Истории
Рустам Абдуллин

Вас везёт вчерашний школьник: рассказ 18-летнего студента о работе в «Яндекс.Такси» в обход правил

По словам собеседника, он стал водителем до достижения необходимого возраста и без требуемого стажа вождения.

Фото Bloomberg 

В марте 2011 года на московские улицы выехало около тысячи автомобилей, водители которых подключились к «Яндекс.Такси» и сделали первые рейсы. С этого момента сервис позиционирует себя как удобный способ подработки — стать водителем достаточно просто, а график выездов можно настроить под себя.

К осени 2017 года к сервису подключились больше 200 тысяч водителей (количество автомобилей не раскрывалось), а в апреле 2018 года он заработал в 126 крупных городах России и ряде других ближайших стран. В июле 2019 года руководство компании объявило о выкупе активов группы такси «Везёт», работающей в 123 российских городах России.

Несмотря на масштабы подключённых к сервису водителей такси, в «Яндекс.Такси» утверждают, что их всех проверяют в соответствии с внутренним правилами безопасности и российским законодательством. TJ нашёл человека, который на условиях полной анонимности рассказал, как в обход правил допуска водителей устроился в «Яндекс.Такси».

Герой материала устроился в «Яндекс.Такси», проигнорировав критерии, без которых нельзя работать таксистом

Это возраст более 21 года, стаж вождения от трёх лет и водительское удостоверение. Требования действуют не только в такси «Яндекса», они прописаны в законодательстве. 18-летний Алексей соответствовал одному критерию — правам на вождение.

Перед окончанием школы и поступлением в вуз Алексей получил водительские права и напополам с родителями купил бюджетный автомобиль. В летние каникулы он хотел заработать в такси, выполняя заказы на личном автомобиле.

Алексей нашёл таксопарк в своём городе, который дистанционно подключает водителей через WhatsApp. Таксопарк требовал фотографии автомобиля и владельца, а также водительского удостоверения и документов на машину.

Алексей оформил аккаунт на своего дядю, стаж вождения которого превышал три года и соответствовал всем условиям, и отправил его фотографию с правами на фоне машины. Спустя несколько часов ему прислали логин и пароль для входа в приложение «Яндекса» «Таксометр» — с этого момента он мог принимать заказы. Его первая смена началась на следующий день.

​Таксопарк зарегистрировал Алексея как водителя такси и выдал первый заказ. Для работы он специально купил дешёвый телефон

По закону водитель такси обязан иметь разрешение на перевозку пассажиров и багажа, иметь «шашки» на крыше, а таксопарк должен обеспечить техническое обслуживание и ремонт, проверить техническое состояние перед выездом на линию и провести предрейсовый медицинский осмотр.

По словам Алексея, ничего из этого не проводилось. Единственное, что требовал таксопарк от водителей, — это фотоотчёт состояния транспортного средства каждые десять дней.

«Яндекс.Такси» страхует жизнь каждого пассажира, но на сервис не распространяется закон о такси

«Яндекс.Такси» — это агрегатор, который только помогает водителю и пассажиру найти друг друга, чтобы доехать до нужного места. На агрегаторы не распространяются законы, регламентирующие работу такси.

Летом 2016 года в Петербурге произошло ДТП с участием водителя сервиса. После резких манёвров автомобиль занесло: машина ударилась о бордюр и въехала в ограждение и столб. Пассажирка Елена Гращенкова сломала ключицу и получила сотрясение мозга, а также множественные ушибы. Ей выплатили 75 тысяч рублей по ОСАГО. В «Яндекс.Такси» заявляли, что не должны нести ответственность за аварию, но позже пострадавшая взыскала с компании 300 тысяч рублей через суд.

В ночь на 13 апреля 2019 года москвичка Дарья ехала в «Яндекс.Такси», когда водитель врезался в спереди стоящий автомобиль. В отличие от Гращенковой, она получила лёгкие травмы и в момент столкновения отстегнулась от ремня безопасности. Дарья планирует подать досудебную претензию к «Яндекс.Такси» с требованием компенсации.

Фото Александра Казакова, «Известия»

После аварии с Гращенковой все агрегаторы, в том числе «Яндекс.Такси», отредактировали лицензионные соглашения. Там указали, что перевозчиком является водитель, и именно он несёт ответственность за перевозку. В случае с Дарьей в приложении указывалось, что её повезёт индивидуальный предприниматель.

Информация о дальнейшей карьере водителя, перевозившего Дарью, отсутствует. После аварии водитель может получить страхование до 2 миллионов рублей вне зависимости от степени вины, но есть исключения: например, если водитель пребывал в состоянии опьянения или нарушил ПДД.

«В первый же день смены [в «Яндекс.Такси»] у меня проблемы с тачкой начались — пропал контакт зажигания. И когда её сделали в сервисе, мне сказали, что я могу сгореть. Там вся проводка могла сгореть, и машина загореться» , — рассказывает Алексей.

Фото Алексея

В 2017 году «Яндекс» застраховал жизнь и здоровье каждого пассажира на 2 миллиона рублей. В том же году компания инвестировала 10 миллионов долларов в систему, которая выявляет усталость человека за рулём, предлагает сделать перерыв или ограничивает приём заказов. До середины 2020 года компания планирует вложить 2 миллиарда рублей в разработку и освоение камер с биометрическим распознаванием лиц, чтобы контролировать самочувствие водителя.

Водитель сам решает, когда выйти на смену и сколько времени проработать. Часто водители используют весь рабочий день, что снижает уровень концентрации и реакции, а также может привести к опасным ситуациям на дороге. После восьмичасовой смены приложение запрещает водителю выполнять рейсы и даёт двухчасовой перерыв, после которого можно продолжить работу.

Для потенциальных водителей «Яндекса», которые хотят работать на повышенных тарифах, предлагается прохождение теста. Он включает в себя экзамен на знание русского языка, карты города, умение пользоваться «Таксометром» и психологическую проверку. Чтобы стать таксистом, проходить обучение не обязательно. Алексей от неё отказался.

В 2019 года компания представила прототип электронного путевого листа (ЭПЛ). По плану, он объединит в единой базе всю информацию о прохождении проверок. Перед сменой водитель должен отметиться в листе, что он прошёл технический и медицинский осмотр — без них он не сможет выехать на линию.

В Минтрансе России давно предлагали ввести ЭПЛ, в 2016 году министерство подготовило «дорожную карту» для дистанционного медосмотра водителей. Систему планировали запустить в 2018 году, но работа застопорилась. В 2019 года управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян предложил Дмитрию Медведеву ввести ЭПЛ для такси, после чего премьер-министр поручил проработать эту идею.

Система ЭПЛ должна упростить проверку документов сотрудниками ДПС, если водителя такси остановят. Чтобы проверить наличие листа, дорожному инспектору достаточно «пробить» водителя по электронной базе, как это делается с водительскими правами или ОСАГО.

Если бы ЭПЛ ввели раньше, то Алексею вряд ли удалось бы ездить под чужим именем

Когда клиенты заказывали машину Алексея, в информации о машине, которая будет их везти, они видели другое имя водителя. Он рассказал, что пассажиры не обращали внимание на его возраст и моложавую внешность, хотя некоторые интересовались его стажем. Ни один случай не привёл к разбирательствам.

Остановка Алексея сотрудниками полиции опасна тем, что пассажир может проговориться, что едет в такси. В таком случае сотрудник может зарегистрировать, что за рулём находится водитель без разрешения на перевозку. За это предусмотрен штраф — пять тысяч рублей.

Первый раз меня ДПС остановили на второй день работы, я в этот момент был с клиентом, вёз мужчину лет 30. Поворачиваю на одном из перекрёстков и вижу перед собой сотрудника полиции с палочкой, которую он направил на меня.

Я заранее готовился к такому, но всё равно было очень страшно. Я скинул телефон в бардачок, сказал клиенту: «Если что, я не таксист, а твой друг и просто везу тебя на работу». Подошёл к багажнику вместе с сотрудником, достал оттуда рюкзак со всеми документами, предъявил их — и меня отпустили. Клиент меня понял и вошёл в положение

Алексей

После этого случая собеседник TJ всегда клал документы в багажник, тогда сотрудник меньше смотрит на пассажиров и идёт сразу к багажнику. Так его останавливали ещё несколько раз; клиентам Алексей в эти моменты говорил: «Если что, я ваш друг, я сейчас быстро покажу документы и мы поедем дальше».

Для региона, где проживает Алексей, доход от работы в «Яндекс.Такси» считается высоким

Он составляет примерно 25 тысяч рублей при восьмичасовой смене. В среднем за день он расходовал десять литров бензина (400 рублей), мойка машины раз в неделю обходилась в 200 рублей.

«Яндекс.Такси» взымает комиссию в размере 15%. За 20 дней чистый доход Алексея составил ​чуть больше 36 тысяч рублей

Юноша считает, что для 18-летнего студента работа таксистом — большая ответственность: аварии, полиция и конфликтные пассажиры — это может обернуться серьёзными последствиями. «Меня больше всего удивляет, насколько легко можно обойти всю систему регистрации водителей и в принципе устроиться в таксистом в 18 лет».

Мне кажется, абсолютно наплевательское отношение таксопарка и Яндекса к отбору водителей привело к тому, что таксистом стал 18-летний школьник, не имеющий лицензии, только получивший права и совершенно не готовый к перевозке людей. Они этим же ставят под угрозу не только пассажиров, но и водителя. Потом нечего удивляться, что вас будет везти мальчик, которому на завтра учить стих по литературе.

Алексей

Алексей больше не водитель «Яндекс.Такси». Он проработал два летних месяца.

«Яндекс.Такси» готов улучшать систему проверку водителей, но для этого требуется база данных ГИБДД

Представитель «Яндекс.Такси» рассказал TJ, что таксопарки и онлайн-сервисы уже сейчас могли бы автоматизированно проверять водителей по любым параметрам, но это невозможно из-за закона о такси. Компания подчеркнула, что таксопаркам и онлайн-сервисам необходим доступ к базам данных «в машиночитаемом виде», но пока что они доступны только ГИБДД (водительские удостоверения, штрафы и нарушения ПДД) и региональным транспортным ведомствам (разрешения).

В этом случае можно в реальном времени и автоматически проверять актуальность информации о водителе и его правах, когда он, например, регистрируется в таксопарке или открывает свой аккаунт в онлайн-сервисе, чтобы принимать заказы. Более того, доступ к машиночитаемым базам данных позволит проводить такие проверки в любом количестве и с любой частотой, не отвлекая водителей и вообще без участия людей. Это реально позволит оперативно ограничивать доступ к заказам тем водителям, у которых есть проблемы с документами. То же самое касается разрешений на перевозку и вообще любых параметров, которые нужно контролировать.

из ответа «Яндекс.Такси»

Представитель «Яндекс.Такси» напомнил, что сервис предлагает создать систему распределённой проверки данных во всём Евразийском экономическом союзе. В компании отметили, что тема уже обсуждается в обществе и Госдуме, а также выразили готовность показать свои «технические решения».

Агрегаторы действительно попросили федеральные власти раскрыть данные о водителях. В сентябре «Яндекс.Такси», «Везёт» и «Ситимобил» отправили письмо в управление президента. Законопроект о такси не могут вынести на второе чтение уже полгода: к инициативе поступили более 200 поправок, а многие положения уже устарели и нуждаются в переписывании.

«Ситимобил» также не отвечает за ошибки водителей, но страхует жизнь пассажиров

Один из главных конкурентов «Яндекс.Такси» — сервис «Ситимобил». В 2018 году «МегаФон» и Mail.ru Group проинвестировали в службу такси 35 миллионов долларов, после чего компания поднялась на второе место среди такси-сервисов. Гендиректор «Ситимобил» Арам Аракелян заявлял, что благодаря инвестициям сервису «удалось в разы увеличить число водителей и заметно расширить клиентскую базу», но не уточнил конкретные цифры.

По словам работников сервиса, у У «Ситимобила» заказов меньше, чем у «Яндекса». Но при этом каждый водитель сам определяет, сколько часов ему работать: «Водитель может работать два часа у нас, ещё 12 у конкурентов, а ещё час ехать домой. И мы пока этого не знаем», — говорил Аракелян летом 2018 года.

Требования к проверке водителей у двух игроков одинаково соответствуют законодательству, но «Ситимобил» также предлагает прохождение теста: в них проверяется знание города, русского языка и эрудиции.

​Те, кто успешно прошли экзамены, получают лицензию с фирменной фотографией Фото Артура Малосиева

На последнем этапе теста, как утверждают в компании, служба безопасности изучает досье водителя — наличие судимости и нарушений ПДД. После осмотра технического состояния автомобиля водитель подключается к базе. Агрегатор взимает большую комиссию с автовладельца, отказавшегося от официального логотипа компании на машине.

В конце 2018 года «Ситимобил» вышел за пределы Москвы и начал работать в Ярославле, а в апреле 2019 года, подобно «Яндекс.Такси» застраховал пассажиров и водителей на 2 миллиона рублей. Тогда же сервисы начали обмениваться данными о совокупном времени работы водителей в Москве, Подмосковье и Ярославле.

TJ направил запрос в «Ситимобил», но не получил оперативного ответа.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#технологии #яндекс #такси #ситимобил #лонгриды #лигаавторов