Истории
Антон Лебедев

Война за права: как издательства и кондитерские фабрики штрафуют за фотографии памятника основателям Екатеринбурга

История на пересечении юридических столкновений, судебных тяжб и «абсурда».

Фото Антона Лебедева, TJ

В 1997 году власти Екатеринбурга объявили конкурс на создание монумента основателям города — Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. Победил авторский коллектив скульптора Петра Чусовитина и архитекторов Германа Дубровина и Алексея Овечкина.

Договор на создание памятника мэрия заключила только со скульптором, при этом в документе не обозначили передачу муниципалитету исключительных прав на произведение. Спустя 20 лет эта ошибка позволила Ассоциации правообладателей подать пять исков о нарушении авторских прав Чусовитина. А сами юридические тяжбы привели к абсурду и странным казусам.

Десять тысяч рублей за коробку конфет

История нарушений авторских прав началась в сентябре 2018 года. Тогда Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) подала первый иск в 100 тысяч рублей против издательства «Евразия» за фотографию памятника, размещенную на коробке шоколадных конфет «Современный Екатеринбург». Причиной иска стало отсутствие разрешения скульптора Чусовитина.

Производители шоколадного набора разместили ​фотографию памятника в правом нижнем углу коробки Фото LogoBox

В суде производители заявили, что выручка от продажи конфет составила всего пять тысяч рублей. Но вместо этого в УПРАВИС потребовали увеличить сумму иска до 1,35 миллионов рублей (по 10 тысяч рублей за каждую из 135 выпущенных коробок конфет).

«Евразия» проиграла суд. Несмотря на то, что за ответчика заступились в администрации Екатеринбурга, заявив, что авторское право принадлежит коллективу авторов памятника, а не только Чусовитину. Компанию обязали выплатить 70 тысяч рублей за нарушение исключительного права на произведение. Суд основывался на договоре, заключённом в 1997 году между мэрией и скульптором.

УПРАВИС и администрация Екатеринбурга остались недовольны решением и подали на апелляцию. Вдобавок, к делу подключились наследники архитекторов: Олег Овечкин (внук архитектора Алексея Овечкина) и Наталия Анфалова (дочь архитектора Германа Дубровина). Суд постановил вернуться к рассмотрению дела в октябре.

Путеводители с наклейками вместо фотографий памятников

После «Евразии» УПРАВИС подала в суд на предпринимателя Марину Чеботаеву за фотографию двух памятников в путеводителе «Наш Екатеринбург»: Татищеву и де Геннину, а также писателю Дмитрию Мамину-Сибиряку.

На авторское право на бюст последнего претендует Татьяна Колпакова — вдова скульптора Андрея Антонова, одного из авторов постамента. Администрация Екатеринбурга парировала это тем, что с авторами не заключался договор на создание памятника, поэтому подтвердить права наследницы практически невозможно.

Фото Антона Лебедева, TJ

Соавтор памятника Борис Демидов не поддержал исковые требования и заявил, что изображением скульптуры можно пользоваться свободно и бесплатно. Юрист Евгений Дедков, представляющий интересы Демидова, считает, что ситуацию с памятником основателям города довели до абсурда.

Теперь, когда вы фотографируетесь на фоне какого-либо общедоступного памятника и вкладываете в сеть фотографию, вы нарушаете авторские права. Ведь коммерческий или некоммерческий характер использования — в данном случае значения не имеет. Получается, что перед тем как сфотографировать памятник, нужно заключить лицензионный договор с УПРАВИС.

Евгений Дедков

Процесс по иску к Чеботаевой длится уже больше года, заседания откладывались девять раз. Для того, чтобы продавать путеводитель, женщине пришлось вручную заклеить все спорные изображения памятников в издании.

В июле Чеботаева подала встречный иск к УПРАВИС о признании недействительными договоров о передаче полномочий по управлению исключительными правами на произведения.

По мнению предпринимательницы, Колпакова и Чусовитин не имели права передавать полномочия Ассоциации правообладателей без разрешения всех авторов скульптур. Следующий процесс по делу Чеботаевой запланирован на начало октября.

Суд ради 20 тысяч рублей

Третий иск в 20 тысяч рублей УПРАВИС подала к издательскому дому «Фест Хэнд» за публикацию фотографии памятника Татищеву и де Геннину в путеводителе «Свердловская область».

Издательство проиграло, так как суд вновь основывался на договоре между Петром Чусовитиным и мэрией Екатеринбурга. Суд удовлетворил иск в размере 10 тысяч рублей. Причина такого решения заключается в том, что путеводитель, в котором изображён памятник, выпущен для получения прибыли. Закон о свободном использовании произведений на него не распространяется.

«Фест Хэнд», администрация Екатеринбурга и родственники скульпторов Алексея Овечкина и Германа Дубровина подали апелляцию в арбитражный суд.

170 тысяч рублей за наборы открыток

Следующим в списке УПРАВИС оказался пермский предприниматель Борис Эренбург. К нему подали иск за использование фотографии памятника Татищеву и де Геннину в наборе открыток из 17 штук «Екатеринбург. Классика и современность».

Компания «Грамота», которая распространяла открытки, отметила, что памятник на протяжении 20 лет является символом Екатеринбурга. При этом Пётр Чусовитин не возражал против использования его изображения в коммерческих целях, поэтому в данном случае применим эстоппель — правовой принцип, по которому лицо в силу некоторых обстоятельств утрачивает право ссылаться на какие-либо факты в обоснование своих притязаний.

Однако суд вновь сослался на договор между скульптором и администрацией Екатеринбурга. В итоге с предпринимателя взыскали 170 тысяч рублей.

Апелляцию на решение подали наследники скульпторов Алексея Овечкина и Германа Дубровина. Следующее заседание назначено на октябрь.

Дело по иску приостановили лишь однажды

В последнем, пятом иске, УПРАВИС потребовала взыскать с ульяновской кондитерской фабрики «Волжанка» 100 000 рублей за размещение фотографии памятника основателям Екатеринбурга на наборах конфет «Конфи».

Фото Ulbusiness

Арбитражный суд Ульяновской области приостановил производство по делу до решения по иску к предпринимательнице Марине Чеботаевой.

Продукция с изображением памятника исчезает с полок магазинов

Памятник основателям Екатеринбурга раньше изображали практически на всех сувенирах: магнитах, кружках и шоколаде. Однако после первых выигранных УПРАВИС исков продукция с фотографией монумента стала исчезать с полок магазинов.

В мае сувенирная лавка Ural Souvenir отказалась от продажи продукции с изображением памятника. В магазинах «Читай-город» сняли с продажи книги с изображениями памятника. В небольших точках, торгующих сувенирной продукцией, также практически не осталось товаров с фотографией монумента.

«Во всем цивилизованном мире бизнес на контрафакте незаконен»

Представитель УПРАВИС Егор Логинов объяснил, что путеводитель — коммерческое издание, которое приносит доход издателю, а «во всём цивилизованном мире бизнес на контрафакте незаконен». Директор организации Эрик Вальдес-Мартинес читает, что российское право в части охраны прав авторов изобразительного искусства не принесло ничего нового. По его мнению, не корректно рассуждать «эмоциональными категориями» относительно действующего правопорядка.

Существующие национальные нормы давно уже опробированы и успешно действуют, например, в странах Европы. В этой связи поднявшуюся эмоциональную реакцию я могу объяснить отсутствием практики в России (сейчас же никто не ставит под сомнение важность выплат музыкальным правообладателям, например, радиостанциями; или все понимают, что пиратство – это плохо). Пройдя период становления, этот вопрос не будет иметь такого эмоционального накала и страсти.

Эрик Вальдес-Мартинес

«Отношение к монументу как к игровой скульптуре недопустимо»

Создатель памятника основателям Екатеринбурга Пётр Чусовитин призвал бизнесменов соблюдать его авторские права и относиться к монументу с уважением, а не как «к игровой скульптуре».

Авторское право — это право, данное мне государством, закреплённое в законе, ущемление которого в интересах прав третьих лиц считаю недопустимым. Нарушаются личные права авторов и именно правообладатели инициируют процессы в своих интересах.

Пётр Чусовитин

Чусовитина поддержал внук автора монумента «Родина-мать зовёт!» Евгения Вучетича его тёзка Евгений Вучетич. Он отметил, что практика использования изображений городских символов без согласия правообладателей сформировалась из-за низкой правовой культуры. Вучетич считает, что самим скульпторам или наследникам порой просто не представляется возможным отслеживать все вопросы, связанные с использованием произведений.

Очевидно, что коммерческое использование произведений художников или скульпторов необходимо согласовывать. Это просто базовые условия взаимного уважения. Дополнительное финансирование пошло бы на поддержание и реставрацию памятников. Уверен, что в какой-то момент мы придём к пониманию.

Евгений Вучетич

Фото Антона Лебедева, TJ

Общественники Екатеринбурга призвали изменить закон

Общественная палата Екатеринбурга попросила депутатов Госдумы от Свердловской области разработать поправки в Гражданский кодекс, позволяющие свободно использовать изображения уличных памятников и скульптур в коммерческой продукции.

По мнению главы комиссии ОП по формированию городского информационного пространства и продвижению бренда Екатеринбурга Льва Кощеева, сложившуюся ситуацию нужно решать несколькими путями.

Необходимо разобраться, кому принадлежат исключительные права на установленные в городе памятники, и предать гласности эту информацию. Когда правообладателем является муниципалитет, нужно чтобы он отказался требовать с кого-либо соответствующие отчисления.

Необходимо выйти на федеральных законодателей с предложением внести соответствующие поправки, которые приравняют уличные скульптуры к объектам архитектуры.

Лев Кощеев

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #регионы #право #лонгриды #лигаавторов