Путешествия
Александр Кузнецов

Знакомство с Эльзасом: на общественном транспорте от Кольмара до Страсбурга

О городах и деревнях одного из самых красивых регионов Франции.

​Вечерний Кольмар

В прошлой статье я рассказывал о том, что можно посмотреть за 10 дней в Нормандии, Бретани и долине Луары. Это была лишь часть нашей трёхнедельной поездки по Франции. Следующим регионом в маршруте стал Эльзас.

Эльзас — это один из красивейших регионов Франции, славящийся своими виноградниками, вином и фахверковыми домиками. Чаще всего знакомство с этим регионом начинается со Страсбурга и иногда на нём же и заканчивается, а зря: все самое красивое, как обычно, находится за пределами столицы.

Конечно, удобнее всего ездить по Эльзасу на машине, но если вы без автомобиля, то на помощь приходит общественный транспорт. У нас было очень мало времени на знакомство с этим регионом — неполных четыре дня. В качестве отправной точки мы выбрали Кольмар — очаровательный городок, находящийся в сорока минутах езды на поезде от Страсбурга.

Дорога до Кольмара

Из Парижа до городов Эльзаса ходят автобусы, скоростные и обычные поезда. Если позаботиться заранее, то можно ухватить билеты по неплохим ценам. Например, мы взяли билеты на скоростной прямой поезд Париж-Кольмар за 36 евро на человека и предвкушали, как с ветерком доберёмся за пару часов.

Но в день сдачи машины всё пошло не по плану: сначала потратили много времени на заправках, потом попали в пробку на въезде в Париж, и как вишенка на торте — больше часа не могли сдать автомобиль (спасибо, travelcar!). Как итог, на поезд мы опоздали.

Ситуация не очень приятная. Вырисовывалось два варианта: покупать билеты на ночной рейс FlixBus по более-менее приемлемой цене или брать дорогие билеты на поезд, но зато к ночи быть на месте. Провести бессонную ночь в автобусе очень уж не хотелось, поэтому мы всё-таки купили билеты на поезд. Причём билеты на все прямые маршруты уже раскупили, пришлось брать с пересадкой в Страсбурге. Потратили 120 евро и потеряли 5 часов на дорогу. В итоге осталось всего 3 полных дня. Обидно, ну да ладно, главное - доехали.

Кольмар

«Маленькая Венеция» — самый известный вид Кольмара​

Кольмар — это город-открытка. Тут потрясающе красиво: очень много фахверковых домиков всех цветов радуги с разноцветными ставнями и антуражными вывесками, несколько готических соборов и небольших ручейков.

К сожалению, есть в городе и недостатки. Например, улицы, заставленные автомобилями. Я понимаю, что это не музей под открытым небом, а жилой город, но всё-таки обычно парковки стараются выносить за пределы исторического центра.

Ну что это такое?

Ужас-ужас

В Эльзасе чувствуется сильное культурное влияние Германии. Это влияние отражается в том числе на местной кухне. Например, во многих заведениях можно найти интересное блюдо — тарт фламбе.

Тарт фламбе - плоский открытый пирог, отчасти напоминающий пиццу

Выделите на Кольмар хотя бы полдня — он того стоит! Только учитывайте, что город туристический, и приятнее всего гулять по нему ближе к заходу солнца, когда большинство людей разъезжается.

Кстати, на выезде из Кольмара стоит уменьшенная копия Статуи Свободы. Не знаю, почему она здесь, но здесь жёлтые жилеты впервые за нашу поездку дали о себе знать.

Единственное напоминание о существовании жёлтых жилетов

Деревни около Кольмара

Красивых деревень в Эльзасе огромное множество. Изначально мы хотели заехать в четыре из них:

• Эгисхайм (Eguisheim);
  • Риквир (Riquewihr);
  • Рибовилле (Ribeauvillé);
  • Бергхайм (Bergheim).

Но из-за задержки с поездом и плохого планирования побывали только в двух: Риквире и Рибовилле, поэтому я расскажу только о них. Но сначала коротко о том, на чём до них можно доехать.

Общественный транспорт

Чтобы начать изучать окрестности Кольмара на общественном транспорте, нужно найти автовокзал, который находится рядом с железнодорожным вокзалом. На самом деле, автовокзал — это просто несколько автобусных остановок. Вы можете посмотреть расписание на все автобусы, идущие из Кольмара, на сайте. Цены начинаются от пары евро. Билеты можно купить прямо у водителя.

Также между деревнями можно перемещаться на велосипеде. Например, до Эгисхайма ехать всего 5 километров. Мы сами не смогли воспользоваться этим вариантом из-за того, что неверно рассчитали время. Полдня аренды стоит 7 евро, сутки — 9 евро. Арендовать велосипед можно там же, около железнодорожного вокзала.

Рибовилле

Одна из улочек Рибовилле

Рибовилле — это одна из старейших эльзасских деревень. Она относительно большая: чтобы обойти её целиком, потребуется пара часов.

Как и в других городах и деревнях этого региона, здесь огромное количество ярких фахверковых домиков и бесконечные толпы туристов. Только ближе к вечеру становится посвободнее, и можно насладиться местными узкими улочками без снующих вокруг людей.

Рибовилле окружают виноградники, из выращенного винограда здесь же производят вина нескольких сортов. Попробовать их можно почти в любом местном ресторанчике.

Вино и чизкейк? На что только не пойдёшь, когда хочется есть, но кухня уже не работает

Мы приехали вечером, на автобусе №109, и на нём же вернулись обратно в Кольмар.

Расписание автобуса №109

Риквир

Центральная улочка Риквира

Риквир — это, пожалуй, самая известная деревушка в Эльзасе. Находится в 5-ти километрах от Рибовилле и кажется ещё ярче и люднее, если это возможно.

Она поменьше размером, обойти все улочки можно за час-полтора. Здесь также можно и нужно попробовать местное вино.

В Риквир мы приехали уже на следующий день, на автобусе №106. Это вообще было немного глупо, потому что этот же автобус ехал до Рибовилле, где нам надо было выйти, чтобы сесть на автобус до Селесты. В общем, в первый день надо было ехать в Эгисхайм или Бергхайм.

Расписание автобуса №106​

Селеста

Селеста находится в самом центре Эльзаса. Для нас этот город был точкой пересадки с автобуса на поезд до Страсбурга.

Приехав в Селесту, первое время не можешь отделаться от странного ощущения: здесь что-то не так. Но спустя некоторое время до тебя доходит, что в городе просто тихо и почти нет людей на улицах! Кажется, Селеста не особо волнует туристов.

Я думаю, что причина вполне ясна: на фоне того же Кольмара она выглядит немного блекловатой и не такой прянично-волшебной. Вообще, в этом городе мне заполнились лишь соборы.

Зато мы нашли признаки загнивания Европы.

Заходить не стали, хотя очень хотелось

Побродив несколько часов по городу, мы пошли на вокзал, где планировали сесть на поезд до последнего французского города в нашем маршруте — Страсбурга.

Поезда ходят относительно часто, есть автоматические терминалы и кассы. Также можно купить билеты в мобильном приложении. Билеты Селеста-Страсбург обошлись нам в 7 евро на человека.

Страсбург

Страсбург — это историческая столица Эльзаса, а в настоящее время ещё и столица региона Гранд-Эст. Город относительно большой, и за один день обойти все интересные места непросто.

Путеводителей по городу множество, найти подходящий вам не составит труда, поэтому я не буду перечислять все местные достопримечательности. Просто оставлю здесь несколько фотографий.

Страсбургский собор

Вечерняя улочка в районе «Маленькая Франция»

Домик, утопающий в зелени

Просто красивый закат

Страсбург классный: с одной стороны, это не огромный суетливый мегаполис, с другой — он достаточно велик, чтобы не заскучать через полдня. В городе нет ощущения картонных декораций: он живой и днём, и вечером. В общем, на него однозначно стоит выделить хотя бы пару дней.

В Страсбурге мы закончили нашу поездку по Франции. Впереди был лишь Баден-Баден и наш рейс «Победы» до Москвы.

Заключение

В Эльзасе мы поняли, насколько нам не хватает автомобиля. Всё-таки подстраиваться под общественный транспорт не очень удобно. Ну, и я постоянно жалел, что не спланировал всё заранее: не узнал расписание автобусов, где можно взять велосипед и так далее. В условиях сжатых сроков это было бы очень полезно.

Сам Эльзас, безусловно, очень красивый. Можно выделить целый отпуск на знакомство с одним только этим регионом. Но, как я уже не раз замечал, его красота притягивает большое количество туристов. Особенно это заметно на контрасте с той же Бретанью, в которой мы даже русскую речь не слышали ни разу. Это стоит учитывать и быть готовым.

Конечно, мы успели увидеть далеко не всё. Хотелось бы заехать в ещё один большой город — Мюлуз, заглянуть в Оберне, увидеть больше деревень, посмотреть местные замки и погулять по виноградникам. Может быть, когда-нибудь мы ещё сделаем всё это.

Полезные ссылки

Так как маршрут по Эльзасу был короткий, то и источников использовали немного, вот самые полезные из них:

* * *

В самом начале я говорил, что эти несколько дней в Эльзасе — часть трёхнедельной поездки по Франции. Я написал отдельную статью, где расписал все наши расходы и дал некоторые советы по поиску билетов, бронированию жилья и автомобиля. Если вам интересно, то вот ссылка:

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.