Истории
Ullysses Ullysses

«Заражение»: как социальный хоррор Содерберга стал предостережением на фоне всеобщей пандемии

Вспоминаем фильм Стивена Содерберга, которому удалось подробно отразить состояние мира в период эпидемиологической катастрофы.

​Кадр из фильма «Заражение»

Порой художественные произведения служат предостережениям к реальным событиям. «Заражение» Стивена Содерберга, выпущенное на экраны в 2011 году — показательный пример такого произведения, которое предугадало процесс распространения COVID-19 — острого вирусного заболевания, начавшего своё шествие в Китае в конце декабря 2019 года и на данный момент унёсшего более 30 тысяч жизней по всему миру.

Паника вокруг коронавирусной инфекции сделала «Заражение» одним из самых скачиваемых фильмов в iTunes (в настоящее время он удерживает 2-е место по количеству загрузок), а также пользуется популярностью в поисковых запросах Google и на сервисе Amazon Prime. Учитывая тяжёлую эпидемиологическую ситуацию в мире и спрос людей на кинофильмы о заражении, фильм Содерберга иронично окрестили «вирусным».

Как утверждает Джои Магидсон из Hollywood News: «фильм превратился из увлекательной поучительной истории в абсолютно ужасающее предупреждение сценариста Скотта Бёрнса и режиссёра Стивена Содерберга — в предупреждение, которое было проигнорировано».

Траектория вируса: летучие мыши и вспышка в Китае

Если в премьерную дату драма Содерберга не снискала особой популярности, то сегодня — момент, когда фильм переживает второе рождение. С этим согласны и в студии Warner Bros, ответственной за выход кинокартины — в декабре прошлого года «Заражение» занимало 270 позицию в каталоге популярности, а к марту 2020 года фильм уступает, разве что, франшизе о Гарри Поттере — главному и самому популярному детищу компании.

В драме Содерберга переплетаются несколько сюжетных линий, разворачивающихся на фоне эпидемии смертельного вируса. По сюжету, вымышленный MEV-1, который сравнивают с шествующим по миру COVID-19, заставляет мобилизоваться эпидемиологов и специалистов из Центра по контролю и профилактике заболеваний. Вирус, смертность которого составляет 20%, в быстрые сроки поражает иммунную систему человека и уносит жизни миллионов людей по всему миру.

Главные герои «Заражения» — доктора и сотрудники Службы санитарно-эпидемиологической разведки, пытаются найти источник возникновения вируса, сдержать его распространение и изолировать заражённых.

Параллельно Содерберг рассказывает и частные истории — добропорядочный семьянин Митч Эмхофф уходит в самоизоляцию из-за распространения смертельной инфекции. MEV-1 поразил его жену —руководительницу отдела маркетинга, вернувшуюся из командировки в Гонконге, а затем и его пасынка. Вторая сюжетная линия — история блогера Алана Крумвида — хитроумного дезинформатора, стремящегося заработать на фоне глобальной информационной истерии. Журналист утверждает, что смог вылечить себя от вируса благодаря гомеопатическому лекарству из растения форзиции.

Содерберг зафиксировал всю траекторию распространения MEV-1. Летучие мыши и птицы находятся в состоянии глубокого стресса из-за вырубки лесов и изменения климата. Лори Гарретт, один из экспертов в области здравоохранения, с которыми консультировался Содерберг и Бёрнс, утверждает: «у летучих мышей высокий уровень вирусов в слюне». Поэтому источником распространения MEV-1 становится летучая мышь: одна из заражённых мышей, испугавшись бульдозера, оседает в свинарнике и роняет кусочек плода, который вскоре съедает свинья.

Вирус циркулирует дальше: эту свинью забирают на убой и затем заражённый продукт готовится поваром, который обращается с мясом без перчаток и никогда не моет руки. После этого шеф-повар встречает и пожимает руку Бет — женщине, отправившейся в гонконгскую командировку. Так Содерберг приходит к истокам, показывая зрителю «нулевого пациента».

Сходство между фильмом и реальными событиями налицо: как предполагают эксперты, вспышка заражения на рынке в Ухане началась после того, как вирус преодолел межвидовой барьер и передался от животного человеку. Главными виновниками распространения COVID-19 учёные считают летучих мышей, которые передали вирус промежуточному животному — панголины считаются одними из наиболее вероятных претендентов на роль посредника, у которых имеются те же виды коронавирусов, что и у летучих мышей.

Вирусологи говорят, что вирус, шествующий в фильме не может вызвать глобальную пандемию в реальном мире. Грипп и Nipah имеют несовместимые геномы, которые неспособны к рекомбинации в природе. Однако способ распространения MEV-1 в «Заражении» выглядит крайне правдоподобно. Скорость, с которой вирус распространяется и переносится на новых носителей установлена с научной и медицинской точностью.

«Это один из самых точных фильмов о вспышках инфекционных заболеваний, который я видел» — говорил доктор Энтони Фаучи, директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний.

Создатели фильма привлекли специалистов для того, чтобы сделать историю максимально реалистичной. Основным консультантом стал доктор Ян Липкин, директор Центра инфекций и иммунологии, который начал работать с кинематографистами в 2008 году. Сам Содерберг провёл несколько дней в американском Центре по контролю и профилактике заболеваний, разговаривая с персоналом и изучая деятельность учёных. Согласно исследованию Scientific American, стремление к научному правдоподобию заставило привлечь Крейга Стрита — аналитика биоинформатики в Колумбии. Он создал модель вируса, которая объединила элементы вируса Nipah от летучих мышей и Rulavirus от свиней.

Иными словами, «Заражение» — почти что медицинский документ, в котором именитые актёры ведут дискуссии, жонглируя научной терминологией и заседая в стерильных конференц-залах и лабораториях.

Информационная пандемия глазами Содерберга

Содерберг не только наполнил фильм научным правдоподобием, но и выступил как заядлый социальный критик. «Заражение» — это в том числе картина о поражении болезнями всех эшелонов власти. Заинтересованные лица манипулируют общественной паникой, используя весь арсенал современных технологий — эти технологии используются для усиления массовой истерии посредством слухов и дезинформации.

Неспроста Всемирная Организация Здравоохранения, реагируя на общественную ситуацию с распространением коронавируса, выпустила список рекомендаций, чтобы поддержать психологическое благополучие граждан. Это заставляет вспомнить недавние новости о мошенниках, которые на фоне эпидемии находят способы спекулировать и продавать фейковые препараты от коронавируса.

Как рыба гниёт с головы, так и «Заражение» показывает некомпетентность и злые умыслы правительственных чиновников — попытка предотвратить экономическую катастрофу и собственная безопасность волнует их куда больше, нежели благосостояние населения. В фильме государственными структурами предприняты попытки минимизировать знания о смертельной эпидемии, чтобы смягчить общественную панику.

Аналогичная ситуация разворачивается сегодня, когда распространяются обвинения в адрес китайских чиновников, которые, по мнению граждан, знали, что коронавирус передаётся от человека к человеку, но сообщили об этом гораздо позже. Нечто похожее происходит и в Иране, где критики властей полагают, что правительство страны занижает масштабы распространения COVID-19.

Джонатан Райт с портала We Got This Covered очень точно характеризует фильм: «особенность этого кинематографического сюжета в том, как он исследует различные практические и психологические эффекты глобальной эпидемии, которая оказалась довольно похожа на многие последствия недавней вспышки». «Цель создателей «Заражения» заключалась в том, чтобы попытаться показать людям точную картину в надежде на мобилизацию лидеров», — рассказывает Лори Гарретт.

Документальный реализм, крупные планы и электронная музыка

Содерберга отличает тактильная режиссура — его болезненные триллеры осязаемы и максимально приближены к реальности. «Заражение» в этом смысле — безусловный фаворит. Вооружившись цифровой камерой и отказавшись от студийных съёмок, режиссёр решил снимать фильм в тех местах, где будут находиться его персонажи.

На протяжении повествования Содерберг усиливает напряжение, заставляя зрителя чувствовать всеобщую атмосферу тревоги и паники. Эффект достигается минимальными средствами, включающими в себя электронный саундтрек Клиффа Мартинеса и изобилие крупных планов. Содерберг показывает передачу вируса через фомиты — предметы, которые содержат в себе патогенные микроорганизмы.

Режиссёр акцентирует внимание на крупных планах с банковскими картами, фишками казино, телефонами, арахисом в баре аэропорта, поручнями в общественном транспорте — каждый предмет визуально наполняется и становится носителем угрозы.

По меткому замечанию Абби Берштейн из журнала Assignment X, «Бёрнс и Содерберг сняли фильм, который работает как любопытный гибрид специального репортажа CNN и фильма о зомби». Большая заслуга принадлежит Клиффу Мартинесу — композитору, с которым Содерберг уже работал над «Солярисом» в 2002 году. Мартинес включил оркестровые элементы и соединил их с преимущественно электронными звуками, сделав аудиоряд ритмичным и энергичным.

Это фильм, в котором важно каждое прикосновение, каждое взаимодействие от любого из персонажей — Содерберг показывает эпидемию как эффект домино, тем самым, высказываясь о всеобщей взаимосвязи элементов и событий в окружающем мире. Это не только научная-фантастика или хоррор, но и виртуозный детектив — в этом можно убедиться, обратив внимание на реверсивную драматургию фильма, призванную объяснить причину распространения эпидемии.

«Заражение» отказывается от эмоционального и драматического накала, сосредотачиваясь на болезненной атмосфере — общемировая паника и человеческие потери составляют значительную часть хронометража. Пожалуй, одно из главных преимуществ фильма в том, что он демонстрирует свою рассудительность, не скатываясь в пошлую голливудскую драму, которая нацелена на то, чтобы манипулировать чувствами зрителя. Как пишет Мартин Цая из Critic's Notebook: «это вызывающий ипохондрию триллер, который заставит вас держаться подальше от перил, направиться к ближайшей аптеке и запастись хирургическими масками, латексными перчатками и дезинфицирующим средством для рук».

Если посмотреть на состояние мира в текущий момент, то можно сделать закономерный вывод: «Заражение» — произведение актуальное и необходимое в ситуации чрезвычайной угрозы, когда с каждым днём поступает всё больше тревожных новостей об инфицировании коронавирусом. Фильм Содерберга подводит к мысли о том, что людям следует быть более осторожными с гигиеной и предлагает поразмышлять — как локальная вспышка может превратиться в эпидемию в условиях современного густонаселённого мира.

Окружающая обстановка не только спровоцировала рост популярности фильма, но и побудила актёрский состав «Заражения»: Мэтта Дэймона, Кейт Уинслет, Лоуренса Фишбёрна и Дженнифер Эль дать людям несколько полезных рекомендаций на время пандемии.

Около 40% людей, госпитализированных во время пандемии были в возрасте старше 55 лет. Если вы знаете кого-либо старше 55, то можете в буквальном смысле спасти их жизни. Просто держитесь подальше друг от друга. Вы можете просто сидеть на диване и смотреть телевизор и в то же время спасать жизни.

Мэтт Деймон

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#кино #лонгриды #лигаавторов #коронавирус #covid19