Истории
Максим Назаров

Ход Саблина или стабильность под ударом: как военный бросил обречённый на провал вызов советской системе

Суровая советская реальность против молодого офицера-идеалиста, который мечтал изменить страну.

Город Полярный в годы Великой отечественной войны, когда там жил юный Валерий Саблин

В ноябре 1975 года капитан сторожевого корабля Валерий Саблин предпринял неожиданную попытку пойти против руководства СССР. Правительство, уверенное в стабильности выстроенной системы, морально оказалось застигнуто врасплох бунтом со стороны военного. Ещё более удивительно, что он ратовал за восстановление якобы истинных коммунистических принципов, а не требовал создать демократическую систему как на Западе.

Саблин мог сделать блестящую карьеру во флоте. Но его идеализм и желание перемен привели к неожиданным последствиям, не имеющих аналогов в ВМФ СССР.

Юность будущего бунтаря и политические искания

Детство Саблина пришлось на Великую Отечественную войну. Он пережил бомбардировки немецких «юнкерсов» и голодные времена в прифронтовом городе Полярный. Как и отец, мальчик хотел стать военным моряком. Чтобы вырваться из атмосферы провинциального Горького, он в 1956 году поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, где с энтузиазмом взялся за учёбу и активно общался с матросами.

Возможно, тяга к общению с людьми вызвала у Саблина интерес к политике и изучению трудов Ленина. Как и все люди того поколения, он воспитывался на революционной тематике. В декабре 1960 года он в звании лейтенанта начал служить в Севастополе на эскадренном миноносце «Ожесточённый», где зарекомендовал себя перед командованием.

Но несмотря на хорошие отношения с начальством, военный вскоре проявил свой нрав против порядков того времени. В 1962 году Саблин написал письмо первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву, где высказал недовольство засильем коррупции и отходом от принципов ленинизма. Подобная инициатива могла вызвать для него проблемы, но ничего страшного в его карьере не произошло, хоть ему и пришлось ждать повышения звания ещё год.

Валерий Саблин в молодости

Затем, неожиданно для многих, Саблин поступил в Военно-политическую академию. Почему он решил пойти по политическому пути? В первую очередь, чтобы получить ответы на мучившие его вопросы. Его волновало почему в стране без капитализма экономика и социальная сфера деградирует.

В этот момент мысли у меня клокотали в голове, и всё искал я причину, почему так, а не иначе, у нас складываются отношения в стране. Что-то, я чувствую, надо было делать, но не хватало знаний. Забивали меня цитатами и давали понять, что серый я в вопросах политики. Пишу в Ленинградский университет с просьбой разрешить учиться если не заочно, то экстерном. Дали отказ, экстерном, говорят, нельзя, а заочно не положено. Остаётся один выход — это Военно-политическая академия.

Валерий Саблин

За годы учёбы Саблин продолжил изучать труды Ленина, Маркса и других революционеров, активно конспектируя. Несмотря на образование в Военной-политической академии, он негативно относился к политработникам, считая их глупыми и недалёкими людьми. Особенное негодование у него вызывало то, что они стремятся решать свои личные проблемы за счёт личного состава. По мнению Саблина, Начальство академии поддерживало такие порядки.

Капитан Валерий Саблин

Саблин пытался найти среди знакомых или морских офицеров людей, с которыми можно обсудить проблемы страны, однако его идеи и мысли мало кого интересовали. Незадолго до поступления в академию, после откровенного разговора с бывшим школьным товарищем Сергеем Родионовым, которому он рассказал о своих переживаниях, последний написал на него донос. В нём говорилось, что Саблин якобы готовит государственный переворот. Правда, донос не имел никаких последствий. Более того, в 1973 году он с отличием окончил Военно-политическую академию.

После окончания академии капитана назначили заместителем командира по политической части на корабль «Бдительный» 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей Балтийского флота. Прибыв на место, Саблин отправился в академический отпуск. В это же время замполита корабля «Сторожевой» капитан-лейтенанта Подрайкина уволили за пьянство. Из-за этого Саблина перевели на «Сторожевой», где он получил должность ушедшего.

Капитан Саблин и командир «Сторожевого» Анатолий Потульный

Ещё до того, как Саблин закончил академию, СССР стремительно погрузился в эпоху Застоя. Снизился рост экономики, начался дефицит и по стране увеличилась смертность. Вдобавок, авторитарный характер власти в стране не давал возможности ввести открытую политическую борьбу. Всё это подтолкнуло Саблина использовать корабль как площадку для оглашения своих идей. Его должность давала возможность встречаться с матросами, читать им лекции по политподготовке или просто неформально общаться. Возможно, он думал, что его деятельность позволит всколыхнуть политическое болото и даст новый импульс.

Я долго был либералом. Это было примерно до 1971 года. Учёба в академии окончательно убедила меня в том, что стальная государственно-партийная машина настолько стальная, что любые удары в лоб будут превращаться в пустые звуки.

Валерий Саблин

Журналист и бывший подводник Николай Черкашин, написавший книгу «Чрезвычайные происшествия на советском флоте», уверен, что капитан, несмотря на политическую подкованность, оставался наивным человеком с обострённым чувством справедливости. Саблин смог завоевать доверие подчинённых, хотя занимал непопулярный пост замполита. Благодаря своему характеру он ладил с матросами и стремился помогать им, а свои занятия по политинформации проводил живо, пытаясь вызвать интерес у слушателей.

В надежде на перемены

Несмотря на общения с матросами и проведения занятий по политподготовке, Саблину не удалось создать на корабле организацию или хотя бы группу сторонников. Саблин рассказывал матросам о своём недовольстве порядками в стране и частично о своих планах. Рядовые матросы слушали его с интересом и соглашались, хотя некоторые опасались капитана, думая что он американский шпион. У военного имелся только один надёжный напарник — матрос Шеин, которого до службы на флоте осудили за хищение социалистической собственности. О Саблине он вспомнил несколько интересных фактов.

Основное внимание он уделял неравенству, которое сложилось в обществе и которое он, сын привилегированных родителей, мог наблюдать с раннего детства и безнравственно пользоваться этими привилегиями, всё время мучаясь оттого, что не мог от них отказаться. Постепенно развивая мысль, он остановился на наших недостатках. По его утверждению, люди в нашей стране утратили всякие идеалы, пропала у них и вера в партию, так как среди коммунистов появилось много приспособленцев, ловкачей, бюрократов, которые ставят свои интересы, своё личное благополучие выше интересов народа

Александр Шеин

8 ноября 1975 года Саблин решился на открытый протест по заранее подготовленному плану. Для начала он решил проблему с командиром корабля Анатолем Потульным:военный пошёл на хитрость, сказав, что в помещении поста гидроакустиков происходят беспорядки. Как только Потульный зашёл в помещение, его тут же запер Саблин. На стене комнаты командир обнаружил письмо, в котором Саблин объяснял свои действия.

Пока матросы смотрели фильм, революционер собрал офицеров и мичманов, где изложил свои взгляды на происходящее в стране. По его мнению, в СССР сложилась тяжёлая обстановка и необходимы решительные перемены. Чтобы начать процесс необходимо прорваться в Ленинград и требовать свободного доступа на телевидение. В случае удачи их поддержат другие советские командиры, а корабль «Сторожевой», говорил Саблин, станет свободной трибуной для продвижения идей.

Капитан предложил голосование. Часть мичманов и офицеров согласились, а остальных изолировали. Что касалось командира корабля, Саблин сказал, что тот якобы раздумывает над предложением.

Адмирал Горшков — один из первых военных, который узнал о восстании Саблина

Бунтовщики делали ставку на внезапность. Старший лейтенант Фирсов сбежал и доложил, что на корабле бунт. После обнаружения побега лейтенанты Степанов, Саитов и мичман Ковальченков пытались остановить Саблина, но их выступление быстро подавили. Стало понятно, что необходимо действовать: корабль не имел вооружения и становился лёгкой добычей в случае погони.

«Сторожевой» взял курс на выход из Рижского залива. Саблин дал первую радиограмму главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу Советского Союза Сергею Горшкову, в котором пояснил свой поступок. Он выдвинул следующие требования.

  • Объявить территорию корабля «Сторожевой» свободной и независимой от государственных и партийных органов в течение года;
  • Предоставить возможность одному из членов экипажа по нашему решению выступать по Центральному радио и телевидению в течение 30 минут в период с 21:30 до 22 часов по московскому времени ежедневно, начиная с указанного времени;
  • Обеспечивать корабль «Сторожевой» всеми видами довольствиями согласно нормам в любой базе;
  • Разрешить «Сторожевому» постановку на якорь и швартовые в любой базе и точке в пределах территориальных вод СССР;
  • Обеспечивать доставку и отправку почты «Сторожевого»;
  • Разрешить радиопередачи радиостанции «Сторожевого» в радиосети «Маяк» в вечернее время;
  • При сходе на берег членов экипажа «Сторожевого» считать их неприкосновенными личностями;
  • Не принимать никаких мер насилия и гонения по отношению к членам семьи, к родственникам и близким членов экипажа.

Матросы «Сторожевого»

Командование не знало, что задумал Саблин, и подозревали, что бунтовщики задумали бежать в Швецию. Командующий Балтийского флота Анатолий Косов пытался вразумить мятежного капитана, но тот заявил, что больше не подчиняется советскому командованию. В это же время министр обороны Гречко приказал остановить корабль. Вскоре за «Сторожевым» началась погоня. Саблин пытался добраться до нейтральных вод, чтобы заявить о своей позиции на весь мир.

Если на экипаже «Сторожевого» первое время царил энтузиазм, то вскоре настроение резко изменилось. На горизонте появились боевые корабли, но наибольший страх вызывали истребители-бомбардировщики Су-24 и ракетоносцы Ту-16.

Катера высадили к нам морских пехотинцев с автоматами Калашникова наизготовку. Никакого абордажа не было. Завели в ходовую рубку — „Руки на переборку!“. Часа три так и простояли. Затем срочно перебросили нас в Ригу. Меня на ракетном катере.

Бородай

Вскоре появились боевые катера с солдатами, готовые к абордажу. Увидев, что дело принимает угрожающий оборот, часть матросов кинулась освобождать командира, в это же время авиация нанесла первый удар. Анатолий Потульный, вооружённый пистолетом, ранил Саблина в ногу. Внезапный политический кризис на корабле провалился.

Следствие и казнь

Случай с Саблиным уникален для истории советского флота. Его допрашивали высокие чины — главком ВМФ и начальник Главного политического управления генерал Епишев. Следствие волновал вопрос — существовала ли на корабле антисоветская организация? В итоге на скамье подсудимых оказалось только два человека — Саблин и матрос Шеин.

Следствие шло несколько месяцев. Капитана обвинили в измене Родине и в попытке угнать корабль в Швецию. Дело Саблина было серьёзным вызовом для советского руководства, ведь борьба с диссидентством и инакомыслием шла в самом разгаре. Военный, который не побоялся поднять практически в одиночку бунт, мог представлять опасность даже в тюрьме. Для вождей СССР поступок Саблина являлся изменой, и эту позицию поддерживали председатель КГБ Андропов, министр обороны Гречко и генеральный прокурор Руденко. Смертная казнь для капитана стала неизбежной.

В июле 1976 года Саблина признали виновным в измене Родине и приговорили к смертной казни. Казнь в этом случая явно носила избыточный характер: действия капитана не повлекли за собой гибели людей или разглашения военной тайны. Учитывая идеализм Саблина, сложно поверить, что он мог стать типичным перебежчиком. Его сообщника Шеина приговорили к восьми годам заключения.

Пересмотреть дело Саблина в советское время было невозможно по политическим причинам. Однако распад СССР позволил снять с капитана обвинения в измене Родине. За политическую его реабилитацию выступало множество людей: от простых граждан до политика Бориса Немцова.

В 1994 году Военная коллегия Верховного суда пересмотрела дело. Вместо измены Родины в обвинительном заключении появилась формулировка о превышение власти и сопротивлении начальнику. Приговор изменили на 10 лет тюремного заключения, но полный реабилитации капитан так и не получил.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.