохновения для новой работы художник использовал малые формы фольклора, традиционные пословицы и поговорки, передающие свойственные женщинам черты характера через образы животных. Так, изображение женщины в образе гусыни в татарской культуре говорит о том, что она аккуратная, хозяйственная, заботится о своих детях и приносит счастье в дом.

Цветок в руке у Госпожи Гусыни появился не случайно: жители дома, увидев эскиз будущего мурала, попросили добавить немного цвета, чтобы рисунок не получился чёрно-белым.

«Зухра» и яблоня

Автор: Hitnes (Рим), 2019

Где искать: Альметьевск, ул. 8 марта, 15 и ул. Герцена, 90

Итальянский художник-муралист, иллюстратор и создатель мультфильмов черпает вдохновение в живой природе. Его произведения находятся в публичных пространствах Европы, Австралии, Мексики и Китая.

В Альметьевске Hitnes создал диптих на стенах двух противоположно стоящих домов. Первый мурал — иллюстрация сюжета татарской народной сказки «Зухра», в которой главная героиня превращает своих детей в птиц и сама оборачивается голубкой, чтобы спасти их от смерти.

Вторая работа диптиха — романтичный образ города в воспоминаниях его пожилых жителей в виде плодоносящей яблони. На стадии исследовательского этапа работы над проектом специалисты Института исследования стрит-арта узнали у местных жителей, что в 1950-е годы в городе было очень много яблонь. «Алма» — «яблоко» по-татарски, что созвучно названию города.

Портрет Ризаитдина Фахретдинова

Автор: Дима Fatum (Киев), 2019

Где искать: Альметьевск, ул. Герцена, 80 б

Уличный художник из Украины создаёт муралы в коллажной технике и часто прибегает к портретному жанру. Коллаж и оптические иллюзии его работ как правило основываются на историко-философском и социальном контексте.

В этой работе Дима Fatum изобразил выдающегося татарского просветителя, ученого-энциклопедиста, религиозного деятеля и философа Ризаитдина Фахретдинова. Тот родился недалеко от Альметьевска, в селе Кичучатово.

По словам художника, это первый в России мурал с оптической иллюзией: издалека наблюдатель видит портрет, а подходя ближе — детали, из которых он состоит. Дом, пейзажи из детства и табличка с расстрельным номером в годы политических репрессий за веру — сюжеты непростой биографии Ризаитдина Фахретдинова.

Не муралом единым

Программа паблик-арт проекта «Сказки о золотых яблоках», рассчитанная на пять лет — это не только огромные рисунки на стенах зданий от именитых художников со всего мира.

Проект включает в себя бесплатные мастер-классы от художников, мероприятия в городском парке, веломарафоны и маскарады.

Организаторы в том числе связали сетью велодорожек все муралы. И местные волонтёры уже проводят по этим маршрутам экскурсии.

В ноябре в городе появится первая постоянная медиаинсталляция. Площадкой станет здание альметьевских тепловых сетей, на котором в 2018 году появились «Теории происхождения нефти».

Днём рисунок можно будет «оживить» с помощью VR-приложения для смартфонов. Камеру нужно будет навести на один из пяти маркеров, расположенных по периметру здания. На экране появится короткое видео, в котором описывается одна из теорий происхождения нефти.

А ночью при помощи лазерного оборудования здание украшается световой инсталляцией. Она отражает внутреннее устройство завода и делает мэппинг существующих на нём муралов.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#граффити #искусство #альметьевск #лигаавторов