Разборы
Leonid Pasternak

Макрон против «маленького человека»: почему год спустя «жёлтые жилеты» остаются угрозой для французского президента

Пока глава страны налаживает отношения в Европе и с Россией, затяжные митинги продолжают бить по его рейтингам.

Фото Reuters

21 сентября Париж вновь охватили акции протеста: чтобы сдержать «жёлтые жилеты», полиция применила слезоточивый газ, а суммарное число задержанных составило 160 человек. В ноябре беспорядкам во Франции исполнится год, но едва ли кто-то может уверенно сказать, когда они закончатся. Движение, созданное исключительно при помощи интернета и социальных сетей, не имеет чётких лидеров и отличается высокой самоорганизацией.

Акции гражданского неповиновения изначально возникли как выступления автомобилистов против повышения цен на топливо (бензин, впоследствии также нефтепродукты) в Париже. Но нынешний масштаб протестного движения значительно вырос, охватив Францию.

Требования митингующих постепенно превратились из социальных в политические — теперь «жёлтые жилеты» выступают за отставку правительства, а также президента страны Эмманюэля Макрона. Подобные события спровоцировали полноценный политический кризис, который, прежде всего, поставил «под удар» Макрона и всю его команду.

Подробнее о президентстве Макрона можно прочитать в этом материале TJ.

Налоговый кошмар

Эмманюэль Макрон приходил к власти в качестве альтернативы левым и правым, провозглашая курс на либеральный глобализм. При этом французский президент уделяет много внимания проблемам экологии, поднимая вопросы загрязнения окружающей среды. В 2017 году он выступил с речью, в которой обратился к президенту США Дональду Трампу и подверг жёсткой критике экологическую политику американского лидера, а также его стремление к выходу из Парижского соглашения по климату.

Чтобы стимулировать граждан «пересаживаться» на электромобили, электробусы и гибридные автомобили, Франция в рамках Парижского соглашения повысила цены на бензин и дизель. Однако налоги составляют из конечной стоимости топливного продукта около 60%. Многие французы не в состоянии оплачивать такое дорогое топливо для своего автомобиля.

К осени 2019 года стоимость дизельного топлива и бензина во Франции составляет около 1,6 евро (112 рублей) за литр. Рост цен спровоцировал массовое недовольство, в основном среди владельцев автомобилей с дизелем. Население, проживающее во французских провинциях, предпочитает именно такой вид транспорта.

Повышение налогов сильно «ударило» по среднему классу. Большинство оказались не готовы перераспределить доходы таким образом, чтобы значительно увеличить расходы на содержание автомобиля, потребляющего бензин или дизель.

Фото EPA

Изменения на рынке топлива очень быстро стали ассоциироваться с деятельностью Макрона на посту президента. При нём французы ощутили наиболее существенный рост цен на бензин. Поддержка избирателя, которой смог заручиться политик, стала падать. Как итог — в стране возникла опасность «острого» политического кризиса.

В ноябре 2018 года произошло массовое блокирование Парижской окружной дороги, а также других магистралей при помощи заграждений на пунктах взимания платы за проезд, что спровоцировало рост недовольства среди населения в общенациональном масштабе. Символом движения стал жёлтый жилет, который, по французским законам, должен храниться в каждом автомобиле на случай остановки из-за неполадок на трассе. Водители обязаны надевать такие жилеты, чтобы быть более заметными на дороге. Таким образом митингующие хотели выделить себя на фоне других манифестантов.

Первая акция протеста 17 ноября 2018 года, начавшаяся с блокировки Парижской окружной автодороги, собрала в общей сложности более 285 тысяч человек. В ходе жёстких столкновений с полицией погиб один человек, более 400 получили ранения, а 117 арестовали.

Фото EPA

Каждая новая манифестация «жёлтых жилетов» становилась всё более агрессивной и стихийной. В Париже многие акции заканчивались противостоянием протестующих с полицией. Манифестанты бросали в полицейских камни, бутылки и пакеты с мусором. В ответ силовики применяли слезоточивый газ, а также массово задерживали протестующих. Митингующие также врывались в рестораны и бары, опрокидывали столы и стулья, били посуду, разбивали витрины магазин и устраивали разгромы бутиков с одеждой.

Фото AP

К марту 2019 года в результате протестов погибли более 10 человек, почти 1000 полицейских пострадали. Многие из демонстрантов получили серьёзные травмы из-за обстрела резиновыми пулями со стороны полиции. Силовики применяли против протестующих пластиковое нелетальное оружие, а также пули, которые не пробивают кожу. В феврале полиции разрешили применять травматическое оружие в случае ухудшения ситуации.

Министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер назвал происходящее в столице страны «хаосом» и осудил действия демонстрантов. По его мнению, всё, что можно было наблюдать на улицах Парижа, можно охарактеризовать только лишь как «насилие».

В Би-би-си демонстрации назвали «актами вандализма». По мнению журналистов, «погромы» вышли за «рамки мирных акций» и обретают очертания массовых беспорядков.

Фото РИА «Новости»

В апреле Макрон выступил с телеобращением к французскому народу, заявив, что прислушался к требованиям протестующих. Он пообещал снизить налоги, оказать дополнительную финансовую помощь пенсионерам и либерализовать законодательство при проведении референдумов.

Президент для капиталистов

С первых дней в должности Макрон получил прозвище «президент богатых». И подобный «ярлык» появился не просто так. В июле 2017 года политик отказался отвечать на вопросы прессы, объяснив свой поступок тем, что его «мысли слишком сложны для журналистов». Вскоре президент сократил социальные льготы для студентов, пенсионеров и безработных. При этом налоговую политику он тоже поменял, сократив нагрузку на доходы для сверхбогатых граждан и снизив налоги для среднего класса. Французский лидер настроил против себя и военных, значительно урезав расходы на оборону.

В начале протестных акций Макрон отнёс «жёлтых жилетов» к «бездельникам». Он также назвал неудачниками тех, кто не смог заработать себе достаточно денег для комфортной жизни и заметил, что «вокзал — вот где встречаются достигшие успеха в жизни и те, кто ничего не может».

На фоне подобных высказываний и массовых протестов по всей Франции рейтинг Макрона начал стремительно падать и вскоре достиг отметки в 23%. Подобный результат — повторение политического антирекорда, который был зафиксирован у предшественника Эмманюэля Макрона — социалиста Франсуа Олланда.

В апреле 2019 года из-за пожара в соборе Парижской Богоматери Макрон отменил речь, с которой планировал обратиться к протестующим. Вместо этого он отправился на место трагедии, а также организовал сбор средств на реконструкцию собора. Одними из первых, кто пожертвовал деньги на восстановление собора Парижской Богоматери стали французский бизнесмен Франсуа-Анри Пино и миллиардер Бернар Арно.

После этого многие вспомнили прозвище Макрона — «президент богатых», так как состоятельные люди первыми откликнулись на призыв президента. Представители «жёлтых жилетов» посчитали, что собранные за несколько часов после трагедии 600 миллионов евро следовало потратить на нужды необеспеченных слоёв населения. К тому же, протестующие расценили игнорирование темы митингов (Макрон не высказывался об акциях в течение почти двух недель) как попытку замалчивания проблемы на фоне трагедии и набора политических очков за счёт пожара.

Фото Reuters

В июле 2019 года, лишь через девять месяцев после начала протестов, Макрон признал, что «жёлтые жилеты», прежде всего, добиваются социальной справедливости и улучшения финансового положения.

В нашей стране продолжают оставаться нерешёнными давно известные нам глубокие проблемы, вызванные существующей несправедливостью и экономическими трудностями населения.

Эмманюэль Макрон

Президент Франции отметил, что часть проблем, которые поднимают манифестанты уже решили. Оставшиеся задачи требуют дальнейшей работы, которая может занять достаточно много времени. Также Макрон подчеркнул, что некоторые из требований всё же выполнить в настоящий момент невозможно.

Политологи во Франции и других странах Европы обратили внимание именно на социальное неравенство. Например, с высказыванием Макрона о «глубоких» проблемах французского общества согласна эксперт Германо-французского института в Людвигсбурге Айлин Келлер. Она считает, что митинги «жёлтых жилетов» — это своеобразный протест «маленького человека» против несправедливости и бедности.

Перспективы протестного движения

Многие европейские эксперты сдержанно оценивают успехи протестующих. Социолог Дитер Рухт из берлинского Института исследования протестов и движений утверждает, что «достаточно было лишь маленькой искры, поскольку недовольство охватило широкие массы населения». Впрочем, это не означает, что протестные акции на сегодняшний день успешны. Правительство не идёт на уступки «жёлтых жилетов», полагает Рухт.

Эксперт Германо-французского института в Людвигсбурге Айлин Келлер уверена, что уличное протестное движение вряд ли сможет добиться успеха и заставить Макрона в полной мере выполнить его требования.

Заведующий кафедрой международных отношений университета Лиона, политолог Анри Жу высказывает схожее с Келлер мнение, считая, что недовольство «жёлтых жилетов» — это «предсказуемый исторический виток».

Движение «жёлтых жилетов» ― это не гражданская революция, а небольшое социальное восстание. Да ― это восстание, да ― социальное. Но не массовое и не масштабное, таким, каким его выставляют в других странах. И уж тем более не революция. Это самый предсказуемый исторический виток, о котором вскоре все забудут.

Анри Жу

Возможно, «жёлтые жилеты» смогут добиться успеха не на улице, а в политике, предполагает сотрудник социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Фёдоров. Одна из лидеров «жилетов» Жаклин Муро заявила о планах создать новую партию, которая представит интересы протестующих. «Создание новой партии на волне поддержки — это шаг, который может в политическом плане принести успех», считает Фёдоров.

К осени 2019 года около 70% французов высказываются в поддержку «жёлтых жилетов», но среди сторонников протестующих есть и те, кому нравится курс Макрона. Новая политическая культура, которая в настоящее время формируется во Франции возникла именно благодаря «жилетам».

Многие из выходящих на улицы далеки от условных политических делений на «правых» и «левых». Большинство активистов не относит себя ни к одному политическому течению или партии. Это новая политика, которая игнорирует любую терминологию. Но подобные ценности не позволяют создать прочное общественное движение, так как реализовать политическую программу на основе требований «жёлтых жилетов» довольно трудно. Поэтому перспективы движения слишком неустойчивы.

Фото AFP

В сентябре популярность Макрона выросла до 37%, а протесты перестают быть «острыми» и массовыми, становясь локальными. Запрос на классическую политику вновь преобладает.

Этот тезис подтверждается материалом испанского издания ABC, в котором положительно оцениваются действия Макрона по прекращению беспорядков.

Как считает издание, президент «продолжает эффективно защищать и восстанавливать порядок» во Франции. Постепенный спад уличной активности «жёлтых жилетов» может привести к устойчивому росту рейтинга Макрона и, таким образом, увеличить шансы французского президента на переизбрание в 2022 году.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#политика #истории #лонгриды #лигаавторов