От капитуляции до милитаризации: как гражданские Силы самообороны Японии превращаются в полноценную армию
После разгрома во Второй мировой войне страна обратилась к радикальному разоружению, но власти всерьёз подумывают это изменить.
Японские Силы самообороны Фото EPA
После Второй мировой войны Япония фактически находилась под оккупацией войск США. Токио предстояло провести множество демократических и рыночных реформ, отказавшись от военизации. Под контролем Вашингтона японские власти перешли от фашистской диктатуры к демократической системе институтов. Вдобавок, японцы охотно проводили демобилизацию и суды над военными преступниками.
Но уже к середине 1950-х годов японское общество потребовало большей самостоятельности. Многие считали положение страны унизительным из-за большого влияния США на внутреннюю и внешнюю политику. Хотя экономический рост 1960-х и 70-х временно переключил внимание граждан на финансовые проблемы, тема милитаризма вернулась с новой силой в 2000-е из-за ядерной угрозы КНДР и роста влияния КНР. А с 2012 года в стране началась армейская реформа, которая со временем должна обеспечить Японию полноценными регулярными войсками.
Демократия по американскому рецепту
Сталин, Трумэн и Черчилль во время Постдамской конференции, 1945 год Фото Corbis
В августе 1945 года американские войска сбросили две атомных бомбы («Малыш» и «Толстяк») на японские Хиросиму и Нагасаки, чтобы вынудить противника капитулировать. Жертвами бомбардировки стали более 200 тысяч человек, включая мирных жителей. Многие японцы получили хронические заболевания до конца жизни.
Во многом именно атомные бомбы позволили американцам надолго закрепиться в регионе в качестве наиболее влиятельного геополитического игрока. Это стремление США объяснялось дипломатическими и внешнеэкономическими преимуществами, которые получил Вашингтон после капитуляции Японии.
В середине августа японский император Хирохито объявил, что Япония сдалась силам союзников и приняла условия Постдамской конференции. Американские войска немедленно оккупировали Японию под руководством главнокомандующего союзными армиями, генерала Дугласа Маккартура. Президент Гарри Трумэн поставил генералу задачу: сформировать в стране демократическое общество и либерализировать экономику.
Американцы всячески укрепляли японские институты демократии и рынка. Кроме того, военные США работали над разоружением Японии и демилитаризации сознания японцев. Активно проводились показательные трибуналы и процессы над военными преступниками фашистского режима генерала Тодзио и премьера Коноэ.
Сотрудники Государственного департамента США и военные генералы, работавшие в Японии, активно боролись с наследием диктатуры. Кроме того, Трумэн опасался усиления влияния Москвы в Азии после Второй мировой войны. Вашингтон негативно оценивал как фашистский сценарий в Японии, так и коммунистический.
Император Хирохито выступает перед японским парламентом по случаю утверждения новой Конституции, 1947 год Фото Bettmann
США всерьёз опасались превращения Японии в новый центр силы Азии. Демилитаризация, по мнению американской элиты, не допустила Токио к глобальным международным процессам на Дальнем Востоке и в Тихом океане. Более того, относительно благополучные японско-американские отношения в поствоенную эпоху фактически уничтожили военный потенциал Японии. Токио стал зависим от Вашингтона в вопросах национальной безопасности.
К началу 1950-х годов в Японии сформировалась демократическая система управления и разделение власти по образцу США. В стране заработали рыночные механизмы и прошла тотальная демобилизация. Создавались различные партии, развивались независимые СМИ и образовывались профсоюзные комитеты. На фоне денацификации вопросы обороны в обществе практически не обсуждались.
Однако к концу 1950-х японские правящие круги решили отказаться от тесного сотрудничества с США. Токио требовал от Вашингтона большей политической и экономической свободы на международном уровне. В обществе усилились националистические тенденции, сформировались движения в поддержку рабочего класса. Многие граждане требовали пересмотра договора о безопасности между Японией и Соединёнными Штатами. В 1954 году японский парламент одобрил создание Сил самообороны (JSDF).
9-я статья Конституции Японии разрешает гражданским Силам самообороны применять силу только для защиты государственности. Согласно основному закону страны, Силы не выполняют функцию профессиональной армии. «Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров», говорится в Конституции.
В 1960 году Токио и Вашингтон подписали договор «О взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности». Он предоставил Японии военные обязательства и изменение статуса пассивного партнёра США, упрочил японские позиции в дипломатии. Документ стал первым послевоенным символом роста милитаризма в сознании японцев.
От «мирной» Конституции к Силам самообороны
По мере роста самостоятельности во внешней и внутренней политике Япония стремилась к полному контролю государственных границ. Силы самообороны официально выполняли функцию защиты японской государственности от внешней агрессии, но фактически играли роль небоевых внутренних войск.
В 1980-е годы в вопросах обороны японское правительство по-прежнему полагалось на США. Американские военные базы на территории Японии гарантировали стране территориальную целостность. Кроме того, Вашингтон постоянно инструктировал японские Силы самообороны, регламентируя развитие организации.
В 1992 году парламент Японии принял закон, разрешивший отправлять военнослужащих за рубеж для проведения миротворческих операций ООН. Однако Силам самообороны запретили участвовать непосредственно в боевых действиях, а их помощь ограничивалась грузоперевозками, восстановлением разрушенной инфраструктуры, гуманитарными миссиями и наблюдением за местными выборами.
Силы самообороны Японии принимают участие в миротворческой миссии ООН Фото AP
Из-за роста авторитета Сил самообороны на уровне ООН и Миротворческого контингента (МК) японцы всё чаще акцентировали внимание на небоевом предназначении организации. Японское правительство постоянно подчёркивало, что организация выполняет функции гражданской структуры. Более того, функции Министерства обороны выполняло Управление обороны, которое не имело широких тактических полномочий.
В состав Сил самообороны по мере развития структуры вошли Сухопутные, Морские и Воздушные силы. Наиболее развитым контингентом стали Морские силы Японии: они обладают четырьмя миноносцами-вертолётоносцами. Сухопутные войска имеют в арсенале танки «Тип 90» и «Тип 74», а также «Тип 10».
Среди ведущих стран мира Япония единственная, где есть строгие конституционные ограничения на развитие и применение вооружённых сил. Сейчас, несмотря на существующий конституционный запрет «создавать сухопутные, морские и военно-воздушные силы», Япония всё равно имеет сухопутные, морские и воздушные силы самообороны. Страна занимает восьмое место в мире по объёму военных расходов, а её военный бюджет лишь немногим меньше, чем у ядерных держав Великобритании и Франции.
В начале 2000-х годов Силы самообороны активно поддерживали международные миссии ООН в Афганистане (2001-2009) и Ираке (2004-2008). Японцы помогали миротворцам логистикой и тыловой поддержкой. Силы самообороны приняли участие в десятках операциях под эгидой различных международных организаций.
В межгосударственных миссиях японские бойцы почти не применяют оружия и возлагают свою безопасность на союзников по коалициям. Чаще всего японцы отправляют Силы самообороны на борьбу со стихийными бедствиями и катастрофами в разные страны мира.
Японские миротворцы с гуманитарной миссией ООН в Южном Судане Фото AFP
В 2007 году бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что Управлению национальной обороны присвоен статус министерства. По его словам, Токио необходимо отказаться от послевоенных традиций и устоев, чтобы вернуть уважение к армии. «Возрождение военного духа нации» способствует вхождению Японии в клуб мировых держав, подчеркнул Абэ.
Впрочем, американские военные базы по-прежнему играют важную роль в обеспечении безопасности Японии. Вашингтон и Токио продолжают тесное сотрудничество в сфере обороны и военной промышленности. Однако в начале 2010-х годов в японском обществе вновь заговорили об усилении военного потенциала страны. В результате власти приняли ряд документов и законов, направленных на всестороннее укрепление Сил самообороны.
«Новая геополитическая реальность» Японии
В 2010 году японское правительство приняло Основные направления развития вооруженных сил на 2011-2015 годы, а позже власти сформулировали Стратегию национальной безопасности. Эти документы усилили военный потенциал Японии на фоне милитаризации Китая и КНДР. Также опасения у японского руководства вызывала нестабильная ситуация в Восточно-Китайском море.
Политики всё чаще делали заявления на тему реформ Сил самообороны, но японское общество воспринимало заявления неоднозначно. Часть граждан поддерживала усиление войск, другая — выступала резко против, ссылаясь на исторический опыт.
Одним из самых ярких сторонников военной реформы был экс-премьер Синдзо Абэ. Он считал, что японцам следует «переосмыслить» послевоенную Конституцию, которую составляли преимущественно американцы. Кроме того, Абэ выступал за расширение полномочий Сил самообороны на юридическом уровне.
Экс-премьер Японии Синдзо Абэ Фото пресс-службы Кремля
Бывший премьер-министр подчёркивал, что Япония живёт прошлым, хотя вокруг неё развивается «новая геополитическая реальность». В современной системе международных отношений важную роль играет армейский фактор. Именно поэтому Токио необходимо иметь полноценные вооружённые силы, считал Абэ.
За последние 70 лет японское общество глубоко прониклось культурой пацифизма. После создания Сил самообороны Японии в 1954 году ни один японский военный не погиб в бою, а страна тщательно избегает применять силу во всех случаях, где это только возможно. Например, когда самолёты российских ВВС нарушили воздушное пространство Японии в июне и июле 2019 года, японские истребители не ответили предупредительными выстрелами.
В 2014 году правительство Абэ приняло ряд важных законопроектов по наделению Сил самообороны новыми функциями. Чиновники сняли запрет на применение оружия японскими военнослужащими во время зарубежных операций, а также разрешили использовать Силы самообороны для защиты союзников от нападения. Кроме того, правительство значительно упростило процедуру принятия решения об использовании Сил самообороны.
Реформы не встретили широкой поддержки у населения. Почти 60% японцев высказались против усиления военной риторики Абэ и юридических законов по преобразованию Сил. Кроме того, многие правозащитники и оппозиционные политики посчитали, что премьер и вовсе нарушил Конституцию.
В июне 2020 года Абэ объявил о намерении провести референдум по поправкам в Конституцию. Премьер хотел изменить девятую статью, которая запрещает наращивать военный потенциал и вести боевые действия «навечно». Но политик так и не организовал всенародное голосование и в августе из-за ухудшения здоровья подал в отставку.
Китайский фактор, «ядерное хулиганство» КНДР, усиление экономических позиций Южной Кореи и рост влияния Индии в Азии заставляют Японию сближаться с главным союзником в лице США. Однако всеобщего консенсуса по вопросу полноценной армии в японском обществе всё ещё нет. С уходом Абэ с поста премьера тема милитаризации так и не исчезла с повестки дня.
Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов отмечает, что процедура изменения Конституции в Японии крайне непростая. Премьеру необходимо получить 2/3 голосов в парламенте, а затем победить на референдуме.
Митинг в Токио против милитаризации Фото EPA
Существуют внешние факторы, которые влияют на проблему Сил самообороны. Китай и Южная Корея всячески противятся любым усилениям военного потенциала Токио, считают в Московском центре Карнеги. Россия, напротив, поддерживает изменение статуса Японии, так как милитаризация Токио снизит политическую и экономическую зависимость японцев от США, уверены в Кремле.
В 2021 году Япония потратила более 51 миллиарда долларов на военные расходы — это самый высокий показатель со времён Второй мировой войны. Столь высокая цифра спровоцировала новый виток дискуссии в обществе и СМИ о целесообразности затрат на военизацию. На фоне пандемии многие жители и журналисты раскритиковали оборонный бюджет. Многие японцы полагают, что стране не нужны высокие траты на оборону в эпоху кризиса.
Однако в правительстве посчитали, что внешние угрозы — это хороший повод продолжить национальный курс на милитаризацию. Власти продолжили эксплуатировать тему с «внешними врагами» Японии. Вопрос о переходе к полноценной армии снова остался открытым.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
#армия #япония #политика #лонгриды #лигаавторов #политика