Истории
kate

Жизнь семьи военных в Таджикистане

История переезда из Петербурга и трудности жизни в провинциальном Нуреке.

Нурек​, Таджикистан Фото героини статьи

По просьбе собеседницы TJ имена героев скрыты.

Статус жены военного предполагает готовность к переездам, опасностям и другим неудобствам. Несколько лет назад моя семья – муж и ребёнок – переехали в небольшой город Нурек в Таджикистане.

Мы с мужем знакомы с подростковых лет, дружили и общались в одной компании. После школы я поступила в университет Саратова, а муж в военную академию в Тверь. Несколько лет мы не виделись и почти не общались, но между нами сохранилась какая-то связь. Я окончила учёбу и переехала в Петербург, в это время мы начали общаться активнее. Спустя год его определили в военную часть в Ленинградскую область и мы стали видеться, а чуть позже он предложил переехать к нему.

Для меня тот переезд был более болезненным, чем переезд в Таджикистан. Совсем молодая, я с грустью уезжала из Петербурга в крошечный военный городок в Ленобласть, где нет буквально ничего от цивилизации – сплошное наследие Совка. Я уволилась с работы, собрала вещи и переехала к будущему мужу.

Жильё для военных

Когда мужа определили в военную часть, ему выделили комнату, в которой он жил с другим парнем. Через пару месяцев он добился отдельной комнаты в общежитии со своим туалетом, но душ общий на этаже. Каждое утро мы отстаивали очередь туда. Позже мы и получили две комнаты с туалетом и душем. Вода была только холодная, поэтому мы установили бойлер.

Наша семейная жизнь развивалась стремительно: я родила сына. Нам выдали отдельную квартиру, которую мы отремонтировали и сделали небольшую перепланировку. Тогда я работала учителем в школе нашего городка, зарабатывала немного, но мне важно было чем-то заниматься и развиваться.

Я привыкла к жизни жены военного, которая не предполагает путешествий и совместных праздников. Муж уходил работать на сутки, а я оставалась одна, приходилось справляться.

​Нурек, Таджикистан Фото героини статьи

Часто бывает так, что проработав несколько лет в одном месте, военного могут определить служить в другой город или страну. Служить в том же Таджикистане или Казахстане выгоднее, чем в России, потому что год службы засчитывается в стаж как три года, да и зарплаты выше. Потому муж захотел поехать в Таджикистан. В первый раз, когда он сказал об этом, я не согласилась с ним, потому что тогда военный не мог взять с собой семью, а это означало трёхлетнюю разлуку. Спустя год он вернулся к этому разговору, потому что теперь появилась возможность переехать туда всей семьёй.

Работать в Таджикистане хотят многие, потому что служба не особо опасная, там тепло и в целом хорошие условия работы. По этой причине на распределение туда выстраивается целая очередь. Муж добился распределения в город Нурек, и мы начали готовиться к переезду.

Когда я сообщила о переезде подругам, тоже жёнам военных, они признались, что не смогли бы переехать и отправили бы мужей одних. Многие так и делают – продолжают жить в России и просто раз в год встречаются во время отпуска. Для меня это невозможно, я хочу, чтобы вся семья была рядом. Меня завалили информацией об ужасной местной медицине, отсутствии образования, низком уровне жизни и других опасностях Таджикистана. Несмотря на это, я всё равно решилась поехать и увидеть всё своими глазами.

Переезд

По приезде в новое место многие семьи селятся у знакомых или друзей на первое время, чтобы получить новую квартиру. У нас друзей там не было, поэтому пришлось немного понервничать и делать всё очень быстро. Для того, чтобы военному выдали квартиру на новом месте, нужно показать справку о том, что он съехал из предыдущей квартиры (справка о необеспеченности служебным жилым помещением).

Так как мы всё ещё находились в Ленобласти, справку он показать не мог. Раньше некоторые семьи пытались провернуть аферы, когда этот документ не спрашивали: они получали новую квартиру, а предыдущую сдавали. Позже эту лавочку вычислили и прикрыли.

Советский Нурек​ Фото пользователя Fototerra aleks-35dml

Я продала мебель, потому что везти с собой её было нереально, а нам требовались деньги. Первую зарплату муж мог получить только через месяц, поэтому было тяжело: с маленьким ребёнком на руках мне приходилось заниматься бытовыми вопросами вроде продажи мебели, сбора всех вещей и сдачи квартиры. Мы делали небольшую перепланировку, поэтому при выезде пришлось платить за это.

С собой я везла справку о том, что мы выехали, поэтому супруг получил трёхкомнатную квартиру. У предыдущих жильцов он выкупил холодильник и два дивана – это всё, что было в квартире. С собой я привезла пару одеял, блендер, любимые детские игрушки и несколько книг.

Первое время в новой стране

Мы прилетели в три часа ночи, потому во время пути в новый дом в Нуреке не видели, что происходит за окном и как выглядит город, где придётся жить. Я зашла в квартиру и всё, что мне хотелось в этот момент – выйти обратно и больше туда не заходить. Если вы когда-нибудь были в старых советских квартирах, не знавших ремонта с 1950 года, то вы поймёте, что я увидела. Было ощущение, что либо квартира долго пустовала, либо там жили люди, ничего не знающие об элементарных удобствах.

Въезд в город Фото Стаса Этвеша

Проснувшись, я увидела всё ту же неуютную квартиру, только в полной своей «красе». Нужно было кормить ребёнка, но ни стола, ни стульев, ни нормальной еды, ни мужа не было — он отправился на службу. На кухне не было не только стола и стульев, но и рабочего пространства для готовки, поэтому первое время мы ходили есть в кафе.

К счастью, таджикская еда делала мои вкусовые рецепторы счастливыми. За обед на троих – лагман, шорпу, плов и компот, – мы отдали 350 рублей. С такими расценками я готова была забыть о существовании кухни навсегда, потому что такой обед – это удовольствие, практически не обременённое затратами. Днём я потихоньку изучала военный городок, а по вечерам встречались с мужем и ходили в Нурек на рынок за продуктами.

​Слив горных вод Фото пользователя «Живого журнала» Gfed

Обустройство быта

В России я продала мебель и получила 20 тысяч рублей – для Таджикистана это немалые деньги. Через месяц мужу выдали зарплату, и мы составили список необходимой мебели и техники. Средства ограничены, поэтому выбирали из того, что было нужнее всего. Это походило на игру в Sims без кодов, когда ты постепенно обставляешь квартиру, исходя из финансов.

Квартире требовался основательной ремонт, начиная с потолков и заканчивая полом. Первой мы решили привести в порядок детскую. В предыдущей квартире муж делал ремонт сам, поэтому и в этот раз мы решили так же. Всё делали постепенно, чтобы не закопаться в долгах и позволять себе ездить отдыхать в Душанбе. Ремонт нас сблизил: мы делали его всей семьёй и для семьи.

Информационный киоск​ Фото пользователя «Живого журнала» Gfed

Особенности жизни в военном городке

В Таджикистане есть две российские военные базы: в Нуреке и Душанбе. В Душанбе на территории военного городка находится садик, школа, ночной клуб, госпиталь – можно даже никуда не выезжать. Там много военных подразделений, а в Нуреке только космические войска, которые охраняют Оптико-электронный узел «Нурек» системы контроля космического пространства.

​Оптико-электронный узел «Нурек» Фото Министерства обороны РФ

В спокойное время из городка можно выезжать – ездить в Душанбе или по своим делам, куда нужно. Выезжать можно в любой день, кроме тех, когда проводятся учения. Иногда прилетают вертолёты для эвакуации, а пару раз учения были масштабными и нас инструктировали по эвакуации вместе с вещами и получением паспортов на КПП. Первый раз участвовать в таком мероприятии страшно, но потом привыкаешь.

В момент, когда объявляется режим, в зависимости от его уровня, нам закрывают выход в город на определенное время. Это напрягает, потому что в Нурек нам нужно ходить каждый день за продуктами – в городке небольшой выбор и всё невкусное.

Местные

Наш военный городок считается территорией России в Таджикистане. Именно в городке живут только военные с семьями, здесь же работают таджики, в основном обслуживающим персоналом. Два раза в день проходят построения, я вижу и слышу их из окна.

​Мойка ковров Фото пользователя «Живого журнала» Gfed

Многие военные служат, не вникая в офицерские ценности: честь, достоинство и принципы. Они просто приехали работать и не живут этой профессией, из-за чего иногда ведут себя не так, как должен офицер.

Женщины в военном городке тоже работают, в основном их пристраивают в часть: юристами, кадровиками, экономистами. Многие работают учителями в школе или репетиторами. Я сейчас на удалёнке, поэтому сама выстраиваю график.

​Рынок в Нуреке Фото пользователя «Живого журнала» Gfed

В Таджикистане местное население – мусульмане. Женщины ходят в закрытой, но красивой яркой одежде: цветных платьях и платках. Пожилые мужчины иногда ходят в длинных туниках и тюбетейках.

В Нуреке мы, жители военного городка, являемся основными покупателями товаров. Местные торгуют овощами, фруктами, мясом, одеждой на рынках. Эту одежду мы не покупаем, выглядит она отвратительно и ощущение, что развалится в первые пять минут носки. Средняя зарплата у местных около 3000 рублей в месяц, на неё они могут позволить только самое необходимое для жизни.

​Таджикская бахча Фото пользователя «Живого журнала» Gfed

Жители Нурека очень приветливые и милые, но некоторые особенности могут показаться странными и отталкивающими. Дети смотрят на нас, русских, не отводя глаз – так, будто никогда не видели белых людей. Они бегают за нами, показывают пальцем, смеются, но всё это делают добродушно, им просто любопытно.

Конфликтов с местными не было, может потому, что я всегда хожу с ребёнком и нет смысла ко мне приставать. Но знакомая столкнулась с ситуацией: она шла с большим пакетом продуктов со взрослой дочерью. Пакет порвался, из него всё высыпалось и она наклонилась собрать продукты. В этот момент игриво настроенный таджик решил проверить на упругость её тело и пустил в ход руки, за что сразу оказался избит тем самым пакетом с продуктами.

​Перебирание риса Фото пользователя «Живого журнала» Gfed

Таджики часто заглядываются на русских женщин и делают комплименты, потому что наша красота для них необычная, но палку обычно не перегибают – всё цивилизованно.

Из-за низкого уровня жизни многие жители Таджикистана уезжают на заработки в Россию. В основном уезжают мужчины, зарплату они присылают семьям. Отток мужского трудоспособного населения вынуждает женщин браться за мужскую тяжёлую работу, но она пугает их меньше, чем возможный развод.

По рассказам местных, в Таджикистане мужчине достаточно три раза по телефону сказать слово «талак» (развод), чтобы брак перестал быть действительным. Это связано с тем, что таджикские семьи, особенно из сельской местности, редко регистрируют брак официально, а обходятся никахом – браком по исламским традициям.

В то время, когда муж находится на заработках, жена часто живёт с его родственниками и работает на них, занимаясь хозяйством.

Девочек часто стригут «под мальчика», то ли из-за жаркого климата, то ли, чтобы не было вшей. Детских кресел в машинах нет, может потому, что они просто не помещаются в машину, где ездят по шесть человек. Колясками для детей тоже никто особо не пользуется, а бывает, что сажают в одну коляску троих детей.

Из-за высокой рождаемости и быстрого темпа роста населения, в школах слишком много детей. Вместо 25 учеников в классе может быть 40-45 детей и это, естественно, влияет на уровень образования. Мест в детских садах не хватает примерно 15% населения городов. Также эта проблема отображается и на молодом населении, которым не хватает рабочих мест после окончания университетов.

Дети Таджикистана​ Фото Антонины Захаровой

Детская смертность высокая – один из тридцати детей не доживает до пяти лет. Ситуация постепенно улучшается – семь лет назад умирал один из двадцати трёх детей.

Население в Таджикистане довольно бедное. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, средняя зарплата в Таджикистане составляет 145 долларов (около 9000 рублей). Лучше всего в стране живут в Душанбе. В нём есть и привычные для нас сетевые магазины одежды, кафе, рестораны, кинотеатры, зоопарки и театры.

Рабочие сидят со своим инструментом на улице, зазывают работодателей​ Фото Ильи Варламова

От Нурека до Душанбе можно добраться за час на машине. Ездим мы туда пару раз в месяц. Если своей машины нет, то можно взять такси на весь день: платишь таксисту 1500 рублей, а за это он везёт тебя в Душанбе, там ходит за тобой и носит пакеты, а вечером отвозит домой.

Учитывая, что зарплаты в стране низкие, зарабатывают таксисты хорошо. Они здесь вообще универсальные люди. Можно позвонить ему поздно вечером, когда дома кончились продукты: он купит всё нужное и привезёт за символические 100 рублей.

​Мода в Душанбе Фото Ильи Варламова

В Душанбе местные более современные и девушки могут позволить себе ходить в одежде вроде джинсов и не длинных юбок. Мы, когда ездим в город, одеваемся в обычную одежду, но прикрываем декольте и колени – иначе могут не выпустить на КПП военного городка.

Развлечения

В Душанбе есть клубы, бары, кальянные, караоке и прочие поверхностные развлечения на любой вкус, как и в России. В клубы Душанбе часто приезжают выступать российские звёзды. Военным не разрешается покидать часть в ночное время, так что развлечения эти не для них, а для гражданских.

Ресторан в Душанбе Фото Ильи Варламова

Таджикистан – мусульманская страна, поэтому девушки днём ходят в платках, а вот ночью некоторые из них вполне могут танцевать стриптиз в клубах. Выглядят они забавно: очень яркий макияж, накладные ресницы, длинною в бесконечность и нелепые наряды, хотя с этим проблем нет – они их быстро снимают. Снимают также и самих танцовщиц. Проститутки в Таджикистане стоят дешево – от 500 рублей.

Наркотики

Таджикистан является важным звеном в мировом наркотрафике: наркотики попадают сюда из Афганистана, а оттуда в Россию. Часть груза поставляется незаметно через горы по тропам, а часть – со столкновениями и боями на границе.

Жителей Таджикистана вовлекают в схему транзита наркотиков: они занимаются администрированием процесса транзита, переговорами с афганской стороной, логистикой и порой являются боевиками и исполнителями заданий верхушки ОПГ.

Логисты тщательно готовят груз к отправке в Россию и Европу: задействуют в процессе химиков, кинологов с собаками, оборудование для досмотра, чтобы повысить вероятность удачной доставки груза. Отправляют товар обычно вместе с поставкой фруктов.

Задержание афганского наркоконтрабандиста на таджикско-афганской границе​ Фото Хушнуда Рахматуллаева, РИА «Новости»

Медицина

В Таджикистане множество проблем в сфере образования и медицины. Болезней много, смертность высокая, особенно среди детей. Здоровьем здесь особо не занимаются и заразиться чем-то можно без особого труда. Недавно мы поехали в отпуск в Россию и по приезду всей семьёй легли в больницу с гепатитом, правда быстро вылечили.

Я отношусь к болезням легко и стараюсь сильно не заморачиваться на эту тему, не залечивать детей при малейшей простуде. В Таджикистане мой ребёнок вообще ничем не болеет, поэтому я не сталкивалась с местной медициной. Беременные женщины часто уезжают вести беременность и рожать в Россию, потому что всё же у таджикских врачей низкая квалификация и рисковать никому не хочется.

Нурек, Таджикистан​ Фото героини статьи

По отзывам знакомых, врачей хороших мало, подготовка в университетах низкая, а хорошие специалисты уезжают в более прибыльные регионы, чем Нурек. Врачей не хватает, оборудования и приличных больниц тоже. У нас в городке есть педиатр, терапевт и стоматолог, но к ним мы не ходим – нет смысла.

У многих местных жителей часто встречаются физические недостатки: большие, в сравнении с телом, головы, кривые шеи, дефекты ног и много чего ещё. Возможно, это связано с плохим питанием и недостатком витаминов.

Дорогих лекарств в аптеках Нурека нет, за ними нужно ехать либо в Душанбе, либо заказывать в ближайшую аптеку и ждать. Качественные импортные прививки делают детям бесплатно, что довольно удивительно при общем уровне медицины.

Работа, школа, сад

Те женщины, что хотят работать, могут устроиться в военную часть и работать в паре минут ходьбы от дома, так как городок маленький. Для работающих женщин, у которых есть маленькие дети, предусмотрены услуги няни. Няню можно выбрать самостоятельно через знакомых среди таджичек из Нурека. У будущей няни проверяют все её документы и изучают подробности жизни, после чего могут разрешить ей работать в семье. Я услугами няни не пользуюсь, потому что не работаю.

В городке есть филиал Ногинской школы. В школу детей водят патрульные, а после занятий провожают до дома. Учителями часто работают жёны военных и местные учителя-таджички. Русские учителя, конечно, дают больше знаний. С образованием в целом довольно туго, поэтому дети дополнительно ходят к репетиторам.

Есть семьи, в которых родители оставляют своих детей в России бабушкам и дедушкам на воспитание. Они ссылаются на то, что детям необходимо получить хорошее образование, а в Таджикистане им это не светит. Я такое не поддерживаю, потому что детям гораздо важнее быть рядом с мамой и папой, чем учиться в престижной школе. Научить всему ребёнка можно дома, занимаясь с ним дополнительно.

Недостатки переезда

Я не ощущаю больших недостатков в переезде. Иногда неудобно без привычных услуг вроде доставки вкусной еды домой и развлечений, но в целом я довольна.

Мне нравится, что я могу высыпаться, жить в спокойном ритме, не суетиться и наслаждаться тёплым климатом, чистым воздухом, красивой природой вокруг. Зимой здесь не бывает холодно, только пыльно, из-за чего приходится часто стирать вещи.

Нурек, Таджикистан​ Фото героини статьи

Срок службы в Таджикистане у нас закончился и мы вернулись в Россию. Военных редко распределяют второй раз в далёкий от центра регион, поэтому мы не боялись, что мужа отправят куда-то на Дальний Восток.

Перед переездом я боялась, что такие сложности, как жизнь в другой стране отдалят нас друг от друга и мы расстанемся, но мы стали только ближе.

* * *

Переезд не был вынужденной мерой, мы спокойно могли остаться в Санкт-Петербурге. Я не отношусь к нашей жизни с большой гордостью и не считаю нас героями за то, что мы жили в военном городке. Я считаю это просто службой. Мы не были в зоне военных действий или на войне.

В Таджикистане мужу дали новую должность и звание. Он добился карьерного роста, которого не было в России. Я тоже начала развиваться в новой сфере именно там. Нам на пользу пошёл переезд, и я вижу больше плюсов, чем минусов.

Человек сам строит свою реальность и многое в его жизни зависит от внутренних убеждений и отношению к жизни. Ему может быть плохо вне зависимости от того, где он находится: в Санкт-Петербурге или Нуреке. Большинство жён в военном городке сетуют на свою тяжёлую участь жизни в Таджикистане, жалуются, что им плохо и скучно, но они были такими же, когда жили в России. От того, какой у тебя настрой, зависит то, как ты живёшь.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #путешествия #личныйопыт #военные #лонгриды #лигаавторов