Истории
Роман Персианинов

«Вы-жившие»: история создания первого российского комикса о жертвах ГУЛАГа

TJ пообщался с авторами проекта, которые хотят рассказать молодому поколению о трагедии советских трудовых лагерей.

В 1943 году жительницу оккупированного Красноармейска (нынешний Покровск) Елену Маркову попросили о помощи — устроиться на биржу труда и раздобыть поддельные документы для скрывавшихся красноармейцев. У неё получилось, благодаря чему она спасла многих советских солдат. Через год Красноармейск отбили, но вместо благодарности власти арестовали 20-летнюю девушку как фашистскую пособницу и приговорили к 15 годам каторги в Воркутинском лагере.

Там она работала на угольных шахтах, а позже её определили воспитательницей в бараки, где содержались дети осуждённых. Они родились и росли в лагерях, а их единственным окном в мир были книги. «С их помощью они как бы перешагнули колючую проволоку», — говорила Маркова.

Её воспоминания, а также истории трёх других жертв массовых репрессий, стали основой для комиксного сборника «Вы-жившие», вышедшего в электронном виде в марте 2019 года. За его созданием стоит Музей истории ГУЛАГа и агентство BBDO Moscow. Главная цель проекта — познакомить молодое поколение с советской трагедией в форме визуального искусства.

В проект включили истории четырёх человек, которые в разные годы попали в исправительные лагеря, существовавшие с 1929 по 1956 годы. Кто-то, подобно Марковой, пережил зверские условия и вернулся домой, а кто-то стал одним из множества погибших. Суммарно за 27 лет существования в ГУЛАГе умерли больше двух миллионов человек, говорится в статистике, приведённой в комиксе.

«Каждая история завершается цифрами. Мы переходим от одного человека к масштабу всей страны, подчёркивая индивидуальность истории», — говорит креативный директор агентства BBDO Moscow Сергей Кожевников. В июне 2018 года к его команде обратились из Музея истории ГУЛАГа с просьбой найти новый подход для осмысления темы исправительных лагерей, адаптированный для молодых людей.

«Были [предложения], к которым мы ещё вернёмся. Например, к рекламе, вирусным роликам и прочему. Но комикс был блестящей идеей и подходом», — вспоминает директор Музея Роман Романов. Когда идея только прозвучала, сотрудники учреждения сомневались, полагая, что их могут обвинить в неэтичности за попытку раскрыть столь сложную тему в комиксах. Но авторы попробовали.

Есть люди, которые спорят, много это или мало — 700 тысяч расстрелянных (имеется в виду официальная цифра по числу убитых в сталинские репрессии — прим. TJ). С одной стороны, это безумие, а с другой стороны человек не понимает, о чём говорит. Он оперирует цифрами, как калькулятор. Чтобы проникнуться и понять масштабы трагедии, нужно вести рассказ от первого лица и о судьбе конкретного человека.

Роман Романов

В декабре 2018 года в музее открыли экспозицию «ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны», цель которой и заключается в рассказе судеб отдельных жертв. Комикс, по замыслу авторов, станет одним из мостиков к этой экспозиции — для этого внутри произведения разместили ссылки на YouTube-ролики, где бывшие узники делятся деталями своей судьбы. Всё это часть глобальной цели музея, которую Романов описывает так: «Чтобы о том, что произошло [в ГУЛАГе], знал каждый гражданин России и мира».

Старая трагедия в новой форме

Тема главных невзгод 20-го века поднимается в комиксах давно. Наиболее известным стал «Маус» Арта Шпигельмена, повествующий о жизни польского еврея, пережившего Холокост. В 1992 году произведение получило Пулитцеровскую премию, и до сих пор ни один другой графический роман не сумел этого повторить. Однако ни он, ни другие работы по схожей теме изначально не попали в поле зрения авторов «Вы-живших».

По словам Кожевникова, в поисках вдохновения для первого российского комикса на тему ГУЛАГа они начали с простого изучения интернета. Там авторы наткнулись на иллюстрации тюремного надзирателя Данцига Балдаева — он родился в 1925 году и много лет изучал тюремный фольклор, в том числе ГУЛАГа. Одним из его самых известных произведений стал сборник рисунков пыток и жестокости в советских лагерях.

«Непонятно происхождение этих иллюстраций и их достоверность, но они натолкнули нас на комикс. У нас стояла не задача показать все ужасы тюремной жизни и напугать аудиторию, а просветительская цель», — говорит Кожевников. Бюджет на это составил 270 тысяч рублей, которые собрали краудфандингом на Planeta.ru. Сбор продолжался с октября по декабрь 2018 года, но к тому времени работа над проектом шла почти полгода.

Авторы отобрали четыре истории, которые, как они решили, удачнее привлекут внимание читателей, и на их основе подготовили сценарий комикса. Кожевников отбирал художников со своим наработанным стилем, чтобы каждая история получила индивидуальный образ. Он также формулировал изначальную идею комикса, а параллельно занимался раскадровкой сцен.

Есть длинный рассказ героя, из которого надо скомпилировать и передать в сжатом виде с помощью визуальных образов драматичную историю. Я выбираю из общей истории ключевые и поворотные моменты, после чего разбрасываю раскадровку истории по страницам. Потом привязываю текст — где-то более подробно, где-то более метафорично.

Сергей Кожевников

Раскадровка — это важный этап при производстве кино, рекламы, клипов, которое подразумевает создание покадровых зарисовок сценария произведения. При создании «Вы-жившие» эта работа лежала на Кожевникове, но в команде проекта находился другой специалист этой сферы — Дмитрий Осетров. Он начал работу в 1990-х годах, когда рынок только зарождался, и за последующие годы делал раскадровку клипов «Тату», а позже — «9 роты» и «Сталинграда» Фёдора Бондарчука.

В сборнике новелл о ГУЛАГе Осетров взял на себя историю «Остаться человеком» о юной Елене Марковой. Другими иллюстраторами проекта выступили Анастасия Данилова, София Еловикова и Константин Чирков. Их работа по отрисовке началась в декабре 2018 года, а завершилась примерно через полтора-два месяца.

По словам Осетрова, комиксы и раскадровка — это очень близкие по смыслу вещи, поэтому работа давалась ему в удовольствие. В 1992 году он вместе с другом сам создавал комиксы — это были сюжеты о Конане-Варваре и Фредди Крюгере, выпущенные тиражом в 50 тысяч. Все они продались, но автор ничего не заработал. Тем не менее он уверен, что в нынешнее время через комиксы можно раскрывать сложные российские темы.

Это (работа над комиксами — прим. TJ) должна быть не игра, а серьёзная тема, которую следует воспроизводить без дураков. Должно быть очень серьёзное отношение. Ещё нужно, чтобы люди материально за это получали, потому что в это вкладывается очень много труда и сил.
Художник одновременно должен быть и режиссёром. У тебя должен быть режиссёрский и киношный отработанный профессиональный взгляд.

Дмитрий Осетров

Планы на печатную версию и глобальная цель комикса

Романов познакомился с темой ГУЛАГа ещё в детстве, хотя понял это лишь годы спустя. Когда он был маленьким, на лестничной клетке в его доме жил пожилой мужчина. Он казался странным, летом ходил в валенках и в целом отличался от ровесников, но Романов с ним подружился. Тот рассказывал ему про историю и обещал подарить свой чемодан, когда мальчик вырастет.

Годы спустя, уже работая в музее, Романов вспомнил слова мужчины, нашёл его дочку и рассказал ей ту историю. Дедушка давно умер, а его квартиру и все вещи продали. Кроме того чемодана, который тот хранил как ценность. Его привезли в музей и нашли там подборки советских газет и дневники мужчины о годах, проведённых в ГУЛАГе.

Роман Романов на открытии экспозиции «ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны» Фото Музея истории ГУЛАГа

«Я был потрясён, что ГУЛАГ находится рядом, а мы можем этого не замечать и не знать», — говорит Романов. По его словам, людей, испытавших тягости лагерей, становится всё меньше, но их воспоминания следует передавать между поколениями. «Есть огромное количество людей, которые ждут бумажную версию. Я думаю, что другие художники увидят и тоже обратятся к теме, используя эту форму».

В ноябре 2018 года 23-летний депутат КПРФ Андрей Пирожков назвал ГУЛАГ «хорошей вещью» и преимуществом СССР в сравнении с Россией. По мнению молодого человека, идею трудовых лагерей следует перенять, исключив жестокость и беззаконие.

Пока авторы договариваются с книжными сетями о продаже печатной версии комикса, а его экземпляры запросили городские библиотеки. Печать первой тысячи копий взял на себя музей, но цена пока не уточняется. Презентовать книгу авторы планируют в мае, сейчас BBDO распространяет информацию о выходе «Вы-жившие» по тематическим каналам, включая книжные ярмарки и молодёжные сообщества во «ВКонтакте». Если повезёт, считает Романов, комикс станет для подростков входным билетом в историю ГУЛАГа.

Людей, которые прошли через лагеря, или детей, рождённых там, всё меньше и меньше. История покрывается темнотой забвения. После освобождения [из лагерей] люди подписывали договор о неразглашении. Никто не хотел слушать и принимать их, потому что это было опасно. Это настолько рядом с нами. Если мы не предпримем усилий, то знание и опыт могут исчезнуть. Для нас это может обернуться трагедией.

Роман Романов

#комиксы #ссср #россия #лонгриды