Истории
Павел Шейнин

От демократии к патриотизму: как менялись обращения президента перед парадами Победы

Забвение союзников, отказ от упоминания СНГ и рождение «новой религии».

9 мая 2014 года Фото AP

Обращения президента перед парадами на Красной площади довольно сильно изменились за 20 лет. По одним только речам на 9 мая (в этом году — на 24 июня) можно проследить, как происходил поворот от демократической риторики к консервативной, подъём изоляционистских и милитаристских настроений, сакрализация Великой Отечественной войны.

В 2020 году ситуация с парадом уникальная: он назначен прямо перед голосованием по поправкам в Конституцию. Усилия власти направлены на укрепление имиджа «сильного президента»: открывается храм Вооружённых сил, выходит статья Владимира Путина о Второй мировой. «Парад — это соломинка, за которую хватается падающий рейтинг Путина», — написал политолог Дмитрий Орешкин. В этой связи интересно вспомнить, какие акценты делались в речах 2000-х годов, и насколько они были более миролюбивыми.

В мае на TJ выходил материал об общих тенденциях в праздновании Дня Победы — здесь я предлагаю сосредоточиться только на обращениях. Все стенограммы взяты с официального сайта Кремля и собраны в отдельной папке на Гугл-диске.

Кто выиграл войну

Главное в эволюции обращений на 9 мая — попытка подчеркнуть роль СССР и преуменьшить вклад союзников. Начало Второй мировой в речах Путина и Медведева не упоминалась ни разу, окончание — почти всегда. Формулировка «Советский Союз определил/решил исход Второй мировой войны» в разных вариациях встречалась восемь раз, начиная с 2004 года. В 2003-м президент косвенно оправдывал пакт Молотова-Риббентропа («осознание тотальной угрозы фашизма пришло не сразу»), но груз вины тут же перекладывался на другие страны («выжидание и бездействие международного сообщества позволили нацистам вести себя агрессивно и нагло»).

Владимир Путин и Борис Ельцин на параде 9 мая 2000 года Фото AP

В начале правления Владимира Путина слова «антигитлеровская коалиция» и «союзники» ещё имели вес. О том, что это была именно мировая война, вспоминали в присутствии иностранных гостей на юбилеи Победы (2005, 2010, 2015 годы), в остальное время всё чаще умалчивали. Помимо юбилеев, «коалицию» благодарили в 2002, 2004, 2007, 2012 и 2018 годах. «Союзники» последний раз фигурировали в речи 2015 года, хотя в нулевых упоминались в пяти обращениях. Соединённые Штаты появлялись в 2005 и 2015 годах, Великобритания ни разу.

Ушли на второй план и бывшие республики Советского Союза. Если судить по буквальному содержанию стенограмм, участие стран СНГ в войне закончилось в 2010 году. В начале века Содружество ещё стояло на повестке, поэтому во время парадов о нём вспоминали почти всегда (2000, 2001, 2003-2005, 2007-2010 годы). Позже аббревиатуру СНГ убрали в долгий ящик. В дальнейших речах встречались упоминания «многонационального народа России» (2013), но ощущение осаждённой крепости усиливалось.

С 2000 по 2002 годы роль Советского Союза не особо выпячивалась. Хотя были слова о «решающем вкладе», формулировки, в основном, использовались обтекаемые: «Наш народ отдал победе всё» (2000). Или: «Слава солдатам той войны, создавшим прочное основание для будущих мирных побед» (2000). Подчеркивалось, что победа была достигнута всем миром.

Но затем роль СССР выросла на глазах. В 2003-м появилась фраза про врага, который был «сломлен здесь – на нашей с вами земле». Почти каждый следующий год прибавлял к этой картине новый штрих. 2004: «Именно наша страна, наша армия нанесла нацизму решающий сокрушительный удар, повергла его в прах, предопределила исход Второй мировой войны». 2005: «...Решающие события, определившие и драму, и исход этой бесчеловечной войны, разворачивались на территории Советского Союза». 2006: «...Этот общенародный подвиг решил исход всей Второй мировой, принёс освобождение не только нашей стране, но и миру».

Парад 9 мая 2008 года Фото «Известий»

Постепенно 9 мая 1945 года возвысилось до исторической вехи — самой важной даты двадцатого века. 2008: «Благодаря вам [ветеранам] 9 мая навсегда останется днём освобождения нашего народа, днём, с которого начался новый период мировой истории». Согласно этому взгляду, советские солдаты освободили не только Россию и Европу, но и всю планету. 2012: «Именно наша страна... определила сам исход той войны, сокрушила врага и принесла освобождение народам всего мира». 2016: «Именно советский народ принёс свободу другим народам». 2018: «Все страны, все народы понимали тогда, что именно Советский Союз определил исход Второй мировой войны». 2019: «[Наш народ] стал надеждой, оплотом для всего человечества».

Чем активнее власть внедряла в головы мысль о добром Советском Союзе, не имеющем отношения к развязыванию Второй мировой, тем чаще говорила о «правде истории» и осуждала попытки её «искажения». В 2007-м, после скандала с переносом монумента «Бронзовый солдат» в Таллине, Путин обрушился на тех, кто «оскверняет памятники героям войны». В 2018-м президент выдал тираду о неких безличных силах, которые пытаются «предать забвению подлинных героев, подделать, переписать, переврать саму историю». В том же году Министерство культуры запретило прокат в России фильма «Смерть Сталина».

Сакрализация Победы

В официальной историографии 9 мая 1945 года постепенно приобрело мифологический размах. В этот день весь мир мог погибнуть, но был спасён. В 2005-м президент назвал 9 мая «днём победы добра над злом» и «днём спасения мира». В юбилеи пафос накалялся. В 2015-м прозвучало: «Именно наши отцы и деды смогли одолеть, сокрушить и уничтожить эту тёмную силу». В 2020-м на акции памяти у Вечного огня Путин сказал: «Наши ветераны сражались за жизнь – против смерти».

Акция памяти 9 мая 2020 года Фото kremlin.ru

Вокруг Победы вырос ореол святости. В 2000-м ещё использовалось выражение «святой долг», которое не вызывало религиозных ассоциаций. В 2001-2002 годах про святость не говорилось, но в 2003-м День Победы был назван «священным праздником», в 2004-м и 2005-м — «священной датой». В последующие годы можно было встретить выражения «святое братство», «священная правда», «священный подвиг».

В 2008 году, когда на Красную площадь впервые выехала тяжёлая военная техника, Дмитрий Медведев назвал 9 мая «самым священным» праздником. В 2019 году в речи уже попадалось три слова с тем же корнем: «святой долг», «свято чтить», «священная память». Часто подчёркивалась связь между «святостью» и «нацией», вплоть до странной фразы 2016 года о «священном родстве России и её народа» (это всё равно что говорить о «родстве воды и её капель»).

Мессианская тема занимала всё более важное место. Адресатам обращений намекали, что Советский Солдат – это Спаситель. Он готов «на любую жертву ради своей Родины» (2015). Он прошёл «жертвенный путь нечеловеческих испытаний» (2019). К ветеранам и их подвигу подбирались религиозные метафоры: «духовный маяк» (2003), «набат, утверждающий жизнь без войны» (2013). Участники войны задали «высочайшую нравственную планку» (2011). «Кто, если не Советский Солдат?» — как бы спрашивали у зрителя, смотревшего парад.

Парад 9 мая 2008 года Фото UPI

Религиозная образность сочеталась с языческим культом предков. Отсюда преклонение перед «дедами» и перечисление родственников, в последние годы ставшее традиционным перед минутой молчания. Также пускался в ход былинный лексикон: «ратники» (2000), «ратная слава» (2006), «несгибаемая твердыня» (2019). От ветеранов исходили «клятва и наказ» (2019), они пережили «лихолетье» (2000, 2002, 2014) и «не посрамили свою землю» (2003).

Чтобы подвиг был поистине мессианским, необходимо демонизировать врага. Российская пропаганда (как до неё советская) не жалела красок для изображения нацизма в самых мрачных тонах. В 1941-45 годах мир стоял «на краю необратимой пропасти» (2005). По Европе прокатилось «кровавое колесо» (2017) и пронёсся «огненный смерч» (2005). Один из самых ходовых штампов — «пекло» войны (2003, 2016, 2018, 2019) — уподобляло поля сражений христианскому аду.

Нацизм — не столько идеология или историческая реалия, сколько мрачная стихия, «коричневая чума» (2001), «страшная и циничная сила» (2012). На стороне нацизма — «полчища» (2003), «варвары» (2012, 2017, 2018), творящие «изуверства и бесчинства» (2016). Враг больше похож на зверя, чем на человека, поэтому его добивают в его собственном «логове».

Новая синкретическая религия

Весной 2020 года, когда появились фотографии из храма Вооружённых сил, возобновились разговоры о культе Победы как новой религии. Социолог Игорь Эйдман тогда написал: «В некоторых странах Африки и Латинской Америки распространены синкретические религии, совмещающие христианство и местные языческие культы. В путинской России сформировалась и была утверждена в качестве государственной подобная синкретическая религия на базе синтеза традиционного казённого православия и неоязыческого культа Победы. Причём языческая составляющая в ней очевидно доминирует».

Открытие храма Вооружённых сил Фото сайта Минобороны РФ

Обращения президента перед парадами на Красной площади представляют собой пример именно такого нагромождения «символов» или «больших слов». В одной фразе могут объединиться Победа, святость, верность Родине, преданность истории и единство народа. В 2013 году президент заявил: «Победа в мае 45‑го — это набат, утверждающий жизнь без войны, это святой символ верности Родине, которая живёт в каждом из нас, символ единства многонационального народа России, его безграничной преданности своим корням и своей истории». А через несколько месяцев принял законы о запрете пропаганды гомосексуализма, защите чувств верующих и уголовном наказании за «призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности России».

В 2018 году профессор МГУ, культуролог Елена Волкова описала «Пасхальный календарь Победы», в котором для событий 1941-1945 годов нашлись параллели в Библии.

Миф о советской армии как воинстве Христовом, победившем фашистскую армию Сатаны, появился весной 1945 года, когда Пасха пришлась на 6 мая — день великомученика Георгия Победоносца.

Елена Волкова

Волкова отметила, что «милитаризация православия» набирала силу с середины 90-х годов и продолжается по сей день. Сравнение Пасхи с Победой закрепилось в официальной риторике. В патриотической среде широко разошлись мифы о верующих военачальниках и самолётах с иконами. Конфликт в Сирии получил трактовку как религиозная война, защищающая «колыбель христианства». В 2007 году Путин назвал РПЦ ядерным щитом России. Во время парадов подобное «кирзовое православие», как это назвал журналист Павел Лобков, проявляется особенно ярко.

Добрый двойник

Перечитывая стенограммы обращений на Красной площади, трудно отделаться от ощущения, что вместо Владимира Путина перед публикой в начале тысячелетия выступал его брат-близнец или добрый двойник (если использовать популярный мем). В 2000, 2005 и 2006 годах перед парадами звучало слово «демократия». Президент говорил о добрососедстве, об уважении к другим, о международном сотрудничестве. Осуждал «ксенофобию» (2006), «идеологию конфронтации» и «претензии на мировую исключительность» (2007).

Владимир Путин в поезде МЦК в 2019 году Фото РИА «Новости»

Предостережения из речей нулевых годов можно прочитать как краткую историю следующего десятилетия. В 2001-м Путин призвал исключить «расползание локальных конфликтов». В 2005-м отстаивал «культуру взаимоотношений, не допускающую повторения ни „холодных“, ни „горячих“ войн». В 2008-м Дмитрий Медведев советовал серьёзно отнестись «к намерениям вторгаться в дела других государств, а тем более – к попыткам пересмотра границ». В настоящее время, когда происходят массовые мероприятия посреди глобальной пандемии, удивительно перечитывать слова о «безответственных амбициях», которые берут верх «над интересами миллионов людей» (2008).

Замена доброго двойника злым сопровождалась вспышкой «патриотизма». В обращениях нулевых это слово появлялось только однажды, в 2008-м у Медведева. Однако с 2012-го по 2015-й Владимир Путин не забывал его ни разу, в том числе в виде словосочетания «всепобеждающая сила патриотизма».

Как отбить патриотическую оскомину

В 2018 году запрещённый в России ресурс «Грани.ру» и фонд «Свободная Россия» запустили сайт «Победобесие». Авторы перечислили международные и российские скандалы 2005-2018 годов на почве разных трактовок Второй мировой. Помимо хроники, собраны мифы о войне и цитаты из телевизионных программ.

Есть и более доступный источник для подзарядки здравым смыслом. Каждый год в своём «Живом Журнале» Артемий Лебедев повторяет серию скептических постов о Дне Победы. Конечно, в этих текстах много эпатажа и хлёстких насмешек: Великая Отечественная — «священная заноза», ура-патриоты — «секта Свидетелей 9 мая». Но в них же встречается самая простая формула, которая может послужить своеобразным щитом от пропаганды и пафоса, разливающегося над Красной площадью каждое 9 мая (а в этом году 24 июня): «Есть две войны — государственная и человеческая. Очень важно их не путать».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#война #политика #россия #9мая #путин #мнения #лонгриды #лигаавторов