Истории
Сергей Звезда

Стендап стал главным комедийным жанром в России. Он уже захватил интернет и начал менять телевидение

От отечественной стендап-комедии уже не скрыться: она на YouTube, в подкастах, на федеральных телеканалах и в клубах.

Стендап-комик Владимир Бухаров  Фото Stand Up Club #1

К началу 2019 года практически никому в России уже не нужно объяснять, что такое стендап. Возможно, самый доступный комедийный жанр, который ещё 10 лет назад воспринимался в стране как диковинный, окончательно закрепился в рунете, а на телевидении дорос до прайм-тайма на Первом канале.

Суперзвёзды в новом российском стендапе пока не появились, но более-менее регулярными концертами обзавелись даже малоизвестные артисты. Первые стендап-клубы — места, которые делают ставку именно на комедию — зарекомендовали себя и позволили владельцам зарабатывать. И хотя за 2018 год российский юмор резко эволюционировал, он пока отыскал далеко не всю свою аудиторию.

YouTube как главная платформа российского стендапа и ТВ как побочный вариант

Русскоязычные комики, не ставшие постоянными резидентами проектов на ТНТ, практически всем обязаны YouTube. Причины вполне традиционные: отсутствие рамок в плане выбора тем и подачи, а также ощущение независимости.

Если несколько лет назад ТНТ считался чуть ли не единственным возможным карьерным лифтом, то сейчас количество альтернатив, по мнению комиков, выросло в разы.

Ребята, которые вообще нигде не светились, начали делать свои блоги на YouTube, рассказывать в пабликах во «ВКонтакте», как они занимаются стендапом. На них обычные люди подписываются.

По 500 человек в пабликах следят, как какой-то неизвестный комик ходит по открытым микрофонам и потом пишет фидбек. Например, есть паблик «Пишу сольник для Netflix», где комик Егор Александров рассказывает почти о каждом своём дне.

Идрак Мирзализаде

То, что российский YouTube превратился в телевизор, отразилось и на стендапе. Комики создали нечтое близкое к программе передач, в которой спешл Данилы Поперечного (критикуемый частью коллег) забрался в топ-10 по просмотрам за год.

Одним из самых известных YouTube-проектов за пределами индустрии стал «Порараз Бирацца» от московского Stand Up Club №1 — его можно назвать неиспорченным «Прожекторперисхилтоном». Но авторы не считают этот интернет-проект главным для команды и приводят в пример другие, в том числе «Стендап Комиков» и «Шоу историй». Тем не менее в 2018 году именно «Порараз Бирацца» оказался на пике, проведя первый платный офлайн-выпуск.

Тем удивительнее, что самый известный проект Stand Up Club №1 до сих пор ищет идеальную конструкцию. В 2018 году в отдельное шоу откололась сверхуспешная рубрика «Женский взгляд», а в 2019-м «Порараз Бирацца» обещает вернуться с изменениями в формате.

Стендап-проекты на YouTube нечасто бывают долгожителями вроде «Порараз Бирацца» и умирают почти так же часто, как и рождаются, благо на эксперименты с аудиторией не требуются относительно большие бюджеты. Яркие проекты стендап-клуба «Вечер вечер» и «Вечерний перископ» закрылись относительно быстро.

Скорость, с которой в интернете можно тестировать новые форматы, породила огромное их количество, и российский стендап вышел за рамки обычных монологов. Комики самостоятельно снимают версии федеральных и региональных новостей. Те, кто хочет попробовать себя в этой сфере, могут ориентироваться на поездки опытных комиков в другие страны.

Для зрителей, готовых к любому уровню юмора, есть записи открытых микрофонов (своего рода «черновиков» выступлений). Авторы многочисленных шоу с интервью всё чаще приглашают комиков или уже даже специализируются на стендапе. Если артистам надоедают «профессиональные» интервьюеры, то они запускают подкасты сами.

Стендап-комики придумали постироничный формат новогоднего шоу на год раньше «Вечернего Урганта». Ещё в 2017 году Stand-Up Club №1 «на коленке» сделал «огонёк» с группами «Дюна» и ПМ, Михаилом Гребенщиковым и песней «Донбасс».

Благодаря этому в декабре 2018 года шоу Ивана Урганта с молодыми музыкантами и песнями из 90-х смотрелось несколько вторично. Но и YouTube не остановился: комики готовят новые пародии на «огоньки» (которые вполне можно показать по ТВ) или собирают специальные праздничные выпуски.

Стендап-комики стали регулярными героями YouTube-шоу, которые олицетворяют альтернативное ТВ. Запущенный Ириной Чесноковой с ТНТ «Бар в большом городе» посещает Данила Поперечный, а Юрий Дудь находит «новый русский юмор» в Илье Соболеве — резиденте Comedy Club, перезапустившем карьеру с помощью YouTube. СМИ уже не повторяют читателям, что такое российский стендап, а на конкретных примерах объясняют, из чего он сделан и в чём состоит его колорит.

Российский стендап стал качественнее. Ещё пять-шесть лет назад мы ориентировались на западных комиков — английских, австралийских, американских, мы вдохновлялись ими. А сейчас мы всё больше пытаются искать своё видение, свою точку зрения. Я наблюдаю, что все ищут свою форму комедии, мне это очень нравится.

Тимур Каргинов

На федеральном ТВ стендап долгое время жил только в пределах ТНТ. Но и там, несмотря на успех Stand Up от Руслана Белого и Юлии Ахмедовой, годами делали ставку на консервативный формат Comedy Club. В 2018 году стендап окончательно стал самым обсуждаемым продуктом телеканала: Руслан Белый снял концерты в 14 городах, «Открытый микрофон» провёл третий сезон, в эфире закрепилась «Студия СОЮЗ» — и не без помощи комиков.

Одну из самых заметных передач года запустил «дочерний» ТНТ4 — речь идёт о «Прожарке», где высмеивают приглашённую знаменитость. Оригинальный формат уже пытались перенести в российские реалии (получалось как провально, так и удачно), но кое-что в нём изменилось. «Прожарка» от ТНТ4 впервые привела на ТВ андеграундных молодых комиков, а порой чересчур серьёзные знаменитости всё-таки научились смеяться над собой.

Короткие стендап-фрагменты появились в «Вечернем Урганте» впервые за всю историю шоу. «Это программа на большую аудиторию, на аудиторию, которая не знает, что такое стендап», — руководствовались в Stand Up Club №1 перед походом на телевизор. Из монолога Артура Чапаряна убрали блоки про национализм и смерть, а Идрак Мирзализаде попал под критику из-за замаскированного политического лозунга.

«Когда тебя зовут в „Ургант“, тебе волей-неволей становится приятно, каким бы ты андеграундным не был. Для тебя это такая галочка», — объяснил TJ сооснователь StandUp Store Moscow Тимур Каргинов. При этом, по его словам, Первый канал важен для стендап-комиков лишь в плане упоминания, но сомнителен в качестве площадки из-за цензуры.

Свобода шутить про политику и о социальных проблемах — это одна из «вечных» тем для обсуждения среди любителей российского стендапа. Отечественных комиков упрекают в трусости по сравнению с англоязычными коллегами. Артисты, очевидно, замечают такие настроения зрителей, но чаще всего не придают им большого значения. «Шутки про политику — это классно в теории, но на практике получается грубо. Ты либо угождаешь либеральной, либо лояльной к власти общественности», — отмечает Каргинов.

Естественно, что темы [в России и США] разные, учитывая, что страны разные. У них есть общество, которое дышит одними темами и находится в одном информационном поле. Там гражданское общество. А у нас общество, которое не общество вовсе.

У нас политические темы не так интересны, потому что в стране нет политической жизни. Как можно говорить о политике? В целом политики нет в воздухе. Она есть только там, где власть. Мы на другие темы шутим, потому что общество у нас совсем другое. И хочет оно другое. И ты сам живёшь в совсем другом мире.

Идрак Мирзализаде

Стендап-клубы только запустились, но уже оправдывают старания

Зачастую стендап-комики выступают, где придётся — главное, чтобы была сцена, микрофон и табуретка для бокала и листочка с тезисами. Только в Москве есть тематические места: Stand Up Club №1 на Новом Арбате и StandUp Store Moscow на Петровке. Первый работает с июля 2016 года, второй — c октября 2017 года. В отличие от обычных кафе и клубов, эти два ставят во главу угла именно выступления комиков.

«Начало было грандиозным, денег вкладывали много, а потом многие инвесторы отвалились, потому что не особо знали, что такое стендап. Первый год в стендап-клубе был очень сложным», — рассказал TJ креативный продюсер Stand Up Club №1 Идрак Мирзализаде. По его словам, клуб наладил работу и стал получать стабильные аншлаги на концертах только год назад.

За четыре дня в неделю в Stand Up Club №1 бывают в среднем четыре платных шоу, а остальные бесплатны. По словам Мирзализаде, этого достаточно, чтобы клуб зарабатывал. «У нас не бизнес-подход, к сожалению. Мы не умеем просчитывать, что будет окупаться, а что — нет. Нет такого, что мы умеем привлекать к каждому проекту спонсоров», — признался он. На бумаге обязательств перед друг другом у членов команды нет.

Опыта участникам Stand Up Club №1 не хватает «во всём», в том числе в выступлениях и организации, признался Мирзализаде. Самым главным итогом 2018 года креативный продюсер клуба назвал выход гастролей комиков на новый уровень.

2018 год можно назвать годом туров, потому что наши комики начали ездить в туры с конкретными программами и собирать аудиторию. Независимые туры, которые комики делали своими силами. Было много организационных косяков, но в итоге люди приходили.

Идрак Мирзализаде

2018 год стал первым полным годом жизни StandUp Store Moscow, который основали стендап-комики Руслан Белый, Юлия Ахмедова и Тимур Каргинов. С начала осеннего сезона в StandUp Store Moscow ежедневно проходили в среднем по два шоу, и в большинстве случаев они сопровождались полными залами.

В организации шоу StandUp Store Moscow участвует около 25-30 человек, включая персонал. Примерно 80% сотрудников работает в клубе с момента запуска. «Мы очень долго учили персонал работать в системе комедийного клуба, потому что это было чем-то новым. Например, тому, что работа официанта должна быть невидимой, они должны быть как ниндзя», — отмечает Каргинов. Клубу только предстоит окупиться, но он уже начал «отбивать» вложенные средства.

У нас не было никакого открытия, никаких анонсов. Мы не заказывали статьи ни на каких порталах, а просто начали работать. Главная задача была в том, чтобы зритель выходил и говорил, как круто. То есть сделали ставку на сарафанное радио. И нам это удалось. 2018 год, особенно с августа по декабрь, очень хорошо прошёл.

Тимур Каргинов

Крупнейший российский стендап-фестиваль «Панчлайн», который состоялся летом 2018 года, провели в StandUp Store Moscow, Stand Up Club №1 и в 13 московских барах. Главный хедлайнер, как на первых российских музыкальных премиях, приехал из-за рубежа — это американский комик Годфри. То, что фестиваль без людей из телевизора посетили 25 тысяч человек, только доказало независимость индустрии.

Переводы западных комиков в эпоху Netflix

Российский стендап не может не оглядываться на мировой — это видно хотя бы по особенно острой реакции комиков на плагиат. То ли потому что у россиян не всё гладко с английским языком, то ли потому что легально и комфортно посмотреть западные шоу можно не всегда, но любительские переводы остаются живы и сейчас.

Особняком стоят близкие по аудитории проекты Rumble и AllStandUp — и это несмотря на растущую экспансию Netflix, который теперь выпускает свои главные «спешлы» сразу с русскими субтитрами. Но на сайте онлайн-кинотеатра, разумеется, есть не всё, в отличие от видеораздела «ВКонтакте».

Когда TJ спросил главу AllStandUp Андрея Танасенко о доходах от переводов западных концертов, тот рассмеялся: «Мы не зарабатываем. Мы делаем это для того, чтобы популяризировать стендап — и чтобы я как человек, плохо знающий английский язык, мог этот стендап смотреть».

Характерный пример перевода — спешл Дрю Майкла: это один из самых важных концертов для зрителя за 2018 год по мнению руководителя AllStandUp: «Каждый молодой комик-одиночка начинает этим заниматься лишь для “неё”, и данный спешл — квинтэссенция того, как молодые комики разбиваются о реальность стендап-комедии». Главная фраза: «Ты придумал извилистый путь, лишь бы не меняться».

В команде AllStandUp семь человек, включая Танасенко. Все они из разных городов, от Москвы и Петербурга до Астаны и Тбилиси. У каждого как минимум есть ещё одно занятие или работа: преподаватель английского, два переводчика, медик, стендап-комик и копирайтер, бьюти-блогер. Сам Андрей — инженер-программист.

Все в команде, кроме меня, знают английский. Так как они могут спокойно всё смотреть в оригинале, у них нет особой мотивации сесть в премьерную дату выхода нового зарубежного стендап-концерта и начинать переводить.

Но так как я очень сильно хочу посмотреть этот новый концерт или ролик, я начинаю «трусить» каждого переводчика, чтобы они начали делать перевод. Если перевод сложный, обращаюсь к спонсорам или участникам группы. Если перевод не тяжёлый, то всё делается на энтузиазме и моём капаньи на мозг со словами «Я хочу понять, чё в ролике, или уволю!».

Андрей Танасенко

Поиск спонсора для перевода англоязычного концерта — это важная часть работы подобных сообществ. Обычно под каждый проект объявляется отдельный сбор средств, полная сумма покрывается небольшими платежами. Порой работу полностью или частично оплачивает кто-то из известных комиков, например, Данила Поперечный или Илья Соболев.

В AllStandUp платят в среднем по 100-150 рублей за минуту перевода. Танасенко также берёт 500 рублей на создание субтитров, которые называет «самыми качественными по таймингу в мире». Сообщество публикует рекламу, но редко и только на тему индустрии — но чаще всего, даже она безвозмездна, поскольку «все друг друга знают лично».

Стендап сильно вырос, но не лишился проблем

За 2018 год наметилось несколько новых трендов и изменений в интересах российской аудитории, на которые обращает внимание Танасенко.

  • «Эгоистичный» стендап, обозначающий проблему самоидентификации. Один из представителей — Дэниел Слосс, про которого писали, что он якобы разрушил тысячи пар. «Если раньше комики шутили над общими проблемами населения и государства (Ленни Брюс, Джордж Карлин), а потом смеялись над собой (Луи Си Кей), то сейчас я вижу тренд самоопределения в нашем обществе»;
  • Сопротивление стендапа старой формации — на примере последнего спешла Стюарта Ли: «Этот концерт я считаю антиподом Слосса. Скажем так, это битва поколений, когда один говорит о великом для всего общества, а другой — о познании себя не через призму общества, а убирая общество из этого уравнения»;
  • Бум женских стендап-концертов — от Морган Мёрфи (по мнению AllStandUp, самого значимого женского шоу за год) до Элайзы Шлезингер и знакового возвращения Эллен Дедженерес: «Если раньше примерно 80% аудитории считало, что женский стендап — это ***** [фигня], то сейчас так считает лишь примерно 30% аудитории. И я этим тоже очень горжусь»;
  • Изменение отношения к русским комикам: «В прошлом году любой пост о русском стендапе означал отписки и кучу фекалий в комментариях. Сейчас русский стендап любят».

К отечественному стендапу стали относиться по-другому и потому, что он быстрыми темпами сократил отставание от западного. То есть тезисы от AllStandUp с авансом применимы к России. О самоопределении часто рассуждает Сергей Орлов, удачных женских выступлений становится всё больше, например, благодаря Ярославе Тринадцатко, Вере Котельниковой и Елене Новиковой, а проблемы в обществе доступным для широкого зрителя образом поднимают Нурлан Сабуров и Данила Поперечный.

Российский стендап уже прочно обосновался в интернете и, не особо задумываясь о цензуре, идёт на ТВ. Отечественная аудитория также меняется, но пока всё же не всегда принимает своих комиков.

Раньше я к зрителю относился так, что какие-то все старпёры, которые хотят услышать шутки, которые уже слышали. Не в буквальном смысле, а в плане формулировок и тем.

Но потом я понял, что абсолютно всё зависит от комика. И если зритель был такой, значит, я не смог его перенаправить на другую волну.

И зритель тоже развивается, зритель знакомится с этим жанром. У нас на бесплатные шоу приходят люди, которые в целом смотрят западный стендап. То есть у них нет в голове правил, как должно быть в юморе. Они хотят расслабиться и получить удовольствие. И таких людей становится всё больше.

Идрак Мирзализаде

Часто бывало такое, когда приходишь на открытый микрофон и просто умираешь со смеху от шуток, но никто, кроме тебя, даже не улыбается, потому что они даже не представляют, что может быть что-то отличное от канона «сетап-панчлайн».

Русскому стендапу хватает всего, кроме понимания аудитории. Аудитории, которая приходит на стендап, [понимает] что такое стендап и принимает тот факт, что стендап бывает многогранный. Это главная проблема.

Андрей Танасенко

#разборы #стендап #тв #интервью