Истории
Nikita Belous
4580

«Ребёнком я желала никогда не узнать, что такое война»: интервью с молодёжью сегодняшнего Донбасса

О жизни в непризнанных республиках, мировоззрении, молодости и отношении к войне.

В закладки
Фото Валерия Мельникова

Шестой год на востоке Украины формально продолжается вооружённый конфликт. С 15 февраля 2015 года в регионе объявили режим прекращения огня, но отдельные стычки продолжаются. По сообщениям ООН, за это время число жертв достигло 13 тысяч человек. В результате боевых действий многие жители Донецкой и Луганской областей покинули дома и перебрались в соседние страны.

Как считают украинские власти, конфликт на востоке страны — это прямой результат вмешательства России, которая поставляет в регион оружие и солдат. Эту же версию неоднократно озвучивали в международных СМИ. Сама Россия участие в конфликте отрицает.

Из-за обстрелов оставаться в городах и сёлах становилось небезопасно — миномётные снаряды летели со всех сторон. Однако часть населения всё же осталась, в том числе молодёжь. Несмотря на войну, ребята продолжали ходить на учёбу, устраивать тусовки и строить планы на будущее.

Катя родилась и выросла на востоке Украины, в городе Лисичанск. Её детство и юность прошли в этом месте вплоть до 2019 года, пока она не поехала учиться в университет за границу. Маша жила и ходила в школу в Алчевске. Сейчас она учится на втором курсе педагогического университета в Луганске. Родной город Игоря — Харцызск. С октября этого года он переехал в Донецк. Всем ребятам по 18-19 лет, но они уже видели боевые действия.

Участник Лиги авторов TJ пообщался с молодыми людьми о жизни на Донбассе, молодости и отношении к войне.

Формулировки собеседников остались без изменения.

«Когда сидели в подвале, мысль была одна — дай Бог выжить»

Помните, как развивались события 2014-го года в вашем городе?

Катя: Конкретные военные действия начались в конце мая. Утром 24-го мне позвонила одноклассница, вся в слезах, и сказала, что в школу не надо идти, потому что взорвали мост при въезде в город. В Лисичанске тогда ещё было относительно спокойно: где-то раздавались залпы, но наш город не бомбили. Когда завоёвывали соседние города, хорошо слышались перестрелки и взрывы. Мы знали, что происходило вокруг: люди уже сидели на чемоданах с тёплыми вещами и документами.

Маша: В то время я жила в городе Алчевск Луганской области. Всё место зависело от металлургического комбината — многие взрослые работали там. Как только началась война, его закрыли. Уже в мае начались проблемы с продовольствием, пустые полки в магазинах.

Помню, как стали доноситься звуки выстрелов. По нашему городу не стреляли из-за комбината. Стреляли по посёлкам, которые возле нас. Это хорошо было слышно. Такие звуки можно сравнить с настенными часами: идёшь в школу, и взрывы, как часы, тикают у тебя над головой. Ещё страшно было видеть огромные толпы людей в очередях на междугородние автобусы.

Игорь: Я родился и вырос в Харцызске. В 2014 году мне было 13 лет. Весной в моём городе захватили городскую администрацию и здание МВД. В большинстве участвовали местные жители. Всё произошло стихийно, но штурма не случилось. У всех в памяти ещё был Майдан. Помню, как в мае люди шли на референдум с твёрдым убеждением, что Донбасс ждёт сценарий Крыма. Все верили, что свободный Донбасс никому не поставить на колени. С того времени появилась более законная форма того, что происходит. Раньше — просто вооружённые столкновения между военными и ополчением.

После референдума начал создаваться административный кулак современной республики, не считая армии. В мае слышались постоянные выстрелы. Харцызск в то время окружили с двух сторон. В один из августовских вечеров поочерёдно начали вылетать окна соседнего дома с первого по пятый этаж. Виной тому упавший в соседнем дворе снаряд от Града, который даже не взорвался. Тогда мы в первый раз спустились в подвал. В целом, Харцызск остался почти не тронут войной, в сравнении с другими городами.

Карта военных действий на территории Донбасса ​ Изображение Совета национальной безопасности и обороны Украины

Почему не покинули свой город тогда?

Катя: Мы уезжали на какое-то время. Из-за страха перед бомбёжками, в конце мая меня с младшим братом отправили к родственникам в Чернигов. Пробыли мы там около двух месяцев. Затем мама неожиданно приехала и забрала нас обратно в Лисичанск. Я не знаю, что повлияло на её решение. Когда мы вернулись, начался настоящий кошмар. Атмосфера царила как на настоящей войне: летали истребители, постоянно шёл дождь, повсюду грязь. Дышать невозможно — в воздухе висел запах пороха и трупов. Мы вернулись в то время, когда наш город решили отвоёвывать.

Маша: Я выезжала на лето после майских событий с родителями на море — просто пересидеть пару месяцев. У нас нигде не было родственников, поэтому мы не уехали насовсем. Все же уезжают к родственникам. А у нас близкие живут по Луганской области. Нет смысла переезжать из одного города в другой.

Игорь: После того, как снаряд прилетел в соседний двор, мы с мамой уехали в Бердянск на 21 день. Никто не верил, что военные действия продлятся даже до новогодних праздников. У кого имелись средства и желание — уехали на долго. Всё упиралось в деньги. У нас не хватало ни денег, ни желания.

Как поступили ваши друзья?

Катя: Помню, что одна одноклассница сразу же перебралась с семьёй в Киев. Но большинство из моих друзей всё-таки остались.

Маша: У меня очень много знакомых уехало. Кто перебрался в Россию, кто на Украину.

Игорь: Если брать 100% моих знакомых, то около 20-ти уехали в Украину, 30-40 уехали в Россию. Всё зависело от родителей. Если жили где-то близкие родственники, то к ним и уезжали.

Когда стало по-настоящему страшно?

Катя: В начале августа, через два дня по возвращению из Чернигова, мы снова попытались уехать во время «зелёного коридора» (часы, когда прекращались военные действия и желающие могли покинуть город — прим. TJ), но ничего не получилось. Автобус оказался переполнен людьми. Все брали с собой как можно больше личных вещей. Места нам не хватило, оставалось просто наблюдать за посадкой со стороны. Через какое-то время мы услышали, как начали стрелять. Тогда мама отвезла нас в бомбоубежище рядом с больницей, в которой она работала. Наверное, именно в тот день я почувствовала первый страх.

Маша: Много раз становилось страшно, выделить какой-то один момент я не могу. Помню, как во время учёбы мы шли в столовую в школе. Неожиданно забежал человек с автоматом, и крикнул: «Все на выход, сейчас начнётся бомбёжка!». Мы ужасно перепугались. Потом узнали, что это ложная тревога.

Игорь: Не думаю, что становилось слишком страшно. Я был малой и не совсем понимал, что происходит. Может, когда в соседний двор прилетел снаряд. Для нас в целом было привычно, что где-то что-то взрывалось. Я больше переживал за дедушку с бабушкой — они не настолько молодые, чтобы переносить подобную обстановку.

Приходилось ли прятаться в подвалах?

Катя: Приходилось. С начала и по конец августа мы две недели провели в подвале. Света вообще не было. Сидели в темноте, сырости и на трубах. Иногда люди делились свечкой, вокруг которой человек сорок собиралось. Снаружи что-то взрывается, на нас сыпется штукатурка. А мы себе сидим. Я тогда вообще ни о чём не думала. Не хотелось ни есть, ни спать. Когда сидели в подвале, мысль была одна — дай Бог выжить.

Маша: Мне повезло, наш город не бомбили. Прятаться не приходилось, но все окна в городе заклеивали крестами, чтобы не выбило ударной волной. Страшное зрелище: идёшь по городу, а везде кресты.

Игорь: Раза три-четыре. Если бы мы не уехали летом в Бердянск, число могло увеличиться до двадцати и больше. Но подвал подвалу рознь. В подвале дома моего дедушки вкрутили несколько лампочек, условия вполне сносные.

​Подвал Фото Валерия Мельникова

Пришлось привыкать к тяжёлым условиям?

Катя: Никто не привыкал. Все просто хотели остаться в живых. Но и тут относительно. У меня прабабушка пережила Вторую мировую войну. И когда мы просили её пойти с нами и спрятаться, она говорила: «Ой, да чего прятаться. Меня на той войне не убили, так на этой убьют». Как бомбёжки закончились, то мы просто наслаждались возможности выйти и подышать свежим воздухом.

Маша: Воду не давали неделю. Отключали воду, и никто об этом даже не объявлял. Набрано две канистры воды, и думаешь: «Приготовить покушать или помыться?». Даже сейчас вода в Алчевске идёт раз в два дня. Электричество отключали, связи не было абсолютно. У нас в одном кафе на весь город Wi-Fi работал. Очень много людей с телефонами стояли рядом со входом, чтобы просто поймать интернет. Всё это страшно угнетало. Постоянно хотелось уехать.

Игорь: Временами не было в городе газа, долгое отсутствие света, проблемы с водой. Все службы работали с перебоями. Связь не ловила: где-то вышки взрывали, а где-то глушили. У кого-то воду отключали на три дня, а у кого-то на две недели. На частных секторах проще — выручали колодцы. Но я достаточно быстро адаптировался. Всё благодаря моим родителям, которые обо мне заботились и содержали.

Школы были закрыты? Как вы учились?

Катя: Летом не учились. Активные боевые действия в моём городе прекратились в конце августа. 27 числа мы с друзьями уже спокойно гуляли. Первого сентября, как полагается, пошли в школу.

Почти все учителя остались. Во время линейки очень тяжело было смотреть на некоторых преподавателей — они ужасно постарели, появилась седина. Во время уроков про войну старались не говорить.

Маша: У нас позже учебный год начался — с октября или ноября. Моментов, когда закрывались школы или нам говорили не приходить, не случалось.

Игорь: В школу мы пошли с октября. Учителям не разрешали выражать свои знания и мысли на политические темы, чтобы не возникали споры и распри. В то время все учителя остались. В 2017-м и 2018-м годах многие сменились. Через две-три недели после начала учёбы ситуация на войне обострилась, нам ввели дистанционное обучение. Отменили его достаточно быстро.

Был нюанс со школами. В 2014 году я закончил седьмой класс в украиноязычной школе. В сентябре мне позвонили и спросили, хочу я оставаться в школе с украинским языком или переводиться в русскую. Так опрашивали по всем школам республики. Почти все школьники захотели учиться на русском языке. Я сильно сомневался, так как не представлял математику или физику на русском. В итоге, желающим учиться на украинском предложили одну школу в очень неудобном месте. Все, кто сомневались или хотели учиться на украинском, остались в старых школах.

Чему посвящали свободное время? Была возможность гулять с друзьями?

Катя: Во время бомбёжек из подвала мы почти не выходили. Помню, один раз во время затишья я вышла и уселась на лавочку. Тогда ещё солнце выглянуло. Я сидела, глаза закрыла, и такое спокойствие на душе наступило. Тихо, солнышко светит. Потом слышу — свист, взрыв. Я перепугалась и сразу в подвал.

Осенью мы уже нормально веселились, дурачились. Имелась у нас ещё игра — «растяжка».

Иногда мы ходили к роднику через поле. Но там было опасно из-за большого количества мин. А мы малые, дурные. Идёшь, смотришь себе под ноги, как вдруг кто-то толкнёт в спину и крикнет: «Растяжка!». От страха сердце в пятки уходило.

Маша: В основном гуляла. Чаще вопрос стоял с кем гулять. Все друзья в один момент просто собрались и уехали.

Игорь: Летом сидели дома, гуляли редко. Кого-то не выпускали, кто-то в компьютере сидел. В Донецке интернет работал хорошо, в отличие от Луганска. У нас каждый город как отдельная область — различия максимальные.

Осенью развлекались как всегда: гуляли в парках, по улице. Но город опустел: выходишь утром — пусто, выходишь днём — пусто, выходишь вечером — пусто. Ни машин, ни людей. Мы когда с пацанами в баскетбол играли, никто не ходил и не мешал. Все, кто любил гулять в ночных центрах или ночью — страдали из-за комендантского часа.

Заброшенное село Фото Валерия Мельникова

Когда в вашем городе начались перемены? Стало спокойнее?

Катя: С 27 августа мама уже разрешала мне гулять самой. Потом началась школа. Жизнь пошла на лад.

Маша: В 2017 году. Перестали стрелять. Разве что какие-то случайные взрывы.

Игорь: Постепенно. Зимой ситуация затихала, летом обострялась. Не было скачка, чтобы всем стало сразу хорошо.

«Тут не пепелище. Жить можно»

Как сейчас выглядит жизнь в вашем городе?

Катя: Сложно сказать. Всё как было заброшено, так долго и оставалось. Вот, например, многоэтажка. Туда попал снаряд — так здание в аварийном состоянии года три стояло. К дорогам тоже не прикасались. А ведь сколько БТРов и танков по ним проехалось!

Только в 2019 году начали восстанавливать инфраструктуру. У нас как раз летом были выборы в мэры города, так город буквально ожил: дороги ремонтировали, ямы заделывали, деревья сажали, даже звёзд эстрады приглашали! Я очень давно не видела мой город таким густонаселённым. С водой и электричеством всё в порядке — удобства налаживали в первую очередь.

Маша: В 2018 году я перебралась в Луганск и живу там. В принципе всё неплохо. Я бы не сказала что на уровне нормального государства, но, учитывая прежние времена, сейчас хорошо. Дороги сильно подпортились из-за танков. Грустно, что никто не торопится их чинить.

Игорь: Всё, что может ездить — ездит. Все, кто умеют ходить — ходят. Всё, что на балансе государства — работает. Кому-то радостно, кому-то не очень. Многое упирается в деньги. По моим ощущениям, состояние народа и города стало на порядок ниже, чем до этого.

Многоэтажки Луганска​, наши дни Фото Марии Фроловой

С магазинами проблем не возникает?

Катя: С продуктовыми всё хорошо. Остались «АТБ», «Сiльпо», недавно открыли «Семью». Каких-то знаменитых марок, вроде ZARA или Bershka, у нас нет. Как альтернатива — городской рынок и частные магазины. Цены такие же, как и в других областях Украины. Может что-то немного дороже, что-то дешевле. В целом, город развивается. Я не знаю, что повлияло, но спустя пять лет заметны перемены в лучшую сторону.

Маша: Продовольствие поставляют с России, бывают ещё белорусские продукты. Некоторые люди ездят за продуктами в Украину. Помню, как в 2015 году мама вернулась из магазина и жаловалась на качество продуктов: всё, что завезли из России, ужасно на вкус. Сейчас новые магазины открываются. Есть луганские, есть по республике.

Игорь: У нас своя новая сеть магазинов «Первый Республиканский Супермаркет», которую в народе по привычке называют «АТБ». Торговые центры и прочие магазины работают в привычном режиме.

С какими стереотипами о вашем регионе вы не согласны?

Катя: Сильно раздражает, когда называют москалями. Все, кто хотели уехать, уже уехали. Сейчас Лисичанск — Украина, и проживают там украинцы. Не нравится также, если говорят что в моём регионе одно быдло. Много воспитанных и культурных людей.

Маша: Люди очень любят преувеличивать свои страдания и переживания. Все запоминают самые страшные и яркие эпизоды. У многих складывается ощущение, что тут до сих пор военные действия и пол города разрушено. Это не так. Всё потихоньку пытаются отстраивать. Тут не пепелище. Жить можно.

Игорь: Не согласен, что на Донбассе живут гопники. Даже если здесь и гопники, то они совсем не тупые. Как Путин недавно сказал: «Донбасс порожняк не гонит». Это близко к истине. При Украине у нас был один из главных научных центров в стране, крупнейшие университеты. Молодёжь здесь достаточно умная.

Как выглядит учебный процесс?

Катя: Всё прекрасно. Я училась в одной из самых лучших школ области. Мы выигрывали кучу наград и призов. Школе доставили много интерактивных досок. В каждом кабинете компьютер, бесплатный Wi-Fi, удобный холл. Большинство учителей действительно любят свою работу и то, чем они занимаются. Их приятно слушать на уроке и выполнять задания. Очень им благодарна.

Маша: На моём факультете много молодых учителей. Эти учителя при всём желании не смогли уехать после магистратуры, вынуждены были остаться и преподавать. Очень много хороших преподавателей уехало. Но это в моём вузе, в других может по-другому. В школе мы сдавали выпускные экзамены, а потом вступительные в институте. Могли выехать и сдать ЕГЭ в Ростовскую область, но это по желанию.

Игорь: Большинство преподавателей из университета остались. Приказ Киева о переезде многие оставили без внимания. У нас много конференций с российскими вузами, международными. Конечно, нет такого как в западных университетах или Высшей школе экономики. При Украине у нас много людей из зарубежных стран училось, большой обмен студентами был. Сейчас уже не так.

Донецк в 2020 году​ Фото Дениса Григорюка

Образование, полученное на Донбассе, считается легитимным?

Катя: Про ЛНР и ДНР я не в курсе. На украинской территории выдаются дипломы украинского образца.

Маша: Проводилась аккредитация, чтобы мой университет подходил под стандарты российских универов. На моём факультете прошли три специальности: китайский, журналистика и лингвистическое обеспечение международных отношений. На этих специальностях российский диплом можно получить сразу, не выезжая и не выдавая много денег.

Именно наш диплом вообще нигде не легитимен. Можно поехать в Россию и там его защитить. Тогда это будет российский диплом.

Игорь: Сейчас высшие учебные заведения республики проходят российскую аккредитацию. Часть уже прошла, часть ещё нет. Скорее всего, наши магистры получат диплом российского образца. Говорят, что это будет ДНРовский диплом, но с буквами и цифрами российской аккредитации. Документ будет признаваться Россией. Но это не значит, что когда ты приедешь, частный предприниматель захочет тебя взять к себе в фирму.

Что можете рассказать по поводу дополнительного образования, секций, курсов и репетиторов?

Катя: Очень много репетиторов. Зачастую это старые учителя, которые вышли на пенсию. Попадаются хорошие, но к ним тяжело записаться. У нас есть несколько художественных школ, есть музыкальная. В плане народных танцев, хочешь — иди. Что-то более современное сильно страдает. В плане секций — всё прекрасно.

Маша: Репетиторов много. С музыкальными и художественными школами ничего не случилось, кружков много.

Игорь: Давай возьмём за аксиому — при Украине было больше. Репетиторство популярно. У нас очень одарённые школьники. Кто хочет обучаться в России — сдают ЕГЭ. Кому мила Украина — сдают ЗНО. В местные университеты принимают с внутренними экзаменами. Очень много секций и кружков. Но с прежними временами сравнивать тяжело.

Чему посвящаете свободное время?

Катя: Очень люблю гулять. Мне нравится общаться, выходить на улицу. Что угодно, лишь бы не сидеть дома — это вгоняет в депрессию.

Маша: Отдыхаю, гуляю с друзьями. Посвящаю время молодости.

Игорь: Наслаждаюсь жизнью. Пытался найти нормальную работу, но с этим не клеилось. Если ты студент заочного отделения, то ещё можно что-то выловить. А вот с очным совмещать проблемно. Занимаюсь саморазвитием: почитываю про политику и экономику. Главное, чтобы не наткнуться на конспирологию.

Есть ли у вас в городе клубы, бары?

Катя: У нас есть всего-лишь два клуба — «Подвал» и «Бардак». Первый ужасно оборудован, там постоянно драки происходят. А во втором есть бар, танцпол и музыка для людей за сорок. Никакого смысла идти в эти клубы я не вижу. Кальянные открываются — для нас хоть какое-то развлечение. Раньше вообще никуда не получалось сходить. В 2018 году у нас открылся кинотеатр с последними новинками кино.

Маша: Куча баров и кальянных. Заведений очень много, и много открывается. С клубами тяжело. Единственный нормальный клуб находится в Луганске на краю города, но я туда не ходила. По рассказам, из-за комендантского часа людей закрывают в помещении на ночь, чтобы они продолжали пить, веселиться и танцевать, не выходя на улицу.

Игорь: Есть два ночных клуба. Это достаточно крупные клубы, которые действовали ещё при Украине. В убыток себе они не работают. Очень много наливаек и кальянных. Постоянно открываются новые кафе.

Какие есть ограничения и меры предосторожности, которых нужно придерживаться?

Катя: Первое время запрещали по полям ходить — тогда ещё не всё разведали. Полиция или военные люди могли в любой момент подойти и обыскать. Действовал комендантский час. В ноябре 2015-го многое отменили. Были времена, когда обстановка накалялась, и думали, что опять что-то начнётся. Тогда комендантский час вводили снова. Сейчас уже всё в порядке.

Маша: Есть комендантский час с 23 до 4 часов. Все ужасно его ненавидят: тебя могут просто словить на улице и увезти, как у нас говорят, «на подвал». Сигареты и алкоголь продают с 21 года. Только у нас такое, даже в ДНР с 18 лет.

Игорь: Действует комендантский час. Официально, передвигаться свободно можно до 23 часов. Не раз я слышал о таких случаях, когда людей останавливали в 22.40 и просили показать документы. Проверка умышленно затягивалась до 23 часов и «нарушителей» забирали в комендатуру.

Лично мне не нравится, как ходит транспорт. Кроме троллейбусов, всё ездит до 21. А как домой добираться?

Как выглядит идеальная тусовка в вашем городе?

Катя: Мы часто ездили отдыхать в Северодонецк. Дорога занимала всего 15 минут. Там и боулинг, и кафе, и квест-комнаты. Но для молодёжи дешевле всё-таки посидеть на хате, в кругу друзей. В нашем городе больше нечем заняться.

Маша: В основном, денег ни у кого нет — студенческая жизнь. Мы собираемся компаниями на квартирах. Есть мой любимый бар «Берлога», где проводят тематические вечера и играют локальные группы. Творческий контингент в городе есть, но реализоваться очень сложно.

Игорь: Мы с друзьями сбиваемся в кучку, не больше десяти человек, сидим и общаемся. Поход в ресторан заканчивается большим счётом, а с друзьями встречаться хочется почаще, так что собираемся у кого-нибудь на квартире.

Знаменитости приезжают?

Катя: Во время выборов летом 2019-го очень много приглашали украинских звёзд. К нам приезжали «Время и стекло», KAZKA, MOZGI. Проблема в том, что у нас негде провести массовые концерты — дом культуры всех не вместит. В летнее время, пока тепло, выстраивают сцену, подключают оборудование и дают представление. У нас даже пенная вечеринка прошла.

Маша: В мае 2019 приезжал Хаски в ДНР. На день города часто кто-то приезжает. Но это малоизвестные или полузабытые артисты. Никто не хочет терять целую страну Украину из-за двух концертов в Луганске.

Игорь: Мне нравится российский писатель Александр Пелевин. Он часто к нам приезжает. Не реже бывают Чичерина, Лесоповал, Рем Дигга. Часто устраивают ралли на мотоциклах и внедорожниках.

​Хаски во время выступления в Донецке Фото Дениса Григорюка

«Ха, а что это за страна такая — ЛНР?»

Почему решили уехать/ остаться в городе?

Катя: А где там учиться? Город развивается, но в плане учёбы очень тяжело. Изначально я собиралась оставаться, но затем планы поменялись. Для меня чем дальше, тем лучше.

Маша: Я хотела уехать ещё после 11 класса, но родители оказались против. Очень трудно уехать сейчас, когда учишься и надо закончить. Но после 25 лет уезжать и работать официантом глупо. С ЛНРовским дипломом на нормальную работу устроиться тяжело. Слышала, как кто-то уехал в Россию с местным дипломом и его приняли. А кто-то говорит, что когда пытался устроиться в России, ему сказали: «Ха, а что это за страна такая — ЛНР?». Но я хочу уехать. Эта атмосфера неопределённости перетекает в застой. И этот застой продлится ещё очень долго.

Игорь: Жизнь — это не только образование или работа. Жизнь — это твои близкие, родные, друзья. Никто никого нигде не ждёт. Не ждут и в родном городе, если там нет близких или друзей. Дом там, где твои близкие. С другой стороны, если я буду работать по своей специальности, то это точно не Донецк. Те знания, которые нам дают, не ровня тому что здесь есть.

Расскажите о своих приоритетах.

Катя: Быть счастливой.

Маша: Разобраться со своей жизнью. Решить, в каком направлении мне надо двигаться.

Игорь: Семья. Образование.

Что для вас молодость?

Катя: Беззаботность, в хорошем смысле этого слова. Когда просто живёшь, кайфуешь.

Маша: Молодость — это когда ты не знаешь, чего хочешь, а все от тебя чего-то требуют.

Игорь: Радость, веселье. Улыбка при встрече с другом, девушкой, близкими.

Как война повлияла на ваше мировоззрение?

Катя: Я стала больше любить жизнь.

Ребёнком я желала никогда не узнать, что такое война. Сама удивляюсь, откуда у маленькой девочки могли взяться такие мысли.

Маша: Я теперь понимаю, что в любой момент может случиться всякое. Нужно быть готовым к неожиданностям. Никто из моих близких, знакомых никогда не ожидал войны. Стоит смириться, что жизнь может поменяться в любой момент по обстоятельствам, которые от тебя не зависят.

Игорь: Кардинально. Думаю, что нет людей, которые скажут иначе.

Какое отношение к войне сейчас?

Катя: Я не хочу такое снова пережить. Самое обидное, что я была ребёнком и всё в памяти отложилось. До сих пор дёргаюсь от резких громких звуков: салютов, грозы или хлопков.

Маша: Самое тяжёлое для меня в войне — неизвестность. Я прекрасно поняла, почему на исторические события много взглядов с разных сторон. Никто просто не знает, что происходит на самом деле. Особенно, если находиться в позиции сидящего на диване обывателя.

Игорь: Война — как мордобой. И то, если морду побили — одна жертва, а на войне — миллионы.

Где родился, там и пригодился. Согласны?

Катя: Нет. Какой смысл сидеть на одном месте без развития? Принести пользу можно где угодно.

Игорь: Нет. Уже не тот век. Можно работать на фрилансе и пригодиться у себя дома. Возможности гораздо шире.

Маша: Нет. У нас есть люди, которые по этой идеологии живут. Они сидят и говорят: «Ребята, кто будет республику поднимать с колен?». А мы говорим: «Не мы её поставили на эти колени».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

{ "author_name": "Nikita Belous", "author_type": "self", "tags": ["\u0443\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u0430","\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0438\u0433\u0430\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0432\u044c\u044e","\u0432\u043e\u0439\u043d\u044b"], "comments": 132, "likes": 10, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 147917, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 13 Mar 2020 13:22:30 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
132 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
55

 Шестой год на востоке Украины продолжается вооружённый конфликт между украинской армией и ополченцами.

все понятно, до свидания

Ответить
0

Как легко нынче обидеть хохла...

Ответить
9

Да уж, нет в хаахловых скрепах потерпения. Чуть что - сразу ныть и обижаться. Им явно слабо с 1999 года по 2036 гордо вставать с колен!

Ответить
–9

Конечно нет, хохлы всегда были нацией предателей.

Ответить
10

Терешкова вчера заявила, что оказывается, среди россиян их не меньше. 

Ответить

Комментарий удален

35

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Сначала действительно были дураки ополченцы, которые даже не подозревали что они в этой игре никто

Ответить
25

Не было никаких дураков ополченцев пока в Славянск, Краматорск, и Донецк не заехали братушки из России 
https://novayagazeta.ru/news/2014/11/20/108018-strelkov-spuskovoy-kryuchok-voyny-nazhal-ya

В очередной раз хотелось бы напомнить

 Спусковой крючок войны все-таки нажал я. Если бы наш отряд не перешел границу, в итоге все бы кончилось, как в Харькове, как в Одессе. Было бы несколько десятков убитых, обожженных, арестованных. И на этом бы кончилось. А практически маховик войны, которая до сих пор идет, запустил наш отряд.

Ответить
7

Кто такой Гиркин-Стрелков хотя бы не нужно напоминать? А то следующий комментарий наверно будет про энтузиаста-реконструктора. 

Ответить
0

Я понимаю что ты все конечно знаешь и все прочитал. Но утверждать что ополченцев не было сначала (дураков ополченцев или ополченцов на зарплате) глупо. Конечно Россия все это действие проплачивает, но я думаю точно нашлось два десятка людей в этих ополчениях, которые действительно думали что Донбасс будет сам себе страна. К сожалению они наверное уже мертвы.

Ответить
6

Мне не необязательно что-то читать, я из города (одного из), в котором все это начиналось 

Сначала был Гиркин и его шайка, а уже потом появилось так называемое ополчение (сепаратисты) 

Если ты имеешь ввиду что до прихода Гиркина были сторонники русского мира из числа местных, готовых взять оружие в руки, то неправильно называть их ополчением (а на самом деле сепаратистами). Сепаратисты были организованы российскими спецслужбами (Гиркин и ко) 

И вот все что тебе нужно знать о настроениях среди жителей Донбасса касательно желания идти и отстаивать независимость Донбасса 

https://www.youtube.com/watch?v=OHNjj36elTg
( И это самое начало войны) 

Ответить

Примитивный

Атлант
0

Сторонников русского мира там было большинство.

Ответить
2

Я говорю о сторонниках русского мира, готовых взять оружие в руки и начать войну. 

Ответить
0

Погоди, а был же на ТЖ текст от чувака из Донбаса. И он там подтверждает как рос наёмников, но при этом говорит и следующее:

 Много парней из моего города взяли в руки оружие и отправились воевать. Многим было по 17-18 лет. Были погибшие. Эти ребята ничего не понимали в больших геополитических играх, они ощущали свой долг защитить дом от «западных захватчиков». 

https://tjournal.ru/stories/120540-zhizn-na-donbasse-vo-vremya-voyny-glazami-odnogo-cheloveka

Ответить
1

Мой город овер 100к населения, среди моих знакомых, и знакомых знакомых нет ни одного человека, кто пошел бы к сепаратистам, зато десяток наберется тех, кто отслужил в украинской армии или смежных структурах. Потому для меня вопрос про большинство последователей русского мира остается открытым. 

Ответить
1

Ну смешной же аргумент. Я такое читал у сталинистов "я опросил всех своих знакомых, у них не было в роду репрессированных, следовательно репрессий не было".

Ответить
1

я не отрицаю наличие местных среди сепаратистов, я говорю об их минимальной роли в этом конфликте

Ответить
0

У меня то же самое. Всего из знакомых знакомых знакомых человек пять пошло, и то потому, что с голода сдохнуть не хотели, а мозгов на что-то большее не хватает. 

Ответить
0

Большинству было похуй, (и тут, конечно, стоит признать, что в лднрии русские живут, с таким-то настроением). 

Ответить

Наивный парфюмер

Примити…
0

ну так мозги промывали, что только выиграют. как там нефтеродица кста на 30 уже сходила?

Ответить
0

Ну да, тут не спорю

Ответить
1

Думали бы они, что Донбасс будет независимым без рос.провокаторов? Да, Донецкий сепаратизм довольно стар, ещё с 90х были идеологи независимости Донбасса, но готовилось всё это российскими спецслужбами

Ответить
0

Российские спецслужбы придумывали кричалки "спасибо жителям Донбасса за президента-пидораса".

Ответить
2

Странно что кричалка на русском языке 

Ответить

Наивный парфюмер

Alexei
0

я думал что придумывают "кто не прыгает тот х*ч"

Ответить
22

Ребёнком я желала никогда не узнать, что такое война

А мы можем повторить 😉😉😉😉😉

Ответить
16

Только начинаю читать статью (живу в Донецке) и сразу охерела. 
"Шестой год на востоке Украины продолжается вооружённый конфликт между украинской армией и ополченцами"
"Помню, как в мае люди шли на референдум с твёрдым убеждением, что Донбасс ждёт сценарий Крыма. Все верили, что свободный Донбасс никому не поставить на колени"
Серьёзно? На тж уже заказные статейки стали постить? 

Ответить
9

Дальнейший бред даже обсуждать не хочется. Это пиздец, а не статья. 

Ответить
3

плюсую, это лютый пиздосище. Россия ведет войну с Украиной 6 лет. И боинг сбила Россия. не ожидал такого позорища от  TJ, интересную сторону поддерживают 

Ответить
2

То же самое, сижу охереваю с "либерального сми", которое толкает пропутинскую повестку. 

Ответить
–6

Интересно, что так плотно статью связали с политикой, а от одного слова "ополченец" горит зад. 
Просто напросто хотелось показать, как война повлияла на мировоззрение молодых ребят. Ключевые слова - война и молодёжь. 
Политику оставьте за бортом. 

Ответить
6

оставьте политику за бортом

статья пронизана откровенной ложью и пропутинским виденьем событий 

Ответить
3

Чувак тут большая часть статьи даже не его текст)

Ответить
15

Катитесь к хуям со своими обдроченцами

Ответить
0

Чего такой злой?

Ответить

Внезапный кран

Dmitriy
1

Не обдрочился еще сегодня.

Ответить
8

Не знал, что слово "ополченцы" такой триггер для комментаторов ТЖ.
А материал любопытный, спасибо.

Ответить
10

Потому что это подмена понятий. Говорить нужно прямо, не ополченцы, а рос.наёмники 

Ответить
–4

Местные жители, которые взяли в руки оружие, - это тоже наёмники?

Ответить
0

Я говорю за большинство. Местных жителей там было меньше всех. И если раньше это скрывали, то сейчас об этом знает каждый 

Ответить
4

Там были и местные жители, и добровольцы из России всех сортов (причём одни ехали за идею, а другие за бабло), и российские войска (чей численный состав колебался, но эпизодами - во время Иловайска, Дебальцево - это число было существенным), и, естественно, технику переправляли через границу. И, что ещё важнее, местное население не встало на сторону Киева, а разделилось между этими сторонами (причём существенная часть населения была и есть за ЛДНР). Поэтому верным будет сказать "гражданская война с элементом внешнего вмешательства". Вы же не лишаете Гражданскую войну в Испании статуса гражданской из-за того, что в неё вмешивались на одной стороне Италия и Германия, а на другой - СССР? Так и здесь.

Ответить
–1

Но гражданскую войну 1942-45 вы ж почему-то называете Великой Отечественной!

Ответить
2

Ну да, в 1942-1945 же шла активная советско-немецкая торговля, страны торговались из-за цен на ресурсы, да-да. 
А вот войну в Испании, где были французские-немецкие-итальянские-советские добровольцы почему-то называют гражданской, а не германо-итальянско-советско-французской интервенцией. Также как и гражданскую войну в Китае. 

Ответить
–1

ЗА ДИДОВ!!!!!!!!!  

Ответить
0

ЗА ХIХЛIВ!!!!! 

Ответить
3

Таких изначально было меньшинство, а потом, как разрушили инфраструктуру, как стало негде работать, уже и местные твари подтянулись. 

Ответить
0

тоже в ахуе

Ответить
11

русский мир

Ответить
–1

Русский мир - это удельные княжества на Руси. А это - мир российский, кремлевский, хубловский.

Ответить
0

Все сильно поменялось

Ответить
10

В 20 х числах мая 2014 года я сидела в офисе на 18 этаже в центре города Донецка и в окошко наблюдала излишне бурную активность в небе. В тот день по новостям как раз стали передавать,что атакуют аэропорт. Забегая вперёд уточню, что потасовки там продолжались аж до января 15 года. Итак подходил рабочий день к концу и мне нужно было отдать заказ на торт к моему дню рождения, я сидела вконтактике и палила мемасики, выбирая один из них для дизайна верхушки торта. Успешно списавшись значит с девулей-главной по тортикам, не спеша отправилась домой, все ещё по спокойным улицам города. И только ближе к вечеру мне пришло сообщение, что пекарню около аэропорта прикрывают и всех эвакуируют из этого района. Так я,ребятки,осталась без торта на свой день рожденья. И было как то грустненько и обидно, скажу я вам др и без торта так себе затея (мне то только модные подавай магазинные для лошков), тут ещё ночью не спалось, так что я не нашла ничего достойного как проветриться и покататься. Лонгборд под мышку и в ночь на 27 мая я накатала около 40 км по пустым улицам города,вслушиваясь в перестрелки где-то далеко. Добралась,как помню,до круглосуточного ларька в другом конце города, купила стаканчик мороженного и только после этого сказала себе что пора домой, в 5 утра то на рассвете ага. Не скажу что раньше меня не посещали мысли о эмиграции, да и пробы переезжать до 14 года уже были,кажется два раза,но не очень успешных,пожалуй именно в ту ночь,поглощая шоколадный пломбир,я подумала что продолжать жить там больше не очень то и хочется

Ответить

Лишенный браслет

Алена
0

Ну а продолжение? Пили лонг

Ответить
2

Та ну не,так не интересно ж,я лучше по крупиночке под разными постами

Ответить

Потребительский дым

Алена
0

Пили лонгборд

Ответить
5

Держи,в Запорожье делали

Ответить

Потребительский

Алена
0

Класс

Ответить

Лишенный браслет

Алена
0

Охуенский

Ответить
0

На самом деле визуально да,но он дико меня раздражал своим звуком,если б продолжала на нем катать то пришлось бы сменить подвески,подшипники что-то ещё. Гремел,скрипел,по-дедовски пердел и на поворотах не сильно устраивал с самого начала. Его то в Донецке и оставила,сменила на круиз крошку

Ответить

Внезапный кран

Алена
0

 поглощая шоколадный пломбир

Ну и дурочка, променяла вкусный натуральный донбасский пломбир на жвачку и джинсы!!!!!11

Ответить
2

Винтер,копчёная скумбрия,зефир в шоколаде и морская капуста останутся в моей памяти навечно

Ответить
8

РФ должна будет выплатить репарации.
+ плюс компенсации родственникам пассажиров Боинга

Ответить
–13

За щеку тебе уже выплатили, проверь пожалуйста

Ответить
2

Проверил, щека уже до 75 за бакс растянулась 

Ответить
0

если нет дених, можем взять российскими детьми на органы

Ответить
1

Свои уже кончились?

Ответить
0

выбирайте высоких и голубоглазых, и с правильной формой черепа, зверьё не подходит

Ответить
0

Намек понял, у вас таких нет

Ответить
0

Долго ждать придётся

Ответить
9

 Шестой год на востоке Украины формально продолжается вооружённый конфликт между украинской армией и ополченцами.

И на этом моменте я иду в комменты

Ответить
7

Спасибо хохлам за каждого закатанного в стекловату добровольца из РФ. Серьёзно, вы делаете нашу Россию чище.

Ответить
4

Ну кстати согласен

Ответить
–3

Спасибо Путину за каждого закатанного в стекловату нацика бандеровца. Серьёзно, вы делаете нашу Украину чище.

Ответить
3

Наконец-то дождался твоего реплая мне 💕💕

Ответить
–1

Это другое. 

Ответить
0

Я прям смотрю всем выгода получилась.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
6

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
3

Может кто знает, идут ли еще боевые действия или же просто стороны заняли позиции и чего-то ждут?

Ответить
11

По линии фронта регулярно идут обстрелы, ежедневно, и практически ежедневно есть погибшие и раненые. 

Крупные города такие как Донецк, Луганск, Горловка и так далее живут спокойно, лишь на окраинах слышны обстрелы с линии фронта

Ответить
1

Спасибо

Ответить
0

А могут люди спокойно уехать из ЛДНР спокойно в Украину/Россию? Или же там нужны пропуски и разрешения?

Ответить
1

На счёт России не знаю, если ты имеешь ввиду границу, то да, нужен пропуск что бы попасть на подконтрольную часть Украины, но сейчас это уже формальность, так как пропуск делается 1 раз на 10 лет +- пару часов очереди

Ответить
–1

Вообще с 2016 там даже мелкие стычки стали редкостью. Так постреливают друг по другу иногда.

Ответить
6

"на востоке Украины"

когда попытался обойти, но сломался на "ополченцах" 

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

2

Вот это было хорошо, от души спасибо автору.

Ответить
4

Можешь в след раз просто заплатить налоги, паренёк всё равно своё получит. 

Ответить
0

Как заплатить налоги в бюджет РФ из другой страны, не подскажешь?

Ответить
2

Гугл в помощь. 

Ответить
0

Русским и украинцам мириться надо и помнить про дружбу
А набежавшей вышевате похуй, как виноваты какие то мифические ватники из России, так и виноваты

Очнитесь на дворе 2020, все устали от войны, а вы выясняете отношения

Всем Джона Леннона в этот тред 

Ответить
4

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

И задонатит тебе на мак.

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

У меня антищекинная защита. 

Ответить

Наивный парфюмер

Alexei
0

обнуляй

Ответить
1

Только после того кау согласишься с употреблением словосочетания "на Украине"

Ответить

Странный якорь

Alexei
1

 задонатит тебе на мак

Ответить
0

это в жало?

Ответить

Странный якорь

ouxen
0

Это в гугле лежит, не знаю

Ответить
0

хочется в мак(

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

monsieur, Je ne mange pas six jours

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Кому вы нахуй нужны там в Донбассе, уже даже петухи с ДНР говорили что их все киданули.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–3

Крым поздно отдавать, это уже вторые Курилы. Горькая правда.

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Курилы всё же менее сакральное значение имеют.

Ответить
2

Смысл в том что там уже инфраструктура и просто так Крым никто не отдаст даже если внезапно либералы придут к власти в РФ.

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–1

Ну если назвать эти остатки со времен СССР, то наверное

Ответить
1

Но они хотя бы постараются как-то избавиться от санкций и конечно же перестанут превращать этот полуостров в гэбнеленд.

Ответить
0

Мечтать можно много о чем, но к сожалению на ближайшие 12 лет ничего не поменяется)

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Слышала, как кто-то уехал в Россию с местным дипломом и его приняли.

Но я хочу уехать. Эта атмосфера неопределённости перетекает в застой. И этот застой продлится ещё очень долго.

А у нас, Маша, застой продлится очень долго с полной определённостью. Так что езжай куда-нибудь в другую сторону.

Ответить
2

Господи, какой хороший тред. Как в молодость окунулся. Где Поцелуев и Тарас?

Ответить
0

Ходят слухи что призрак Тараса бродит по тредам. Регулярно вижу реплаи в его сторону.

Ответить

Лунный каякер

2

Приднестровье-2. Молодежь постепенно свалит, останется дотационное население.

Ответить
–1

То ли дело на остальной территории Украины, молодежь так и осталась развивать страну, а не съебалась в Польшу/Чехию/Словакию/Венгрию (Нет). 

Ответить
0

p.s. от автора:
статья была написана от лица молодёжи с единственной целью - показать, что политика и война сущее дерьмо. 
спасибо за внимание

Ответить

Наивный парфюмер

Nikita
2

 > статья была написана от лица росмолодёжи
кекнул

Ответить
1

Вообще круто такие комменты читать, особенно когда в соседней вкладке открыт вк паблик где русские и украинцы вместе мемят про кино 

Ответить
0

В Украине ВК не работает 3 года

Ответить
3

А в России два не работает телеграм

Ответить
–5

по факту там идёт гражданская война, где ЛДНР поддерживается Россией. в плане российских войск - бесспорно там были и есть разведотряды, проводилась рекогносцировка, есть и были инструктора, российские советники. Ввода российских войск в 2014 году как такового не было, хотя и была повышенная готовность к этому событию. Это рассказываю из первых уст 

Ответить
0

Утром 24-го мне позвонила одноклассница, вся в слезах, и сказала, что в школу не надо идти, потому что взорвали мост при въезде в город.

в школу не надо идти

И я ей ответила: «ты что дура? Чего же ты плачешь?»

Ответить
–2

коротко о том, как сейчас развивается "конфликт"

Ответить

Наивный парфюмер

Привет_от
1

вместе с ним плакала половина маршрутки

Ответить
0

увы, реальная история. Кое-где на границе, когда не стреляют, такая клоака чёрного бизнеса идёт, что закачаешься. Воруется и перепродаётся всё, что есть в армиях и кое-что из граждаского по обе стороны фронта, не-идейные участники действий спокойно ходят туда-сюда работать (лднровцы в украху, укросы в лднр), созваниваясь со знакомыми, и так далее, и тому подобное. Кое-что из самого аццкого воровства пару раз дошло до пороха лично (в начале 2019-ого вроде), и он начал бучу с переназначением ответственных лиц

Ответить
0

Сразу в коменты ушел после пары абзацев. Могли в сша уехать и в ус не дуть

Ответить
0

Многие очень так и сделали. Штаты,Европа,кто-то в Россию,кто-то в крупные/мелкие украинские города. У кого на что ума и смелости хватило, как говориться. Именно мое окружение это как раз Европа,Штаты, немного Канада,немного Зеландия и Киев. Кто-то пересидел годик в Киеве собрал доки,нашёл работу и двинул за границу. Или родственники у кого в России,выходы на трудоустройство и какие-то плюшки те двигали конечно туда.Есть и те что вернулись после того как попробовали на новом месте и не вышло. Этих историй масса и у каждого она своя индивидуальная.

Ответить
0

Молодцы

Ответить
Обсуждаемое
Новости
Путин назвал новую дату парада Победы — 24 июня
Марш «Бессмертного полка» пройдёт 26 июля.
Новости
«Я не могу дышать»: В США вспыхнули протесты после смерти мужчины, которого полицейский душил коленом
Жестокое задержание 46-летнего Джорджа Флойда, чернокожего жителя Миннеаполиса, привело к его смерти - полицейский душил задержанного коленом, сообщает издание AL JAZEERA NEWS. ФБР открыло расследование действий полиции, четверо полицейских были уволены, но сотни протестующих вышли на улицы.
Новости
На месте закрашенного граффити с изображением Бродского в Петербурге стали писать стихи. Их тоже закрасили
История рисунка, посвящённого 80-летию со дня рождения поэта, не заканчивается.
Популярное за три дня
Интернет
Бывшему инженеру NASA надоело, что белки крадут птичью еду — и он построил для них полосу препятствий
Аналог телешоу «Американский ниндзя» на заднем дворе, где орехи получают только самые достойные. Ни одна белка не пострадала.
Истории
Испанец остался один в огромном отеле из-за пандемии. Он следит за зданием и раз в пять дней спускает 1400 кранов
Он спускает воду в закрытом отеле Барселоны, чтобы уберечь будущих гостей от пневмонии.
Новости
На месте закрашенного граффити с изображением Бродского в Петербурге стали писать стихи. Их тоже закрасили
История рисунка, посвящённого 80-летию со дня рождения поэта, не заканчивается.