Истории
Ullysses Ullysses
9571

Бивис и Баттхед: история дуэта, ставшего иконой поколения MTV

Вспоминаем мультсериал, который вновь вернётся на экраны, а также скандалы, связанные с приключениями двух металлистов.

В закладки
Слушать
Бивис (справа) и Баттхед (слева)

1 июля стало известно о планах шоураннера мультсериала «Бивис и Баттхед», Майка Джаджа, вернуть некогда популярных персонажей в эфир. «Кажется, сейчас самое время снова отупеть» – сказал создатель мультсериала, просуществовавшего целых 18 лет и ставшего иконой поколения MTV.

История «Бивиса и Баттхеда» сопровождалась многочисленными скандалами – мультсериал считали аморальным и вредоносным, а наиболее скандальные эпизоды попросту снимали с эфира MTV. «Бивис и Баттхед» остро реагировал на молодёжную культуру 90-ых, иронизируя над тем, какими глупыми и дегенеративными могут стать современные подростки, если поддадутся гедонизму, безделью и сомнительным развлечениям.

Бивис и Баттхед – кто они такие?

Бивис и Баттхед – двое придурковатых неудачников, одержимых сексом, сенсационными ТВ-программами и чипсами. Они лишены родительского воспитания, жизненных ориентиров и отличаются лишь деструктивным поведением. Работая в местной бургерной, Бивис и Баттхед кладут в заказ жареную мышь и жуков. Вместо того, чтобы постричь соседу дерево, подростки валят его вместе с линией электропередач, а на школьных уроках бунтари предпочитают хихикать и ковыряться в носу. Их повседневная жизнь невозможна без выходок и актов вандализма – своим поведением подростки сотрясают маленький городок, и без того населённый различными фриками.

«Бивис носит футболку Metallica, а Баттхед — футболку AC/DC. Они также отличаются друг от друга причёсками, но, в сущности, подростки представляют собой одну личность, которую разделили на две части» – охарактеризовал персонажей кинокритик Роджер Эберт.

За всю историю популярной культуры, кажется, не появлялось более бестолковых и приземлённых героев, чем Бивис и Баттхед. Они настолько тупы, что выражают отношение к миру в простых фразах: либо это «круто», либо «отстой». За восемь сезонов подростки не изменятся ни физически, ни интеллектуально – они так и продолжат раздражающе хихикать, гнусавить и качаться под хард-роковую музыку.

Почему такие плоские персонажи cтали значимыми героями поп-культуры? Во многом потому, что «Бивис и Баттхед» символизировали вырождение американского общества и молодёжи. Они стали культурным портретом детей, выросших в эпоху гранжа, многоканального телевидения и любви к брендам. Хулиганский дуэт отразил американскую «культуру бездельников», которую отличает безрассудство, скитальчество, отказ от трудовой этики и ценностей предшествующего поколения.

Если Барт Симпсон был сдержанным хулиганом и лентяем, то Майк Джадж пошёл дальше – Бивис и Баттхед стали концентрированным воплощением ужаса, который могут привнести в мир подростки. Они бросают пуделя в стиральную машину, жарят телефон во фритюре, разрисовывают картины в музеях, а также тщетно стараются добиться интимной близости с девушками. Создатель «Симпсонов» Мэтт Гроунинг говорил, что ему нравятся Бивис и Баттхед. Их поведение, по словам аниматора, снимает всякую ответственность с Барта Симпсона, которого обвиняли в разложении молодёжи.

В этом возрасте ты хочешь показать всем остальным, какой ты дикий. Скука, поиск острых ощущений и глупость – это действительно опасная комбинация.

Майк Джадж
аниматор, создатель «Бивиса и Баттхеда»

Попытка изучить Бивиса и Баттхеда – это, в первую очередь, попытка пробраться в те пласты общества, в которых распространён нарциссизм, безграмотность, культ грубых и быстрых удовольствий. Немаловажную роль играет телевизионная культура – средство мгновенного зомбирования (неспроста герои получают огромное удовольствие, объедаясь чипсами и наслаждаясь развлекательными передачами). Джадж выразил в «Бивисе и Баттхеде» личное видение тогдашней Америки, и в первую очередь – безрассудство молодёжи, на которую уже не возлагают ожиданий ни в школе, ни в семье, ни на работе.

Майк Джадж – человек, придумавший главных героев поколения MTV

Бивис и Баттхед появились в 1992 году, сразу заполучив внимание среди американских тинейджеров. Это произошло до выхода «Южного парка» и развлекательного шоу «Чудаки» – не менее важных икон поколения MTV. Майк Джадж – создатель мультсериала, изначально работал инженером в офисе компании, которая занималась программированием истребителей F-18. Позднее Джадж решил изменить свой род деятельности – от научной карьеры и перспективы стать учителем математики, он перешёл к созданию анимации.

Майк Джадж  Фото National Public Radio

Когда Джадж учился на аспирантуре в Техасском университете, он экспериментировал с самодельными анимационными камерами. Затем будущий аниматор приобрёл 16-миллиметровую плёночную камеру Bolex и начал создавать небольшие анимационные фильмы.

Я пытался нарисовать парня, с которым ходил в старшую школу. На самом деле это не было похоже на него, но я всё равно думал, что это было забавно, поэтому я продолжил рисовать. Я подумал: а что, если я просто сорвусь и сделаю его действительно ужасным?

Майк Джадж
аниматор, сценарист, режиссёр

Джадж назвал героев Бивисом и Баттхедом, вспомнив о соседях и школьных знакомых из своего детства. Бобби Бивис – так звали одного из мальчиков, жившего в трёх кварталах от дома Джаджа (правда, он был не хулиганом, а спортсменом). А имя Баттхед — это сочетание кличек двух ребят, одного из которых звали Железным Задом (Iron Butt), а другого — Жопоголовым (Butt-Head).

В 1992 году Джадж добился успеха – он снял двухминутный мультфильм «Бейсбол лягушкой», где впервые появилась парочка маргиналов. Бивис и Баттхед ловят лягушку и используют её в качестве бейсбольного мяча. Аморальные подростки хихикают и размахивают битой, измываясь над амфибией.

Рискованную короткометражку взяли на себя люди c MTV. «Бейсбол лягушкой» показали на телевизионном шоу Liquid Television. Творчество Джаджа заинтересовало телевизионщиков – аниматор начал активное сотрудничество с музыкальным видеоканалом, рейтинги шоу повысились, а MTV потребовали новых эпизодов.

«Бейсбол лягушкой»

Короткометражный мультфильм перерос в сериал, который просуществовал с 1993 по 1997 год и стабильно демонстрировал высокие рейтинги.

Мультсериал прославился не благодаря качеству анимации, а из-за сумасшедшего хулиганского задора – анимация в нём довольно грубая и напоминает, скорее, рисунки на внутренней стороне школьного шкафчика. Мультсериалу хватило нескольких сезонов, чтобы превратиться в анимационный феномен 90-х и даже более – стать настоящим голосом поколения MTV. Началось шествие героев, которое плавно переместилось на страницы комиксов, в видеоигры, а также на футболки.

Представителям поколения Х нравился безрассудный стёб в сериале, а консервативные родители считали, что он развращает молодёжь. Тогда же американская пресса заявила, что «Бивис и Баттхед» могут быть самым смелым шоу, когда-либо показанным по национальному телевидению».

Получилось так, что «Бивис и Баттхед» не только стали зеркалом поколения американских школьников 90-х годов, но и фактически предвосхитили повсеместный интернет-троллинг и формат реакций на YouTube — они комментировали и шутили по поводу всего, что происходит на экране перед ними, задолго до того, как это стало модным.

Алексей Абанин
диджитал-продюсер телеканала 2х2 в разговоре с TJ

На волне популярности персонажей, в 1996 году Джадж снял полнометражный мультфильм о похождениях двух металлистов. «Бивис и Баттхед уделывают Америку» рассказывал о том, как подростки пытались вернуть украденный из дома телевизор и попали в дорожное приключение по Соединённым Штатам. Они столкнулись с опасным гангстером, по нелепости подписавшись под рискованное дело – убить его бывшую жену.

Сцена из фильма «Бивис и Баттхед уделывают Америку»

Дальнейшее приключение Бивиса и Баттхеда превращалось в комедийный фарс – недотёпы по случайности обзавелись смертельным биооружием, которое разыскивали спецслужбы (ATF), объявив Бивиса и Баттхеда опасными преступниками.

Мультфильм запомнился целым рядом впечатляющих сцен, которых явно недоставало схематичному мультсериалу. В полном метре был и эпизод пустынной галлюцинации, нарисованный Робом Зомби, и яркая сцена с шизофреническим альтер-эго Бивиса, которого зовут Великий Кукурузо, и появление Билла Клинтона в президентском кресле.

Идея превратить короткие гэги в полноценное повествование оказалась удачной. Роуд-муви о Бивисе и Баттхеде собрало в американском прокате более 63 миллионов долларов. Джадж самостоятельно написал и озвучил персонажей.

Майк Джадж на шоу Дэвида Леттермана говорит голосами персонажей «Бивиса и Баттхеда»

Телевизионный успех на MTV сделал Джаджа востребованным аниматором и сценаристом – в 1997 году он создал мультсериал «Царь горы», а позже удачно попробовал себя в кинематографе, сняв комедии «Офисное пространство» и «Идиократия».

В 2010 году, закончив работать над последним сезоном «Царя горы», Джадж обратился к своему главному детищу – спустя 13 лет он вернул на экраны Бивиса и Баттхеда, адаптировав к современным реалиям. Они остались прежними 15-летними подростками, но жили в новом мире – мире актуальных реалити-шоу, музыкальных клипов Кэти Пери и вампирской саги «Сумерки».

Сегодня Джаджа вспоминают не только как создателя «Бивиса и Баттхеда» и «Царя горы», но также в качестве сценариста, исполнительного продюсера и режиссёра «Кремниевой долины» – комедийного ситкома, выходившего с 2014 года на телеканале HBO.

Бивис и Баттхед портят молодёжь: скандалы и обвинения

Сериал Джаджа не только удивил своим вольнодумством и бунтарством, но также спровоцировал целую волну споров. Первый инцидент произошёл в 1993 году в Огайо, когда один из несовершеннолетних фанатов мультсериала поджог машину своей семьи, спалив заживо младшую сестру, которая находилась внутри. Мать ребёнка сразу же обвинила в произошедшем «Бивиса и Баттхеда», сказав, что именно шоу Джаджа научило её сына играть с огнём.

Подростки на экране неоднократно подчёркивали, что огонь – это весело и по словам матери, сразу после этого она поймала сына за игрой со спичками. Представители из отдела пожарной охраны говорили, что неоднократные пожары с участием детей могли быть спровоцированы мультсериалом.

Именно тогда шоу впервые попытались снять с эфира, но управляющие MTV смогли его вернуть, перенеся выход сериала с семи вечера на половину одиннадцатого. MTV также удалили все имеющиеся ссылки на огонь – как в прошлых эпизодах, так и в будущих сценариях к «Бивису и Баттхеду». Fire! Fire! – популярная фраза, которую неоднократно произносил Бивис, была подвергнута цензуре и заменена на Fryer! Fryer!

Дети признались, что видели это по телевизору и думали, что тоже могут это сделать.

Стэн Кросли
шеф из отдела пожарной охраны

В 1994 году 18-летний Кэлвин Сеттл бросил шар для боулинга с эстакады, который врезался в лобовое стекло автомобиля и убил девочку на заднем сидении. Инцидент вызвал ассоциации с эпизодом «Бивиса и Баттхеда», где персонажи швыряли шар для боулинга с крыши. Общественная организация Morality in Media заявила, что обвиняемый вдохновился похождениями двух хулиганов. Позднее стало известно, что Сеттл не имел кабельного телевидения и не мог смотреть шоу.

Против «Бивиса и Баттхеда» также развернулась кампания после показа серии, где двое хулиганов издевались над кошкой, используя для этого фейерверк. Спустя пару дней в Санта-Крус нашли кошку, убитую фейерверком. После инцидента MTV пообещали, что эпизод с котом никогда больше не выйдет в эфир.

Споры вокруг сериала происходили в тот момент, когда общественность активно задавалась вопросом – существует ли связь между телевизионной культурой и реальным поведением людей? Влияет ли экранное насилие на впечатлительных юных зрителей? Деструктивное поведение Бивиса и Баттхеда сделало актуальный вопрос ещё более острым и дискуссионным. У социальных консерваторов выходки Бивиса и Баттхеда вызвали беспокойство — вдруг мультсериал воспитает целое поколение сатанистов и пироманьяков.

Эпизод Heroes

Некоторые серии «Бивиса и Баттхеда» и вовсе убрали из эфира на ТВ, так как они вызывали cпоры из-за противоречивого содержания. Эпизод Heroes, вышедший на экраны 30 июня 1993 года, впоследствии убрали из ротации. В нём Бивис и Баттхед стали виновниками авиационного происшествия, случайно выстрелив в пилота самолёта во время стрельбы по тарелочкам.

В эпизоде Way Down Mexico Way, Part II Бивис и Баттхед пытались провезти через границу наркотики в презервативах, предварительно проглотив их. Преступники забыли завязать концы презервативов и в результате испытали наркотический эффект на себе. MTV решили отказаться от повторного запуска эпизода на ТВ.

В серии Home Improvement Бивис и Баттхед нанялись к своему соседу для покраски дома, но надышавшись краской, превратили стены и окна в хаотический набор надписей. Экстремальные моменты в этой серии убрали как из телевизионных повторов, так и из выпусков для домашнего видео.

Бивис и Баттхед сегодня: уделают ли они Америку снова?

Если в 90-ые годы сериал подвергался консервативной критике, то сегодня взгляд на похождения Бивиса и Баттхеда не смягчился – критика стала ещё более суровой в соответствии с доминирующими идеями толерантности и равноправия. В поведении хулиганов находят и элементы случайной гомофобии, и частные эпизоды ксенофобии – стоит лишь вспомнить латиноамериканский акцент Бивиса, когда тот превращается в Великого Кукурузо.

Бивис в образе Великого Кукурузо

Не менее интересна позиция, согласно которой сегодня Бивис и Баттхед олицетворяют white trash – бедных деклассированных жителей с юга Америки. «Белый мусор» активно ассоциируется с республиканскими избирателями Дональда Трампа, поэтому Бивис и Баттхед могут считаться злостной карикатурой на белый рабочий класс, поддерживающий нынешнего президента. В этом смысле характерные черты подростков накладываются не только на бунтарскую культуру 90-х, но и обрастают новыми социально-политическими значениями.

Британское издание The Independent утверждает, что если Бивис и Баттхед снова появятся на экранах, то им будет куда сложнее найти свою аудиторию, чем 25 лет назад. Сериал отрицал всякое расовое разнообразие – за всю историю шоу в нём практически отсутствовали темнокожие, азиаты или латиноамериканские персонажи.

Шоу сознательно ориентировано для восприятия мужским населением – он строился вокруг грубых сексистских шуток. Женщины для Бивиса и Баттхеда существовали только как объект презрения или сексуального вожделения. За исключением Дарьи – рассудительной девочки, которая училась с хулиганами в одном классе. В 1997 году Дарье даже посвятили отдельный сериал, просуществовавший до 2002 года.

Дарья – эпизодический герой сериала Майка Джаджа

По сравнению с 90-ми годами, когда MTV позиционировали себя как источник альтернативной молодёжной культуры, сегодня агрессия и бунтарство Бивиса и Баттхеда может выглядеть не так злободневно. Особенно в эпоху, когда произведения культуры пропускаются через призму политкорректности. Поэтому шоураннеру сериала предстоит сложная задача – вернуть 15-летних аморальных подростков в новый мир, в котором самоцензуре и толерантности отведена большая роль, чем в эпоху MTV-бума.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

{ "author_name": "Ullysses Ullysses", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0448\u0430","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0438\u0433\u0430\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432","\u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u0430","\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f"], "comments": 29, "likes": 64, "favorites": 111, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 185144, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 13 Jul 2020 15:58:14 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
29 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Медленный чайник

47

А имя Баттхед — это сочетание кличек двух ребят, одного из которых звали Железным Задом (Iron Butt), а другого — Жопоголовым (Butt-Head)

Не пойму в чем сочетание, если второго зовут Баттхед

Ответить
21

Вы тоже услышали этот смех, только прочитав заголовок?

Ответить
3

Услышал этот запил

Ответить

Непосредственный цвет

allah213
2

Услышал тот смех, прочитав этот комментарий

Ответить
2

Услышали? Согласны?

Ответить

Повышенный мангал

12

пиздатое было мтв в детстве, да

Ответить
18

Там даже музыку крутили, да

Ответить

Повышенный мангал

pedobear
17

и даже не вся из нее была говнищем

Ответить
2

Вроде папский городок и южный парк крутили. Балдеж время было.

Ответить
15

шоураннеру сериала предстоит сложная задача – вернуть 15-летних аморальных подростков в новый мир, в котором самоцензуре и толерантности отведена большая роль, чем в эпоху MTV-бума.

Сложно представить как это получится ...
Им же придется вымучивать шутки, чтобы никого не обидеть,
и либо получится пресно и рейтинги будут низкие, либо
кто-то  все равно обидится и им придется закрыть шоу

Ответить
0

(((( бедняжки, совсем не пошутишь нынче((( саус парк закрыли уже? 

Ответить
9

Мне больше понравилась Дарья, что появилась из этого шоу.
Боже, этот сериал хорош.

Ответить
8

Бивис и Батхед закрылись изза примитивизма. Их было прикольно зырить потомучто их не рекомендовали к просмотру, там была тотальная деструкция и все то, чем типичный школотник мечтал разрушить унылые будни уроков: маргинальная реакция на учителей и свободная хата с телевизором, без всяких предков и замечаний что приставками своими кинескоп посадите. Фанатская аудитория составляла младше-тинейджерскую периодизацию. 
Даже сейчас, если просмотреть любую попавшуюся серию, она не будет интересна смыслом. Абсолютно.
Сценарий Бивиса и Батхеда это "Пацанки нарушили дисциплину на уроке и в наказание получили чето помыть. Они начинают мыть, но в итоге с заданием не справляются. Конец."
Чтобы заинтересовать зрителя, нужно в первую очередь прибавить этого смысла. Поднять айкью если не парнишкам, то хотябы серийным сценам.

Ну и касательно музла. Сейчас на что дрочит молодежь? На пост-постпанк и пост-постмиталкор.
Превращать вкусовое предпочтение Б и Б под современный авангард?

Ответить
0

Ну молодежь скорее дрочит на реп

Ответить
0

Апогей моды на реп припал вместе с ню-металом на начало нулевых. 

Ответить
7

В этом возрасте ты хочешь показать всем остальным, какой ты дикий. Скука, поиск острых ощущений и глупость – это действительно опасная комбинация.

Опять что-то для социоблядей

Ответить

Распространенный хот-дог

6

Переделают Баклана и Пельменя в рэперов, смотрящих видосы в ТикТок?

Ответить

Определенный утюг

5

Перепись олдфагов.
Прикол еще был в том, что по МТВ они комментировали клипы. Это тоже было весело.

Ответить
3

За всю историю сериала было два эпизода в которых Б&Б обсуждали Российские клипы:
1. Нарезка клипов группы «Блестящие» («слышь Батхед!!! Это девки с перцами» - (батхед из сортира) - «Гыы... баклан, отныне называй меня сексуальным одиночеством»
2. Группа «Агата Кристи»: поют - «корабли без капитана, капитан без корабля». Бивис: «гыгыгы... слыш Батхед, он сказал «бля.... БЛЯЯЯ»!!!

Вот бы эти 2 эпизода сюда в обзор!!!

Ответить
4

В своё время (лет 8-9) мультфильм мне очень даже доставлял. Но тогда были времена, когда всё это аморальное и отвратительное только появлялось на отечественном тв, разбавляя квн, аншлаг и юбилейный концерт надежды кадышевой. Где-то в этом же дневном промежутке шёл сериал viva la bam и он казался очень крутым не потому что он был крутым, а потому что это был глоток чего-то запрещенного и презираемого взрослыми. Нужно ли это сейчас - врядли. Сейчас такого треша достаточно на любом канале и в особенности в интернете. К тому же учитывая, что на шутки уже заявлены рамки (отсутствие которых и привлекало аудиторию) , то смысла возраждать эту серию я не вижу, с таким подходом лучше уж вернуть "King of the Hill", потрясающий сериал в котором не под кого не придётся подстраиваться 

Ответить
1

никогда не нравилось это шоу

Ответить

Распространенный хот-дог

Rafael
5

Юмор был далёк от российских реалий

Ответить
0

поэтому и нравился

Ответить
1

Всему свое время...

Ответить

Пермский цвет

0

В полном метре был и эпизод пустынной галлюцинации, нарисованный Робом Зомби

Очень хорошо помню эту сцену. 

Ответить
0

На Сеге прикольная игрушка была

Ответить
0

“Попытка пробраться в те пласты общества, в которых распространён нарциссизм, безграмотность, культ грубых и быстрых удовольствий“ - инфлюэнсеры и прочие Инстаграм-зависимые напряглись 

Ответить
0

Самый криповый мультик, который я видел в детстве.

Ответить
Обсуждаемое
Разборы
«Вот и дохранились»: рассказ капитана корабля, перевозившего взорвавшуюся селитру, о том, как она попала в порт Бейрута
Судно арестовали в порту из-за неоплаченных штрафов и по закону не должны были пускать в Ливан из-за опасности груза.
Новости
Число погибших при взрывах в Бейруте превысило 100 человек. Город объявили зоной бедствия
Причиной взрыва считается неправильное хранение 2750 тонн аммиачной селитры.
Новости
Активисты в Новосибирске пожалуются на студента, вывесившего радужный флаг в окне общежития НГТУ
Они пообещали написать письмо в прокуратуру и вуз.
Популярное за три дня
Новости
В Бейруте прогремели сильные взрывы. Много погибших и раненых, волна нанесла огромный урон городу
В соцсетях множество видео с последствиями — разрушенными домами и хаосе на улицах. Есть несколько версий — от взрывов на складе конфиската до вмешательства Израиля.
Новости
«Я ничего не помню»: Ефремов в суде не признал вину в ДТП
Его защита предупредила о возможной фальсификации доказательств потерпевшей стороной.
Разборы
Взорвавшаяся в Бейруте селитра хранилась в порту шесть лет. Её конфисковали с судна, принадлежавшего россиянину
Ливанские власти не отпускали экипаж с корабля год, а затем изъяли груз и хранили его на одном складе с фейерверками. По основной версии, они загорелись и вызвали взрыв.

Комментарии