Истории
Ырк Мурочкина

«Неопределённость и апатия»: пандемия подорвала индустрию стендапа в России, и она вряд ли быстро оправится

Большой материал о перспективах сферы российского юмора во время и после Covid-19.

Стендап концерт в клубе HopHead в 2018 году Фото из группы заведения

С конца мая в России начали постепенно снимать ограничения из-за пандемии Covid-19. Во многих городах жителям разрешают свободно гулять и заниматься спортом на улице. Однако по плану Роспотребнадзора, сфера развлечений, прекратившая деятельность раньше других, вернётся к работе лишь на последнем этапе снятия карантинных ограничений.

За последние годы стендап стал важной частью поп-культуры, обзавёлся звёздами и начал приносить доход, формируя собственную индустрию. Стендап-клубы открылись в Москве, Петербурге, Вологде и Казани. В некоторых областных центрах сложились крепкие комедийные сообщества, даже несмотря на отсутствие собственных помещений. Регулярные открытые микрофоны стали обычным явлением в крупных городах. С началом пандемии этот процесс остановился.

TJ поговорил с представителями стендапа о том, как они переживали эпидемию, и что ждёт индустрию после снятия ограничений.

С началом эпидемии стендап-индустрия практически лишилась доходов

Запрет на массовые мероприятия регионы начали вводить во второй половине марта. Это сделало невозможным любые живые стендап-выступления, и многие комики потеряли свой основной доход на месяцы вперёд. Значительную часть концертов и туров отменили, и организаторам пришлось вернуть покупателям деньги за билеты. Но даже если выступление перенесли, многие зрители потребовали возврата, говорит редактор сайта GoStandUp.ru Вячеслав Протасов.

Собеседники TJ рассказывают, что к маю многие комики уехали из крупных городов на малую родину, потому что не имели хоть какого-то запаса денег.

Если стендап-комик жил только комедией, сейчас он либо у родителей, либо устроился в доставку еды. Исключение составляют те, у кого есть своя аудитория в сети, страничка на Patreon с большим количеством спонсоров, или если комик параллельно работал на какой-нибудь продакшн.

Виктор Копаница

Звёзды российской стендап-сцены на своих страницах, в целом, ситуацию в индустрии не комментируют. Лишь Александр Долгополов иронично отметил:

Петербургский стендап-клуб HopHead во время эпидемии сосредоточился на развитии доставки и онлайн-проектах. Правда, как отмечает менеджер заведения Виктория Втюрина, заметной финансовой выгоды это не принесло: осваивать новые подходы пришлось в экстренном режиме, и команда столкнулась с «большим количеством трудностей и огромной конкуренцией».

По словам Виктории, ситуация в клубе «очень сложная», потому что он не может полноценно работать, но должен оплачивать аренду помещения. «Мы не имели должной финансовой подушки на момент принятия мер по запрету ведения рабочей деятельности, поэтому один-два-три месяца простоя являются очень значительной угрозой для дальнейшей судьбы нашего заведения», — рассказала Виктория TJ.

Казанский стендап-клуб, хотя и получил возможность не платить аренду за время простоя, тоже оказался в сложной ситуации: незадолго до эпидемии там начали масштабный ремонт. Создатель клуба Артур Шамгунов пояснил, что в начале этого года заведение наконец-то стало приносить прибыль, и доходы решили направить на улучшение пространства, а не на возвращение долгов инвесторам.

Шамгунов рассказал, что никакой поддержки от государства клуб не получил. Штатным работникам по возможности делаются небольшие выплаты, и сотрудники понимают сложившуюся ситуацию.

Сейчас самый большой страх, что из-за кризиса люди после этой пандемии к нам просто не придут. И тогда у нас, конечно, будут неприятности, потому что в создание клуба куча всего вложено. А если мы вернёмся на прежние мощности, клуб будет жить. Но мы все понимаем, что это маловероятно. Поэтому — надежда есть, но что будет впереди — не знаю.

Артур Шамгунов

По словам главы вологодского «Бардак Бара» Игоря Жидкова, клуб «пострадал колоссально». Ему удалось получить кредит на заработные платы под 4%, но, как отмечает Игорь, заём придётся отдавать, а доходы бара сейчас упали более чем в пять раз. Клуб занялся развитием доставки блюд, но прибыли это почти не приносит.

Представители московских Stand-Up Club №1 и StandUp Store на запрос TJ об актуальной ситуации в их заведениях не ответили.

Однако, из-за пандемии и кризиса страдают не только стендап-клубы, но и комедийные сообщества без собственных помещений. Некоторые кафе и бары, где проходили выступления, уже закрылись.

Сообщества комиков пытаются искать онлайн-форматы, но не все из них успешны

Невозможность выступлений с живой публикой вынудила стендап-комиков искать новые форматы — в онлайн-пространстве. В самом начале эпидемии по стране прокатилась волна виртуальных открытых микрофонов. Принцип тот же, что и в живом формате: комики могли в течение трёх минут рассказывать свои новые шутки. С одной стороны, это разрушило географические барьеры, и стендаперы имели возможность выступить на открытом микрофоне любого города. С другой, сама идея проверки шуток на зрителях оказалась малоисполнимой — невозможно понять реакцию.

Блин, а как-то, оказывается, непривычно без реакции. Саня [Долгополов], ты можешь хотя бы кряхтеть чуть-чуть?

Сергей Орлов

Некоторые сообщества проводят виртуальные микрофоны по сей день. Так, StandUp Petersburg устраивает их еженедельно, объясняя, что комики продолжают писать материал, и его нужно где-то проверять, чтобы «совсем не сойти с ума». Тем не менее, сам формат нередко критикуют. «Онлайн открытые микрофоны — это не стендап, ты же просто рассказываешь шутки в дырочку от камеры. Уж лучше бы назвали это видеоблогом или стримом. Отстой», — говорит Виктор Копаница.

Стендап-комик Илья Якямсев считает, что идея онлайн открытых микрофонов изначально была сомнительной. Но причиной их появления стало не желание проверить новый материал на зрителях, а необходимость почувствовать себя внутри тусовки.

Многие любят стендап в принципе и ничем, кроме него, не занимаются. Для них это тусовка. Поэтому эти открытые микрофоны и пошли — чтобы почувствовать себя живыми, чтобы в жизни хоть что-то было.

Илья Якямсев

Отдельные стендап-клубы и сообщества экспериментировали с интерактивными форматами. HopHead проводит онлайн-разгоны (формат, в котором комики задают тему для разговора и в процессе общения их развивают) и несколько интерактивных игр. Во всех онлайн-шоу есть возможность отправить донат. Однако количество просмотров проектов невелико: на момент написания статьи у большинства их — лишь несколько сотен.

Сейчас мы пытаемся найти свою нишу на YouTube, но сразу придумать и реализовать интересный, смешной и совершенно новый формат, который полюбился бы аудитории и зажёг энтузиазм в глазах комиков — сложная задача. Нюансов очень много, начиная от идеи, заканчивая необходимостью дорогостоящего оборудования для производства качественного контента.

Виктория Втюрина

Московский Stand-Up Club №1 проводил онлайн-разгоны на платформе «Мегафон ТВ», а в YouTube отметил своё пятилетие: в течение почти семи часов его резиденты публично общались по видеосвязи из своих квартир, воспроизводя традиционные форматы клуба. В конце мая клуб устраивал онлайн-концерт с билетами по 50 рублей с участием Василия Медведева. Алексея Квашонкина, Гарика Оганисяна и Александра Малого. В комментариях зрители отмечают, что в течение трансляции было много проблем со связью, а шутки не были смешными.

В первые дни эпидемии пермское стендап-сообщество «Счастливцы» придумало собственный интерактивный проект, но не в интернете. Они создали «меню» шуток от нескольких уральских комиков и выложили его в свои соцсети. Любой желающий мог за пожертвование заказать остроту на выбранную тему — для себя или своего знакомого. Комики звонили получателю и рассказывали шутку. Полученная сумма делилась между комиком и сообществом. Впрочем, задумка провалилась — лидер сообщества Алексей Белобородов рассказывает, что проект прожил всего несколько дней.

Фрагменты меню шуток Фото предоставлено Алексеем Белобородовым

«Когда наш президент объявил, что будем сидеть [на самоизоляции] до 30 апреля, у людей пропало желание даже лишние 100 рублей тратить на шутку. Из-за этого проект прекратился. Или мы просто плохо его рекламировали», — пояснил Алексей в разговоре с TJ.

Комик Александр Мокин, участвовавший в проекте, рассказал о своём опыте так: «Я три раза позвонил незнакомым людям и рассказал им по одной из своих шуток. Они за это заплатили по 100 рублей. Мне кажется, это аналог секса по телефону, только стендап».

Комики создавали проекты о карантине, но это не спасло их от уныния

Во время эпидемии большинство стендап-сообществ, поддерживая интерес публики, выкладывали в YouTube снятые до пандемии выступления. Однако несколько комиков создали специальные проекты, посвящённые жизни на самоизоляции. Самым продолжительным из них стало шоу «Мокины на карантине», придуманное Александром Мокиным из Новоуральска. Первая серия вышла 26 марта.

По сюжету, в России уже год бушует эпидемия коронавируса, и семья стендапера Саши Мокина переживает это время как умеет. Они устраивают домашний открытый микрофон, играют в дартс, чтобы вспомнить отдых в Турции, осваивают бокс, рыбалку в аквариуме и пробуют себя в блогерстве. По признанию автора, приёмы повествования он подсмотрел в сериале «Офис». Съёмки проходили дома у комика. В шоу заняты сестра и отец стендапера.

«Мама не участвует, потому что она более брезгливая, её сложнее попросить сказать ту или иную фразу, а мне сложно писать, то что ей понравится — она не любит пошлые или абсурдные шутки, а я пишу именно такое», — рассказал Александр Мокин.

По словам комика, полностью серии видела только сестра и боялась, что проект могут посмотреть её школьные учителя. Отцу автор шоу даже не показывал финалы шуток — двусмысленные панчлайны глава семейства не одобрил бы. При этом, Александр Мокин рассказывает, что отец во время съёмок много импровизировал и теперь шутит о собственной стендап-карьере.

В рамках проекта «Мокины на карантине» на сегодня вышло пять серий. Александр Мокин в разговоре пояснил, что сделал перерыв из-за занятости на работе, но планирует вскоре снять ещё один эпизод. Вероятно, он станет предпоследним.

Ещё одно комедийное семейное шоу в начале апреля выпустил Виктор Копаница. В нём он и его жена рассказывают о различных аспектах семейной жизни. Например, о плюсах и минусах свободных отношений, о смысле брака как такового и о тонкостях совместного проживания во время карантина. «В интернете в последнее время дохрена посредственных шоу про коронавирус и очень мало посредственных шоу про отношения», — в первом выпуске пояснил Виктор Копаница.

К этому моменту вышло лишь два эпизода шоу. Виктор не исключает, что вернётся к этому формату, но пока автор «просто приуныл».

Вскоре после начала эпидемии Виталий Косарев выпустил пилотный выпуск шоу «Ютуп». В нём он планировал обшучивать контент видеохостинга. Эпизод комик посвятил иронии над популярными блогерскими форматами и советам, что делать на самоизоляции. В беседе Косарев рассказывал о планах продолжить шоу, но дальше пилотного эпизода дело так и не пошло: Виталий сосредоточился на своём новом проекте пародийных новостей «Россия 42».

Как полагают комики, стендапу потребуется не меньше полугода на восстановление

Сейчас моральное состояние комиков собеседники TJ описывают как апатию и уныние. Из-за того, что в жизни мало что происходит, многие стендаперы не пишут новый материал. Как говорит Виктор Копаница, после карантина у всех будет блок примерно одинаковых шуток про самоизоляцию.

По мнению редактора GoStandUp.ru Вячеслава Протасова, подводить итоги карантина для стендап-индустрии пока рано. До сих пор неизвестно, когда и при каких условиях смогут открыться площадки, где выступают комики. В конце мая после перерыва, сделанного по своей инициативе, возобновил работу стендап-клуб в Минске. Российские представители индустрии смотрят на него как на пример своего возможного будущего. «Сейчас там, по сути, пускают только половину зрителей от общей вместительности. То же самое будет и у нас, скорее всего. Из-за рекомендаций Роспотребнадзора вместительность всех стендап-клубов фактически уменьшится. То есть, после снятия основных ограничений доход клубов не вернётся на прежний уровень», — говорит Вячеслав.

Владелец стендап-клуба «Бардак Бар» Игорь Жидков рассказывает, что, по слухам, в Вологде с 16 июня начнут разрешать проводить массовые мероприятия, но с ограничениями по количеству зрителей и их рассадке. Игорь считает, что при таких условиях даже нет смысла возобновлять работу.

При ограничении в 50 человек организовывать мероприятия невыгодно, так как в городе мало местных комиков, и приходится привозить ребят из других городов. С таким количеством гостей расходы будут превышать прибыль.

Игорь Жидков

Собеседники TJ считают, что на восстановление индустрии понадобится не меньше полугода, и это будет зависеть от активности зрителей. На вопрос, будет ли востребован стендап после карантина, однозначного ответа нет.

«За эти годы люди успели полюбить живую стендап-комедию, а за прошедшие пару месяцев — очень по ней соскучились. Все будут как-то приспосабливаться, но как только ограничения снимут, зрители снова пойдут на стендап», — считает Вячеслав Протасов. Другие собеседники TJ настроены менее оптимистично.

«Будет тяжело, потому что развлечения — это не то, на что деньги тратятся в первую очередь. А их у всей страны будет меньше. Поэтому придётся что-то делать иначе. На мой взгляд, самое умное, что сейчас можно сделать — развивать свой канал, расширять аудиторию, делать много бесплатных вещей. Да, индустрия станет меньше, но она и раньше вне Москвы была небольшой, поэтому в регионах мало что изменится», — говорит стендап-комик Илья Якямсев.

Игорь Жидков считает, что свой вклад в восстановление индустрии должны сделать не только зрители, но и сами комики.

Я понимаю, что это может прозвучать абсурдно, но от комиков, в данный момент, хотелось бы понимания, что ли, и снижения гонораров. В Москве и Санкт-Петербурге люди изголодались и готовы будут ходить на концерты, а нам, в регионах, придётся практически начинать всё заново.

Игорь Жидков

Жидков надеется, что власти как можно скорее снимут ограничения, потому что, по его словам, в ресторанах санитарная обстановка лучше, чем в гипермаркетах, где на кассе толпится много людей. «Но выбор был сделан в пользу крупных продуктовых магазинов и пивных разливашек. Видимо, по логике правительства, русскому человеку не за чем смеяться и культурно отдыхать. Главное, чтобы он смог купить хлеба, колбасы, пива и быть счастливым».

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Блок special_button недоступен

#стендап #карантинвроссии #лонгриды #интервью #лигаавторов