Пропаганда в античности и Средневековье: как Писистрат, Цезарь и Карл Великий влияли на умы людей
Тысячи лет назад лидеры государств и конфессий умели направлять многотысячные толпы людей, не имея ни страницы в Фейсбуке, ни канала в Ютубе.
«Верцингеторикс бросает оружие к ногам Цезаря» Картина Лайонела-Ноэля Ройера
Впервые слово «пропаганда» было упомянуто в 1622 году. Его употребил папа Григорий XV, создав организацию Congregatio de Propaganda Fide («Конгрегация распространения веры»). Она должна была защищать католичество от нападок реформаторов.
В наше время пропаганда предполагает распространение определенных взглядов, подтасовку фактов, аргументов и других сведений с целью формирования нужного мнения в обществе. И функции эти она выполняла задолго до появления самого термина.
Основные источники статьи:
- Гай Юлий Цезарь., «Записках о галльской войне»;
- Гай Юлий Цезарь., «Записки о гражданской войне»;
- Суриков И.Е., «Писистрат: парадокс тирана»;
- Тогоева О.И., «Еретичка, ставшая святой: Две жизни Жанны д’Арк»;
- Филип М. Тейлор., «Munitions of the mind: A history of propaganda».
Греческий пиар Писистрата
Даже в античные времена пропаганда была распространённым явлением: много источников с примерами нам оставили Греция и Римская империя.
Одним из примеров служит «PR-кампания» афинского диктатора Писистрата, жившего в 6-м веке до нашей эры. Греки его времени почитали легенду о мифическом золотом веке человечества под правлением Кроноса, отца Зевса. В «Законах» Платона времена Кроноса приравниваются к идеалу государства.
Историк Игорь Евгеньевич Суриков в своей работе «Писистрат: парадокс тирана» утверждает, что Писистрат решил использовать эту легенду для легитимизации собственной власти. Основным лейтмотивом его пропагандистской кампании была фраза, которую мы можем прочитать в «Афинской Политии» Аристотеля:
«Тирания Писистрата — это жизнь при Кроносе»
В этом же труде Аристотель утверждает, что во времена правления самого тирана и его потомков эту фразу можно было услышать повсеместно. Подтверждает слова Аристотеля и платоновский диалог «Гиппарх».
Бюст Писистрата Мрамор. По греческому оригиналу 1-й половины 5 века до нашей эры.
Наследие Цезаря: рождение литературной пропаганды
Цезарь был не только умелым полководцем и политическим деятелем, но обладал и ораторскими дарованиями, которые вместе с навыками писателя использовал в политической борьбе.
До нашего времени дошли два литературных опуса, вышедших из под его пера — «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне».
Слово «записки» в названиях было выбрано не случайно. Оно должно было показать, что Цезарь ведёт хронику прямо во время описываемых событий, благодаря чему в них показаны настоящие мысли и эмоции автора.
«Записки о галльской войне» повествуют о военной кампании Цезаря в Галлии, которую он полностью покорил, а также о военных экспедициях в Германию и Британию.
В это время, опасаясь возросшего влияния консула, его политические противники внесли в сенат законопроект, согласно которому Цезарь либо должен был распустить армию, либо рассматривался как враг государства. Большинство сенаторов это предложение приняли. Однако Цезарь отказался распускать легионы и направился с ними в Рим, чтобы публично отпраздновать свой триумф.
Согласно римскому праву, Цезарь высказал прямое неподчинение сенату и стал преступником. Поэтому его труд был написан как оправдание перед народом, от которого и консул, и сенат получили свои полномочия. «Записки» убеждали читателей, что кампания в Галлии велась исключительно в интересах римских граждан, и дальнейшее содержание там военных подразделений оправдано.
В своей работе Цезарь в хронологическом порядке излагал драматические события битв, временных отступлений, осад, вынужденной жестокости по отношению к хитрому и коварному врагу; а также подробно рассказывал о доблести римских воинов — и, конечно, о смелости, находчивости и мудрости их полководца, его человеколюбии и снисходительности к пленным.
Также проконсул рисовал картины варварства, угрожающего римской культуре. Он расставлял акценты на чуждых римлянам обычаях кельтских и германских племен. Особое место здесь занимали описания ритуалов человеческих жертвоприношений.
У них заведены даже общественные жертвоприношения этого рода. Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени. Но, по их мнению, еще угоднее бессмертным богам принесение в жертву попавшихся в воровстве, грабеже или другом тяжком преступлении; а когда таких людей не хватает, тогда они прибегают к принесению в жертву даже невиновных.
Важно отметить, что Цезарь старался избегать прямой лжи, говоря о собственных неудачах. Но провалы он старался замалчивать, или проговаривать слишком быстро, из-за чего они терялись на фоне побед.
Начало гражданской войны в Римской республике. Картина Питера Денниса
В изданных уже после смерти Цезаря «Записках о гражданской войне» ещё сильнее проступает пропагандистская суть документа. Диктатор перекладывал ответственность за войну на своих оппонентов, изображая их бездарность. Себя же он выставлял защитником государственных интересов и поборником справедливости.
Например, пересечение реки Рубикон, положившее начало гражданской войне, Цезарь объяснял своими высокими и добрыми стремлениями. А противостояла ему коварная, безнравственная сенатская олигархия и бесславный Помпей.
Восстановить народных трибунов, безбожно изгнанных из среды гражданства, в их сане, чтобы освободить и себя и народ римский от гнета шайки олигархов.
Цезарь создал особый стиль политической публицистики, избегающий просторечий и оскорбительного тона. Благодаря этим запискам он считается некоторыми историками (например, Филипом Тейлором) родоначальником пропагандистской литературы.
Считаем мы его таковым или нет, но совершенно очевидно, что он породил новую практику: написание автобиографий, где свершившиеся факты искажались в угоду авторским интересам. Последователями Цезаря были и Октавиан Август с трудом «О своей жизни», и император Клавдий с «Биографией».
Карл Великий и «Царство Божие»
После гибели Западной Римской Империи на её осколках, словно грибы, стали возникать новые государства. Одним из них стало королевство Франков. Выгодное расположение и богатая почва обеспечили ему восхождение, которое достигло своего пика при сыне Пипина Короткого — Карле Великом.
Благодаря удачной смерти брата, Карл стал единственным наследником всего королевства, что стало благоприятной основой для экспансионистской политики.
Памятник Карлу Великому на площади Иона Павла II в Париже
Благодаря дипломатии и франкским копьям Карл смог включить в состав своего государства земли Лангобардов (северную часть Италии), вторгся в Германию, покорив Баварию, Швабию и Саксонию, а также создал буферную зону между Кордовским эмиратом и Францией в виде Испанской марки.
Впервые со времен Римской империи в Европе сложилось настолько крупное территориальное образование. И 25 декабря 800 года произошло знаменательное событие: папа Лев III провозгласил Карла Императором Запада и возложил на его голову корону.
Таким образом был создан прецедент получения королевской власти непосредственно из рук понтифика, что подчеркивало её божественный статус. (Однако тут были замешаны политические интересы — римская церковь в то время обладала ограниченной властью и, борясь за выживание, «сотрудничала» с сильными мира сего.)
Карл и Папа Римский Картина Антуана Верара
На этом христианская пропаганда Карла не закончилась. Историк Штефан Вайнфуртер утверждает, что император был одержим идеей создать своего рода царство Божие на земле. Отсюда и священная миссия, которой оправдывались завоевания: наставить на праведный путь народы соседних государств.
Это ярко просматривалось и во внутренней политике Карла: от повсеместного внедрения латинского языка (чтобы все христиане понимали друг-друга) до религиозного единообразия на всех подчиненных ему территориях, несмотря на то, что там проживало множество народов с различной культурой и верованиями.
В итоге императору удалось превознести сакральность королевской власти, возвысить Папский престол и показать насильственную христианизацию как благо. После смерти Карла его наследник — Людовик I Благочестивый — также был коронован римским Папой, что создало традицию, просуществовавшую сотни лет.
В дальнейшем правители многих стран часто использовали наследие Карла — религиозные пропагандистские рычаги.
Деградация пропаганды: средневековый этап
По мере укрепления феодализма произошло обесценивание широкого общественного мнения, в результате чего количество и качество пропаганды снизилось. Крупные пропагандистские кампании проводились только во время крупных войн или больших религиозных волнений. Хотя иногда властям и церкви приходилось подхватывать и развивать образы, созданные как раз народными массами.
Пример подобной «народной славы» — стремительная популяризация Жанны д'Арк во времена Столетней войны между Францией и Англией. Её политическая и военная карьера началась в крайне неблагоприятной для французов ситуации, когда на просторах северной Франции оставалась последняя крепость, преграждающая путь английским захватчикам — Орлеан.
Практически чудом Жанне удалось возглавить простых людей, найти общий язык с аристократией и одержать несколько крупных побед над англичанами, возродив тем самым в французах реваншистские настроения, которые привели к изгнанию Англии с материка. Впрочем, сама героиня этого уже не увидела, т.к. в 1431 году была сожжена инквизицией в городе Руан.
Когда это было выгодно, французские власти превозносили Жанну, как спасительницу. А когда пришло время помириться с Британией — её выдали англичанам и убедили французские массы, что девушка была ведьмой, врагом народа и короля.
Жанна д’Арк на Американском агитационном плакате времен Первой мировой
В силу невысокого уровня грамотности огромную роль в Средневековье играли визуальные и устные источники информации. С устными источниками всё просто: чаще всего они представляли собой регулярные выступления сенешалей, которые прямолинейно восхваляли власть и проводимую ей политику.
Но были и более изящные примеры: например, вербовка бардов и менестрелей с целью продвижения определенных мнений и настроений. Многие творцы того времени были крепко привязаны к королевским дворам: так, например, французский поэт и композитор Гийом де Машо всю жизнь провёл с монархами. Среди заказчиков творений Машо были король Кипра Пьер II де Лузильян, бургундский герцог Филип II Смелый и король Франции Карл V.
Что касается визуальных источников — известным примером такого рода считается ковер из Байе. На этом полотне подробно расписывается, как герцог Нормандии завоевывает Английское королевство. Показаны и сборы в военный поход, и его основные события.
Это полотно прославляло Вильгельма Завоевателя и было элементом легитимизации власти его рода. Ковер выставляли публично каждый год, чтобы любой желающий мог «узнать историю».
Фрагменты гобелена из Байе
Более тонкий и умный пример визуальной пропаганды — картина Питера Брейгеля «Избиение младенцев» (1565-1567).
Земли Фландрии, Валлонии и Голландии с самого распада империи Карла Великого были спорной территорией, переходившей из рук в руки, зачастую не бескровно и с потерями среди мирного населения. Были они и под французской короной, и в подчинении у герцогов Бургундских, после чего попали в руки испанского (кастильского) короля. Который, однако, не смог их удержать, поэтому территория перешла в подчинение к Габсбургам и стала частью Священной римской империи.
Брейгель жил и творил на этих землях, и особенно он захотел увековечить «наследие» испанцев. Художник взял за основу библейскую легенду про царя Ирода, но изобразил её в более привычных ему декорациях. Так, Вифлеем у него — это покрытая снегом голландская деревня.
В роли солдат, проводящих карательный рейд, на картине изображены наёмные ландскнехты, находящиеся на службе Испанской короны. Это представители короля Филипа II, который прямо в сюжете картины не участвует — но художник таким образом проводит параллель между ним и царем Иродом, отправившим солдат убивать детей.
Брейгель изначально писал именно аллюзию и «адаптацию» истории про Ирода. Но современники художника долгое время ошибочно называли картину «Нападение на деревню», т.к. увидели в ней более близкие и знакомые им проблемы притеснения испанскими войсками.
«Избиение младенцев» Питер Брейгель
Разумеется, кроме стихов, песен и картин в качестве пропаганды использовали и публичные казни преступников или обильные торжества при коронации или свадьбе властителя. Подобные акции использовались и в античные времена, и в Средние века, и продолжают быть эффективными сегодня.
Можно сказать, что институт пропаганды появился вместе с государственным институтом, и вместе с ним же эволюционировал, а при деградации государства, культуры и науки деградировали и методы пропаганды.
После Средних веков всё дальнейшее развитие пропаганды будет плотно завязано на появлении новых способов её распространения. Следующим огромным скачком в этом направлении станет изобретение печатного пресса.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
#история #культура #античность #средневековье #пропаганда #лонгриды #лигаавторов