Истории
Влад Скрабневский

Сексуальная жизнь Средневековья: победа людской похоти над христианской моралью

О гомосексуалах, трансгендерах, насильниках и других обитателях средневековой Европы.

Символ похоти Фрагмент иллюстрации из «Книги виноградника Господа нашего», 15 век

В эпоху Средневековья, которая длилась в Европе с конца 5-го по конец 15-го века, задачу морально-нравственного воспитания общества брала на себя христианская церковь. Жизнь людей унифицировалась по библейским канонам, и интимных отношений это касалось в первую очередь: заниматься сексом надлежало в браке и только для зачатия ребёнка.

Христианские богословы призывали народ не вступать на греховный путь похоти и разврата, предусматривая за это наказания разной степени тяжести. Но несмотря на угрозы адских мук, люди редко вспоминали о заветах церкви, занимаясь сексом всегда и везде. Насилие, проституция, супружеские измены и содомия – вот, чем жил любой крупный европейский город Средневековья.

Основные источники статьи:

  • Тогоева О.И. «Дела плоти. Интимная жизнь людей Средневековья в пространстве судебной полемики»;
  • Гис Ф., Гис Дж. «Брак и семья в Средние века»;
  • Ястребицкая А.Л. (ред.). «Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 3. Средневековый человек и его мир»;
  • Джек Хартнелл. «Голое Средневековье».

Как заниматься любовью: инструктаж от католической церкви

Вопрос об интимных отношениях волновал умы многих богословов с самого начала существования христианской церкви. В эпоху Раннего Средневековья (6-11 века), когда представителям молодой религии требовалось в кратчайшие сроки христианизировать Европу, сложились основные догмы церкви, касающиеся брака и секса.

Изначально половая связь не приветствовалась церковью вообще. Секс считался занятием постыдным, повторяющим первородный грех, поэтому альтернативой плотским утехам выступал духовный союз. Епископ Григорий Турский, живший в шестом веке, рассказывал о молодой паре, которая «всю жизнь прожила вместе, почивая на одном ложе и сохраняя невинность, достойную похвалы». Такие отношения между мужчиной и женщиной казались ранним богословам образцово-показательными.

Змей искушает Еву​ Миниатюра из часослова Леонора де ла Вега, 15 век

Однако подобный подход вступал в противоречие с необходимостью продолжения рода, которое без соития невозможно. Компромисс нашёл епископ Августин, которого на протяжении всего Средневековья почитали как наиболее авторитетного автора в вопросах интимных отношений и сексуального поведения.

Блаженный Августин относился к сексу с отвращением, но утверждал, что в законном браке половой акт из смертельного греха превращался в грех простительный, вызванный необходимостью деторождения. Из этого вытекало первое и самое главное правило – никакого секса ради наслаждения, только для зачатия ребёнка и исключительно в браке. Разговаривать о нём также возбранялось: речь о соитии или половых органах допускалась либо во время исповеди, либо на приёме у врача.

Святой Августин учит в Риме​ Картина Беноццо Гоццоли

Богослов Финниан Клонардский внёс в слова Августина больше конкретики. Он предписывал воздержаться от занятий сексом во время Великого Поста, по субботам и воскресеньям, а также во время беременности. Архиепископ Теодор Кентерберийский, проживавший в седьмом веке, пошёл ещё дальше и запретил мужьям видеть жён голыми. Судя по всему, заниматься любовью полагалось в полной темноте.

Мы советуем и призываем к воздержанию в браке, поскольку брак без воздержания незаконен, но является грехом, и брак разрешён властью Господа не для удовлетворения похоти, а для рождения детей.

Финниан Клонардский

Единственно допустимой позой для секса церковь считала миссионерскую, наиболее благоприятную для зачатия. На анальный секс, как и на оральный, налагался строжайший запрет – для христианских богословов это одинаково греховные виды «неестественного соития», вызванные похотью и развратом. Об онанизме не велось и речи: семя, данное Господом, предназначалось только для продолжения рода.

Происхождение слова «онанизм» обычно связывают с именем Онана – второго сына Иуды, наказанного Богом за мастурбацию. Но согласно Пятикнижию, Онан практиковал прерванный половой акт, а не самоудовлетворение.

Внебрачные связи влекли за собой наказания разной степени жестокости. Ирландский монах и миссионер Колумбан писал, что за развращение замужней женщины виновник обязывался заплатить штраф и «в течение трёх лет воздерживаться от сочной пищи и своей собственной жены». Отношения с девственницей без намерения жениться задевали честь её семьи, поэтому предполагали крупный штраф за моральный ущерб. Сожительство церковью также осуждалось, так как предполагало сексуальные отношения вне брачных уз.

Супруги не должны употреблять гениталии для других, но лишь в браке между собой.

Гинкмар

От теории к практике

В реальности всё обстояло совершенно иначе. Христианская модель моногамного и нерасторжимого брака возникла в Европе только в 12 веке, когда церковь, наконец, причислила брак к основным христианским таинствам. На всём протяжении Раннего Средневековья привычной концепции семьи в Европе не существовало. Люди, особенно знать, жили полигамными союзами, меняли жён одну за другой и не видели проблем в близкородственных связях.

В 12-13 веках общество продолжало противиться принятию христианской модели семьи. Члены аристократических родов не понимали, зачем отказываться от нескольких жён в пользу одной и что вообще значит «нерасторжимые узы». Общепризнанным в европейском социуме моногамный церковный брак стал только в 14 веке, на исходе эпохи Средневековья.

​Грех разврата Фрагмент картины «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» Иеронима Босха

Сексом занимались все, всегда и везде. Институт брака в эпоху Позднего Средневековья (14-15 века), не говоря уже о более раннем времени, существовал как средство удовлетворения сексуальных потребностей. Супруги совокуплялись в присутствии детей и родственников, не чувствуя никакой неловкости. Осенью 1415 года жена некого Жана Ламбера в присутствии гостей предложила мужу ночью «трижды устроить ей брачную ночь».

Бесстыдство ликовало. Среди средневековых забав встречалось публичное укладывание молодожёнов в постель, демонстрация их белья после первой брачной ночи и поднесение мужу крепкого напитка сразу после крика лишённой девственности жены.

В Средневековье размер полового члена отражал мужественность его носителя. Героиня исландской «Саги о Греттире», увидев могучего воина Греттира голым, восклицала: «Не сойти мне с места, это Греттир, сын Асмунда. Он и в самом деле куда как широк в груди. Но просто удивительно, что он так не дорос снизу. Это мало вяжется со всей его мощью».

Даже в 15 веке повсеместно встречались повторные браки, а супружеские измены являлись обыденностью. Каждый пятый, а то и третий клирик или дворянин имел незаконнорождённых детей и состоял в конкубинате (внебрачном сожительстве). Нередко священники после смерти оставляли всё своё состояние любовницам.

Бегство влюблённых, совращение, похищение женщин, адюльтер (супружеская измена) – всё это в Париже, Лондоне, Генте и других крупных европейских центрах считалось заурядным делом. Судебные записи содержат упоминания об актах изнасилования, происходивших прямо на улицах города.

В середине 13-го века неизвестные мужчины вломились в дом Колена Бюшерона, вытащили его девушку на улицу и по очереди её изнасиловали. Так они решили отомстить Колену за то, что он не состоял с жертвой в законном браке.

В декабре 1341 года житель Парижа Клеман Ла Юр, состоявший в браке, совратил и изнасиловал жену соседа. После этого он убил всех, кто мог рассказать о его бесчинстве – мужа пострадавшей, их детей и слуг. В 1382 году перед судом предстала 70-летняя женщина по имени Треналь. Она помогала сыну, который выкрал замужнюю девушку из дома, изнасиловал и пытался женить на себе.

Порой престарелые женщины сами оказывались жертвами. В 1354 году в Париже Тевенен дю Пюи под покровом ночи пытался надругаться над проходившей мимо пожилой дамой. Та отбивалась и даже «больно ухватила обидчика за мошонку», но сбежать не смогла – от перенапряжения старушка умерла на месте.

Насильственным действиям часто подвергались дети. Известен случай парижанки Катрин, продавшей девственность своей малолетней дочери неизвестному мужчине. В сентябре 1342 года некий Жан Пинар выкрал и обесчестил 13-летнюю Жанетт Ле Гаж. Неизвестный парижанин решением церковного суда лишился головы в наказание за сексуальные связи с дочерью.

Изнасилованные девушки, особенно девственницы, редко обращались в суд. Тем не менее, в одном из итальянских судебных документов 9-го века упоминается о некой Адельгизе, засудившей своего насильника Теодельгарда. Он не смог заплатить положенный штраф, поэтому со всем своим имуществом перешёл в полное распоряжение пострадавшей.

Сексуальное поведение горожан, мягко говоря, отличалось широкой свободой, что вызывает сомнение в действенности строгих церковных предписаний. Носителей священного сана тоже неоднократно обличали в бесчинстве. В 1391 году группа молодых людей напала на аббатство в городке Ранжи с целью найти и убить местного священнослужителя, незаконно сожительствующего с их сестрой. Другого монаха муж-ревнивец проткнул ножом, застав его в постели со своей женой.

Во всех крупных городах средневековой Европы существовали публичные дома, которые работали открыто и занимали лучшие здания. Это происходило потому, что многие из борделей принадлежали королевским приближённым, епископам и аббатам или состояли с ними в доле. В стремлении заработать, священнослужители забывали о христианской морали.

​Публичный дом Иллюстрация Валерия Максимуса

Средневековое общество относилось к проституткам неоднозначно. Их деятельность порицалась, однако существование армейских проституток считалось необходимым для профилактики гомосексуальности и мастурбации в армии. К 13-му веку во многих европейских странах проституция попала под запрет, а пойманных за работой женщин пороли или выгоняли из города.

Тем не менее, до самого конца эпохи Средневековья публичные дома процветали, а их услугами пользовались как молодые люди, так и скучающие старики.

Почти во всех крупных городах Европы проституткам полагалось носить специальную одежду, которая отличала их от порядочных женщин. Обычно наряд проституток составлял плащ чёрного или жёлтого цвета с колокольчиками, которые предупреждали окружающих о приближении распутниц.

В городе Гент существовала целая «улица проституток», аналог современного квартала красных фонарей в Амстердаме. Однажды местный житель Питер Коен обнаружил на пороге собственного дома лежащих в голом виде мужчину и женщину. Опомнившись, девушка объяснила, что она проститутка, а её кавалер – знатный гентский гражданин Бернард Ван Белле.

Преступление и наказание

За излишнюю развязность европейцам эпохи Позднего Средневековья нередко приходилось платить. Похищение, супружеская измена, аборт — за эти уголовные преступления полагались наказания разной степени тяжести.

В Италии мужчину, уличённого в измене, ждала кастрация. Женщина, изменившая мужу, лишалась носа и подвергалась прилюдной порке. Итальянское судопроизводство строилось на идее публичного унижения в назидание остальным.

​Наказание кастрацией Изображение из «Кутюма Тулузы», 13 век

Во Франции наказание за адюльтер различалось в зависимости от провинции. В Париже и Тоннере супружеская измена входила в число тяжких уголовных преступлений и каралась смертью. В Арле изменщиков изгоняли из города. Во Фрежюсе виновные в адюльтере платили огромный штраф. Согласно тулузскому праву, изменщицы отправлялись в монастырь, а всё их имущество изымалось.

В северной части Французского королевства к изменщикам применялось наказание под названием «бег». Мужчину и женщину, признанных виновными, обязывали в голом виде пробежать город от ворот до ворот. Распутница бежала впереди, держа в руках верёвку, привязанную к члену её кавалера. Посмотреть на такое действо собирался весь город.

Наказание «бегом» за адюльтер Фрагмент изображения из «Кутюма Тулузы», 13 век

Другим замысловатым наказанием являлась «прогулка на осле»: провинившегося мужчину раздевали, сажали задом наперёд на осла и катали по городу. В отличие от «бега», катание на осле не фигурировало во французском законодательстве, являясь формой самосуда.

Нетолерантное Средневековье

Понятий «гомосексуализм» или «гомосексуальность» в Средние века не существовало. Его роль выполнял термин «содомия», производный от библейского города Содом, погрязшего в похоти и разврате и за это уничтоженного Господом. Согласно книге Бытия, огромное количество содомлян занимались мужеложеством.

Уничтожение Содома и Гоморры​ Картина Джона Мартина 

Содомия христианской церковью не приветствовалась – союз двух мужчин или женщин считался противоестественным и аморальным. Тем не менее, в эпоху Раннего Средневековья система наказаний за подобные проступки носила более либеральный, по сравнению с более поздними временами, характер.

Святой Колумбан в шестом веке писал следующее: «Если какой-то светский человек практикует содомию, то есть совокупляется с мужчиной, ему следует поститься в течение семи лет. Первые три года – на хлебе и воде, используя лишь соль и сушёные овощи; в последние четыре года он должен воздерживаться от вина и мяса, и тогда вина его будет прощена». Архиепископ Теодор Кентерберийский обращал внимание на лесбиянок, которым для искупления греха следовало поститься не менее трёх лет.

Всерьёз за проблему содомии христианская церковь взялась только в 11 веке. Первым поднял голову итальянский теолог Пётр Дамиани, который в письме папе римскому Льву Девятому называл мужеложество уголовным преступлением, наказание за которое — смертная казнь.

Запретная любовь, поощряемая демонами Миниатюра из французской библии 13-го века

Теолог Алан Лилльский обвинял содомитов в нежелании производить потомство и в 1179 году смог воздействовать на решение Третьего Латеранского вселенского собора, который постановил официально признать содомию грехом. Миряне, уличённые в нём, отлучались от церкви, а священнослужители лишались сана и отправлялись в монастырь.

Прямой продолжатель дела Дамиани теолог Пётр Кантор относил гомосексуалов к числу убийц, так как растратой семени они убивают потенциальное потомство. Наказывать содомитов, по его мнению, следовало сожжением заживо, «как это сделал в своё время сам Господь».

К 13-му веку термин «содомия» стал всё чаще встречаться не только в церковных, но и в светских документах. Он фигурировал в правовых сборниках некоторых провинций Франции. Они гласили, что «если кто-то подозревается в содомии, его следует арестовать и передать епископу, и если преступление окажется доказанным, виновника надлежит сжечь».

Тот, кто является содомитом, что доказано, должен лишиться яичек. А если он вновь совершит это преступление, должен лишиться члена. А если его поймают в третий раз, должен быть сожжён. Женщина, которая виновна в подобном преступлении, каждый раз лишается части тела, а на третий раз её нужно сжечь. И всё их имущество отходит королю.

из «Книги о правосудии и судопроизводстве» графства Гатин

К пассивным гомосексуалам средневековое законодательство проявляло снисхождение: например, в Италии 14-го века им просто отрезали нос. Общество относилось к «пассивам» намного хуже, чем к «активам», так как первые выступали в роли женщины – позор становился двойным.

Несмотря на все церковные запреты и угрозы попадания в Ад, не говоря уже о вполне реальной перспективе закончить жизнь на костре, геев в средневековой Европе хватало.

«Новым Содомом» называли Париж. «Место, где царит упадок нравственности, где душа становится рабом печали и страдает», – так в письме другу описывали сердце Франции епископ Шартра и настоятель аббатства в Реймсе. В 1292 году случился скандал: группу парижских студентов исключили из университета по подозрению в содомии.

Парижский рынок​ Иллюстрация к «Этике, политике и экономии», 15 век

Вторым городом, прославившимся свободой нравов, стал Лондон. Английский хронист Ричард Девизесский, характеризуя ночную жизнь столицы, упоминал «женоподобных мальчиков», «мальчиков на содержании» и «мужелюбов». В конце 11-го века английский престол занял Вильгельм Рыжий, возможно являвшийся гомосексуалом. Ричард Львиное Сердце, по мнению многих хронистов и современных исследователей, предпочитал мужчин женщинам.

Конкретные примеры проявления гомосексуальности в эпоху Средневековья найти очень сложно – в церковных документах подобное старались не освещать. Лесбиянок это касалось особенно: на гомосексуальности здесь накладывался второстепенный женский пол, в принципе не заслуживающий большого внимания. Вся надежда остаётся на судебные документы.

В июле 1333 года парижский суд заслушал показания Перро Фавареска и Бернардо де Монжё. Молодые люди обвиняли своего хозяина – прокурора парламента Раймонда Дюрана – в сексуальных домогательствах. Они утверждали, что Дюран регулярно заставлял их оставаться ночью в его постели и заниматься с ним сексом. Особое внимание Перро и Бернандо обращали на страсть высокопоставленного чиновника к массажу и поцелуям.

За 16 лет до этого, 14 февраля 1317 года, похожее обвинение выдвинул против некого Жана де Перрона его родной брат Герберт де Бре. При этом Герберт сам находился под следствием по подозрению в содомии. Свои дни он закончил на костре, а о судьбе Жана ничего не известно..

В 1440-х годах по всей Франции разыскивался барон Жиль де Ре, обвиняемый в многочисленных случаях сексуального насилия над мальчиками. Он похищал детей, совершал с ними «грех содомии» и убивал. В итоге, преступника поймали и сожгли на костре.

Компанию гомосексуалам в эпоху Средневековья составляли трансгендеры. В декабре 1394 года на одной из улиц Лондона стражники задержали очередную проститутку. Каково было удивление стражей порядка, когда в тюрьме падшая женщина Элеонора представилась Джоном Райкнером.

Мужчина признался, что любовь переодеваться в женские платья появилась у него ещё в детстве. Проституцией он занимался для удовольствия и заработка. По словам Джона, самыми платёжеспособными клиентами оказывались священники и капелланы церкви святой Екатерины в Лондоне, «так как они всегда готовы были заплатить больше других клиентов».

Похожий случай в 1354 году произошёл с итальянцем Роландино Ронкайя. Из-за гормонального сбоя в организме Роналдино больше походил на девочку, чем на мальчика. Смирившись с недугом, он занялся проституцией на улицах Венеции, выдавая себя за девушку. Позже Роналдино схватили и приговорили к смертной казни.

К лету 1488 года относится упоминание о группе монахов, пойманных в борделе в женской одежде. Остаётся только догадываться, чем они там занимались.

Термина «трансвестизм», в отличие от гермафродитизма, в средневековой Европе не знали. Всех вышеупомянутых людей судили за занятие проституцией и мужеложество, никак не выделяя при этом тонкостей их ориентации.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Блок special_button недоступен

#истории #секс #средневековье #лонгриды #лигаавторов