Истории
Игорь Николаев

День освобождения: как шесть стран сообща победили диктатуру на африканском острове Анжуан

Жестокий диктатор правил островом шесть лет, а его свергли всего за сутки.

Мирные жители Анжуана приветствуют солдата из Африканского Союза Фото AP

В 2001 году на коморском острове Анжуан очередной военный переворот привёл к власти полковника полиции Мохаммеда Бакара. Уступки центральной власти привели к тому, что его власть стала неограниченной. Полковник вверг Анжуан в состояние крайней нищеты и массово репрессировал инакомыслящих. По окончанию президентского срока он отказался покидать пост и объявил остров независимым государством.

Правительство Коморских островов не справилось с могущественным Бакаром. Но на помощь ему пришли другие страны Африканского Союза (АС), которые сформировали военную коалицию, освободившую Анжуан от власти полковника. Мятежный остров пал всего за сутки.

Репрессии и нищета: полковник на президентском троне

Коморский архипелаг расположен в Индийском океане у восточных границ Африки, между Мозамбиком и Мадагаскаром. В 1841 году острова стали колонией Франции. В июле 1975 года, после ряда политических и военных переворотов, три острова архипелага, населённые мусульманами, стали независимы. Четвёртый остров, Майотта, с преимущественно христианским населением, до сих пор входит в состав Франции. Второй по значимости и самый бедный остров Коморов — Анжуан, с населением в 300 тысяч человек.

На этом острове давно крепли сепаратистские настроения, вылившиеся в более 20 военных и политических переворотов. В 1997 году власти Анжуана и ещё одного острова, Мохели, сообщили об отказе от суверенитета и возвращении в состав Франции. Бывшая метрополия ожидаемо не приняла острова обратно, и Мохели вернулся в состав СКО.

Франция уважает территориальную целостность Федеральной Исламской Республики Коморские Острова и осуждает действия сепаратистов.

Из заявления французского МИД, июль 1997 года

В Анжуане же возобновилась череда переворотов и беспорядков. 9 августа 2001 года на острове произошёл очередной переворот, и его возглавил полковник, бывший шеф полиции Анжуана Мохаммед Бакар, низложивший прежнего главу острова, лидера сепаратистов Саида Абейда Абдерамана. Новые власти объявили, что прежний режим погряз в коррупции и авторитаризме, и теперь задача Бакара и его соратников — вернуть на остров демократию. Абдераман несколько раз пытался совершить переворот в свою пользу, но всегда терпел неудачу.

Я выполню свой гражданский долг.

Саид Абейд Абдераман

Ни Африканский Союз, ни Коморы сперва не признали Бакара легитимным правителем. Тем не менее, он пообещал вернуть остров в состав Комор при условии, что он получит более широкую автономию и станет фактически суверенным. После долгих переговоров власти Комор признали, что Анжуан вместе с Мохели и Гранд-Комором имеет право на автономию. 23 декабря 2001 года в стране приняли новую Конституцию, поддержанную 77% жителей страны.

По новым законам, Федеральная Исламская Республика Коморских островов преобразовывалась в Союз Коморских Островов (СКО). Отныне в ведении центрального руководства СКО остались лишь сбор налогов, полиция, армия и правосудие, всем остальным острова распоряжались самостоятельно. Весной 2002 года на островах прошли президентские выборы, и в Анжуане победил Бакар. Остров стал практически независим, и с центральным правительством его связывали условные договорённости.

Первый президентский срок Бакара ознаменовался спадом экономики, снижением уровня жизни и ростом коррупции и кумовства. Из-за нищеты и репрессий остров покинули врачи, учителя и другие нужные специалисты. Высшие посты в руководстве Анжуана заняли родственники и друзья полковника, а сам он опирался на отряд (Forces de la gendarmerie d’Anjouan (FGA) из 500 преданных и хорошо обученных и вооружённых жандармов под командованием Абду Бакара, своего младшего брата.

 Мохаммед Бакар Фото IRIN

Бакар активно пытал и без суда казнил своих недоброжелателей. Чаще всего их свозили на закрытую взлётно-посадочную полосу местного аэропорта и жестоко избивали. Выявлять врагов режима помогали платные информаторы, получавшие за доносы по пять тысяч коморских франков (около 15 долларов).

Нам приказали лечь на взлётную полосу, и они били нас дубинками по локтям, коленям, лодыжкам и подошвам ног. Когда нас били, нам говорили, что мы умрём. Я думал о своей семье и о том, что некому будет позаботиться о них, если я умру. Нас отпустили около трёх часов ночи, но только один из нас смог дойти и пойти за помощью. Нас везли домой на тачках. Мне потребовалось два месяца, чтобы оправиться от побоев. Две из трёх моих коров умерли, так как я не мог ухаживать за ними и кормить их.

Зухари Бакар

Люди, боявшиеся арестов, часто даже не ночевали дома, ведь пыточные команды обычно забирали жертв по ночам. Если жандармы не находили нужного им человека, то они могли взять кого-то из его родственников. Их привозили в аэропорт и держали в транспортных контейнерах без воды под палящим солнцем, пока те не рассказывали, где скрывается инакомыслящий.

С момента обретения независимости Коморские острова никогда не имели значительного периода стабильности — у нас никогда не будет развития без демократии и уважения к закону.

Мохаммед Бакар

Один против всех: Анжуан объявляет о независимости и ссорится с Коморами

28 апреля 2007 года истёк срок полномочий Бакара на посту главы Анжуана. В тот же день на острове ввели военный режим, а полковник отказался уходить в отставку. Власти Коморских островов призвали полковника покинуть пост и даже назначили Каамби Хумаду временным президентом, но Бакар соглашался уйти лишь на своих условиях.

Если нам придётся провести новые выборы, мы готовы, но сделаем это только в том случае, если выборы пройдут одновременно на всех островах. Но если мы должны сделать это только потому, что так решил президент Союза (Коморских островов — прим. TJ) — нет, мы не готовы это сделать.

Мохаммед Бакар

В начале мая центральное правительство СКО прислало на остров более 50 солдат, чтобы заставить Бакара уйти в отставку. Войска, пользуясь численным превосходством и лучшим вооружением, взяли под контроль все правительственные здания в Муцамуду, но позже жандармы полковника выгнали их оттуда.

10 июня 2007 года на Анжуане прошли выборы президента. Из-за нарушений и запугиваний других кандидатов Верховное правительство Комор пыталось перенести голосование, но Бакар напечатал свои бюллетени и провёл выборы. Вскоре он объявил, что набрал 90% голосов и безоговорочно победил, а уже 14 июня провёл инаугурацию. На церемонии не было иностранных гостей, так как Бакар закрыл аэропорт и все порты на острове.

В инаугурационной речи полковник сказал, что понимает озабоченность Африканского Союза по поводу выборов на Анжуане. Он обвинил соперников по голосованию в том, что те «сделали всё возможное, чтобы посеять насилие и раскол и пропагандировать ненависть и нетерпимость».

Наш остров и наша страна, безусловно, не заслуживали избирательной кампании такого низкого качества, где люди соревновались, чтобы преуспеть в оскорблениях и нечестности. Мы должны приложить усилия, чтобы быстро перевернуть эту не очень славную страницу нашей истории и окончательно закрыть её.

Мохаммед Бакар

Международное сообщество не признало результаты выборов. Против переизбрания Бакара выступила даже Франция, поддерживавшая его в начале первого срока. В ответ Бакар объявил, что Анжуан выходит из состава Коморских островов. Он вновь стал независимым и никем не признанным государством.

Жители Анжуана, 2008 год Фото IRIN

За год до этого президентом СКО стал бизнесмен Ахмед Абдалла Самби, получивший прозвище «Аятолла» за полученное в Иране образование. Он стал первым президентом Комор, пришедшим к власти в результате демократических выборов, а не в ходе переворота. Самби, будучи уроженцем Анжуана и противником анжуанского сепаратизма, намеревался восстановить союз между всеми островами Комор.

В сентябре 2007 года Совет мира и безопасности Африканского Союза ввёл санкции против Бакара и его ближайшего окружения. Все государства-члены АС заморозили средства, другие финансовые активы и экономические ресурсы, принадлежащие или контролируемые незаконными властями Анжуана.

Зарубежные инвесторы из других регионов мира тоже прекратили вкладывать в остров деньги до лучших времён. Это усилило международную изоляцию острова и вызвало нехватку продовольствия и топлива для местного населения. Местные жители покидали остров в поисках лучшей жизни, чаще всего перебираясь на другие острова архипелага. На самом острове ввели комендантский час.

Население Анжуана всё больше живёт в страхе: страхе возможных военных действий, страхе возможного эмбарго, страхе политических репрессий внутри страны.

Опия Кумах

Конфликт обострялся, но у Комор не было столько сил и средств, чтобы сдержать мятежного полковника. Санкции не имели ожидаемого эффекта, а дипломатические усилия по решению проблемы зашли в тупик. В воздухе запахло войной.

Население знает о том, что произойдёт. Война — это нехорошо, но это единственный путь. До переизбрания Бакара все считали, что он непопулярен; но здесь люди боятся оружия, а Мохаммед Бакар — тот, у кого есть оружие.

Камаль Али Яхудхой

«Демократия на Коморских островах»: изгнание диктатора с острова

В январе 2008 года войска СКО перебросили в Мохели, поближе к Анжуану. 11 марта коморские военные высадились на острове, похитили троих жандармов и доставили их на Мохели на допрос. 14 марта рыболовецкое судно с военными выдвинулось из Мохели и прибыло на юг Анжуана. Солдаты пытались захватить полицейский участок в городе Домони, чтобы освободить политзаключённых. В перестрелке с жандармами двоих солдат ранили, и коморская армия отступила.

Солдаты Африканского Союза на учениях перед высадкой на Анжуане Фото AFP

Стало ясно — коморцы не справятся своими силами. Ахмед Абдалла Самби попросил военной помощи у международного сообщества, и на его призыв откликнулись несколько стран Африканского Союза. Они начали готовить силовую операцию по аресту полковника и разоружению и расформированию его военизированного отряда, назвав её «Демократия на Коморских островах».

Я приказал коморской армии и силам друзей нашей страны вернуть Анжуан под власть закона и освободить её граждан.

Ахмед Абдалла Самби

Грядущая операция едва не расколола Африканский Союз, так как ЮАР, самая богатая страна континента, выступила против ввода войск. АС отклонил просьбу тогдашнего президента Южно-Африканской Республики Табо Мбеки не вторгаться в Анжуан. Подавление сепаратистов на Коморах было важно для тех стран, у которых есть свои проблемы с территориальной целостностью.

У Судана есть Дарфур, у Танзании — Занзибар. Действия вооружённых сил обоих государств на Коморах были своего рода сигналом «домашним» сепаратистам, предупреждением, что с ними правительства обеих стран будут обращаться не менее сурово.

Майкл Каллаген

Антибакаровская коалиция состояла из военных Танзании, Судана и Сенегала. Ливия оказала материально-техническую поддержку операции. Франция организовала переброску живой силы и военных грузов. Поддержку африканским военным оказали и Соединённые Штаты. Всего в операции участвовали две тысячи военных — 500 коморских и полторы тысячи иностранцев.

Утром 24 марта пять судов с солдатами из стран Африканского Союза выдвинулись из порта Фомбони, столицы Мохели, и взяли курс на Анжуан. Одновременно с вертолётов над столицей острова Муцамуду скидывали листовки с текстом «Национальная армия развития сообщает всем жителям острова о том, что военные прибудут на Анжуан в течение нескольких дней. Мы советуем вам не покидать свои жилища».

Узнав о готовящемся наступлении, Бакар заявил, что готов сражаться до последнего солдата. Его соратники забаррикадировали взлётно-посадочную полосу аэропорта Уани рядом с Муцамуду, завалив её бортовыми тележками, а также перерезали телефонные линии на острове.

Даже великая Россия не пришла к власти над Чечнёй. Они (солдаты Африканского Союза — прим. TJ) захватчики, мы будем сражаться с ними до последнего.

Мохаммед Бакар

25 марта на рассвете солдаты иностранных войск высадились на северном побережье Анжуана рядом с городом Уани в нескольких километрах от Муцамуду. В 5 часов утра прогремели первые выстрелы возле аэропорта и резиденции Бакара. Силы Африканского Союза до обеда захватили аэропорт и дошли до Муцамуду.

Силы коалиции в несколько раз превосходили по численности отряды полковника, а артиллерия, флот и авиация не оставляли последним никаких шансов. У военных из-за рубежа имелся достаточный опыт в подавлении подобных бунтов у себя дома. Местное население ликовало при виде иностранных войск, встречая их как освободителей, и кричало лозунг «Бакар — это собака!».

Жители Анжуана приветствуют солдат из Танзании, март 2008 года

К середине дня президентский дворец опустел, а Бакара заметили в отдалённой деревне Саданпоини. Поиски тайника опального полковника, хранившегося в президентском дворце, не принесли успеха. Захватив аэропорт и дворец, военные разделились на две группы: первая захватывала юго-западную часть острова, подавляя самые мощные очаги сопротивления. Вторая отправилась на юго-восток для взятия под контроль города Домони и порта Мбамбао-Мцанга.

Эта группа не встретила никакого сопротивления со стороны пробакаровских сил. К вечеру 25 марта Анжуан контролировался войсками коалиции, и территориальная целостность СКО восстановилась.

Солдат правительственной коалиции на Анжуане Фото Reuters

Перед началом спецоперации глава МИД Танзании Бернард Мембе заявлял, что из 500 жандармов лишь 300 остались верны полковнику, но в реальности это число оказалось ещё ниже. Позже выяснилось, что жандармы вступали в бой не чтобы прогнать интервентов, а для прикрытия побега полковника с острова. Также перед высадкой войск на Анжуан Бакар разоружил большую часть войска, оставив оружие лишь у самых преданных солдат.

Пока что у нас нет ни убитых, ни раненых, чтобы оплакивать их. Вожди мятежников все разбежались, и никто до сих пор не найден.

Ахмед Сиди

На следующий день силы Африканского Союза зачищали последние очаги борьбы сторонников полковника. По всему острову ездили автомобили «скорой помощи», свозящие раненых в госпитали. Представители армии СКО заявили, что в сражениях погибли трое жандармов, ещё десять человек получили ранения. У коалиции потерь не было. Военные захватили более ста пленных, большинство из них — жандармы и родственники Бакара, занимавшие при нём важные посты в островном правительстве.

Оценочная комиссия ООН, прибывшая на Анжуан после побега полковника, обнаружила остров в удручающем состоянии. Административная инфраструктура была разрушена, офисы разграблены, компьютеры разбиты, а инфраструктура здравоохранения, водоснабжения и санитарии находилась в плачевном состоянии. Выяснилось, что жители острова недоедают.

Бакар вместе с охраной скрылся в горах. Позже он перебрался на Майотту на моторной лодке вместе со своими 22 приближёнными, но Франция не дала полковнику политическое убежище, также отказавшись выдать полковника коморским властям из-за риска его преследования. В апреле французские власти арестовали его за незаконный въезд и хранение оружия, а позже экстрадировали.

19 июля 2008 года полковник и трое его телохранителей при помощи французских властей перебрались в Бенин. В аэропорту его взяла под охрану местная полиция. Диктатор несколько дней провёл в столичном отеле, а после ему предоставили личную резиденцию на севере страны, где он и проживает по сей день.

После свержения Бакара ООН запустила на острове Национальную программу разоружения, демобилизации и реинтеграции, позволившую бывшим жандармам вернуться к мирной жизни на пост-бакаровском Анжуане. Некоторые высокопоставленные солдаты и приближённые Бакара (всего около 200 человек) получили по несколько месяцев тюрьмы.

29 июня 2008 года в Анжуане прошёл второй тур президентских выборов, и на них победил Мусса Тойбу. Он — друг Самби, и это повышало авторитет президента СКО на мятежном острове. Начался процесс по восстановлению нормальной жизни на острове.

С одной стороны, нам не хватает элементарных лекарств, а с другой — у нас есть врачи и учителя, которые работали во времена Бакара и никогда не получали зарплату.

Ирин Абду Салами

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #политика #африка #лонгриды #лигаавторов