Истории
Василий Суслов

Дар или проклятье: как семейная трагедия едва не погубила «самую умную» девочку Америки

Пятилетней Жасмин прочили огромный успех в науке. Однако череда жестоких событий едва не стоила ей не только надежд, но и жизни.

Прометея Пифайта на крыше домика своей мамы Джорджии Фото Линн Дональдсон

В шесть месяцев Жасмин, дочь греческой эмигрантки, заговорила, в девять — читала книги, в тринадцать лет получила степень бакалавра и планировала получить ещё пять-шесть. Чтобы быть ближе к корням, она сменила имя на Прометею, а люди вокруг неё рассчитывали, что её интеллектуальные способности изменят мир.

Всё изменилось, когда знакомый мужчина начал преследовать Прометею и её мать, полагая, что та держит дочь в рабстве. Эта травма серьёзно ударила по состоянию девушки, лишив её возможности учиться и развиваться на том же уровне. А главное — добиваться великих открытий. Историю Прометеи рассказало издание The Atavist Magazine.

Экскурсия в Диснейленде от мира науки

40-летняя греческая иммигрантка Джорджия Смит жила вместе с дочерью Жасмин в старом красном минивене с тарахтящим двигателем. Их выселили из квартиры в Сан-Франциско и женщина боялась, что из-за этого ими заинтересуются социальные службы. Так что днём Джорджия и Жасмин катались по городу, а ночью парковались на свободной парковке для ночлега.

Летом 1997 года мама решила сделать дочери сюрприз — отвезти Жасмин на экскурсию в лабораторию Стэнфордского университета, куда дочь хотела попасть сильнее, чем в Диснейленд. Из стен ускорительной лаборатории SLAC вышли три Нобелевских лауреата, она же первая в Северной Америке запустила свой собственный сайт.

Прометея Пифайта на экскурсии в Стэнфордском университете Фото из личного архива Прометеи

Жасмин с восторгом присоединилась к экскурсионной группе. По её словам, в стенах лаборатории творилось волшебство. Она любопытством слушала разговоры преподавателей и студентов, которые рассуждали об электронах, лазерах и рентгеновских лучах.

В конце экскурсии группа встретилась с учёным-физиком и Жасмин задала ему весьма нетипичный вопрос для пятилетней девочки: «Как избежать расплавления ускорителя из-за тепла, которое создают сталкивающиеся частицы?», — спросила Жасмин.

После длинной паузы физик подробно описал устройство сложной системы охлаждения. Жасмин ответ понравился. В конце встречи учёный подошёл к Джорджии и посоветовал встретиться с профессором Мейсоном Йеарианом, которому точно будет интересно поговорить с умной не по годам девочкой.

Йеариан решил поговорить с Жасмин без Джорджии, чтобы проверить, что мать не подсказывала дочери. Профессор спросил у Жасмин про её вопрос и попросил девочку описать принцип работы маятника. Она без труда описала сложный физических процесс, разговаривая с мужчиной как с равным, а не взрослым.

Впечатлившись, учёный позвал маму в кабинет, похвалил девочку и удивлённо спросил: «Как она так многому научилась?». Джорджия ответила, что всё, что знает её дочь, она узнала самостоятельно из книг.

Бакалавр в тринадцать лет

Джорджия Смит выросла в греческом детском приюте, под который переоборудовали военные казармы. Сироты скудно питались, а именем для них был номер кровати. В её случае — 788. В 16 лет она переехала к тёте в Нью-Джерси, позже вышла замуж и родила двух детей — Ванессу и Аполлона. Брак вскоре распался из-за жестокости мужа, а Джорджия перебралась в городок Боузман в штате Монтана.

В 1991 году женщина ждала третьего ребёнка — Жасмин. Эта беременность могла плохо закончиться — врачи предупреждали, что Джорджия может умереть от осложнений при родах. У неё не было денег и роды на дому принимала акушерка, которая прямо перед этим помогла родить корове. Теми же приборами она работала с Джорджией и занесла инфекцию. Однако всё обошлось, дочь и мать благополучно пережили заражение.

Джорджия Смит с дочерью Жасмин Фото Линн Дональдсон

Почти сразу стало понятно, что Жасмин — необычный ребёнок. В шесть месяцев девочка заговорила, в девять — стала читать книги. В два года она научилась писать, а в три умножать и считать десятичные дроби. В 1993 году власти Монтаны хотели забрать Аполлона, поэтому Джорджия с детьми почти без денег уехала в Калифорнию. Семья жила в тесном подвале, в который можно зайти только через гараж.

Джорджия работала по семь дней в неделю по двенадцать часов. Дети были одни, и Жасмин занимала себя чтением. Девочка изучала географию, историю и литературу, читала греческий эпос и романы Чарльза Диккенса. В четыре года она принялась за алгебру.

Одарённость Жасмин пугала Джорджию. Женщине казалось, что её усилий недостаточно, чтобы раскрыть потенциал дочери. К тому же, она боялась повторения истории Аполлона: мальчик в первый год хорошо говорил на английском и греческом, но насмешки и издевательства сверстников полностью подавили интеллектуальные задатки ребёнка.

Жасмин играет на пианино Фото из личного архива Прометеи

Страхи Джорджии оправданы. Писатель Эндрю Соломон в книге «Вдали от дерева» (Far from the Tree) разрушал миф о том, что рождение вундеркинда похоже на выигрыш в лотерею. По его мнению, появление такого ребёнка ставит родителей перед выбором между развитием своей жизни и карьеры или раскрытием способностей ребёнка.

На втором пути содержание вундеркинда обходится дороже, обычные школы не могут дать необходимую среду для обучения, а сверстники и взрослые пренебрежительно или издевательски относятся к ребёнку, потому что он не похож на обычных детей. В этом, считает писатель, вундеркинды и дети с инвалидностью очень похожи, но при этом к одарённым детям отношение гораздо менее снисходительное.

В пять лет Джорджия попробовала отдать Жасмин в школу, но ей отказали, потому что даже старшая школа уже не подходила для девочки. Мама хотела отдать её в частное учреждение для одарённых детей, но не успела. Её старшая дочь Ванесса попала в автокатастрофу, потеряла мужа и оказалась почти полностью парализованной. Джорджии пришлось поехать с детьми к Ванессе, чтобы ухаживать за ней.

Женщина договорилась с владельцем подвала, что она вернётся сразу, как только поможет дочери и он сначала согласился. Но когда та вернулась, то увидела, что арендодатель выкинул все вещи Джорджии и выселил её. Тогда она твёрдо решила помочь Жасмин в развитии её талантов. Мама отправила Аполлона к тёте в Нью-Джерси, купила старый красный минивэн и отправилась вместе с дочерью в путь.

После истории в Стэнфордской лаборатории профессор Йеарианом под впечатлением предложил Жасмин удалённо поучиться на университетских курсах для одарённых детей. Примерно тогда же Джорджия выиграла суд с владельцем подвала: судья признал выселение незаконным, но также признал непригодными условия для проживания. Женщина получила компенсацию, которая помогла ей поселиться с дочерью в Боузмане и купить Жасмин старый компьютер для занятий в Стэнфорде.

Девочка успешно закончила курсы, но привлекла внимание многих скептиков, которые не верили в её способности. Позже преподаватель математики, отправленного протестировать Жасмин, сказал, что она была «в десять раз смышлёнее самых способных учеников за годы его работы».

Жасмин занимается с профессором Фото из личного архива Прометеи

В 13 лет девочка получила бакалаврскую степень и стала самым молодым учёным Монтанского университета. На выпускном Жасмин сказала, что не торопится получать докторскую, потому что ей надо ещё пять-шесть степеней бакалавра. Перед этим она сменила имя, став Прометеей Пифайтой, феминизировав имя греческого титана, давшего людям огонь. Пифайта же — имя матери Пифагора. Оно также напоминало имя Пифии — предсказательницы будущего из Дельфы.

Джорджия очень опасалась за безопасность дочери. Однокурсники относились к ней негативно, посмеиваясь над её знаниями и пользуясь разницей в возрасте между ними и девушкой. Сама же Прометей была сильно привязана к матери и не могла ходить на занятия одна. Такая тесная связь объединяла, но и усиливала страхи: мать и дочь постоянно видели угрозы и тщательно планировали свои действия. Дальнейшие события показали, что их опасения оказались не напрасны.

Одержимый недоброжелатель

В 2006 году Прометее нужны были деньги, чтобы продолжить обучение. Она поучаствовала в конкурсе по написанию эссе и выиграла десять тысяч долларов. Конкурс организовал Греческий степендиальный форум — НКО, которое помогает американцам с греческими корнями оплачивать обучение. Прометею также пригласили выступить на вечере, посвящённом памяти основателям греческой православной церкви.

Изучая историю становления религии, она пришла в бешенство из-за, как сказала сама Прометея, «религиозного фашизма». Первые православные греки сжигали книги и храмы времён Древней Греции, пытали и убивали людей, которые не поддерживали новую веру. Разозлённая Прометея написала речь на 150 страниц, чтение которой заняло бы несколько часов. Однако после первого часа выступления гости и священники, возмущённые эмоциональностью речи, начали обвинять девушку в богохульстве и старались её перекричать.

Но нашлись и те, кто после выступления подходили к Прометее и благодарили за её откровенность. Тогда о ней узнали многие этнические греки: диаспора писала одобрительные комментарии под видео с выступлением Прометеи, а на почту приходили как одобрительные письма, так и угрозы убийством.

Пару месяцев спустя Прометея и Джорджия попали в автокатастрофу. Дочь не пострадала, но мать получила сильные травмы. Греки из местного сообщества помогли собрать деньги на лечение и покупку автомобиля, а один из них, 70-летний Томас Кайрос предложил оплатить семье отпуск в Италии. Но мать и дочка согласились только на поездку в Грецию.

Томас Кайрос производил положительное впечатление доброго и заботливого дедушки. Он утверждал, что раньше работал физиком в одном из университетов США. После отпуска Кайрос много писал Прометее: звал жить с ним, сокрушался, что она учится не в самом престижном университете Америки. К девушке он обращался как к внучке, а себя называл маленьким дедушкой.

Семье не нравился повышенный интерес Кайроса: Прометея отправляла обратно подарки и деньги, которые высылал мужчина. Тогда мужчина решил, что в холодном отношении к нему виновата мать. Он начал распространять слухи, что Джорджия — тиран и держит дочь в рабстве. К его словам, впрочем, мало кто относился серьёзно.

В 2011 году году Кайрос впутал Джорджию в судебный спор. Он утверждал, что женщина захватила дорогу, прилегающую к её дому. Так у него появился повод приехать в Боузман. В коридоре суда он встретил Прометею и преследовал вплоть до полицейского участка. Он не сразу согласился уйти по требованию полицейских, а позже суд запретил ему приближаться к семье.

Ордер на запрет Кайросу приближаться к семье Прометеи Документ полиции города Боузман

Через неделю Кайрос решил, что Прометею нужно спасать от тирании Джорджии. Он взял машину и пистолет и поехал на ферму, где жила семья. Мужчина протаранил единственные ворота для въезда на участок и остановился там.

На шум вышла Джорджия, подошла к автомобилю и ужаснулась, когда увидела направленный на неё пистолет Кайроса. Он выстрелил в неё и продолжал стрелять, когда женщина упала на землю. Прометея вызвала полицию, выбежала из дома и закрыла собой маму. Со слезами она просила мужчину остановиться.

«Почему ты плачешь? Ты должна быть счастлива, что мама умрёт», — сказал Кайрос.

Кайрос вернулся в машину, когда к дому подъехали двое полицейских. Офицерам стало понятно, что мужчина закрылся в машине и не собирается пропускать скорую к Джорджии. Он хотел, чтобы она умерла от ран и потери крови. Подойдя к машине, полицейские потребовали Кайроса бросить оружие и сдаться, но мужчина только закрыл окно и отвернулся. Когда офицеры попытались разбить окно, Кайрос направил на них пистолет, но выстрелить не успел: каждый полицейский выпустил в него по семь пуль. Мужчина умер мгновенно.

В больнице выяснилось, что Кайрос попал в Джорджию пять раз. Пули пробили лёгкое и мочевой пузырь, тонкую кишку, перебили бедро и плечо. Некоторые повреждённые органы пришлось удалить. Шокированная Прометея закрылась от общества и полностью посвятила себя заботе о матери, размышляя, делала ли она достаточно, чтобы помочь Джорджии.

Дар или проклятие

Шесть лет прошло после стрельбы на ферме Прометеи. Она не общалась с журналистами и не училась в Монтанском университете, но через её адвоката журналисту Майку Мариани удалось начать переписку с девушкой. Спустя два месяца Прометея согласилась встретиться у неё дома.

Джорджия выжила. У женщины был частичный паралич левой руки, повреждены нервы шеи и плеча, множество проблем с внутренними органами. Психологически Джорджия тоже пострадала — у неё тяжёлое посттравматическое стрессовое расстройство и глубокая депрессия.

Всё это время Прометея находилась рядом, она отказалась от всех желаний и стремлений, чтобы помочь маме выздороветь. Джорджия с добротой встретила журналиста, показывала все награды дочери и много рассказывала о ней. Прометея находилась рядом и улыбалась каждой истории мамы.

Семью постоянно преследовала нищета, но трагедия привела к неожиданному «подарку». Кайрос оставил Прометее две трети своего поместья. Его продажа позволила оплатить адвоката и рассчитаться за множество медицинских процедур для Джорджии. На оставшуюся сумму Прометея обустроила для мамы домашнюю художественную студию. Она надеется, что однажды работы Джорджии можно будет увидеть в картинных галереях.

Джорджия и Прометея в художественной мастерской Фото Линн Дональдсон

Журналист обратил внимание, что в личном разговоре с Прометеей сложно взаимодействовать. Она казалась жизнерадостной, но за этим не чувствовалось ничего, будто она полностью лишена эмоций. В нём не было привычного человеческого общения, школьную программу она изучала одна по книгам, в университете с ней постоянно находилась мать, а студенты всё так же относились к ней негативно.

Прометея всё ещё горит знаниями и учёбой. Бывшие преподаватели говорят, что она может поступить в любой университет мира. А Джорджия очень хочет, чтобы её дочь двигалась вперёд. Путь девушки, которая с детства полюбила ускоритель частиц сильнее, чем Диснейленд, всё ещё полон надежд и перспектив.

Прометея и Джорджия  Фото Линн Дональдсон

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#лигаавторов #лонгриды #истории #насилие #преследования