Истории
Leonid Pasternak

Профиль: Скотт Моррисон — премьер-министр Австралии, превративший пандемию в личный успех

Премьер «для богатых», опытный манипулятор и главный обвинитель Китая в пандемии Covid-19.

Скотт Моррисон Фото Reuters

В начале 2020 года рейтинг премьер-министра Австралии Скотта Моррисона обрушился до 30% на фоне бушующих пожаров по всей стране. Австралийские СМИ обвинили Моррисона в бездействии и отметили, что природная катастрофа превратилась в «политическую». Британская газета Daily Mail назвала действия премьера «экстраординарным марафоном жалких решений», которые заставят «тихих австралийцев» в период кризиса выступить за отставку правительства.

Однако в марте под руководством Моррисона правительство приняло своевременные карантинные меры против распространения Covid-19. Согласно данным Университета Джонса Хопкинса в США, Австралия по-прежнему входит в число стран с наилучшей эпидемологической ситуацией. Благодаря действиям Моррисона в стране удалось предотвратить массовые вспышки коронавируса и сохранить частный бизнес при помощи госинвестиций. Также он стал первым мировым лидером, который публично обвинил Китай в распространении Covid-19. Премьер-министр заручился поддержкой почти 70% австралийцев, став самым популярным политиком страны.

Амбициозный карьерист, «чудом свергнувший» предшественника

В августе 2018 года Моррисон получил кресло премьера в результате внутрипартийных выборов. Тогда австралийская пресса назвала его «тёмной лошадкой», подчеркнув, что всего 54% избирателей «хотя бы что-то слышали» про Моррисона до того, как он выиграл праймериз Либеральной партии. Газета The Sydney Morning Herald отмечала, что новоизбранный премьер-министр всегда считался преданным союзником либеральной элиты и не претендовал на пост главы партии. Он неоднократно публично поддерживал своего предшественника, экс-премьера Малькома Тёрнбулла, заявляя, что считает его «своим лидером и гордится им».

Скотт Моррисон с экс-премьером Малькомом Тёрнбуллом (справа) Фото Алекса Элингаузена

До своего избрания Моррисон работал в казначействе Австралии и выполнял функции финансового помощника Тёрнбулла. Будущий премьер занимался формированием бюджетной политики страны. Будучи экономистом по образованию, Моррисону удалось привести федеральный бюджет в сбалансированный вид при помощи новой налоговой системы. Он быстро завоевал доверие экс-премьера и закрепился в правительстве.

The Sydney Morning Herald отмечает, что публичная «лояльность» Моррисона совершенно не соотносилась с его «закулисным» поведением. По информации издания, Моррисон пытался «прощупать» поддержку среди видных членов Либеральной партии с целью создания внутренней коалиции против Тёрнбулла задолго до своей победы. Министр здравоохранения Грег Хант в разговоре с журналистами подтвердил, что Моррисон расплывчато предлагал ему пост своего заместителя в случае его победы на ближайших праймериз в обмен на поддержку.

Незадолго до своей отставки Тёрнбулл сказал о том, что он уйдёт из политики, если почувствует, что его поддержка внутри Либеральной партии слабеет. При этом Моррисон продолжал публично «клясться» в поддержке действующего премьера, но всё его окружение пыталось «нанести максимальный ущерб» Тёрнбуллу с целью его «свержения».

Иллюстрация Диона Гейна

Анонимный сторонник Моррисона внутри партии сообщил журналистам The Sydney Morning Herald, что группа поддержки «взяла обязательство не разглашать ни одной из своих махинаций». После того, как 43 из 85 членов парламента подписали петицию с требованием определить нового лидера фракции, группа Моррисона «совершила чудо», — хвастался аноним. Им удалось заручиться поддержкой большинства депутатов, и Моррисон занял пост премьера. В Би-би-си успех нового лидера либералов также назвали «чудотворным», потому как австралийцы почти ничего не знали о деятельности Моррисона до праймериз.

Отдых на Гавайях вместо антикризисного плана и лоббирование интересов угольных магнатов взамен помощи пожарным

В начале января Австралию охватили лесные пожары. По мнению учёных-экологов, аномально высокая температура воздуха (до 41.9 ºC) спровоцировала возгорания в национальных парках страны. Многие австралийцы посчитали, что настоящей причиной жаркого лета стало глобальное потепление, которое отрицал премьер. Моррисон известен своим скептицизмом в отношении теории парникового эффекта. Первые несколько дней он отказывался предпринимать какие-либо действия для тушения пожаров, защищая от нападков левой прессы и оппозиции крупных промышленников и угольные предприятия.

Моррисон заявил, что не намерен «безрассудно» «разрушать рабочие места» в области угольной промышленности. На встрече с пожарными он доказывал, что сокращения на предприятиях не приведут к улучшению экологии в Австралии. Премьер пытался убедить работников экстренных служб, что единственная «цель» атак на крупных промышленников — «разрушение экономики».

Протесты экоактивистов и сторонников лейбористов против либерального правительства Моррисона Фото AFP

Более того, австралийцев возмутил отпуск Моррисона в период напряжённой борьбы сотен волонтёров с пожарами в центральной части страны. Премьер провёл почти неделю на Гавайях вместо того, чтобы координировать работу экстренных служб в кризисный момент. Спустя несколько дней отдыха Моррисон извинился перед австралийцами и пообещал вернуться домой «как можно скорее», чтобы вместе с «храбрыми» пожарными противостоять угрозе.

Я глубоко сожалею о любом оскорблении, нанесённом кому-либо из многих австралийцев, которые пострадали от ужасных лесных пожаров, моим отъездом вместе с семьёй в такое время.

Скотт Моррисон

К концу января рейтинг Моррисона опустился до рекордных 32% и многие считали, что либеральное правительство может уйти в отставку из-за провала в начале кризиса. Как писали в Би-би-си, премьер посетил город Кобарго в штате Новый Южный Уэльс, где местные жители на встрече с политиком назвали лидера Либеральной партии «идиотом», который сделал «слишком мало» для страны.

Однако уже в конце февраля поддержка Моррисона выросла. На фоне стремительного распространения Covid-19 в Азии австралийское правительство распорядилось закрыть границы, а также ввести системы социального мониторинга контактов. Департамент здравоохранения Австралии создал приложение COVIDsafe, которое позволяло отслеживать передвижение граждан. 57% австралийцев согласились, что подобные меры помогут сдержать распространение вируса.

В Би-би-си назвали локдаун, организованный Моррисоном во время пандемии, возможностью для «фундамента» премьера, репутация которого «взлетела» после неудачного периода зимой. По мнению издания, премьер прислушивался к экспертам и врачам, а также проигнорировал призывы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) не закрывать авиасообщение с Китаем. Доверившись профессионалам, Моррисону удалось стабилизировать ситуацию.

Скотт Моррисон с главным государственным врачом Австралии, профессором Бренданом Мёрфи (справа) на пресс-конфереции во время пандемии Covid-19 Фото The Canberra Times

Кроме того, премьер извлёк ошибки из инцидента на международном круизном лайнере Diamond Princess, на борту которого коронавирусом заразились 712 человек. Он приказал ужесточить проверку судов, которые прибывают в крупнейшие порты страны. Потенциальных переносчиков инфекции отправляли на карантин.

В Би-би-си отмечают, что «неуклюжие объяснения» Моррисона причин локдауна в начале пандемии превратились в уверенные «публичные выступления» уже к концу марта. «Буйный» и «агрессивный» стиль премьера сменился более конструктивным и «мягким» после того, как «вирусная кривая быстро выровнялась». При этом австралийцы ответственно соблюдали меры социального дистанцирования, доверившись правительству.

Если в начале пандемии Моррисон выглядил довольно неуверенно, часто употребляя фразы вроде «мы вместе», «мы сильные», или «Австралия выдержит», то к концу мая премьер апеллировал конкретными фактами (создание программы поддержки безработных JobKeeper, поддержка семей с детьми и другое). В одной из своих речей Моррисон заявил, что читает все письма, которые ему пишут австралийцы.

«Три шага» Моррисона для Австралии после локдауна

В мае Моррисон заявил, что в Австралии «должны быть созданы безопасные условия на рабочих местах», чтобы исключить риски на фоне открытия экономики после двухмесячного карантина. По словам премьера, власти страны берут на себя задачу по «выравниванию кривой безработицы», обязуясь помогать всем, кто потерял работу в период пандемии.

По данным премьер-министра, около миллиона австралийцев потеряли рабочие места за время локдауна. Согласно отчёту правительства, восстановление экономики обойдётся Австралии почти в 2,8 миллиарда долларов. Конкретные шаги по восстановлению частного бизнеса Моррисон обсудил на совместном совещании с представителями малого и среднего предпринимательства. По словам Нева Пауэра, бизнесмена, который присутствовал на совещании, частникам необходимо «быть гибкими, чтобы адаптироваться к изменениям». Предпринимателям пообещали налоговые и иные послабления, а также упрощённую процедуру найма новых работников.

Моррисон поддержал предложение главного государственного врача Брендана Мёрфи, который посчитал, что властям необходимо разделить потоки людей в офисах и общественном транспорте в рабочие дни. Мёрфи также отметил, что правительство должно позаботиться о чистоте продуктов в супермаркетах, а также предоставить обслуживающему персоналу маски, перчатки и санитайзеры.

Жизнь каждого австралийца имеет значение, каждая жизнь, будущее каждого имеет значение.

Скотт Моррисон

В середине мая Моррисон представил собственный антикризисный план под названием «Три шага» для вновь открывшейся Австралии». Премьер заявил, что первый этап выхода из локдауна предполагает снятие ограничений по собраниям в группы (не более 10 человек), а также открытие малых и средних предприятий в сфере питания с санитарными ограничениями. Второй этап предполагает открытие кинотеатров, музеев, а также спортивных площадок. На завершающем этапе разрешены собрания до 100 человек в любом месте, включая клубы и парки.

По словам Моррисона, местные власти и муниципалитеты должны ориентироваться на новостную повестку и самостоятельно реагировать на эпидемиологическую обстановку. Премьер также отметил, что первый шаг его программы — самый важный, так как позволяет увидеть, сколько малых и средних предприятий возобновят работу после локдауна самостоятельно. Последующее снятие ограничений Моррисон связал с результатами первого шага.

Фото AAP Image

В конце мая Моррисон заявил, что надеется на полное открытие Австралии уже к середине июля, однако полной уверенностью не обладают даже ведущие врачи-эпидемиологи. Премьер надеется, что после открытия всех ресторанов, кафе, супермаркетов и других предприятий «большинство людей вернутся на свои рабочие места», так как это самое важное для страны. Однако он подчеркнул, что ограничения на путешествия и иные формы отдыха останутся на неопределённое время.

К началу июня деятельность Моррисона одобряли почти 65% австралийцев. Более того, среди либералов поддержка действующего премьера составила около 89%, а 52% сторонников оппозиционной Австралийской лейбористской партии предпочли бы видеть Моррисона главой правительства, нежели любого кандидата от левых сил. Британская газета The Guardian отметила, что пандемия создала «более устойчивый фундамент» для Моррисона, нежели его оппонентов.

«Австралийская жвачка на подошве китайского ботинка»

Столкнувшись с пандемией Covid-19 и её последствиями, Австралия первая в мире потребовала провести международное расследование о причинах возникновения вируса. Моррисон заявил, что провёл «очень конструктивную» беседу с президентом США Дональдом Трампом, который поддержал реакцию австралийского премьера на пандемию. Премьер-министр отметил, что Канберра обсудит с Вашингтоном роль ВОЗ и КНР в предотвращении распространения коронавируса.

Фото AP

После призывов начать независимое расследование Моррисон дал интервью телеканалу SkyNews, в котором призвал международное сообщество реформировать ВОЗ. По словам премьера, сотрудников организации необходимо наделить более существенными полномочиями, которые позволят «въезжать на территорию стран для расследования источника вспышек болезней без приглашения».

Необходим прозрачный и независимый процесс, который позволит понять, что произошло [во время вспышки в Китае], и, что ещё более важно, что должно измениться, чтобы избежать её повторения в дальнейшем.

Скотт Моррисон

После высказываний о реформе ВОЗ Моррисон провёл телефонные переговоры с президентом Франции Эммануэлем Макроном, премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном и канцлером Германии Ангелой Меркель. Однако европейские лидеры не поддержали антикитайский настрой австралийского премьера и заявили, что сейчас не лучшее время искать виноватых в пандемии. По словам Меркель, «Китай [тоже] сильно пострадал от вируса и приложил много усилий, чтобы противодействовать его распространению».

В конце апреля Австралия обвинила Китай в сокрытии информации о коронавирусе. По мнению Канберры, Пекин «был недостаточно откровенен и скрывал часть информации, касающейся истоков и распространения Covid-19». МИД Австралии заявил, что вопросы, которые задаются премьер-министром Моррисоном председателю КНР Си Цзиньпину, являются поводом для международного расследования. В мае 120 стран мира поддержали идею Австралии о независимом расследовании истоков коронавируса.

В середине мая Австралия представила ВОЗ проект резолюции по «беспристрастному и всестороннему» исследованию пандемии. Инициативу поддержал генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебреисус отметив, что мировому сообществу следует вынести урок из сложившейся ситуации с Covid-19.

В конце мая в австралийском издании The Sydney Morning Herald вышла колонка экс-премьера Австралии Кевина Рудда, в которой он назвал антикитайскую риторику Моррисона «ненужным горем». Он отметил, что австралийско-китайские отношения «всегда были сложными», несмотря на то, какая партия — Либеральная или Лейбористская — находится в Австралии у власти. Рудд подчеркнул, что Моррисон действует в «бинарной системе» международных отношений, оставаясь союзником США, которые противостоят Китаю. По мнению экс-премьера, антикитайские настроения в мире из-за пандемии будут только нарастать.

Фото Белого дома

Предложение Моррисона о реформе ВОЗ и расследовании истоков Covid-19 встретило широкую поддержку внутри Австралии. Даже депутаты от оппозиционной Лейбористской партии признали, что международный порядок в деле здравоохранения необходимо укреплять. Дипломат и член правящей Либеральной партии Дэйв Шарма поддержал Моррисона и заявил, что Канберра вправе требовать реформирования ВОЗ, так как Австралия — один из ключевых доноров организации.

В Китае заявления Моррисона вызвали крайне негативную реакцию. Редактор китайского англоязычного издания Global Times Ху Сицзинь написал в соцсети, что Австралия «всегда тут как тут, всегда гадит. Как жвачка, прилипшая к подошве китайского ботинка. Иногда самое время взять камень и отскрести её». В МИД КНР отметили, что отношение Канберры к Китаю ухудшается, а в речах премьер-министра слышна антикитайская риторика.

В конце июня Моррисон сообщил о кибератаках на госсектор и частные предприятия Австралии, намекая на работу китайских хакеров. The Guardian отмечает, что премьер намеренно не обвинял Пекин напрямую, чтобы дать возможность Китаю «играть» с Канберрой «немного лучше». Градус риторики австралийского лидера снизился. По мнению издания, Моррисон пытается сказать Китаю: «Слушай, мы не назовём твоё имя», однако «нам следует перезагрузить отношения».

Впрочем, в начале июля отношения Австралии и Китая вновь обострились на фоне принятия законов об экстрадиции и национальной безопасности в Гонконге. Моррисон заявил, что Канберра готова помочь гонконгским гражданам. Премьер предложил выдавать визы и предоставлять политическое убежище всем обратившимся в консульство Австралии жителям Гонконга. Также гонконгским студентам австралийских университетов автоматически продлят визы на пять лет.

Тысячи жизней австралийцев были спасены, особенно если вы сравните с тем, как коронавирус повлиял на многие страны по всему миру. Но сейчас нам нужно вернуть миллиону австралийцев работу. Это касается той кривой [безработицы], на которую нам нужно обратить внимание. Несмотря на все ньюансы [в период кризиса], в конечном счёте каждое государство и территория являются арбитрами для самих себя. В конце концов, каждый лидер, каждый министр должны служить государству и оправдывать свои решения с точки зрения существующего компромисса между людьми, которые могут потерять работу, и влиянием коронавируса.

Скотт Моррисон

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Блок special_button недоступен

#политика #австралия #китай #дипломатия #коронавирус #лонгриды #лигаавторов