Путь от семейной викторины до главного интеллектуального шоу с конфликтами и скандалами.
В сентябре программе «Что? Где? Когда?» исполнилось 45 лет. За это время не раз менялись правила игры, места её проведения и участники, но две вещи остались неизменными — волчок и минута обсуждения. На момент создания программа не имела аналогов на российском ТВ и за рубежом, а сегодня игры проводятся почти в 30 странах по всему миру.
1975-2000: «период Ворошилова» и становление телеигры
Днём создания интеллектуальной игры считают 4 сентября 1975 года. Её автором стал советский деятель телевидения и театральный режиссёр Владимир Ворошилов. Вместе с женой Натальей Стеценко он хотел создать семейную викторину. Так на экраны вышла программа, в которой сражались две семьи из Москвы, а единственное, что было схожим с нынешней игрой «Что? Где? Когда?», — название и минута обсуждения. Однако после первого выпуска Ворошилову и Стеценко стало понятно, что «семья это не та ячейка, которая может создать мозговой штурм», и от идеи отказались.
Годом позже Ворошилов добавил в игру волчок и позвал участвовать студентов МГУ. По словам Стеценко, на тот момент не было настоящих писем и она писала их от руки разными почерками. По правилам игры, отвечал человек, на которого указала стрелка волчка; времени на обсуждение не давали. Ведущим выпуска со студентами стал Александр Масляков. Позже Ворошилов заявил, что «категорически не понимает, что должен делать он, когда есть другой ведущий», поэтому от услуг Маслякова отказались. Так как самому автору игры запретили появляться в кадре, Стеценко и Ворошилов придумали формат программы с закадровым ведущим.
В те странные времена лично Ворошилову запретили появляться в кадре, и он руководил игрой, не являя своего лица, из-за чего в течение нескольких лет в программе существовала интрига. Официальный запрет, как ни странно, пошёл на пользу программе, заставив её создателей придумать оригинальный выразительный ход.
В 1977 году Ворошилов стал основным закадровым ведущим, но ему помогали ещё трое — они озвучивали письма телезрителей. Правила игры изменились: волчок стал указывать не на отвечающего игрока, а на письма, кроме того, появилась минута обсуждения. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестёрка игроков менялась. В 1977 году провели всего одну игру «Что? Где? Когда?». Со следующего года Ворошилов стал единственным ведущим, а игры прошло уже две.
В 1979 году в программе впервые появился термин «знатоки». Для команды клуба назначили тренеров, которые могли брать тайм-аут, заменять отдельных игроков или всю шестёрку. В 1984 году во время минуты обсуждения знатоки могли пользоваться справочной литературой. Кроме того, появилась скамья штрафников, на которую отправлялся игрок, давший неверный ответ. Тогда же в программе появились первые «Хрустальные совы». До 1986 года телеигра «Что? Где? Когда?» выходила в записи. Но для Ворошилова, как для театрального режиссёра, было важным единство времени для героев и зрителей. Поэтому автор добился того, чтобы игра выходила в прямом эфире.
За время существования программы клуб сменил несколько мест. Сначала игры проходили в старинном московском особняке на Герцена (теперь Большая Никитская), 47. С 1988 по 1989 год программа транслировались из Совинцентра — Центра международной торговли на Красной Пресне в Москве. С 1990 года и до нынешнего времени все игры клуба «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.
Как в «Что? Где? Когда?» стали играть за границей
В 1989 году Ворошилов предложил создать Международную ассоциацию клубов ЧГК (МАК ЧГК), в которой сегодня состоит около 30 стран. Под эгидой МАК с 2002 года проводятся чемпионаты мира по спортивному «Что? Где? Когда?».
Отношения у ассоциации и телекомпании сложились не сразу — в 2001 году у них возник конфликт из-за владения авторскими правами. Члены МАК собирались провести в Донецке первый экспериментальный чемпионат по ЧГК, но Стеценко выступила против. В начале того года Ворошилов ушёл из жизни, и ни сам автор, ни его супруга не согласовывали этого мероприятия.
Он (Ворошилов) считал, что такие мероприятия должны проходить на высочайшем художественном уровне, выразил сомнение о способностях выдержать этот уровень (т.к. многократно видел такого рода мероприятия) и сказал, что это невозможно без нашего участия и контроля, по меньшей мере, детального согласования сценария (как литературного, так и режиссёрского) и регламента, и поэтому такое письмо не подписал.
Стеценко подала иск в суд о защите авторского права и выиграла его. Тем не менее чемпионат в Донецке провели. После того случая товарный знак ЧГК, ранее оформленный на МАК, перерегистрировали на телекомпанию. Сейчас для проведения соревнований по игре необходимо получить лицензию.
«Интеллектуальное казино»: 10 лет игры на деньги
В 1991 году концепция телеигры изменилась — она превратилась из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино», где знатоки и зрители играли на деньги. Тогда же появился слоган «Интеллектуальное казино — единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом». Не все согласились с такими изменениями.
Мне категорически и сразу не понравилась денежная идея. Но поскольку «Что? Где? Когда?» для меня увлекательное времяпрепровождение, несколько дней в году интересного досуга, я принял эти условия.
Кстати, деньги стимулируют и зрительский интерес — люди придумывают вопросы, чтобы заработать деньги. Если не будет зрителей, пишущих в программу, она умрёт. Увы, потому без денег, наверное, не обойтись.
Сам Ворошилов в 1998 году признавал, что из-за появления в программе денег игроки стали меньше стараться. По его мнению, главное преимущество «Что? Где? Когда?» — это минута обсуждения, за которую у знатоков «из старых знаний рождалось новое». Однако со временем они разучились рассуждать. «Деньги — огромное испытание, которого эта игра не выдержала. Тот, кто будет продолжать эту игру (а такое может произойти) лет через 20, увидит, как снова расцветёт искусство минуты обсуждения — высший этап игры».
Многие отмечали непростой характер Ворошилова. Они с женой могли поругаться прямо в студии или подраться во время прямого эфира. Стеценко называла его деспотом, но, по её мнению, таким и должен быть режиссёр.
В 2000 году Ворошилов заявил, что если в юбилейном сезоне знатоки выиграют у телезрителей, программа останется на ТВ, а если проиграют — закроется. Возможно, это из-за конфликта с ОРТ, на котором его не любили за несговорчивость, а также требования вести только прямой эфир. Позже он сказал пасынку Борису Крюку, что устал и больше не может заниматься «Что? Где? Когда?». Таким образом автор хотел передать управление программой Борису. В марте 2001 года Владимир Ворошилов ушёл из жизни. Его наследником стал Крюк, который является бессменным ведущим уже 19 лет.
2001-2020: «период Крюка». Отказ от «казино», появление 13 сектора и уход известных знатоков
В мае 2001 года ведущим, режиссёром и продюсером игры «Что? Где? Когда?» стал Борис Крюк. Первое время имя нового ведущего держали в секрете, а голос обрабатывался с помощью компьютера. Позже от него отказались, потому что звук раздражал телезрителей.
Не только знатоки, даже некоторые сотрудники телекомпании ничего не знали. Более того, поначалу было так: Борис приезжал на игру в джинсах и свитере, шёл в дикторскую, что никого не удивляло, потому что он всегда там сидел... А потом привозили человека, одетого в смокинг, который тоже проходил в дикторскую, — это был двоюродный брат Ворошилова Юрий Борисович, который некоторое время «играл роль» ведущего. И все игроки считали, что ведёт именно он.
В конце 2001 года Крюк отказался от формата «интеллектуального казино». Знатоки стали играть не на деньги, а на интерес. Денежный выигрыш с тех пор получают только телезрители. Кроме того, новый ведущий ввёл в игру «13 сектор», куда пользователи интернета могли отправлять вопросы во время прямого эфира.
Магистр ЧГК Александр Друзь в 2005 году сравнил работу Крюка и Ворошилова, отметив, что пасынок автора старается не занимать чью-либо сторону в игре.
Ворошилов всегда был на стороне телезрителей, а Крюк старается держать нейтральную позицию. Борис Александрович — больше арбитр. Ворошилов делал всё возможное, чтобы вывести игроков из себя.
Крюк более беспристрастен. И это правильно, потому что мы в менее выгодном положении. Телезритель может сколько хочет сидеть и придумывать вопрос, а мы всё должны сделать за минуту.
Не сработались: почему известные знатоки покинули клуб при Крюке
Некоторые игроки не смогли принять Крюка в качестве ведущего. Фёдор Двинятин, дебютировавший в игре в 1990-м году, ушёл из программы после ряда конфликтов с пасынком Ворошилова. Самым ярким тому примером считают перепалку в эфире игры 2001 года. Двинятин был уверен в правильности ответа, однако Крюк не собирался его засчитывать. В итоге ведущий заявил: «Да заберите себе это очко, 3:2! Нужна подачка? Берите!». В финале игры 2005 года титул магистра вручили Виктору Сидневу, а не Фёдору Двинятину, после чего знаток перестал появляться в программе.
Других игроков вынудили уйти из клуба по разным причинам. Александр Бялко впервые появился в телеигре в 1979 году; спустя 31 год знаток покинул ЧГК по семейным обстоятельствам: он был женат на Елене Бялко, которая длительное время работала в телекомпании «Игра», однако в 2010 году ушёл к другой девушке. Стеценко не оценила такой поступок и попросила его прекратить участие в программе.
Борис Бурда пришёл в игру в 1990 году. По словам знатока, его заставили уйти из программы в 2007 году из-за нарушения авторских прав. Бурда снял для «Хочу всё знать» Михаила Ширвиндта — другой передачи «Первого Канала» — минутный сюжет об играх знатоков в Кишиневе на молдавском языке. По словам Бурды, он поставил авторов ЧГК в известность, однако после выхода выпуска «Хочу всё знать» знатока отказались допускать до игр клуба.
Адвокат и знаток Илья Новиков играл в ЧГК с 2002 года. Он покинул программу в 2016 году из-за того, что защищал интересы украинки Надежды Савченко. Взявшись за её дело в 2014 году, он предупредил продюсеров телеигры, что в любой момент готов уйти, если потребуется. По его словам, первые полтора года проблем не возникало, однако весной 2016 года Новиков отсутствовал, а команда отказалась выступать без него. Официально пропажу знатока никак не комментировали. В августе того же года Борис Крюк в одном из интервью признался, что работа над делом Савченко и выступления в клубе знатоков несовместимы. Новиков позже высказался, что не имеет к Крюку претензий.
В июле 2020 года знатока и учителя Михаила Скипского обвинили в домогательствах к школьницам. После этого мужчина покинул комиссию по работе с детьми и молодежью в МАК ЧГК, но никакой информации об отстранении знатока из клуба пока не было.
О качестве вопросов
Упоминание о том, что качество вопросов падает, можно встретить ещё в 2000 году — тогда программу вёл Ворошилов. Знатоки считали, что становилось всё больше вопросов на «догадку», а не на знание или логику. При этом сам Ворошилов отмечал, что главное в игре — не знание, а мышление, которое может привести к результату. «Интеллект — это способность рождать на базе старых знаний новые мысли. А учёных-энциклопедистов я как ненавидел в молодости, так, наверное, и помру с этим, не мои люди».
В 2005 году Стеценко говорила, что со временем вопросы, которые раньше казались достойными, померкли на фоне новых.
Вы знаете, когда мы сейчас берём эти старые вопросы, просматриваем, то оказывается, что из огромного количества вопросов за 10-15 лет мы можем выбрать, ну, в лучшем случае, 5-10 вопросов, которые действительно достойны.
В июне 2020 года пользователь Pikabu с ником Abortubil обвинил редакторов «Что? Где? Когда?» в некачественном подборе вопросов для программы. Он привёл пример из Финала летней серии игр, в котором участвовала команда Бориса Белозёрова. Киму Галачяну на суперблице достался вопрос, звучавший так: «Виталий Ваховский из Винницы попросил показать вам стилизованное изображение, размещённое в 2007 году на памятной марке. Виталий интересуется, что обозначено белым цветом?». Ким ответил, что так могут передвигаться люди по какому-либо музею. Ведущий же сказал, что «белым цветом обозначены химические элементы, которые не были открыты на момент создания таблицы Менделеева. Марка выпущена к столетию со дня смерти великого учёного».
Пользователь Pikabu отметил, что белая область сверху и два больших квадрата по углам — это вовсе не элементы, а пустующие области. Тогда речь идёт только о маленьких квадратах-элементах, которые якобы не были известны науке на момент создания таблицы: скандий, галлий, германий, технеций. Однако на рисунке ниже видно, что на момент публикации таблицы не были известны элементы зелёного, синего, серого и фиолетового цветов, а значит они тоже должны были быть изображены на схеме в виде белых квадратов.
В конце сентября Abortubil заметил ещё одну ошибку в вопросе ЧГК, который прозвучал в Первой игре осенней серии. Вопрос звучал так: «При определённых условиях некие аминокислоты превращаются в 1-пропенсульфеновую кислоту, которая, в свою очередь, при взаимодействии с ферментами превращается в 1-сульфинилпропан. Далее происходит его взаимодействие с некой жидкостью и образуется серная кислота. В чёрном ящике находятся два предмета, которые способны запустить эти химические реакции». Команда знатоков решила, что в чёрном ящике могут быть спички. Ведущий же ответил, что эта цепочка химических реакций запускается каждый раз, когда люди режут лук, после чего у них текут слёзы.
По мнению Abortubil, при взаимодействии с водой эти соединения не могут образовывать серную кислоту и «разрезая ножом лук, практически невозможно запустить биохимические реакции». 29 сентября он заявил, что собирается направить открытое письмо руководству телепередачи и «Первого канала» «о недопустимости такого рода контента».
В 2007 году Стеценко и Крюк рассказывали, какую модерацию проходят поступившие на ЧГК вопросы. По словам Стеценко, сначала их приходилось читать самим, но со временем к этому привлекли дополнительных людей, которые разбирали мешки с письмами. Далее письма поступали к Борису, а от него к редакторам, которые проверяли вопросы на достоверность.
«Сейчас же в газетах пишут такие вещи... Всегда привожу в пример...В одной газете был напечатан такой факт: в Америке индейцы охотятся на сову так: они подходят к дереву и с ружьем ходят вокруг дерева, сова начинает наблюдать за охотником и у неё скручиваются шейные позвонки... Причём, это даже в не юмористической газете. [...]
И у нас такое количество писем было на эту тему. Это нравилось зрителям, нравилось разборщикам, а я каждый раз веселился, когда до меня это доходило».
2020 год: юбилей и игры во время пандемии
В 2020 году знатокам пришлось приспособиться к игре в условиях пандемии коронавируса. Игры проходили в пустом зале — присутствовали только игроки за столом, распорядители и защитники интересов знатоков и телезрителей. Если участники одной команды не могли прилететь на игру, их заменяли знатоки из другой. За некоторыми играми интеллектуалы наблюдали по видеосвязи.
По словам Стеценко, о том, что проводить игры придётся в пустом зале, стало известно за два дня до первой такой программы. В день эфира Константин Эрнст позвонил ей с вопросом, все ли протестированы.
У нас сидели дома резервные знатоки — в торжественных туалетах и с причёсками. Если вдруг в последний момент оказалось бы, что у кого-то всё-таки тест положительный, надо было, чтобы этот человек, например, Максим Поташёв или Лена Потанина, в течение 10 минут появились на площадке и заняли место выбывшего игрока.
Перед каждой игрой всех знатоков тестировали; ни у одного из них за всё время коронавирус не выявили. В Первой игре осенней серии, которая прошла 27 сентября 2020 года, в зале появились знатоки, но в ограниченном количестве.
В августе нынешнего года начались съёмки ЧГК в Эстонии; первый выпуск вышел в эфир 4 сентября, в день рождения российской программы. С момента старта участие в игре приняли шесть команд знатоков. В полуфинал вышли три из них, в том числе команда Андрея Коробейника, который на российском ТВ играет под руководством Елены Потаниной. Имя ведущего программы пока не разглашают, оно станет известно только в финальной игре. Правила ЧГК остались прежними: волчок, минута обсуждения, счёт ведут до шести очков. Игры выходят по пятницам на канале ETV+.
Нельзя уже сказать, что «Что? Где? Когда?» смотрят так же, как смотрели в 1970-е. В 1990-е годы мне надо было сделать справку по нашей аудитории. Я запомнила эту цифру, тогда это было 180 миллионов. Естественно, с учётом огромной страны. На сегодняшний день это далеко не так, но всё равно есть зрители, которые смотрят именно интеллектуальные игры. [...] Для нас конкурентом являемся мы сами, потому что всё-таки существовать на телевидении в течение такого количества лет и не сойти с дистанции это достаточно сложно. И жизнь, она тоже своеобразный конкурент. Испытания, вот эта пандемия.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
Читать ладно, я в десять раза дольше залипал на ссылках, роликах и гуглеже разных памятных эпизодов.
очень странная история, передачи самые любимые в совке, сейчас не вызывают эмоций вообще. Что ЧГК, что КВН, вот просто похуй и насрать, существуют они или нет
ну ещё просто всё приедается. Юмор так вообще, надо постоянно лавировать и планку повышать, иначе не работает.
У меня один из главных страхов в жизни, что новой пиздатой музыки не сделают больше, и что новая волна юмора вдруг не придёт за угасшей предыдущей.
Это не музыка и юмор деградируют, это мы деградируем с возрастом, нейронные связи образуются все труднее. Мозг как бы "костенеет", нам становится сложнее принимать новое и мы цепляемся за старое, за то, что уже пробовали, видели, слышали, читали, а новое отвергаем - не хватает сил и желания в него погружаться и прочувствовать. По этой же причине мы перестаем быть любопытными, пытливыми, нас становится пофиг природа вещей, мы задаем все меньше вопросов (и вовсе не потому, что все ответы нашли).
Короче, привет, старость, и добро пожаловать в бумеры.
"у меня один из главных страхов в жизни, что новой пиздатой музыки не сделают больше"
По поводу музыки тоже иногда бывают такие опасения, но её развитие циклично, если посмотреть на историю. Так что если даже сейчас делают одно говно, то в будущем скорее нас ждёт новая пиздатая волна.
Ну и зря. Я сколько себя помню, столько смотрю. В школе даже вопросы отправлял одно время.
ЧГК надо смотреть, пока молодой. Потом поздно будет. А ты почему не смотришь? Часики-то тикают. Что значит "не хочу смотреть"? Все хотят, не выдумывай. ЧГК - это счастье. Что значит: "смотреть нечего"? Дал Бог вопрос, даст и ответ.
Я иногда смотрю на твои комменты, и мне очень интересно: что ты юзаешь?))
Комментарий удален
Ну, я бы разграничивал ЧГК и квиз, где, в числе прочего, надо угадывать песни по каверам и решать задачки про ПДД. В спортивном чгк хватает турниров энтри-левела)
Бросил смотреть, насточертело хамство ведущего, постоянные перебивания и давление на игроков. Никогда этот крошка Цахес не дотянется до уровня своего отца, как бы мамашка не убеждала его в этом. Нашёл бы себе другое поле для компенсации, такую передачу испортил, дурак.
Кстати, украинский ведущий больше похож на Ворошилова по манере вести передачу.
Смотрел с бабушкой постоянно. Без неё смотрю, если на ютубе попадётся.
Самый запомнившийся момент, конечно, французская певичка, которая сиськи показала в музыкальной паузе.
хах, ну не вспомню, конечно. Там чел на фортепиано был во дворике у них, и она пела. В цилиндре такая)) Давноооо было. лет 20 назад
https://tomsk.fm/watch/339418
Ютуб, видимо, удаляет такую эротику. Но массаж вагин для него норм.
Ох, какое дежавю, смотрел и помню этот выпуск и музыкальную паузу, исполнение и зимняя атмосфера фантастические.
Вроде, этот, но здесь вырезали музыкальную паузу. После 2:0 должна была быть.
https://www.youtube.com/watch?v=w2Y5Xww8KrQ&list=PLhJfMV84r_0vEoJ0sGNld2MKnUOCxeUDg&index=12
Я помню, как в золотую эпоху дикого рунета нашёл это видео вк и удивился, что мне это не причудилось в детстве
Смотрю иногда, ради атмосферы. Правда по ощущениям, игра стала короткой и не такой грандиозной.
Да, по хронометражу как будто бы реально меньше идёт, но динамики больше, чем в 90-е, например.
Вопросы в последнее время просто ужасные. Особо офигел про линейку чтобы доставать монеты из фонтанов, внимание, Флоренции.
Мы постоянно смотрим ЧГК, но! все же стоит отметить, что Крюк кого-то ТАК сильно тащит и вытаскивает, а к кое-кому придирается на ровном месте и просто топит. Вопросы порой не поддаются никаким проверкам, настолько они идиотские или вообще "неправильные". Все давным давно кричат, что 13 сектор нужно отметить, вопросы там тупейшие, или отменить вопросы в стиле хокку (они для минутного обсуждения то не берущиеся, а иногда их вообще с суперблиц запихивают)
Отличная статья, позволю только несколько моментов уточнить:
Возможно, это из-за конфликта с ОРТ, на котором его не любили за несговорчивость, а также требования вести только прямой эфир
Конфликт с ОРТ был из-за денег - после дефолта в 1998 году канал остался без денег и банально не заплатил Игре за съемки. Сезон конца 1999 года выходил на НТВ, сезон 2000 года тоже, но дальнейшее сотрудничество было под вопросом, у НТВ тоже все было не очень с деньгами.
Про эстонскую версию узнал из статьи, лол, а так вторая по популярности версия игры после российской - азербайджанская, выходит на двух языках.
13 сектор появился ещё при Ворошилове, в зале даже Господин Рамблер стоял, каждый раз объясняя, что такое "интернет" и как он может нагнуть знатоков/зрителей.
*приплетаю Украину*
работа над делом Савченко и выступления в клубе знатоков несовместимы.
Учитывая что Савченко работает на Медведчука сейчас, то конфликт напрасен.
Впрочем тот же Новиков адвокат Порошенко, за что ему конечно можно плюнуть в ебало.
Погоди, ты всерьез считаешь, что адвокатам, которые защищают убийц, грабителей, насильников, растлителей детей и прочее отребье, за их работу можно плевать в лицо?
Конфликт тут в том, что на Первом канале нельзя показывать оппозиционеров-либерастов. Там они конечно есть, но не афишируют себя, а Новиков афишировал, потому на ЧГК-шников надавили.
Сегодня в начале отжег господин Брейтенбихер мощно, в конце господин Крюк его знатно затралел
Движение очень обширное, люди всех возрастов играют, так что зря удивляешься. Сам по себе смысл игры в нахождении ответа за минуту бессмертен и очень захватывает.
Генетический турник
Не, я исключительно про ТВ передачу. Про саму концепцию игры и слова плохого не скажу)
Что?Где?Когда? уже несколько лет как превратилось в "Поле чудес" в смокингах. Ничего не меняется, те же люди, те же вопросы, ведущий, да и зрители те же.
Проблема, мне кажется, в том, что ЧГК это такое наследие Ворошилова, а не живой, меняющийся продукт. Уверен, что будь сейчас Ворошилов жив, он бы перелопатил передачу сверху донизу десять раз уже, и это было бы что-то живое и современное.
Простите, но вот как так писать можно? Вы хоть раз прочли сами, что написали? Первые 2 абзаца:
>[Со дня основания] две вещи остались неизменными — волчок и минута обсуждения.
>Годом позже Ворошилов добавил в игру волчок.
ЧГК превратился в клуб элитариев. Как-то раз я щёлкал телек, как раз шёл один из выпусков. Был вопрос от зрителя: "В каком городе установлен памятник Пьеру де Кубертену?". Думаете, кто-то ответил ? А вопрос ведь лёгкий для "знатоков" должен быть. Тем более, что тогда этот город был на слуху в связи с отстранением сборной на ОИ. Памятник, кстати, установлен близ штаб-квартиры МОК, расположенной в городе Лозанна, Швейцария. Логическую цепочку даже никто из них не построил..