Истории
Leonid Pasternak

«Картель солнц»: США обвинили Мадуро в связях с наркобизнесом. Какими доказательствами они обладают, и что за этим стоит

Замешан ли венесуэльский президент в связях с наркобаронами, и причём здесь колумбийская мафия.

Фото AP

26 марта Министерство юстиции США обвинило президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его ближайшее окружение в наркотерроризме и коррупции. Американские власти объявили награду в 15 миллионов долларов за информацию, которая приведёт к аресту венесуэльского лидера. Мадуро неоднократно обвинялся западными СМИ в сотрудничестве с наркомафией Латинской Америки. Американские и европейские издания сообщали о возможных связях Мадуро с наркотерроричестическим «Картелем солнц», который, по данным Минюста США, занимается перевозкой кокаина в Северную Америку.

В апреле 2019 года американский телеканал CNN предположил, что коррупированность венесуэльских чиновников и лично Мадуро позволила наркобаронам из «Картеля солнц» выстроить «кокаиновую магистраль» в США через Колумбию, Гондурас и Мексику. При этом, по данным британской газеты The Telegraph, в организации «магистрали» также участвовало высшее военное руководство Венесуэлы. Согласно опубликованному в 2018 году расследованию InSight Crime, венесуэльский лидер создал режим, при котором наркотрафик подчинён государственным структурам и полностью контролируется властями страны.

Наркоторговля, криптовалюта и армия

Венесуэльских военных связывают с наркобизнесом с 1990-х годов. По данным ЦРУ, два высокопоставленных генерала армии Венесуэлы — Рамон Давиле и Орландо Вильегас — при помощи Национальной гвардии в 1990 году организовали программу перевозки наркотиков в США. В результате в Майми перевезли не менее тонны кокаина. В начале 2000-х годов при президенте Уго Чавесе, предшественнике Мадуро, наркобизнес укрепил позиции.

При Мадуро, по данным ООН, около 51% наркотрафика в Европе идёт из Венесуэлы. Более того, Венесуэла находится на пятом месте в мире по экспорту кокаина. «Наркоторговлей занимается огромное число госслужащих, многие из которых всё ещё несут службу в армии. Иностранные разведслужбы всё пристальнее следят за ситуацией», — утверждает экс-глава Национального управления Венесуэлы по борьбе с наркотиками Милдред Камеро.

С середины 1990-х годов ключевое место на рынке наркоторговли Латинской Америки занимает «Картель солнц». ЦРУ считают Мадуро одним из лидеров группировки с 1999 года. Картель использовал быстроходные суда для перевозки кокаина из Колумбии в порт венесуэльского штата Апуре. Кроме того, наркоторговцы при помощи вертолётов переправляли «товар» с «тайных взлётно-посадочных полос», «сделанных из грязи или травы».

Согласно информации Госдепа, в 2010 году воздушное пространство Гондураса 75 раз незаконно нарушалось несанкционированными рейсами из Венесуэлы, о которых знал Мадуро. Таким образом образовался «кокаиновый мост» между Южной и Северной Америкой. В 2017 году США назвали близкого к венесуэльскому президенту военного начальника Нестора Револа одним из ключевых организаторов картеля. По данным американской разведки, через военных «венесуэльские власти контролировали наркотрафик напрямую».

Николас Мадуро с министром обороны Венесуэлы Владимиром Падрино Лопесом (справа) Фото Reuters

В 2011 году один из крупнейших наркоторговцев Венесуэлы Валид Маклед, находясь под следствием в Колумбии, заявил, что генерал Уго Карвахаль занимался покупкой оружия у колумбийских повстанцев в обмен на наркотики. Согласно показаниям Макледа, Карвахаль — коррумпированный военный. «Я давал 200 миллионов боливаров [от продажи наркотиков] в неделю, 100 миллионов из которых шли генералу Уго Карвахалю», — утверждает наркоторговец. По данным минюста США, генерал Карвахаль участвовал в контрабанде наркотиков в составе преступной группировки во главе с Мадуро.

Имя Карвахаля фигурирует и в деле Air France. В 2013 году самолёт французской авиакомпании, выполнявший рейс из Каракаса, приземлился в Париже с 1,3 тонны кокаина. В перевозке наркотиков обвинили брата Карвахаля, который занимал пост главы службы безопасности аэропорта Каракаса. Более того, тогда же одного из помощников генерала Александра де Ногаля уличили в наркоторговле. В апреле 2019 года самого Карвахаля задержали в Испании, где он скрывался после разлада с Мадуро, по делу о контрабанде кокаина.

Канадские спецслужбы предупредили Николаса Мадуро насчёт Карвахаля и Air France за несколько дней до операции. Президент назначил генерала на пост консула в Арубе, чтобы мягко отвести его в тень, однако с дипломатической неприкосновенностью возникли трудности.

Мидлрер Камеро

По мнению адвоката и специалиста по методам отмывания денег Алехандро Реболледо, при президенте Мадуро «государство не проявляет интереса к проблеме наркотиков и выделяет на её решение небольшие средства. За последние годы Венесуэла превратилась в рай для наркоторговцев».

Кроме того, Мадуро лишил полицейских возможности расследовать наркотические преступления в пользу войск Национальной гвардии. По словам представителя Коалиции оппозиционных партий Венесуэлы Луиса Искьеля, «военные армии и Национальной гвардии постепенно подмяли под себя наркоторговлю в Венесуэле и сделали её своей монополией».

По данным некоммерческого расследовательского фонда InSight Crime, более 100 официальных лиц Венесуэлы замешаны в наркоторговле. Среди них — главы муниципалитетов, губернаторы штатов, министры, члены парламента, судьи, военные, несколько вице-президентов, постоянный представитель в ООН, племянники жены Мадуро, а также первая леди Венесуэлы.

В марте 2020 года Минюст США обвинил Мадуро в создании криптовалюты для сокрытия преступной деятельности наркокартелей. По данным американских властей, венесуэльский президент лично вёл переговоры о поставках кокаина в другие страны, а также координировал наркотрафик в Латинской Америке при помощи криптовалютных махинаций.

«Секретное оружие против США»

В 2018 году Центр по исследованию коррупции и организованной преступности выпустил расследование о связях Мадуро с наркокартелями. Согласно данным международной группы журналистов, должностные лица Венесуэлы напрямую задействованы в кокаиновых сделках. «Вместо того чтобы убрать из политики обвиняемых в торговле наркотиками, Мадуро назначает их на самые высокие посты, видимо, рассчитывая, что, если его режим рухнет, они потеряют больше всех и потому будут самым отчаянным образом бороться за его сохранение», — утверждают авторы расследования.

В 2017 году Мадуро назначил вице-президентом находящегося под следствием Верховного суда США Тарека Эль-Айссами. Американские власти обвиняют последнего в связях с наркобаронами Колумбии. Однако Мадуро публично назвал Эль-Айссами человеком, который будет вести «борьбу против криминалитета, террористов и ультраправых, а также борьбу за чистоту рядов национальной и региональной полиции».

Наша жизнь была борьбой за интересы общества, моя жизнь была ежедневной борьбой народного и рабочего движения.

Николас Мадуро

The New York Times утверждает, что Эль-Айссами намеренно «блокирует конкурентов» по наркобизнесу, которые «рассматриваются левым правительством [Мадуро] как предатели» Венесуэлы. Также вице-президент связан с криминальными структурами Каракаса, которые в 2011 году во время тюремных бунтов получили больше влияния и защиту со стороны правоохранительных органов в обмен на урегулирование ситуации в колониях.

Согласно материалам издания El Nuevo Herald, Эль-Айссами может быть связан с наркобаронами из штата Арагуа. По данным газеты, в 2015 году вице-президент стал соучастником дела о сбыте кокаина. Вместе с Эль-Айссами в деле также замешаны и родственники Мадуро. В 2016 году суд Нью-Йорка признал Эль-Айссами и племянников первой леди Венесуэлы виновными в торговле наркотиками в США.

Тарек Эль-Айссами (слева) и Николас Мадуро  Фото AFP

По мнению экс-главы Национального управления Венесуэлы по борьбе с наркотиками Милдред Камеро, «режим закрывает глаза на действия некоторых своих членов, в том числе генералов и губернаторов, потому что ему так удобно». Камеро классифицирует политический режим при Мадуро как «наркорежим» с большим влиянием военных и наркобаронов.

Более того, согласно заявлениям министра юстиции США Уилльяма Барра, Мадуро установил партнёрские отношения с колумбийской экстремистской группировкой FARC, которая торгует кокаином. Президент Венесуэлы позволяет членам FARC беспрепятственно находиться в стране и заниматься контрабандой наркотиков. По сведениям Барра, Мадуро «использовал кокаин [FARC] в качестве оружия» для того, чтобы «подорвать благополучие» США.

Революционные вооружённые силы — Армия народа FARC действует в Колумбии с 1964 года. Основными идеологами группировки выступают сторонники марксизма-ленинизма и ультралевого социализма. В середине 2000-х годов Госдеп США и Евросоюз признали организацию террористической. Позже аналогичное решение приняли правительства Колумбии, Канады, Чили и Новой Зеландии. В 2019 году самопровозглашённый президент Венесуэлы Хуан Гуйадо назвал FARC организаторами терактов в Латинской Америке.

Мадуро считает, что группировка FARC борется за идеи социализма и марксизма в Колумбии. Президент Венесуэлы поддерживает своих идеологических союзников и считает, что члены FARC противостоят действующему правительству Колумбии и защищают права рабочего класса.

Вашингтон не признаёт Мадуро президентом Венесуэлы с 23 января 2019 года. Американские власти настаивают на легитимности самопровозглашённого лидера страны Гуйадо. Однако Гуйадо также обвинялся в связях с колумбийскими наркобаронами. По данным МВД Венесуэлы, самопровозглашённый президент неоднократно «выезжал» в Колумбию для встреч с местной мафией.

Охотники за головами

29 марта французское издание Le Figaro обратило внимание на усиление противостояния между Мадуро и США на фоне распространения пандемии коронавируса COVID-19. Распространение инфекции «не уменьшило напряжённости» между Вашингтоном и Каракасом, а, напротив, привело к эскалации конфликта. В период пандемии часть кокаина, производимого в Колумбии, по-прежнему может «уходить из Венесуэлы», пишет издание.

Управление по борьбе с наркотиками США утверждает, что Мадуро и несколько его соратников замешаны в «наркотерроризме, коррупции, наркоторговле», а также «криминальных связях» с мафией. Кроме того, по сведениям Полевого отдела Майами, венесуэльские власти «используют американскую банковскую систему для перемещения своих незаконных доходов из Южной Америки».

Сотрудники Управления по борьбе с наркотиками США  Фото Шейна Хамана

Американские власти считают, что Мадуро стремился «наводнить США кокаином» через страны Центральной Америки, чтобы «подорвать» здоровье простых граждан. В этом Вашингтон увидел угрозу национальной безопасности. Согласно обвинительному заключению, президенту Венесуэлы за пределами страны грозит от 30 лет лишения свободы до «максимально пожизненного наказания».

26 марта американские власти предложили 15 миллионов долларов за голову венесуэльского лидера. США добиваются ареста Мадуро и экстрадиции политика на территорию Соединённых Штатов. «Режим Мадуро выдаёт разрешение колумбийским самолётам с наркотиками следовать в венесуэльском воздушном пространстве и производить кокаин на своей территории», — уверены в Вашингтоне.

Однако, скорее всего, арест Мадуро и его администрации невозможен в нынешних реалиях. Единственный способ для американских спецслужб провести операцию задержания высокопоставленных лиц — зарубежные поездки венесуэльского президента. А сам Мадуро вряд ли покинет страну на фоне кризиса двоевластия и риска потерять влияние.

Каракас периодически предоставляет данные о борьбе с наркотрафиком. 4 марта венесуэльские военные заявили, что «боливарианский щит командования вооружённых сил с помощью ПВО обнаружил воздушное судно, пытающееся использовать наше воздушное пространство для транспортировки колумбийских наркотиков, и перехватил его, применив соответствующий протокол».

По словам Мадуро, Венесуэла «удерживает рекорд по борьбе с незаконным оборотом наркотиков уже 15 лет». Президент Венесуэлы отрицает связь с наркобаронами. Он называет доводы Минюста США «ложными», которые говорят об отчаянии Вашингтона и провале планов по организации госпереворота в его стране.

Но по мнению американских властей, в реальности Венесуэла поддерживает производителей наркотиков, а также помогает распространителям доставить «товар» «покупателям». Борьба против наркобаронов носит лишь декоративный характер. В то время как вице-президент Венесуэлы Эль-Айссами под патронажем Мадуро фактически «содействует поставкам наркотиков» зарубеж, «включая контроль над самолётами, вылетающими с венесуэльских авиабаз» в Каракасе и других городах, а также контролирует «поставки наркотиков весом более 1000 килограмм».

Режим Мадуро погряз в коррупции и преступных деяниях. Пока народ Венесуэлы страдает, эта клика набивает свои карманы полученными от коррупционных сделок деньгами. И этому должен прийти конец.

Уильям Барр

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Блок special_button недоступен

#коррупция #венесуэла #сша #наркоторговцы #лонгриды #лигаавторов