Истории
Полина Кислицына

444 дня в заточении: история захвата заложников в посольстве США в Иране

Полтора года лишений и страданий из-за борьбы радикального ислама и европейской светскости.

​Американский заложник и его охранники Фото AP

В январе 2020 года исполнилось 39 лет со дня освобождения из посольства США в Иране 52 американцев, которых 444 дня удерживала в заложниках группа иранских студентов. Захватчики требовали вернуть на родину бывшего лидера, который сбежал из страны после начала революции. Первая попытка вызволить американцев обернулась провалом – жертвами операции-катастрофы стали восемь военных США.

Событие определило дальнейший вектор отношений не только Соединённых Штатов и Ирана, но и радикально настроенного исламского мира и сторонников иных взглядов. Терроризм в мусульманских странах начал получать государственную поддержку и распространяться по миру как средство для возрождения образцового исламского общества и построения государства, основанного на неукоснительном соблюдении законов шариата.

Конец шахской империи

Шах Мохаммед Реза Пехлеви считался проводником американских идей в Иране. В 1953 году при помощи Штатов он занял место премьер-министра Мохаммеда Мосаддыка, что гарантировало США безопасность в Персидском заливе. Почти тридцатилетнюю эпоху правления шаха называют периодом экономического расцвета и становления страны, хотя и со значительными оговорками. А окончание периода предрешили невыгодная народу внутренняя политика и онкологическое заболевание, которое сильно ослабило правителя.

Иранская революция 1978 года, в которой с виду успешная вестернизация страны проиграла мусульманскому духовенству, сильно ослабили Пехлеви. В 1979 году он покинул страну, что фактически означало победу революции (TJ подробно рассказывал о ней). В начале изгнания шах направился в Египет, а затем жил в Марокко, на Багамских островах и в Мексике. США и Иран надеялись, что Пехлеви не придётся пересечь границы Штатов, но президент Джимми Картер сжалился над шахом, когда узнал, что в Мексике, где у него обнаружили тяжёлую форму рака, нет возможности его вылечить. В октябре 1979 года шах добрался в США.

Ослабление Пехлеви стало сигналом к действию для революционеров. Им было необходимо предупредить возможный госпереворот со стороны Америки, которая могла попытаться защитить свои интересы в Иране. В числе революционеров был и духовный лидер — аятолла Рухолла Хомейни. За 15 лет в депортации в Турции, Ираке и Франции он не потерял связи с единомышленниками в Иране. Значительная часть жителей страны воспринимала его как безусловный авторитет.

Через месяц после отъезда шаха, в феврале 1979 года, Хомейни вернулся в Иран после депортации и организовал временное правительство. Несколько миллионов сторонников уже воспринимали аятоллу как главу государства. Несмотря на то, что у страны появился избранный президент Банисадр, Хомейни фактически сосредоточил власть в своих руках. Он установил в Иране верховенство духовного закона над всеми прочими и взял курс на избавление от «пагубного влияния американцев на страну».

Пресс-конференция Хомейни после возвращения в Иран. Тегеран, 1 февраля 1979 года Фото AFP

1 ноября 1979 у посольства США в Тегеране собралась толпа, которая обвинила временное правительство в том, что Пехлеви удалось выехать на Запад, и требовала выдать шаха. Встреча представителей США и Ирана, состоявшаяся в этот же день, не прояснила позиции стран насчёт въезда шаха в Америку. Ситуация накалялась.

Штурм и удерживание в посольстве

4 ноября 1979 года несколько тысяч иранских студентов собрались на демонстрацию, посвящённую годовщине нападения шахских силовых структур на кампус Тегеранского университета, жертвами тогда стали десятки молодых людей. Возле здания посольства США несколько сотен человек из первых рядов отделились от толпы и начали штурм.

Охранники пригрозили захватчикам оружием, но студенты быстро поняли, что никто не собирается в них стрелять. Захватчикам удалось перебить цепь на воротах, завладеть оружием и пробраться внутрь через 3,5-метровые стены, несмотря на распылённый охранниками слезоточивый газ.

Во время штурма сотрудники Госдепартамента США поддерживали связь с посольством по телефону в режиме громкой связи. Сообщения из Тегерана поступали, пока американцев не захватили в заложники. Исполняющий обязанности посла Брюс Лейнген, переговоров с которым требовали захватчики, находился на встрече в иранском министерстве иностранных дел вместе с заместителем. Дипломаты не смогли попасть в посольство из-за скопления людей, и им пришлось вернуться в министерство.

Студенты проникают на территорию посольства США​ Фото AFP

После трёх часов штурма студенты захватили посольство. 69 человек, находившихся в здании, связали и с завязанными глазами вывели наружу. Заложников, которых подозревали в шпионаже и хотели судить, поместили в комнаты с круглосуточной охраной. Студенты медицинских и инженерных факультетов, организовавшие штурм, от имени народа выдвинули США четыре условия для освобождения заложников.

  • Власти США должны вернуть бежавшего шаха в Иран;
  • Шах должен вернуть всё накопленное за время своего правления;
  • Власти США должны извиниться перед правительством Ирана за вмешательство в дела страны;
  • Власти США должны пообещать не вмешиваться во внутренние дела Ирана в будущем.

Нападение вооружённой группы студентов на посольство стало для Хомейни приятной неожиданностью. Это открывало доступ к секретной информации из хранилища, которая помогала избавляться от предполагаемых «антиреволюционеров». В этом числе оказались министр иностранных дел Ибрагим Ядзи и премьер-министр Мехди Базарган, положительно настроенный к США.

Через два дня после захвата посольства временное правительство, которое было не в состоянии уладить конфликт, ушло в отставку под давлением Хомейни. На второй-третьей неделе захватчики освободили неграждан США, женщин и темнокожих. Ещё шестеро сбежали и добрались до канадского посольства, в котором им выдали поддельные документы для отправки на родину. Одного из заложников отпустили, когда ему понадобилась квалифицированная медицинская помощь. Но внутри всё ещё находились 52 человека.

Долгие дни заточения

В первые пару месяцев узникам запрещали разговаривать друг с другом, есть и ходить в туалет без разрешения. Порой американцам приносили почитать газеты и позволяли смотреть Олимпийские игры по телевизору. Кому-то удавалось выкрасть у охранников радиоприёмники и слушать передачи на национальном языке. Один из заложников, Майкл Метринко, рассказывал, что за время заточения он прочитал все книги, которые удавалось достать – мужчина боялся утратить «остроту ума».

С января 1980 года, когда запрет был снят, они обычно переговаривались короткими фразами и обменивались друг с другом последними новостями. До сотрудников посольства доходили письма и посылки от родственников. Пленный американский дипломат Джон Лимберт был убеждён, что он получал лишь малую часть. Иранцы стали распоряжаться и имуществом, найденным в посольстве: они перевозили заложников по стране на их же машинах и носили их одежду, часы, драгоценности.

У меня была очень хорошая коллекция иранской музыки на плёнке, которую я записывал в течение многих лет: я делал записи с радио, из архивов. Некоторые из них были довольно редкими. И я помню, как однажды в подвале посольства я находился близко к стене и услышал, как играет моя музыка. Эти ублюдки украли мою музыку!

Джон Лимберт

На Рождество 1979 года революционный совет Ирана пригласил президента национального совета церквей США Уильяма Говарда провести праздничную службу для узников. Священнослужителю предложили лично убедиться в благополучном состоянии заложников и первым доложить об этом соотечественникам. Картина, показанная американцам, отличалась от реальности, где заложников несколько раз допрашивали, били, а двое из них пытались покончить с собой.

​Рождество 1979 года у заложников Фото из Библиотеки Конгресса США

Лимберт рассказывал, как одной ночью его и других заложников разбудили, чтобы расстрелять. Их приставили к стене, приготовились стрелять, а затем отпустили со словами: «Ладно, идите обратно».

Заложники чувствовали себя покинутыми и забытыми и долгое время не знали о ситуации на родине, хотя сюжеты о них стали ежедневной темой телеэфиров в США. В сетке вещания даже появилась передача Nightline, целиком посвящённая кризису с заложниками. После второго Рождества в заточении узникам разрешили записать видеообращения для своих родных, которые показали по американскому телевидению 27 декабря 1980 года.

Одна из вещей, которую, я думаю, каждый заключённый усвоил с библейских времен, заключается в том, что нет никакого смысла или рациональности в том, что происходит с вами. Вы находитесь в руках иррациональной системы, и чем скорее вы к ней приспособитесь, тем лучше. Поэтому вы не задаётесь вопросами «почему они так поступают?» или «каковы причины этого?» Они делают это, потому что могут, я полагаю.

Джон Лимберт

Провальная операция и отчаяние

В ЦРУ плохо понимали иранское духовенство и не имели представления об упорстве, с которым аятолла Хомейни привык добиваться своего. В документах спецслужб не поднимали вопрос о возможности революции: считалось, что ситуация в Иране в 1978 году даже не намекала на её приближение. Всю информацию о происходящем в Иране получали от тайной полиции шаха, который взял с США обещание не проникать в страну со своими разведчиками.

Американцы не знали даже точное число людей, которые находились в посольстве в день захвата, но готовились спасать их силой. Картер угрожал Хомейни военным вмешательством, но не решался действовать, так как аятолла угрожал убить заложников. При этом США почти сразу ввели полное эмбарго против Ирана и заблокировали банковские счета восточного государства в американских банках.

Джимми Картер в годы президентства Фото AP

Советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский настаивал на проведении спецоперации по спасению заложников. Долгими уговорами ему удалось убедить президента. В конце апреле 1980 года американцы отправили команду по спасению заложников в рамках операции «Орлиный коготь». В неё вошли военные и бойцы из отряда специального назначения «Дельта» на восьми вертолётах и заправочном самолёте.

Ещё до прибытия в Тегеран у двух вертолётов сломались лопасти и начались проблемы с гидравликой, а пилот третьего вертолёта не прилетел вовремя в точку встречи из-за опасений разбиться при посадке в пустынной буре. Только пять вертолётов добрались до цели, но уже ближе к Тегерану одному из них потребовалась дозаправка, однако из-за неполадок транспорт загорелся и столкнулся с самолётом. Восемь американских военных и иранский гражданский погибли. В ответ захватчики рассредоточили заложников по всей стране, чтобы помешать новой спасательной операции.

Место авиакатастрофы​ Фото AP

Уступки ради соглашения

Под давлением дипломатов и советников Картер вынудил шаха покинуть страну: в середине декабря 1979 года Пехлеви пришлось уехать в Панаму.
Однако и там ему были не рады: после прибытия бывшего иранского лидера панамцы вышли на демонстрации, требуя выслать его из страны. Пехлеви вернулся в Египет, где и умер от лимфомы в июле 1980 года.

Со смертью шаха заточение сотрудников посольства не закончилось, но иранская сторона стала более расположена к переговорам. В период предвыборной кампании в США весной 1980 года политический соперник президента Картера Рональд Рейган предпринял свою попытку вызволения американцев. Через свою команду он связался с соратниками действующего президента и соратниками аятоллы, чтобы предложить обоим сделку для освобождения заложников. Духовный лидер согласился, но решил отложить договор до момента, когда Рейган станет президентом.

День президентских выборов в США совпал с годовщиной захвата заложников. Картер проиграл Рейгану с перевесом в 10% голосов. Как писал автор книги «Новые признания экономического наёмного убийцы» Джон Перкинс, провалы Картера в вызволении заложников сыграли роковую роль в его президентской карьере.

В ноябре 1979 года вооружённая толпа исламистов захватила здание посольства Соединённых Штатов в Тегеране и удерживала пятьдесят два американских заложника в течение последующих 444 дней. Президент Картер пытался договориться об освобождении заложников. А когда переговоры потерпели неудачу, он дал добро на военно‑спасательную операцию, начатую в апреле 1980 года. Это была катастрофа и тот молоток, который вколотил последний гвоздь в крышку гроба президентства Картера.

Джон Перкинс

В сентябре 1980 года в Иран вторглись иракские войска, начав ирано-иракскую войну. Изолированное от мирового сообщества и ослабленное санкциями и вооружённым конфликтом государство снизило планку требований к Штатам для освобождения заложников. Иран отказался от старых ультиматумов и попросил 24 миллиарда долларов за освобождение всех узников. Постепенно сумму сократили до восьми миллиардов, которые взяли из замороженных активов Ирана в банках Европы и США. После вычета долгов Иран получил три миллиарда долларов.

Страны также подписали Алжирское соглашение, в котором обещали не вмешиваться во внутренние дела друг друга. С иранского правительства сняли обвинения в нарушении прав человека. Сотрудников посольства освободили в первые секунды вступления Рейгана на должность 20 января 1981 года.

Дипломат Уоррен Кристофер, подписавший Алжирское соглашение со стороны США, подчёркивал, что американцы стремились прежде всего сохранить здоровье и жизни сограждан, поэтому были готовы пренебречь судебными разбирательствами заложников посольства против иранцев. Однако бывших узников возмущало, что они не могут обратиться в суд и объяснить, как именно нарушались их права.

Заточение сказалось на здоровье узников. Вдова одного из заложников Доротея Морфилд вспоминала, что её муж никогда не спал по ночам и часто просыпался от кошмарных воспоминаний. Кроме того, дома он всегда спал с открытой дверью: эта привычка закрепилась после того, как в Иране его бросили в одиночную камеру и оставили взаперти.

Пока мы были заложниками, я и мой сокамерник молились, чтобы дядя Сэм не продал нас, чтобы освободить. Конечно, он нас продал

Чарльз Скотт

Масштаб последствий и режим ожидания

Американские заложники стоили Ирану миллиарды долларов: на государство навалились санкции, счета в американских банках заморозили, а дипломатические отношения с Штатами и их сторонниками испортились навсегда. Впрочем, аятолла Хомейни не слишком переживал по этому поводу: захват заложников укрепил его образ морального борца и популярной политической фигуры.

Ситуация помогла исламскому радикализму получить средства для развития и масштабирования. Ирану удалось сберечь деньги, которые ушли бы на судопроизводство с США, в результате Алжирского соглашения, и через радикально настроенных мулл вложить нефтяные доходы в поддержку суннитских джихадистских организаций.

Возвращение домой​ (надпись на самолёте – «Добро пожаловать обратно на свободу») Фото AP

Однако в апреле 1980 года Иран поплатился за захват посольства. С 30 апреля по 5 мая шестеро террористов из «Демократического движения за освобождение Арабистана» удерживали 26 человек в здании иранского представительства в Лондоне. Жертвами захватчиков стали двое иранцев, ещё двое заложников оказались тяжело ранены. Спасти остальных удалось благодаря действиям охранника посольства, отвлекавшего террористов, и штурмовавших здание сотрудников специальной авиадесантной службы.

После штурма здания только один захватчик остался в живых — Фоузи Нейада. Англичане не выдали его Ирану, где преступнику грозила смертная казнь, приговорив его к 27 годам тюрьмы. В 2008 году он вышел на свободу под новым именем и проживает в засекреченном месте.

Бывший заложник Уильям Кеуф-младший со своей дочерью Алиссой​ из семейного архива

Для выплат заложникам в США создали фонд «Жертвам терроризма, спонсируемого государствами», который пополнялся за счёт организаций, осуждённых за незаконный бизнес. Однако возникла проблема: воспользоваться деньгами могли не только заложники и их семьи, но и родственники погибших от взрыва башен-близнецов 11 сентября 2001 года. Это осложнило процесс выдачи компенсаций для посольских заложников — масштаб их трагедии был несравним с катастрофой в Нью-Йорке.

В 2002 году Верховный суд США отказал бывшим узникам в компенсации, так как по условиям Алжирского соглашения граждане Соединённых Штатов не могли требовать выплат от Ирана. Такого решения суда добивался Госдепартамент, опасавшийся, что в случае удовлетворения требований потерпевших это ударит по репутации США во внешней политике.

В 2015 году Конгресс принял закон, по которому каждому заложнику посольства полагалось по 4,44 миллиона долларов – по 10 тысяч долларов за каждый день плена. Однако, спустя 40 лет после освобождения, большую часть выплат они так и не получили.

Если вы возвращаетесь к вопросу о том, что я предпочла бы иметь, Ричарда или деньги, я рада, что у меня был муж в течение 30 лет. Это было очень тяжёлое время. Но деньги в 85 лет – это совсем другое дело по сравнению с тем, когда ты намного моложе. И всё же я надеюсь, что это произойдёт.

Доротея Морфилд

В 2019 году в интервью Los Angeles Times дочь одного из заложников Алисса Стивенс рассказала, что написала письмо президенту Дональду Трампу. Женщина спросила, собирается ли он «поступить как президент и завершить, наконец, эту историю с американскими героями».

В 1979 году её отец Уильям Кеуф-младший уехал из Ирана в Пакистан и планировал на выходные вернуться в Тегеран, чтобы забрать записи своих студентов, но оказался схвачен. Он представлял интересы заложников все 444 дня заточения и умер через четыре года после освобождения от бокового амиотрофического склероза. При жизни он пытался отстаивать свои права на компенсацию в суде, но ничего не добился.

По мнению Стивенс, заложники – жертвы «первого настоящего теракта в отношении США» – должны пользоваться «наивысшим уважением правительства», а принятый закон необходимо «верно истолковать и исполнить». Она признаётся, что её злит «тяжёлая битва за компенсацию», которая заставляет «страдать ежедневно» тех, кто уже «прошёл через ад», а также их родных.

К 2020 году из 52 заложников в живых остались только 35. Многие из них уже потеряли надежду на получение компенсации.

Господин президент [Трамп], если вы это слышите, то, пожалуйста, не беспокойтесь из-за меня, потому что я не хочу иметь с этим ничего общего.

Джон Лимберт

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, можно узнать в этом материале.

#сша #терроризм #иран #лонгриды #лигаавторов