Истории
Tatiana

Мэги против Дэрроу: малоизвестная история создания оригинальной «Монополии»

Как борьба активистки с несправедливостью капитализма обернулась коммерческим успехом для бизнеса.

Фото The Strong

В разгар Великой Депрессии в США, когда многие американцы разочаровывались в капитализме и видели надежду в социализме, на рынке появилась новая настольная игра «Монополия». Её представил продавец и установщик отопительного оборудования Чарльз Дэрроу, вскоре сколотив состояние на рекордных продажах.

«Монополия» быстро захватила внимание американцев и иностранцев. The Beatles играли в неё во время первого тура по США, а во время Второй мировой войны игру использовали для передачи контрабанды военнопленным. Оставалась лишь одна загадка — Дэрроу не мог объяснить, как ему пришла в голову идея игры, ссылаясь на спонтанность изобретения. На деле за оригинальной концепцией стояла Элизабет Мэги — активистка, желавшая обличить проблемы капитализма.

Зарождение идеи

Элизабет Мэги родилась в 1866 году в семье известного аболициониста (сторонник за освобождение рабов во время Гражданской войны) Джеймса Мэги, который сопровождал Линкольна в поездке по Иллинойсу в 1850-х годах. С ранних лет она критиковала правящую систему, выражая недовольство по поводу неравенства в правах людей разных сословий.

Как антимонополист, отец Мэги опирался на теории политика и экономиста Генри Джорджа, который считал, что люди должны владеть тем, что они сами сделали или создали. Особенно это относилось к земле, которая должна принадлежать всем. Джордж выступал за «налог на стоимость земли», также известного как «единый налог». Общая идея предполагала обложение налогом только землю, перенеся налоговое бремя на состоятельных землевладельцев.

В 1880-1890-х годах послание Джорджа поддержали многие американцы — в то время городские центры страны столкнулись с серьёзной нищетой.

Равное право всех людей на пользование землёй столь же ясно, как их равное право дышать воздухом,- это есть право, устанавливаемое самым фактом их существования. Ибо мы не можем предположить, чтобы некоторые люди имели право находиться в этом мире, а другие не имели такого права.

Генри Джордж

Антимонопольное движение также служило площадкой для защиты прав женщин, привлекая последователей вроде Мэги. В начале 1880-х годов она работала стенографисткой — перспективная профессия для женщин того времени. Помимо этого, активистка участвовала в литературных кружках и в театральных постановках на сцене Вашингтона.

Мэги гордилась, что в свои 40 лет была незамужней и независимой от мужчин. Чтобы высказать протест против института брака, она написала колонку в газете, где предлагала арендовать себя в качестве «молодой американской рабыни». Тем самым она рассчитывала подчеркнуть независимость женщин в обществе. Но четыре года спустя женщина вышла замуж за бизнесмена Альберта Филлипса, который был старше её на 10 лет.

​Элизабет Мэги Фото Anspach archives

Непонятно, почему Мэги изменила позицию и всё-таки решила обвенчаться, но свою независимость она не утратила. Она продолжила работать и скопила достаточно личных средств. Но основные силы она тратила на свое главное детище — игру, которая создавалась по теориям Генри Джорджа.

В 1904 году старания окупились — Мэги запатентовала настольную игру «Землевладелец». Новость о создании игры попала в заголовки газет, и в этот год на 1% увеличилась доля женщин, запатентовавших свои изобретения.

Настольная игра против капитализма

В начале 20 века, с формированием в США полноценного среднего класса, настольные игры приобретали стремительную популярность. Благодаря доступности электричества и комфортного жилья многие семьи с комфортом играли по вечерам, а кости и карты отошли на второй план. После сокращения рабочего дня до восьмичасового дополнительное свободное время появилось и у рабочего класса.

Оригинальный дизайн доски  игры «Землевладелец» Фото Ведомства по патентам и товарным знакам США

Концепция «Землевладельца» Мэги крутилась вокруг игровых предприятий, которые продавались и покупались на деньги. Игроки одалживали средства у банка или друг у друга, а также платили налоги, если оказывались на клетке с предприятием, которое купил другой игрок. Разные подходы и стратегии позволяли кружить по доске — в отличие от линейного дизайна дорожек, используемого в других играх того времени.

Игровое поле состояло из закольцованной последователи земельных участков с фиксированной стоимостью покупки и аренды, возраставшей по мере продвижения по карте. Чтобы продемонстрировать силу левых идей и обнажить проблемы капитализма, Мэги придумала два способа игры — «Монополист» и «Процветание».

Первый вариант почти не отличается от современной версии игры — задача каждого игрока заключается в приобретении максимального количества недвижимости, за посещение которой они брали налоги с конкурентов. Тот, кто разорял остальных, побеждал. Мэги полагала, что эта модель демонстрировала эффективность захвата земель для одного человека, но пагубность для всех остальных.

«Процветание» предлагало альтернативный способ победить. В этой версии игроки не платили налоги на посещение чужой недвижимости и строили «свободные колледжи», после чего игроки больше не отправлялись в тюрьму (как в стандартной версии). По новым правилам, игроки зарабатывали каждый раз, когда кто-то приобретал новую собственность (демонстрация политики налогообложения Генри Джорджа в отношении земли).Игра заканчивалась победой (всех!) когда игрок, начавший с наименьшим количеством денег, удваивал свою сумму.

Это практическая демонстрация существующей системы захвата земель со всеми её обычными исходами и последствиями. Его вполне можно было бы назвать «игрой жизни», поскольку в нём содержатся все элементы успеха и неудачи в реальном мире, а объект такой же, как у человеческого рода в целом, то есть накопление богатство.

Элизабет Мэги

Игра быстро завоевала популярность среди студентов левого толка, особенно в Гарварде и Колумбийском университетах. Популяризации игры поспособствовали профессоры Пенсильванского и Толеддского университетов, которые показывали игру студентам как пример финансовых концепций.

Со временем концепция игры менялась и совершенствовалась. В 1910-х годах появилась новая версия игры — «Аукционная монополия». Играя в модифицированную версию «Землевладельца», люди меняли названия предприятий на те, которые были характерны для их местности и корректировали правила в соответствии с законами своего штата. Одним из таких игроков оказался простой установщик отопительного оборудования Чарльз Дэрроу.

Разоблачение миллионера

История Чарльза Дэрроу началась в 1932 году, когда он вместе с женой Эстер посетил филадельфийского бизнесмена мистера Тодда. Там они играли в улучшенную версию «Землевладельца». Тодд впоследствии вспоминал: «Они никогда не видели ничего подобного раньше, поэтому проявили большой интерес к игровому процессу». Дэрроу попросил написать его правила в двух-трёх экземплярах.

Чтобы выбраться из нищеты Дэрроу, решил изменить правила игры и выдать за собственное изобретение. В 1933 году он зарегистрировал права на игру под новым названием — «Монополия» и через какое-то время изловчился продать патент компании Parker Brothers. Он убедил владельцев, что это его детище.

Чарльз Дэрроу  Фото AP

В течение первого года после выхода игры она продалась тиражом более двух миллионов экземпляров. А в 1934 года игра стала самым продаваемым рождественским подарком. При продаже патента Дэрроу выхлопотал для себя выгодные условия, по которым получал регулярные выплаты от нового правообладателя игры.

Однако у Мэги всё ещё оставался её патент, и, чтобы правда не вскрылась, Parker Brothers выкупили у неё права. За примерно 500 долларов. При этом бизнесмены оставили за собой право не выплачивать авторские отчисления в случае успешности продаж игры. Позже компания выкупила патенты на все другие версии игры, в итоге став её полноправным владельцем. Но её правила навсегда изменились — теперь важно было добиться богатства и разорить соперников.

Все дальнейшие претензии Мэги по поводу создания игры ни к чему не привели. Компания выступила с официальным заявлением, что игра «Землевладелец» никак не связана с «Монополией». Но во избежание финансовых рисков Parker Brothers всё-таки приобрела у женщины две игры — «День распродажи» и «Королевская рать».

​Ральф Анспах Фото Anspach archives

Личность Элизабет Мэги как изобретателя «Монополии» раскрыли случайно. В 1973 году профессор экономики Ральф Анспах начал десятилетнюю юридическую битву против Parker Brothers за создание своей антимонопольной игры. Исследуя его дело, он раскрыл патенты Мэги и корни «народной» игры. История так увлекла его, что позже он назвал её «монопольной ложью».

Юридическая битва Анспаха длилась десять лет и закончилась в Верховном суде. Профессор выиграл право производить антимонопольные игры, а его исследование об истинном происхождении «Монополии» признали достоверным.

Элизабет Мэги умерла в 1948 году, так и не дождавшись справедливости в суде. Дэрроу скончался в 1967 году в статусе американского изобретателя, который с низов пробился к успеху. В 1991 году Parker Brothers приобрела компания Hasbro, став единственным законным владельцем «Монополии».

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#монополия #истории #лонгриды #лигаавторов #сша