Жыве Беларусь

«Выразил боль многих народов»: почему удмуртский учёный Альберт Разин совершил самосожжение ради родного языка Материал редакции

Месяц после трагедии, которую пытаются забыть власти и закрепить в истории республики местные активисты.

В закладки
​Фото с личной страницы Разина в Фейсбуке

10 сентября 79-летний кандидат философских наук и национальный лидер Удмуртии Альберт Разин вышел на одиночный пикет в защиту местного языка и культуры, а затем поджёг себя на глазах соратников. Вскоре мужчина скончался в больнице. Произошедшее, как считают родные и близкие учёные, стало результатом долгой борьбы Разина за традиционную культуру Удмуртии, которую он считал умирающей.

Спустя месяц после гибели активиста многие в республике не могут уверенно сказать, как относятся к произошедшему. В городском правительстве о публичном самоубийстве национального лидера предпочитают не вспоминать, а его друзья и соратники пытаются отойти от шока, пока их регулярно водят на допросы в полицию и в отдел по борьбе с экстремизмом.

Последнее обращение

Родные и друзья Разина помнят его открытым и общительным человеком, и тем удивительнее для них стал факт, что он втайне от всех готовился покончить с собой. За несколько недель до одиночного пикета он освободил свой небольшой кабинет в здании «Союза учёных Удмуртии», сказав, что поработает из дома, выбросил старые вещи, закончил написание книг о защите культуры республики и оплатил типографию для их издания.

Кандидат философских наук и заслуженный деятель науки республики, Разин считал, что язык и культура Удмуртии умирают, а с этим исчезает и удмуртский народ. Для решения он в том числе предлагал сделать обязательным использование языка коренного народа в деревенских детских садах и ввести обязательное изучение удмуртского в местных школах наравне с русским и английским. Нынешнее положение дел он считал «продолжением сталинской русификации».

Учёный полагал, что одно из достоинств России — это множество самобытных культур внутри неё, противопоставляя этому моноэтнические государства по типу Франции с «бездуховной американской масскультурой». При этом в его последнем обращении к депутатам сложно найти нечто агрессивное или радикальное: в документе он куда больше времени посвящает рассказу о богатой культуре удмуртов и связывает «удмуртуфобию» с ростом числа суицидов среди коренного населения. Со времён СССР по уровню самоубийств Удмуртия занимает первое место в Приволжье и девятое в России.

С этими мыслями утром 10 сентября Разин встал неподалёку от здания Госсовета, куда собирались депутаты на очередное заседание парламента. В Ижевске это популярная точка активистов, обращающихся к власти, так что большая часть чиновников проходила мимо пожилого мужчины, либо коротко здоровалась с ним за руку. Мало кто из них вдумывался в лозунги плакатов, которые он держал: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть» (строчка из стихотворения аварского поэта Расула Гамзатова) и «Есть ли у меня Отечество?».

Альберт Разин на пикете Фото «Открытый Нижний»

Неподалёку от учёного находился его давний соратник — 32-летний путешественник и активист Андрей Перевозчиков, который последние три года помогал Разину с национальной повесткой. Он же записал последнее видеобращение пожилого мужчины, в котором тот призывал власти вступиться за язык и культуру Удмуртии.

Ничего подозрительного в поведении Разина не заметил ни Перевозчиков, ни 56-летний активист удмуртского национального движения Пётр Тимошкин, друживший с ним. Накануне пикета, вечером 9 сентября, Разин хотел встретиться с товарищем, но тот не успел вернуться из деревни до темноты. «Уже после произошедшего я понял, что он чего-то хотел, наверное, посоветоваться, чего-то обсудить», — говорит Тимошкин в беседе с TJ.

Отстояв с пикетом какое-то время, учёный, живший неподалёку от здания Госсовета, сел в свою машину и отлучился. Вскоре он вернулся в синтепоновом пуховике, шапке и шарфе, которым обмотал лицо. «Он основательно готовился и специально надел одежду, которая нанесла бы ему максимальные увечья. Всё хладнокровно спланировано», — вспоминает Перевозчиков в разговоре с TJ.

Потребовалось небольшого пламени от зажигалки Разина, чтобы его тело моментально охватило огнём. «Альберт Алексеевич! Что вы наделали?!», — закричал Перевозчиков и попытался сорвать одежду с друга, но горящий молча отмахивался от него. В надежде погасить пламя активист обжёг лицо и руки, а потом побежал за огнетушителем в Госсовет. Первый не сработал, тогда Перевозчиков побежал за вторым.

К моменту, когда пламя погасили, больше 90% тела Разина пострадало от ожогов. По воспоминаниям Тимошкина, часть прохожих пыталась помочь остановить огонь, а другие, включая местных чиновников, наблюдали за происходящим и снимали на телефон. Через несколько часов Разин, не приходивший в сознание, скончался в больнице.

Борьба за национальный дух

«Трудно понять, что подтолкнуло Альберта Алексеевича на крайние действия. Никакие благие цели не стоят человеческой жизни. Любые вопросы должны решаться в условиях диалога», — написала во «ВКонтакте» после гибели Разина депутат Госсовета от «Единой России» Татьяна Ишматова. По совместительству она руководит национально-культурным объединением «Удмурт Кенеш» (в переводе — «Удмуртский совет»).

В 1991 году одним из создателей организации стал погибший Разин. Позже он покинул объединение, которое, по его мнению, делало недостаточно для защиты удмуртского языка и существовало скорее для отчётности. Сам же учёный с самого развала СССР занимался созданием национального движения в Удмуртии, организовывал мероприятия и культурные программы. В 1992 году он писал научные труды для только открывшегося Института человека, а в 1997 году издал первые книги о национальных проблемах республики.

«Альберт Алексеевич действительно лидер, он очень много сделал для культуры и языка, особенно в конце 1980-1990-х годах», — подтверждает Перевозчиков. В последние годы активист арендовал кабинет в Доме учёных и постоянно принимал гостей, желающих посоветоваться с ним. Каждому он рассказывал об удмуртских традициях, обычаях, народном целительстве и траволечении, а параллельно угощал чаем, которым постоянно пахло в комнате.

Разин на московской конференции «Народные культуры и верования в условиях мировых вызовов», ноябрь 2017 года

Мнение об угасании удмуртского языка пришло к Разину не на пустом месте. В регионе из 1,5 миллиона жителей на удмуртском говорят лишь около 300 тысяч человек. Несмотря на государственный статус, телевещание на языке коренного народа почти не ведётся — только 1,5 часа в неделю на местной ГТРК. В советское время было ещё хуже — многие удмурты старались говорить только на русском, стыдясь родного языка.

После развала ситуация постепенно выправилась: в 1990-х годах в бывших советских республиках возрождались национальные настроения, не отставала и Удмуртия. Но, возможно, самым ярким проявлением культуры республики остаётся музыкальный коллектив «Бурановские бабушки» — в 2012 году они представляли Россию на «Евровидении» и заняли второе место.

Вероятно, самый болезненный удар по национальной культуре нанёс указ Владимира Путина в июне 2018 года. Тогда он поручил проверить, не нарушаются ли права граждан на добровольное изучение национальных языков в Татарстане, после чего в регионе предложили увеличить часы преподавания русского в школах Татарстана. Многие национальные активисты вышли на митинги, опасаясь, что ради русского сократят преподавание на татарском.

Инициатива спровоцировала раскол среди родителей: одни требовали увеличения часов преподавания на русском, а другие ратовали за сохранение языка коренного народа. За резонансом последовало принятие в июле 2018 года закона, который сделал изучение национальных языков в российских школах строго добровольным.

Тогда активисты из разных регионов предположили, что школьники начнут отказываться от изучения национального языка, чтобы не сокращать количество часов изучения русского.
Это связано с тем, что ЕГЭ можно сдавать только на русском. Разин видел в этом решении власти прямой удар по удмуртской культуре и народу.

Сложилась целая система формирования у удмуртов ощущения «второсортности», чувства собственной ущербности. [...]

Удмурт на своей земле ощущает себя не хозяином республики, а изгоем. Здесь удмурту опосредованно доказывают, что он «никто» и «ничто». Соответственно неудивительно, что у удмуртов отсутствует национальное самосознание (без которого не формируются чувство собственного достоинства и гражданское самосознание).

из обращения Разина к депутатам Госсовета

Активист, пантеист, муж и отец

Юлия Разина узнала о самосожжении мужа, находясь на работе. Она младше покойного супруга на 26 лет, что не помешало им прожить вместе 33 года. Для учёного это был второй брак. Всю жизнь пара прожила в маленькой однокомнатной квартире в Ижевске — по словам Юлии, супруга вычеркнули из очереди на улучшение жилищных условий после того, как он открыто выступил против военной кампании в Чечне. В прощальной записке активист словно извинялся за то, что так и не добился лучшего жилья.

Разин с женой Юлией и дочкой Софи Фото Леонида Гонина

В той же квартире живёт старшая дочь Разина, Софи — она работает в сфере дизайна и расписывает на заказ шёлковые платки. Мужчина не любил рассказывать, что она ему неродная, но, по словам друзей, обожал дочь. «Он так умел всё преподнести, что она до 16 лет верила, что подарки на Новый год ей приносит Дед мороз», — рассказывает Тимошкин о погибшем друге.

Когда он собрал родственников у нас в доме, Альберт Алексеевич так представил Софи: «Я всегда знал, что у меня где-то растёт девочка, но как она выглядит — не знал. Вот, хожу я по улице и всегда думал, а вдруг эта девочка, идущая навстречу, и есть моя девочка. Поэтому на всякий случай всегда носил конфеты с собой, вдруг я её встречу. А, оказывается, вот она моя девочка, самая красивая, самая умная».

из интервью Юлии Разиной

Общих детей у Юлии и Альберта не было: четырёхлетний сын Разина от первого брака умер от рака, и мужчина боялся повторения истории. Об этой части своей жизни он рассказывал очень редко, предпочитая записывать мысли и переживания в личный дневник.

Многие друзья учёного описывают его как эмоционального и импульсивного человека, которому гораздо лучше давались одиночные выступления, чем дискуссии.

Юлия приводит более тёплый пример эмоциональности и даже сентиментальности мужа: «Уже 30 лет прошло, как умерла его мама Ирина Ивановна, а он всегда ставил кружку с чаем на стол для неё. Мама его умерла в жажде, нельзя было ни есть, ни пить».

Как говорит Перевозчиков, гибель Разина — это траур не только для его семьи и друзей, но и для всех национальных активистов Удмуртии и других регионов. За последний год он переиздал 3-4 книги на тему удмуртского самосознания — на это он выделял часть своей пенсии и деньги, полученные с продажи дачи.

В 1990-х годах Разин стал одним из организаторов первого в Ижевске Гербера. Это обряд, которым удмурты отмечали границу между летним и осенним земледельческими циклами до принятия христианства. Сам учёный на время торжества читал молитву на правах жреца, из-за чего мужчину стали называть язычником. Но Тимошкин говорит что люди путают язычество с пантеизмом — поклонению природе. «Человек как бы общается с природой, живёт с ней в гармонии», — объясняет мужчина в беседе с TJ.

О смерти Разин стал задумываться за три-четыре года до гибели. Однажды учёный вместе с Тимошкиным поехал на могилу родителей, чтобы «пообщаться» с ними: это поднимало ему настроение и успокаивало. «И вот я ему говорю: „С какой стороны место тебе приготовили уже?“», и он говорит: «Я всё на кремацию приготовил и деньги уже отложил».

После смерти учёного его тело кремировали в Екатеринбурге, поскольку в Ижевске крематория нет. 14 сентября прах Разина развеяли на холме рядом с селом в Алнашском районе на юге Удмуртии, откуда он родом.

Национальный лидер для одних и противоречивая фигура для других

Опыт и репутация в национальном движении позволяла Разину то, что удавалось немногим — вести на равных диалог с чиновниками. Но с каждым годом ситуация становилась хуже. Дочь учёного приводит в пример случай, глубоко задевший отца, — на совещании в одном из районов чиновники выключили ему микрофон. Учёный часто предлагал установить новый памятник или провести мероприятие, но в ведомствах ему регулярно отказывали.

Разин называл себя крестьяноведом и толстовцем. Мужчина верил, что удмуртскую культуру можно возродить через возвращение людей в традиционные общины и села. С этим отчасти согласен депутат Верховного совета Удмуртии в 1990-1995 годах, публицист Сергей Щукин, давно знавший учёного.

У Разина было несколько дельных мыслей, почему все проблемы начались, когда тут появился Ижевск и началась промышленная революция. Из деревни высосали все ресурсы, она уничтожена, значит, уничтожена среда, где жили удмурты, где жили их традиции и развивался их язык. В городе, где большинство русских, им пришлось ассимилироваться. Тут нет повода говорить по-удмуртски.

из интервью Щукина Би-би-си

Министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова полагает, что идеи Разина о возвращении к традиции, к корням, к удмуртской общине устарели, потому и не поддерживались. «Но жизнь сейчас другая, коммуникации и скорости другие, молодёжь совсем другая. Мы часами в кабинете разговаривали, что не вернуть, нет у нас машины времени и переместиться обратно невозможно», — считает она.

При Бурановой в Удмуртии организуют викторины на удмуртском, выступают музыкальные группы и организуются бесплатные языковые курсы. Те же «Бабушки» исполняли песни Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова на удмуртском языке. На фоне этого в регионе появились рок-группы, поющие на языке коренного народа. При поддержке чиновников запустились турниры по боулингу, футболу и соревнования по «Что? Где? Когда?» на удмуртском.

Лариса Буранова Фото «Известия Удмуртской Республики»

Эффективность культурной политики Буранова подкрепляет данными опроса её ведомства: за последние 15 лет число согласившихся на обязательное изучение удмуртского в школах выросло с 5% до 45%. При этом национальные активисты ссылаются на данные Всероссийской переписи населения. В 2002 году удмуртами себя назвали около 29% жителей региона, а к 2015 году среди опрошенных таких нашлось лишь 24%.

Последним громким проектом Разина стала борьба за ижевский парк «Берёзовая роща». В 2016 году власти решили масштабно благоустроить место и нашли частного инвестора. По плану, там должны были появиться скалодром, детская площадка и кафе — последнее, чтобы отбить вложения.

Однако Разин и другие активисты хотели построить в парке место для молений, так как когда-то в рощи располагалось поселение удмуртов. Кроме этого, утверждает Тимошкин, власти рассматривали возможность продать парковую зону под застройку в будущем. «Наши предложения по этому проекту они не рассматривают, игнорируют. [Но] ведь в городе есть другие площадки, в Ленинском районе у нас вообще проблема с парковой зоной. Почти такого ничего нет», — продолжает Тимошкин.

Городских чиновников, в том числе Буранову, планы активистов на рощу смущали не меньше. Министр считает, что создание в городе подобного места для молений отпугивало бы обычных людей «языческой религией». Когда дело дошло до круглого стола, активисты, чиновники и потенциальные инвесторы так и не договорились. В итоге инвестор ушёл, а проект заморозили.

Парк «Берёзовая роща» Фото Сергея Грачева, «Комсомольская правда»

Как рассказывают соратники учёного, он негативно относился к идеям чиновников . Они организовывали удмуртские дискотеки, конкурсы для блогеров и заказывали сайты на местном языке, но Разин считал эти инициативы поверхностными. Тем не менее он регулярно писал письма с предложениями депутатам, в Госсовет, главе республики, президенту. В письме к Путину говорилось, что если тот хочет продолжать управлять страной, то должен прислушаться к мнению малых народов России.

Разин видел одной из причин упадка коренной культуры в «варягах» в руководстве региона — выходцах из других территорий. В удмуртии не родились ни глава республики Александр Бречалов, ни председатель Госсовета Алексей Прасолов, ни председатель правительства Ярослав Семёнов, ни его заместители.

В прошлом Бречалов объяснял эту ситуацию тем, что кадры в правительство выбирают не по национальному признаку, а по деловым качествам. «Но кто поверит, что удмурты бестолковый народ? А где брали удмуртские кадры в советское время?», — парировал Разин в своём обращении к Госсовету.

Команда нынешнего главы Удмуртии считала своё пребывание в регионе «временным этапом», предположил в разговоре с «Медузой» сопредседатель межрегионального профсоюза врачей «Действие» и выходец из Ижевска Андрей Коновал. По его словам, проблема языка коренных народов сама по себе не может привлечь внимание чиновников, так как она «не настолько актуальна даже среди удмуртов».

После огня

Место рядом со зданием Госсовета, где Разин поджёг себя, в первые несколько дней после трагедии превратилось в мемориал. «Люди приносили цветы, но каждый день их снова убирали», — рассказывает Перевозчиков. Месяц спустя цветы уже почти никто не носит, да и сам активист теперь редко бывает в том месте.

В середине сентября министр национальной политики Лариса Буранова назвала гибель Разина «шоковой ситуацией для этноса». Она пообещала собрать районные отделения «Удмурт Кенеша», чтобы «серьёзно» поговорить с их представителями о настроении удмуртского сообщества. Однако, по словам Перевозчикова, ни его, ни других соратников Разина не приглашали на любые подобные встречи. «Они стараются, чтобы это всё поскорее забылось, поэтому публичных массовых заявлений правительства на эту тему не было».

Перевозчиков у места гибели Разина Фото Би-би-си

Глава Удмуртии Александр Бречалов тоже не хотел концентрировать внимание на трагедии. В день гибели учёного он призвал журналистов «не спекулировать на теме национальности», подчеркнув, что лично знал Разина и поддерживал его активизм. На церемонию прощания с погибшим Бречалов не пришёл. Не отреагировал на случившееся и Путин, 19 сентября посетивший оружейный форум в Ижевске.

По словам Тимошкина, он поразился тому, что многие люди в интернете осудили поступок Разина. Особенно учитывая вклад, который он внёс для защиты национальной культуры Удмуртии.

То есть осуждать – это проще простого. Если быть человеком надо как-то понять ситуацию. Помочь окружающим сначала, которые… у него же семья осталась. Для них это очень неприятно в такую тяжёлую минуту, когда осуждают. Уже у очень многих людей нет такого качества – понять, посочувствовать. В первую очередь надо показать людям, что сочувствие у них есть, а не осуждать.

Пётр Тимошкин
удмуртский активист

В региональных СМИ трагедию также освещали слабо, утверждают активисты. В разговоре с Би-би-си они заявили, что из администрации региона всем редакциям, получающим финансирование из бюджета, посоветовали не освещать историю Разина. С этим согласен и Перевозчиков: «Наши журналисты должны были стать главными расследователями этих событий, взять интервью у свидетелей или причастных. Но действия журналистов в очередной раз показывают, что многие наши СМИ тоже куплены».

После гибели Разина следствие возбудило дело по статье «Доведение до самоубийства». По одной из версий полиции, причиной самоубийства могли быть проблемы со здоровьем или ссоры в семье. Вдова учёного, Юлия, отвергает это: «Сейчас все чиновники оправдались, а следствию необходимо найти причину поступка моего мужа».

Перевозчиков и Тимошкин, которые присутствовали при самосожжении Разина, проходят свидетелями по делу. Вдобавок к полицейским допросам Перевозчикова начали вызывать в отдел по борьбе с экстремизмом. «Сложно сказать, но это скорее беседа, чем допрос», — делится активист. Он пытался записать последний разговор на диктофон, но его предварительно обыскали и попросили выключить телефон.

Отдел «Э» заинтересовался Перевозчиковым только после гибели Разина, но под наблюдением полиции активист оказался раньше. В мае он в течение двух недель держал голодовку за запрет в России передвижных дельфинариев, после чего согласился на переговоры с властью.

В начале октября возле дома мужчину остановил полицейский патруль и увёз на медицинское освидетельствование. Свои действия полицейские объяснили подозрениями, что Перевозчиков употребил наркотики.

Я просто шёл по улице, видимо, это было указание сверху, чтобы оказать на меня давление. Предварительный тест показал, что анализы [на наркотики] отрицательны, но их отправили в лабораторию для дальнейшего изучения. Задерживая, полиция заявила, что есть основания, что я употребляю наркотики. Якобы я выглядел подозрительно. [А я] просто шёл утром за водой с пустыми бутылками.

Андрей Перевозчиков
удмуртский активист

Перевозчиков — не единственный активист, подвергшийся вниманию со стороны полиции и спецслужб. Алексей Шкляев оказался под наблюдением ФСБ и Центра по борьбе с экстремизмом после того, как удмуртские активисты решили поучаствовать во Всемирном конгрессе финно-угорских народов. На группу, по словам Шкляева, организовали информационную атаку, а за три дня до мероприятия владелец площадки, где оно должно было пройти, без объяснений отказался сотрудничать с активистами.

Как говорит Перевозчиков в беседе с TJ, Разин воспринимал его как своего преемника и готовил к тому, чтобы тот стал языческим жрецом и мог проводить обряды. «Присматривался [ко мне], рассчитывал, что из меня получится следующий национальный лидер [каким он считал себя]», — сказал мужчина. Со смертью Разина в Удмуртии не осталось никого со столь выдающей репутацией и опытом, признаёт он.

В ближайшее время Перевозчиков готовится возглавить религиозное направление Удмуртии под названием «Традиционные верования удмуртов». Ранее организацию не получалось зарегистрировать, но после гибели Разина активистам предложили помощь из других республик. «Мы постараемся сохранить священную рощу, за которую переживал Альберт Алексеевич», — обещает мужчина. От статуса следующего национального лидера он отказался, пояснив, что едва ли сравнится по знаниям с погибшим наставником.

Спустя месяц после гибели Разина нельзя однозначно оценить, была ли последняя попытка учёного защитить родной язык и культуру через самосожжение напрасной. По словам вдовы погибшего, его «очень удручали» подозрения в проамериканских и прозападных связях, «хотя он был самым настоящим патриотом». Перевозчиков добавляет, что республика всё ещё находится в шоковом состоянии от произошедшего, поэтому кажется, что гибель Разина прошла бесследно. На деле же оно навсегда останется в истории Удмуртии.

[Произошедшее] останется ярким событием в культуре удмуртов и будет напоминать, что мы не должны забывать свои корни и должны сохранять свою культуру и язык. Лично я ожидал другой реакции общества, но сейчас много всплыло наружу, и те люди, что раньше казались друзьями, оказались по другую сторону баррикад.

Эта жертва точно не напрасна, она послужила большим толчком в объединении не только удмуртов, но и других республик. Нам написали отовсюду, почти все народы, потому что это проблема многих национальных республик. Потому что своим жестом Альберт Алексеевич выразил боль многих народов.

Андрей Перевозчиков
удмуртский активист
Make it simple but significant
{ "author_name": "Roman Persianinov", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0435\u0433\u0438\u043e\u043d\u044b","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u0430","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 66, "likes": 73, "favorites": 37, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 120011, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 11 Oct 2019 13:50:24 +0300", "is_special": false }
Universal Music Group
Послушать новое: возвращение Майка Скиннера и проекта The Streets
После десятилетнего перерыва.
Объявление на TJ
0
66 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
18

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
7

 Дед кукухой поехал, а вы лонгриды пишете. Не ищите подоплеки там, где ее нет.

Его идеи не были *реально* экстремистскими (т.е. реально отрицательными, а не "экстремистскими" в трактовке путинских судов), они не были по-плохому безумными. 

Для меня этого достаточно, чтобы поддержать человека, *настолько* готового бороться, готового идти до конца.
Это не популярные нынче "лайки для задержанных на митингах", это — реальная борьба, которая зажигает души людей и трогает их чувства. 

«Люди приносили цветы, но каждый день их снова убирали» 

 Совершенно неудивительно, что захватившие власть вороватые крысы так стараются затереть произошедшее.
Среди них нет таких людей, и им абсолютно нечего таким людям противопоставить.

Ответить
0

они не были по-плохому безумными.

Дедуля натурально Пол Потовские идеи пихал, кек

Ответить
16

"Учёный". Я бы добавил "шаман". И вышел бы отличный каламбур.

Бурановские бабушки - сначала тебя переполняет гордость, а потом ты получаешь подкрепление что удмурты это деревенщина.

Слово "удмурт" в удмуртии звучит как оскорбление - деревенщина, любитель бабушек.
Напрямую конечно никто не скажет, но за глаза многие так думают.

По началу я и сам так думал, и только потом до меня дошло, что развитие региона напрямую коррелирует с развитием здорового национализма. То ли с возрастом, то ли с путешествиями. Сейчас я реально сочувствую региону и понимаю что лично сам ничего не могу с этим поделать.

Соседний Татарстан опережает Удмуртию на 10 голов.

Лететь через аэропорт Ижевска в Питер дороже, чем лететь через набережные челны. При этом само здание аэропорта и сервис ижавиа на троечку с минусом.
Международных перелётов из Ижевска нет.

Город не безопасный. Низкие зарплаты. Все знают что в "строителе" или на "буммаше" по ночам лучше не ходить. Все знают где купить бухло 24/7, прямо напротив здания городской администрации, без всяких "обходов закона".

В области второй по величине город - Сарапул, откуда я родом. И там нет не одного нормального ВУЗа. 99.9% талантливого населения просто валит и на этом фоне я не понимаю, почему демографические оценки до сих пор не начали показывать катастрофу.

Коррупция в Сарапуле - норма. Образование - полтора диплома о среднем на 10 человек.
Среди моих друзей детства уже некоторые находятся при смерти, от непонятно какой стадии алкоголизма.

Отток населения в Ижевске меньше, в первую очередь благодаря некоторой молодёжной активности и новым IT компаниям. Им выгоден более дешёвый труд, чем например от разработчиков из Москвы. А ещё там не так давно сделали площадь и даже захотелось слетать посмотреть.

Массовая автомобилизация захлестнула неокрепшие умы жителей Удмуртии. Автомобилей как и полагается, больше чем велосипедов.

Иметь автомобиль - значит быть человеком хорошей породы. Надеюсь эта тема будет подниматься и когда-нибудь иметь автомобиль перестанет быть необходимостью и показателем статуса.

Лесополосы все засраные. Идёшь по лесу, натыкаешься на свалку - нормально.

Медианная заработная плата в Сарапуле - 25 000 рублей.
На деле, многие мои знакомые не зарабатывают и столько.
Для меня лично это катастрофа, однако они могут ответить что "в 90х" было хуже и вот теперь у нас нет войн и нам не приходится выращивать картошку чтобы выжить.

И Сарапул, и Ижевск могли бы стать мощнейшими экономическими центрами России. И это не сказка - посмотрите сколько сейчас стоит труд в Китае, недвижимость, техника с учётом логистики. Жаль, что никому это не нужно. По пирамиде Маслоу, надо спасти сначала свою задницу, а уже потом думать о "политике".

Да о чём мы вообще говорим - посмотрите новости сарапула https://vk.com/@ps.sarapul-v-2020-godu-novye-yasli-v-sarapule-primut-160-detei

На территории яслей №20 выполнены работы по озеленению и установлена игровая площадка, элементы которой изготовлены строительной компанией из Санкт-Петербурга.

В этом моменте можно ощутить сравнение Сарапула и Санкт-Петербурга, и явно в пользу второго. Понятно это звучит смешно, однако при первой же возможности вы часто делаете то, что надо - уезжаете. Должно было быть наоборот! Питер - грязная серая помойка с миллионом нелегальных мигрантов и любителей мефа. Сарапул - маленький экологически чистый город, где вы просто будете дольше жить. Где вы не попадёте в пробку. Где вы можете пешком дойти до центра города с окраины и обратно.

В Удмуртии очень много классных и умных талантливых ребят из сферы IT. Во время моей учёбы в вузе был целый бум этой сферы. Возможно это разовая история. Однако до сих пор никто не использует это как фишку. Мы говорим про заводы, про Калашников, про автомобилистов, про что угодно, но не про IT. 

Посмотрите как старается Хельсинки, посмотрите на их новую библиотеку. Вот что должно было появиться в Ижевске. И вообще Ижевск должен выглядеть как Хельсинки. Нет ничего что могло бы этому помешать.

p.s. я не "либераха" и вообще не противник власти, я просто что вижу, о том и пишу.

Ответить
1

Классный текст, интересно было почитать мнение, спасибо.

Но я не совсем понял, как «здоровый национализм» влияет на развитие региона? Вы упомянули Татарстан, но у нас примерно похожая ситуация с языком — подавляющее большинство молодежи его не знает, а те кто знают его хорошо — прекрасно говорят и на русском, то есть реальной практической необходимости его знать нет. И с последними федеральными законами его выпиливают из обязательной школьной программы.

У меня самого нет мнения на этот счёт. С одной стороны — зачем заставлять людей учить языки, ведь они сами выучат те, которые действительно им нужны. С другой, полностью терять довольно богатую культуру не хочется. Интересно было понять именно вот эту мысль в вашем комментарии.

Ответить
2

как «здоровый национализм» влияет на развитие региона?

Спасибо за вопрос, отвечаю. 

В моём представлении, национализм создаёт лицо территории. Это как например вы надеваете не такую же одежду как ваш коллега. Или на примере девушек - все девушки разные. Если бы все выглядели уныло, а одна/две выглядели нормально - это не гуд. И речь идёт в первую очередь про ощущение отличий и преимуществ "своей" территории перед другими. 

На уровне государства это патриотизм, а на уровне региона, отличный пример, когда Борис Немцов спорил с Ельциным о политике в Чечне. Т.е. конфронтация правил, конституции, законов, бюджетов и так далее. 

Всё ради город/региона. 

Гордость своим флагом, больше чем флагом страны. 

Гордость своим лидером, больше чем лидером страны. 

Защита интересов своих граждан. 

В общем всё то, что я называю "правым делом".

По поводу Татарстана - когда я приехал в Казань, я заметил много вывесок на татарском языке. 

Очень много красивых мест, музеев. 

Дороги в стране раздолбаны, а в Татарстане чуточку лучше, хотя могли бы тоже раздолбать.

Иннополис - все знают что это. А могло бы и не быть.
Казанские университеты считаются престижнее чем Ижевские.
Из Казани можно летать по миру. Там хороший аэропорт.
Там даже запретили поворот налево. Хорошо это или нет не знаю, наверное хорошо. Однако факт что это было принято на уровне местном.

Теперь касательно татарского языка - у меня есть знакомый моих лет, сослуживец, и он пишет рэп-музыку, на татарском языке. Представить что-то подобное на удмуртском крайне сложно и вызывает скорее улыбку, чем гордость и адекватное восприятие. Надеюсь объяснил.

Ответить
0

Или например пришёл бы глава города такой и сказал людям: "вот вы знаете, в россии всё плохо, дороги плохие, велоинфраструктура говно, последствия перестройки, низкие зарплаты и пенсии. А давайте как забьём на всё это толстенный болт и сделаем свой город охереным! "

Но нет, к сожалению, это сказка. Скорее всего вы увидите сакрально вышагивающего главу, с лицом срущего кота, который будет перерезать ленточку на садике из говна и палок за дохулион рублей, а может быть откроет детскую площадку. В любом случае национальное тв будет показывать как дерзко он шагает и какой он молодец. А после работы он сядет в свой роскошный автомобиль с водителем и поедет в свой особняк с прудиком.

Ответить
0

Извините, у нас тут Россия

Ответить
11

Сорян, но его идеи были идиотскими.

Ответить
7

Не смей издеваться над удмуртами!

Ответить

Христов огонь

PK
0

Это точно удмуртская модель Путина?

Ответить
7

Поверь мне, я специалист в этом вопросе.

Ответить
7

Хочу сдавать ЕГЭ на эльфийском и бегать по лесам с мечом из оргстекла

Ответить

Повышенный каякер

dmzkrsk
1

Из  текстолита блеать, а не оргстекла

Ответить
2

С текстолитом в кармане он и так уже бегает, телефон называется

Ответить

Повышенный каякер

Ded
1

Не ну серьезно из текстолита толкинисты часто делали мечи.

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
5

Как раз-таки самобытность поддерживалась, всех народов, кроме русских

Ответить
1

Так твой любимый пынька-то красный.

Ответить
–2

Ты ебанулся чтоли, пынька бандюк, его дружки и наставник по дзюдо в союзе с зоны не вылазили зато как расцвели при капитализме

Ответить
3

Ага, это при капитализме ширится в экономике государственная доля.

Ответить
0

Рогов у тебя каша в голове, во первых коммунисты не за "государственную долю" во вторых при пыне всё принадлежит его дружкам срущим на золотых унитазах

Ответить
0

Ну то есть чисто ЦК

Ответить
–2

Ещё раз, его дружки воры в союзе по зонам сидели, а сейчас при капитализме срут на золотых унитазах и это считается не преступлением а заслуженной наградой эффективным менеджерам за их талант "управленца" ёбта. А ты просто хочешь чтоб на золотых унитазах срали не они а гей кук или вождь маск. Ну и каким раком пыня коммунист?

Ответить
2

Ну и каким раком пыня коммунист?

Например, своим трудоустройством в гэбню.

Ответить
0

Каждый майор в гэбне это коммунист? А то что он в первых рядах был кто к власти присосался после развала союза это мы забудем

Ответить
0

А кто ещё, капиталист-либерал что ли?

Ответить
0

По всем признакам капиталист, рвач лихач

Ответить
0

А чего тогда пошёл коммунизм защищать

Ответить
–1

Коммунизм? Какой коммунизм?

Ответить
2

Все люди на фото как минимум были в комсомоле.

Ответить
0

А матросы захватившие зимний служили ещё в царской армии и что?

Ответить
0

То есть Путин сверг советы, да?)

Ответить
0

Ну во время путча он уже при собчаке во власти был

Ответить
–1

Вот так враги в цк и пробираются!

Ответить
0

Поэтому передадим всю полноту власти товарищу Джугашвили..

Ответить
–1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3

А чего тогда втапливаешь за его политику?

Ответить
4

Культура великого удмуртского народа просто огонь

Ответить
2

[Произошедшее] останется ярким событием в культуре удмуртов

Хорош над дедом глумиться!

Со времён СССР по уровню самоубийств Удмуртия занимает первое место в Приволжье и девятое в России.

Обычай у них есть такой — выпиливаться у дома обидчика. Разин это и сделал, бтв. Теперь его объятый вечным пламенем синтипоновый пуховик будет являться местным чиновникам.

В регионе из 1,5 миллиона жителей на удмуртском говорят лишь около 300 тысяч человек.

А сколько должно говорить? Удмуртов там 28% процентов от числа населения.

После развала ситуация постепенно выправилась: в 1990-х годах в бывших советских республиках возрождались национальные настроения, не отставала и Удмуртия.

Чот херня какая-то. В совдепии умудртам организовали государственность на ровном месте, да еще и прирезали земли с русским населением, которое никакого отношения к вотякам не имело. Букварей удмуртских напечатали, стали развивать их примитивный речекряк.

Это связано с тем, что ЕГЭ можно сдавать только на русском. Разин видел в этом решении власти прямой удар по удмуртской культуре и народу.

Ради мрий поехавшего деда школьникам пришлось бы мучаться, готовясь к ЕГЭ по физике на удмуртском языке.

Ответить

Эмоциональный чайник

0

Увы, обычный городской сумасшедший. Но с другой стороны нам сложно понять его чувства, мы принадлежим к большому народу. 

Ответить

Мобильный фонарь

Эмоциональный
–1

Расскажешь другу-лаоваю после мирной аннексии :3

Ответить

Эмоциональный чайник

Мобильный
4

Это не отменяет того факта, что он поехал кукухой на почве любви ко всему удмуртскому. В каждом городе есть такой чудак, но этот очень далеко зашел. У нас в городе тоже есть доктор исторических наук, который задолго до Задорнова возводил русский язык к троянскому, и что от русов вся европейская культура пошла. 

Ты как разумный человек должен понимать, что ассимиляция это естественный процесс. Городская культура возобладает над культурой деревни. 

Ответить

Мобильный фонарь

Эмоциональный
1

Я как разумный человек, более того, ничего не вижу плохого в культурной пропаганде и "войне" культур ) пока никого не заставляют, что называется.
Но непонятно, почему 80 летний дед посвятивший жизнь вот этому самому языку, обязательно "поехал кукухой". Он там вон, и книжки в печать переподписал, и и ещё что-то. Подумаешь, решил вот так заканчивать, чо в больнице-то валяться.

Ответить

Эмоциональный чайник

Мобильный
0

То что это добровольно должно быть я согласен. Но он то как раз заставлять предлагал. Бедным детям у которых и так головы квадратные от учебы еще удмуртский отгрузить в школьную программу. 

Ответить

Мобильный фонарь

Эмоцион…
0

Ну, опять же, это его видение. Конкретно в случае со школьными предметами можно скатиться к тому, что у каждого взрослого 3,5 разных мнения по этому поводу. А на деле школьное обучение один хуй проигрывает в эпоху ютуба что тут, что в любимой страшилке "сша".

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–1

Пример чего конкретно? Идти за свои идеи до конца или устраивать публичный роскомнадзор?

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–1

Ноннйм дед освободил - теперь о его идеях знают не только два с половиной упоротых активиста и о нем пишет лонгриды тж
Стало ли лучше?

Ответить
0

Малые языки растворяются в больших, которые их поглощают. Современный русский язык - это не язык ильменский словен или москворецких вятичей. Это смесь из тюркского, немецкого, французского и всех ближайших языков на базе словянского. Как и все крупные языки, он постоянно меняется, впитывает словечки и приёмы из других языков. Маленький локальный язык так не может, поэтому вытесняется. Все "монолитные" державы Европы раньше состояли из лоскутов, говорящих на своих языках, на едином испанском, французском, немецком, английском они заговорили не так давно. И постепенно в них во все проникает английский, создавая языковые гибриды. Это естественный процесс. Единственный способ сохранить чистоту языка - замыкаться в своей резервации без торговых и культурных связей и деградировать.

Как такому объективному процессу может помешать суицид какого-то старика?

Ответить
0

Раньше я также думал. Не про старика, а про всепоглощающий русский язык. Что малый язык не нужен совсем. 

Проблема в том, что это не самая лучшая стратегия, по созданию экономически-эффективного и хорошего для жизни региона/города.
Взять в пример финов. Могли бы и забыть вполне про свой язык и стать тупо частью России. И хорошо бы от этого финам не стало. К ним бы относились как к дойной корове, а не как к независимой республике. Ровным счётом так сейчас и относятся например к Удмуртии. 

В 2017 году перевели порядка 70% налогов в федеральный бюджет. В республику из федерации вернулось менее 30%. Догадайтесь как обстоят дела с этим же, но в Москве. За то москвичи приедут в Ижевск и скажут - фуу ижэээвск, велодорожек нет, многоэтаажки. И нет чтобы хоть один депутат встал и сказал - надоело блять, давайте переговоры проведем. Начинать с того, что условный Ижевск должен стать для удмурта лучше, чем Москва. И поверьте, это возможно. И язык тут сыграет не малую роль, создав лицо народа.

Ответить
0

И при чём тут язык-то? Какое отношение он имеет к ублюдскому распределению налогов?
Да, и сорян за занудство, но история для меня важна, поэтому добавлю. Удмурты с русскими в одном государстве со времён золотой орды живут, если что. И сильный язык начал вымещать более слабый не один век назад.
Сколько языков было во Франции 200 лет назад? Сейчас же кучка бретонцев и басков остались, остальные на общем говорят. И никто не душит их налогами. Так что связь притянута за уши.

Ответить
0

Свой язык это один из символов независимой культуры. Во всей Исландии например живёт 330 тысяч человек, и тем не менее они имеют свой язык и никто не возникает.

Ответить
0

А кто мог бы выступать против исландского языка?
Или кто, по факту, выступает против чувашского?

Ответить
0

*удмуртского (чорт)

Ответить
0

Удмурты с русскими в одном государстве со времён золотой орды живут

никто не говорит что русский язык надо запрещать или как-то дистанцироваться. Тут речь немного о другом.

Ответить
0

Ну и кто мешает удмуртам развивать свой местный язык, создавать на нём какие-то творческие произведения, говорить, пользоваться в быту? Походу он им самим не нужен. Так же как и жителям Тулузы или Бургуни перестали быть нужны свои отдельные языки и они заговорили на французском, потому что им самим так удобнее.
Ну вот нет у них, допустим, "независимой культуры" и что теперь?
Это произошло почти со всеми малыми народами на планете. 

Ответить
0

Ну и кто мешает удмуртам развивать свой местный язык

леваки, которым не выгодно иметь развитый, отдельно мыслящий субъект, очевидно

Ответить

Твердый меч

Константин
0

Трудно разделить, где процесс объективен, а где нет. По крайней мере, каждый язык и культура заслуживают быть сохранёнными во времени, поскольку это особое миропонимание.

Ответить
0

Кодзима про это игру сделал. А кто-то еще иронизирует над его гениальностью.

Ответить
0

Для решения он в том числе предлагал сделать обязательным использование языка коренного народа в деревенских детских садах и ввести обязательное изучение удмуртского в местных школах наравне с русским и английским. 

Так татаре, хорош молчать. Расскажите пожалуйста как у вас очень хорошо обязательно преподавали татарский в школах. 

Ответить

Эмоциональный чайник

Alexei
0

Рудимент этой хуйни в виде Родной литературы и Родного языка - бесит. Я до сих пор не могу понять в чем их смысл  в регионе, где нет нац меньшинств, что бы даже класс организовать. 

Ответить
0

Вот с кого соболь надо брать пример, а не быть сраным позером

Ответить
0

Почему Для выделено в одном из первых абзацев?!

Ответить
0

Слабак. Суицид, даже во имя чего-то там - это проявление слабости. Его акция не решит ничего. Но при этом минус один деятель, который мог бы что-то сделать.

Ответить
Обсуждаемое
Беларусь
Официальный экзитпол: Александр Лукашенко набрал 79,7% голосов, а Светлана Тихановская — 6,8%
«Против всех» проголосовало даже больше, чем за оппозиционную кандидатку — 9,2%.
Новости
Путин поздравил Лукашенко с победой на выборах. Тот предварительно набрал 80% голосов, а в стране прошли протесты
Путин рассчитывает на «дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений».
Интернет
#ЖывеБеларусь: в соцсетях массово поддерживают протестующих и намекают на проведение аналогичных акций в России
Одни ждут президентских выборов в 2024 году, а другие предлагают действовать уже сейчас.
Популярное за три дня
Новости
Фото: Протестующий и силовик в Бресте
На стихийный митинг против результатов президентских выборов в городе собрались тысячи людей.
Новости
Белорусы вышли на протесты. В Минске и других городах идут задержания, СМИ сообщают о применении светошумовых гранат
В стране блокируется интернет.
Новости
Тихановская назвала себя победителем на президентских выборах в Белоруссии. Её штаб предложил пересчитать голоса
Оппозиционный кандидат заявила, что её штаб «будет доказывать все нарушения».

Комментарии