{"id":745,"title":"\u041a\u0430\u043a \u043e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u0435\u043a\u0441\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u2014 \u043d\u0430 UX\/UI-\u0441\u0442\u0440\u0438\u043c\u0435 \u00ab\u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a\u0430\u00bb","url":"\/redirect?component=advertising&id=745&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/261764-korotko-strim-dlya-ux-ui-issledovateley-i-produktovyh-dizaynerov&hash=97dbcfb85dfb12b769fff53d11e45aa9bd0faea13f108c583f91582aafb866c5","isPaidAndBannersEnabled":false}
Истории
Мария Кафанова

Сто лет под водой: откуда в Магадане кладбище кораблей и почему его не убирают

Только в последний год власти начали готовить «генеральную уборку» российских водоёмов, на дне которых ржавеют тысячи судов.

Бухта Нагаева Фото Gelio, Livejournal

В течение века в магаданской бухте Нагаева скопилось два десятка затонувших судов — два из них погубило неосторожное обращение со взрывчаткой, некоторые затопили намеренно, другие просто отслужили своё, а владельцы пропали. Корабли мешают судоходству и угрожают экологии, но государство вплотную занялось проблемой лишь в 2020 году.

Железные утопленники

В конце 1920-х годов началось промышленное освоение Колымы. Советские геологи обнаружили там месторождения золота, олова, угля и строительных материалов. Первые суда прибыли в Нагаевскую бухту Охотского моря в 1929 году, когда на берегу решили построить, задействуя труд заключённых, посёлок Магадан. Бухту сочли идеальным местом для укрытия кораблей.

В Магадан регулярно приходили корабли с техникой, продуктами, стройматериалами и взрывчаткой для подрыва горных пород. Два из них — сухогруз «Генерал Ватутин» и пароход «Выборг» — уничтожили взрывы.

В конце ноября 1947 года «Генерал Ватутин» загрузили в порту Ванино под Хабаровском продовольствием, техническими приспособлениями и взрывчатыми веществами. «Выборг», переданный СССР по ленд-лизу, стоял под загрузкой на соседнем причале. Он должен был доставить в Магадан кислоты, химикаты, средства взрывания и другие грузы.

19 декабря сухогруз подошёл к кромке сплошного льда напротив причала Нагаевской бухты, где уже стоял пароход. Пытаясь развернуться, «Ватутин» ударился носом о лёд. Из носовой части, по воспоминаниям очевидцев, плотной стеной пошёл чёрный дым. Через несколько минут на судне произошел взрыв. Загоревшийся корабль понесло к пирсам.

На лёд стали соскакивать люди и бежать к «Выборгу». «Выборг» в это время начал поднимать якорь. Примерно в 10:25 на пароходе «Генерал Ватутин» произошёл [второй] взрыв огромной силы, от которого я упал, сбитый взрывной волной.

Георгий Лебедев
начальник радиостанции парохода «Феликс Дзержинский»

Из-за второго взрыва образовалась волна воды со льдом высотой в несколько метров, которая уничтожила несколько судов и зданий. Горящие обломки кораблей и глыбы льда обрушились на порт, там начался пожар. Посёлок Берёзовая роща, который располагался в 100 метрах от здания пароходства, полностью сгорел. Тонны химикатов с «Выборга» разлетелись вокруг, частично осев на дне бухты, где из-за взрыва появился котлован глубиной в семь метров.

«Выборг» и фрагмент «Генерала Ватутина» до сих пор остаются на морском дне. Останки обоих судов должны были отправить на утилизацию в Приморье, но часть сухогруза вместо этого вывезли к береговой полосе и затопили. Некоторые обломки передали в музей.

Много лет информацию о катастрофе тщательно скрывали. Гриф секретности сняли только в 1997 году. Выяснилось, что погибли более 100 человек — моряки, пожарные, работники порта, пассажиры, заключённые и японские военнопленные. Сотни людей были ранены, многие получили контузию.

В советской экспертной комиссии по расследованию причин трагедии пришли к выводу, что капитан порта Герман Ухов нарушил правила безопасности: сухогруз и пароход со взрывчаткой стояли слишком близко друг к другу. Сам Ухов на допросах отрицал, что знал об опасном грузе. Капитана порта сняли с должности, а потом «тройка» НКВД осудила его на 10 лет — но не за взрыв, а за антисоветскую агитацию.

Затонувший корабль на дне бухты Нагаева Фото vesma.today

Некоторые другие корабли в бухте топили нарочно, чтобы они стали основой для подводных рифов или волнорезами. Такая участь постигла пароход «Днепр», который транспортировал рыбную продукцию во Владивосток, а также оборудование, уголь и пассажиров для рыбодобывающих судов. Во время Великой Отечественной войны «Днепр», на который установили четыре крупнокалиберных пулемёта, перевозил военные грузы в США и Канаду.

В 1960-х пароход стал плавбазой (производственно-транспортным судном) и обслуживал рыбокомбинат, а в начале 1970-х его списали и превратили в пирс для плавающей мастерской.

В конце 1996 года частично затонула ещё одна плавбаза — «Феликс Кон». По мнению спасателей, из-за халатности экипажа вода проникла в машинное отделение через кингстон — специальное отверстие с клапаном. Никто из моряков не пострадал, но возникла угроза экологии — аммиак и нефтепродукты попали за борт. Осенью следующего года плавбазу подняли, отбуксировали в порт и продали на металлолом.

Причал, сохранившийся со времён ГУЛАГа

Фото Gelio, Livejournal

Рыбы под угрозой

Даже если отсеки затонувших кораблей закрыты герметично, со временем в воду могут попасть остатки топлива и масел. Это угрожает популяции лосося, подводной растительности, птицам и морским животным.

В течение первых 10-20 лет влияние затонувшего корабля в море или океане на экологию ничтожно. Процессы окисления, особенно на глубине, в отсутствии кислорода происходят крайне медленно. Но топливные баки или система смазки, которая была в двигателе, неминуемо проржавеет.

Илья Рыбальченко
научный эксперт «Российского экологического движения»

В августе 2018 года в бухте произошёл разлив нефтепродуктов. Источниками утечки сочли пароход «Выборг» и рыболовный траулер «Профессор Моисеев». Последнее судно отобрали у владельца за браконьерство, в Нагаевской бухте оно простояло более двух лет. Траулер дал крен, его отбуксировали от причала, и он пошёл ко дну. На борту было более 50 тонн мазута.

Из-за кладбища кораблей действующие суда держатся от магаданского порта подальше. Если в 1970-1990-е годы туда заходили в среднем более 500 кораблей в день, то сейчас — не более 75. Объём перевалки грузов снизился в разы.

Телесюжет о погружении на дно бухты Нагаева

Генеральная уборка

По данным властей, сейчас в бухте 21 затонувшее судно. Пять принадлежат министерству обороны, четыре — Росимуществу, остальные не имеют владельца или он неизвестен.

Утилизация одного корабля, по словам вице-премьера Виктории Абрамченко, обходится Росимуществу в 5 миллионов рублей, однако «другие коллеги называют чудовищные суммы — по несколько сотен миллионов». По закону поднимать затопленное судно должен собственник, но «чаще всего уже нет или он давно банкрот», сетует чиновница.

Публичный собственник в лице, например, Росимущества, тоже не знает, что с этими кораблями делать, муниципалитетам с этой задачей тоже не справиться.

Виктория Абрамченко
вице-премьер

В августе 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин провёл совещание с местными чиновниками прямо на причале порта. Они попросили у премьера 1,4 миллиарда рублей на очистку акватории, строительство и ремонт причалов.

Мишустин потребовал гарантий, что такие масштабные траты позволят «обрадоваться нормальному виду». СМИ сообщали, что Минтранс денег на ликвидацию «кладбища» не нашел и власти решили поднимать суда за счёт их сдачи на металлолом. Однако магаданский губернатор Сергей Носов подчеркнул, что необходимая сумма просто ещё не определена.

В феврале этого года Мишустин утвердил план, по которому первые четыре судна должны поднять в течение 60 дней после подписания госконтракта. В конце апреля капитан порта Рустам Абдуллин выдал разрешение на подъём одного из них. Власти также планируют создать реестр затонувших судов.

Нам нужна какая-то генеральная уборка. Нужно приоритизировать объекты накопленного вреда на суше и на море.

Виктория Абрамченко
вице-премьер

На дне России

Затопленные суда есть по всей России. В Авачинской губе на Камчатке дела обстоят ещё хуже, чем в Магадане. По данным местного правительства, в акватории порта в Петропавловске-Камчатском около 85 затонувших кораблей, большинство из которых — военные и рыболовецкие. На борту многих из них осталось топливо.

Авачинская бухта тоже вошла в программу «генеральной уборки». В 2021 году генеральный подрядчик поднял первое судно — рефрижератор «Ронд», утонувший у причальной стенки бывшего судоремонтного завода «Фреза».

Подъём рыболовного сейнера «Моннерон» со дна Авачинской бухты Фото Корпорации развития Камчатского края

Сколько всего судов покоится в российских водоёмах, неизвестно. По данным экспертов, счёт идёт на тысячи. Несколько тысяч судов — от античных кораблей до советских подлодок — лежат у берегов Крыма. В акватории Волги их свыше 350, на дне Финского залива — более 300, в том числе линейный парусник «Портсмут», спроектированный в 18 веке по чертежам Петра I.

Танкер, затопленный в реке в окрестностях небольшого города, гораздо опаснее танкера, затопленного в море. Во-первых, в реке много кислорода и процесс окисления идёт быстрее. Во-вторых, грузы, масла и смазки, которые попадут в реку, будут взаимодействовать с очень небольшим количеством воды. Если в океане топливо ещё может со временем раствориться, то в реках ситуация гораздо сложнее. Наконец, затонувшее в реке судно мешает течению, и рыбы, которые там плавают, могут погибнуть.

Илья Рыбальченко
научный эксперт «Российского экологического движения»

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

{ "author_name": "Мария Кафанова", "author_type": "self", "tags": ["\u044d\u043a\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0438\u0433\u0430\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432","\u043a\u043e\u0440\u0430\u0431\u043b\u0438"], "comments": 28, "likes": 97, "favorites": 76, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 378073, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 07 May 2021 17:05:56 +0300", "is_special": false }
0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

Я вырос на примерно таком кладбище. Было оху@нно лазить по этим затонувшим судам и ловить с них рыбу.

Ответить

Газетный украинец

Ху
10

Я тоже по таким ползал. Забавно, что на судах можно было найти прикольные вещи вроде индивидуальных аптечек АИ-2 противогазов. А старшие товарищи нам говорили, что в начале 90-х бывало находили стволы, хотя есть подозрение, что это враньё

Ответить
2

Я в конце 80х лазил. Стволов не было) 

Ответить
29

Ещё не положили

Ответить
10

А потом
В девяностые убивали людей
И все бегали абсолютно голые

Ответить

Легкий Илья

Ху
2

Хорошее было время

Ответить
0

Хорошо, что в наше время всё совсем иначе

Ответить
0

Да все впереди, надейся и жди

Ответить
0

Это в каком городе?

Ответить

Газетный

Ilya.A…
1

Архангельск

Ответить
0

Зачем тебе аптечки? Тарен жрал что ли?

Ответить

Газетный

Victor
0

Не, с тареном я не экспериментировал.

Ответить
3

Я так на стоянке всяких мелких лодок и яхт "летовал", правда там единицы затонули или просто лежали на берегу. Всё равно впечатляюще. Лежащая на боку немаленькая парусная яхта это что-то.

Ответить
1

Буквально за домом (СПб) был отстойник барж, в том числе затонувших. Там же была огромная свалка брёвен, а также свалка радиоотходов, где мы добывали медь и Е-шки. Иногда брёвна горели, пламя было высотой с 10-этажный дом. Всё детство прошло в этом говнище. Но было интересно.

А потом всё довольно оперативно расчистили, засыпали и построили муравейники. Рядом были камыши, в котопых постоянно находили трупы: вместо них сделали парк 300-летия Санкт-Петербурга.

Ответить

Летний кубок

6

 Из-за второго взрыва образовалась волна воды со льдом высотой в несколько метров, которая уничтожила несколько судов и зданий. Горящие обломки кораблей и глыбы льда обрушились на порт, там начался пожар. Посёлок Берёзовая роща, который располагался в 100 метрах от здания пароходства, полностью сгорел. Тонны химикатов с «Выборга» разлетелись вокруг, частично осев на дне бухты, где из-за взрыва появился котлован глубиной в семь метров.

Звучит как начало годной игры, где после катастрофы нужно спасти всех

Ответить

Летний кубок

Летний
0

или просто уже проходишь сюжету и чисто кат сцена

Ответить

Обычный вентилятор

Летний
0

нужно спасти всех

Ну или

Ответить

Добровольный утюг

4
Ответить
2

У меня только один вопрос - почему местные не растащили на металлолом все это еще в нулевых?

Ответить
0

"Сто лет под водой... "... “В течение века.."
Простите, У вас какой год на календаре?

Ответить
0

Бухта Нагиева

Ответить
0

Ля ты крысса меня на улицу 

Ответить
0

Ошибка.500 в год ,а не в день.

Ответить
0

В Нагаево в районе военного мола лежит 5 подводных лодок, одна из них - типа "Л" времен войны, рубка от нее стоит в Вилючинске в качестве памятника.

Ответить
0

"а потом «тройка» НКВД осудила его на 10 лет — но не за взрыв, а за антисоветскую агитацию".... Какая нахрен тройка в 47 году... 

Ответить
0

там на дне без корабликов всякого хлама навалом )))

Ответить
0

Всегда читал про такое! Но не писал! Сейчас не могу промолчать. 50 тонн мазута!! ха разбавьте его в 500 миллиардах тон воды! Его ни одна лаборатория не найдет. Все уже вытекло потихоньку и растворилось. И никакой угрозе экологии. Море давно уже все приняло и переработало!

Ответить
Читать все 28 комментариев
Обсуждаемое
Новости
«Тотальный диктант» не получил президентский грант на 2022 год. Организаторы акции считают решение политическим
По словам организаторов, «за что потребовалось наказать диктант, объяснять, кажется, долго не нужно».
Twitter
Кино и сериалы
Disney нашёл актрису на роль Белоснежки — её сыграет Рэйчел Зеглер из новой «Вестсайдской истории»
Большой дебют актрисы несколько раз переносился из-за пандемии.
Популярное за три дня
Истории
«Худшее свидание — это когда я сидел и дописывал текст»: каково работать в TJ — воспоминания создателей и редакторов
Парад ностальгии и архивных фото в честь 10-летия.
Спорт
Сборная России по футболу разгромно проиграла Дании 1:4 и вылетела с Евро
РФ заняла последнее место в группе.
Наука
Астрономы заявили о вращении самых крупных объектов во вселенной — «волокон» с галактиками внутри
Длина каждого такого «волоса» составляет сотни миллионов световых лет, в одном из них находится и Млечный путь.
Комментарии
null