Технологии
Роман Персианинов

Почему появление в соцсетях цифровых моделей и фемботов — это хорошо

Редактор TJ о том, как образ женщины-андроида из научно-фантастических фильмов перекочевал в современный интернет и стал приносить доход.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»

В феврале 2018 года в инстаграме малоизвестной темнокожей модели Шуду (Shudu) появилось её фото в помаде от фирмы певицы Рианны Fenty. Пользователей впечатлила необычно гладкая кожа девушки и привлекательная внешность, но у многих возник вопрос — они смотрят на настоящую модель или нет? Как выяснилось, Шуду придумал и создал фотограф, воплотив в ней любимые черты реальных моделей.

Это не первая подобная история, когда «виртуальная» модель обретает популярность в соцсетях. Более того, образ женщины-андроида использует реальная исполнительница, общаясь голосом Siri или Alexa. Всё это сигнализирует о новом сужении границ между научно-фантастическими историями о женщинах-роботах и миром недалекого будущего, где цифровые модели рекламируют с билбордов ваш любимый бренд.

Как создать искусственную звезду

«Было очень вдохновляюще увидеть темнокожую модель, отмеченную таким образом. Она представляла собой кого-то потрясающе красивого, совершенного в теле и душе», — описала фотографию Шуду британская модель Фатоу Сури (Fatou Suri). Долгое время об этом аккаунте почти никто не знал, но в феврале 2018 года Шуду «сфотографировалась» с помадой Fenty от Рианны. К апрелю количество подписчиков «виртуальной модели» перевалило за 90 тысяч.

Блок instagram недоступен

Когда Шуду стали обсуждать в СМИ, в личные сообщения в профиль девушки стали обращаться модные бренды с предложениями о сотрудничестве. Только после этого фотограф Кэмерон Джеймс-Уилсон (Cameron James-Wilson) назвал себя создателем Шуду и объяснил, что она — 3D-модель. «Это просто фантазия, которая пытается попасть в реальность», — заявил фотограф, который вдохновлялся настоящими моделями при создании «виртуальной».

В профиле Шуду сказано, что она первая цифровая модель, но это не совсем так. Самой первой и известной представительницей этого жанра считается Лил Микела (880 тысяч подписчиков в Инстаграме). В её аккаунте публикуют фотографии молодой девушки, в том числе в одежде или с вещами от Prada, Chanel, Supreme или Vans. Достоверно неизвестно, реальна ли Микела, или она CGI-модель, однако на её «цифровые корни» указывает графическая обработка каждой фотографии.

Блок instagram недоступен

По словам представителя Микелы, который общался с журналистами по электронной почте, она получает деньги лишь «разрабатывая и работая над коллекциями с брендами». Из этого ответа непонятно, получает ли девушка (или её создатель) деньги за рекламу одежды на фотографиях. В феврале 2018 года Микель рекламировала осеннюю коллекцию Prada, хотя обычно эту работу для столь дорогого бренда выполняют профессиональные модели.

В профиле девушки периодически появляются ссылки на благотворительные организации вроде Black Lives Matter. Например, на раздел пожертвований общественной организации по обучению темнокожих девушек-подростков точным наукам и программированию.

Споры о происхождении Микелы продолжаются с её появления в 2016 году. На каких-то фотографиях она выглядит достаточно реалистично, чтобы принять её за модель, обработанную в фотошопе. На других изображениях девушка однозначно кажется искусственной.

Блок instagram недоступен

В сентябре 2016 года, когда с подачи СМИ аккаунт Микелы стал стремительно набирать подписчиков, на вопрос о её происхождении ответил директор студии компьютерной анимации и визуализации TIGREX Даги Кросс.

Она выглядит очень реалистично. Я думаю, всех задевает, что у неё такие точные черты лица. Но волосы создали на компьютере, потому что концы не похожи на настоящие, а изображение на футболке однозначно подставлено отдельно, потому что отсутствует контактная тень. Думаю, это сочетание 3D-модели и фотографии. Они снимают реального человека и сливают с искусственно-созданной моделью. Тут много художественной и косметической работы.

Даги Кросс

В марте 2018 года журналист Би-би-си пообщался с Микелой по электронной почте. Он подметил, что вместе с ней в диалоге участвовал её менеджер — сотрудник малоизвестной американской компании Brud, которая занимается вопросами «искусственного интеллекта, роботехники и приложений для медиабизнеса». По данным Linkedin (заблокирован в России), в 2014 году стартап основал 32-летний диджей Юнг Скитер (настоящее имя Тревор Мак-Федрис), там работает чуть меньше десяти человек.

В интервью Микела отвечала банальными и уклончивыми фразами, что подметил и репортёр Би-би-си. Когда модель попросили поделиться мнением о появлении «виртуальных звёзд» в соцсетях, она ответила, что большая часть поп-культурных персон и так цифровые. «Виртуальный мир формирует нашу реальность, и я думаю, именно поэтому я так увлечена использованием цифрового пространства вроде Инстаграма для продвижения позитивных изменений», — заявила Микела или тот, кто выдает себя за неё.

Однако фанатов модели мало волнует её уклончивость в интервью. По словам 18-летнего художника из Мичигана, он интересуется Микелой не только из эстетических побуждений, но из-за её благотворительного активизма. Что касается её ярко выраженной CGI-внешности, юноша отвечает просто — «разве не все популярные персоны существуют лишь в цифровом мире Инстаграма, Твиттера и YouTube?».

У темнокожей Шуду тоже появились сотни фанатов, однако с этим пришла и критика её автора — белого мужчины. Как считают противники проекта фотографа, он создал себе «куклу темнокожей женщины». В своей статье автор The New York Times воспринимает Микелу как пример нездоровой объективизации женщин и расцвета фемботов в социальных сетях. Проблема таких мнений заключается в том, что они чрезмерно концентрируются на негативной стороне явления, не стремясь понять, какой масштабный путь проделал образ женщин-андроидов до появления в соцсетях.

От идей фантастов до профиля в Инстаграме

Авторы научно-фантастических книг и фильмов по-разному называли женщин-андроидов (термин «роботесса» появился ещё в 1920-х годах), пока в 1970-х годах не обрёл популярность термин «фембот». В середине 1980-х годов британская писательница-фантаст и феминистка Гвинет Джонс предложила термин «гиноид» для обозначения человекоподобных роботов-женщин. Оба слова синонимичны друг другу, однако в русском языке употребляются довольно редко, в основном для обозначения роботов или киборогов с подчёркнуто женской внешностью (большая грудь, пухлые губы и большие глаза).

Научно-фантастическую культуру сложно представить без гиноидов. Главный герой книги «Мечтают ли андроиды об электроовцах» 1968 года, по мотивам которой сняли «Бегущий по лезвию», влюбляется и занимается сексом с женщиной-андроидом. В монументальном сборнике писателя Айзека Азимова «Основание» в приквеле «Прелюдия к Основанию» будущий учёный Гэри Селдон сотрудничает и влюбляется в девушку, которая втайне скрывает своё «роботизированное» происхождение.

Помимо книг гиноиды пользовались популярностью в искусстве. В 1978 году японский художник-иллюстратор Хадзимэ Сораяма нарисовал своего первого робота с женским телом. Уже через год он издал сборник иллюстраций, вскоре став одним из самых известных художников, создающих изображения женоподобных роботов.

Киноиндустрия не отставала — с 1960-х гиноиды появлялись почти во всех научно-фантастических сериалах, в том числе в Star Trek. Со временем этот образ всё дальше отдалялся от второстепенного и занимал важное место в сюжете. В этом направлении сильно продвинулся фильм «Бегущий по лезвию» 1982 года.

Режиссёр Ридли Скотт не стал повторять оригинальную книгу, где роботов называют андроидами или анди, а придумал свой термин — репликанты. Хотя он не имеет рода, это слово долгое время прочно ассоциировалось с героиней фильма Рэйчел — высокотехнологичным роботом с человеческой внешностью, которая спасла жизнь главному герою Рику Декарду и стала его возлюбленной.

Рэйчел в исполнении актрисы Шон Янг

Образ женщины-андроида продолжил меняться: в фильме «Симона» 2002 года гиноид предстаёт как поп-звезда. По сюжету, бедствующий режиссёр создаёт с помощью виртуального симулятора артистку, которая поражает зрителей своей красотой и талантом. Вскоре цифровая актриса становится всенародной любимицей и затмевает реальных звёзд, а её создатель становится зависим от неё.

Вопрос роли «цифровой женщины» в современном мире технологий поднял фильм «Она» 2013 года. Сюжет повествует об одиноком писателе Теодоре Туомбли, который покупает операционную систему с искусственным интеллектом. Он выбирает для программы женский голос, а она называет себя Самантой.

Вскоре между ними завязываются любовные отношения: виртуальная возлюбленная всегда поддерживает писателя, помогает наладить отношения со старыми друзьями и даже нанимает актрису, чтобы она занялась с Туомбли сексом как бы от лица Саманты. При этом писатель никак не контролирует действия возлюбленной — она принимает решения самостоятельно.

Тема независимости женщин-роботов от создателей продолжилась в картине «Из машины» 2014 года, где гиноиды сговариваются и вместе сбегают из закрытого центра, созданного людьми. В сериале «Мир дикого запада» (ремейк фильма «Западный мир» 1973 года), премьера второго сезона которого запланирована на 22 апреля, важная часть сюжета также уделяется фемботам.

Хотя роботизированные секс-куклы уже давно есть в продаже, а мир всё быстрее движется к человекоподобным андроидам, мы мало знаем о том, как люди будут воспринимать цифровых моделей в повседневной реальности. «Виртуальные звёзды» в соцсетях дают возможность чуть больше узнать об этой области.

Что ждёт цифровых моделей

По Кремниевой долине давно ходит шуточная легенда, якобы объясняющая, почему все современные голосовые помощники — женщины. Как гласит байка, маркетологи опасаются, что мужской голос будет ассоциироваться у пользователя с искусственном интеллектом HAL 9000 из фильма «Космическая одиссея 2001 года». По сюжету, мощный компьютер пытается уничтожить экипаж космического корабля, когда узнает, что его планируют отключить.

Хотя эта легенда наверняка не имеет ничего общего с реальностью, факт есть факт — Siri, «Алиса», «Кортана» и Alexa названы женскими именами и по умолчанию говорят женским голосом. Неудивительно, что в одночасье их ровный и холодный голос одолжили реальные исполнители. Речь о Poppy (настоящее имя Мориа Перейре) — 23-летней исполнительнице из Теннесси с «голографически чистой» кожей и голосом андроида.

Она прославилась как поп-певица, но начинала со странных роликов на YouTube: в одном девушка на протяжение двух минут молча ест сахарную вату, в другом раз за разом повторяет фразу «Эй, YouTube», пока она не теряет смысл, а иногда обращается к зрителю с призывом «не волноваться».

«Единственное, что приносит мне радость — это мой компьютер», — поёт Перейра в песне «Компьютерный мальчик». На YouTube можно встретить нарезку интервью с Poppy, где ведущие пытаются рассмешить её, чтобы обойти её образ «девушки-андроида». Иногда это получается, и на лице Перейры появляется улыбка. Впрочем, она быстро исчезает.

Если послушать Poppy времён 2015 года, то там она часто берёт высокие ноты и ведёт себя куда более раскованно.

В какой-то момент она резко отошла от стиля «Барби». В новых песнях девушка исполняет песни ровным «роботизированным» голосом, по звучанию напоминающим робота GLaDOS с женским голосом из видеоигры Portal.

Как писали в The New York Times, если суммировать образ Poppy — то она отыгрывает роль девушки-андроида. Получается у неё хорошо — в среднем её ролики на YouTube набирают по 4 миллиона просмотров (количество подписчиков канала скрыто), а сама девушка не раз становилась героиней мемов.

Перейру нельзя назвать полноценным гиноидом, ведь она, в отличие от Шуду или Микелы, существует в реальном мире. Однако она также примеряет на себя образ женщины-андроида, отыгрывая его в своих произведениях. Конечно, фемботы всегда пользовались популярностью в поп-культуре, но теперь они интегрируются в соцсети и на YouTube, зарабатывая деньги и популярность.

В августе 2017 года Микела (или её создатели) опубликовала свою первую песню «Не мой» — в ней девушка с роботизированным голосом поет о любовных отношениях. Среди самых популярных комментариев под записью можно встретить предложение для Микелы и Poppy записать совместный трек.

Зачастую в комментариях под фотографиями Шуду или Микелы встречаются комплиментарные или восхищённые сообщения кумиров. Несмотря на искусственность девушек, их внешность привлекает и удивляет людей. Куда реже попадаются негативные комментарии, где цифровых моделей называют «уродливыми» или «подставными». Порой их авторов обвиняют в безвкусии и сексизме, якобы вместо того, чтобы помочь карьере настоящих моделей, они создают гиноидов в угоду себе.

Зацикленность создателей цифровых моделей на женском образе — самая уязвимая часть этого культурного течения. В случае бизнес-развития создателям придётся либо мириться с постоянными обвинениями в сексизме, либо создавать мужские модели. Технически это не сложнее, чем женская 3D-модель, однако трудно представить мужчину-исполнителя, который, подобно Poppy, будет отыгрывать роль робота.

В 2017 году Перейру выпустила свой дебютный студийный альбом и отправилась в тур по 34 городам, в том числе Нью-Йорк, Лондон и Токио. До начала осени у неё запланированы музыкальные шоу в Лас-Вегасе, Шанхае, Мехико и Канаде.

Создатель Шуду Джеймс-Уилсон заявил, что не планирует зарабатывать на своём творении, хотя уже получил десятки предложений от модных брендов, в том числе ювелирных. Иными словами, компании заинтересованы, чтобы цифровая модель появилась с вещами от их бренда, а её происхождение их мало волнует.

Блок instagram недоступен

Микела (или её создатели) продолжают сотрудничать с модными брендами, пока счётчик её подписчиков в Инстаграме подбирается к отметке в 600 тысяч. Пока что она — самое яркое доказательство, что цифровые модели могут не только быть эстетически приятными, но и приносить доход.

Лишь вопрос времени, когда на сцене появится новая CGI-персона. Технически это не так и затратно — по словам создателя Шугу, на одно изображение у него уходит около двух дней работы в программе 3D-моделирования. При этом цифровую девушку можно «сфотографировать» в любом месте и при любом окружении, что, несомненно, привлекает внимание модных брендов.

Но смогут ли цифровые модели конкурировать с настоящими? Когда мы смотрим на модель с обложки журнала в новой коллекции одежды, мы можем представить, как бы это смотрелось на нас. Это ключевой маркетинговый ход, который исправно продаёт даже самые дорогостоящие товары.

Смогут ли цифровые модели сосуществовать с этим правилом, обойдя эффект «Зловещей долины»? Развитие CGI-технологий движется невероятно быстро, но готовы ли люди увидеть на городских билбордах рекламу женской одежды или нижнего белья с цифровой моделью? Если популярность «виртуальных звёзд» и фемботов продолжит расти, то вскоре у нас появится ответ на этот вопрос.

#мнения #технологии #культура