Истории
Игорь Николаев

Правило правой руки: к чему привели советские и иностранные эксперименты по переучиванию детей-левшей

Тысячи детей по всему миру прошли через привязывание руки и удары линейкой, а потом эту идею признали бесполезной.

Советские пионеры за партой

Долгое время отношение к левшам почти во всём мире оставалось предвзятым. Их считали «порождениями дьявола», сжигали на кострах Инквизиции, не доверяли никакую серьёзную работу. Во многих европейских языках слово «левый» имеет негативную коннотацию. На рубеже 19-20 веков под эти предрассудки подогнали псевдонаучную базу – психиатры всего мира решили, что левши якобы неполноценны, склонны к болезням и сексуальным извращениям.

Единственным спасением от «напасти» сочли лечение леворукости. Ради этого детей во всём мире принялись переучивать пользоваться правой рукой со школьной скамьи. Малышам били по пальцам линейкой, привязывали руку к спине, унижали и высмеивали их. Прошло много лет, прежде чем учёные и педагоги поняли, что переучивание несёт детям вред, а левши – такие же полноценные члены общества, как и правши.

Детская болезнь левизны в коммунизме: советский опыт переучивания левшей

Впервые целенаправленным перевоспитанием детей-левшей в России занялись примерно в середине 19 века. В те времена наука считала, что умственно отсталыми чаще становятся именно леворукие. Советские специалисты не спорили с этим мнением.

Первым советским исследователем феномена леворукости стал революционный доктор А.А. Капустин. В своей работе 1924 года «Детская леворукость и проблема воспитания левой руки» он заявил, что леворукость у детей связана с дегенеративными расстройствами в личности. Его выводы не представляют научной ценности, ведь он исследовал левшей в неврологической клинике, то есть среди и так уже больных детей. Советская власть сочла доводы Капустина убедительными и принялась за массовое переучивание октябрят и пионеров, тем более, что его выводы совпадали с мнением западных специалистов тех времён.

Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, то есть обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одарённости, но чаще всего (приблизительно в 3/4 случаев) леворукий всё-таки есть дегенерат...Дети-левши в своём большинстве являются дегенератами, отягчёнными грубыми клеймами вырождения и слабо одарёнными.

А.А. Капустин

Но главная причина переучивания в том, что в советской школе доминировал нормативный подход к обучению и воспитанию. Одна из его главных особенностей – стремление навязать ученикам единственно верную модель поведения во всём, и это касалось и леворукости. Детей-левшей почти всегда переучивали, причём процесс начинался ещё в детском саду.

Переучивание левшей имело и утилитарное назначение. Поскольку более 80% людей в мире – правши, то большая часть всех предметов в мире сделана под их нужды. Школа не была исключением – до 1970-х советские ученики писали чернильными ручками. Левши, исходя из особенностей положения руки при письме, вели кисть следом за текстом. Чернила сохли не сразу, и ученик рукой размазывал по бумаге написанное. Более того, левша во время письма мешал соседу по парте, и его приходилось отсаживать.

«Разнорукие» дети пишут, сидя за одной партой Фото Kiersten Long

Считалось, что и впоследствии левша столкнётся с проблемами в жизни. В армии он якобы не сможет стрелять из огнестрельного оружия, сконструированного под удобства правшей. Автоматный затвор находится с правой стороны, туда же вылетают стреляные гильзы. Если стрелять будет левша, то эти гильзы отлетят ему прямо в лицо. Также леворуким было сложнее управлять автомобилями с механической коробкой передач.

У меня дочка — переученная левша. Правда, когда появились первые результаты от переучивания, стало известно, что переучивать вредно для психики. Если бы я мог, то купил бы дочери специальный автомобиль, где коробка передач находится слева. Мне известно, как мучаются от этого водители-левши. Но пока придётся купить ей разве что линейку или блокнот. Поскольку я не левша, мне трудно сказать, что ей ещё надо.

Виктор Коклюшкин

В действительности проблема использования предметов левшами даже в СССР не стояла столь остро. Этот вопрос скорее актуален для царской эпохи, когда левша мог при выполнении сельскохозяйственных работ нечаянно сломать инструмент или травмировать себя и напарника. Тем не менее, стремление переучить левшей было таким сильным, что для этого «мобилизовывали» даже детских поэтов.

А Петя, увалень такой, нагнулся не спеша,

Швырнул снежок не той рукой.

Смеются все: левша.

У Пети левая рука желает быть главней,

Он с ней не справится никак,

никак не сладит с ней.

Агния Барто

Предрассудки по поводу неполноценности левшей царствовали в обществе на всём протяжении советского периода. Даже в конце 1980-х, когда в школах леворуких уже не перевоспитывали в правшей, в Советском Союзе выходили брошюры о том, что левши якобы более склонны к алкоголизму, шизофрении, запоздалому половому созреванию. В 1990 году в латвийском популярном журнале Zvaigzne опубликовали анонимную статью про то, что леворукость –болезнь, и её симптомы – диабет, энурез, нарушения сна.

Советские педагоги использовали самые разнообразные методы, чтобы переучить детей-левшей. Их левую руку привязывали к стулу или спине. В таком положении школьник даже неосознанно не сумел бы писать «неправильной» рукой. Порой учителя прибегали к более жёстким методам. Если ребёнок начинал писать левой рукой, то учитель бил его указкой или линейкой по пальцам. В особо запущенных случаях педагог вовсе отказывался обучать школьника-левшу. В оправдание подобного поведения педагоги говорили, что они не владеют методикой обучения леворуких.

Советские дети учатся писать правой рукой

Официальные образовательные стандарты СССР не допускали отклонений от нормы, почти любые методы достижения цели считались допустимым. Но открытое насилие не приветствовалось, ведь это не соответствовало представлениям о счастливом советском детстве. Потому переподготовка детей-левшей обычно проходила неформально. Возможно, многие учителя действительно не понимали, что причиняют вред детям, ведь официальные инструкции предписывали «верное» праворукое письмо, и им нужно безоговорочно подчиняться.

Родители детей-левшей в массе своей считали, что педагоги правы. Более того, многие из них продолжали перевоспитывать своих детей уже дома. Детям привязывали левую руку, иногда на неё надевали специальную перчатку, смазывали кисть руки горчицей или перебинтовывали пальцы.

На протяжении всего советского периода тогдашний научпоп пропагандировал идею о правильности праворукости. В выпущенной в 1978 году в Латвии научно-популярной брошюре Jaunajiem vecākiem («Новым родителям») сообщалось, что ребёнок становится левшой лишь в 3-4 года, а три потенциальные причины этого – наследственность, родовая травма и ошибки в воспитании. Консультации врача помогут узнать причины леворукости у ребёнка. В случае неверного воспитания нужно особенно упорно бороться с леворукостью.

Родителей поощряли переучивать ребёнка-левшу с первых дней, предупреждая, что леворукости сопутствуют другие дефекты развития. В брошюре говорилось, что переучивание порой вызывает различные невротические побочные эффекты, от заикания до потери речи, но это якобы временно. Важнее продолжить целенаправленное обучение праворукости, чтобы в будущем ребёнок влился в коллектив и успешно сотрудничал с другими.

Практика переучивания действовала не только в СССР, но и в странах соцблока. В Чехословакии левшей перестали перековывать в правшей в 1967 году. Но на практике родители официально просили школу переучить их ребёнка, и такое практиковалось до 1980-х. В Албании времён Югославии леворукость и вовсе объявили вне закона.

Скриншот из чехословацкой телепередачи My všichni školou povinní («Мы все нужны школе»), 1984 год. Ученик в синем свитере на переднем плане держит ручку в левой руке.

Поворот направо: переучивание детей на Западе

Переучивание и дискриминация левшей – не чисто советская задумка – подобные опыты осуществляли в разных частях мира. Задолго до Октябрьской революции Пётр Первый запретил левшам наравне с рыжими и «кривыми» свидетельствовать в суде. Историк Говард Кушнер в книге On the Other Hand: Left Hand, Right Brain, Mental Disorder, and History сообщает, что в начале 1900-х годов зулусским детям, держащим ложку правой рукой, погружали левую ладонь в ёмкость с кипятком. В других западных странах меры по переучиванию левшей в 20 веке были менее радикальны.

Распространение идей по борьбе с леворукостью на Западе во многом связано с именем Чезаре Ломброзо. Этот учёный считал, что левши – чаще всего преступники или сумасшедшие. Позже эту гипотезу признали лженаучной, но в начале 20 века она стала популярной, удачно сочетаясь с классицистскими и расистскими настроениями той эпохи. Австрийский психолог Вильгельм Штекель считал, что есть связь между леворукостью и склонностью к гомосексуализму и инцесту.

Вторая причина борьбы с леворукостью – промышленная революция. Новые машины на производстве конструировали специально под правшей. Леворуким людям работать с такими механизмами было неудобно или небезопасно. Из-за этого детей переучивали с раннего детства.

Типографская машина 19 века Фото Getty Images

В работе 1891 года The Right hand: left-handedness исследователь Дэниэль Уилсон рассказывал о нью-йоркской семье, где родители применяли к сыну-левше такие суровые наказания, что опасались, что мальчик в результате станет калекой. При этом оба родителя – бывшие левши, переученные в правшей. Общественное давление на левшей в конце 19-начале 20 века было столь велико, что их родители подвергали их пыткам, лишь бы заставить их пользоваться правой рукой.

Сходная история произошла с американским художником и писателем Джозефом Пеннелом, чьё детство выпало на 1860-70-е. В ранние годы он сломал правую руку и вынужденно стал левшой. Тем не менее, учителя всё равно принуждали его пользоваться искалеченной конечностью.

Аудитория с партами для правшей

В начале 20 века психологи и врачи в США тоже считали, что у левшей чаще проявляются когнитивные и умственные проблемы. Чтобы вылечить их, они предлагали переучить их в правшей. Психоаналитик и главный психиатр Нью-Йоркского городского совета по образованию Абрам Блау в книге The Master Hand: A Study of the Origin and Meaning of Right and Left Sidedness and Its Relation to Personality and Language заявил, что если леворуких детей не переучивать, то серьёзные проблемы с умственным развитием останутся с ними навсегда. Блау и его сторонники ещё связывали леворукость с заиканием, а также со скупостью, суеверностью и другими «неприятными чертами характера».

У сторонников этих теории были и противники. В 1914 году психолог Стэнфордского университета Льюис Терман в учебнике The Hygiene of the School Child сообщил, что, по его наблюдениям, от трети до половины всех случаев заикания детей – результат не леворукости, а как раз переучивания в правшей. Эти взгляды разделяли специалисты из Университета Айовы – психолог Ли Трэвис и психиатр Сэмюэль Ортон, а также ученик Трэвиса Бринг Брингельсон.

Но приверженцев переучивания в США оказалось больше. В 1938 году преподаватель Университета Северной Каролины Гаррисон привёл результаты четырёхлетнего переучивания левшей. Он сократил число леворуких с 250 учеников до 66, при этом не отмечалось ни одного случая заикания. Гаррисон решил, что дело не в самом переобучении, а в неправильно подобранных методах переобучения.

Некоторые левши для своего удобства развивают навыки зеркального письма

Сторонники теории о связи переучивания и заикания приводили доводы в свою защиту. В 1935 году ученики Трэвиса, Люсиль Дюк и Уэнделл Джонсон сообщили в научном отчёте о 16 заиках, 14 из которых – левши, вынужденными писать правой рукой. Когда они опять начали писать левой, то у всех из них заикание либо прекратилось, либо стало менее выраженным. Об аналогичных результатах исследований сообщали и другие учёные, в том числе и Сэмюэль Ортон.

Косвенно эта связь проявляется и в биографии короля Великобритании Георга VI. В семилетнем возрасте ему пришлось переучиваться на правшу: тогда же будущий монарх начал сильно заикаться, но позже избавился от недуга.

Герцог Йоркский, будущий король Георг VI, играет в теннис. Июль 1920 года Фото Шарлотты Зеепват

Методы переучивания различались по жёсткости и во многом схожи с советскими. В одних школах ограничивались использованием специальной перчатки, надеваемой на левую руку, чтобы ученик не мог ей писать. Другие учителя до 1960-х практиковали удары линейкой по рукам ученикам-левшам и привязывание левой руки. В школах писали специальными ручками для правшей – левшам с трудом пользовались ими и волей-неволей писали правой.

Изображение из журнала Washington Post, где заметен рост количества левшей в США, наметившийся в 1910-е. С 1940-х рост их числ прекратился и до 2000 года держался на уровне 12% График The Washington Post

Как и в СССР, в Америке родители помогали учителям переучивать леворуких детей. Известный рок-музыкант Джимми Хендрикс в детстве был левшой, и его отец учил его играть на обычной правосторонней гитаре. Он запрещал сыну играть левой рукой, говоря, что это – «рука дьявола».

Будущая легенда рок-музыки боялся идти наперекор своенравному отцу, но когда играл один, то переставлял струны под левую руку. В будущем он настраивал свою гитару как обычный инструмент, но играл в зеркальном варианте, держа правую руку на грифе. Выученные аккорды Хендрикс в уме переворачивал вверх ногами.

Джимми Хендрикс выступает на фестивале в Вудстоке, август 1969 года  Фото Henry Diltz

В европейских странах также переучивали детей в правшей. Делать некоторые вещи правой рукой, например, резать хлеб, считалось предосудительным. Ситуация начала меняться в конце Первой Мировой войны: в страны Западной Европы с полей сражений возвращались тысячи искалеченных солдат, многие из которых лишились правой руки. У этих людей, считавшихся героями, не было иного выбора, кроме как выполнять все действия оставшейся левой рукой. Под их влиянием общество стало лояльнее смотреть на левшей.

Впрочем, в 1937 году британский психолог Сирил Берт в справочнике The Backward Child заявил, что левши неуклюжи, и сравнил их с неумело барахтающимися тюленями, вытащенными из воды. Во Франции в конце 1940-х предписывалось переучитывать левшей, а в школах подобные эксперименты завершились в 1960-е.

Чувство сродни отвращению, которое вызывает вид действий левши, объединяет как зрителей-правшей, так и самих левшей. Это доказывает, до какой степени мы привыкли отдавать главенствующую роль правой руке. Эта отвратительная неловкость открывается отцу и матери, когда они видят, что их дети пользуются левой рукой. Она заставляет их исправлять без промедлений и без жалости эту ужасную склонность.

Поль Ле Дамани

В Германии после Первой Мировой войны и начала развития гуманистической педагогики отношение к левшам стало лучше, но всё изменилось после прихода Адольфа Гитлера к власти. Новая национал-социалистическая власть не терпела никаких отклонений от идеальной модели «истинного арийца», и потому левши опять подверглись гонениям. Считалось, что истинный немец должен писать исключительно правой рукой. В ФРГ левшей окончательно оставили в покое лишь в конце 1980-х.

Завершение эксперимента

Западная практика по переучиванию левшей начала сворачиваться в 1960-е – именно тогда в большинстве стран детей перестали принудительно перековывать в левшей. Во многом это связано с деятельностью французского школьного психолога Веры Коварски. Её активизм заставил западных врачей, педагогов, психологов отказаться от резко отрицательной оценки леворуких людей.

На это повлиял сам дух эпохи 1960-х, когда новое поколение ставило под сомнение предубеждения и предрассудки, ранее казавшиеся незыблемыми. Один из таких предрассудков – о якобы неполноценности левшей – разрушили в конце 1960-х. Впрочем, в отдельных школах попытки переучивания длились вплоть до 1980-х.

То, что раньше казалось явной патологией, от которой человеку никогда не избавиться, уже несколько десятилетий считается обыкновенным вариантом внутреннего строения человека. В том, чтобы быть левшой, нет ничего особенного. Это всё равно, что быть белым, жёлтым или чёрным, высоким или низким, худым или толстым, блондином, брюнетом или рыжим, лысым или бородатым… Определённо, природа боится однообразия – ей больше не нравится повторяться.

Пьер-Мишель Бертран

Советские педагоги тоже уделяли внимание влиянию переучивания на левшей. Со временем государство осознало, что переучивание не поможет левшам сменить ведущее полушарие мозга с правого на левое. Максимум, чего добивались учителя – научить школьника одинаково хорошо владеть и правой, и левой руками. Часто достижение оплачивалось ценой получения психологических травм, плохой социализации и отставания в учёбе.

Первые сподвижки в прекращении эксперимента по переучиванию советских детей-левшей наметились в 1960-е. В 1966 году в латвийском популярном журнале Liesma вышла статья Vai jūs zināt, ka kreilis («Знаете ли вы, что леворукие...»), где писали, что переучивать левшей не только необязательно, но и опасно. В 14 томе третьего издания Большой Советской Энциклопедии, изданном в 1973 году, в статье «Левша» сказано: «насильственное перевоспитание детей не рекомендуется – это ведёт нередко к заиканию, косоглазию и другим проблемам. Упрёки в адрес ребёнка с леворукостью могут вызвать у него изменение психики, нервозность».

В 1976 году советский Минздрав провёл первую научную конференцию под названием «В защиту здоровья леворуких людей». Подобные конференции и симпозиумы впоследствии собирались неоднократно, на них выступали лекторы, доказывавшие слушателям безвредность левшества. Но с мёртвой точки дело сдвинулось лишь десять лет спустя.

В 1983 году советский психиатр Анатолий Чуприков ввёл в научный оборот понятие «декстрастресс», называя так психофизиологический стресс, испытываемый левшами под давлением праворукого общества. Ярче всего декстрастресс проявляется при переучивании леворукого ребёнка. У него развиваются депрессия, паника, в особо тяжёлых случаях – энурез и эпилепсия. Чуприков стал первым учёным Советского Союза, кто публиковал научные статьи о вреде переучивания и защищал детей-левшей от педагогов.

Анатолий Чуприков

Ввиду этого в 1985 году, в самом начале Перестройки, Минздрав СССР издало указ об отмене принудительного школьного переучивания детей. Год спустя аналогичный документ утвердило советское Министерство просвещения. Тем не менее, в некоторых школах бывшего Советского Союза привязывание «неправильной» руки практиковалось вплоть до начала 2000-х.

В новой России стали появляться даже специализированные товары для маленьких левшей. В 1995 году в Москве ограниченным тиражом издали партию специальных «леворуких» тетрадей-прописей, разработанных в Институте возрастной физиологии. Они несколько раз переиздавались, но редко покидали пределы столицы. К концу 1990-х и началу 2000-х этот товар уже стал дефицитным. Сейчас выбор прописей и других товаров для маленьких левшей стал куда разнообразнее.

Простой карандаш для левшей

Директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук Марьяна Безруких отмечает, что из-за отказа от переучивания в 1970-80-е годы в советских школах фиксировали по 3-5% левшей от общего числа учеников, а в начале 21 века их доля увеличилась до 20%. Ещё одна причина такого роста – участившиеся социальные и природные кризисы.

Левшество бывает генетическим и компенсаторным, то есть связанным с поражением головного мозга (при родах и др.). В любом случае переучивание левшей идёт против их природы и наносит им глубокую психологическую травму. Переученные левши подвержены неврозам, закомплексованы, обладают пониженной социальной адаптацией и часто несчастливы в личной жизни.

Марьяна Безруких

Сегодня большинство исследователей отрицает наличие чёткой связи между переучиванием левшей и заиканием, но выступает против насильственного переделывания детей в правшей. Психолог Лорен Харрис сообщила, что доказательства 1930-х, что переучивание вызывает заикание, сегодня выглядят неубедительно.

В 2020 году грузинские специалисты из тбилисских Центра психофизиологических исследований и Европейского университета решили, что переучивание левшей вызывает у них страхи, но это не связано с заиканием, ведь речевой недуг одинаково встречается и у левшей, и у правшей, и у переученных левшей. Но эти же специалисты установили, что левши в целом медленнее пишут, больше ошибаются при выполнении заданий ментальной ротации и чаще путают лево-право.

Научно установлено, что перевод детей-левшей на праворукость ведёт к негативным последствиям. По мнению преподавателей кафедры психологических наук Кемеровского госуниверситета, у переученных левшей повышена агрессивность по сравнению с правшами и непереученными левшами, и она проявляется в разные периоды жизни.

Речь идёт не о руке, а о мозге, потому что, соответственно, левая часть мозга, левое полушарие мозга управляет правой рукой, а правое полушарие управляет левой рукой. Такая диагональ есть. Поэтому, конечно, и речи не может быть о том, чтобы переучивать. Так действительно раньше делали. Потому что вы переучиваете не руку, а мозг, и из-за этого могут быть самые неприятные последствия вроде всяких неврозов, заиканий, тиков и так далее. В общем, про это надо забыть.

Татьяна Черниговская

Сегодня переучивание детей-левшей практикуют в некоторых частях Азии (например, в Индии) и Африки. В Китае эксперименты по переучиванию левшей активно проводились в 1970-е. Порядок написания строк в китайском алфавите разработан с учётом удобства для правшей, и потому леворуким приходится долго осваивать навыки китайского письма (на языках, пишущихся справа налево, таких, как арабский или иврит, наоборот, удобнее писать левшам). В Японии, КНДР, Южной Корее и Грузии подобное происходит и в наши дни. В Тайване около 60% левшей-студентов пришлось перейти на праворукость, и больше всего это коснулось учеников из небогатых семей.

Ученики в японской школе Фото Reuters

В 2007 году в Латвии выпустили Pirmskolas pedagoga rokasgrāmata (Руководство для учителя дошколят) под авторством Велты Голубиной, где призывалось опробовать все возможные методы переучивания детей-левшей и отбить у малышей желание пользоваться левой рукой как доминирующей. Автор ссылается на выпущенную в Латвийской ССР в 1978 году брошюру Jaunajiem vecākiem, критикующую леворукость.

По мнению писателя Рика Смитса, левши не являются поголовно творческими талантливыми гениями, как о них принято говорить. Они – просто люди, такие же, как и правши, и специалисты сегодня рекомендуют не сосредотачиваться на умственном развитии левши и делать упор на комплексное обучение и воспитание.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#ссср #образование #россия #дети #лонгриды #лигаавторов