В долговой яме: как Южная Корея пережила Азиатский финансовый кризис и погасила госдолг золотыми украшениями граждан
Всеобщая солидарность и золото рядовых корейцев спасли страну от тотального краха и нищеты.
Уволенный южнокорейский работник на митинге против реформ Международного валютного фонда (МВФ), 1997 год Фото AP
В июле 1997 года в Азии начался глобальный финансовый кризис. Обесценивание валюты, снижение занятости, рост инфляции и тотальное банкротство корпораций в Сингапуре, Индонезии, Гонконге, Таиланде и Малайзии грозило падением всей мировой экономики. В августе кризис перекинулся на Южную Корею, которая впоследствии пострадала от падения фондового рынка больше остальных.
Именно корейцы извлекли из экономического спада самые серьёзные уроки и полностью реформировали политико-финансовую систему страны. 3,5 миллиона граждан пожертвовали золотые сбережения ради погашения госдолга перед Международным валютным фондом (МВФ). Под контролем МВФ Сеул провёл либерализацию экономики и создал конкурентный внутренний рынок.
«Азиатских тигров» приручил Международный валютный фонд
В 1980-е годы Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Гонконг, Сингапур и Макао показывали стремительный экономический рост. В международной банковской практике даже появился специальный термин, который описывал такое бурное развитие — «Чудо Восточной Азии». Аналитики фиксировали рост ВВП до 9% в год. Регион показывал лучшие результаты по развитию экономики в мире. Однако «Чудо» закончилось столь же стремительно, как и началось.
Гонконгская фондовая биржа, 1996 год Фото Андреаса Гурски
В июле 1997 года азиатский рынок резко обрушился на фоне обесценивания валюты одного из крупнейших региональных игроков — тайского бата. Падение рынка в Таиланде спровоцировало поочерёдное банкротство предприятий в Малайзии, Южной Корее, Гонконге и Индонезии. Вслед за батом опустился курс корейской воны, индонезийской рупии и филиппинского песо.
Из-за обесценивания национальных валют местные фондовые рынки потеряли около 70% себестоимости. Кроме того, агентство Dow Jones & Company зафиксировало самое крупное в 20 веке падение мировой финансовой системы — сразу на 554 пункта. Аналитики связали подобный экономический крах с зависимостью региональной банковской системы от доллара США.
Кризис начался летом 1997 года с коллапса на рынке недвижимости. Тогда в Бангкоке до 20% недвижимости было не распродано, а девелоперы в 1996 году заложили новых офисов больше, чем было сдано за предшествующие пять лет. Цены на двухкомнатную квартиру в Сеуле превышали среднюю стоимость дома в Калифорнии.
Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммед ввёл строгий контроль за валютными операциями и ограничил отток капитала за рубеж. Сразу после решений Мохаммеда южнокорейские акции частных компаний упали почти на 7%, так как между Куала-Лумпуром и Сеулом сохранялись прочные торговые связи. По всей Восточной Азии началась национализация автомобильных производств из-за снижения платёжеспособности населения.
Нерациональные инвестиции, полученные азиатскими предприятиями в 1990-е годы, послужили основой для избытка мощностей крупнейших игроков на рынке. Положение осложнялось наличием большой доли государства в финансах компании. Именно поэтому к концу 1990-х годов предложение рынка существенно превысило спрос. Результатом стало общерегиональное падение цен на продукцию.
Во второй половине 20 века темпы роста так называемых «Азиатских тигров» (Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея) значительно опережали среднемировые показатели. Однако «экономический бум» обернулся для этих стран сильнейшим падением и кризисом. Население Кореи пострадало больше других. В стране выросла безработица, сократилось производство, начались забастовки.
Серьёзный ущерб развитию Восточной Азии нанесли США. Из-за повышения ставок и ужесточения монетарной политики американский рынок оказался более привлекательным для массовых вложений. Уход инвесторов из Азии в Северную Америку мгновенно спровоцировало падение валютной устойчивости на региональном уровне.
Ведущим азиатским экономикам потребовалась экстренная помощь от МВФ. Многие страны оказались на грани дефолта. В 1997-98 годах Международный валютный фонд провёл целый ряд преобразований в Юго-Восточной Азии, включая кредитно-финансовую поддержку, урегулирование банковского сектора, предоставление пакетов помощи бизнесу и проведение экспертных консультаций. Основная идея реформ от МВФ заключалась в либерализации политической и торговой системы, а также развитии рыночных механизмов.
От «корейского чуда» до банкротства
В 1960-80-е годы Южная Корея стала примером для развивающихся и недемократических стран. После окончания Корейской войны (1950-1953) Сеул, в отличие от Пхеньяна, занял сторону либерально-демократического развития и укрепил отношения с Европой, США и Австралией. На протяжении десятилетий корейский эксперимент экономических преобразований считался символом успешного строительства капитализма.
Бизнес-квартал в Сеуле, 1982 год Фото The New York Times
В 1960 году ВВП Кореи на душу населения составлял 80 долларов. К концу 1980-х годов, после масштабных реформ, показатель был на уровне 5,5 тысяч долларов на человека. При этом до 1979 года в стране сохранялась правая диктатура генерала Пака Чон Хи. Он использовал авторитарные методы политического управления, но активно развивал экономику.
Генерал Пак Чон Хи хотел выиграть конкуренцию у Северной Кореи. Он создал Верховный совет национальной перестройки, который разрабатывал пятилетние планы развития страны по аналогии с нерыночной системой. Высшая власть в стране контролировалась военными, а централизованное управление государством стало наиболее распространённой формой надзора за чиновниками.
В 1980 году в результате военного переворота к власти пришёл другой диктатор — Чон Ду Хван. Он сохранил принципы жёсткого госуправления и эффективного экономического развития. Любые проявления плюрализма запрещались, политический режим оставался авторитарным. К 1990-м годам ВВП Южной Кореи по паритету покупательной способности (ППС) достиг почти 700 миллиардов долларов, сравнявшись с российским. Сеул выиграл конкуренцию с Пхеньяном за экономическое превосходство. Уровень жизни на Юге стал значительно выше, чем на Севере.
Успешное развитие Кореи во второй половине 20 века западные академические круги назвали «Корейским экономическим чудом». Исследователи подчёркивали, что становление крупной промышленности, развитие торговых отношений с США, а также свободное хождение иностранного капитала обеспечили Сеулу благополучное существование.
Сеул, 2015 год Фотот Майкла Меллингера
Однако во многом именно из-за жёсткой иерархической системы управления, выстроенной при Чон Хи и Ду Хван, Корея серьёзно пострадала во время Азиатского финансового кризиса 1997 года. В государстве сложилась система, при которой при поддержке властей в руках богатейших семей страны — чеболей — оказались все ведущие южнокорейские компании.
Отсутствие финансового обеспечения чеболей позволило им бесконтрольно использовать банковские ресурсы Кореи, вкладывая деньги в заведомо убыточные проекты.
Чеболи были инструментом в руках власти в период индустриализации 1960-х годов. Они были очень тесно связаны с государством и элитой вплоть до либерализации начала 1990-х, когда они вдруг стали представителями транснациональных корпораций. Несмотря на их глобальное предназначение, они всё равно остаются членами семейной бизнес-команды.
Южнокорейские чеболи превратили частный бизнес в абсолютные монополии, при этом власти всячески поддерживали предпринимательские семьи. Чеболи представляли Сеул в международных деловых кругах, встречались с иностранными дипломатами, укрепляли имидж успешных реформ корейского правительства за рубежом.
Основатель компании Hyundai, один из представителей чеболи Чон Чжу-ён, 1998 год Фото Министерства обороны США
Кроме того, чеболи брали у государственных банков кредиты, сумма которых на 400% превышала собственный капитал семьи. Власть не вмешивалась в сделки, так как такие операции были своеобразной «наградой» бизнесменам за политическое подчинение. Однако именно фактор льгот для чеболей стал одной из ключевых проблем во время финансового кризиса 1997 года.
Азиатский кризис поставил Южную Корею на грань банкротства. Немногочисленный малый и средний бизнес разорился, а крупные предприятия массово увольняли работников. В 1998 году валютные резервы государства истощились, давление международных кредиторов на Сеул усилилось. Правительство Южной Кореи попросило МВФ о помощи.
Сила — в единстве и золоте
В начале 1998 года МВФ выделил Корее кредит в 58 миллиардов долларов. Многие корейцы не могли смириться с тем, что страна запросила в долг огромные суммы у международного сообщества. Люди впали в депрессию и отчаяние из-за масштабного кризиса и краха экономики. Но трудный период одновременно стал началом масштабной патриотической кампании в поддержку бюджета.
Государственные банки и частные монополии призывали людей объединиться и продавать личное золото ради спасения экономики. Кампанию по сбору средств возглавили крупнейшие предприятия страны — Samsung, Daewoo и Hyundai. Руководители монополий сами безвозмездно отдавали золотые слитки госбанкам и призывали граждан последовать их примеру. Корейцы мгновенно начали сбор золота, которое не потеряло в цене на фоне падения фондовых рынков с акциями.
Осмотр золотых драгоценностей из частной коллекции в Сеуле, 1998 год Фото The Hankyoreh
Многие корейцы приносили в пункты сдачи золота монеты, слитки, украшения, браслеты, кольца, серьги и медали. Собранные драгоценности переплавлялись в золотые слитки и продавались на международном рынке. Акцию поддержал и южнокорейский президент Ким Дэ Чжун, который пожертвовал госбанку личную коллекцию золотых фигур.
Когда я думаю о патриотизме, мои глаза становятся влажными от слёз признательности. Обещаю, что моё новое правительство сделает всё возможное, чтобы вытащить страну из текущего кризиса.
Большую роль в успехе кампании по сбору золота сыграли традиции корейского народа. В южнокорейских семьях принято дарить 24-каратное золотое кольцо по случаю первого дня рождения ребёнка. Почти во всех семьях Кореи имелись такие кольца. Именно их отдавали правительству самые бедные слои населения ради спасения экономики.
Кампания продлилась четыре месяца и принесла около 227 тонн золота стоимостью 2,13 миллиарда долларов. В ней участвовали более 15 миллионов домохозяйств Кореи. В августе 2001 года, на три года раньше срока, Южная Корея полностью погасила долг МВФ. Мобилизация граждан помогла государству сохранить платёжеспособность и выбраться из кризиса.
По рекомендациям МВФ в стране начались масштабные политико-экономические реформы. Власти расформировали около 800 финансовых учреждений, провели либерализацию финансового сектора, упростили доступ иностранных инвесторов на внутренний рынок, сократили количество чиновников. Число банков уменьшилось с 33 до 19, а число монопольных бизнес-семей сократилось с 30 до 19. Активно реформировался рынок труда.
Благодаря преобразованиям под контролем МВФ в начале 2000-х Южная Корея укрепила экономическую систему, улучшила уровень жизни граждан, сформировала сильный средний класс. Однако при этом увеличился разрыв между богатыми и бедными, который надолго стал ярким символом экономического и социального несовершенства страны.
Главный урок, который можно извлечь из опыта Республики Корея по преодолению самого тяжёлого в её истории финансово-экономического кризиса, заключается в эффективности быстрого и адекватного реагирования руководства и экономического аппарата правительства, а также организованности и сплочённости населения в стремлении вернуть стране статус успешно развивающейся экономики.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
#экономика #корея #кризисы #политика #лонгриды #лигаавторов