Истории
Leonid Pasternak

Профиль: Гоар Вартанян — советская разведчица, предотвратившая покушение на Сталина, Черчилля и Рузвельта

Долгие годы подпольной службы рука об руку с верным супругом.

Фото «Российской газеты»

25 ноября в Москве на 94-м году жизни скончалась советская и российская разведчица-нелегал Гоар Вартанян. Она — легенда отечественной внешней разведки. В составе разведгруппы она обеспечивала безопасность советского руководства во время Тегеранской конференции 1943 года. Следующие 30 лет Вартанян работала разведчиком в европейских странах блока НАТО во времена «холодной войны».

«Европейский» Тегеран или разведка на велосипедах

Вартанян родилась в Ленинакане (ныне — Гюмри) в семье армянских коммунистов. Вскоре её родители покинули советскую Армению и переехали в Иран, где занялись бизнесом. Семья опасалась возможного преследования со стороны Иосифа Сталина: родители Вартанян не были идейными противниками СССР, но не приняли новую сталинскую политику коллективизации и индустриализации.

В Иране Вартанян жила и училась в армянской диаспоре Тегерана. В одном из интервью газете «Ноев Ковчег» разведчица утверждала, что именно фарси, а не армянский, стал для неё «родным языком», а Тегеран «родным городом детства». Она училась в иранской школе, так как армянскую закрыли, а французская «была переполнена».

Тегеран был тогда вполне европейским городом, в чадрах (лёгкое женское покрывало — прим. TJ) не ходили. Наоборот, шах тогда срывал эти чадры. Не разрешали в них в автобус, в троллейбус садиться. А потом снова все их надели. У меня самые хорошие воспоминания и об Иране, и об иранцах, они очень уважительно относились к нам, армянам, вообще к людям любых других национальностей.

Гоар Вартанян

В 13 лет Гоар познакомилась со своими будущим мужем — Геворком Вартаняном. Сначала они просто дружили. Но, по словам разведчицы, в 16 лет «стала возникать уже какая-то романтика. Дни рождения, Новый год, другие праздники, мы собирались всей нашей компанией дома, пели, танцевали». Гоар, как и Геворк, уже в юные годы стала членом антифашистской разведгруппы.

Геворк Вартанян впервые пришёл на службу в советскую разведку в 16 лет. Он организовал группу сверстников из Дагестана и Армении, а также ассирийцев для борьбы с нацизмом. Юношей объединяла любовь к Родине и общность судьбы: их родителей выслали из СССР во времена сталинского «террора».

Разведгруппу называли «лёгкой кавалерией», так как члены подпольной организации передвигались по Тегерану на велосипедах. Таким образом отряд организовывал наружное наблюдение. Велосипеды помогали юным разведчикам уходить от пешего преследования.

Одним из разведчиков в Иране был агент КГБ Иван Агаянц. В 1940 году Вартанян и Агаянц встретились и обсудили цели и задачи группы юных разведчиков. «Был он [Агаянц] человеком строгим и в то же время добрым, тёплым. Долго я с ним работал, до конца войны, и разведчика из меня сделал он», — вспоминал Вартанян.

Геворк и Гоар Вартаняны Фото EPA

Гоар Вартанян также работала под руководством Агаянца. Из-за знакомства со своим будущим мужем Геворком она, под контролем КГБ, попробовала себя в роли разведчицы. Благодаря работе в шпионской группе Вартаняны получили свой первый опыт во внешней разведке.

По собственным утверждениям, слежкой Вартанян не занималась. Разведчице «легче» давалось делать «установки». «Установки — это когда ты должен выяснить, где объект живёт, что и когда делает, с кем общается. Устанавливаешь его распорядок дня, привычки… Делаешь это через соседей, знакомых», — вспоминала Вартанян.

Тегеранская конференция

В 1943 году в Иране состоялась Тегеранская конференция. На ней присутствовали лидеры стран-союзниц по антигитлеровской коалиции. Сталин, Черчилль и Рузвельт разрабатывали план по окончательному разгрому немецких войск в Европе. Однако ещё до проведения конференции советская разведка располагала информацией о подготовке покушения на лидеров держав.

Иосиф Сталин (слева), Франклин Рузвельт (в центре), Уинстон Черчилль (справа) Фото из архива РИА «Новости»

По информации советских шпионов, немцы проявляли интерес к Ирану ещё в 1937 году. Идеологи нацистской Германии разрабатывали программы по привлечению на свою сторону иранскую молодёжь. Более того, из рассекреченных материалов известно, что в 1938 году «число немцев, прошедших курсы специальной подготовки и обосновавшихся в Тегеране, значительно увеличилось с целью возбудить беспокойство».

Согласно данным Службы внешней разведки (СВР), «люди из Берлина добрались даже до неподвластных Реза-шаху [лидеру Ирана] далёких племён», «демонстрируя преклонение перед иранским союзником, немецкие агенты не чурались работы и с ними». Более того, «Иран усилиями немцев превратился в плацдарм для ведения любых нужных Берлину враждебных действий против СССР».

Множество иранских подданных работало в интересах гитлеровской Германии. Из тех же архивов следовало, что завербованные иранские шпионы «по заданию германской разведки» выполняли слежку за советскими партийными деятелями. Однако всё это было хорошо известно Службе внешней разведки.

В 1943 году немецкая разведка разработала операцию «Длинный прыжок» с целью убийства лидеров стран «большой тройки»: Сталина, Черчилля и Рузвельта. Её возглавил начальник службы безопасности нацистской Германии Эрнст Кальтенбруннер. В октябре того же года немцы расшифровали американский военно-морской код, в котором содержалась точная дата и место конференции.

Советская разведка первая перехватила информацию о готовящейся немецкой операции. Агент Комитета государственной безопасности Николай Кузнецов, выдавая себя на нацистского обер-лейтенанта Пауля Зиберта, получил сведения от штурмбаннфюрера СС Ханса Ульриха фон Ортеля.

Разведчик Николай Кузнецов Фото из государственного архива Коми

Разведгруппа Вартаняна получила особое поручение — обеспечить конфидециальную безопасность конференции и предотвратить покушение. Членам группы не было и двадцати лет. Однако подростки-разведчики вычислили из более чем четырёхсот агентов-иранцев вражеских шпионов, которые работали на Германию, и предотвратили покушение.

Британская разведка находилась в постоянном контакте с советскими коллегами. Разведгруппа Вартанян обнаружила в Иране шестерых немецких радистов и организовала за ними слежку. Удалось установить, что немецкие агенты в Тегеране держали постоянную связь с Берлином. После обмена данными с британцами разведчики обеих стран перехватили нацистских агентов и предотвратили развитие операции.

Послевоенная карьера

После Второй Мировой войны Гоар и Геворк Вартаняны на протяжении шести лет оставались в Иране, служа во внешней разведке. В 1951 году разведчикам разрешили вернуться в СССР, дав возможность получить высшее образование.

Вартанян поступила на факультет иностранных языков Ереванского университета, который успешно закончила. Она училась вместе со своим мужем Геворком. Сразу после окончания учёбы последовал новый жизненный этап разведчиков.

Я поступила на французский, Георгий на английский, но потом я перешла на английский, потому что так мы мало встречались: он учился утром, а я во второй половине дня. А хотелось вместе быть. Мы прекрасно окончили институт, Жора был первым учеником, состоял в профкоме института, его очень уважали. И везде и всюду так было…

Гоар Вартанян

В Москве Вартанян прошла небольшое обучение по службе во внешней разведке. «В общем, мы были уже готовые специалисты, поэтому курсы СВР были короткими», — вспоминала разведчица. Агентов внешней разведки готовили работать в условиях «холодной войны» в странах Европы и Северной Америки. СВР готовила кадры для рассекречивания позиций военных баз США, Великобритании и Франции в Европе.

Гоар вместе с Геворком отправили на Запад, в страны военного блока НАТО. «Работали в разных странах, несколько раз меняли гражданство, участвовали в очень многих операциях — но время говорить об этом ещё не пришло», утверждала Вартанян.

Фото из личного архива писателя Гургена Хажакяна

В 1970-1980-х годах супруги Вартаняны работали по линии внешней разведки в Италии. Именно там советские агенты рассекретили большинство баз НАТО. Дружеские отношения с командующим 6-м флотом США адмиралом Стенфилдом Тёрнером, который впоследствии стал директором ЦРУ, разведчики использовали в пользу СССР. Через него советские агенты получали информацию о вооружённых силах НАТО в Европе.

Чем более обычной жизнью ты живёшь, тем лучше идёт работа. Надо просто спокойно жить и иметь вокруг себя нормальных людей, друзей, иметь хорошее окружение. Когда у тебя окружение крепкое, тогда ты можешь уже и дальше идти, тебя уже примут и большие люди. И ты пройдёшь туда, куда ты хочешь, вступишь в контакт с теми, с кем нужно.

Гоар Вартанян

До сих пор полностью неизвестно, в каких именно странах работали Вартаняны. Из книги писателя-документалиста Николая Долгополова «Вартанян» следует, что работа разведки велась в государствах Западной и Южной Европы. Главная задача разведчиков заключалась в выявлении военной угрозы по отношению к Советскому Союзу и Варшавскому блоку (СССР, ГДР, Чехословакия, Румыния, Албания, Болгария, Польша, Венгрия).

Гоар и Геворк Вартаняны провели за границей под разными именами, фамилиями и должностями более 30 лет. Их служба подошла к концу только к середине 1980-х годов. Именно тогда они вернулись в СССР.

В 1984 году указом Президиума Верховного Совета СССР Гоар Вартанян наградили орденом Боевого Красного Знамени. В указе о награждении содержалась пометка — «Без права публикации». Однако это была формальность, так как награду выписали вымышленному человеку. В Европе Вартанян работала не под своим именем и даже по поддельному паспорту.

Возвращение в СССР

Осенью 1986 года Вартанян вместе с мужем вернулась в СССР. О них почти никто ничего не знал, так как подробности их работы держали в секрете. Круг общения Вартанянов в основном состоял из близких друзей и коллег по внешней разведке. Вскоре после возвращения супруги вышли на пенсию.

Вартаняны болезненно восприняли распад Советского Союза. «Это был неожиданный удар для всех», — говорила Гоар Вартанян. Никто из сотрудников не ожидал подобных событий. В те дни семья отдыхала за городом, но после первых сведений о происходящим в стране Геворк срочно «выехал на работу».

Фото пресс-бюро СВР России

В 2000 году, в день 80-летия Службы внешней разведки РФ, СВР рассекретила личности разведчиков Вартанянов. В открытом доступе появились секретные материалы о действиях советской разведгруппы во время Тегеранской конференции. Разведчикам разрешили вести публичную жизнь.

Однако после опубликованных фактов секретной службы Геворк Вартанян заявил, что «есть вещи, которые вообще не откроют никогда. Кое-что, быть может, чуть-чуть. Но даже в операциях по Тегерану столько всего, о чём не сказано и что совсем не тронуто». Полного раскрытия результатов тегеранской операции так и не произошло.

После смерти мужа в 2012 году Гоар признавалась, что её друзья и коллеги по СВР помогли ей пережить утрату. После смерти близкого человека Вартанян до последних дней встречалась с молодыми студентами, кадетами, нахимовцами и суворовцами. Разведчица делилась своим опытом с молодыми людьми, отвечала на их вопросы и помогала советами.

Если бы не мои родные, друзья, коллектив Службы внешней разведки, которые поддерживали меня эти два года, я бы вообще не встала на ноги. Я думала, я тоже вместе с ним уже ушла, и всё… Но они не оставили меня в беде. Это счастье, когда вокруг тебя есть такие люди, преданные.

Гоар Вартанян

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#разведка #история #россия #лонгриды #лигаавторов #профиль