Истории
Leonid Pasternak

«Звук свободы»: история музыкальной пропаганды с помощью джаза в эпоху Холодной войны

«Джазовая дипломатия» на службе у Госдепа США.

Музыкант Луи Армстронг в Египте. 1961 год Фото AP

Во времена Холодной войны противостояние капиталистических и социалистических стран сопровождалось различными внешнеполитическими хитростями. Среди них — феномен «джазовой дипломатии», которая стала важным инструментом Госдепа в идеологической борьбе с коммунизмом. Американский джаз использовался в качестве пропаганды культурных ценностей США по всему миру.

Благодаря «джазовой дипломатии» внешняя политика Соединённых Штатов получила новый инструмент «мягкой силы». Посредством музыкальной пропаганды в социалистических странах активно распространялись американские ценности и западный образ жизни. В условиях борьбы двух систем (капитализма и социализма) США стремились к идеологическому превосходству над СССР.

«Барометр свободы»

Джаз использовался американской пропагандой задолго до Холодной войны. В 1930-е годы жанр имел большое влияние в Германии. Приток американских туристов в Европу спровоцировал рост популярности джаза и среди немцев. На этом фоне американские власти решили воспользоваться музыкальным жанром для борьбы с пропагандой нарастающего нацизма.

Эффект от музыкального воздействия оказался значительный. Адольф Гитлер активно боролся с американским влиянием внутри Германии, а джаз получил клеймо жанра для «выродков», который олицетворяет «этнических» и «идеологических» врагов нацистского режима.

На уличных плакатах нацистов джазовых исполнителей изображали обезьянами, подчёркивая «тлетворность» жанра. В 1938 году Йозеф Геббельс официально объявил джаз вне закона в нацистской Германии. Музыканты вынужденно скрывались от властей в подвалах.

Фото DW

В качестве идеологического оружия в годы Холодной войны джаз использовали с середины 1950-х годов. Во время турне джазового оркестра Бенни Гудмена по Юго-Восточной Азии жители Камбоджи буквально «сходили с ума» по американской музыке. На это обратили внимание в местном посольстве США.

Американское внешнеполитическое ведомство посчитало, что джаз можно использовать в дипломатии как «универсальный язык доброй воли». Кроме того, глава дипмиссии США в Камбодже Эдмунд Келлогг проинформировал Вашингтон о росте популярности музыкального жанра не только среди мирного населения, но и правительства.

Фото AP

В ответ на сообщение Келлогга американская политическая элита начала разработку программы по распространению джазовой культуры в социалистических странах. В 1954 году президент Дуайт Эйзенхауэр распорядился запустить проект по финансированию «культурных презентаций» за рубежом. (The Cultural Presentations Program). Программа предполагала распространение джазовых композиций в странах «социалистического лагеря».

Активным сторонником продвижения джаза в странах Варшавского договора был Чрезвычайный фонд по международным делам (Emergency Fund for International Affairs), который и финансировал Программу культурных презентаций. Контроль за расходами осуществлял лично американский президент.

​Дуайт Эйзенхауэр Фото The New York Times

В 1955 году в The New York Times вышла статья под заголовком «Секретное звуковое оружие». В ней журналисты назвали джаз «художественным аналогом политической системы» США. В газете отметили, что свобода действий музыканта во время исполнения напоминает американскую демократическую систему. «Солист может играть всё, что пожелает, пока он соблюдает темп», — писали репортёры.

В Вашингтоне рассчитывали, что советские граждане увидят «контраст между чёрствой официальной культурой Москвы» и джазом. По задумке американских властей, в своих зарубежных выступлениях исполнители создавали положительный образ США в общественном сознании. Позже Госдеп активно применял музыкальную пропаганду и в других тоталитарных странах.

«Джазовая дипломатия» подразумевала защиту американских ценностей и идей от «угрозы советской системы». Согласно секретной директиве СНБ-68 (NSC‑68) Госдепа, объектом действия внешней политики в области культуры и искусства стала социалистическая идеология, «состоящая из иррациональных элементов».

Благодаря новому дипломатическому курсу повысилась международная репутация США. Заметно увеличился интерес к американской истории и искусству в соцстранах.

Многие американские журналисты, музыканты, критики и писатели поддерживали стремление правительства популяризировать джазовую культуру за рубежом. Композитор Дюк Эллингтон называл джаз «барометром свободы», а вокалист Диззи Гиллеспи утверждал, что «люди умирали за эту музыку».

Некоторые исследователи музыки говорят, что джаз, который возник в США, является абсолютно новой формой искусства. Другие утверждают, что джаз — это нечто большее, чем искусство. Это образ жизни. Джаз гарантирует любому музыканту абсолютную свободу внутри рамок сотрудничества.

Уиллис Коновер

«Время для джаза»

В 1955 году на радиостанции «Голос Америки» впервые вышла в эфир передача «Час джаза». Её ведущим стал Уиллис Коновер, популярный американский журналист и продюсер. На протяжении 40 лет он оставался бессменным автором программы, рассказывая жителям стран Восточной Европы и Азии о мире джаза.

В годы Холодной войны «Голос Америки» и «Радио Свобода» были важными внешнеполитическими инструментами американской пропаганды в соцстранах. Радиостанции показывали советским слушателям картину американской жизни, знакомили с ценностями американского народа. Многие передачи имели антикоммунистическую направленность.

Уиллис Коновер Фото AP

«Голос Америки» стал активным участником «джазовой дипломатии», а Коновер выполнял важную задачу в сфере внешней политики. Для советских граждан передачи Коновера стали своеобразным «окном в Америку». Негативное отношение к джазу в СССР не позволяло в полной мере ощутить атмосферу музыкального жанра. Однако «Час джаза» знакомил не только с музыкой, но и культурой США. Поэтому программа пользовалась большой популярностью.

Уилл Коновер продемонстрировал, как музыка может стирать границы… Он говорил на языке джаза, благодаря ему люди получали несколько точек зрения о том, что происходило в мире. Как говорил сам Коновер: «Джаз – это звук свободы».

Хэйзер Максвелл

В СССР джаз ассоциировался с западным капиталистическим обществом. Советская власть называла музыкальный жанр «буржуазным», который «чужд» рабочему классу. Кроме того, многие отечественные джазмены попали в категорию «эстрадных» певцов, чтобы остаться на сцене.

Несмотря на активную борьбу с иностранным вещанием в СССР многие люди продолжали слушать «Голос Америки» и «Свободу». Радиоприёмники с коротковолновой шкалой позволяли обходить помехи. В то же время в валютных магазинах «Берёзка» продавались приёмники с расширенным диапазоном, позволявшие слушать западные станции без ограничений. Однако доступ в подобные магазины имел ограниченный круг лиц, включая иностранцев, послов и высших партийных чиновников.

Магазин «Берёзка»

 Фото из архива РИА «Новости»

Каждый раз выходя в эфир Коновер приветствовал слушателей фразой «Время для джаза! Это Уилли Коновер». Именно голос Коновера стал символом джазовой культуры Соединённых Штатов. Кроме того, советское поколение «музыкантов-шестидесятников» испытало существенное влияние «Часа джаза». По словам трубача Валерия Пономарёва, «шестидесятники» испытывали «эмоциональную, духовную и физическую зависимость» от программ Коновера.

«Час джаза» значительно повышал популярность радиостанции «Голос Америки» в соцстранах. Подобная тенденция положительно оценивалась Госдепом, а также политической элитой страны. Программа Коновера постепенно стала инструментом «мягкой силы» в дипломатической доктрине США.

Когда я посещал страны, где правили коммунистические режимы, толпы встречали меня в аэропорту, люди организовывали для меня вечеринки и концерты.

Уиллис Коновер

Программа выходила в эфир в течение 40 лет. В 1996 году Коновер скончался после продолжительной болезни. На его похороны съехались ведущие джазовые музыканты со всего мира. В числе прочих на церемонии прощания были и российские джазмены. Среди них — лидер ансамбля «Universal Language» Валерий Пономарёв. После смерти Коновера «Час джаза» стал частью программы «Музыкальный Микс».

От саксофона до шпиона

Джазовая культура ассоциировалась в СССР с буржуазией и империализмом. Многие поклонники американской музыки считались представителями контркультуры, а высшее политическое руководство всерьёз воспринимало увлечение джазом как «шаг» к предательству.

Репетиция советского джазового ансамбля Владислава Грачёва Фото из личного архива Александра Забрина 

По свидетельствам историков, однажды Никита Хрущёв в приступе гнева разбил джазовые пластинки сына, который увлекался коллекционированием американской «буржуазной» музыки. Однако джаз быстро набирал популярность среди обычных советских граждан. Многие, несмотря на «глушилки», слушали «Голос Америки» и «Свободу», откуда и узнавали последние новости из джазового мира.

Сегодня саксофон, а завтра, понимаешь, шпион!

Никита Хрущёв

В 1962 году между США и СССР произошёл обмен «культурными послами». В Москву прибыл джазовый ансамбль Бенни Гудмена, а в Штаты отправился советский пианист Святослав Рихтер. Это происходило на фоне эскалации Карибского кризиса. «Культурный обмен» между Москвой и Вашингтоном стал своеобразным способом «разрядить» напряжённую обстановку.

В 1961 году США разместили ядерное оружие в Турции в рамках блока НАТО. В ответ СССР перебросил военные подразделения вооружённых сил на Кубу. Холодная война грозилась перейти в ядерное столкновение двух сверхдержав. Позже противостояние назвали Карибский кризис.

На концерте Гудмена в 1962 году в Лужниках присутствовали первые лица СССР: первый секретарь Никита Хрущёв, вице-премьер Алексей Косыгин и министр культуры Екатерина Фурцева. Публика встречала исполнителей бурными аплодисментами, музыкантов несколько раз вызывали на бис, а зрители не покидали места вплоть до отключения освещения.

Концерт Бенни Гудмена в Лужниках, 1962 год Фото AP

Американские музыканты, выезжающие на гастроли в страны социалистического блока, получили прозвище «послов джазовой дипломатии». Исполнители занимались «рекламированием» образа жизни, истории и традиций США. Подобные гастроли стали частью американской «музыкальной пропаганды».

Во время выступлений Дэйва Брубека в конце 1950-х годов в Польше реакция публики на концерты была «восторженной». По мнению музыканта, «это внушало надежду и разбивало сердце одновременно», так как «целая эпоха пропаганды и демонизации испарилась всего за несколько секунд».

Джазмены также давали концерты на Ближнем Востоке, в Африке, Пакистане и Сирии. Благодаря популяризации джазовой культуры в авторитарных и тоталитарных странах американское правительство рассчитывало на демократические преобразования по всему миру. В Госдепе называли джаз «дипломатией с настоящими ногами», которая быстрее достигает поставленных целей, нежели классический вид переговоров.

Луи Армстронг во время гастролей в Африке Фото дома-музея Луи Армстронга 

Впрочем, многие джазмены афроамериканского происхождения испытывали смешанные чувства от турне. В конце 1950-х годов в США начались выступления против совместного обучения с чернокожими в школах. Музыканты-афроамериканцы оказались перед дилеммой — продолжать ли свои гастроли на фоне вспышки ксенофобии. Луи Армстронг в знак протеста отменил свои концерты в СССР.

Люди в СССР спросили бы меня, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя как любой другой негр…

Луи Армстронг

Бойкот зарубежных выступлений стал ответом на марши белых националистов. Джазмены отказывались участвовать в пропагандистской кампании по «рекламированию» достоинств Соединённых Штатов во время роста расистских настроений внутри страны.

Только в 1971 году, спустя почти десять лет после окончания протестов ультраправых в США, с гастролями в СССР побывал музыкант Дюк Эллингтон. Он стал одним из последних исполнителей, которые участвовали в программе «джазовой дипломатии». Постепенное снижение финансирования выступлений Госдепом в связи с высоким бюджетом программы, а также рост популярности рок-н-ролла заставил Штаты пересмотреть политику «музыкальной пропаганды».

Музыка врагов

Во время гастролей джазменов в Советском Союзе на концертах музыкантов побывал американский исследователь джаза Леонард Фезер. По его свидетельствам, многие советские граждане восхищались джазом и встречали артистов криками и свистом, как и американцы. Для советского руководства подобная реакция оказалась неожиданной.

Дюк Эллингтон с гастролями в Ленинграде. 1971 год Фото AP

Одна из причин, по которой джаз воспринимался советской властью как «чуждая советскому человеку музыка», — широкая популярность жанра в 1970-е годы. Пропаганда целенаправленно создавала из джаза образ «вражеского» жанра. Во времена генсека Леонида Брежнева критика американской музыки только усилилась.

Джазовый репертуар, по мнению советской власти, оказывал «тлетворное влияние» на молодёжь и разлагал сознание. Кроме того, власть относилась к джазу как к мощному идеологическому оружию. Многие советские граждане, находясь под воздействием пропаганды, верили, что музыкальный жанр обличал негативные стороны простой жизни в СССР.

В 1985 году, с началом «Перестройки», изменилось и отношение к джазу среди советской политической элиты. В период реформ первого президента СССР Михаила Горбачёва страну посетили многие американские джазмены. Среди них был и Дэйв Брубек, который в 1987 году дал большой концерт в Москве.

Обложка CD диска с записью концерта Дэйва Брубека ​в Москве, 1987 год Логотип Concord Jazz

С падением Советского Союза приёмы «джазовой дипломатии» стали использоваться российским МИДом. В 1995 году саксофонист Игорь Бутман сыграл в Кремле перед президентами России и США — Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном. По словам музыканта, американский лидер остался доволен выступлением Бутмана и «аплодировал стоя».

В 2000-е годы, в период президентства Владимира Путина и Дмитрия Медведева, «джазовая дипломатия» использовалась не так активно. Однако в связи с ухудшением отношений между США и Россией в начале 2014 года на фоне украинского кризиса джаз обрёл «второе дыхание». По словам Бутмана, музыканты вновь «стараются отдать джазу дипломатическую роль — создать такую джазовую дипломатию».

Игорь Бутман Фото Кристи Спэроу 

В 2018 году Бутман побывал с гастролями в США. В программе исполнителя были не только джазовые композиции, но и русская классика. По словам музыканта, джазовые выступления укрепляют американо-российские отношения, несмотря на политический кризис. «Нам надо ломать негативные стереотипы, уметь понимать и доверять друг другу», утверждает Бутман.

В то же время музыкант не скрывает, что имеет двойное гражданство — США и России. Он также входит в Высший Совет «Единой России» и поддерживает политику президента. По словам Бутмана, он сторонник российского лидера, потому что «при Владимире Путине с культурой всё отлично». В 2014 году джазмен поддержал присоединение Крыма к России.

В 2015 году стало известно, что Бутман «поклялся» защищать Соединённые Штаты с «оружием в руках». Подобную клятву произносят в процессе натурализации в качестве гражданина США. Сам музыкант утверждает, что наличие американского гражданства не влияет на его взгляды. «Через музыку я осуществляю связь между Россией и Америкой, к которой у меня нет никакого антагонизма, у меня там много друзей», — заявил Бутман.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Блок special_button недоступен

#история #сша #ссср #дипломатия #лонгриды #лигаавторов