Истории
Дмитрий Новик

Ядовитое наследие Индии: как пострадавшие из-за утечки газа в катастрофе в Бхопале больше 30 лет ищут справедливость

В 1984 году в Бхопале произошла утечка ядовитого газа, из-за которого за три дня умерло больше 3000 человек. К 2020 году пострадавших больше полумиллиона.

Фабрика Union Carbide спустя 20 лет после катастрофы Фото AFP

В 1986 году в Чернобыле произошла авария на АЭС, которая стала известной во всём мире благодаря масштабу и ассоциациям атомной энергетики с ядерным оружием. Однако за два года до этого в индийском штате Мадхья-Прадеш случилась утечка метилизоцианата. Ядовитый газ, отравление которым приводит к слепоте и удушью, распространился на десятки километров внутри города.

Главными виновниками катастрофы индийцы видят правительство и руководство компании Union Carbide, обвиняя их в халатности при регулировании деятельности опасного производства, и сращивании интересов частного бизнеса и государства. Жертвы отравления и их последователи по-прежнему уверены, что правительство замалчивает масштабы катастрофы и не предпринимает достаточных усилий по очистке окружающей среды.

Как итог, в Бхопале регулярно проходят акции протеста — от мирных маршей и пикетов с десятками участников до многотысячных митингов. Протестующие требуют наказать всех причастных, пересмотреть компенсации пострадавшим и провести независимые исследования почвы вокруг фабрики.

Новый аграрный порядок

В 1960-ые годы в Индии расцветало новое земледелие — власти запустили кампанию развития сельского хозяйства, в ходе которой земли передавались крестьянам фактически возделывающим угодья. Независимость мелких земледельцев от планов и методик крупных аграриев поспособствовала освоению более продуктивных сортов растений, применению новой сельскохозяйственной техники и использованию удобрений.

Западные частные инвесторы, закрепившиеся ещё в колониальной Индии, переключились с производства пластмасс и промышленных химикатов на изготовление пестицидов и удобрений для массового потребителя. Крестьяне, видящие позитивный эффект от использование даже простых удобрений, применяли предлагаемые промышленностью средства.

Печатная реклама UCC, описывающая достижения в Индии

Химическое предприятие Union Carbide India Limited (UCIL) существовало с 30-ых годов как партнёрство американского Union Carbide Corporation (UCC) и индийский инвесторов, включая правительство. Фабрику по производству инсектицидов заложили в древнем городе Бхопал, недавно ставшим столицей нового индийского штата. Население активно росло, и к 1960 году составило примерно 900 тысяч человек. При этом город развивался по типичному для Индии сценарию — промышленные предприятия, как и другие точки социального притяжения, обрастали трущобами.

Трущобы рядом с дорогой, ведущей на фабрику Union Carbide Фото The Bhopal Medical Appeal

Завод в Бхопале стал относительно самостоятельным проектом UCIL: менеджмент американской UCC мало вмешивался в дела индийской компании, ведь стройка позиционировалась как отражение достижений индийской науки и промышленности. К 1969 году фабрика заработала, а основной продукцией стал инсектицид карборил, получивший торговое название Sevin. Он быстро показал эффективность против основных видов насекомых, которые вредили урожаю, поэтому спрос на «Севин» рос из года в год.

Цистерна № 610

Фабрика UCIL была передовым предприятием для Индии, но периодически в процесс строительства и производства вмешивалась политика. UCC изначально предлагали сделать производство безопаснее, изменив цикл, но остальные собственники индийской компании настояли на старом, дешёвом и менее безопасном производстве.

Другая проблема — протекционизм. С 1974 политика «индинизации» подразумевала контроль работы иностранных специалистов, поэтому обслуживание и модернизация производились в ущерб качеству работ, но силами специалистов из Индии.

Пульт индикации неисправностей на фабрике. «Безопасность — дело каждого» Фото Reuters

Синтез инсектицида «Севин» происходит в два этапа. Промежуточный результат — высокотоксичный газ метилизоцианат, который на фабрике хранили в трёх резервуарах. На производстве была многоуровневая система безопасности, справлявшаяся со своей функцией до 1980-ых, когда произошли первые локальные утечки. Работники предприятия, журналисты и некоторые чиновники сообщали о проблемах и возможных последствиях в случае катастрофы, но контролирующие органы и руководство предприятия предпочитали этого не замечать.

К 1982 году карборил немного потерял в эффективности, так как часть насекомых уже адаптировались к его действию. Также начало 80-ых выдалось для Индии неурожайным, что подтолкнуло UCC и UCIL продать фабрику. Покупателя не нашли, поэтому продолжили производство «Севина» с максимальной экономией. Ко дню трагедии из всех систем безопасности осталась только индикация о повышении давления в цистернах.

Жители Бхопала в 2010 году на фоне аварийной цистерны Фото ICJB

В ночь со второго на третье декабря 1984 года работники фабрики заметили рост давления в цистерне № 610 приняв аномальные показатели за ошибку изношенного оборудования. Ненадолго включив сирену оповещения о неисправности, инженеры продолжили работу. В течение часа все находящиеся на территории почувствовали удушье и сильнейшее слезотечение. Через два часа специфичный запах ощутили жители трущоб и полицейские, находящиеся в нескольких километрах от фабрики.

Только после второго звонка из отделения полиции сотрудники Union Carbide включили оповещение о серьёзной аварии, но было поздно — цистерна выпустила десятки тонн метилизоцианата через клапан сброса давления. Ядовитый белёсый газ распространялся по Бхопалу на высоте примерно пять метров от земли, при этом наибольшая концентрация была ближе к земле. Жертвами чаще всего становились спящие люди и дети, которые даже поднявшись с кровати оказывались в плотном ядовитом облаке.

Первые последствия

Отравление метилизоцианатом вызывает сильное удушье, боль в глазах и пищеводе, так как газ обжигает слизистые плотно оседая на них. Многие жертвы умерли во сне. Те, кто смогли встать с кроватей, быстро теряли зрение или становились жертвами сильнейшей рвоты и отёка лёгких. Больницы не справлялись с потоком прибывающих — медики не понимали, чем конкретно отравились люди, а руководство фабрики сообщило о веществе только к утру.

Мой отец вышел на улицу в туалет и увидел людей бегущих по улице. Он закричал матери: «Эй, смотри! Куда все бегут? У меня глаза жжёт! И откуда весь этот дым?». Мама начала сильно кашлять и отец сказал: «Только богу известно что происходит, может быть настал Судный день?».

Саира Би

Газ стремительно распространялся по округе. Руководство UCIL остановило производство и запросило помощь полиции для охраны фабрики. Официальные лица заявили о произошедшем в СМИ, но в первые дни не раскрывали подробностей. Тем временем счёт погибшим уже шёл на тысячи, а многих хоронили прямо во дворах своих домов или подворотнях.

Врач осматривает пострадавших 3 декабря  Фото India Today 

Власти объявили виновными в инциденте руководство UCIL, несмотря на свои 25% в капитале предприятия. Правительство страны и штата обязалось ежемесячно выплачивать пострадавшим пенсию от 2 до 21 доллара в зависимости от тяжести ущерба здоровью. Сумма была достаточной при среднем достатке семей от 6 до 11 долларов в месяц. Семьям погибших выплачивали 2200 долларов.

В течение нескольких лет пострадавшие поняли несоответствие выплат ущербу — у людей стремительно развивались осложнения, которые индийская медицина не могла лечить, а устроиться на работу они не могли по состоянию здоровья.

К концу 80-ых правительство Индии и UCC договорились о компенсации в размере 470 миллионов долларов в пользу государства. Позже Верховный суд Индии постановил построить госпиталь, где пострадавшие пройдут необходимый курс реабилитации. Американская компания согласилась с решением и выполнила все условия. Тем не менее, обвинения в катастрофе выдвинули топ-менеджменту UCIL и UCC только к началу следующего десятилетия.

Управляющий UCC Уоррен Андерсон Фото Ивонна Хемси

В 1991 году управляющему UCC Уоррену Андерсону предъявили обвинение в непредумышленном убийстве. Правительство Индии отправило запрос топ-менеджменту организации на установление его местонахождения, но получило отказ, так как Андерсон в 1986 году вышел на пенсию.

Индийские органы следствия формально искали обвиняемого: отправляли письма и запросы в UCIL и UCC, правительству США и даже публично через газеты (The Washington Post и The Times of India) требовали Андерсона явиться в суд. Бхопальцы были недовольны бюрократическим поиском обвиняемого, понимая что добровольно он не вернётся в Индию.

В 1984 году Андерсон избежал наказания — его задержали, когда он прибыл в город для оценки катастрофы. Топ-менеджер надеялся на юридические договорённости между UCC и UCIL, согласно которым американская компания не несёт ответственности за деятельность индийской «дочки», а значит риск для него минимален. Освободителем Уоррена иногда называют премьер-министра Индии Раджива Ганди (сын Индиры Ганди).

Раджив Ганди (слева) в бхопальской больнице навещает пострадавших  Фото The New Indian Express

Премьер вступил в должность только 31 октября, сразу после убийства матери. Индира Ганди погибла в ходе успешного покушения от руки собственного телохранителя, а в стране начались волнения. Убийцей был сикх — представитель этноконфессиональной группы, против радикализации которой Ганди вела борьбу с 1981 года.

Раджив Ганди находил ситуацию в стране тяжёлой и не хотел вступать в конфликт с США, поэтому способствовал освобождению топ-менеджера UCC. Спустя несколько часов после задержания Андерсона отпустили и сопроводили до американского посольства под охраной.

Исход катастрофы

Правительство Индии предъявило обвинения UCIL и UCC в халатности, повлекшей смерть людей. Американская компания отрицала обвинения, ссылаясь на самостоятельность индийской дочки. Менеджмент обеих организаций регулярно выдвигал новые версии трагедии — от плохой работы контролирующих органов до теракта сикхов.

Жители города на фоне фабрики спустя сутки после катастрофы Фото The Guardian

Государственные органы контроля поручили UCIL как можно быстрее законсервировать производство, нейтрализовав все вредные химические вещества. Индийская организация не справилась с задачей: при откачке химикатов часть попала в почву, грунтовые воды и некоторые водоёмы.

В 2004 году Верховный суд Индии постановил обеспечить проживающих вокруг завода чистой питьевой водой, так как экспертиза показала многократное превышение вредных химических соединений. Проект закончили только к 2014 году, когда к территориям основных пострадавших коммун подвели водопровод. Сейчас экоактивисты говорят о движении заражённых грунтовых вод на север города, где проживает уже больше полумиллиона человек.

Правительство Индии признаёт от 10 до 12 тысяч людей погибшими от болезней, спровоцированных отравлением. Активисты-расследователи и медики говорят о 20 тысячах погибших от таких осложнений как рак лёгких, рак печени и почечная недостаточность. Всего пострадавшими признаны более 600 тысяч человек, среди которых дети и внуки попавших под действие газа.

Отравление метилизоцианатом сказалось не только на проживающих рядом с фабрикой. Люди до сих пор страдают от хронических проблем с дыханием, зрением, болезней эндокринной и кровеносной системы. Среди жителей Бхопала большой процент детей рождаются с врождёнными аномалиями развития — заячья губа, гидроцефалия (скопление спинномозговой жидкости внутри головного мозга) и дефекты развития нижних конечностей. У многих детей обнаруживают онкологические заболевания в первые 10 лет жизни.

Женщина держит на руках шестилетнего сына, страдающего от порока развития рук и ног. Мать прожила всю жизнь в окрестностях фабрики, получая воду из заражённых источников Фото Гилса Кларка

К 2001 году финансовое положение UCC ухудшилось, и она был поглощена Dow Chemical Company. К этому моменту основными ответчиками в разное время были восемь граждан Индии, один гражданин США (Уоррен Андерсон) и две компании, аффилированные с UCIL. Руководство компании надеялось, что сделка позволит избежать дальнейшего судебного преследования.

Поиск правды в документах и на улицах

Судебные дела продолжались, затягиваясь на десятилетия. Бюрократия и коррупция не позволяли судьям вынести справедливое решение об устранении последствий катастрофы. В 2002 году городской суд Бхопала постановил, что Dow Chemical — полный правопреемник UCIL и UCC, а значит несёт ответственность за загрязнение почвы и источников пресной воды.

Dow Chemical приобрела акции Union Carbide в 2001 году. Это больше десяти лет с момента, как Union Carbide урегулировала свои обязательства перед правительством Индии в 1989 году, заплатив 470 миллионов долларов. Также отмечу, что Union Carbide никогда не владела и не управляла заводом UCIL, поэтому у Dow нет никаких обязательств по наследованию обязательств касательно катастрофы в Бхопале.

Топ-менеджмент индийской компании также был на свободе, несмотря на первую быструю реакцию полиции сразу после катастрофы. Кешуб Махиндра (независимый директор-наблюдатель от совета директоров) и Виджай Гохал (исполнительный директор) получили обвинение в халатности, повлекшей смерть людей. Их освободили под залог в течение нескольких дней после задержания.

Суд Бхопала многократно вызывал Уоренна Андерсона в Индию для дачи показаний, но ФБР отказывало власти Индии, ссылаясь на невозможность установить место нахождения обвиняемого. В августе 2002 года активисты Greanpeace нашли его дом и вручили повестку. Для Андерсона, отошедшего от управления Union Carbide больше 15 лет назад, событие стало неприятным инцидентом, который он впрочем проигнорировал.

Сделка Union Carbide c Dow Chemical спровоцировала в США внимание к катастрофе 1984 года. Причинами этого стала интенсивная миграция индийцев в США и прошлое компании Dow. Именно они производили напалм, применяемый во Вьетнаме. Протесты проходили ещё в 60-ые, а теперь у экоактивистов появился новый повод для предъявления претензий химическому гиганту.

Одной из неиндийских протестующих стала Диана Уилсон, известная в США как радикальный антивоенный и экологический активист. В июле 2002 года она объявляла голодовку, расположившись напротив завода Dow в Техасе. В августе Диана проникла на завод и забралась на двадцатиметровую дымовую трубу, приковав себя к ней цепью.

Я рыбачка из небольшого городка, где много производств промышленных корпораций. Я ездила в Индию и общалась с жертвами катастрофы. Некоторых даже убедила приехать в Сидрифт (Техас), чтобы пообщаться с новым руководством UCC. И я считаю, что единственный способ добиться справедливости — это отправка Уоррена Андерсона в Индию, чтобы он предстал перед судом.

Диана Уилсон

В самой Индии протесты по-большей части были мирными. Люди выходили к проходным фабрик Dow Chemical требуя заняться очисткой окружающей среды и назначить выплаты лицам, потерявшим работу из-за состояния здоровья. Фотография погребения неизвестной девочки стала неофициальным символом трагедии.

С начала 2000-х набрали силу организации, централизованно занимающиеся отстаиванием интересов пострадавших. «Бхопальский медицинский призыв», «Бхопальская группа информирования и действий», «Международная кампания за справедливость в Бхопале» призывают правительство Индии выполнять требования пострадавших, организуют помощь пострадавшим и проводят благотворительные акции.

Протестующие в Бхопале Фото Press Trust of India

Наиболее серьёзные волнения происходили в 25-летнюю и 30-летнюю годовщины катастрофы. Улицы Бхопала наполнились тысячами людей с прежними требованиями — очистить почву от химикатов, обеспечить горожан чистой водой и разработать программы медицинской реабилитации для детей и внуков пострадавших.

Годы спорных судебных решений и бездействия властей привели к радикализации некоторых групп протестующих. На улицах сжигают чучела, олицетворяющие промышленные корпорации и Dow Chemical.

Протестующие сжигают чучело Фото Reuters

Протестующие сжигают сатирический логотип Union Carbide  Фото Гилза Кларка

Протестующие сжигают сатирический логотип Dow Chemical Фото AP

Чаще всего пострадавшие винят в произошедшем Уоренна Андерсона. Именно топ-менеджер UCC для индийцев стал олицетворением западной корпоративной этики, в которой они видели получение прибыли выше жизни людей.

Я хотела убить Андерсона. Но теперь он мёртв и я не могу это сделать. Но когда я умру, то найду его там и задушу, чтобы он почувствовал что испытал мой сын и тысячи других жертв.

Шамшад Би

Андерсон скончался в 2014 году в возрасте 92 лет по естественным причинам. Несмотря на множественные запросы об экстрадиции или суде в США, он так и не предстал перед судом очно. В немногочисленных интервью Уоррен Андерсон говорил, что сожалеет о случившемся и сочувствует жертвам трагедии. Тем не менее, юридически он не считал себя виновным, ссылаясь на договорённости между UCC и UCIL об оперативном управлении фабрикой.

Если слушать юристов, то надо спрятаться в своей спальне. Если слушать специалистов по связям с общественностью, то надо надо отвечать на все вопросы из всех источников. Тогда я был бы на телевидении постоянно. Вы просыпаетесь утром и думаете — это действительно произошло? Затем вы понимаете, что это случилось и вам придётся бороться с последствиями ещё долгое время.

Уоррен Андерсон
* * *

В 2010 году Верховный суд Индии признал виновными в трагедии 7 человек, среди которых был Кешуб Махиндра (задержан первый раз 1984 году), ставший к 2010 году председателем совета директоров компании Mahindra Group. Топ-менеджера одной из крупнейших промышленных компаний Индии приговорили к двум годам тюрьмы и штрафу в размере 1600 долларов.

Остальных менеджеров UCIL приговорили к аналогичному наказанию. Всех обвиняемых выпустили под залог в течение нескольких дней. Один сотрудник UCIL умер своей смертью пока длился судебный процесс. Все осуждённые — этнические индийцы, ни один иностранец не понёс наказания.

Первую (и единственную) мемориальную скульптуру построила голландский скульптор Рут Ватерман при поддержке местных благотворительных организаций. Она выжила во времена Холокоста, поэтому воспринимала работу как очень личную.

Памятник бхопальской матери с погибшим ребёнком на руках Фото The Bhopal Medical Appeal

Фабрика Union Carbide законсервирована и частично разобрана с 1985 года. У правительства штата и города нет цельного плана по ликвидации оставшихся конструкций и рекультивации территории фабрики. На сайте UCC, посвящённом катастрофе, в причинах указан преднамеренный саботаж неустановленных лиц.

Union Carbide поставила безопасность под угрозу ради прибыли. Индийское правительство не могло устоять перед возможностями и мощью международных организаций. Причина катастрофы в Union Carbide, но вся несправедливость стала следствием волокиты судебной системы и Центрального бюро расследований. Органы следствия стали соучастниками преступления.

Раджкумар Кесвани

Основные источники:

1. Ingrid Eckerman. «The Bhopal Saga: Causes and Consequences of the World’s Largest Industrial Disaster»;

2. Dominique Lapierre. «Five past Midnight in Bhopal».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#индия #сша #наука #истории #лонгриды #лигаавторов