Истории
Максим Рычков

«Матрона сказала лететь с иконой»: как представляют «дружбу» Сталина и православия в фильме «Мария: спасти Москву»

Советский вождь советуется с Матроной Московской, а чекисты спасают православную икону, с которой потом облетают линию фронта.

«Мария: спасти Москву» Кадр из фильма

27 января 2022 года в прокат выйдет фильм «Мария: спасти Москву». Кинолента рассказывает о событиях, связанных с обороной Москвы осенью 1941 года.

«Мария» создана при поддержке Министерства культуры РФ. Создатели фильма развивают популярную в современном российском кинематографе тему православия в контексте Великой Отечественной войны. Речь идёт не просто о том, что в тылу и на фронте многие оставались верующими несмотря на господствующий атеизм. Самой войне и действиям её участников придаётся религиозно-мистический смысл, как в фильме «Зоя» о подвиге комсомолки Зои Космодемьянской.

В центре повествования нового кино — вымышленный сюжет, связанный с гипотетической тайной набожностью Иосифа Сталина. Ещё несколько лет назад такие предположения воспринимались как опасный вымысел даже в православном сообществе. Сейчас же они стали основой для финансируемого государством фильма.

«Мария» — рассказ о вымышленном подвиге чекистки, вынужденной выполнять околорелигиозное задание. За ним стоят Иосиф Сталин и Матрона Московская

Сюжетный стержень ленты — миссия главной героини, младшего лейтенанта НКВД Марии Петровой (роль исполняет Мария Луговая). Осенью 1941 года начальство отправляет молодую сотрудницу из Москвы в вымышленный городок Торхов, на оккупированную немцами территорию. Петровой нужно заполучить в местном храме чтимую икону Богородицы и доставить реликвию в столицу, к которой неумолимо подступает линия фронта.

Нет никаких свидетельств, что в реальности советская госбезопасность проводила подобные операции во время войны.

Сама Мария — убеждённая коммунистка и атеистка, хоть и приходится дочерью православному священнику. От родства с ним Петрова раньше официально отказалась, как только тот стал жертвой политических репрессий. Такое допущение возможно: в конце 1930-х годов только среди руководства советской госбезопасности примерно 1% сотрудников происходил из семей духовенства.

Красноармейцы выдвигаются на фронт. Москва, Триумфальная площадь, ноябрь 1941 года Фото Александра Устинова

В действительности детей священников среди чекистов сталинских времён могло быть гораздо больше. Многие придумывали себе «правильную» биографию из карьерных соображений и «переформатировали» родителей-священников, купцов или офицеров. Руководивший НКВД в 1936-1938 годах Николай Ежов в анкетах указывал, что родился в семье рабочего, хотя на деле его отец предположительно служил в царской полиции.

По мере сюжетных испытаний Мария пересматривает своё отношение к вере. Перемене взглядов помогает и беседа с Матроной Никоновой, тайно почитаемой москвичами как ясновидящая. С ней по сюжету фильма встречается также Иосиф Сталин, и именно Матрона советует главе государства добыть в Торхове ту самую икону и облететь с ней вокруг Москвы, называя это условием спасения столицы от нацистских войск.

Существует легенда, что Сталин побывал у Матроны в октябре 1941 года, когда к Москве приближались немцы. Она ему сказала, что надо с иконой облететь вокруг города, чтобы спасти его от врага. У нас был консультант-богослов, который утверждал, что именно так всё и было.

Вера Сторожева

Перед войной советские власти планомерно уничтожали церковь: к 1941 году от неё почти ничего не осталось

Сюжет фильма опирается на две околоцерковные легенды: о личной встрече Сталина с Матроной осенью 1941 года и облёте Москвы военным авиатранспортом с иконой Богородицы на борту. Связанные между собой сюжеты получили известность в конце 1990-х годов и удачно вписались в концепцию «примирения» Советского Союза и Русской православной церкви во время Великой Отечественной войны.

«Примирением» изменения в государственно-церковных отношениях можно называть весьма условно, ведь Русская православная церковь никогда не агитировала за свержение большевиков. В 1917-1925 годах церковью руководил Тихон (Беллавин) — первый с петровских времён патриарх в России. Он находился в жёсткой оппозиции к революционной власти, при этом осуждая и вооружённую борьбу, которое вело Белое движение.

С окончанием Гражданской войны вместе с белыми в эмиграцию ушла и сочувствовавшая им часть духовенства. В России остались в основном те епископы и священники, кто считал, что сможет ужиться с новой властью.

Но в конце 1920-х годах советский режим усилил давление на верующих. Считалось, что религиозная жизнь в принципе несовместима с идеей построения коммунизма. Сначала большевики неудачно пытались разрушить церковь через внутренний раскол, атеистическую пропаганду и точечные преследования неугодных священнослужителей.

В 1930-х годах, уже после установления в СССР единоличной власти Иосифа Сталина, власти перешли к прямому насилию. Режим уничтожал храмы, госбезопасность по сфабрикованным обвинениям репрессировала епископов, священников и мирян. К началу войны РПЦ стала призраком самой себя 25-летней давности. Абсолютный правитель государства не мог ничего не знать о событиях такого масштаба.

В 1917–1939 годах из 146 тысяч священнослужителей и монашествующих большевики уничтожили более 120 тысяч, в абсолютном большинстве — [как раз] в 1930-е годы при Сталине. [...]

Сталинцы рассматривали церковь как конкурирующую организацию. Она самим существованием напоминала советским гражданам, что когда-то, до революции, существовала и другая система человеческих отношений.

Кирилл Александров

Немногие остававшиеся на свободе священнослужители заявляли иностранцам, что Советский Союз соблюдает права верующих, и их репрессированные товарищи якобы пострадали за политические преступления. Фактически руководивший церковью с 1927 года московский митрополит Сергий (Страгородский) неизменно отрицал любые нарушения свободы совести в СССР и сохранял абсолютную лояльность к атеистическому государству.

Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано.

Иосиф Сталин

В конце 1930-х годов накал антиправославных гонений в СССР постепенно спал. Но ни о каком «примирении» не шло и речи. Просто Сталин и его окружение посчитали целесообразным сохранить остатки РПЦ — как не представляющие опасности, но потенциально полезные для внешней политики.

Современные патриоты объясняют церковный поворот 1943 года мнимой тайной набожностью Сталина, но в действительности его обусловили внешние соображения

Сюжет «Марии» удачно вписывается в любимый современными российскими государственниками нарратив. Согласно ему, лично Сталин — в отличие от Владимира Ленина, Льва Троцкого или Николая Бухарина — никогда не был безбожником, и антирелигиозные гонения 1930-х годов спровоцировали его некие недруги внутри системы. А с началом Великой Отечественной войны глава государства якобы нашёл пути вернуть церкви её доброе имя.

Сталин действительно высказывался насчёт религии реже других партийных вождей, но то, что он говорил, ничем не отличалось от большевистского мейнстрима.

Чувства голода, интересы голода противопоставили религиозным стремлениям попов. Это была ловкая постановка вопроса. Выходит, не против по теоретическим соображениям на попов пошли, а на основе голода, неурожая в стране. Драгоценности в церкви — дайте их, накормим людей. И против этого крыть нечем, возражать нечего, даже самому верующему человеку.

Иосиф Сталин

Советский поворот в церковной политике спровоцировала не столько сама война против нацистской Германии, сколько необходимость наводить мосты с новыми союзниками. Президент США Франклин Рузвельт ставил одним из условий американской помощи для СССР сворачивание внутри страны гонений на церковь и обеспечение реальной свободы совести.

Франклин Рузвельт (в центре) на Ялтинской конференции с Уинстоном Черчиллем и Иосифом Сталиным, 9 февраля 1945 года Фото из Национального архива США

Политик отчасти руководствовался прагматическими соображениями. Он хотел убедить оппозицию из Республиканской партии, что СССР — это не фанатичные коммунисты, и с ними можно сотрудничать ради победы над общим врагом. При этом сам Рузвельт был набожным протестантом, хотя и не афишировал свою религиозность.

Религиозность Рузвельта была самой мощной и самой загадочной силой, жившей в нём.

Роберт Шервуд

В сентябре 1941 года пожелания своего президента передал прилетавший в Москву заместитель государственного секретаря Уильям Гарриман. Речь шла об отказе от прежнего официального атеизма и уступках для церкви и верующих. Советская сторона вначале посчитала, что их американские визави требуют формального результата, и можно отделаться ничего не значащими декларациями.

Советские детдомовцы читают газету «Безбожник». Муром, 1930-е годы Фото неизвестного автора

В 1942 году в СССР под редакцией киевского митрополита Николая (Ярушевича) выпустили книгу «Правда о религии в России». Авторы издания, переведённого на несколько иностранных языков, убеждали, что в государстве полностью соблюдаются все права верующих. Стыдный момент состоял в том, что часть тиража отпечатали на типографии советского Союза воинствующих безбожников: его гриф по недосмотру ответственных так и остался на многих экземплярах.

[Нарком иностранных дел Вячеслав] Молотов сказал мне, как в СССР все уважают Рузвельта. В какой-то момент он поинтересовался, действительно ли наш президент, такой умный, интеллигентный человек, так религиозен, как кажется, или же это делается в политических целях?

Уильям Гарриман

Выпуск «Правды о религии» и заявления в соответствующем духе официальных лиц СССР не убедили Рузвельта в искренности новых союзников. Дипломатическое давление американцев продолжалось, и в 1943 году, перед Тегеранской конференцией, Сталин пошёл на немыслимый ранее шаг: РПЦ восстановили как единую административную структуру с полноценным патриархом во главе. Дело в том, что после смерти Тихона (Беллавина) советские власти не давали духовенству выбрать нового патриарха, и Сергий (Страгородский) считался лишь местоблюстителем.

8 сентября 1943 года в Москве для выборов патриарха собрались 19 переживших репрессии епископов. Большинство из них перед мероприятием спешно освободили из лагерей и мест ссылок. Руководить церковью они предсказуемо выбрали митрополита Сергия. Сталин лично пообещал новому патриарху, что нужных тому служителей немедленно вернут в Москву, где бы они не находились. Но когда Сергий сформировал список из 26 имён, выяснилось, что 25 из них — уже расстреляны или умерли в лагерях.

Епископы Русской церкви во главе с Сергием (Страгородским; сидит третьим слева), 8 сентября 1943 года Фото неизвестного автора

Для усиления эффекта церкви вернули часть отнятых раньше храмов, монастырей и учебных заведений. Зимой 1945 года режим позволил РПЦ провести в Москве поместный собор с участием епископов, священников, мирян, представителей балканских и ближневосточных православных церквей. В присутствии иностранных журналистов и дипломатов собравшиеся приняли Положение об управлении, признаваемый государством официальный устав. Теперь западные союзники не могли поспорить, что речь идёт о реальных делах.

Есть несколько версий встречи Матроны Московской со Сталиным: церковь не признала ни одну из них официально достоверной

Только в 1943-1945 годах религиозную политику в СССР пересмотрели ради решения прикладных, прежде всего внешнеполитических задач. В 1941 году, когда происходит действие «Марии» о допустимости уступок церкви ещё не шло и речи. А частные встречи государственных деятелей с религиозными подвижниками или использование церковных реликвий оставались невозможными до самого конца Советского Союза.

Верующие у могилы Матроны на московском Даниловском кладбище, 2010 год Фото Александра Савина

Как раз в Перестройку среди православных верующих и появилась легенда, что Сталин во время войны встречался с Матроной Никоновой, будущей святой Матроной Московской. Якобы знавшие её люди утверждали, что советский лидер сам приезжал к женщине за советом. Сюжет популяризировала православный публицист Зинаида Жданова, автор первой биографии Матроны.

Матрона Московская (Матрона Никонова; 1881-1952) — православная святая. Будучи слепой от рождения, она, по преданию, умела видеть будущее и исцелять болезни.

Есть несколько вариантов этого апокрифического рандеву. Самый популярный гласит, что Сталин приезжал к Матроне в октябре 1941 года, в некий дом на Сокольниках. Руководитель государства пребывал в смятении из-за немецкого наступления на столицу, раздумывал об эвакуации. Матрона его успокоила: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства ты один не выедешь из Москвы». Обязательным условием военной победы Матрона назвала облёт Москвы авиатранспортом с иконой Богородицы на борту.

Жители Москвы покидают своим дома, октябрь 1941 года Фото неизвестного автора

Авторы разных версий приводят разные обстоятельства встречи. Меняется и её конкретное место, и дата беседы. Существуют предположения, что «на самом деле» Сталин приезжал к Матроне осенью 1942 года уже перед Сталинградской битвой или таких бесед было несколько.

Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней [Матроне] Сталина. Она была гонимой, в любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой её смерти. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред.

Иов (Гумеров)

Нет никаких свидетельств того, что глава СССР хоть что-то знал о престарелой провидице и тем более — ездил к ней в гости. Сторонники гипотезы о встрече обычно парируют это тем, что «в то время» оставлять записи о таком даже аппарату Сталина было нельзя.

В 1997-2003 годах РПЦ канонизировала Матрону: сначала как местную московскую святую, затем — для общего почитания. Авторы официального жития Матроны не включили в повествование никаких связанных со Сталиным эпизодов. Но часть верующих продолжает считать, что святая и политик действительно были лично знакомы. В 2008 году настоятель одного из санкт-петербургских храмов даже инициировал написание иконы «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина».

[Легенда о встрече Матроны и Сталина] — это типично фольклорное представление о добром царе, которого обманывают коварные чиновники. Его авторы приходят к компромиссу: осуждают Сталина за репрессии, но оправдывают за то, что он «не покинул Москву» и выиграл войну.

А Матрона [в этом сюжете] ведёт себя как традиционная деревенская «знающая», которая может при помощи специальных молитв или заговоров обеспечить доступ к властям.

Александр Панченко

Облёт Москвы с иконой 8 декабря 1941 года — такой же сомнительный сюжет, не выдерживающий даже поверхностного фактчекинга

Столь же мифичен рассказ про воздушный облёт советской столицы с иконой перед началом Московской битвы. Он появился в то же время, что и сюжет со встречей Сталина и Матроны — в конце 1980-х годов. Писатель Николай Блохин утверждал, что 8 декабря 1941 года военные лётчики облетели Москву с иконой Богородицы. Об этом автору ещё в детстве рассказывал отец, якобы близко знакомый с высшими офицерами советских ВВС.

Александр Голованов

В оригинальном блохинском рассказе Матрона Московская никак не упомянута. Сталин здесь лично приказывает будущему маршалу авиации Александру Голованову облететь Москву на авиатранспорте «Дуглас»: в метель посреди морозов с реликвией на борту. Но со временем два спорных сюжета в причудливом нарративе слились воедино: глава государства даёт необычное задание лётчикам, потому что ему так посоветовала святая.

Легенда о декабрьском облёте полна ещё бóльшими несостыковками, чем рассказ о беседе Сталина с Матроной. Блохин писал, что на борт взяли Тихвинскую икону Богородицы — старинный образ, известный с конца 14 века. Но в ноябре 1941 года Тихвин заняли немцы. Реликвию затем вывезли на запад. Только в 1990-х годах зарубежное духовенство вернуло Тихвинскую икону в Россию.

Сюжет «Марии» как бы примиряет рассказ Блохина с реальностью: для облёта Москвы используют икону именно с оккупированной территории СССР.

Голованов же в декабре 1941 года получил звание генерал-майора и командовал целой воздушной дивизией. Командиров такого ранга обычно уже не допускали к полётам. Также Блохин называет Голованова другом младшего сына Сталина, Василия, хотя в действительности они открыто враждовали между собой.

Американский транспортный самолёт «Дуглас». Во время войны их поставляли по ленд-лизу в СССР Фото airpages.ru

Странным рассказ Блохина выглядит и с точки зрения воздушных правил безопасности. Сталин почему-то отдаёт приказ подняться в воздух именно в нелётную погоду, ссылаясь на православного святого: «Варлаам Хутынский, как уже устраивал, так ещё устроит». А Голованов по непонятным причинам оставляет других членов экипажа на земле и пилотирует самолёт в одиночку — в нарушение всех норм.

Варлаам Хутынский — живший в 12 веке православный святой из Великого Новгорода. Верующие приписывают ему многие чудеса, в том числе умягчение зимних морозов.

Повествование содержит ещё несколько крайне спорных и неубедительных деталей, заставляющих сомневаться в истинности описанного автором.

Не было облёта с Тихвинской иконой вокруг Москвы 8 декабря 1941 года. Не собирался Сталин давать свободу церкви. Не верил Сталин в Бога. И дал он небольшую свободу православной церкви лишь после долгого двухлетнего давления союзников.

Николай Савченко
* * *

История России в 20 веке полна противоречивыми и трагическими событиями. Фильм «Мария: спасти Москву» — пример их самого простого преодоления. Разные пласты прошлого, которые сейчас принято считать благом, искусственно укладываются вместе, и гонитель церкви Сталин оказывается её благодетелем и тайным верующим.

Но у Сталина же кровь с клыков не капала. У него были и какие-то человеческие проявления.

В житии святой Матроны вымарали то, что Сталин к ней приходил. У каждого своя политика. У церкви — одна, у историков —- другая, а в Храме Вооружённых Сил в Кубинке есть мозаика с изображением самолёта, священника с иконой и военных.

Вера Сторожева

Те факты, что не вписываются в картинку «идеального прошлого», отбрасываются: вроде роли США и лично президента Рузвельта в ослаблении советских гонений на церковь. С большой вероятностью такой подход ведёт к эклектике, замене реальных фактов на искусственные конструкты.

СССР — страна свободы антирелигиозной пропаганды, страна могучего роста и распространения идей воинствующего атеизма.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#ссср #сталин #разборы #лигаавторов #кино #культура