Истории
Игорь Николаев

«Цви Мигдаль»: история еврейских иммигрантов, построивших в Аргентине бизнес-империю на проституции

В качестве «товара» используя еврейских девушек, обманом вывезенных из Европы.

Открытка начала 20 века, изображающая сцену в борделе Фото somsinsieme.org

Во второй половине 19 века экзотический и динамично развивающийся Новый Свет манил к себе гостей. Туда в поисках лучшей доли ехали как приличные люди, так и отъявленные авантюристы. Для евреев, которые традиционно чувствовали себя неуютно в Европе, Америка (как Северная, так и Южная) и вовсе стала чуть ли не Землёй Обетованной.

Впрочем, для многих женщин-евреек опыт пребывания в Латинской Америке оказался ужасным. Вместо достойной жизни они постоянно терпели унижение и страх. На этих двух чувствах и зиждилась могущественная еврейская преступная организация «Цви Мигдаль».

Становление банды

В середине 19 века Аргентина переживала одну из лучших эпох в своей истории. Страна добилась внушительных успехов в сельском хозяйстве и продавала зерно за границу. На рубеже веков Аргентина обошла Австралию и Канаду не только по численности населения, но и по ВВП, в том числе и на душу населения. Перед Первой Мировой войной латиноамериканская страна находилась на 10-м месте в мире по ВВП на душу населения. При этом значительную часть экономики государства контролировали различные криминальные группировки.

Буэнос-Айрес в 1890 году Фото из национального архива Аргентины

Тогда же в Аргентину потянулись мигранты из менее благополучных стран, большинство из которых старалось попасть в столицу страны, Буэнос-Айрес. Среди них немало евреев: в 1895 году в стране проживало шесть тысяч представителей этой национальности, а к 1914 году их численность возросла до 117 тысяч. Местные евреи даже основали в Буэнос-Айресе ортодоксальную иудейскую общину и выпускали собственную газету Mundo Israelita.

В те годы в Аргентине проституция не считалась преступлением, а сфера активно пользовалась спросом со стороны приезжих, в том числе евреев. Этой ситуацией решили воспользоваться будущие основатели сутенёрского картеля «Цви Мигдаль». По данным автора книги «Welcoming the Undesirables: Brazil and the Jewish Question» Джеффри Лессера, организацию создали еврейские мигранты из Польши, которые обманом привозили девушек в Аргентину и принуждали заниматься проституцией.

В 1906 году участники «Цви Мигдаль» организовали базу в Буэнос-Айресе, замаскировав её под «Варшавское еврейское общество взаимопомощи» (Varsovia Jewish Mutual Aid Society). Первым президентом организации стал бывший анархист из Лодзи Ноэ (Ноэль) Труман. Он приехал в Аргентину, спасаясь от тайной полиции Российской империи, и сперва воспринимал других еврейских сутенёров как конкурентов, но позже решил работать сообща. Так и зародилось то самое благотворительное общество, слухи о котором быстро разошлись по городу.

Ноэль Труман, бывший глава «Цви Мигдаль» Фото Buenos Aires Tenebrosa

Информация о криминальной деятельности «Цви Мигдаль» быстро стала использоваться местными антисемитами для продвижения своих взглядов. В книге Las Derechas рассказывается о чилийском писателе-националисте Николасе Паласьосе, который заявлял, что евреи якобы доминировали над аргентинскими женщинами и загрязняли их нацию. На деле жертвами картеля становились как раз сами еврейки.

В марте 1927 года криминальный синдикат сменил название после жалобы польского посла в Аргентине Ладислава Мазуркевича местным властям. Правительство Польши не желало, чтобы их столица звучала в названии штаба преступной группировки. Тогда картель получил название «Цви Мигдаль», в честь имени одного из его основателей — Луиса Цви Мигдаля.

Внутри синдиката

Женщин для сутенёров поставляли из Восточной Европы и Российской империи. Обычно перед этим человек, выглядящий солидно и респектабельно, приезжал в тамошние еврейские общины и распространял объявления среди местных женщин. В них говорилось, что богатым евреям в Буэнос-Айресе требуются домработницы. Приоритет отдавался юным девушкам от 13 до 16 лет.

Тогдашнее иудейское общество жило по старинным традициям, которые подразумевали, что женщина может быть только матерью и домохозяйкой. Те девушки, что хотели для себя большего, соглашались поехать в Аргентину. Родители этих девушек, часто находясь в затруднительном финансовом положении, с радостью отправляли своих дочерей туда, где их, как они думали, ждала лучшая доля. А чтобы отцы и матери стали посговорчивее, вербовщики распускали слухи, что в еврейских районах грядут погромы.

Еврейские эмигранты из Польши на борту теплохода «Алькантара», отплывающего в Аргентину, 1929 год. Фото Центра визуальной документации Остера

Ещё на корабле сутенёры запирали девушек в трюмах, морили голодом, избивали и насиловали. Всё это они называли «перевоспитанием», но на деле таким образом злоумышленники ломали волю похищенных. Сами же поездки злоумышленники называли remonte – термином, взятым из сферы торговли скотом.

По прибытии девушек сразу загоняли в дом, где раздевали и тщательно проверяли. После этого их выставляли на «аукцион» как проституток или даже секс-рабов. Подобные торги чаще всего проходили в местном кафе Parissien и гостинице «Палестина». Покупателями порой становились местные высокопоставленные судьи, журналисты, юристы, чиновники.

В книге Body and Souls канадской писательницы Изабель Винсент говорится о 13-летней Софье Чамысь родом из поселения под Варшавой. Однажды она повстречала на Замковой площади возле королевского дворца некоего Исаака Боровского. Он сказал, что ищет девушку, которая могла бы помочь по хозяйству его матери в Буэнос-Айресе. Позже они поехали к родителям Софьи, где Исаак сказал, что готов жениться на девочке. Он лишь попросил, чтобы брак оформили как можно быстрее, так как ему срочно нужно отбыть обратно в Аргентину.

Очередное судно с мигрантами прибывает в Буэнос-Айрес. Начало 20 века Фото краеведческого музея Muntref

Боровский на деле оказался членом «Цви Мигдаль». Сразу по прибытии в Буэнос-Айрес 13-летнюю девочку определили в проститутки, и следующие пять лет она провела в разъездах между борделями Аргентины, Бразилии и Польши. Каждый раз за ней присматривал либо Боровский, либо кто-то из его «деловых партнёров». В 18 лет Софья Чамысь скончалась от туберкулёза.

С проститутками злоумышленники обходились жестоко. Если какая-то девушка не могла удовлетворить клиента, то её избивали, заставляли платить штраф или отправляли работать в провинцию, к менее притязательной клиентуре. Впрочем, за пределами Буэнос-Айреса «Цви Мигдаль» имел мало притонов. Местные проститутки создавали сильную конкуренцию еврейским секс-рабыням, и тамошние бордели редко приносили значимую прибыль.

Клиентура польских евреек состоит из бедняков. Это иммигранты из Италии, Испании, Польши, России, Германии, а также из Сирии и Страны Басков… Проститутки могут принимать до 50 клиентов за смену каждая, хотя некоторые доходят и до 60.

Альберт Лондр

Бандиты заботились о своей репутации и стремились выглядеть как достопочтенные члены еврейской общины. Они регулярно посещали синагогу, делали щедрые пожертвования, надеясь таким путём войти в местную иудейскую элиту. Однако сутенёрам так и не удалось добиться уважения среди аргентинских евреев. Те называли бандитов «нечистыми» (тмеим) и отказывались продавать или сдавать им в аренду дома. При всём этом еврейская община не спешила вступаться за девушек, не по своей воле ставших проститутками, и презирала их.

Бандиты были по-своему религиозными. К примеру, смотрительница в одном из борделей сама обучала девушек, но при этом строго запрещала им работать по пятницам.

Сутенёры часто вступали в стычки с евреями-сионистами. Однажды вечером местный активист Наум Соркин встал у входа в еврейский театр, чтобы не пускать внутрь бандитов. После этого они перестали там появляться. Ранее в том же театре во время спектакля «Мириам», посвящённого проституции, сутенёры устроили драку с членами сионистского рабочего движения «Поале Зион».

Со временем местная община перестала пускать сутенёров в синагогу. В ответ бандиты выстроили прямо в центре иудейского квартала собственную синагогу – двухэтажное помпезное здание, на первом этаже которого размещалось собственно молельное помещение, а на втором – бордель. В день открытия бандиты окружили здание, держа в руках оружие и Тору. К синагоге подошли толпы возмущённых евреев, но прорываться сквозь кольцо вооружённых сутенёров не решились.

Та самая синагога-бордель, фото из газеты Buenos Aires Herald за 23 мая 1930 года Фото Buenos Aires Herald

Вход на кладбище «Цви Мигдаль», которое построили злоумышленники после запрета хоронить своих соратников на местном кладбище Фото газеты La Ultima Hora

«Цви Мигдаль» существовала в Аргентине несколько десятилетий, всё это время живя по гангстерским понятиям. Все проблемы с законом сутенёры решали при помощи денег, подкупая судей, полицейских, сотрудников иммиграционной службы и чиновников, курировавших возведение синагоги-борделя. На пике могущества под влиянием банды находились около 10-30 тысяч женщин, которые под принуждением работали в двух тысячах публичных домов Буэнос-Айреса. Часть из них отмечена на этой карте, всего же в городе насчитывалось три тысячи борделей.

Как говорится в книге Selling Sex in the City, к началу 1930-х в Буэнос-Айресе 30% всех проституток имели еврейское происхождение, при этом всё еврейское население города составляло не более 5%. Только в Аргентине у синдиката насчитывалось 400 бойцов (или, как их называли на испанский манер, руфианос). Бордели банды располагались по всей Аргентине, но больше всего в еврейском квартале Буэнос-Айреса, на улице Хунин.

В начале 1900-х годовой денежный оборот банды равнялся 50 миллионам долларов. Еврейские сутенёры сильно демпинговали на рынке эротических услуг – секс с их проститутками стоил всего 2 песо (француженки предлагали свои услуги за 5 песо).

Бразильский филиал

Со временем преступная группировка разрослась до могущественной системы с филиалами по всему миру – в Йоханнесбурге, Шанхае, Индии, Нью-Йорке и Польше. Однако самый большой филиал располагался в Рио-де-Жанейро. В 1867 году в столицу Бразилии прибыло первое судно с 69 женщинами из Восточной Европы. Здесь их услугами пользовался бедный люд – мелкие бизнесмены, моряки, мигранты. Публика побогаче предпочитала обращаться к французским проституткам.

В 1872 году местные власти выслали из страны нескольких бандитов и проституток, но этого оказалось недостаточно, чтобы остановить работу картеля. К 1913 году «Цви Мигдаль» контролировал 431 публичный дом в Рио: все они располагались в районе Манге в центральной части города, где разрешалась проституция. Среди проституток большинство приезжали из Польши, и для них появилось специальное уничижительное слово polacas.

В еврейской общине Рио произошёл раскол из-за «Цви Мигдаль». Те, кто выступал против синдиката, организовали «Общество истинного милосердия» (Чесед Шёл Емес). Во главе организации стояли бывшие еврейские проститутки, которые помогали другим женщинам, попавшим под влияние «Цви Мигдаль» и других банд. Впрочем, самому картелю они никак не противостояли и считались чем-то вроде ассоциации проституток.

«Общество истинного милосердия» помогало женщинам с лечением, предоставляло им финансовую помощь, обеспечивало им доступ к синагоге, организовывало их похороны и прочее. Вскоре подобные общества возникли и в других бразильских городах, а в их работе участвовали и раввины.

В 1916 году для проституток в Рио выкупили специальный участок под кладбище, а в 1942 году построили синагогу. После уничтожения «Цви Мигдаль» в Бразилию перестали поступать новые женщины из Польши и России, но те, что уже попали сюда, продолжали работать в местных притонах до конца 1950-х годов.

Закат империи

Уничтожение «Цви Мигдаль» началось с уроженки Польши Ракель Либерман. В октябре 1922 года 22-летняя девушка вместе с двумя маленькими сыновьями взошла на борт теплохода «Полания» в порту Гамбурга и отправилась в Буэнос-Айрес. Там женщину ждал муж Яков Фарбер – портной, отправившийся в Аргентину годом ранее. Судя по письмам Либерман к мужу, она ожидала, что в Аргентине её ждёт счастливое будущее.

Мой любимый и верный муж Яков, я счастлива, что скоро наша переписка оборвётся, и мы наконец-то встретимся. Оба наших сына и я будем терпеливыми. Блестящее будущее смотрит нам в глаза, укрепляет силы и делает всё намного проще. Я вижу, что наше спасение совсем близко…

Ракель Либерман

На корабле девушка познакомилась с неким мужчиной. Прилично выглядящий молодой человек в дорогом костюме представился Ракель как Цви Рубинштейн. Он сказал, что родился в Кишинёве, но давно переехал в Буэнос-Айрес и стал там успешными предпринимателем. Цви угостил Либерман чаем, расспросил её о планах на будущее и оставил ей свою визитку, сказав, что она может в любое время обратиться к нему за помощью.

В порту Ракель повстречала своего супруга. Вместе они около года прожили в аргентинской столице, а затем Фарбер заболел туберкулёзом и скончался. Родственники усопшего дали понять, что кормить задаром его вдову не собираются. Ракель осталась одна с двумя детьми в чужой стране без средств к существованию и знания испанского. Девушка пыталась зарабатывать, работая швеёй, но это ремесло приносило мало денег.

Вспомнив о Цви Рубинштейне, Ракель оставила детей родственникам и поехала к загадочному бизнесмену. Она не подозревала, что родственники-единоверцы, которым она доверяла, продали её в бордель «Цви Мигдаль». Став заложницей ситуации, она отдавала картелю в лице сутенёра Джейми Сисинджера часть своего заработка в обмен на защиту. Работа на картель оказалась весьма прибыльной – за пять лет девушка заработала себе на особняк и в 1927 году запустила небольшой бизнес по продаже мебельного антиквариата. У неё имелся собственный магазинчик на Авенида Кальяо – одной из центральных улиц аргентинской столицы. Позже девушка даже привезла себе из Тапако обоих сыновей.

Ракель Либерман в 1919 году, когда она ещё проживала в Лодзи Фото Nora Glickman, The Jewish White Slave Trade and the Unknown Story of Raquel Liberman

Решив, что теперь она сможет жить в Аргентине самостоятельно, девушка планировала уйти из картеля и потребовала у боссов свою долю. Те обманом заставили её выйти замуж за харизматичного незнакомца Хосе Соломона Корна. Свадьба прошла в синагоге на Авенида Кордоба – той самой синагоге-борделе. Новоиспечённый муж на самом деле оказался жестоким садистом и сутенёром, который вновь отправил Ракель в бордель.

Девушке пришлось искать помощи извне. В канун Нового 1929 года она обратилась за помощью к Хулио Алсогараю – заместителю комиссара полиции города, который славился принципиальностью и неподкупностью. Он уже давно пытался подступиться к «Цви Мигдаль», но ему не хватало показаний из самой структуры. Ракель предоставила доказательства вины боссов картеля и их причастности к принуждению женщин к проституции. Позже рассмотрением этого дела занялся судья Мануэль Родригес Окампо. К нему приходили люди из «Цви Мигдаль» и предлагали ему деньги и подарки, но тот оказался непреклонен.

Полицейские с задержанными членами «Цви Мигдаль», 2 июня 1930 года Фото La Critica

Хулио Алсогарай, шарж из газеты La Critica за 17 сентября 1930 года Фото La Critica

Шарж на судью Мануэля Родригеса Окампо из газеты La Critica за 20 мая 1930 года Фото La Critica

В мае 1930 года Алсогарай нагрянул с обыском в секретный офис «Цви Мигдаль», а вскоре преступников арестовали. Судебный процесс по делу картеля завершился в сентябре: на скамью подсудимых попали 434 человека, 108 из них на долгие годы отправились в тюрьму.

Некоторые сбежали в Бразилию и Уругвай, спасаясь от правосудия. Впрочем, даже в тюрьме гангстеры сохранили влияние. Через подкупленных чиновников и юристов они добились пересмотра своего дела. В январе 1931 года почти все из 108 осуждённых вышли на свободу. В тюрьме осталось всего трое гангстеров.

Само существование организации «Цви Мигдаль» напрямую угрожает нашему обществу...

Родригес Окампо

Аргентинские газеты не закрыли глаза на произошедшее, и под давлением общественности злоумышленников вновь арестовали и депортировали в Уругвай. После этого группировка «Цви Мигдаль» ещё действовала какое-то время, но к концу 1930-х годов прекратила существование. Свою роль сыграла разгорающаяся Вторая Мировая война и немецкая блокада движения по Атлантическому океану.

Точное количество женщин, пострадавших от деятельности банды, неизвестно. Все документы по этому делу сгорели во время теракта возле буэнос-айресского еврейского культурного центра 18 июля 1994 года. В тот день погибли 85 человек и оказались ранены более 300.

Ракель Либерман планировала вернуться в родную Лодзь, но не смогла. 7 апреля 1935 года девушка скончалась от рака щитовидной железы. За год до её смерти в Аргентине официально запретили проституцию. Спустя ещё 20 лет её вновь узаконят – на этот раз статьёй в Конституции.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #проституция #лонгриды #лигаавторов