Истории
Максим Рычков

Прощальный геноцид: зачем Османская империя истребляла армян перед тем как распасться

Годы спустя факт массового убийства официально признают около 30 государств, но сама Турция — продолжает отрицать.

Спасшийся от геноцида армянин Ваган Папазьян смотрит на кости соотечественников на месте бывшего концлагеря. Дейр-эз-Зоор, Сирия, 1918 год Фото Бодиль Катарин Бьорн (Bodil Katharine Biørn)

6 мая Сейм (парламент) Латвии признал геноцидом антиармянские акции 1915-1916 годов в Османской империи. Балтийская республика стала уже 29-м государством в мире, рассматривающим этот исторический эпизод именно как целенаправленное уничтожение по этническому признаку. Сам термин «геноцид» в 1933 году предложил польский юрист Рафаэль Лемкин, как раз после изучения массовых убийств армян турками во время Первой мировой войны.

Но турецкие власти до сих пор не признают, что век назад в их стране сознательно уничтожали целый этнос. С их точки зрения, речь идёт лишь об обострении межэтнической розни и вынужденных депортациях в условиях военного времени, но никак не о целенаправленном уничтожении. Признание геноцида официальная Анкара продолжает трактовать как «провальное решение» и «ничтожную попытку переписать историю».

Поэтому для конкретного государства объявить убийства армян в Первую мировую войну геноцидом чревато проблемами в отношениях с Анкарой. И далеко не все готовы идти на этот шаг, учитывая вес Турции в мировой политике. В США только Джо Байден стал первым президентом, прямо назвавшим события в Османской империи геноцидом, хотя возможность такого заявления обсуждалась ещё при Джордже Буше-младшем.

В армянской традиции события 1915-1916 годов принято называть Мец Егерн (Великим преступлением) или просто Агхет (Катастрофой).

Основные источники статьи:

  • Гилберт М. «Первая мировая война»;
  • Зубов А. «Обыкновенный геноцид»;
  • Кеворкян Р. «Геноцид армян»;
  • Леви Г. «Армянские погромы в Османской империи: спорный геноцид»;
  • Степанян С. «Германские историки о геноциде армян».

Невеликолепный век

К 1914 году Османская империя находилась в ощутимом упадке. Иностранные дипломаты чуть ли не открыто называли её «больным человеком Европы». После серии военных поражений государство потеряло владения на Кавказе, Балканах и в Северной Африке. Территория некогда огромной империи сократилась примерно до размеров современной Турции — вместе с небольшими владениями на Ближнем Востоке.

Султан Абдул-Хамид Второй едет в карете на пятничную молитву в мечеть. Константинополь, около 1900 года Колоризированное фото неизвестного автора

Отсталую, основанную на сельском хозяйстве османскую экономику контролировали западные компании. Большая часть населения жила в бедности и не знала грамоты. Здесь слабо развивались науки, а современные фабрики и заводы можно было пересчитать по пальцам. В середине 19 века власти Османской империи пытались модернизировать страну, но правивший в 1876-1908 годах султан Абдул-Хамид Второй свернул реформы и восстановил средневековые порядки.

В его правление обострился армянский вопрос. К тому времени в империи насчитывалось почти два миллиона представителей этого этноса, около 10% от общего населения империи. Большинство армян жили в шести вилайетах (провинциях) Ван, Эрзрум, Битлтс, Диарбекир, Сивас и Мамурет-уль-Азиз — это юго-восток современной Турецкой республики. Многотысячные диаспоры их соотечественников сложились в столице Константинополе (Стамбуле) Смирне (Измире), Трапезунде (Трабзоне), Ангоре (Анкаре) и других крупных османских городах.

Этнографическая карта полуострова Малая Азия в начале 20 века. Места проживания армян обозначены жёлтым цветом

Исторически исповедуя христианство, армяне в мусульманской Османской империи оставались зимми, дискриминируемым меньшинством. Действовавшие законы предписывали им платить джизию, особый налог за отказ принимать ислам. Также армяне как иноверцы не могли занимать государственные посты, служить в армии, владеть оружием, свидетельствовать против мусульман в суде.

В 302 году армянский царь Трдат Третий первым в мировой истории объявил христианство государственной религией. Исторически большинство верующих армян принадлежит к особой Армянской апостольской церкви — не католической и не православной.

Дискриминация не мешала армянам добиваться успехов в торговле, ремёслах и скотоводстве, что вызывало зависть у соседей-мусульман. По мере кризиса империи, османские власти и исламское духовенство всё чаще выставляли армян виновниками всех невзгод. Пропаганда утверждала, что этот народ наживается за счёт мусульман и копит силы, чтобы в нужный момент восстать в интересах злейшего врага Османской империи — России.

Армянское село Гундемир в вилайете Битлис, около 1900 года Фото Генри Линча (Henry Lynch)

В 1893-1896 годах эта риторика спровоцировала массовые погромы армян в разных городах и провинциях. С молчаливого одобрения властей нападавшие уничтожили от 50 до 300 тысяч людей.

Почему турки не османы

В 1908-1909 годах восставшие военные свергли Абдул-Хамида Второго, но сохранили сам институт монархии, ограничив власть султана конституцией. Ключевой революционной силой выступил «Комитет единения и прогресса», так же известный как Партия младотурок. В 1913 году верховная власть де-факто перешла к триумвирату партийных лидеров, трём новым министрам: внутренних дел — Мехмеду Талаат-паше, флота — Ахмеду Джемаль-паше и сухопутной армии — Исмаилу Энвер-паше.

Паша — это искажённое персидское падишах. До реформ Ататюрка турки использовали слово как особый титул, добавляемый к именам высших офицеров и политиков.

Османские армяне, как и другие национальные меньшинства, приветствовали приход к власти младотурок, надеясь на равноправие с большинством населения. Формально революция 1908 года действительно упразднила дискриминацию немусульман, а члены «Единения и прогресса» заявляли о реформах в светском и либеральном духе.

Церемония восстановления османской конституции. В центре, под национальными флагами — приглашённые армянский и греческий православный епископы. Константинополь, 1908 год Фото Чарльза Родена Бакстона (Charles Roden Buxton)

На деле у новых хозяев Турции ширма западничества скрывала великодержавные и ультранационалистические идеи. Главный идеолог младотурок, писатель Зия Гёкальп, утверждал, что упадок Османского государства — это итог забвения своих национальных корней. С одной стороны, турки несколько веков подряд слепо копировали чуждую им арабо-мусульманскую культуру. С другой — наивно верили в османскую концепцию, согласно которой подданным империи мог стать лояльный человек любой веры и национальности.

Гёкальп утверждал, что османизм вреден, и в Турции должны жить только турки и принявшие их язык, веру и культуру народы, а не какие-то абстрактные «османы». И если мусульманские народы, вроде курдов, черкесов или арабов, ещё можно ассимилировать, то христиане всегда останутся обособленными и враждебными к туркам меньшинствами, — полагали националистические идеологи.

Назначены быть врагами

29 октября 1914 года Османская империя вступила в Первую мировую войну на стороне Центральных держав — Германии и Австро-Венгрии. Младотурки объявили главной целью в конфликте «освобождение от русского ига» родственных народов Крыма, Кавказа и Средней Азии.

Армянский патриарх Завен Егиаян и другие лидеры общины призвали соотечественников сохранять верность правительству в военное время. Большинство армян поддержали этот порыв: военнообязанные мужчины редко уклонялись от мобилизаций, а остававшиеся в тылу добровольно жертвовали в пользу армии свои деньги и имущество.

Армянские солдаты османской армии. 1914 год Фото Генри Моргентау (Henry Morgenthau)

Но вывести из-под«ига» тюрок и мусульман в Российской империи османские войска не смогли. Зимой 1915 года русская Кавказская армия генерала Иллариона Воронцова-Дашкова под западноармянским городом Сарыкамыш нанесла туркам сокрушительный удар. Османскую армию не спасло даже двукратное преимущество в живой силе. Убитыми, ранеными, обмороженными и пленными они потеряли до 90 тысяч человек.

Поражение при Сарыкамыше объяснялось неготовностью Турции к масштабной войне. Но правительство переложило вину за военные поражения и тяжёлое экономическое положение в тылу на армян. Через печать и на проповедях в мечетях объясняли, что этот народ — все до единого предатели и пособники русских. Политики, военные и мусульманские священнослужители открыто высказывались в духе: мол, если не решить армянский вопрос, то под вопросом само будущее турецкой нации.

С тех пор как турки пришли на Ближний Восток и в Европу, они проявили себя как народ, который пренебрегал созиданием. Они считали труд уделом покорённых народов, развивавшихся поэтому быстрее. […]

Этим объясняются и острые внутренние противоречия между отсталым в своей массе турецким народом и другими, порабощёнными, прежде всего —греками и армянами.

Винценц Мюллер

В составе русской армии действительно воевали армянские добровольческие дружины. Младотурецкая пропаганда умалчивала, что служили там российские же подданные или вернувшиеся из западных стран эмигранты. В османской армии многие армяне действительно дезертировали и мародёрствовали в прифронтовой зоне, — но этим же в куда больших масштабах занимались и мусульмане, чего турецкое правительство сознательно не замечало.

Антигреческие настроения временно отошли на второй план, так как в 1915 году власти Греции ещё сохраняли нейтралитет в мировой войне и даже раздумывали примкнуть к Центральным державам.

По ком звонит колокол

Подготовка к будущим расправам заняла несколько месяцев. Триумвират перетряс руководство вилайетов и санджаков (округов), где проживали крупные армянские общины. Терпимых к христианам чиновников сменили радикальные националисты. Мехмед Решид, новый вали (губернатор) вилайета Диярбекир, где армяне составляли около 15% жителей, заявлял, что считает этот народ опасным микробом в теле государства.

Либо турки уничтожат армян, либо армяне уничтожат турок. Я не колебался, когда столкнулся с этой дилеммой. Меня спрашивают: как я могу так говорить, ведь я же по профессии врач. Но разве врач не обязан уничтожать микробы?

Мехмед Решид

Участвовать в акциях должны были не только армия и полиция, но и иррегулярные формирования вроде «Особой организации». Это было что-то вроде личной гвардии одного из младотурецких триумвиров, Талаат-паши, которой командовал его помощник Бехаэддин Шакир. Основу подчинявшегося главе МВД формирования составляли выпущенные из тюрем преступники.

Османские войска в сирийском Алеппо, 1915 год Фото из немецкого военного архива

25 февраля 1915 года военное министерство приказало разоружить солдат-немусульман и отправить их в трудовые батальоны. В марте турецкие войска провели первую крупную операцию против армянского гражданского населения. Каратели «зачистили» городок Зайтун возле современной турецко-сирийской границы, обвинив его жителей в укрывательстве дезертиров. Турки выгнали из местечка и соседних сёл больше 20 тысяч армян. Почти все они вскоре погибли — от голода, болезней и издевательств со стороны конвоиров.

24 апреля в Константинополе по обвинению в государственной измене арестовали около 235 армянских предпринимателей, общественных деятелей, священников, профессоров и других публичных персон. Вслед за этим последовали массовые аресты армян в других турецких городах. В мае 1915 года османские власти провели показательный суд над руководством армянской социалистической партии «Гнчак» («Колокол»). При отсутствии объективных доказательств 20 из 28 арестованных политиков приговорили к смерти.

30 мая контролируемый младотурками меджлис (парламент) официально принял «Закон о депортации». Составленный в расплывчатых выражениях документ закреплял за государством право переселять из-за «военной необходимости» те или иные группы населения, отчуждая «за справедливую компенсацию» их имущество.

Обман, грабёж, смерть

Лето 1915 года стало пиком принудительных выселений и массовых убийств армян в Османской империи. В разных округах и провинциях события разворачивались по непохожим сценариям. Объединяли их одинаково преступный характер и непропорциональное насилие над непричастными ни к какой антиправительственной деятельности людьми.

Колонна изгнанных из вилайета Эрзерум армян, лето 1915 года Фото Виктора Питчманна (Viktor Pietschmann)

Обычно при депортациях у людей забирали все ценные вещи, членов семей — разлучали. Обезлюдевшие армянские городки и деревни заселяли мухаджирами, переселенцами-мусульманами. Прежние топонимы заменяли новыми турецкими, христианские храмы и монастыри сносили. Самих депортированных же к новым местам жительства гнали пешком многие километры, отказывая в еде и медицинской помощи. Обычно под «чистки» попадали и близкие к армянам по религии и культуре ассирийцы.

Проводившие высылки военные и полицейские обычно успокаивали армян, обещая, что мера — временная и вынужденная, что в южных провинциях высланных ждёт новая спокойная жизнь. Но как только путники покидали людные места, турецкая обходительность обычно заканчивалась. Конвоиры либо заводили армян на контролируемые «Особой организацией» и курдскими бандами территории, где те грабили и перебивали высланных, либо делали то же самостоятельно.

Мы пробирались через густой лес, когда раздался громкий свист. Наш конвой отошёл в сторону и на нас напали курды, их были многие сотни. За несколько минут они вырезали целые семьи. Когда мужчины-курды уставали [убивать], их сменяли женщины.

Шушанник Тигранян

По такому сценарию прошли почти все депортации из вилайета Эрзерум. В июне-июле 1915 года османские силовики и бандиты последовательно уничтожили здесь десятки тысяч армян. Жертв обычно убивали без огнестрельного оружия: закалывали ножами и штыками, сбрасывали в ущелья, топили в реках, сжигали заживо.

Маленьких детей и молодых женщин часто оставляли в живых. Их заставляли принимать ислам, передавали в новые семьи или «дарили» высокопоставленным политикам и офицерам. Идеологи младотурок полагали, что жёны-армянки помогут придать их нации «свежую кровь».

Защитники Вана ведут бой против мусульманских отрядов, 1915 год Фото Джозефа Грина (Joseph Greene)

В прифронтовом вилайете Ван турки и курды обходились без лишних формальностей. Считалось, что русские придут сюда со дня на день, и времени на «раскачку» нет. На армянские сёла в Ване нападали без предупреждения: грабили, убивали, насиловали, сжигали церкви и жилые дома. В апреле 1915 года уцелевшие армяне заняли одноимённую провинциальную столицу и в течение месяца держали её оборону, хотя к концу осады турки стянули к городку силы в примерно 10-12 тысяч человек — при кавалерии и артиллерийских орудиях.

19 мая 1915 года защитников Вана спасли подоспевшие русские войска генерала Николая Юденича. Турецкие силы под командованием губернатора Джевдет-бея даже не стали вступать с новым противником в бой. Практически всё выжившее армянское население Вана ушло на север вместе со своими спасителями.

Желая величия и победы России, мы, представители Армении, просим принять и нас под Ваше покровительство. И пусть в роскошном и многообразном букете цветов великой Российской империи маленькой благоухающей фиалкой будет жить автономная Армения.

Арам Манукян

Убивать ядом, убивать водой

Оборона Вана стала одним из нескольких примеров сопротивления геноциду. С оружием в руках армяне противостояли нападавшим в городах Урфа, Муш, Сасун и на горе Муса-Даг на берегу Средиземного моря. Из-за неравенства сил между карателями и отрядами сопротивления у таких попыток почти не было шансов на успех. Только защитники Муса-Дага смогли продержаться до прибытия англо-французского флота: союзники эвакуировали немногих выживших.

В большинстве же случаев жертвы, поддавшись на уговоры солдат и полицейских, сами сдавали имевшееся оружие и оставались беззащитными. В начале войны многие армяне считали необходимым сохранять верность государству и соблюдать его законы. Поэтому активное сопротивление началось только когда стало ясно, что происходят не отдельные погромы, а идёт целенаправленное истребление народа.

Русские солдаты на оставленном турками пепелище армянской деревни Шайхелян. Несколько сотен людей здесь сожгли заживо. 1915 год Фото неизвестного автора

К осени 1915 года, по подсчётам современного франузского историка Раймона Кеворкяна, примерно 40% гонимых были физически уничтожены или переданы в турецкие семьи, ещё 40% — высланы в Сирию и Ирак, и только около 20% удалось избежать депортаций и расправ. Среди убитых преобладали выходцы из сельской местности, тех самых шести юго-восточных вилайетов. В Диярбекире, где руководил «борец с микробами» Мехмед Рашид, от изначального армянского населения почти в 80 тысяч осталось только 2500 человек.

Тела из Евфрата вылавливали весь месяц, их замечали в разных местах. Трупы были связаны одним и тем же способом — друг к другу спиной к спине. Это позволяет говорить о планировании убийств, а не их стихийном характере. После перерыва в несколько дней трупов в реке стало ещё больше: доставали уже не только взрослых мужчин, но и женщин с детьми.

Вальтер Рёсслер

Общины из крупных городов обычно депортировали в южные пустынные провинции. Некоторые спасались и от высылок: благодаря взяткам, личным связям или помощи иностранных дипломатов. При этом бесчеловечные расправы случались и в городах. В Трапезунде группу детей и стариков власти признали неготовыми к долгому пути. Их изолировали в местном госпитале, где ставили на несчастных медицинские опыты — испытывали образцы новых лекарств и ядов.

Там же, в Трапезунде, губернатор Джемаль Азми распорядился провести несколько рейсов смерти. Переполненные армянами баржи выводили в Чёрное море, где топили на расстоянии от берега. Считается, что таким способом турки уничтожили до 15 тысяч человек.

В изгнание в санджак Зор (запад современной Сирии) прошли 700 тысяч армян в крайне плачевном состоянии. Банды лишили их всего, что было. В вилайете Сивас не осталось ни одного дома, где бы не жили отобранные у армян дети или не лежало бы награбленное добро.

Намик-бей

Большинство депортированных не пережили зимы 1916 года. Условия жизни в спешно оборудованных для армян лагерях были суровыми. Обессиленным после долгого пути людям не хватало питания и воды, на них часто нападали местные мусульмане. В условиях эпидемии тифа высланным почти не оказывали медицинской помощи.

Руины армянского монастыря Святых Апостолов близ турецкого города Муш в 21 веке Фото Mr.John.66

К весне 1916 года триумвират пашей-младотюрков добился поставленной цели — полуторамиллионная община османских армян практически перестала существовать. В послевоенной Турции проживало уже меньше 80 тысяч человек этой национальности, как правило, скрывавших свою идентичность.

Большинство актов геноцида 1915-1916 годов не были задокументированы. Поэтому в 21 веке остаётся дискуссионным вопрос соотношения количества убитых армян к погибшим при депортациях, скончавшимся в сирийских лагерях, бежавшим из страны и насильно обращённым в ислам соотечественникам. По минимальным оценкам, турки непосредственно уничтожили от 300 до 500 тысяч армян.

Политика и человечность

Младотурки рассчитывали, что в условиях мировой войны истребить большое количество людей получится незаметно. Официально правительство заявляло, что проводит только депортации «по военной необходимости» и борется против армянского бандитизма. Убийства гражданских жителей носят единичный характер, и всех причастных к ним накажут по закону, — убеждали власти.

Но в Османской империи находилось достаточное количество иностранцев из нейтральных и союзных государств. Многие из них не замолчали открывшиеся факты массовых убийств. Одним из первых это сделал американский посол Генри Моргентау-старший. До 1917 года США сохраняли нейтралитет в войне и дипломат успел собрать достаточно свидетельств о происходивших в Османской империи убийствах и принудительных высылках.

Депортированные армяне, лето 1915 года Фото Армина Вегнера (Armin Wegner)

Триумвират Талаата — Энвера — Джемаля поначалу доверял Моргентау, и в частных беседах с американцем турки откровенно объясняли тому свои цели. Потом дипломат обнародовал эти признания.

Из представителей союзных Турции держав преследуемым армянам помогали в основном болгары. Благодаря их помощи несколько сот людей бежали в Европу. Официальные представители Германии и Австро-Венгрии обычно оставались равнодушными к происходившему, считая это внутренним делом Турции. Многие оправдывали массовые убийства армян сложной военной обстановкой. При этом именно немцы, миссионер Иоганнес Лепсиус, учитель Мартин Нипаг и военный врач Армин Вегнер, собрали большинство доказательств геноцида.

Уничтожение армян осуждали и многие турки, в том числе занимавшие высокие государственные посты. Армян на подвластной территории от нападений защитили Джеляль-бей, Рахми-бей и Адил-бей, губернаторы провинций Алеппо, Смирне и Эдирне. Коллег по правительству публично порицал министр финансов Мехмед Кавид-бей, прямо называя расправы над армянами вечным позором для национальной истории. Но усилий нескольких человек было недостаточно, чтобы прекратить массовые убийства; прежде всего, потому что большинство турок не видели в них ничего порочного.

Мы определились со своей политикой в отношении армян. Она не изменится. Они если и будут жить, то только в пустыне. […]

Мы уже избавились от ¾ армянского населения. В Битлисе, Ване и Эрзеруме их нет. Вражда между нашими народами сильна, и если мы с ними окончательно не покончим, то выжившие потом отомстят туркам.

Талаат-паша
* * *

30 октября 1918 года Османская империя капитулировала в Первой мировой войне, а младотурецкий триумвират бежал из страны. К власти пришёл генерал Мустафа Кемаль (будущий Ататюрк), упразднивший монархию и добившийся отказа Антанты от планов поделить Турцию между соседями. В 1923 году западные державы признали Турцию в современных границах — с бывшими шестью армянскими вилайетами, где самих армян уже практически не оставалось.

Джемаль-паша (сверху), Талаат-паша (снизу слева) и Энвер-паша. Передовица газеты «Икдам» («Наттиск») от 4 ноября 1918 года сообщает о бегстве триумвирата из страны До реформ Ататюрка турки использовали арабскую взяь вместо латинского алфавита

Провозглашённая 28 мая 1918 года Первая Армянская республика оказалась недолговечной. К концу 1920 года государство пало под ударами Турции и Советской России. Кемалисты и большевики разделили его территорию между собой. Примерно 9 из 12 миллионов армян до сих пор живут за пределами исторической родины.

Сравнительная карта расселения армян: перед началом Первой мировой войны и век спустя

В 1919-1920 годах британские военные провели процесс над младотурками, в том числе по обвинению в уничтожении армян. Перед судом предстала только горстка чиновников и офицеров второго-третьего плана. Троих из них англичане приговорили к смерти через повешение.

Во время недолгой британской оккупации Турции погиб «борец с микробами» Мехмед Рашид. Солдаты застрелили его при попытке бегства из тюрьмы. Энвера-пашу убили красноармейцы в 1922 году в Средней Азии: ярый пантюркист командовал там отрядом повстанцев-басмачей.

Соломон Тейлирян — 15 марта 1921 года в Берлине он застрелил из револьвера Талаат-пашу. Армянина арестовала немецкая полиция, но суд, учтя все обстоятельства, освободил Тейлиряна без какого-либо наказания.  Фото неизвестного автора

В 1920-1922 годах живших в эмиграции младотурков убили боевики партии «Дашнакцутюн». В разных европейских городах, от Берлина до Тбилиси, активисты ликвидировали Талаат-пашу, Джемаль-пашу, шефа «Особой организации» Бехаэддина Шакира, бывшего трапезундского губернатора Джемала Азми и нескольких их соратников.

Официальная Турция до сих пор отрицает геноцид 1915-1916 годов. По иронии, один из немногих интеллектуалов в стране, открыто называющих события вековой давности геноцидом — Хасан Джемаль, родной внук того самого Джемаль-паши.

Отрицать геноцид армян сегодня — значит соучаствовать в этом преступлении против всего человечества.

Хасан Джемаль

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#войны #насилие #лонгриды #лигаавторов