Истории
Влад Скрабневский

Инструкция крестоносцу 11-го века: как освободить Иерусалим и вернуться домой живым

Путёвка в трёхлетнее путешествие к Гробу Господнему в роли воина Христа.

Захват Иерусалима крестоносцами Предположительно, миниатюра Себастьяна Мамеро

В 1096 году началась одна из самых масштабных военных операций в истории Средневековой Европы. Многотысячная толпа рыцарей и простонародья отправилась освобождать захваченный мусульманами Иерусалим – священный город, в котором проповедовал Иисус Христос.

В поход рыцари двинулись летом, но начать путешествие вам придётся пораньше. Место действия – небольшой городок Клермон в центральной Франции. Время – 27 ноября 1095 года. Именно в этот день папа римский Урбан Второй призвал христиан вырвать Святую Землю из лап неверных.

Deus vult!

Начать крестовый поход Урбана надоумил император Византии Алексей Комнин. В марте 1095 года он попросил у папы отряд рыцарей для защиты Константинополя от турок-сельджуков – к концу 11-го века они захватили все земли империи в Малой Азии и заглядывались на столицу. Для пущей убедительности Алексей упомянул Иерусалим, якобы оскверняемый иноверцами. И зря: вместо небольшой рыцарской армии, подчинённой лично ему, Алексей получит почти 100-тысячное войско, двинувшееся мимо Константинополя освобождать Святую Землю.

Средневековый европейский город кипит жизнью. Узкие улицы пересекают бесчисленные телеги с мясом, овощами, рыбой и дичью – это жители окрестных деревень приехали сбывать свой товар. Вдоль дорог ютятся лавки и мастерские, хозяева которых раскладывают свежеиспечённый хлеб и бытовую утварь прямо под окнами. Отовсюду доносится шум бьющихся о наковальни молотов: день за днём кузнецы куют оружие и кольчуги. Скоро их ремесло станет актуально, как никогда.

В сам Клермон вам заходить не обязательно, разве что из любопытства. О крестовом походе папа Урбан Второй объявит на поле у главных ворот, так как всех желающих его послушать город уместить не сможет. Приходите с самого утра и ждите появления людей с флагштоками: они ищут, куда поставить папскую кафедру, а с помощью флагов угадывают направление ветра. Он должен дуть от Урбана в сторону толпы.

За считанные часы у города соберутся тысячи человек, от рыцарей до крестьян. Появление папы римского вызовет оглушительный вопль – большинство из присутствующих видят его в первый и последний раз. Выждав паузу, Урбан обратится к присутствующим с пламенной речью.

«Папа Урбан Второй проповедует крестовый поход» Художник Франческо Айец

Она началась со слов о необходимости защитить Константинополь от нашествия турок, которые не только посягают на столицу христианской (хоть и православной) Византии, но и оскверняют святыни Иерусалима. Понимая, что для успеха предприятия необходимо вызвать в толпе чувство праведного гнева и безотлагательности, Урбан изобразил мусульман жестокими дикарями.

«Они убивают и уводят в плен многих христиан, подвергают их пыткам и поборам, разрушают церкви! Турки обрезают паломников и мерзость обрезания раскидывают по алтарям, а других протыкают насквозь и заставляют выпускать из себя внутренности», – заявит он с трибуны под одобрительный гул толпы. В угоду эффектности краски сгущены: мусульмане и правда нападают на христиан и собирают с них подати, но в разумных пределах.

В конце выступления Урбан призвал вырвать Иерусалим из лап неверных и пообещал каждому, кто уйдёт в поход, отпущение грехов, а погибшим – место в раю. «Так хочет Бог!», – воскликнет папа, завершая проповедь. «Deus vult!», – в слезах повторит воодушевлённый народ.

Откуда такой ажиотаж?

Ещё восемь месяцев Урбан Второй оставался во Франции и проповедовал идею похода в разных уголках страны. В первую очередь он адресовал своё послание рыцарям – тяжеловооружённым воинам, сражающимся верхом на коне.

Однако пропагандистское воздействие папской речи превзошло все ожидания: помимо профессиональных солдат, на Восток собрались десятки тысяч крестьян, купцов и нищих. Целыми семьями они готовятся выступить в город, где принял муки и смерть Иисус Христос.

То там, то тут простолюдины видят знамение – комету в виде меча. Другие успели встретиться с умершими родственниками, которые встали из могил, чтобы принять участие в крестовом походе. Обратите внимание, может и вам Господь пошлёт какой-нибудь знак.

Общество средневековой Европы насквозь пронизано религией: тут все верят в Бога, существование которого не подвергается никакому сомнению. Не меньше мирских забот человека 11-го века мучают заботы духовные – он постоянно прокручивает в голове, все ли грехи замолил и не совершил ли новых. От этого зависит, что ждёт его после Страшного суда.

Страшный суд Миниатюра из часослова герцога Беррийского 

Страшный суд начнётся со вторым пришествием Христа сразу после апокалипсиса, который в раннем Средневековье ждут чуть ли не каждый день: голод, болезни и природные катаклизмы – описание конца света в Откровении Иоанна Богослова – очень напоминает реалии 11-го века. И вдруг папа римский призывает всех отправиться в Иерусалим и уверяет, что этого хочет сам Бог! В сознании простого люда и многих рыцарей грядущий поход – не война, а паломничество во искупление грехов.

По правде говоря, Урбан обещал крестоносцам искупление лишь за совершённые грехи. Но народ услышал то, что хотел услышать: полное освобождение от наказаний за грехи в загробном мире. Да и что значит слово папы римского, когда речь идёт о личной просьбе Господа?

Не только вера заставила крестоносцев на три года покинуть родину – помимо отпущения грехов, многие графы и герцоги надеются обзавестись на Востоке новыми землями. Рыцари помельче рассчитывают на богатую добычу, чтобы восстановить родовой замок. Купцов манят дорогие восточные товары и торговые пути, которые пролегают через города Святой Земли.

Крестьяне хотят избавиться от феодального гнёта и стать «за морем» свободными землевладельцами. Участие в походе нищих и преступников объясняется ещё проще – Урбан Второй пообещал всем крестоносцам отсрочку по выплате долгов и запретил преследовать их по суду.

Римского папу тоже сложно назвать альтруистом: протягивая руку помощи ослабленной Византии, он надеется воссоединить католическую и православную церкви под своим началом (в 1054 году единая христианская церковь раскололась надвое). По замыслу Урбана, удачное завершение похода расширит папские владения и укрепит политическое влияние церкви в Европе. А заодно создаст многотысячную рыцарскую армию, преданную лично папе.

Тем не менее, Урбан верит в Бога и, возможно, считает своим долгом освободить Иерусалим. Для всех христиан этот город – центр мира, и пока он в руках иноверцев, мировой порядок нарушен.

На многих картах Средневековья Иерусалим изображён в центре мира. Это символ – где ещё может находиться город, в котором распяли Иисус Христа и откуда христианство распространилось по миру? Херефордская карта, 13 век

Переживает папа и за рыцарей, ремесло которых препятствует спасению души. Назвав грядущий поход паломничеством и самопожертвованием в угоду Господу, он превратил войну в акт покаяния. Позже автор Монтекассианской хроники назовёт это «пастырским попечением о воинах», поскольку Урбан предоставил им возможность спасти свои души, не отказываясь от профессиональной деятельности.

Страх рыцарей перед адскими муками хорошо иллюстрирует жизнь графа Фулька Анжуйского. Всю жизнь он воевал, не гнушаясь самых страшных пыток, но в то же время был горячо верующим христианином. Боясь попасть в ад, Фульк трижды совершал паломничество в Иерусалим и приказывал бить себя плетьми во время молитвы перед Гробом Господним.

Начало крестового похода назначено на 15 августа 1096 года, в день Вознесения Девы Марии

Вам понадобится: кольчуга, шлем, щит, копьё, меч и топор в качестве запасного оружия, если меч сломается. Не забудьте про боевую лошадь: рыцарь без лошади – простой пехотинец. Также у каждого рыцаря должен быть оруженосец (а лучше несколько). Он следит за состоянием доспехов и не даёт затупиться оружию.

Кольчуга покрывает всё тело рыцаря от головы до колен. Цельнометаллическая латная броня появится только во второй половине 14-го века

В 11 веке рыцари носят конусообразные шлема. «Шлем-ведро» с вырезами для глаз, в котором чаще всего изображают крестоносцев, изобретут через полтора столетия

Щит имеет каплевидную форму, заостряясь к низу. Хорошо защищает корпус от ударов мечом или выстрелов из лука, но легко пробивается копьём

Копьё  главное оружие рыцаря 11-го века: в эту эпоху сражение всегда начинается со встречного конного столкновения на копьях

После копейного боя битва неминуемо переходит в пешую «свалку», в которой вам и понадобится меч. Своим мечам рыцари часто дают имена. Назовите и вы свой: например,  «Победителем» или «Грозой турок»

Как бы вам не нравились боевые топоры, не используйте его вместо меча – рыцари считают топор оружием простолюдинов

Крестовый поход – удовольствие не дешёвое: стоимость экипировки одного рыцаря к концу 11-го века равна его доходам за несколько лет. Чтобы в нём поучаствовать, даже герцогам приходится закладывать родовые имения и залезать в огромные долги. Это исключает популярную среди историков гипотезу, что костяк крестоносцев составляли младшие сыновья, обделённые наследством.

Не бойтесь, что под тяжестью доспехов не сможете сдвинуться с места – это тоже миф. Суммарный вес защитного вооружения эпохи первых крестовых походов не превышает 20 килограммов: нагрузка серьёзная, но, будучи распределённой по всему телу, терпимая.

Так вы будете выглядеть в полном обмундировании 

Поверх кольчуги наденьте сюрко – тканевую накидку без рукавов. На груди нарисуйте или вышейте красной тканью крест, как велел папа. Фанатики выжигают кресты прямо на теле или рисуют их собственной кровью.

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

заповедь Господа, Евангелие от Матфея

Первая остановка – Константинополь

Урбан Второй планировал послать на Восток одно южно-французское рыцарское войско во главе с графом Раймундом Тулузским. Вместо этого к лету 1096 года самостоятельно сформировались ещё четыре армии под предводительством Гуго Вермандуа, Готфрида Буольонского, Боэмунда Тарентского и Роберта Нормандского. До Константинополя они пойдут по отдельности, поэтому самое время решить, под чьё знамя вам встать.

В общении с боевыми товарищами избегайте термина «крестовый поход» – он появится только в конце 17-го века. Современники используют выражения «перегринацио» (странствование), «экспедицио» (поход) и «итер ин террам санктам» (путь в Святую Землю). Друг друга они называют просто воинами Христа. Слово «крестоносец» войдёт в обиход столетьем позже.

В отряд Раймунда Тулузского лучше не вступать: во время перехода через Хорватию и Далмацию зимой 1096 года вас будут постоянно атаковать славяне, а затем армию настигнет голод. То же касается графа Гюго Вермандуа – при переправе через Адриатическое море к берегам Византии его флот потерпит крушение.

Южно-итальянская армия Боэмунда Тарентского преодолеет Адриатику без происшествий, но по дороге к Константинополю столкнётся с печенегами. Без приключений до Византии доберётся только войско Готфрида Бульонского.

Блок person недоступен

И обладатель родового замка Бульон в Арденах, который пришлось заложить перед отправкой в крестовый поход. Звёзд с неба Готфрид не хватает – военного опыта у него почти никакого. Зато он смел, честен и умён. На Восток Готфрида сопровождают братья Эсташ и Бодуэн.

В середине августа 1096 года его отряд отправится в путь через Священную Римскую империю и Венгрию. По дороге возможны небольшие стычки с евреями в Чехии. Несколькими месяцами ранее они пострадали от рук многотысячной толпы бедняков, которые отправились на Восток раньше рыцарских армий и устроили погромы в Праге и других чешских городах. После этого любое упоминание о крестоносцах воспринимается евреями в штыки.

Путь армии Готфрида Бульонского в Константинополь 

В остальном дорога пройдёт без потрясений и уже к Рождеству Готфрид будет у стен Константинополя. С ним не пропадёшь, поэтому после сборов можете смело отправляться из Клермона в Бульон и дожидаться начала похода.

Не ждите, что вас встретят с распростёртыми объятиями

Между Византией и Европой давно зреет вражда. Крестоносцы считают восточных христиан зазнавшимися, лицемерными еретиками. Те наоборот, убеждены, что все западноевропейцы – необразованные варвары.

Назовёте кого-нибудь из местных «византийцем» и докажете их правоту. Никакой Византии не существует: так Восточную Римскую империю прозвали немецкие учёные 18-го века, отталкиваясь от старого названия Константинополя Византий. Современники называют свою родину Романией, то есть Римом, а друг друга ромеями. Для них история Древнего Рима никогда не заканчивалась.

В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную части. Западная вскоре пришла в упадок. Восточная просуществовала ещё тысячу лет и получила название Византия.

В Константинополе рыцарей отпускают в город небольшими группами. Успейте посетить главные достопримечательности: 1 – Большой ипподром, 2 – Собор Святой Софии, 3 – Форум Константина, 4 – Дворец Буколеон Реконструкция Константинополя 4-13 веков Антуана Хельберта

Пересекая Малую Азию

В апреле-мае 1097 года крестоносцы переправились через Босфор в Анатолию – Малую Азию. Их войско состояло из 70-100 тысяч человек, среди которых 7-10 тысяч — рыцари, 40-50 тысяч — пехотинцы, а в остальном простолюдины.

Боевое крещение вы примете уже 21 мая у стен города Никея – в 1078 году турки-сельджуки захватили его у Византии и сделали столицей Сельджукского султаната в Малой Азии. Не спускайте глаз с горных вершин: именно оттуда под гром труб и барабанов нагрянут основные войска мусульман.

При приближении турок в лагере поднялся такой шум, что один не мог слышать другого. Грохот оружия и ржание лошадей, сигналы труб и ужасный звук тамбуринов; казалось, крики вопящих наперебой сарацин (так крестоносцы называли всех мусульман – прим. TJ) поднимались до самых звёзд.

Гийом Тирский

Тактика рыцарского боя предполагает фронтальную атаку вооружённой копьями конницы: несколько отрядов по 20-30 рыцарей друг за другом разбивают вражеские боевые порядки. Пехота в это время обстреливает врага из луков и арбалетов.

Ваша задача:

  • с помощью оруженосца оседлать лошадь;

  • зажать копьё под мышкой в фиксированном горизонтальном положении;

  • по команде пришпорить лошадь, отпустить поводья и стараться поразить копьём как можно больше противников.

Войско турок состоит из легковооружённых лучников, которые попытаются застрелить вашу лошадь, а затем и вас. Помимо молитв, избежать горькой участи поможет щит. Держать полутораметровое копьё одной рукой, щит – другой, и одновременно с этим удерживаться на коне в полном боевом обмундировании очень тяжело. Рыцари обучаются этому годами, поэтому перед походом приведите себя в форму и потренируйтесь.

Удача окажется на стороне крестоносцев – не выдержав рыцарского натиска, мусульмане отступят. После этого начнётся длительная осада Никеи. Позже хронисты напишут, что стены города защищал сарацин-гигант, который кидал в крестоносцев огромные каменные глыбы и убивал десяток христиан за раз. Скорее всего, это выдумка, но на всякий случай не подходите близко к городским укреплениям.

Во время осады стороны обстреливают друг друга из камнеметательных машин: требушетов, катапульт и баллист Гравюра Гюстава Доре

Осада потребует от вас высокой моральной выдержки: вскоре вместо камней крестоносцы примутся метать за городские стены головы пленных турок, чтобы деморализовать противника. В ответ сарацины уродуют тела погибших в бою франков и увешивают ими башни крепости. Эта жуткая картина будет преследовать вас с утра до вечера вплоть до 19 июня 1097 года, когда гарнизон Никеи наконец сдастся. А во снах – до конца жизни.

Крестоносцы забрасывают за стены Никеи головы убитых врагов Миниатюра конца 13-го века

Уже первого июля вы снова примете бой, но теперь близ города Дорилея. В этот раз туркам почти удастся взять верх, но положение спасёт представитель папы римского в походе епископ Адемар: его отряд атакует сельджуков с тыла и обратит их в бегство. Чтобы не вступать в противоречие с законом, по которому священнослужители не имеют права проливать кровь, Адемар орудует палицей. Ведь она не рубит, а всего лишь проламывает кости.

Отступая, турки бросили у Дорилеи всё своё имущество. Постарайтесь прихватить оттуда десяток-другой безантов (безантом на востоке называют золотую монету весом 4,55 грамм). В будущем эти деньги спасут вам жизнь

Даже не думайте, что всё худшее позади: впереди месячный переход через фригийскую пустыню под палящим июльским солнцем. Из еды придётся довольствоваться терновником, и это в хорошие дни. Из воды – собственной мочой или выжатым из одежды потом, когда взятые в Дорилее запасы иссякнут.

Готовьтесь наблюдать, как женщины рожают и тут же бросают младенцев – об этом упоминает участник Первого крестового похода хронист Альберт Аахенский. Главное дотянуть до 15 августа, когда ваш отряд займёт покинутый турками город Икония.

Поняли, что с вас хватит?

Тогда примкните к отряду брата Готфрида Бульонского Бодуэна. Выйдя из Иконии, он отделился от основной армии и к марту 1098 года без боя занял армянский город Эдессу, сделав его своим королевством. На этом для Бодуэна и его рыцарей паломничество закончится.

Антиохийское стояние

В сентябре 1097 года отряд крестоносцев выдвинулся из Иконии. Разбив турок в окрестностях Гераклеи, рыцари достигли армянского города Мараш и устроили там привал. Не удивляйтесь, что подходя к каждому поселению, паломники спрашивают: «Это Иерусалим?». Дело не только в том, что они понятия не имеют, где он находятся. По их мнению, Всевышний может сократить крестоносцам дорогу и немедленно доставить их к священному городу.

На пути в Мараш вам придётся преодолеть многочисленные горные ущелья. Тут рыцари, не скрывая злобы, выкидывают или продают местным взятые про запас доспехи и оружие. Другие жадничают и со всеми пожитками срываются в пропасть.

21-го октября армия крестоносцев разбила лагерь у стен Антиохии – второго по святости города Востока, где апостол Пётр основал патриархат, а сторонники Христа впервые назвали себя христианами. В 1085 году Антиохию завоевали турки-сельджуки. Рыцарям предстояло вернуть город: миновать его на пути к Иерусалиму означало оставить тыл под угрозой.

Взять город штурмом помешает недостаток осадных башен и камнеметательных машин. Впереди – восьмимесячная осада Антиохии, во время которой вы сто раз пожалеете, что не ушли в Эдессу.

Соревнование в жестокости

В начале ноября турки начнут совершать ночные вылазки из города, чтобы убить и пленить как можно больше крестоносцев, поэтому будьте начеку и не разгуливайте вдали от лагеря после наступления темноты. Ответ христиан не заставит долго ждать: в середине месяца князь Боэмунд опустошит близлежащий город Харим, убьёт всех пленников, а их головы прикажет перебросить катапультами в Антиохию.

Осада Антиохии. Нашли себя? Миниатюра из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер», 15 век

После этого диверсионные вылазки турок участятся, а самая крупная из них состоится в ночь на 29 января 1098 года. Тогда мусульмане зарежут несколько десятков рыцарей и пехотинцев, не успевших вооружиться, но будут отброшены обратно в крепость. Головы убитых врагов крестоносцы насадят на копья и с ликованием пронесут под стенами Антиохии.

В ответ эмир Яги-Сан прикажет казнить находящихся в городе христиан и сбросить их тела с крепостных стен, а жившего в Антиохии греческого патриарха Иоанна повесить за ноги и избить железными палками. Пленённые крестоносцы проявляют чудеса мужественности: рыцарь Раймунд Порше демонстративно отказался принимать ислам в обмен на жизнь, и в тот же момент лишился головы прямо на глазах у боевых товарищей.

Во время длительных осад рыцари Христа коротают вечера за игрой в кости. Даже в пылу азарта не теряйте бдительность: уйдя с головой в игру, архидьякон Меца и безвестная молодая девушка не заметили приближающихся к ним турок и поплатились за это жизнью.

Четвёртого марта 1098 года в гавань Сен-Симеона близ Антиохии подошла долгожданная союзническая эскадра с механиками и материалом для создания осадных машин. Воспользовавшись тем, что основные силы крестоносцев во главе с Боэмундом Тарентским и Раймундом Тулузским отправились забирать груз, турки напали на лагерь христиан, но получили отпор и отступили.

Ранним утром следующего дня они вернулись, чтобы похоронить убитых товарищей. Обнаружив свежие могилы, паломники разграбили их, а головы трупов насадили на колья и расставили напротив стен Антиохии. Это вызвало новый виток насилия: разгневанные турки показательно сожгли очередную группу пленников-крестоносцев на костре. Чтобы не оказаться в их числе, откажитесь от бесцельных прогулок по окрестностям и даже во сне не отпускайте рукоять меча.

Звериная жестокость обеих сторон – не самое худшее, что ждёт вас во время осады Антиохии

Всю осень крестоносцы опустошали плодородные почвы вокруг города, а к декабрю обнаружили, что запасов еды почти не осталось. Лагерь одолел жесточайший голод: гордым рыцарям пришлось сражаться с бедняками и вьючными животными за корни растений и дикие травы. В пищу шли собаки, крысы и зёрна, найденные в навозе.

Мы испытывали крайнюю нужду, нас мучил голод. Бедность и нужда, посланные нам Господом за наши грехи, были таковы, что во всей армии не нашлось бы и тысячи рыцарей, у которых остались бы кони в добром состоянии.

анонимная хроника

Не голодает только десятитысячная армия нищих во главе с нормандским рыцарем Тафуром, но вряд ли вы захотите разделить с ними трапезу: они потрошат и жарят трупы турок. Эти люди состоят в еретической секте эбионитов и верят, что путь в рай открывают лишения и страдания. Для крестоносцев тафуры – настоящая находка: они первыми бросаются в бой, проходят опасные горные ущелья, выполняют всю грязную работу и ничего не просят взамен.

Единственный шанс выжить – обратиться за помощью к живущим в окрестностях Антиохии христианам. Тут-то вам и понадобятся взятые у Дорилеи деньги: местные греки и сирийцы с радостью поделятся зерном и водой, но за внушительную плату.

Не беспокойтесь, что постоянные набеги турок лишат вас сна. За них это сделают зимние дожди, которые превратят лагерь крестоносцев в сплошное болото.

Долгожданный захват Антиохии произойдёт неожиданно тихо в ночь на третье июня 1098 года. Пока плотники днями напролёт строили осадные машины, а лидеры похода прорабатывали штурм города, Боэмунд Тарентский в тайне ото всех связался с комендантом башни Двух Сестёр на юге Антиохии армянином Фирузом. В обмен на вознаграждение он согласился пропустить крестоносцев в город.

Интересно посмотреть, как легко может пасть неприступная крепость? Тогда подходите к башне в полночь. Дождавшись сигнала Фируза, рыцари Боэмунда начнут взбираться по штурмовой лестнице на стену. Не спешите за ними, иначе покалечитесь – очень скоро лестница сломается под тяжестью желающих проникнуть в Антиохию первыми. Лучше немного подождите и зайдите в город через ворота рядом с башней. Их для основной армии откроют пробравшиеся внутрь крестоносцы.

Боэмунд взбирается на стену Антиохии Гравюра Гюстава Доре

Криками «Deus vult!» христиане нарушили царившую в городе тишину и принялись убивать всех, кто попадётся им на пути – за ночь погибло несколько тысяч турок. Неизвестный хронист описывает одно из развлечений крестоносцев: они загоняли мусульман на крепостные стены и вынуждали их прыгать вниз, с удовольствием наблюдая, как те разбиваются насмерть.

Но «веселье» продлится недолго – пятого июня к Антиохии подойдёт армия сельджукского полководца Кербоги, в два раза превышающая войско крестоносцев. Теперь на месте осаждённых окажетесь вы, так что пока остальные мстят туркам за месяцы лишений, сосредоточьтесь на поиске продовольствия. Запасов еды в городе почти не осталось.

Эти святотатцы и враги Господа так крепко заперли нас в Антиохии, что многие из наших воинов умерли от голода. Маленький хлебец стоил безант, что уж говорить о вине. Всё было так чрезмерно дорого, а голод так велик, что варили и ели листья смоковницы, винограда и репейника. Другие варили и ели сухие шкуры лошадей, верблюдов, быков и буйволов.

анонимная хроника

Парадоксально, но путь на Иерусалим крестоносцам открыл сам Кербога: измученные голодом, 24-го июня они согласились сдаться и уйти обратно в Европу, но турецкий военачальник отказался отпускать христиан без боя. Не надеясь на победу, 28-го числа Христово войско вышло из крепости и нанесло мусульманам сокрушительное поражение.

Потом крестоносцы станут утверждать, что в самый разгар сражения им на помощь явилась армия во главе со святыми Георгием, Меркурием и Дмитрием. Придумайте что-нибудь и вы – например, как во время битвы ваше войско озарило солнце, а над турками сгустились грозовые тучи. Это ли не знак?

На Иерусалим!

Памятуя переход через фригийскую пустыню, лидеры крестоносцев решат переждать летне-осеннюю засуху и выдвинуться на Иерусалим пятого ноября. Антиохию рыцарский совет отдаст Боэмунду Тарентскому, несмотря на возражения его основного соперника Раймунда Тулузского.

Будьте осторожны – по дороге вам может встретиться мантихора с тремя рядами зубов, человеческим лицом и хвостом скорпиона. Или загадочный зверь с козлиной мордой и ослиной шеей. По крайней мере, так фауну Ближнего Востока описывает автор «Иерусалимской истории» Фульхерий Шартрский.

Заветной цели вы достигните седьмого июня 1099 года. С вершины горы Монжуа вам откроется Иерусалим, при виде которого рыцари падут на колени и начнут неистово молиться.

Позади – три года жизни и больше трёх тысяч километров пути

Природа вокруг священного города очень скудна, но никто из паломников не смеет на это злиться: как же ей не омертветь рядом с местом, где принял смерть сам Бог. Ближайший источник воды – Силоамский пруд – находится к югу от города и постоянно обстреливается турками, так что даже обычный поход за водой станет для вас настоящим приключением.

Обе стороны сразу же начнут атаковать друг друга из катапульт и требушетов, поэтому будьте начеку и не приближайтесь слишком близко к камнеметательным машинам – для врага они цель номер один. В начале июля две турецких колдуньи попытаются вывести из строя ваши осадные орудия, но чары не сработают: один из снарядов угодит прямо в них.

Помимо камней, в ход идут бочки с греческим огнём. Это горючая смесь смолы, воска и нефти, которую невозможно потушить водой

Восьмого июля рыцари совершили крёстный ход вокруг Иерусалима, «чтобы очиститься от грехов и испросить милость Божью для завоевания святого города». Штурм начался 14-го июля на рассвете, когда Раймунд Тулузский и Готфрид Бульонский придвинули свои осадные башни к крепостным стенам.

Передвижная осадная башня состоит из нескольких этажей, на каждом из которых во время боя находятся рыцари. Когда башня вплотную придвигается к крепости, воины поднимаются с нижних этажей наверх и по опускающемуся мостику устремляются на стены Миниатюра «Осада и завоевание Иерусалима», 13 век

Ваше путешествие началось под знамёнами Готфрида, поэтому и закончить его символично вместе с ним. Готовьтесь к худшему: турки осыпают осадные башни градом стрел, поливают греческим огнём и кидают в них зажжённые брёвна. Чтобы избежать ожогов, всегда держите под рукой бурдюк уксуса – греческий огонь можно потушить только им.

Внутри осадной башни вы в относительной безопасности, чего не скажешь о тех, кто взбирается на стену по лестнице. Представьте себя на их месте: пока сверху летят камни, льётся кипяток и горячее масло, ваша задача поставить лестницу к стене и не дать врагу её столкнуть. Рядом вопят от боли ваши братья по оружию, да и сами вы изнываете от ожогов. Но надо лезть, одной рукой удерживая над головой щит, а другой цепляясь за перекладины. Наверху уже поджидает десяток турок, которые попытаются сбросить вас вниз – в окровавленную кучу убитых товарищей.

Утром 15-го июля штурм продолжится, и в полдень вам наконец удастся проникнуть в город. Затем откроются главные ворота, основные силы крестоносцев хлынут внутрь и начнётся бойня. «С падением Иерусалима и его башен началось самое интересное. Некоторые язычники были обезглавлены, другие пронзены стрелами с башен, а кое-кого после долгих пыток сожгли живьём. Груды голов, рук и ног лежали в домах и на улицах, солдаты и рыцари ходили по трупам», – с удовольствием вспоминает неизвестный рыцарь.

«Взятие Иерусалима» Картина Эмиля Синьоля

За считанные часы священный город Иерусалим превратится в ад на земле. Апофеозом расправы над мусульманами станет ужасающая процессия: забрызганные кровью с ног до головы, паломники направятся поклониться Гробу Господню, распевая строки из 136-го псалома.

Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

пс. 136. 5–6

17-го июля резня прекратилась, тела убитых сожгли на кострах. Через пять дней совет крестоносцев провозгласил Готфрида Бульонского, прорвавшего оборону города, королём Иерусалима. Сам он предпочёл называться Защитником Гроба Господня, так как не хотел «носить золотой венец там, где Спаситель носил терновый».

29-го июня 1099 года в Риме скончался папа римский Урбан Второй. О захвате Иерусалима он так и не узнал.

Навстречу триумфу

Освободив Иерусалим, крестоносцы с чувством выполненного долга двинутся домой. Отправляйтесь и вы – сначала морем до Константинополя, а оттуда в Западную Европу.

Пусть вас не удивляет, что лица большинства паломников омрачены печалью: не оправдалась их главная надежда – разбогатеть. Первых крестоносцев, вернувшихся домой богачами, можно пересчитать по пальцам: всё награбленное рыцари тратили на продовольствие во время похода и обратную дорогу. Многие из них уже мысленно попрощались с заложенными имениями, поэтому поводов для радости и правда мало.

Воины Христа ещё не знают, что помимо бесчисленных долгов на родине их ждёт вечная слава – участие в крестовом походе поднимало престиж семьи крестоносца и делало его желанным гостем в любом доме. По возвращении в Европу толпы народа облепят вас со всех сторон, чтобы из первых уст узнать о героическом спасении Гроба Господня. Утолите их любопытство и расскажите всё в мельчайших подробностях.

* * *

Основные источники статьи:

  • Грановский А.В. «Крестовые походы. Том 1»;
  • Харитонович Д.Э. «История крестовых походов»;
  • Дударев С.Л., Лесина Т.Н. «С крестом и мечом. Очерки истории крестоносного движения»;
  • Жозеф Франсуа Мишо. «История крестовых походов»;
  • Заборов М.А. «История крестовых походов в документах и материалах»;
  • Джонатан Райли-Смит. «История крестовых походов»;
  • Томас Эсбридж. «Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую Землю»;
  • Джеймс Брандедж. «Крестовые походы. Священные войны Средневековья»;
  • Лучицкая С.И. «Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов»;
  • Эварт Окшотт. «Оружие и воинские доспехи Европы»;
  • Иванов К.А. «Средневековые замок, город, деревня и их обитатели».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Блок special_button недоступен

#истории #крестоносцы #средневековье #лонгриды #лигаавторов