Истории
Tatiana

Война, трудная жизнь в глуши, привязанность к интернету и другое: о чём снимает новое поколение русских режиссёров

Режиссёры «Дылды», «Глубокой реки», «Мальчика русского» и других картин, признанных критиками.

Независимое русское кино знаменито благодаря классикам своего времени: Андрею Тарковскому, Александру Сокурову, Алексею Герману, Кире Муратовой и Алексею Балабанову. Они вписали свои имена в историю, а их работы не теряют актуальности. Но с течением времени в российском кино появляются новые лица — так называемые «режиссёры нового поколения».

Кантемир Балагов — «Теснота», «Дылда»

Выпускник выдающейся кабардино-балкарской мастерской Александра Николаевича Сокурова. Туда он поступил позже всех на курсе, сняв с друзьями веб-сериал, который отправил Сокурову. Тот и предложил юноше поступить на свой курс.

К 28 годам Кантемир получил призы Каннского кинофестиваля в программе «Особый взгляд», ФИПРЕССИ, «лучший дебют» на «Кинотавре» и поучаствовать в главных кинофестивалях мира.

Я горд носить это звание — «ученик Сокурова».

Кантемир Балагов

После получения диплома в 25 лет Кантемир снял первый полнометражный фильм «Теснота». В фильме режиссёр рассуждает о мирных людях, которых коснулась Чеченская война. Но и не упустил важные и болезненные темы родительской любви, а также национальных и личностных ценностей.

В Каннах фильм отметили призом ФИПРЕССИ, а в России фильм стал лучшей дебютной картиной 2017 года. Главный вопрос «Тесноты» — насколько гуманно родителям просить своего ребёнка пожертвовать собой?

«Теснота» — предельно чувственна, тактильна. Где теснота, там и близость. Когда давят стены и социум, неизбежно утыкаешься в чужое лицо, спасаешься в нём и тонешь (как тонет камера Балагова и дебютанта-оператора Артёма Емельянова).

Василий Степанов

После выхода своего первого фильма Балагову не удалось избежать сравнение с мастером. И всё же нельзя с точностью сказать, что этот фильм – подражание Сокурову.

«Теснота» — один из моих любимых русских фильмов декады. Тут, (опять же для меня) сошлось всё: история, география (мы очень долго ждали такой фильм про Кавказ), талант Кантемира, потрясающая Даша Жовнер и, конечно, направляющая рука мастера, то есть Сокурова, без которого это была бы совсем другая картина.

Максим Заговора

В 2019 году на 72-м Каннском кинофестивале представили вторую картину режиссёра — «Дылда». В основу фильма легли истории, рассказанные по книге нобелевского лауреата Светланы Алексеевич «У войны не женское лицо».

Благодаря этой книге Балагов конструировал образы главных героинь – юных девушек, глубоко пострадавших после войны и пытающихся адаптироваться в мирной послевоенной жизни. Если до этого такая тема в русском кино принадлежала преимущественно мужчинам, то Кантемир сделал фильм, показывающий послевоенный мир женскими глазами.

У меня до этой книги было очень поверхностное представление о войне, очень далёкое, и тем более о роли женщины. И это огромный человеческий подвиг – что эта книга существует.

Кантемир Балагов

В интервью Кантемир рассказывал, что ему интересно наблюдать за такими женскими характерами, внешне они сильные и непреклонные, но внутри имеют много ран, от которых невозможно избавиться.

Я очень хочу поздравить Кантемира с успехом. Он его заслужил. Своей спокойной, даже стальной верой в замысел, своим умением добиваться понимания группы, своей способностью доводить всё до конца. До того состояния, которое не заставляет тебя просыпаться по ночам от ярости на себя за несделанное, незавершенное, недожатое...

Александр Роднянский

Александр Золотухин — «Мальчик русский»

Получив диплом по программированию, Золотухин решил попробовать себя в творчестве и поступил в Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Поняв, что ему не хватает теоретических и практических знаний, он посещал год вольнослушателем занятия в кабардино-балкарской мастерской Сокурова. После тот предложил ему окончательно перевестись в КБГУ.

Фото журнала «Горец»

«Я попросился вольнослушателем, и впервые почувствовал, что такое университет в классическом смысле. К таким знаниям относишься с уважением и благодарностью. И отвечаешь усердием», — рассказывал Золотухин. Его дебютную работу показали на Берлинском кинофестивале, а затем на фестивале в Новой Голландии в Петербурге и на «Кинотавре».

«Мальчик русский» рассказывает историю деревенского мальчика, который идёт на Первую Мировую войну за юношеской славой, и первом же бою теряет зрение после газовой атаки. Он возомнил из себя героя, поэтому домой торопиться не собирается. Алёшу сажают за акустический локатор и делают «слухачом» — тем, кто должен предупреждать о приближении вражеских самолётов.

Фильмов про Первую Мировую войну в русском кинематографе не принято снимать, не считая «Батальона», но всё же это более коммерческое кино. Одна из целей картины — показать, что в войне нет ничего зрелищного, на деле это нечто страшное и грязное.

Особое напряжение в картине создаёт музыка. Сопоставимо военным сражениям показана репетиция современного оркестра «Таврический», исполняющего «Третий концерт для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы» Рахманинова. Эти произведение олицетворяют с героем – таким же хрупким, мятежным и трагичным.

Звуки в истории про 1914-й год будто нарочно оторваны от изображения, законсервированы для вечности, спрятаны от увядания, в отличие от военных эпизодов, снятых будто на состаренную плёнку. Музыка в современном сюжете, напротив, заполняет собой всё пространство. Рифмуя их, режиссёр Александр Золотухин и фильм, и себя, и зрителя превращает в тот самый акустический локатор.

Егор Москвитин

Золотухин очень тщательно подбирал типажи актёров для съёмок, так как хотел показать людей того времени. Актёров он искал на заводах, в военных школах, а своего главного героя нашёл в детском доме. Владимир Королёв прекрасно подошёл на роль несуразного паренька Алёши, который поразил своей органичной игрой.

Тяжело дался поиск исполнителя главной роли. Нам он представлялся нежным, наивным, тянущимся к людям мальчиком, но с судьбой за плечами. В итоге мы встретили нашего героя в детском доме.

Александр Золотухин

Многие кинокритики полагают, что из Александра получится настоящий русский режиссёр.

Значительно убедительнее, нежели музыкальное вторжение в киноисторию, её внутренний контрапункт. Противостояние человеческого (как опекают в полку изувеченного мальчика, как забыв о войне, играют в догонялки, как юный немец не решается стрелять в слепого врага-сверстника, как из страха и боли возникает братство, неутомимая солидарность солдат) и античеловеческого (как отбивают Алёше, севшему есть кашу за офицерский стол, руки; как превращают зрячих в слепых, живых — в мёртвых). В общем, это имя — Александр Золотухин — стоит запомнить.

Лариса Малюкова

Владимир Битоков — «Глубокие реки»

Ещё один выпускник кабардино-балкарской мастерской. По словам Битокова, никакого особого режиссёрского пути у него нет. В прошлом он не очень успешно играл в КВН, чтобы зарабатывать на жизнь, а позже узнал о КБГУ и решил попробовать. «Теперь просто не представляю для себя другой профессии. Я правда искренне горю желанием снимать кино. Это волшебный процесс», — говорил режиссёр. В 2018 году «Кинотавре» первый полнометражный фильм режиссёра номинировали на «лучший дебют»

Фото кинокомплекса «Победа»

«Глубокие реки» рассказывают о семье лесорубов, проживающих в деревне высоко в горах Кабардино-Балкарии. Семья – отец и двое сыновей, Бес и Муха, и жена одного из братьев – Заира. Каждый день отец с детьми отправляются в лес валить деревья, а после продают их, еле сводя концы с концами.

С односельчанами у них не складываются отношения из-за давнего конфликта: когда-то семью выгнали из деревни, поэтому они привыкли жить без помощи окружающих. Обстоятельства вынуждают обратиться с просьбой к самому младшему брату, который уже давно уехал жить город и позабыл суровый быт свой родных.

Отсутствие диалога между близкими людьми всегда приводит к трагедии. Нужно уметь разговаривать друг с другом.

Владимир Битоков

Все герои фильма находятся в состоянии войны, как с односельчанами, так и внутри семьи. Интересна подана и раскрыта основная тема фильма – семейные отношения. Она часто возникает во многих русских картинах, но интерпретируется по-разному.

Режиссёр Битоков в своём дебюте создаёт какой-то удивительно убедительный мир, за которым просто очень интересно наблюдать: за жизнью, за тем, как они валят лес, как обедают, как дерутся. «Глубокие реки» проникнуты искренней любовью и уважением к кавказской семье, к этому заповеднику настоящих ценностей (безо всякой иронии), но к финалу мы понимаем, что перед нами вымирающий вид. Не потому, что его победит город — город здесь подчёркнуто слаб, а потому, что в сегодняшнем мире так жить уже нельзя, такая форма существования обречена на самоуничтожение.

А вот как жить с этим пониманием, тоже не очень понятно — по крайней мере, режиссёр ответа на этот вопрос не даёт. Может быть, это и к лучшему.

Сергей Фишман

На протяжении всего фильма все герои разговаривают на кабардинском языке. В интервью журналу «Сеанс» Владимир сказал, что «В этом была своя прелесть и своя сложность. Сам я всю жизнь слышу кабардинский язык, понимаю его, но не говорю. Теперь хотя бы выучил фразы, которые звучат в моем фильме. Я не мог представить, как мои герои говорят на литературном русском. Для меня оказался важен конфликт языков — конфликт между младшим братом, который говорит только по-русски, и его семьёй».

Владимир также поделился планами на будущее: «Планы просты. Снимать. После годового застоя, к счастью, мне дали шанс снова снять картину, и мы сейчас в активной фазе подготовки. О чем она, думаю, пока рано говорить. Скоро все узнаете».

Володя Битоков — особенный человек, лёгкий. И мне кажется, с его характером нужно снимать фильмы на тему современности, не исторические. Работа с группой в историческом кино — это испытание на свободу и дисциплину. У Володи есть своё внутреннее представление о мире.

Александр Сокуров

Григорий Добрыгин — «Sheena667»

Многие знают Добрыгина как актёра по фильмам «Чёрная молния» и «Как я провёл этим летом». За последний его наградили «Серебряным львом» в номинации «за лучшую мужскую роль». Но к своему первому фильму он долго прокладывал путь. В 2013 году он дебютировал как театральный режиссёр и художник-постановщик. Его первая постановка «Лакейская» прошла на малой сцене театра имени Маяковского. А в том же году на «Кинотавре» представили его короткометражную работу «Измена», положительно отмеченная кинокритиками и жюри.

Фото Buro 24/7

В 2018 году на кинофестивале в Роттердаме показали дебютный полнометражный фильм режиссёра «Sheena667», который также вошёл в конкурсную программу «Кинотавра-2019».

Sheena667 рассказывает историю Вадима, который видит в окне порночата девушку (Sheena667) и влюбляется в неё. Его жена Ольга постепенно уступает мужа компьютеру. Вадим же в свою очередь теряет интерес не только к супруге, но и к их общей мечте – купить подержанный эвакуатор, чтобы вытаскивать машины из кювета.

Если обобщать, это фильм о том, что экран компьютера становится для человека более глубоким, чем реальность. Ну и о том, как важно принимать окружающий мир и себя.

Кадр из фильма Sheena667

Большинство кинокритиков положительно оценили первую работу режиссёра, похвалив визуальный стиль повествования и использование необычных языковой узор, как некий несуществующий мир. Актриса Юлия Пересильд в фильме употребляет такие слова, как, например, «Не подъелдыкивай».

Sheenna667, на мой взгляд, самый интернациональный русский дебют последнего времени, совершенно точно понятный в любой стране, сделанный очень, в хорошем смысле, по-европейски. Опять же, повторяю, в который раз, очень жду второй картины и вообще дико интересно наблюдать за любой деятельностью Добрыгина: режиссёрской, актёрской, продюсерской.

Максим Заговора

За своими героями Добрыгин следит чутко, с редкой для дебютанта серьёзностью и обращая внимание на детали. Он никому не рассказывал, что для роли Sheenna667 снималась актриса, потому что хотел, чтобы актёр Владимир Свирский (Вадим) думал, что это реальная виртуальная проститутка. Самого Владимира на полгода отправили в автомастерскую, чтобы тот максимально проникся и подготовился к роли.

Настолько цельные, умные, оригинальные дебютные картины — редкость не только в России, но где угодно. Ничего удивительного в том, что Sheena667 попала в конкурс престижного Роттердамского фестиваля, который специализируется именно на первых фильмах и открыл много звёзд, от Апичатпонга Верасетакуна и Кристофера Нолана до Ильи Хржановского.

Антон Долин

Нигина Сайфуллаева — «Как меня зовут», «Верность»

Какого быть женщиной-режиссером? Этот вопрос Нигина слышит постоянно, но утверждает, что разница между женской и неженской режиссурой в выборе темы и героя. Выпускница РГГУ прошла большой путь от помощника на площадке до режиссера.

В 2014 году Сайфуллаева дебютировала на «Кинотавре» с фильмом «Как меня зовут». Это история двух старшеклассниц, которые приехали в Крым познакомиться с отцом одной из них, но в последний момент поменялись именами.

Фото «Кинопоиска»

По словам режиссёра, история фильма родилась из её психологических переживаний об отношениях отца и дочери. «Но не стоит переоценивать автобиографичность этого фильма — у меня с папой прекрасные, очень близкие отношения, но над этим пришлось поработать. И мне бы хотелось подтолкнуть к этому и других», — говорила она.

Хотя для Нигины это и первый полный метр, но как дебютант на площадке она точно не выглядела. А вот разницу между режиссерами женщинами и режиссерами мужчинами я почувствовала. Но не в плохом или хорошем смысле, а просто по атмосфере на площадке.

Александра Бортич

Свой второй фильм «Верность» Сайфуллаева по традиции показала на «Кинотавре». Главная героиня Лена – акушер-гинеколог, а её муж Серёжа работает актёром в провинциальном театре. С годами они утратили близость и нежность друг к другу. И Лена начала подозревать мужа в измене, но не заявляет ему об этом, а молча держит ревность в себе.

Фильм открыто говорит о познании женщины, об измене и верности, поднимая тему секса, как полагают кинокритики, на новый уровень российского кино.

«Верность» Нигины Сайфуллаевой — маленькая революция. Революция, потому что никогда ещё в российском кино не было такого градуса откровенности и чувственности. Маленькая, потому что, судя по неловкой реакции зала на премьере (люди смеялись, кашляли, буквально прятали глаза и ёрзали на месте), прокат будет узким, а реакция на него — сдержанной.

Многие взрослые зрители будто провалились обратно в детство и случайно зашли в родительскую спальню, где папа с мамой в этот самый момент занимались чем-то недозволенным. Как реагировать? Притворить дверь и бежать обратно к игрушкам — вдруг удастся забыть увиденное.

Антон Долин

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#кино #режиссеры #лигаавторов #русскоекино #лонгриды