Технологии
Никита Лихачёв

Мнение: Законопроект о массовой регистрации дронов в России надо приостановить

22 декабря Госдума приняла закон об обязательной регистрации беспилотников весом больше 250 грамм: в эту категорию входят все популярные квадрокоптеры, продажи которых в России исчисляются тысячами штук. Закон вступает в силу через 90 дней (то есть 22 марта 2016 года), а не через год, как предполагалось ранее.

Предприниматель Олег Понфилёнок, выпускник МФТИ и гендиректор компании CopterExpress, занимавшийся первой коммерческой доставкой пиццы с помощью дрона, считает, что детали закона не будут доработаны за такой короткий срок, а рынок продажи квадрокоптеров сократится из-за нежелания покупателей проходить бюрократические процедуры.

TJ с разрешения предпринимателя публикует открытое письмо к владельцам дронов и законодателям.

Олег Понфилёнок

Плохая новость. Через 90 дней наступят тяжёлые времена для всех пользователей дронов в РФ. Госдума в третьем чтении приняла закон о госрегистрации всех беспилотников, снизив изначально планируемую (и рекомендованную Минтрансом) минимальную массу с 30 килограммов до 250 граммов.

Это значит, что все дроны, массой более 250 грамм, нужно будет сертифицировать, регистрировать, ставить на госучёт, а их пользователи должны будут получить госсвидетельство о допуске для пилотирования дронов, сдав перед этим некий экзамен.

Кто, на мой взгляд, больше всех пострадает от нового закона:

1. Все авиамоделисты из кружков, в том числе по квадрокоптерам. Как может зарегистрировать (тем более сертифицировать) свою только что собранную авиамодель 12-летний ребёнок? Это просто бред.

2. В РФ только «Фантомов» продаётся более 10 тысяч в год, не говоря о всех остальных коптерах весом до 2-3 килограмм. Их покупают обычные люди для развлечения, дарят детям. Они не хотят и не будут заморачиваться с регистрацией и учётом. Понятно, как это скажется на рынке.

Какие будут правила регистрации, сертификации, учёта БАС (беспилотных авиасистем) и персонала, неизвестно. Насколько я знаю, они ещё даже не начали разрабатываться. А всё должно быть готово и утверждено уже через 90 дней!

Я не верю, что правительство за такой короткий срок сможет разработать удобную систему. Более вероятно, что начнут копировать действующие правила сертификации пилотируемых воздушных средств со всей сопутствующей бюрократией.

Что делать? Надо приложить все усилия, в том числе АСИ (Агентству стратегических инициатив — прим. TJ), Росавиации, беспилотных компаний и обычных пользователей дронов, чтобы приостановить законопроект на уровне Совета Федерации. Предварительно, конечно, всё обсудив, собрав открытое заседание на площадке АСИ с авторами ужесточения законопроекта и прессой.

Примечание: в ноябре 2014 года Понфилёнок уже рассказывал о своих предложениях по легализации дронов в России. По его мнению, регистрировать следует только беспилотники весом от 3 до 30 килограммов (их он называет мини-БПЛА), так как лёгкие считаются игрушками и не могут нанести серьёзного вреда при падении.

Страхованием от ущерба мини-БПЛА должны заниматься коммерческие страховые компании. Владельцы дронов должны лишь уведомлять о начале своих полётов за 10 минут через сайт или мобильное приложение, работающее на глобальной платформе, а страховые компании сами будут рассчитывать риск заданного маршрута и оценивать стоимость полёта.

#Статья #дроны #беспилотники #квадрокоптеры #Коптер_Экспресс #Олег_Понфилёнок #регистрация_беспилотников_и_дронов_в_России