Истории
Слава Копысов

Экскурсия по автобусным остановкам и метро бывшего СССР – в объективе канадского фотографа

Крис Хервиг 17 лет фотографирует архитектуру и дизайн советских времён. Всё началось с челленджа «ни часа без фото».

Остановка на курорте Гагра, Абхазия​ Здесь и далее фото Криса Хервига

Канадский фотограф Крис Хервиг проехал 50 тысяч километров на поезде, машине и велосипеде по странам бывшего СССР. Позже он добавил к этой дистанции 250 часов в метрополитенах семи стран постсоветского пространства. В этих поездка Хервиг сделал десятки тысяч снимков. В его объектив попадали люди, улицы, дома, природные пейзажи.

Но главным объектом фотоохоты стала транспортная сеть, а именно автобусные остановки и станции метро. Хервиг говорит, что жители зачастую не замечают остановок, относятся к ним как к данности и даже стараются не заходить внутрь. При этом проектирование остановок в СССР было отдельным видом искусства, сочетавшим в себе черты советского архитектурного модерна, рационализма и конструктивизма.

Получил диплом фотографа и отправился путешествовать по миру

Крис Хервиг – профессиональный фотограф.Так написано в его дипломе, который он в 1997 году получил в ванкуверском колледже Лангара. После учёбы Хервиг устроил себе путешествие по Восточному блоку (странам бывшего СССР, Чехословакии и Югославии), потому что это «дёшево и весело». Молодого фотографа привлекала идея смотреть оперы и балеты за 1-2 доллара. С тех пор Хервиг много путешествует. Он устраивал походы поперёк Канады, нанимался на грузовой корабль, чтобы сплавать в Кейптаун, а затем в Кению. Побывал в Египте, Израиле, Тибете, Непале и Австралии. Проехал по Транссибирской магистрали из Китая в Москву. Все эти поездки Хервиг совершал ради фото.

Блок instagram недоступен

В 2002 году Крис Хервиг отправился в велопутешествие из Лондона в Санкт-Петербург. Он поставил себе цель: не только преодолеть всю дистанцию, но и делать по фотографии в час. Если ничего фактурного в глаза не бросается – нужно искать что угодно вокруг себя, достойное снимка. Именно этот челлендж помог Хервигу найти свою уникальную нишу, благодаря которой он позже издал два бестселлера и договорился с издательством на выпуск третьей книги.

Еда в странах СССР одинаковая, остановки – разные

Хервиг ведёт блог на своём сайте. Там он делает путевые заметки и пишет, что пейзажи вокруг дорог Латвии, Литвы, Эстонии и России очень медленно меняются. Поэтому канадский фотограф и обратил внимание на остановки. Каждая новая дорога в новой стране оборачивалась для него новой остановкой, чему Хервиг не переставал удивляться.

«Между 2003 и 2006 годами я жил в Казахстане и исследовал пять „станов“ бывшего СССР в центральной Азии: Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Казахстан, – рассказывает Хервиг. – Вдоль этих шёлковых путей я нашёл потрясающие автобусные остановки, часто возникающие посреди пустыни, степи или сельской местности, хотя вокруг не было никаких признаков населённых пунктов. Казалось, будто земля – пьедестал под остановкой, и ничто на бесконечном горизонте не спорит с тем броским заявлением, которое делает это строение».

Автобусная остановка в Кыргызстане​

Порой остановки встречались Хервигу через каждые 500 метров, хотя рядом не было ни деревень, ни городов. Что поражало Хервига ещё больше, остановки делали разными. Он вспоминает, что от Риги до Владивостока в любой столовой подавали одинаковую котлету по-киевски с абсолютно идентичным вкусом. «По какой-то причине с остановками всё наоборот», – говорит Хервиг.

«Художники видели в этом возможность заработать, одну из немногих. Они ухватились за эту возможность, использовали как можно больше материалов и воплотили как можно больше идей, – старается найти объяснение феномену фотограф. – Какие-то из этих остановок отвратительны, какие-то мрачны и неприветливы. Одни выглядят нормально или просто не так круто, как другие. Большинство действительно классных остановок встречаются «пачками».

Группировку остановок Хервиг объясняет тем, что в том или ином городе местные художники старались для себя. Они хотели оживить общественное пространство и сделать город чуть жизнерадостнее. Но это лишь догадки – Хервиг не проводил исследований. Он только фотографировал остановки, а почему они так выглядят «у него нет идей».

Наорали в Казахстане, чуть не сдали властям в Абхазии

Когда Хервиг добирался до города на своём пути, он разговаривал с местными и задавал вопрос: «Есть ли нарядные автобусные остановки здесь в округе?» Чаще всего на него смотрели с недоумением, но иногда он всё же получал ответ. Самыми полезными оказались водители и таксисты. Когда наводок не было, Хервиг мог взять такси и заплатить вперёд, чтобы его просто возили по дорогам, а он высматривал на обочине свою следующую «фотомодель».

Казалось бы, нет ничего криминального в том, чтобы фотографировать остановки, но у Хервига найдётся немало историй о недопонимании со стороны местных жителей. Например, в Литве, когда он фотографировал остановку, рядом остановился мини-автобус. Водитель вышел из-за руля и долго уговаривал не делать снимок. Хервиг вспоминает, что мужчина вел себя спокойно и не кричал, но долго не отставал от него. Возможно, его смущали мусор и общая угрюмость пейзажа. В итоге Хервиг всё-таки сделал фото.

Автобусная остановка в Литве

Автобусная остановка в Литве

«В Казахстане люди орали на меня так, будто я собираюсь сфотографировать самую ужасную часть их страны, уехать на Запад и рассказать всем, как ужасно в их стране. Я объяснял им, что всё не так. На самом деле это самое крутое, что есть в округе. Извинялся и доносил, что остановки очень крутые, вы просто этого не понимаете», – вспоминает Хервиг.

Автобусная остановка в Казахстане

Автобусная остановка в Казахстане

Автобусная остановка в Казахстане

Автобусная остановка в Казахстане

Самый экстремальный случай произошёл с фотографом в Абхазии. Вспоминая его, он говорит: «Это не страна, хотя и кажется таковой. У них есть закрытая граница, и они сами собой управляют около 20 лет. Они обустроились и пытаются стать независимыми от Грузии». Эти слова Хервиг говорил в интервью 2017 года, когда Абхазию признали Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату и Сирия. Грузия продолжила считать Абхазию своей территорией.

Крис Хервиг рассказывает, что иностранцу попасть в Абхазию сложно, поэтому он приехал как турист, не заявляя себя как фотографа. По привычной процедуре Хервиг нанял таксиста, но тот быстро понял, что гость в Абхазии не совсем легально.

«Таксист постоянно спорил о сумме. Если бы он сдал меня властям, они бы узнали, что у меня нет разрешения. В конце дня таксист поднес руку к своей голове, будто держа пистолет, и сказал, что я должен заплатить ему 20 тысяч долларов. Иначе меня расстреляют. Ни один абхаз не мог пересечь границу с Грузией, а он вёз меня как раз к границе. Так что, водитель подумал, что я – грузинский шпион», – рассказывал Хервиг в интервью Vice.

Автобусная остановка в Абхазии

Автобусная остановка в Абхазии

Пришлось Хервигу объяснять, что он снимает автобусные остановки по всему СССР и к шпионажу дела не имеет. Вообще, передвигаясь по СССР фотограф выработал привычку иметь две карты памяти, одну из которых он всегда мог показать полиции и, если что, безболезненно отдать. Вторую карту памяти Хервиг прятал в штанах.

Иногда Хервиг брал в аренду машину, чтобы быть мобильнее. Он вооружался бумажной картой, брал с собой энергетики и отправлялся в путь. Если остановка встречалась ему на пути ночью, фотограф мог остановиться, чтобы дождаться восхода солнца и сделать снимку при лучшем свете.

Пятьдесят тысяч вместо десяти

Проект съёмки остановок растянулся на 12 лет. Некоторые снимки Хервиг публиковал у себя на сайте, но впоследствии решил сделать книгу с лучшими фотографиями. Тогда канадец создал проект на краудфандиноговой платформе Kickstarter, чтобы издать «делюкс-издание в твёрдой обложке». Хервиг заявил 10 тысяч канадских долларов (7500 американских долларов, 488 тысяч рублей) конечной целью. Желающих поддержать краудфандинг оказалось много – через платформу фотограф собрал 1500 предзаказов, а на счёт проекта перечислили больше 50 тысяч канадских долларов.

Книгу заказывали пользователи из Бельгии, Словакии, Нидерландов, Германии, Тайваня и других стран. Двенадцатилетней хронологией советских остановок заинтересовались в издательствах.

Фото Криса Хервига

Фото Криса Хервига

Фото Криса Хервига

Фото: Крис Хервиг

Фото Криса Хервига

Фото Криса Хервига

Kickstarter и Фейсбук стали основными площадками для продвижения, сбора заказов и объявлений о новых снимках. На обновления страницы Kickstarter подписаны больше тысячи пользователей, в Facebook число подписчиков превышает 10 тысяч. С фото автобусных остановок издано две книги. Обе они стали бестселлерами и переиздавались. Такой успех позволил Хервигу отправиться в новое путешествие, в котором он делал снимки для новой книги – про метрополитен.

Метро как рупор пропаганды

Съёмка в Московском метрополитене строго регламентирована. Профессиональная фотосъёмка на станции и в вестибюле должна согласовываться с администрацией заранее с указанием цели съёмки, объектов съёмки, даты, продолжительности и количества участников. Указываются данные вплоть до даты публикации.

Правила съёмки метрополитена не универсальны, они свои в каждом городе. В правилах подземки Нижнего Новгорода, Новосибирска и Екатеринбурга фотосъёмка не оговаривается. В Санкт-Петербурге разрешена фотосъёмка без вспышки, а со вспышкой – только с разрешения руководства. В метро Самары действовал официальный запрет на съёмку до 2010 года, пока его не отменили по требованию прокуратуры. Хервиг делал фото в Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Ереване, Ташкенте, Харькове, Кривом Роге, Баку и других городах. В некоторых из них запрет действовал вплоть до 2018 года.

Чтобы не испытывать судьбу, Хервиг поехал фотографировать метрополитен с камерой, которая не будет казаться профессиональной. Обычно он брал с собой штатив, но здесь решил обойтись без него. Он стремился изобразить станции немного заброшенными и использовать людей как связующий элемент, а не главный. Главным был дизайн станций.

Акцент на дизайне объясняется в аннотации к книге: «Если в Лондоне, Париже и Нью-Йорке всё выглядит просто, то здесь сеть путей использовалась как искусство пропаганды, смешавшее в себе скульптуру, архитектуру и живопись, вобравшие в себя византийскую, средневековую, барочную и коммунистическую традицию. Транслируется сообщение, что коммунизм всему коммунальному сообществу принесёт блага. Сегодня эти поразительные пространства остаются самой приближённой реализацией Советской утопии».

Хервиг накатал в метро 250 часов. Он отмечает, что чем дальше от столицы расположена система подземных поездов, тем проще украшены станции – зато вдали от столицы украшения выглядели оригинальнее и индивидуальнее. Одни станции были оформлены в стиле древнего Египта, другие в греческом стиле, третьи рассказывали об освоении космоса.

«В некоторых городах метро – самая красивая достопримечательность», – говорит Хервиг.

Книги можно заказать на Amazon. В российских магазинах Кристофер Хервиг тоже появляется, но поймать книгу в наличии сложно. Зато, как пишут в отзывах, есть шанс взять издание с большой скидкой, потому что цена постоянно меняется.

О своих работах и путешествиях Хервиг рассказывает на разных мероприятиях – например, на презентации книги про метро в русском культурном центре Пушкинский дом в Лондоне.

Блок instagram недоступен

За свою карьеру канадец фотографировал для GEO, CNN, Geographical Lonely Planet, журнала DAMN и многих других медиа. Хервиг также сопровождал миссии ООН в Либерии, Западной Африке и на Ближнем Востоке. В разделе контактов помимо телефона и электронной почты всегда указано, где Хервиг находится сейчас – в погоне за диковинными остановками в Абхазии или в Иордании, где он работает над благотворительным проектом для ЮНИСЕФ.

Я делал снимки в самых удалённых уголках мира – от гор Памира в Таджикистане до тропических лесов Западной Африки. Работал с независимыми организациями и фондами в самых бедных частях планеты, чтобы у статистики и предложений по развитию появилось человеческое лицо. Как фотограф я понял, что в обычных вещах можно найти нечто экстраординарное – реальные истории, которые тронут аудиторию своей красотой и честностью, заставят задать вопросы или узнать что-то новое

Крис Хервиг

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #искусство #россия #путешествия #лонгриды #лигаавторов