Технологии
Анатолий Чиквин

Каким получился Sberportal — «умный» дисплей от «Сбера» с голосовым помощником

Впечатления после двух недель с устройством, которое дороже конкурентов и пока не приспособлено к «жизни» во всех регионах.

В декабре 2020 года «Сбер» открыл продажи своей «умной колонки» Sberportal. В рунете неоднозначно отнеслись к заявленной цене, 29 990 рублей, самый дорогой среди аналогов на российском рынке. «Яндекс.Станция Макс» продаётся за 18 990, а «Капсула» от Mail.ru Group — за 8990 рублей. Неясным до конца оставалось, что готов предложить «Сбер» за такие деньги и оправдает ли колонка все ожидания.

Автор TJ приобрёл Sberportal в рознице и провёл с устройством две недели. Если кратко: есть за что похвалить «умную» колонку от «Сбера» в сравнении с конкурентами, но нашлись и откровенно не удавшиеся вещи.

Безусловно, Sberportal лучше всего подойдёт тем, кто уже находится в экосистеме «Сбера»: пользуется продуктами «Сбербанка» и имеет подписку «Сберпрайм». Это значительно упрощает использование сервисов за счёт единого Сбер ID. Без него работа колонки сопряжена с некоторыми неудобствами.

Что реализовано и понравилось

Видеозвонки

Sberportal от прочих отечественных умных колонок выгодно отличается функцией видеозвонков, что частично оправдывает наличие сенсорного дисплея. Голосовые звонки у «Капсулы» реализованы через аккаунт «ВКонтакте», у «Станции» частично внедрены вызовы через «Яндекс.Мессенджер». Sberportal предлагает звонить, залогинившись через телеграм (и это единственный вариант), что автоматически снимает вопрос контактов и совместимых устройств.

Проблем со связью и качеством изображения не случилось, хотя один из тестовых звонков шёл больше часа. Камера колонки реагирует на положение тела: приближает или удаляет кадр. Вызвать абонента и закончить звонок можно как кликнув по иконке контакта, так и с помощью голосового управления: для этого нужно сказать «Сбер, закончить вызов». Характерно, что Sberportal работает только на громкой связи. Разъёма для наушников в устройстве не предусмотрено, так что приватного разговора, если вы в окружении людей, не получится.

Работа медиасервисов (с замечаниями)

Sberportal предоставляет доступ к онлайн-кинотеатру, музыке, телевидению и радио. В колонке «Сбера» есть как приложения от собственных компаний (стриминговый сервис Okko, музыкальный «СберЗвук»), так и ТВ-сервис «Смотрёшка» и RadioPlayer от партнёров.

Okko и «Сберзвук» входят в пакет подписки «Сберпрайм» — если он уже есть, то дополнительно приобретать ничего не нужно. Неожиданный гость в этой компании — сервис «Смотрёшка» с телевизионными каналами. До сих пор о нём широко не объявляли и в подписку он не входит, но для нового пользователя автоматически включается промо-период на три месяца. Sberportal создаёт новый аккаунт, при этом сервис не запрашивает ни Сбер ID, ни логин от Okko. Перенести его на другое устройство нельзя. Если уже пользовались «Смотрёшкой» раньше, то под своим аккаунтом на Sberportal зайти не получится.

Предполагается, что по окончании промо-периода можно выбрать тарифный план «Смотрёшки», и вот тут-то выясняется, что пакеты для устройств «Сбера» и для всех остальных существенно различаются. Правда, открытие это довольно нетривиальное, чтобы сделать его, нужно походить по ссылкам.

Плейлисты через «СберЗвук» можно включить голосовыми командами. Они различаются в зависимости от того, какого помощника из трёх использовать. Например, на просьбу поставить утреннюю музыку Сбер запустил Barack Obama Summer 2020. Афина включила подборку «Утренний кофе», а Джой — «Детскую музыку». Впрочем, возможно, это не фича, а баг в распознавании, так что этот вопрос нужно изучать дополнительно.

С радиоэфиром от RadioPlayer оказалось проще всего: он не требует никаких аккаунтов и тарифных планов, включает станции как по клику, так и с голоса. О качестве звука каких-то особых выводов делать не приходится, поскольку ни разу не понадобилось включать колонку на полную мощность. Для бытовых сценариев вроде просмотра кино хватает половины громкости.

Отдельно порадовало, что на Sberportal есть голосовое управление для YouTube. В приложении можно залогиниться со своим аккаунтом и с помощью голосового поиска искать и запускать понравившиеся видео. Самый приятный сценарий — смотреть прямые эфиры, не отрываясь от других задач, например, не переключая вкладки на основном устройстве.

Покупка мерча

В Okko на Sberportal реализованы функции распознавания лиц и мерча во время просмотра. В том, что касается актёров, новизны нет — это давно умеет делать, например, «Кинопоиск HD» или Prime Video. А с возможностью купить понравившуюся вещь из кадра до сих пор сталкиваться не приходилось.

Во время стоп-кадра в углу экрана появляется метка. При нажатии пользователь попадает в каталог продукции. Выбрав товар, покупатель открывает страницу с QR-кодом. Отсканировав его со смартфона, попадаешь в интернет-магазин. Это может быть сайт одного из партнёров «Сбера» в зависимости от товара — например, Ozon, Lamoda или Vsemayki.

Что реализовано, но не лучшим образом

Голосовые помощники

«Сбер» внедрил семейство голосовых помощников, снабдив их разными «характерами», но все они, судя по личным ощущениям, сильно уступают «Алисе» от «Яндекса». Та уже научилась распознавать не только прямые команды, но и неполные предложения. Семейство «Салют» пока похвастаться этим не может. Например, они не понимают команды «выключение», а реагируют на слово «отключение».

Если вы смотрели сериал и на следующий день не помните, где остановились, то «Алисе» можно сказать «продолжи показ сериала». Она включит шоу именно там, где вы закончили. Помощники «Салюта» пока этого не могут. Они будут включать видео с начала, произвольно запускать музыку или вообще ничего не сделают.

Неудобно, что запуск фильма удлинён на одну команду по сравнению со Станцией. Например, если «Алисе» сказать включить конкретное кино, то она его сразу запускает. Sberportal сначала откроет страницу этого фильма, и только дополнительной командой его запустит. Со временем от «Салюта» наверняка будет больше толку, а на старте проще кликнуть по иконке, чем дозваться до нужного раздела.

Набор сервисов для Москвы

Одна из примечательных функций в колонке — это «Дуэт», навык, который распространяется через систему SmartMarket. Его отдельно упомянули ещё на презентации «Сбера» в сентябре 2020 года.

Это ассистент, который призван избавить от однообразных простых операций, например, записать в парикмахерскую или забронировать столик в ресторане. В теории пользователь даёт голосовую команду, а «Дуэт» сам звонит и проговаривает ваш запрос.

Нюанс состоит в том, что навык пока работает только в Москве, Подмосковье, Петербурге и Ленинградской области. Автор TJ тестировал Sberportal в Свердловской области — и здесь «Дуэт» совершенно бесполезен.

Заказ еды

Хотя в подписке «Сберпрайм» есть сервис доставки Delivery Club, на Sberportal его нет. Из доступной доставки еды — только «Самокат». Правда, этот сервис работает только в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани, поэтому у автора TJ воспользоваться им также не получилось.

Чуть лучше дело обстоит только у «Капсулы» — по команде она повторяет ваш последний заказ Delivery Club, но и это удаётся сделать не всем. У «Яндекса» дела не лучше: через «Станцию» пока ничего нельзя заказать ни в «Еде», ни в «Лавке».

Умный дом

Sberportal изначально позиционировался как центр «умного дома», который можно создать вокруг него с помощью других девайсов. При том, что «Яндекс» и Mail.ru Group уже давно предлагают подключать пылесосы, чайники, кофеварки и стиральные машины, у «Сбера» пока таких устройств печально мало: пара лампочек и розетка.

Что реализовано откровенно плохо или не сделано вообще

Поиск и новости

Для поиска Sberportal использует Bing — и это неудачное решение. Зачем встраивать аутсайдера рынка в продукт, который по идее призван демонстрировать лидерство в мире высоких технологий, не очень понятно. Даже если на английском Bing ищет сносно, то на русском языке не особо полезен. Сменить поисковик, например, на Google нельзя.

У Sberportal есть блок новостей, которые он берёт с «Ленты.ру». Если кликнуть на новость, то её по умолчанию начинает проговаривать голосовой помощник. Делает он это не очень умело. Можно остановить его и самому читать текст, но это неудобно.

Покупка билетов через приложение S7

Авиакомпания S7 ещё в сентябре 2020 года анонсировала сценарий работы в Sberportal — бронирование перелёта во время просмотра кино в Okko. ИИ, как предполагается, должен распознать место действия фильма и вывести в угол экрана метку с локацией, так же, как в случае с мерчем и актёрами.

Нажимая на метку, пользователь мог бы перейти к оформлению билета. Не выходя из приложения, прямо на экране можно было бы выбрать дату вылета и удобный по времени рейс, после чего оплатить бронирование. Недостаток сценария в том, что он не работает. Никак.

Техподдержка

Техподдержка — едва ли не самое смешное, что есть у колонки от «Сбера», она словно воплощает все надоевшие анекдоты «где карту получали, туда и идите». После взаимодействия с техподдержкой «Яндекс.Станции» привыкаешь, что специалисты ответят везде: им можно написать в чат, мессенджер или на почту.

Техподдержка у Sberportal — это исключительно телефон, причём общий «сберовский» по номеру 900. Попытка написать на электронную почту «СберДевайсов» окончилась ничем: письма вернулись, как при отправке на некорректные адреса.

Про приватность

Вопрос про возможные проблемы с приватностью — один из самых важных при обсуждении достоинств и недостатков «умной» колонки. На презентации пользователи уже обратили внимание, что Sberportal, вероятно, может прослушивать пользователя. Тогда в «СберДевайсах» назвали использованный в презентации приём художественным вымыслом.

Сам «Сбер» в вопросе приватности делает акцент на том, что камеру можно закрыть крышкой, которая идёт в комплекте (в остальное время её можно примагнитить с обратной стороны). Микрофон же можно отключить кнопкой на верхней панели: после нажатия загорается красный индикатор, и голосовые помощники перестают реагировать.

Правда, если так поступить, то и удобство при использовании устройства теряется. Так что пользователю придётся сделать выбор, как и при использовании «Яндекс.Станции», где тоже можно механически отключить микрофон.

Что касается видеозвонков через телеграм, то там, понятное дело, используется оконечное шифрование. Пользователь и его собеседник, как и обычно, могут сравнить появившиеся эмодзи на экране и убедиться, что они совпадают.

Как итог

Насколько целесообразно совмещать колонку и планшет и не противоречат ли концепции друг другу, вопрос обсуждаемый и спорный. В моём случае вышло, что Sberportal хорошо выполнял роль настольного помощника, позволив не отвлекаться на поиск и просмотр всего того, что обычно требует частых и второстепенных взаимодействий с устройствами.

Ещё на старте стало понятно, что ни дисплей, ни колонка по отдельности таких денег не стоят. Ожидания формировались вокруг пакета сервисов, которые «Сбер» мог предложить: они могли оправдать заявленную цену. То, что за пределами нескольких городов половина сервисов в Sberportal пока не работает, стоит принимать в расчёт перед покупкой.

При этом у колонки «Сбера» определённо видится задел на будущее. Но только если удастся реализовать все те сценарии, которые анонсированы в партнёрстве с другими компаниями, а заодно убедить клиентов, что это не игрушка, а полезное устройство для дома.

#обзоры #колонки