«Верх жестокости и бесчеловечности». Молодые армяне и азербайджанцы — о конфликте в Нагорном Карабахе
TJ пообщался с поколением двадцатилетних, чтобы узнать их мнение о конфликте двух стран.
Молодые люди делают селфи в городе Шеки, Азербайджан Фото EU Neighbours East
TJ поговорил с молодыми армянами и азербайджанцами о том, откуда они берут информацию о происходящем, как в их семьях относятся к конфликту двух народов и почему официальные СМИ — не лучший источник новостей во время войны.
Марина, 20 лет, армянка
Я крайне негативно настроена по отношению к турецким и азербайджанским властям. То, что они сейчас делают, неправильно. Происходящее сегодня — это, по сути, третий геноцид моего народа. Из-за конфликта мы теряем своих близких: один из родственников моей семьи пошёл на войну и был убит на фронте.
Люди зачастую переписывают события и делают историю удобной только для них самих. Но историографию и картографию, над которыми работали древнегреческие и древнеримские учёные, мы изменить не можем. Поэтому, когда говорят, что Нагорный Карабах — территория Азербайджана, это, мягко говоря, неправда. Как минимум потому, что 95% его населения — исключительно армяне.
Я не мониторю наши СМИ, потому что знаю, что в российских медиа часто встречается пропаганда. Очень часто всё перевирается и переворачивается с ног на голову. Для меня источники информации — это люди, которые сейчас принимают участие в военных действиях.
Среди кавказских ребят есть много националистов, готовых друг друга вырезать и убивать. Я не хочу, чтобы повторились события 1915 года, когда был геноцид (массовое истребление армянского населения, проживающего на территории Османской империи — прим. TJ). Однако Азербайджан сейчас активно идёт рука об руку с Турцией, которая сыграла главную роль в тех событиях. Нужно быть очень глупым человеком, чтобы этого не понимать. Мы не хотим такого сценария, в котором целью снова будет убийство людей.
Наш мир и так полон агрессии, конфликтов и проблем, которые невозможно решить. Сейчас, послушав некоторых политологов и поговорив с ними, я всё больше подхожу к мысли, что Россия хочет создать союзное государство наподобие СССР.
Кадр с фронта Фото: Armenian Defense Ministry Press Service/PanPhoto
Назрин, 19 лет, азербайджанка
Информацию о конфликте я в основном получаю из соцсетей: инстаграм, твиттер, фейсбук, ютуб. На телевидении очень много пропаганды, там идёт колоссальное искажение фактов. Если говорить об официальных СМИ, то чаще всего я узнаю о событиях с «Эха Москвы», иногда — от Первого канала.
Бывают ситуации, когда истину невозможно найти. Даже если у кого-то и получается это сделать — у блогеров, журналистов, активистов или просто неравнодушных, и они решают транслировать это на широкую аудиторию, то люди, в свою очередь, зачастую оказываются неготовыми к правде. Народу не интересна чужая боль, он занят своими личными, бытовыми проблемами.
Наша семья — это этнические азербайджанцы, Азербайджан — наша историческая родина. Конечно, мы переживаем за свой народ. Мы также и россияне, живём в рамках законов РФ, мы хотим, чтобы всё было честно и справедливо. Странам необходимо налаживать хорошие отношения. Я уверена, что в Армении есть разумные люди, с которыми можно, важно и нужно вести диалог. Я и мои ровесники — молодое поколение, заинтересованное в налаживании мира, ведь мы — это будущее. У нас есть доступ к образованию и возможность учиться, чего не было, например, у наших родителей: мой отец не смог закончить свой ВУЗ из-за развала СССР.
«Чьей была 1000 лет назад Карабахская земля?» — подобный вопрос можно задать о любой стране, будь то Россия, США или Европа. Зачем копаться в истории, гадать, откуда, что и кто? Важно то, что сегодня все мы должны стремиться к миру и согласию. Не надо воспитывать злость, ненависть, потому что проигравший сегодня победит завтра. Зачем оставлять вражду в наследство? Это неправильно — мир и только мир!
Татев, 23 года, армянка
В основном я получаю информацию из русскоязычных источников: СМИ типа РИА «Новости» и «Ленты» и телеграм-каналов (Re:public of Artsakh и Баграмян 26). Слежу ещё за новостями в англоязычном инстаграм-аккаунте Zartonk Media. Стараюсь не попадать на проазербайджанские медиа, потому что вижу там много анти-армянской пропаганды, которая меня просто шокирует. Однажды наткнулась на видео, где под звук из тиктока «Boom» взрывают армянские танки. Для меня это дикость, и я не поддерживаю призывы к войне.
Однажды я видела видео с одного из азербайджанских телеканалов. На нём военные приходят в дом к какой-то женщине, которая якобы является армянкой и живёт в Нагорном Карабахе. Когда она узнаёт, что солдаты перед ней — азербайджанцы, она отвечает: «Добро пожаловать домой». Ты смотришь на это, на подставную армянку, на псевдо-солдат, которые даже не смогли заучить текст, и тебе смешно. Но другие люди не только смотрят, но и верят в это.
Сейчас ведётся информационная война, и каждую новость нужно тщательно перепроверять. К счастью, мы живём в эпоху телеграм-каналов, когда любая ложная информация может быть моментально опровергнута. Я не доверяю азербайджанским источникам, которые говорят о взятии сёл, где в это время на самом деле спокойно живут армяне. Но и информацию из армянских СМИ я точно так же проверяю. Фактчекинг у меня, как у журналистки, уже вошёл в привычку.
Я столкнулась с пропагандой, когда начала читать комментарии азербайджанцев у знаменитых людей, которые поддерживали Армению (Ким Кардашьян, Элтон Джон, Карди Би). Натыкалась на одни и те же сообщения с отсылкой на то, что армяне якобы устроили геноцид в Ходжалы в 1991 году, где приводили в качестве доказательства выдуманную книгу армянского журналиста Зори Балаяна, которую они сами назвали «Возрождение души нашей».
Этой книги нет нигде, кроме азербайджанских пропагандистских сайтов. Они просто выдумали её и цитаты оттуда, а люди пишут комментарии, которые набирают тысячи лайков. Вот на такой дезинформации основывается ненависть к армянам.
К сожалению, война напрямую коснулась моей семьи, и на границе всё это время находились мои двоюродные братья. Сейчас их временно перевели в Ереван. Как в таком случае семья может относиться к войне? Нас пугает агрессия со стороны Азербайджана и Турции и такие высказывания лидеров этих стран, как «выгоняем их как собак». Это верх жестокости и бесчеловечности.
Конечно, мы хотим, чтобы этот ужас поскорее закончился, и конфликт урегулировали уже на международном уровне, потому что так он точно не решится, как и не решился почти 30 лет назад. Я постоянно смотрю списки погибших и надеюсь не увидеть там знакомые имена. Мы всё это время не спим по ночам и следим за новостями. Это какой-то ментальный паралич: живя в России, я вижу, что на моей малой Родине идёт война, и не могу с этим ничего поделать.
Я вношу пожертвования и стараюсь информировать своих знакомых, говорить им о том, что существует такая проблема и что к ней нельзя оставаться равнодушными. Мне обидно, что все вокруг так активно поддерживали BLM и Беларусь, но когда дело коснулось Закавказья — многие предпочли об этом молчать. В то же время я понимаю, что такие люди просто недостаточно осведомлены и боятся высказывать своё мнение на публику.
Не могу говорить за всех, но мои знакомые (как армяне, так и азербайджанцы) не хотят этой войны. Какой адекватный человек в наше время будет выступать за войну? Мы вроде как живём в цивилизованном обществе, где все вещают об экологии, разумном потреблении и о том, как надо беречь нашу планету, но в то же время у нас под носом ведётся война. Мой близкий друг — азербайджанец, и мы, обсуждая эту ситуацию, поняли, что вряд ли застанем то время, когда Армения и Азербайджан будут жить в мире. От этой мысли нам стало очень грустно.
У меня есть и знакомая азербайджанка, которая из-за карантина не может вернуться из Баку в Москву. Она рассказывает, что видит по телевизору откровенную пропаганду и что ей приходится сидеть в интернете через VPN, потому что все соцсети там блокируются. Её это очень злит, и она не поддерживает действия азербайджанских властей. Я надеюсь, что таких людей больше, чем мне кажется, потому что за всё это время я успела наткнуться на огромное количество негативных высказываний.
Мне даже какой-то незнакомый человек написал, что желает смерти всем армянам, в том числе и моим братьям. А мне просто жаль, что он, как и многие его соотечественники, вырос в армянофобной среде, и я искренне надеюсь, что с его семьей ничего не случится.
Люди, которые призывают в интернете к насилию, никогда не сталкивались со смертью, и не знают, как это на самом деле страшно. Я не понимаю, почему молодые парни должны погибать из-за того, что этот конфликт не смогли решить ещё в то время, когда они даже не родились.
Джей, 22 года, азербайджанец
Я смотрю очень разные источники, начиная с какой-нибудь Медузы и заканчивая азербайджанскими телеканалами. Многое вижу в соцсетях. Серединных мнений там очень мало: ты либо за азеров и против армян, либо наоборот. В соцсетях информационный перекос в сторону армянской позиции. Объясняю это тем, что представители этого народа есть в разных концах света: они имеют большие аудитории и используют их для донесения своих позиций (одна Кардашьян чего стоит). Отношусь со скепсисом к 80% информации, которые получаю — увы, такое время.
Встречаюсь и с пропагандой, и с подтасовкой фактов, и с умолчаниями. Армяне, например, не выложат у себя на странице пост о том, что Гянджа подверглась обстрелу и погибли мирные люди. Но выложат аналогичный пост про обстрелы Степанкерта. Я не выкладываю ни то, ни другое, так как понимаю: обе стороны несут потери. Единственное, что я запостил, — это мужчину, который держит плакат с надписью: Armenians and Azeris make dolma not war.
С семьёй этот конфликт не обсуждал. По моим наблюдениям, все родственники на стороне Азербайджана и хотят, чтобы страна вернула Карабах. Я не могу чётко говорить о своей позиции, потому что вижу, насколько вопрос сложный. Он требует тщательного разбора, погружения в тему и изучения деталей. Можно сказать так: я против того, чтобы умирали люди, против войны.
Я понимаю, что есть азербайджанцы, которые родились и выросли в Карабахе, и есть армяне, для которых это место тоже родное. Очевидно, что нельзя прощать одних и заселить других. И жонглированием исторических фактов проблему тоже не решить. Спорить и доказывать бессмысленно: нужно искать точки соприкосновения и договариваться. Сейчас ситуация такая, что в Карабахе живут только армяне. К тому же, в ходе конфликта были заняты азербайджанские территории, которые к Карабаху изначально отношения не имели.
За 30 лет условного «перемирия» урегулированием Карабахского конфликта никто толком не занялся. Военные действия последних дней очередной раз привлекли внимание к этой сложной проблеме, которую пора уже решить, найдя хотя бы какой-то компромисс. В противном случае война будет продолжаться, и никакие споры о том, что кому принадлежит, её не остановят.
Я думаю, большинство не хотят войны. Мы все интуитивно на стороне добра. Война — это череда бед и потерь. Сомневаюсь, что кому-то из простых людей это действительно нужно.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
#войны #войны21века #карабах #мнения #интервью #лонгриды #лигаавторов