Истории
Ullysses Ullysses

Зарождение кино: от движущихся картинок к Эдисону и Люмьерам

История создания кинематографа задолго до первого киносеанса и борьбы американцев и французов за право первенства.

Афиша публичного киносеанса братьев Люмьер Фото RetroNews

К 19 веку развитие движущихся изображений озадачило изобретателей всего мира. Процессы по созданию съёмочных аппаратов происходили во Франции, Великобритании, США и России. Но для зарождения киноискусства выдающимся умам потребовалось много времени: требовалось пережить лабораторную фазу исследований, вступить в конкуренцию на мировом рынке и организовать первый публичный киносеанс.

Заслугу развития кинематографа нельзя присудить исключительно одному человеку или стране. В случае с кино, как и со многими изобретениями 19 века, люди погружаются в историю и ищут их исконного создателя. Неспроста на этот счёт постоянно ведутся споры, включая дискуссии об «истинном» создателе радио или лампы накаливания. Изобретатели, испытывая возможности промышленной революции и делая ставку на свои знания, часто мыслили синхронно друг с другом – так устроен процесс развития технологий.

Основные источники статьи:

  • Комаров С.В. «История зарубежного кино»;
  • Тёплиц Е. «История киноискусства. Том 1. 1895-1927»;
  • Садуль Ж. «Всеобщая история кино. Том 1».

Задолго до братьев Люмьер

Принцип, присущий кинематографу знаком человечеству ещё с древнейших времён. Эффект движущегося изображения осмыслялся людьми в разнообразных художественных формах и техниках. Наскальная живопись – первобытное искусство, известное по эпохе палеолита и неолита, уже раскладывало изображение на последовательную цепочку эпизодов.

Существовали лубочные картинки – они пользовались популярностью ещё в 15 веке и обладали вполне самостоятельным повествованием, например, о жизнеописании святых.

Светский лубок 18 века. Чем не протокино? Ну или как минимум ​– раскадровка  Иллюстрация Виртуального русского музея

В 19 веке швейцарский художник Родольф Тёпфер работал над карикатурами и обрёл популярность благодаря рисованным историям – уже тогда появилась форма протокомикса. Примерно в то же время Жан-Шарль Пеллерен создавал иллюстрированные листочки с самыми разнообразными сюжетами – его работы стали известны как «эпинальские картинки».

«Литература в эстампах» Тёпфера раскладывает события на серию последовательных движений Historical Cartoons 

«Эпинальские картинки» 19 века с казаками русской армии Иллюстрация Музея цивилизаций Европы и Средиземноморья

«Истории с картинками» оказали влияние на Луи Люмьера, который воспользовался журнальным сюжетом для съёмок «Политого поливальщика» – фактически первого игрового фильма в истории. Красочные рисунки послужили готовой раскадровкой и заметно упростили задачу постановщикам.

Деталь гравюры «Поливальщик», сделанная Германом Фогелем в 1887 году​ Фото Brenton Film: The past, present and future of film

Так выглядит «Политый поливальщик» – первая комедийная инсценировка в истории кино.  https://www.youtube.com/watch?v=-e_M4eTp8V4

История кино также невозможна без существования китайского театра теней и волшебного фонаря – одного из первых проекционных аппаратов, который предвосхитит современные диапроекторы. Человечество в некотором смысле всегда было одержимо кинематографом и уже изобрело его, но только в зачаточной форме.

Долгий путь навстречу белой магии кино

Чтобы 25 декабря 1895 года состоялся первый публичный кинопоказ в парижском Grand Café, науке требовалось преодолеть целый ряд испытаний. Потребовалось около шестидесяти лет лабораторных изысканий, прежде чем Люмьеры составили свой репертуар и продемонстрировали кинематограф миру.

В 1830-е годы бельгийский физик Жозеф Плато открыл явление персистенции. Персистенция (от латинского слова persisto – т. е. «постоянно пребывать») – это уникальная возможность зрительного восприятия.

​Чтобы проверить возможности человеческого зрения, Плато на протяжении 25 секунд смотрел на раскалённый диск полуденного солнца и даже временно ослеп Иллюстрация Science Photo Library

Человеческое зрение, как показал физик Плато, интерпретирует дискретные движения как одно непрерывное. Это хорошо заметно при просмотре анимации или вращения горящего предмета. Когда вращается факел, в человеческом восприятии создаётся иллюзия огненного круга – на самом же деле, этот факел просто поэтапно принимает различные положения в пространстве.

Тот же эффект можно испытать во время просмотра кино – человеку предлагают 24 статичных кадра, но восприятие считывает эти кадры как непрерывное динамическое явление. Органы чувств способны сохранять ощущение даже тогда, когда сам раздражитель и предмет исчезает. В 1832 Жозеф Плато на основе этого принципа создал фенакистископ – эдакий чёрный диск из картона, насаженный на ось и способный вращаться.

Фенакистископ как прародитель анимации. Без эффекта, описанного Плато, невозможны мультфильмы 

В этом примитивном устройстве находились всевозможные картинки, которые меняли свою форму и оживали во время вращения. В 1830-е годы появился целый ряд подобных изобретений – согласно тому же принципу в 1834 году Уильям Джордж Хорнер изобрёл зоотроп. Разница лишь в том, что картонный диск Плато заменили металлическим барабаном и вместо диска с картинами появилась скрученная лента.

* * *

Чтобы появилось кино, требовалось сначала изобрести фотографию, а затем её оживить, взяв на заметку наработки Жозефа Плато. Значительный вклад внёс Джозеф Нисефор Ньепс, изобретший в 1824 году гелиографию. Он пытался получать первые снимки, используя в качестве светочувствительного элемента битум. Асфальтовый лак наносился на пластинку и экспонировался в камере-обскура. В 1826 году это позволило Ньепсу получить первый фотоснимок, предварительно потратив на экспонирование восемь часов.

Немного сирийского асфальта, терпения и вуаля! ​ Фото Le Point

Дальнейшие заслуги в развитии фотографии принадлежат другому французу – Луи Дагеру. Он встретился с болеющим Ньепсом и получил от него все технологические наработки, а затем отправился экспериментировать самостоятельно. В 1839 году появилась дагерротипия – вся Европа узнала о способе получения качественных снимков, производя манипуляции с пластинками, йодистым серебром и парами ртути. Правда, чтобы заниматься фотографией, требовался целый арсенал фотооборудования, тёмное помещение и обширные познания в химии.

Калифорния и кино: первый контакт

Предтечей кинематографа могут считаться труды Эдварда Мейбриджа – английского фотографа, который прославился своим легендарным экспериментом в 1878 году. Фотоэксперимент Мейбриджа проводился на богатой калифорнийской ферме. Спустя десятилетия кинематограф окончательно сдружился с Калифорнией – земельные участки в Голливуде выкупили для постройки первых крупных студий.

Губернатор Калифорнии Лиланд Стэнфорд был поклонником лошадиных скачек. Он владел фермами в Пало-Альто, куда слетались многочисленные калифорнийские богачи. Однажды в среде элиты возник непримиримый спор – отрывает ли лошадь все четыре копыта при совершении аллюра? Стэнфорд поспорил и заключил пари со своими товарищами. Но наглядно это было невозможно зафиксировать – зрение не позволяло схватывать настолько быстрые движения. Здесь на помощь подоспел Эдвард Мейбридж, которого Стэнфорд пригласил сфотографировать пофазовые движения лошади и определить кто прав.

Тот самый эксперимент 1878 года​

Мейбридж оборудовал целый фотодром и расставил 12 камер в специальных кабинках. Во время бега лошадь задевала нити, протянутые поперёк дорожки, которые заставляли срабатывать затворы камер и те поочерёдно фиксировали движение лошади по имени Салли Гарднер. Пофазовое фотографирование лошади позволяло анимировать кадры и создать эффект непрерывного движения. Этот эксперимент прославил Мейбриджа. О его успехе заговорили как в США, так и во всей Европе.

В это же время французский физиолог Жюль Марэ разработал фоторужьё – устройство с дулом и барабаном, которое позволяло получать серию из 12 последовательных снимков. Так называемая хронофотография открывала путь для фиксации быстрых движений различных объектов, например, человека или птицы.

Движущиеся изображения: между Францией и США

Технологические инновации в развитии кино делили территорию между Францией и США. Изобретатели передавали друг другу своеобразную эстафету и активно подхватывали последние достижения.

В 1878 году предприимчивый бизнесмен и знаток фотохимии Джордж Истмен открыл фирму по производству сухих фотопластинок. Через десять лет Истмен вместе с коллегой Генри Рейхенбахом запатентовал чувствительную прозрачную плёнку из целлулоида и наладил производство собственных фотоаппаратов. В начале 20 века фирма Eastman Kodak производила около 80% всей фотоплёнки в мире. С тех пор гибкая и прочная плёнка на фотобумаге стала непререкаемым стандартом и эталоном качества.

Целлулоид был прекрасной основой для фотоэмульсии и подходил для дела куда лучше, чем стеклянные пластинки. Это учёл Томас Эдисон – именно он и его помощник Уильям Диксон в 1893 году зарегистрировали кинетоскоп – деревянный ящик со склеенной в кольцо лентой и окуляром, в действии которого применялась гибкая целлулоидная плёнка шириной 35 миллиметров. Они же впервые и занялись её перфорированием – между кадрами по обеим сторонам появились характерные отверстия.

Но Эдисона нельзя назвать отцом кинематографа. Дело в том, что во время просмотра фильмов кинетоскопа изображение неизбежно смазывалось – в аппарате отсутствовал скачковый механизм. Будь он в устройстве американского изобретателя, ему бы удалось добиться качественного изображения с прерывистой и быстрой сменой кадров. Но Эдисону довелось прославиться как создателю кинематографического формата плёнки 35 миллиметров и как находчивому коммерсанту, который продавал свои аппараты в мюзик-холлы и балаганы.

​Вот так выглядит сеанс кинетоскопа Эдисона Фото Pinterest

И здесь появились братья Люмьер. Вот только Жорж Садуль – известный историк кино, утверждал, что целесообразнее говорить только об одном брате-изобретателе – Луи, ведь Огюст по большей части был его помощником и менеджером. В первом томе «Всеобщей истории кино» Садуль писал, что патенты были зарегистрированы на имя обоих братьев, но именно Луи сделал первые снимки и начал эксплуатацию киноаппарата. Пионеры кинематографа признавались, что воспользовались идеей кинетоскопа Эдисона и искали способ его усовершенствовать. Их задачей было превращение устройства для индивидуального просмотра в настоящий проекционный аппарат.

Кинематограф братьев Люмьер – лёгкое, портативное устройство, которое не составляло труда перемещать и таскать с собой в другие страны (чем и занялись работающие на Люмьеров киномеханики). Деревянный ящичек французов обладал объективом, обтюратором – затвором, перекрывающим световой поток, кассетами для плёнки и самое главное – грейфером. Люмьеры обратили внимание на механизм, используемый для современных швейных машин, и применили его в элементах киноаппаратуры. Грейферный механизм обеспечил прерывистое перемещение плёнки и избавил изображение от смазывания – зубцы входили в перфорационные отверстия и тянули за собой плёнку.

Люмьеровский кинематограф. Благодаря такой штуке и рождается магия кино  Иллюстрация из «Всеобщей истории кино» Жоржа Садуля

Аппарат Люмьеров был универсальным: он обеспечил благополучное применение передаточного механизма, а вместе с тем, создавал неплохие условия для публичного кинопоказа благодаря возможностям проекции. Люмьеры открыли то, к чему так и не удалось подступиться Эдисону. Когда слава Люмьеров стала распространяться по всему миру, Эдисон не смог с ними конкурировать.

28 декабря 1895 года состоялся легендарный кинопоказ в подвальчике «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов. Публичный сеанс навечно вписал братьев Люмьер в историю кино. Но прежде чем продемонстрировать своё изобретение простым зрителям, Люмьеры провели генеральную репетицию – ещё 22 марта 1895 года пионеры кино показали «Выход рабочих с фабрики Люмьер» в рамках доклада о кинематографической промышленности. На протяжении целого лета Люмьеры демонстрировали свои работы для членов фотографического конгресса и только зимой пришли к первому платному киносеансу.

Именно «Выход рабочих с фабрики Люмьер» является первым фильмом, продемонстрированным Люмьерами в подвале «Индийского салона». «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» – первый хоррор в истории кино (зрителям было крайне тревожно видеть едущий на них состав), как ни крути, дебютным фильмом не является. Его показали только 6 января 1896 года.

А как насчёт русского следа?

В истории кино достаточно дискуссионным моментом является роль Иосифа Тимченко – механика из Одесского университета, который создал свой собственный киноаппарат ещё в 1893 году, за два года до Люмьеров.

Иосиф Тимченко Фото Всемирного клуба одесситов

Его устройство также базировалось на действии скачкового механизма. В 1894 году устройство со стробоскопическими иллюзиями представили авторитетной комиссии, но на поступательный ход развития кино, по всей видимости, это событие не повлияло. Дело в том, что Тимченко был весьма изолирован от европейского рынка и о его изобретении там попросту не узнали. Русский изобретатель не обладал той коммерческой хваткой, которая имелась у французских коммерсантов. Неудивительно, что спустя два года Люмьеры самостоятельно «додумали» скачковый механизм.

Эдисон и его борьба

Томас Эдисон стремился стать монополистом в области кинопромышленности, но всё чаще терпел неудачи. Люмьеры действовали эффективнее – они не торговали деревянными ящиками, а продавали по всему миру киноспектакли, действуя через концессионеров и киномехаников. Вдобавок к этому, в 1895 году Уильям Диксон – бессменный коллега Эдисона, разорвал отношения с изобретателем.

Обстоятельства побудили учёного прибегнуть к радикальным мерам – в 1897 году Эдисон развязал «войну патентов», основываясь на том, что все элементы конструкции киноаппарата принадлежат ему. Эдисон и его адвокаты Вест-Оранджа давили на иностранных конкурентов и пытались контролировать производство всех фильмов, которые появлялись на свет вне предприятий Эдисона.

​Motion Picture Patents Company – так назывался грандиозный монстр Эдисона. Объединение, при помощи которого промышленник попытался задушить импортеров иностранных фильмов и мелких прокатчиков Иллюстрация Timetoast: History of Film timeline 

Независимые компании, не состоящие в объединении, отказались платить отчисления с проката и искали хитрые способы, чтобы избежать юридического преследования. Эти компании решили снимать кино аппаратурой европейского производства, но Эдисон оказался хитёр – он приобрёл патент на петлю Латама, без которой в принципе не могли работать cъемочные устройства. Промышленник с Вест-Оранджа стремился запретить конкурентам производить фильмы не только в США, но и в Европе.

Но и эту битву Эдисон проиграл (его полукриминальное объединение прекратило существование уже в 1915 году). Независимые студии были недовольны вседозволенностью MPPC Эдисона и решили покинуть Нью-Йорк. Свои студии они разместили на другом краю Штатов, в Калифорнии.

Именно на западном побережье – территории просторных прерий и необычных ландшафтов, были посеяны семена того, что люди привыкли называть «Голливудом». Именно там кинематограф разработал собственный синтаксис – благодаря творчеству Эдвина Портера и открытиям Дэвида Уорка Гриффита в области монтажа. Именно там конкуренция изобретателей и битва за несчастные патенты превратилась в крупную промышленность.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #лонгриды #лигаавторов #кино #технологии