Официантка из США стала юристом, оправдала обвинённого в убийстве брата, а потом вернулась на работу в бар
18 лет она искала способ вытащить его из тюрьмы, пока не узнала о проекте «Невиновность», который помогает реабилитировать заключённых при помощи ДНК-тестов.
Кенни и Бетти Уотерс после оправдательного приговора Фото: Irish America
48-летняя Катерина Броу была убита в своём доме 21 мая 1980 года. В 10:45 тело обнаружила невестка и сразу позвонила в полицию. Последний, кто видел женщину живой — её муж. Он попрощался с Катериной в 7 утра, когда уходил на работу.
Жертва получила 30 ножевых ранений, а дом был ограблен: пропали деньги и драгоценности. На месте преступления полицейские нашли отпечатки пальцев на тостере и банке из под пива, их оставил предполагаемый убийца. По всему дому были разбрызганы капли крови, а в кулаке жертвы обнаружено несколько волос другого человека. Это говорит о том, что Броу боролась с преступником.
На кухне полицейские нашли залитый кровью кухонный нож с надписью «Компания Мёрфи». Позже муж убитой сказал, что этот нож принадлежит ему, а «Компания Мёрфи» — это его работодатель.
Подозреваемый
Под подозрение попал 25-летний повар «Park Street Diner» Кенни Уотерс. У него была судимость, и он враждебно относился к Катерине Броу. По её настоянию Кенни отправили в исправительную школу, когда он был ребёнком. Они с сестрой Бетти залазили в чужие дома, играли в них и воровали сладости. Один из таких домов принадлежал Броу.
Однако в день убийства у Кенни было убедительное алиби. Он работал в закусочной до 8:30 утра, а после коллега подвёз его домой. Кенни переоделся и в 9 утра был в суде по другому делу — он обвинялся в нападении на полицейского.
Впервые я была так счастлива, что Кенни оказался в суде
Кенни покинул здание суда в 11 часов и вернулся в закусочную, где находился до 12:30. Его алиби подтвердили коллеги и адвокат, а отпечатки пальцев не совпали с обнаруженными в доме Катерины Броу. Следов крови или признаков борьбы на теле и одежде Кенни также не было обнаружено.
Обвинение
Спустя 2 года в полицейский участок города Айер обратился Роберт Осборн с информацией об убийстве Катерины Броу. Он был готов предоставить её в обмен на денежное вознаграждение. Оказалось, что этот мужчина — бойфренд Бренды Марш, бывшей жены Кенни Уотерса. На момент преступления Марш и Уотерс жили по соседству с жертвой.
Роберт Осборн сказал полицейским, что Уотерс признался Марш в убийстве, и ей даже пришлось смывать кровь с одежды супруга.
Важный персонаж в этой истории — Нэнси Тейлор. Она работала секретарём начальника полицейского участка города Айер, занималась документами и отвечала на звонки. Кроме того, в её обязанности входило общение с жертвами насилия. Тейлор не закончила полицейскую академию, но почему-то именно она стала главным следователем по обвинению Кенни Уотерса.
4 октября 1982 года Тейлор допросила бывшую супругу Уотерса. Она пригрозила ей обвинением в соучастии в преступлении и тем, что у неё заберут детей, если она не даст обвинительных показаний. 12 октября Бренда Марш под присягой обвинила Кенни Уотерса в убийстве Катерины Броу. На следующий день его задержали.
Кенни Уотерс и Нэнси Тейлор Фото: Scribd
Показания Бренды Марш противоречили фактам, которые установило следствие 2 года назад. Она сказала, что у Уотерса была большая царапина на лице, и он пришёл из закусочной пьяным в районе 10:30 утра. Полиция же зафиксировала отсутствие побоев на теле Уотерса, а в указанное Брендой Марш время он был в суде со своим адвокатом.
На суде Марш повторила свои показания. Она вспомнила, как спросила Уотерса о его причастности к убийству Броу, на что он ответил: «Да, это я. А тебе какое дело?». Она также рассказала, как за неделю до преступления Уотерс говорил «о какой-то богатой немке, которая хранит у себя много налички».
Ещё одна свидетельница — Розанна Перри. Она также свидетельствовала против Уотерса. Перри сказала, что он признался ей, что «зарезал эту старую сучку» и хвастался тем, что его не смогли посадить за совершённое им убийство.
Найденные на месте преступления отпечатки пальцев, которые не совпадали с отпечатками Уотерса, не были приобщены к делу. По словам следователя они были размазаны, а потому сложно было установить их достоверность. ДНК-тесты в криминалистике ещё не применялись и единственное, что связывало убийцу и Уотерса — одинаковая группа крови.
Время смерти Катерины Броу было важной деталью. Криминалист, осмотревший тело жертвы на месте преступления, постановил, что убийство было совершенно в то время, когда Уотерс был в суде. Но другой специалист, проводивший вскрытие, сказал, что смерть наступила в районе семи утра. В это время Уотерс был на работе, но полиция сообщила, что потеряла табель учёта рабочего времени, который подтверждает этот факт.
Несмотря на противоречивость свидетельских показаний и наличие алиби, Кенни Уотерса обвинили в убийстве первой степени и вооружённом ограблении. Он получил пожизненный срок.
Из официантки в адвокаты
Кенни и его сестра Бетти жили в суровых условиях. В их семье было девять детей, но между ними возникла какая-то отличительная дружба. Их можно было назвать дикими, потому что они часто ввязывались в различные передряги, и их задерживала полиция. Дружба между братом и сестрой сохранилась и во взрослом возрасте.
Бетти Уотерс Фото: Катерина Тейлор (The New York Times)
Когда Кенни обвинили в убийстве, они думали нанять частного адвоката. Однако, только первый взнос обошёлся бы в $50 000. Таких денег у них не было, да и сам Кенни не верил, что дорогостоящий адвокат сможет оправдать его. Он видел, как против него фабрикуется дело и потерял веру в справедливость. Находясь в угнетённом состоянии, он совершил попытку суицида, после чего Бетти решила взять ситуацию в свои руки. Кенни пообещал своей сестре не убивать себя, если она станет адвокатом и постарается вытащить его из тюрьмы.
Будучи замужней официанткой с двумя детьми, она пошла на вечерние курсы в Общественный колледж Род-Айленда, а позже поступила на юридический факультет Университета Роджера Уильямса. Бетти постоянно таскалась с учебниками, пытаясь найти способ реабилитировать своего брата. В итоге её брак распался, а дети предпочли жить с отцом. После этого у Бетти началась депрессия, но она продолжила обучение.
Сейчас я думаю: а что бы я делала, если ничего не нашла?
Когда Бетти спрашивали о её мотивации стать адвокатом, она рассказывала о невиновном брате, которого хочет защитить. Однако со временем она перестала говорить об этом. Люди думали, что если человек сидит в тюрьме, то он скорей всего виновен. Ей удалось найти лишь одного человека, который ей поверил. Это была её однокурсница. Она не только подружилась с Бетти, но и стала помощницей в спасении брата.
Проект «Невиновность»
Спустя 2 года после суда над Кенни Уотерсом английский генетик Алек Джеффрис описал метод, который позволяет различать людей по ДНК. Это открытие стало прорывом в криминалистике, и уже через год полиция нашла первого преступника по ДНК. Им оказался насильник и убийца из графства Лестершир — Колин Питчфорк. За его преступления отбывал срок невиновный человек, которого вскоре освободили, а Питчфорк получил пожизненное и сидит в тюрьме по сей день.
Алек Джеффрис держит в руках рентгенограмму «генетического отпечатка» Фото: Getty
У применения ДНК-тестов есть два плюса: почти стопроцентная достоверность (до 99,9999%) и малое количество материала, необходимого для результата (пара капель крови, слюны, спермы и т.д.). К тому же ДНК долго хранится — археологам удаётся получить её из костей спустя тысячи лет. Например, в 2019 году учёные нашли следы ДНК жителей Скандинавского полуострова. Она находилась в коре, которая использовалась в качестве жвачки. Это открытие позволило получить новый взгляд на историю заселения Европы.
В ноябре 2008 года Госдума приняла закон о «геномной регистрации» граждан, осуждённых по тяжким и особо тяжким преступлениям. В 2020 году Правительство РФ предложило собирать ДНК нарушителей по административным делам.
Понимая, что около 5% осуждённых людей в США невиновны, юристы Барри Шек и Питер Нойфельд в 1992 году основали проект «Невиновность» (Innocence Project). Они помогают реабилитировать заключённых на основе тестов ДНК.
Барри Шек и Питер Нойфельд Фото: Innocence Project
Статистика проекта «Невиновность»
375 человек освобождены
21 из них был спасён от смертной казни
44 осужденных взяли на себя вину, хоть и не совершали преступлений
225 заключённых (60%) афроамериканцы
От $5 000 до $50 000 стоят исследования ДНК для реабилитации осуждённых
Изучая на юридическом факультете статьи о ДНК, Бетти наткнулась на проект «Невиновность» и в 2000 году начала с ними сотрудничество. Следующий вызов, который стоял перед ней — найти улики спустя почти 20 лет.
Оправдание
Бетти и её подруга-помощница под предлогом проведения исследовательской работы обратились к секретарю архива. Им сказали, что всё уничтожено. Тогда настойчивая Бетти пошла в архив и буквально умоляла рядового сотрудника поискать улики. Удача оказалась на её стороне — коробка с материалами дела нашлась. В ней был окровавленный кусок занавески и нож. Но помимо этих вещей, в коробке находился тот самый якобы утерянный табель учёта рабочего времени, который подтверждал алиби Кенни.
Табель учёта рабочего времени, подтверждающий алиби Кенни Уотерса Фото: Scribd
Впечатлённый историей Бетти один из основателей проекта «Невиновность» Барри Шек решил выступить её помощником в суде. Однако Кенни не согласился сдать тест. Он боялся, что его результаты будут снова подтасованы. Это был единственный шанс для оправдания, от которого он отказывался. Но даже тогда у Бетти не возникло мысли, что ту женщину мог убить её брат. Всё же она смогла его убедить, и в марте 2001 года, спустя 18 лет, Кенни Уотерс вышел на свободу.
Кенни и Бетти Уотерс после освобождения Фото: Стивен Сенна (Associated Press)
Бетти добилась обвинения полицейского участка города Айер, сфабриковавшего дело против её брата. Спустя 7 лет она получила компенсацию в размере $3,4 млн., а по их истории сняли фильм «Приговор» (Conviction). Дело Кенни Уотерса было единственным в её адвокатской практике. Она до сих пор работает в баре, но уже в качестве менеджера. Кроме основной занятости Бетти Уотерс помогает проекту «Невиновность» в качестве волонтёра.
Самые счастливые полгода
У этой истории печальный конец. После ужина со своей матерью и братом Кенни решил заскочить домой к племянникам. В темноте он срезал путь и не заметил перед собой пятиметровый обрыв. Он упал вниз головой на асфальт и скончался через месяц. Кенни провёл на свободе всего полгода. Но как сказала Бетти: «Это были самые счастливые полгода в его жизни».
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
#криминал #лонгриды #лигаавторов