Истории
Сергей Исенеков

Рисуем суд: история жанра судебных зарисовок

От художественных картин на историческую тематику до лёгких набросков подсудимых в зале суда.

​Дональд Трамп даёт показания в качестве свидетеля, 1986 год Иллюстрация Элизабет Уилльямс

Судебные художники переживают не лучшие времена: суды всё чаще разрешают операторам снимать судебный процесс на камеры, а заказчики из редакций новостных агенств ставят жёсткие сроки. Однако работы иллюстраторов, которые присутствуют во время заседаний в зале суда, всё ещё пользуются спросом.

Они создают эскизы, расположившись в самом отдалённом уголке помещения и иногда используя бинокль, чтобы рассмотреть главных действующих лиц процесса. Их работы выкупают музеи и картинные галереи, а коллекционеры выплачивают огромные суммы за наброски с судебными процессами знаменитых людей.

Престижная профессия Европы

До 16 века все судебные заседания в Европе проводились без участия художников. Разрешалось только писать конспекты с процессов, которые позже переписывались в огромную книгу архива суда. Как пишет профессор художественной галереи Сиракьюсовского университета Джессика Роу, деятельность богослова Мартина Лютера побудила многих художников зарисовывать громкие процессы в залах суда. По иронии, одним из таких стал суд над самим Мартином Лютером в 1519 году из-за критики католицизма, изложенной в его 95 тезисах.

Судебная зарисовка делится на два типа: художественные картины на историческую тематику и сами зарисовки. Картины создавались спустя многие столетия, а зарисовки — во время судебных процессов. И первые и вторые носят историческую ценность, так как иллюстрируют материалы той или иной эпохи.

Первые судебные зарисовки созданы неизвестными художниками и по заказу судов. Одним из примером такой зарисовки стал процесс над Марией Стюарт в 1586 году. На рисунке изображены пронумерованные присяжные, судьи и входящая в зал королева Шотландии с двумя слугами. Однако некоторые художники тех времён известны — многие их работы хранятся в крупнейших музеях мира. Например, французский художник Жозеф Николя Робер-Флёри по заказу парижского Торгового суда писал исторические полотна. Одна из его работ — «Галилей перед судом инквизиции».

Зарисовка суда над Марией Стюарт, королевой Шотландии

«Галилей перед судом инквизиции» (1847)

Жозеф Николя Робер-Флёри

В 19 веке, во время правления английской королевы Виктории, судебные иллюстраторы считались одними из ключевых людей в зале суда от лица СМИ. Как ответственные за распространение визуальной информации среди населения, они присутствовали на многих заседаниях, даже на незначительных, срисовывая лица преступников, пьяниц и проституток. Одним из самых известных судебных иллюстраторов считается французский художник-график и мастер политической карикатуры Оноре Домье.

Он опубликовал около 800 работ в ежедневной газете La Charivari, вдохновляясь работами английских художников-сатириков. В редакции Домье часто поручали присутствовать на судебных заседаниях и рисовать обвиняемых и судей.

«​Спокойно снесите их оскорбления, сейчас я начну» Карикатура Оноре Домье, 1845 год

Европейская традиция создания картин и иллюстраций о судебных делах перебралась и в Америку. В коллекциях библиотеки Конгресса встречаются иллюстрации, на которых описаны судебные процессы над Салемскими ведьмами. Художники в Америке часто пытались запечатлеть судебные разбирательства, которые казались СМИ наиболее интересными для читателей. Например, картина «Суд над Мэри Сарретт и заговорщиками против Линкольна» — о первой женщине, приговорённой к смерти через повешение. Или иллюстрация Теодора Дэвиса, опубликованная в Harper's Weekly, «Импичмент Эндрю Джонсона».

​Заседание Сената по импичменту президента Эндрю Джонсона Рисунок Теодора Дэвиса, Harper's Weekly, 1868 год

Технический прогресс, произошедший в 19 и 20 веках, чуть не оставил многих художников, трудившихся в суде, без работы. Появление фотоаппаратов и телекамер поставило под вопрос саму суть зарисовок: если есть фотография, кому нужны рисунки.

Однажды в 1884 году, во время закрытого заседания в нью-йоркском городском суде, в зал заседания вошёл неизвестный в шляпе, осмотрелся и поспешно вышел. На следующий день фотографии с этого «закрытого» процесса появились в газетах — неизвестным оказался фотографом.

После этого случая власти многих стран (в Америке, Франции и Англии) запретили присутствие фотокамер во время судебного процесса и отдали предпочтение судебным зарисовкам. Посчиталось, что художник, в отличие от фотографа, меньше смущает или отвлекает внимание участников процесса, зарисовывая лишь главных действующих лиц — обвиняемых и судей.

В некоторых странах всё ещё запрещают использование техники во время судебных заседаний. Например, в Англии художникам не позволяют присутствовать во время процессов — им лишь дают несколько минут, чтобы осмотреть зал суда и по памяти зарисовать действующих лиц процесса. Такое же правило действует в Гонконге и в некоторых случаях в Австралии.

Судебная зарисовка в США

Главной школой судебных иллюстраций стала Америка. В середине 20 века в США профессия художника была выгодной, и в 60-70-е годы судебная зарисовка достигла пика. В эти годы активно шли судебные процессы над известными людьми, поэтому телекомпании и пресса выкупали зарисовки у художников, чтобы проиллюстрировать ими сюжеты и материалы.

Суды над звёздами шоу-бизнеса и убийцами известных людей проходили часто: убийства Джона Кеннеди, Мартина Лютера Кинга-младшего и Джона Леннона.

Мона Шафер Эдвардс, Билл Роблес, Розали Ритц и Уолт Стюарт стали всемирно известными людьми, а их работы выставляются на крупнейших выставках по всему миру. Они сидели на первом ряду и рисовали портреты Чарльза Мэнсона, лидеров леворадикальной организации «Чёрные пантеры», Сирхана Сирхана — убийцы сенатора Роберта Кеннеди и многих других.

Для СМИ нужна визуализация. Если читатель или зритель ничего не увидит, вряд ли ему будет это интересно. Когда не было камер, ты чувствовал себя королём!

Билл Роблес

С развитием технологий суды в некоторых штатах ослабили ограничение на присутствие камер на процессах. Впервые использование камер разрешили во Флориде в 1986 году во время заседания по делу Джареда Лафнера, взорвавшего автомобиль своего друга с помощью бомбы. К 90-м года многие суды экспериментировали с использованием видеокамер во время заседаний.

Поворотным моментом стало «судебное разбирательство века» над О. Джей Симпсоном — американским футболистом, обвиняемом в убийстве жены. Судья посчитал, что присутствие камер решит судебный процесс намного быстрее. Однако это привело к тому, что заинтересованные люди быстро устали от ежедневных кадров со спортсменом, а судебный процесс стал больше похож на реалити-шоу. Позднее в правительстве изменили своё решение: в 47 штатах присутствие камер разрешено только с согласия судьи.

О. Джей Симпсон​ в зале суда Иллюстрация Моны Шафер Эдвардс

После дела Симпсона у большинства американцев возникли сомнения о дальнейших перспективах судебной зарисовки. Мона Эдвардс, Билл Роблес, Розали Ритц и многие другие художники всё также продолжали своё дело. В 2005 году они сидели на первых местах во время закрытого судебного разбирательства над Майклом Джексоном, обвиняемого в растлении малолетних и признанном невиновным. Пока репортёры и фотографы, фанаты и даже продавцы хот-догов ходили около здания суда и ждали окончания слушаний, художники передали свои зарисовки курьерам и отправляли их в крупнейшие СМИ страны.

По словам Билла Роблеса, работать судебным иллюстратором можно при лучшем случае только 100 дней в году, и обычно работа появляется только во время громких заседаний. Художникам каждый раз приходится бороться за своё место и готовиться к тому, что во время заседания покажут страшные фотографии с мест преступлений. «Сегодня едва хватает работы для опытных художников и нет места для новичков», — говорит он.

Зрители всё так же продолжают восхищаться работами художников и много спорить о них. Например, в 2015 году интернет превратил в мем портрет квотербека New England Patriots Тома Брейди — из-за непохожести и нелепого наброска. Автор рисунка, Джейн Розенберг, даже извинялась перед Томом Брейди и его фанатами за «неточное изображение футболиста».

​Том Брейди (крайний справа во втором ряду) в зале суда Иллюстрация Джейн Розенберг, Boston Herald

Другим примером обсуждения судебной иллюстрации стал набросок Тейлор Свифт во время суда над радиоведущим Дэвидом Мюллером. Многим фанатам показалось, что зарисовка изображала певицу «очень злой и демонстрировал не совсем достоверно». А СМИ подхватили версию, что Джефф Кандиба, поклонник Кэти Перри, сделал это специально.

Как заявляют американские художники, они всегда останутся при работе. Их деятельность только лишь изменится в масштабах, но все новости и иллюстрации к новостям всегда будут сопровождаться их рисунками. А если что-то пойдет не так, то рисунки всегда можно продать по существенной цене. Единственное, чего они боятся — повышение цены на блокноты с 15 до 27 долларов.

Судебная зарисовка в России

Для России жанр судебной иллюстрации остаётся малопопулярным. Впервые на судебные заседания в России художников допустили в середине 19 века. На процессе по делу первомартовцев (группе террористов, участвующих в подготовке и осуществлении убийства императора Александра II — прим. TJ) в 1881 году рисовали врач и путешественник Павел Плесецкий, художник-передвижник Владимир Маковский и судебный художник Александр Насветович.

Зарисовка Владимира Маковского подсудимых по делу первомартовцев Иллюстрация Музея политической истории России

Одними из авторов, которые создавали в жанре судебной иллюстрации, стал творческий коллектив советских художников «Кукрыниксы». Их графическая серия картин «Обвинение» описывает Нюрнбергский процесс в 1947 году. Художники изобразили всё то, что увидели и услышали на суде над нацистскими преступниками.

Большинство заседаний в России проходят в открытом режиме, только лишь в некоторых случаях (например, если дело касается государственной тайны) они закрыты для посторонних. Но иногда даже во втором случае на несколько секунд впускают журналистов с камерами ради нескольких кадров обвиняемых. На открытых заседаниях как журналисты, так и обычные зрители могут вести с разрешения суда фото- и видеосъёмку. Для зарисовок согласия суда не требуется.

В 2005 году Павел Шевелев придумал проект «Рисунки по делу». В течение полугода художник делал зарисовки из зала суда по делу «ЮКОСа» и публиковал их в «Новой газете». Его иллюстрации выставили на художественной ярмарке «Арт-Москва».

Сначала я ходил туда с маленьким блокнотом. Потом увеличил его до листа А4. Потом лист вырос до А3. Потом до альбома большего формата. Приносил большие листы, приносил тушь, работал акварелью. Условия были идеальные.

Павел Шевелев

Ещё одна инициатива, которая «популяризировала» жанр судебной зарисовки, стал проект «Рисуем суд». В 2009 году его создала группа поддержки Михаила Ходорковского во время второго процесса над ним и Платоном Лебедевым. Одна из главных тем проекта — показать «абсурд современной судебной машины в России в зарисовках свидетелей». Спустя четыре года, в 2013 году, активисты организовали второй конкурс «Рисуем суд 2», посвящённый судам над узниками «болотного дела».

«Трансляция. Замоскворецкий суд​»

Иллюстрация Ильмиры Болотян

Как говорит один из авторов проекта «Рисуем суд», судебные зарисовки — это самый адекватный способ реагировать на время. Все сложные инсталляции и видео не рассчитаны на зрителей, они [рисунки] показывают художникам самим, что они думают по этому поводу. Они созданы для зрителей, и это очень важно. Вообще, карандаш и бумага, зарисовки — это то, что нам доступно до последнего момента.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #суды #лонгриды #лигаавторов