Истории
Игорь Николаев

От торговли рабами до Джорджа Флойда: краткая история американского расизма

Сотни лет афроамериканцы в США борются за свои права, но до полного равенства ещё далеко.

Доктор Чарльз Аткинс с семьёй смотрят на сегрегационную вывеску в депо. Оклахома-сити, 1955 год Фото Associated Press

С июня в США гремят протесты из-за убийства 46-летнего темнокожего Джорджа Флойда белым полицейским. Мирные демонстрации быстро перетекли в беспорядки и мародёрство. Акции протеста проходят по всей стране и уже перекинулись на Европу — от Великобритании до Польши. Протесты вновь обнажили давнюю американскую проблему — расизм.

Расовая дискриминация в США живёт уже несколько столетий. Темнокожие пережили рабство и террор, и их положение стало основательно улучшаться лишь несколько десятилетий назад. Но чернокожие до сих пор сталкиваются с ущемлением своих прав, что в итоге раз за разом приводит к протестам и массовым бунтам.

Трансатлантическая работорговля

В 15-19 веках из Африки (преимущественно Западной и Центральной) принудительно вывезли 12-16 миллионов местных жителей. Их доставляли не только в США, но и в Латинскую Америку и Европу. В пути многие невольники умирали, и их число неизвестно до сих пор. ООН считает Трансатлантическую работорговлю одним из самых грубых нарушений прав человека в истории, а 25 марта— это день памяти жертв рабства и Трансатлантической работорговли.

Трансатлантическая работорговля началась из-за расширения колоний Европы во всём мире и нехватки рабочей силы. Аборигены умирали от болезней, завезённых из Старого Света, колонизаторы гибли от местных недугов. Африканцы же подходили идеально: устойчивы к тропическим болезням и привычны к климату этих широт, имеют опыт сельхозработ, физически крепки.

Рабы входят на борт невольничьего судна Фото Getty 

В процесс включились все крупные державы Европы тех лет, но главным «перевозчиком» живого товара стала Британская империя. На её суднах с Чёрного континента вывезли до трёх миллионов человек. Англичане так доминировали на этом рынке, что доставляли рабов не только в свои колонии в Северной Америке и на Карибах, но и в колонии своих конкурентов — испанцев и французов. Но есть данные, что пальму первенства в этом бизнесе удержала Португалия, переправившая из Африки 4,5 миллиона человек.

Европейцы покупали рабов у африканских князей и правителей с хорошо развитым институтом рабства. Взамен последние получали от белых промышленные товары — текстиль, оружие, алкоголь. Но в целом Африка не имела экономической выгоды от продажи своих людей. А постоянный риск угодить на невольничье судно порождал атмосферу насилия, недоверия и страха, мешавшую развитию. Белые увозили молодых трудоспособных африканцев, споосбных внести главную лепту в развитие своей родины.

Невольники несколько дней плыли в трюмах в темноте, часто без еды и воды и в кандалах. В южных штатах США чернокожие попадали в рабские условия. Они трудились на плантациях и шахтах, добывая уголь, патоку, хлопок, сахар, табак и ром. На севере страны рабство не так укрепилось, а невольники работали помощниками по дому, слугами, садовниками и так далее.

Справа — судно «Марта», на котором перевозили чёрных рабов Иллюстрация из книги Africa and the American flag

Трансатлантическая работорговля заложила основы американского расизма. Идеи о том, что африканцы уступают в умственном и психическом развитии белым и должны быть рабами у последних, не имели доказательств, но зато помогали оправдывать негуманное отношение к ним. Эти взгляды существовали с самого начала работорговли и не менялись столетиями.

Трансатлантическая работорговля кончилась в 19 веке, когда европейские страны начали отменять рабство. Причина этого — не только развитие гуманизма, но и учащающиеся бунты чернокожих. Американский Конгресс запретил ввозить новых рабов в 1808 году. Но эта практика существовала подпольно ещё несколько десятилетий.

Эмансипация темнокожих и эпоха законов Джима Кроу

22 сентября 1862 года президент США Авраам Линкольн издал Декларацию об эмансипации, которая гласила, что темнокожие, живущие на конфедератских землях, освобождаются от рабства. Это решение изменило характер Гражданской войны, сделав её главной целью полную отмену рабства в Америке. Именно Декларация дала толчок к принятию 13-й поправки к Конституции США, запрещающей рабство.

Фото репродукции Декларации в Цинциннати, 1864 год W. Roberts

После войны начался период Реконструкции Юга. Федеральное правительство реинтегрировало Конфедерацию в состав США и устраняло рабство по всей стране. В это время приняли ещё ряд законов в пользу чёрных, помимо 13-й поправки. Акт о гражданских правах 1866 года давал расширенные права всем, кто родился в США. 14-я поправка к Конституции давала темнокожим гражданство Штатов, а 15-я позволяла голосовать.

Но к середине 1870-х во многих штатах, особенно на юге, к власти пришли откровенные расисты из Демпартии. Им помог биржевой крах 1873 года, с которым плохо справились правящие страной республиканцы. Тогда же в Америке стали популярными идеи евгеники и социал-дарвинизма, гласящие, что «неполноценные» расы не способны к развитию и не имеют прав. Новые власти южных штатов приняли законы о закреплении расовой сегрегации, создававшие экономические, социальные, политические, образовательные проблемы для чернокожих. Они более известны как законы Джима Кроу — так звали героя песенки «Jump Jim Crow», написанной неизвестным чернокожим из Кентукки.

Официально эти законы действовали с 1890 года, когда в Луизиане ввели сегрегацию на железных дорогах. Постепенно на Юге сегрегация распространилась на отели, больницы, общественный транспорт, магазины, кладбища, парки и туалеты. Темнокожим запретили даже жить рядом с белыми. Для белых и темнокожих учеников печатали разные учебники. Чёрным запретили посещать общественные места для белых.

Темнокожий не мог первым протягивать руку белому, чтобы не подчеркнуть их равенство. В заведения со смешанным расовым составом темнокожие не заходили до тех пор, пока там есть белые. Работники подобных заведений и общественного транспорта, помогавшие темнокожим нарушать законы и находиться рядом с белыми, тоже отправлялись в тюрьму.

Знак на автобусной станции в городе Рим (штат Джорджия), указывающий на зону ожидания для «цветных». 1943 год Фото из архива Библиотеки Конгресса

В 1877 году Верховный суд США запретил штатам отменять сегрегацию в общественном транспорте. Потом он изменил закон о гражданских правах 1875 года, гарантировавший темнокожим равные права при поездках в автобусах и поездах. В 1890 году Верховный суд поддержал расовую сегрегацию в общественном транспорте в штате Миссисипи.

Законодательно утверждённая система распределения пашни оставляла чернокожих фермеров в должниках в конце почти каждого года. Темнокожим детям разрешали ходить в школу только в свободное от сельхозработ время.

Благодаря этим и другим указам расисты восстановили прежнюю власть над чёрными. Формально они не владели ими, но всячески ограничивали их свободу и ущемляли в правах. В одной лишь Луизиане число темнокожих избирателей в период с 1896 по 1898 годы сократилось с 130 тысяч человек до пяти тысяч. Мошеннические хитроумные схемы помогли расистам убрать чернокожих представителей из Конгресса и законодательных органов. С конца 19 века и до начала 1960-х 15-я поправка в бывших штатах КША фактически не работала.

Почти в каждом штате имелись свои особенности законов Джима Кроу. В Оклахоме чёрным запретили пользоваться теми же катафалками, что и белым. В судах Атланты держали две Библии для присяги — одну для белых свидетелей и вторую — для темнокожих. Власти Нового Орлеана провели сегрегацию даже среди местных проституток. В Южной Каролине чёрные и белые текстильщики не могли работать вместе в одной комнате, входить через одну и ту же дверь и даже смотреть в одно и то же окно.

Законы Джима Кроу касались и любовных отношений. Людей, заключавших брак с человеком другой расы, штрафовали или порой отправляли в тюрьму. Эти законы отменили только в 1967 году после дела Ричарда Лавинга — белого мужчины, женившегося на афроамериканке и едва не попавшего в тюрьму в родной Вирджинии за смешанный брак. Когда его историю предали огласке, то Верховный суд США отменил по всей стране наказание за межрасовые браки.

Законы Джима Кроу, при их кажущейся полноте и всеобъемлющести, не учитывали всего объёма расовой дискриминации. Даже при отсутствии ограничений темнокожего могли не взять на работу, уволить в обход законов, не пустить в магазин. Темнокожих, нарушавших эти неписаные правила, в лучшем случае ждало общественное порицание. Как считает историк Рейфорд Логан, в конце 19-го и в начале 20 века расизм в США достиг невиданных масштабов.

Расовая дискриминация в общественном транспорте долгое время считалась нормой, а её отмена началась с масштабного бойкота

В июне 1892 года темнокожий (на 1/8) башмачник из Луизианы Гомер Плесси купил в Новом Орлеане билет первого класса на поезд до Ковингтона, сев в вагон для белых. В самом начале пути кондуктор спросил Плесси, не «цветной» ли он, после чего попросил пересесть в соответствующий вагон. Когда Гомер отказался, кондуктор велел остановить поезд и вызвать полицию, задержавшую Плесси.

До октября башмачник сидел в тюрьме, дожидаясь официальных обвинений. Адвокаты напирали на антиконституционность акта о расовой сегрегации в поездах, и, пройдя через бюрократические тягости, Плесси в итоге добрался до Верховного суда страны. Там встали на сторону подсудимого, обязав его лишь выплатить 25 долларов штрафа.

Схожая история в мае 1884 года произошла в Мемфисе. Местная темнокожая учительница Ида Уэллс купила билет на поезд до Нешвилла и села в вагон для белых. Полиция арестовала её, но в окружном суде женщина выиграла у местного железнодорожного предприятия 500 долларов. Впрочем, позже Верховный суд Теннесси отменил это решение.

Ида Уэллс 

Фото из архива Университета Чикаго

Уэллс посвятила жизнь борьбе с расизмом и стала общественной активисткой, выступавшей против сегрегации. В 1889 году она стала совладелицей Мемфисского общества свободы слова и использовала своё положение для пропаганды антирасистких взглядов. Девушке постоянно угрожали, а в 1892 году редакцию её газеты сожгли.

Незадолго до этого местные бандиты убили её друга Томаса Мосса и его партнёров по бизнесу Уилла Стюарта и Кэлвина Макдауэлла, потому что их лавка мешала местным белым конкурентам. Понимая серьёзность угроз, Уэллс уехала в Чикаго, где продолжила бороться за отмену расистских законов. В июле 2018 года в её честь назвали улицу в Чикаго.

Лучше умереть, сражаясь с несправедливостью, чем умереть, как собака или крыса в капкане.

Ида Уэллс

Расистский террор Ку-Клукс-Клана

Эпоха Джима Кроу породила немало расистских организаций на юге страны, терроризировавших и убивавших темнокожих. Самая известная из них — Ку-Клукс-Клан (сокращённо ККК). Она появилась 24 декабря 1865 года в городе Пуласки (штат Теннесси) как частный клуб для ветеранов-конфедератов. Сначала эта организация не совершала ничего криминального. Бывшие солдаты просто собирались вместе и надевали странные наряды — маски, белые халаты, остроконечные высокие шляпы. Так они запугивали суеверных чернокожих и скрывали свои лица от полиции и властей.

Члены Ку-Клукс-Клана проводят обряд инициации возле города Милуоки (штат Висконсин)

Фото из Британской энциклопедии

Со временем движение привлекало новых участников. Клан разросся на 11 южных штатов, и в него входили шерифы, судьи, чиновники. ККК убивал чёрных политиков и активистов, запугивал темнокожих, чтобы те не ходили на выборы. Клановцы сжигали церкви и школы, сгоняли темнокожих фермеров с их земель, устраивали суды Линча. Злоумышленники действовали решительно и безжалостно, не оставляя свидетелей.

Жертвами клановцев становились не только мужчины, но старики, женщины и дети. В Алабаме боевики кнутами избили 103-летнюю женщину и парализованного мужчину. В Джорджии клановцы вытащили из дома 52-летнего темнокожего активиса Абрахама Колби и несколько часов секли кнутом и били палками и ремнями с пряжками на глазах у жены и детей. Дочь Колби не оправилась от увиденного и вскоре умерла.

Двое членов Ку-Клукс-Клана Фото из архива Библиотеки Конгресса

В нескольких штатах местные власти давали отпор расистскому террору. В Арканзасе и Теннесси полиция арестовывала клановцев, и их казнили. Тогдашний губернатор Техаса Эдмунд Дэвис создал в местной полиции элитное подразделение для борьбы против Ку-Клукс-Клана. На 40% его укомплектовали темнокожими. Вскоре в борьбу против ККК вмешалось и федеральное правительство, приняв закон против Клана. В 1872 году организация закрылась под давлением государства.

В октябре 1915 года Ку-Клукс-Клан возродился. У истоков восстановленного клана стоял адвокат из Джорджии Уильям Симмонс. К тому времени в американском обществе сформировался романтический образ первого Ку-Клукс-Клане. В картине Дэвида Гриффита «Рождение нации» 1915 года клановцы показаны героями, защищающими мирных людей от чернокожих преступников. Более того, расисты испугались Октябрьской революции в России и опасались роста прокоммунистических настроений в США и появления самосознательности у темнокожих.

Сцена из фильма «Рождение нации»

Если первый ККК был преимущественно сельским движением, то теперь клановцы обитали в промышленных городах — Чикаго, Хьюстоне, Далласе и Детройте. Среди них имелись врачи, юристы, чиновники. У них появился новый символ — горящий крест. Члены клана теперь преследовали не только афроамериканцев, но и иммигрантов, массово приезжавших в США в 1920-е — китайцев, евреев, итальянцев. Под удар ККК попадали коммунисты, католики, гомосексуалы, активисты профсоюзов. Некоторые клановцы нападали на федеральных политиков.

Лидеры второго Клана стремились придать себе более благообразный вид и потому вели бизнес, активно занимались благотворительностью. При этом Ку-Клукс-Клан вёл пропаганду американского традиционного образа жизни, семейных и религиозных ценностей. В конце 1920-х в ККК состояли шесть миллионов человек, но во время Великой депрессии их осталось всего два миллиона. На это повлияли ещё и сексуальные скандалы и делёж власти внутри клана.

Прогрессивные политики Конгресса пытались запретить деятельность Ку-Клукс-Клана, но всегда натыкались на противодействие правых политиков. Лишь в 1944 году власти заставили ККК уплатить налог с прибыли за 23 года. Сумма равнялась 685 тысячам долларов, и Клан заявил о самороспуске. Позже клановцы создавали другие расистские банды, но такой силы уже не имели.

Красное лето 1919 года

Из-за массовой мобилизации во время Первой Мировой войны север США столкнулся с нехваткой рабочих рук, поэтому из южных штатов туда массово приезжали чернокожие рабочие. Местное население с недоверием относилось к гостям, а когда с войны вернулись тысячи солдат-северян, то они обнаружили, что их рабочие места заняты. Появилась идеальная почва для роста антиафроамериканских настроений.

При этом в Первой Мировой войне участвовали 380 тысяч темнокожих американских солдат. Они служили в сегрегированных подразделениях, не имели должного обучения и экипировки, им часто отдавали более опасные приказы, чем белым. Но полученный опыт боевых действий помог им в борьбе за свои права. В этом афроамериканцам помогали и многие белые, в том числе писатель Джеймс Джонсон — автор термина «красное лето».

Солдаты 369-го пехотного полка, более известные как «адские бойцы из Гарлема», с Военным крестом — почётной французской наградой Фото Getty 

Белые в это время с тревогой смотрели на появляющийся на карте мира Советский Союз. Появились опасения, что местные коммунисты и социалисты захватят власть, как это произошло в России. Любая забастовка воспринимались как атака на американское общество. Темнокожие же вели правозащитную деятельность, боролись против линчевания и расизма, за что их начали воспринимать как проводников «красной угрозы».

Американский негр, вернувшийся из-за границы, будет нашим главным посредником в передаче большевизма в Америку.

Вудро Вильсон

Белые стали нападать на темнокожих, вымещая на них злобу за экономические проблемы и страх перед коммунизмом. 13 апреля в сельском округе Дженкинс (штат Джорджия) начались беспорядки из-за убийства темнокожими двух белых полицейских. Местные жители устроили погром в чёрном квартале, убив четырёх человек. Они подожгли местную баптистскую церковь и уничтожали собственность местных жителей.

10 мая в Чарльстоне (штат Южная Каролина) начался бунт против чёрных, возглавляемый моряками американского МВФ. Они незаконно купили виски у афроамериканца, но вкус напитка им не понравился (по другой версии, бунту предшествовала драка в бильярдной). В отместку они принялись избивать всех встречающихся им по пути чернокожих. Постепенно к ним присоединились другие жители городка, и беспорядки вылились в кровавую бойню. Шесть человек погибли, ещё 23 получили ранения.

Пять полицейских и один солдат, патрулирующие улицы Чикаго в разгар бунта Фото Chicago Daily News

Толпа белых с кирпичами бежит в поисках чёрных во время бунта в Чикаго Фото Дзюна Фудзиты

Конная полиция ведёт задержанного демонстранта во время бунта в Чикаго

Фото Getty

Боец милиции Чикаго и ветеран-чернокожий. Чикаго, конец июля 1919 года Фото Chicago Tribune

Подобные события случались всё лето 1919 года. Своего апогея «красное лето достигло 27 июля в Чикаго. В тот день 17-летний темнокожий юноша Юджин Уильямс, отдыхая на берегу озера Мичиган, поплыл в ту сторону пляжа, где могли находиться только белые. Увидев непрошенного гостя, белый мужчина Джордж Стаубер принялся бросать в парня камнями. Один из них угодил Уильямсу в голову, из-за чего тот потерял сознание и утонул. Местная полиция отказалась задерживать убийц, что спровоцировало в городе бунты среди чернокожих. Белые же принялись ездить на автомобилях по городу и стрелять из окон по домам и предприятиям афроамериканцев.

В Чикаго противостояние между темнокожими и белыми продолжалось почти две недели. Ситуацию усугубляли ирландские мигранты, подначивавшие мигрантов из Восточной Европы вступить в борьбу против афроамериканцев. Они даже поджигали дома поляков и литовцев, чтобы те решили, что это дело рук темнокожих. В результате этих событий погибли 38 человек (23 чёрных и 15 белых), а число пострадавших превысило 500 человек.

После Второй Мировой войны чернокожие стали активнее бороться за свои права и добились значительных успехов

В середине 1940-х отношение к расизму в Штатах стало меняться. Сходство между идеями о белом превосходстве и «арийской расе» оказалось слишком ярким. Делегаты ООН, узнав о законах Джима Кроу, заявили, что «расовая дискриминация льёт воду на мельницу коммунистической пропаганды и подрывает веру в демократию».

Летом 1948 года президент Гарри Трумэн призвал Конгресс ослабить давление на афроамериканцев, дать им право голоса и отменить дискриминацию при приёме на работу. В Алабаме, Луизиане, Южной Каролине и Миссисипи местные демократы в знак протеста откололись от Демпартии и основали собственную партию, известную как Dixiecrates. Как главнокомандующий, Трумэн начал полную реинтеграцию чернокожих в американскую армию. В Корейской войне участвовали уже интегрированные войска.

Американские чернокожие солдаты времён Корейской войны Фото Pinterest

При следующем президенте США Дуэйте Эйзенхауэре на Юге разгорелся ряд скандалов из-за сегрегации в школах. Самый громкий из них связан с чёрным жителем города Топика (штат Канзас) Оливером Брауном. Он хотел, чтобы его восьмилетняя дочь Линда ходила в школу рядом с домом, но там учились белые, и девочку не принимали. При этом школа для темнокожих находилась на другом конце города.

Отец обратился в Верховный суд страны, и после долгих споров и заседаний суд постановил, что расовая сегрегация в школах нарушает 14 поправку к Конституции и наносит ущерб темнокожим детям. Отныне они могли учиться вместе с белыми детьми.

Линда Браун со своими белыми одноклассниками Фото Associated Press

Вечером 1 декабря 1955 года чёрная жительница города Монтгомери (штат Алабама) 42-летняя швея Роза Паркс не послушалась водителя автобуса Джеймса Блейка и не уступила место белому мужчине, как того требовали местные законы. Женщину арестовали и приговорили к штрафу, как и в прошлые разы. Только за 1955 год в городе арестовали пятерых темнокожих женщин, двоих детей и более десятка мужчин. Одного из них застрелил водитель автобуса.

Роза Паркс входит в окружной суд Монтгомери, 24 февраля 1956 года Associated Press

У Розы Паркс снимают отпечатки после задержания по подозрению в руководстве бойкотом автобусов. 22 февраля 1956 года Associated Press

Однако в этот раз по инициативе активиста за права афроамериканцев, баптиста-проповедника Мартина Лютера Кинга, чёрные жители города объявили бойкот местному общественному транспорту. Они ходили пешком, ездили на велосипедах, а темнокожие автовладельцы бесплатно подвозили бойкотирующих.

Автобусные фирмы несли тяжёлые убытки, так как темнокожие составляли 2/3 всех пассажиров. Поначалу власти города пытались расколоть движение и скомпрометировать лидеров активистов, но это не помогло. Тогда в дело вступила полиция. Она принялась арестовывать чернокожих водителей под надуманными предлогами. Не остались в стороне и банды расистов: они угрожали афроамериканцам, а вечером 30 января 1956 года взорвали бомбу на крыльце дома Кинга. После власти издали закон против бойкотов и арестовали около ста активистов.

Параллельно с бойкотом лидеры протеста подали в Федеральный окружной суд иск против сегрегации, и судья встал на их сторону. 20 декабря 1956 года в Монтгомери отменили сегрегацию в автобусах.

Протесты и бунты 1960-х годов как переломный момент

В 1960-х расисты из возродившегося в третий раз Ку-Клукс-Клана устроили ряд терактов против чёрных. Утром 15 сентября 1963 года в Бирмингеме (Алабама) местные ку-клукс-клановцы взорвали 15 динамитных шашек на входе в баптистскую церковь для афроамериканцев. Погибли четыре девочки — 14-летние Адди Мэй Коллинз, Кэрол Робертсон, Синтия Уэсли и 11-летняя Кэрол Дениз Макнейр.

В ночь на 22 июня 1964 года в округе Нишопа (штат Миссисипи) клановцы похитили на трассе троих правозащитников — белых Эндрю Гудмана и Майкла Швернера и темнокожего Джеймса Чейни. Они застрелили своих жертв и закопали их на плотине. Зачинщика расправы, расиста и баптистского проповедника Эдгара Рэя Киллена, отправили в тюрьму только в 2005 году, когда ему уже исполнилось 80 лет.

Слева направо: Гудман, Чейни, Швернер Фото Associated Press

В ответ на террор чернокожие проводили ненасильственные акции протеста. В книге «Making America: A History of the United States» рассказывается о четырёх темнокожих студентах, пришедших в магазин для белых. Персонал не обслуживал их, а посетители издевались, гася о них сигареты и выливая на головы кетчуп. Тем не менее, молодые люди просидели в магазине несколько часов. Подобные протесты проводились во многих штатах. Участвовал в них и Мартин Лютер Кинг, который в 1964 году провёл ночь в тюрьме за попытку отужинать в ресторане для белых во Флориде.

В 1960-е в афроамериканской среде зародились организации и движения, боровшиеся против расизма более радикальными методами. Самой известной из них стала организация «Чёрные пантеры». В отличие от Мартина Лютера Кинга, она пропагандировала вооружённое отстаивание своих прав. В разные годы их поддерживали Жан-Поль Сартр, Джон Леннон, Иэн Кёртис и Дженис Джоплин. Многие участники организация погибли в перестрелках с полицией, некоторые убивали полицейских и попадали в тюрьму.

Члены «Чёрных пантер» Фото Associated Press

В августе 1963 года года Кинг организовал в Вашингтоне мирный марш протеста. 250-тысячная толпа, на 80% состоящая из чёрных, прошла к мемориалу Линкольна, где Кинг выступил со своей легендарной речью «У меня есть мечта».Помимо афроамериканцев, в марше участвовали профсоюзные активисты и представители основных религий США — протестанты, католики и иудеи.

Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом. Я мечтаю о том, что наступит день и даже штат Миссисипи, изнемогающий от жары несправедливости и гнёта, превратится в оазис свободы и справедливости. Я мечтаю, что придёт день, когда мои четыре ребёнка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету их кожи, а в соответствии с их личностными качествами.

Я мечтаю сегодня!

Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками.

Мартин Лютер Кинг

Протесты и марши сделали своё дело, и в 1964 году в США приняли Закон о гражданских правах, объявивший сегрегацию в общественных местах по всей стране вне закона. Спустя год Закон об избирательных правах обеспечил темнокожим равные права на выборах. Он отменил подушные налоги и вернул избирательные права тысячам афроамериканцам, ранее лишившихся их. Эти законы стали главными шагами в борьбе с расизмом на государственном уровне.

Мартин Лютер Кинг во время выступления на марше в Вашингтоне Фото AP

В 1968 году власти приняли Закон о справедливом жильё, который запретил расовую дискриминацию при аренде и продаже домов. Однако Мартин Лютер Кинг не успел оценить перемены в жизни своего народа — 4 апреля 1968 года его застрелил белый американец Джеймс Рэй на балконе местного мотеля в Мемфисе.

Убийство Кинга, лидера и главного символа темнокожего движения, спровоцировало массовые протесты и бунты чернокожих по всей стране. Демонстрации прошли в 110 городах: сначала участники вели себя мирно, но вскоре стали громить банки и магазины, поджигать здания и бить в них стёкла. Самые крупные беспорядки прошли в Балтиморе, Вашингтоне и Чикаго.

Протесты продлились несколько дней и закончились 8-9 апреля. В них погибли по меньшей мере 14 человек, включая двух темнокожих подростков. Около пять тысяч оказались ранены, а количество сожжённых зданий (в основном частных магазинов) перевалило за несколько тысяч. Однако старания Кинга оказались не напрасны — права темнокожих наконец признали.

Расизм в американском обществе все ещё существует, а чернокожим приходится отстаивать свои законные права

В настоящее время чёрные в США формально имеют те же права, что и белые. Они ходят вместе в одни и те же кафе, рестораны, кинотеатры, ездят в одних и тех же вагонах поездов. Соблюдается право афроамериканцев голосовать на выборах и самим выдвигать свои кандидатуры. Триумф этого права — избрание в 2008 году президентом США Барака Обамы, первого чернокожего на этом посту.

Однако говорить о полном искоренении расизма в стране нельзя. В 2006 году профессор Гарвардского университета Гари Орфилд в своём докладе для проекта по гражданским правам отмечал, что уровень расовой сегрегации в обществе вернулся к уровню 1960-х, и США растеряли почти весь прогресс в борьбе против расизма. Иногда современный расизм в США проявляется в открытой форме, но чаще он более тонок или встроен в систему.

Президент Барак Обама выступает с речью во время саммита Белого дома по противодействию насильственному экстремизму Lawrence Jackson

Никуда не делся и расистский террор. 17 января 2011 года Кевин Харфам принёс бомбу на маршрут следования марша памяти Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне, но взрывчатку вовремя нашли и обезвредили. 17 июня 2015 года расист Дилан Руф застрелил в церкви Чарльстона (штат Южная Каролина) девять афроамериканцев. 20 марта 2017 года ветеран Афганистана Джеймс Джексон убил мечом в районе Адской кухни Нью-Йорка 66-летнего темнокожего Тимоти Кафмана. Свои действия он объяснил расовой нетерпимостью.

Для защиты своих прав афроамериканцы создают новые общественные движения. Самое известное из них — Black Lives Matter («Жизни чёрных важны») — существует с лета 2013 года. Оно появилось после того, как суд оправдал добровольного дружинника Джорджа Циммермана, застрелившего 17-летнего афроамериканца Трейвона Мартина. С тех пор активисты движения участвуют в правозащитной деятельности и борьбе против институционального расизма. Движение не имеет чёткой иерархии и действует ситуативно, но тем не менее стало одной из самых влиятельнных организацией по защите прав афроамериканцев.

Активисты движения участвуют в протестах по защите прав чернокожих Фото Flickr

По данным исследования кандидата социологических наук Ники Лизы Коул, темнокожие дети до сих пор сталкиваются с дискриминацией в школах, которая приводит к так называемому «переходу от школы к тюрьме». Нулевая терпимость ведёт к тому, что их вытесняют из школ, и они остаются без образования. Это вынуждает юных афроамериканцев обращаться к криминалу как единственному доступному способу выжить. Многие из них вскоре попадают в тюрьму.

По данным профессора Гарвардской школы общественного здравоохранения Дэвида Уильямса, афроамериканцы испытывают проблемы с доступом к квалифицированной медпомощи. Среди всех ВИЧ-инфицированных американцев они составляют 42%. А профессор в Рутгеровской бизнес-школе Нэнси ДиТомасо, опираясь на собственное исследование, пишет, что чёрным в США сложнее найти постоянную работу.

По статистике, большинство белых американцев хочет жить в расово сегрегированных районах, где не будет афроамериканцев, и готово переплачивать за это. Последние же предпочитают селиться в районах, где много темнокожих, а цены на жильё низки. Поэтому они живут в гетто — бедных районах, где почти нет работы и плохо соблюдаются гражданские права.

Сам термин «гетто» в значении городского района, где живут афроамериканцы, появился ещё в 1910-е, когда действовали законы, запрещавшие чёрным жить в одних кварталах с белыми. По мере отмены сегрегации афроамериканцы с относительно высоким уровнем достатка уезжали из гетто, а бедные жители оставались там навсегда. Проблема усугубилась, когда бизнес перенёс свои предприятия из Америки в другие страны с дешёвой рабочей силой. Тогда работу потеряли не только белые, но и афроамериканцы из гетто, по сути полностью лишились шанса уехать из неблагополучных районов.

Гарлем — одно из самых известных чёрных гетто Фото Ильи Варламова

Из-за бедности молодёжь в гетто не получает хорошего образования, поэтому немногим удаётся добиться успеха за пределами этих мест. Большинство чёрных в таких местах живёт на пособие или зарабатывая на жизнь мелкими подработками или преступным путём.

Этим вызвана высокая криминализованность афроамериканцев. Они больше совершают преступлений и чаще оказываются в тюрьмах — в 2018 году из 1,41 миллионов американских заключённых белых было 430 тысяч, а темнокожих — 465 тысячи, хотя афроамериканское население страны составляет 13,4%. В 2016 году исследователи из Стэнфорда изучили около 4,5 миллионов обысков в автомобилях в Северной Каролине и пришли к выводу, что полиция чаще останавливает машины афроамериканцев и латиноамериканцев, чем белых и азиатов.

Полицейские досматривают машину Фото Томаса Хоука

По статистике 2019 года, среди всех людей, застреленных полицейскими в США, чуть менее четверти — афроамериканцы.Впрочем, не во всех этих случаях речь идёт о расизме, ведь чёрные полицейские тоже убивают темнокожих. И порой ответом на это становятся бунты. Самый масштабный случился проходил 29 апреля по 3 мая 1992 года в Лос-Анджелесе.

Годом ранее белые полицейские жестоко избили афроамериканца Родни Кинга, превысившего скорость на машине и оказавшего сопротивление при задержании. Когда их оправдали в суде, афроамериканцы устроили в городе беспорядки, чуть позже к ним присоединились латиноамериканцы. Для восстановления порядка в Лос-Анджелес ввели федеральные войска. В результате протестов погибли более 60 человек, почти три тысячи получили ранения. Городу нанесли ущерб более чем на миллиард долларов.

Солдат Национальной гвардии стоит перед сгоревшим здание. Лос-Анджелес, весна 1992 года Фото Джозефа Зома

Сожжённое здание в Лос-Анджелесе Фото AP

Мародёры набивают автомобиль ворованным имуществом возле разграбленного и подожжённого торгового центра Viva Фото Рона Айзенберга

Четверо полицейских, избившие Родни Кинга Associated Press

Днём 25 мая 2020 года белый полицейский Дерек Шовин в Паудерхорне (Миссисипи), при задержании пережал коленом горло чернокожего Джорджа Флойда, отчего тот скончался. Перед этим погибший пытался расплатиться в местном магазине фальшивой купюрой в 20 долларов. Полицейские позже сказали, что им пришлось так жёстко обойтись с Флойдом, потому что он якобы сопротивлялся. Однако записи с камер наружного наблюдения говорят об обратном.

Неправомерность действий полиции вызвало протесты в Миннесоте, а позже они перекинулись на другие штаты и страны. Темнокожие устраивают погромы в городах, мародёрствуют в магазинах и офисах, вступают в стычки с полицией. Некоторые полицейские переходят на сторону демонстрантов. Протесты уже привели к тому, что городской совет Миннеаполиса распускает городскую полицию и обещает построить новую модель общественной безопасности, где часть функций полицейских выполнят медицинские и социальные работники. Полицейским, задержавшим Флойда, выдвинули обвинения в его убийстве (TJ подробно писал об истинных причинах и природе июньских бунтов).

Протесты в Вашингтоне, 1 июня 2020 года Фото AP

Подожжённый полицейский участок в Миннеаполисе, 28 мая 2020 года Фото Getty Images

Лежачий протест демонстрантов перед сотрудниками полиции рядом с Белым домом, 3 июня Фото Getty

Полиция применяет слезоточивый газ против демонстрантов в Майами, штат Флорида, 30 мая  Фото Getty Images

Поджоги на площади Лафайет в Вашингтоне, 1 июня Фото AP

Горящие здания в Миннеаполисе, 27 мая 2020 Фото Reuters

Эти бунты вновь вывели тему расизма на первый план не только в США, но и в мире. По расовым вопросам Баррета Питнера, эта проблема обострилась с начала президентства Трампа. А декан факультета общественных и административных дел Университета Рутгерса-Ньюарк Чарльз Менифилд считает, что ситуация с расизмом в США не изменится к лучшему, пока власти не пойдут на фундаментальные изменения в государственной политике и полицейской деятельности.

Неизвестно, сколько ещё продлятся и конкретные протесты из-за смерти Джорджа Флойда, и борьба афроамериканцев за свои права в целом. Однако, по словам американского историка и политолога Говарда Зинна, если нельзя доказать естественный характер расизма, то он — результат определённых условий, которые однажды получится устранить.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#история #расизм #сша #протесты #icantbreathe #blacklivesmatter #лонгриды #лигаавторов