Истории
Сергей Исенеков

«Это симбиоз денег и таланта»: интервью Софии Рамазановой — первой россиянки, дебютировавшей в K-pop

О сложностях карьеры в Корее, ошибках и суициде среди исполнителей.

Фото @sonysonny03

В 2017 году София Рамазанова стала первой россиянкой, которая дебютировала в женской айдол-группе O My Jewel. Группа выпустила сингл и просуществовала пять месяцев, распавшись «из-за разногласий с компанией». Последние несколько лет София живёт в Южной Корее, работает в модельном бизнесе и снимается в телешоу.

TJ пообщался с Рамазановой о работе в корейской музыкальной индустрии, выступлениях и проблеме частых затяжных депрессий у южнокорейских исполнителей.

О переезде в Корею и иностранцах в K-pop

Ты сейчас работаешь в модельном бизнесе или продолжаешь преподавать корейский язык?

Сейчас я работаю моделью и фрилансером. Преподаванием сейчас уже не занимаюсь — очень большая часовая разница между Россией и Южной Кореей. Почти невозможно время [занятий] согласовывать.

В Корею переехала, чтобы учиться или у тебя было какое-то предложение по работе?

Изначально я хотела поехать учиться, но я не знала, как подать документы в университет. И нашла во «ВКонтакте» девушку, которая помогала с документами для поступления. Она посмотрела мою страницу — я на тот момент танцевала кавер дэнc (стиль танца, кавер-версия авторской хореографии в исполнении других танцоров — прим. TJ) — и предложила мне участие в группе. Я, конечно же, сказала да. Попав в компанию, меня устроили в университет на языковые курсы: я училась и ходила на репетиции. Я не закончила университет в Корее, но закончила в России.

Очень многие издания писали о тебе, что ты — «самая первая европейка, которая дебютировала в корейской айдол-группе». До тебя не было других примеров?

Не знаю, я не следила за другими людьми, кто там и где дебютирует. Но раз так пишут, то, наверное, правда. Это очень сложно и не так-то просто. Европейцы не дебютируют в корейских группах, и на это есть определённая причина, которую мы не знаем.

Ты знаешь Светлану Юдину?

Девушка, которая ещё с азиатской внешностью?

Да. А как так получается, что сейчас её считают «самой первой»? И при этом, пишут те же самые ресурсы, что и о тебе.

Есть разница: она выступала на музыкальных шоу и выпустила альбом вместе с клипом. Мы же выпустили только альбом, потому что компания потратила все деньги, пока мы были трейни (готовились к дебюту — прим. TJ). Она выступала на музыкальных шоу, а я — нет. Дебютом считается, по корейским меркам, — выпустить альбом. По факту, я дебютировала. Но для K-pop-фанатов, нужно выступить на музыкальном шоу. Возможно, поэтому она и первая.

Привлечение иностранных исполнителей — это такой маркетинговый ход, чтобы расширить аудиторию и сыграть на эффекте неожиданности?

Если честно, я не знаю, чем они руководствуются. Но, как видно, европейцы особо и не привлекают внимание корейцев. Есть три самые большие компании (SM Entertainment, JYP Entertainment и YG Entertainment, лидеры корейской музыкальной индустрии — прим. TJ), они спокойно могут взять людей европейской внешности, но по какой-то причине не делают этого. Есть ещё очень большая разница в культурном и воспитательном планах: азиаты привыкли работать, привыкли слушаться и выполнять задачи. А, допустим, для русских это сложно: выполнять какие-то приказы непонятно для какой цели.

Чтобы выступать, нужно подготовиться: ты будешь слушаться беспрекословно и делать всё так, как тебе говорят. Мне кажется, если в больших компаниях и были бы какие-то талантливые европейцы, то они просто ушли бы оттуда. Туда, где им более комфортно.

Ты тоже через это прошла?

Да, но я особо не думала. Мне было весело. Меня иногда только поражали задачи, которые они ставили. Когда дебютировали, мы уже не понимали, что происходит. Даже кореянки, которые были со мной в группе, не могли понять. Но мы всё равно своё дело делали, что нам говорили.

О выступлениях, продвижении и наказаниях за пропущенные репетиции

Когда формировалась группа, вы не контролировали процесс?

Нет, конечно. Было очень много людей, которые занимались внутренними процессами. Изначально у нас были мейкап-стилисты, костюмеры, которые подбирали нам одежду. На всё это тратилась куча денег. Не так много, как на каких-то крутых исполнителей, но они тратились. Потом деньги закончились. Одежду подбирала уже я, а макияж делала кореянка.

Как скоро закончились деньги?

Через три месяца после дебюта. До дебюта всё было замечательно: у нас был огромный тренировочный зал и знаменитые преподаватели. Компания просто денег не рассчитала. Вложили очень много, а потом надо было искать других спонсоров, но они не находились.

Компания существует до сих пор?

Компания существует. Я даже не знаю, чем они сейчас занимаются. Просто изначально она не была той, которая делает артистов. Они занимаются продажами чего-то. Это просто бизнес-компания. Но вот они решили музыкальных артистов сделать, и в какой-то момент директору просто надоело в это дело вкладывать деньги. Он ничего не знал про индустрию, поэтому так плохо и вышло.

Ты выступала в группе O My Jewel. Как ты написала в одной из своих историй в инстаграме, «группа закончила свое существование по причине несогласий с компанией». Как ты вспоминаешь то время?

Я очень оптимистичный человек, поэтому мне и было весело. Конечно же было и тяжело: нужно было репетировать каждый день, каждый день приходить в зал, потом у нас были такие дни, когда мы не выступали на больших сценах, как другие артисты. Мы выступали на армейских базах. Мы, наверное, объехали все военные базы в Корее. Все начинающие артисты там всегда и выступают. Но это весело, потому что корейские военные очень много аплодируют и кричат. Там, конечно, ужасные микрофоны, ужасные сцены и кто-то со стороны может подумать, что это тяжело.

Мы втроём с кореянками (в группу входили кореянки Ким Санха, Ким Юри, София Рамазанова и китаянка Ванг Чжонхи — прим. TJ) очень оптимистичные девочки: мы просто угорали над собой и получали удовольствие. Это как с друзьями: когда ты что-то делаешь, всегда весело.

А возможно ли в индустрии развлечений в Корее начать свою карьеру без помощи кого-то со стороны?

Если ты кореец и если ты читаешь рэп, то возможно. У них ещё есть своя база, куда они выкладывают свои треки — SoundCloud. Рэперам легче начинать. Но их очень много, поэтому придётся потягаться. Ещё можно пойти на шоу талантов и, если ты классный и очень талантливый, попытать своё счастье там. А если брать айдол-группу, то на раскрутку нужны очень большие деньги.

В Корее есть специальные «школы», которые готовят стать артистами.

Туда идут люди с 15-16 лет. Но чтобы дебютировать и стать артистом, ты уже должен быть в компании. К этому возрасту уже очень многое нужно уметь.

А на законодательном уровне это регулируется? Например, рабочий день для подростков?

Да. Им даже не разрешают по ночам бывать на каких-то телешоу или в других местах. У нас была девочка, которой было 14 лет, и ей нельзя было после десяти вечера, даже если прямой эфир на телевидении идёт, появляться на съёмке.

Ещё она из другого города, и чтобы перевезти её в Сеул, нужно было договариваться с родителями, заполнять бумаги и чуть ли не опекунство брать на неё. Поэтому часто компании не берут из других городов маленьких детей.

Я слышал, что в компанию детей с 10 лет берут.

Я не знаю, как в большие компании берут. В нашу брали так, чтобы мы уже всё умели делать. Нас учили, но учили не с нуля. Девочки, которые со мной были, уже однажды дебютировали [в других группах]. Чему нас учили: у нас были уроки по танцам, по вокалу и по актёрскому мастерству.

Школы и тренировки — это обязательно условие?

Конечно. Если на эти тренировки опаздывать, не приходить или если ты заболел, то там жёстко орут. У нашей преподавательницы по танцам было наказание за опоздание — насколько минут ты опоздал, столько делаешь планку. Поэтому люди предпочитали не опаздывать. Если ты опоздаешь на 20 минут, какой нормальный человек столько времени может в планке простоять? Это просто невозможно.

Об участии в шоу, подписании контракта и контроле за творческим процессом

Многие расследования западных изданий о K-pop затрагивают тему договоров. Все подписывают контракты на долгий срок?

Да, от пяти до семи лет. Раньше были условия на 13 лет, сейчас же намного лучше стало.

​Состав группы O My Jewel (София Рамазанова крайняя слева) Фото Koreaboo

Почему такой долгий срок? Если группа не станет популярной, все вложения не окупятся.

Деньги, вложенные в группу, восполняются в 10% случаев. Индустрия развлечений в Южной Корее несопоставима с западной. Даже если взять в пример какую-нибудь знаменитую группу, на её продвижение нужны огромные деньги. Здесь нужно платить даже за то, чтобы выступать на телевидении. Если ты заключил контракт на 13 лет и группа долго будет существовать и не распадётся, в итоге эти деньги ты отработаешь. По факту, это же был «рабский» контракт. Сейчас это всё пресекли.

Условия контрактов все стандартные: восполнить затраты, которые были потрачены на группу, и выпустить альбом? Есть что-то ещё особенное?

А если ты не выпустишь альбом, ты и дебютировать не сможешь. А если из особенного: нельзя встречаться с молодыми людьми — отношения запрещены. Если заметят, то нужно будет заплатить огромный штраф. Никто не ловит, но вообще есть такое правило.

Назови минусы и плюсы подписания контракта с компанией.

Если вы подписали контракт с большой и хорошей компанией, с проверенным именем и большим количеством денег, — не контракт трейни, а то, что вы готовитесь дебютировать в группе, — вы не будете зарабатывать много денег.

Из минусов: больше половины вашей прибыли — 70% — будет зарабатывать компания. И фишка в том, что пока вы не выплатите этот долг, вложенный в вас, то вы там чуть ли не 10 процентов будете получать, сущие копейки. Плюс же в том, что они сделают вас знаменитыми.

Минус заключения контракта с такой компанией, как в моём случае, — ты будешь работать не покладая рук. Ты сам должен искать то, что тебе будет нравиться и что не будет превращаться в рутину. Мне вот нравилось репетировать танцы; нам с девчонками было классно. Это единственный плюс, а деньги мы вообще не зарабатывали.

Компания как-то разрабатывала ваш образ? Ты рассказывала в прямом эфире, что твой имидж неоднократно менялся.

Мои волосы очень часто красили, перекрашивали и наращивали. Поэтому они и испортились после таких процедур. Но меня никто не заставлял ничего делать. Меня спрашивали, нравится ли мне так. Если мне нравилось, то я это делала. Хотя однажды меня заставили подстричь волосы. Это ещё очень давно было, в старой компании. Тогда я ещё плохо на корейском разговаривала. Я особо не жалела, но немножко жалко было из-за того, что мне жёстко сказали, что прямо надо это сделать. Просто в группе все были с длинными волосами, и, чтобы лучше смотрелось, одна девочка должна быть обязательно с короткой стрижкой.

В том же прямом эфире ты сказала: «Компания — отстой, а отстой нам делать не хотелось».

Да, мы понимали это, когда дебютировали.

Отстой в том плане, что у них закончились деньги или совершенно ничего не происходило: не было выступлений на больших сценах и не было записи альбома?

Дело не в том, что мы не выступали на больших сценах. В этом нет никакой проблемы — не важно, на какой сцене ты выступаешь. Даже когда у тебя есть выступления, это уже круто. Поэтому на это мы особо не жаловались. Дело было в другом: кто мог эту песню выбрать (трек Tambourine, с которой дебютировала группа O My Jewel — прим. TJ) — непонятно. Этот трек был не так хорош для наших голосовых данных.

Потом мы готовились выпустить второй трек, но он тоже был не очень. И, конечно, это раздражало. Хотелось хорошие песни петь, которые имеют какой-то шанс на успех. Когда эти песни покупали, в компании руководствовались какими-то другими вещами. Возможно, какими-то связями — у кого подешевле можно купить и тому подобное.

Фото @sonysonny03

Участники группы никак не контролировали процесс создания материала: музыки, стихов, танцев?

Никак. С нами никто не советовался, нас просто ставили перед фактом. Когда мы второй альбом записывали, который так и не был выпущен, нам дали песню за день до записи и сказали: у вас завтра запись — вот слова. Танцами занимался тоже другой человек, преподаватель по танцам. Мы лишь придумывали какие-то движения для своей соло-части в песне.

Потом уже, когда у нас совсем не стало денег, я уже и костюмы придумывала сама. В интернете даже все писали, почему они стали так нормально одеваться. В итоге, на последних концертах мы уже в моих вещах выступали.

В Корее есть музыкальные шоу, куда приглашают многих исполнителей. Ты участвовала в таких?

Мы не участвовали в подобном. Но есть очень классная история, связанная с участием в одном шоу. Нам сказали, что мы будем участвовать в программе, где нужно показать то, что ты умеешь делать. Нам об участии как-то неожиданно объявили. Естественно, никто не успел подготовиться и всё было ужасно. До сих пор не понимаю, как они снимали, потому что у меня на видео лицо какое-то не такое. В общем, даже не хочу вспоминать об этом.

Я ещё в другом шоу — после распада группы — снималась этим летом. Это шоу про путешествие, я как ведущая была вместе с другими ребятами. Оно не очень популярное, но сами съёмки были очень классные.

Это всё-таки пиар-ход, чтобы узнавали в лицо, или для чего нужны эти шоу?

Конечно, это пиар! Если включить телевизор, то этих айдолов крутят с утра до вечера.

О суицидах артистов, популярности и моде на K-pop

Ты же в курсе всех событий, которые происходили несколько лет назад с айдолами: про их затяжные депрессии, про суициды. Наверное, самое громкое — смерть Кима Джонхена в декабре 2017 года. Что ты думаешь об этом?

Очень тяжело выражать мысли об этих событиях. У меня есть определённое мнение, но если я его скажу, то все фанаты завопят по этому поводу. Это очень грустно. Когда я узнала новость, я даже расплакалась. Помню, в этот день я была в зале, пришла девочка и сказала, что Ким Джонхен покончил жизнь самоубийством. Нам всем стало грустно в тот момент, и эта новость заставила нас о многом задуматься.

Никто же не может точно знать, что же с ним было не так. То, что я читала в корейских источниках, что у него действительно была депрессия, — он был болен. И психолог неправильное лечение подобрал, как говорят.

Это же депрессия, это заболевание, которое ты не можешь контролировать. Депрессия не выбирает определённую профессию — она может возникнуть у любого человека. Не важно, артист он или просто какой-то работник.

У тебя было такое, что ты перегорала?

Сейчас у меня такое, я не хочу больше заниматься айдольством. Допустим, этот этап моей жизни, музыкальный, уже пройден. Если бы мне было 20 лет, я бы попробовала ещё раз. Мне 25 лет, и я понимаю, что это уже невозможно. Биться в закрытую дверь не стоит. Конечно, это была моя мечта. Но я считаю, что свою мечту в какой-то степени исполнила. Пришло время идти к следующей.

В музыкальной индустрии Южной Кореи чувствуется перенасыщение?

Я перенасыщаюсь айдолами на телевидении, поэтому я телевизор даже и не включаю. Меня это не интересует. В основном фанаты — это школьники. А те, кто уже в университет идёт, им нравится совершенно другое, они уже совсем другую музыку слушают. Именно айдолы, как айдолы, больше детям нравятся.

В начале года власти Южной Кореи рекомендовали ограничить число звёзд K-pop в телешоу из-за нереалистичных стандартов красоты. Слышала что-нибудь про это?

Что значит «нереалистичные»? Тогда и американские звёзды нереалистичные — люди все разные. Айдолов как подбирают: чтобы девочка была на каждый вкус. Кому-то одна нравится, кому-то — другая.

Во время твоего дебюта о тебе писали многие издания. Как ты отнеслась к популярности?

Под материалом о моём дебюте было много негатива. В тот день мне было очень плохо, но спустя сутки всё пришло в норму. Я поплакала и пришла к выводу, что мне всё равно. Я вообще не ожидала, что об этом кто-то узнает.

Мы не были какой-то группой, которая на телевидении выступает, выпускает клипы, тизеры к ним и так далее. Мы понимали, что никакой популярности у нас с первого альбома не будет. И когда на меня всё свалилось, я была не готова к этому.

Я знала, что популярных людей много осуждают, но не понимала, за что: я же вроде ничего особенного не сделала. Одним людям нравилось, другим — нет. Меня это многому научило: что ты никогда не сможешь понравиться всем. Если честно, я ожидала, что европейцы больше поддержат, чем будут писать грязь обо мне.

Как новичкам завоевать популярность в Корее? Нужно участвовать в шоу, сюжетах на профильных сайтах и тому подобное?

Нужны деньги. Чем больше у тебя денег, тем популярнее ты становишься. Если изначально денег нет, то нет даже смысла пытаться. Скажем так, это симбиоз таланта и денег. Это относится к айдол-индустрии, где только группы. А артисты, которые поют только баллады и которые занимаются хип-хопом, могут начинать с нуля и без денег. Главное иметь определённые связи, как и везде. Но для айдол-группы, не имея средств, нет смысла даже начинать.

​София с участницами O My Jewel Фото @sonysonny03

Есть ли ответ на вопрос, почему K-pop стал таким популярным во всём мире?

Этот вопрос риторический и определённого ответа на него у меня нет. Хотя у меня есть некоторые предположения. Допустим, почему группа BTS (корейская хип-хоп группа — прим. TJ) стала очень популярной. Потому что они первые сделали очень крутую хореографию, а в этот момент как раз был расцвет YouTube. Люди стали танцевать их танцы и делать на них каверы, про них и узнало куча людей. Это всё маркетинговые ходы, кто-то просто отгадал этот ключ.

Никто не знает, кто и как станет популярным. Понятное дело, что какие-то деньги ты должен вложить, чтобы группа стала популярной. Но ты никогда не узнаешь, достигнет ли она топа или останется где-то в серединке. K-pop же очень прикольный сам по себе. Азиаты очень прикольные, талантливые, работоспособные и трудолюбивые. Почему бы тогда во всём мире их не заметить?

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#интервью #музыка #kpop #лонгриды #лигаавторов