Путешествия
Анатолий Чиквин

Скандинавия, Прибалтика и не только: десять стран за две недели на среднюю зарплату

Вокруг Балтийского моря за 13 дней и 43 тысячи рублей.

​Королевский дворец в Осло, Норвегия Фото Анатолия Чиквина

В сентябре я предпринял поездку, о которой давно мечтал. В отличие от среднего туриста, меня не прельщал пляжный отдых и тёплые страны, так что мечтал я о странах Скандинавии и Прибалтики. Хотелось увидеть как можно больше за короткий отпуск в 14 дней и потратить на это, конечно же, как можно меньше. В идеале — объехать вообще все страны вокруг Балтийского моря.

Я и раньше предпринимал марш-броски по городам и весям, которые иные друзья называли не иначе, как сумасшедшими. Например, в 2010 году в компании из четырёх друзей проехал по Транссибирской магистрали до Владивостока, останавливаясь в областных центрах, а в 2013 году — по 13 городам Средней Азии, побывав на Аральском море.

Так что идея объехать море по кругу не казалась сложной. Для дополнительного азарта я попробовал сделать это за довольно скромный бюджет, потратив на всё не больше средней российской зарплаты. Эта сумма в июле, по данным Росстата, составила 46,5 тысяч рублей. Забегая вперёд, скажу, что у меня это получилось. Теперь о том, как.

Как искал транспорт

В ходе поездки задействовал три типа транспорта: самолёт, железную дорогу и автобусы.

При поиске авиабилетов большую часть потребностей закрывают Skyscanner, OneTwoTrip и Aviasales. У меня был всего один авиаперелёт, так что поиск билета был не самой сложной задачей.

Практически везде в Скандинавии можно доехать на автобусах FlixBus, в Прибалтике здорово выручает Lux Express. В обоих случаях достаточно установить себе мобильное приложение: на рейс вас пускают, отсканировав QR-код прямо с телефона, иногда просят показать паспорт.

Билет на поезд я купил в мобильном приложении РЖД. Второй железнодорожный билет, который понадобился — на аэроэкспресс в Стокгольме — взял прямо на месте.

Сложные маршруты, состоящие из нескольких типов транспорта, помогли сконструировать «Маршруты.ру», а также главная палочка-выручалочка — Omio. Однако даже всевидящее око Omio теряется при запросах поездок в Россию из ЕС и наоборот. Поэтому прокладывать маршрут через Калининградскую область было особенно сложно. Здесь выручил такой отдельный ресурс, как сайт Калининградского автовокзала.

На чём экономил

  • Ночные переезды. Главная статья экономии. Прямо скажем, не все готовы трястись в транспорте ночью вместо того, чтобы спокойно спать в мягкой постели — это не вполне ассоциируется с отдыхом и отпуском, однако придаёт всей поездке мягкий привкус экстрима;
  • Хостелы. Всё время без остановок, однако, нельзя — надо хоть иногда мыться, заряжаться и вообще восстанавливаться. Через Booking забронировал пять ночёвок: в Хельсинки, Стокгольме, Калининграде, Вильнюсе и Санкт-Петербурге;
  • Багаж. Взял с собой рюкзак на 10 литров. На старте он весил 3,8 килограмма. Предельно минималистичный набор: смена белья, зарядки, документы, кружка. Никаких жидкостей или ножей, чтобы спокойнее и быстрее проходить досмотры;
  • Одежда. Хотя уже была вполне себе осень, ограничился худи и болоньевой жилеткой. Передвигался всё время налегке — ни куртки, ни шапки, ни перчаток;
  • Музеи и сувениры. То, что можно безболезненно вычеркнуть из расходов почти полностью. Парочку музеев я всё же посетил, но в целом эта статья бюджета была почти нулевой;
  • Еда. Почти на всём пути следования есть универмаги сети Lidl. Не говоря уже, что в супермаркетах в принципе дешевле закупаться едой, чем в кафе. Ещё Lidl привлекал замечательной выпечкой.

Риски

Тут сразу надо сказать про риски, которые неизбежно возникают при таком усложнённом варианте отпуска. Их надо предвидеть, частично принять и постараться минимизировать по возможности.

Была опасность плохой погоды, которая неудивительна в сентябре на Балтике. Был риск потери связи по необъяснимым причинам. Кроме того, я распечатал копии всех билетов на случай внезапного отказа или поломки техники.

Была вероятность столкнуться с языковым барьером — она тем выше, чем больше стран с разными языками предстоит проехать.

Ещё всегда сохраняется, хоть и умозрительный, риск форс-мажора или какой-то криминальной ситуации, при котором резко можно остаться без всего. На этот случай попросил особо доверенных друзей проконтролировать, как всё будет продвигаться.

Поехали!

Поезд «Аллегро» Санкт-Петербург — Хельсинки: 2097 рублей

Финляндия

Мэрия Хельсинки, Финляндия

Заезжать в Финляндию приятнее всего на «Аллегро», хотя можно было сэкономить дополнительно ещё рублей 500, выбрав автобус. Поезд, однако, привлекает ещё и тем, что прямо в нём проходит процедура пограничного и таможенного контроля. Сотрудники максимально вежливы и говорят по-русски.

В Хельсинки встретили друзья и давние соратники по интеллектуальному движению, с которыми погулял по городу и в конце дня отправился на турнир по «Что? Где? Когда?» в финский клуб. Из увиденного меня моментально сразила городская публичная библиотека. Несколько раз я просто замирал на месте, не в силах поверить, что так бывает.

Блок instagram недоступен

Хостел «Cheapsleep» в Хельсинки: 1556 рублей

На второй день как давний фанат Туве Янссон (подарившей всем нам мир муми-троллей) прошёлся по памятным местам: сфотографировал дом, где она родилась и дом, где жила до самой смерти, несколько памятников. Тут бы не удержаться и прикупить немного муми-троллей, но на сувениры, как мы помним, бюджета не было.

Начиная с Хельсинки, я записывал короткие видеооткрытки для друзей, которых опросил перед началом путешествия. Каждый назвал город, который был ему или ей симпатичен, я выбирал место поживописней и передавал оттуда привет. В случае с Финляндией таким местом стал президентский дворец.

Авиаперелёт Хельсинки — Стокгольм: 3470 рублей

Аэропорт Вантаа стал для меня первым, в котором от входа до посадки не пришлось проконтактировать ни с одним человеком. Даже на досмотре не сказали ни слова. Терминал выдал посадочный талон по коду, с ним я и зашёл в самолёт и за час долетел до Стокгольма.

Швеция

​Набережная в районе Strandvägen, Стокгольм, Швеция

Арланда, на мой взгляд, отдельное приключение. Это один из самых запутанных и непонятных аэропортов, и выход удаётся найти не сразу. Доехать до города можно разными способами, однако я не смог отказать себе в удовольствии проехаться аэроэкспрессом. Поезд мчит минут 20 на скорости около 180 километров в час.

Arlanda Express: 2044 рубля

От вокзала до хостела предстояло пройти по прямой почти полгорода, что я с удовольствием и сделал, периодически останавливаясь и фотографируя разные достопримечательности. Если у вас есть интернет и Гугл-карты, то заблудиться довольно сложно. Если интернета нет, то помогут Maps.me — по ним можно идти и в оффлайне.

Skanstulls Hostel в Стокгольме: 1213 рублей

Администратор в хостеле и даже постояльцы в номере говорили по-русски, что меня немного удивило, но тем легче было сориентироваться на местности.

Вот как выглядит внутри хостел в Стокгольме

Во второй день встретился с коллегами из шведского клуба «Что? Где? Когда?» и немного погулял с ними по городу. Осмотрел королевский дворец и узнал, что он одновременно рабочая резиденция и музей. И ещё, что если вдруг случайно в коридорах встречу короля, то вряд ли пойму это — просто мимо пройдёт незнакомый человек в костюме.

Не смог пройти мимо памятника Карлу XII (Карлу, Карл!), который по легенде показывает в сторону нашего Медного Всадника (а тот, в свою очередь, на него). Вечером успел побывать у дома-музея Астрид Линдгрен. Это был единственный вечер, когда меня накрыл дождь и пришлось прятаться в магазине.

Автобус Стокгольм — Осло: 1749 рублей

Автовокзал Стокгольма — ещё одно удивительное открытие. Это трёхэтажный терминал с кафе, магазинами, электронными терминалами и гейтами на выход, почти как аэропорт.

По дороге в Норвегию ненадолго остановились в местечке Вестерос, так что теперь я с полным правом рассказываю, что был в Вестеросе и даже ушёл оттуда живым.

Норвегия

​Оперный театр в Осло, Норвегия

Единственный раз за всю поездку, когда мной заинтересовалась полиция и проверила документы — на выходе из автобуса в пять утра в Осло. Вместе со мной остановили ещё одного индуса, пару граждан с норвежскими ID, подробно выяснили, кто такой, откуда и куда направляюсь. По автобусу прошла поисковая собака, которая обнюхала салон. Всё одновременно очень быстро согнало сон.

С утра, пока город ещё спал, прогулялся по Ботаническому саду и весьма обстоятельно изучил район Grünerløkka. Хотя это район типовой жилищной застройки без многочисленных исторических памятников, мне здесь очень понравилось и появилось ощущение, как будто я гуляю у себя дома. К концу прогулки окончательно сложилось убеждение, что если бы я и жил в Осло, то непременно здесь.

Блок instagram недоступен

Вечером, после осмотра королевского дворца удалось пообщаться за чашечкой кофе со знатоками из норвежского клуба «Что? Где? Когда?». Хотя сама встреча вышла очень весёлой и познавательной, всё же отмечу, что это был самый дорогой кофе, который я только пил — 894 рубля за чашку.

Не зря мне советовали в Норвегии не покупать вообще ничего!

Автобус Осло — Копенгаген: 2040 рублей

Дания

Двухэтажная велопарковка у железнодорожного вокзала. Копенгаген, Дания

Начиная с Финляндии количество велосипедных дорожек и самих велосипедистов всё возрастало, пока не достигло пика в Дании. Первое и главное впечатление от Копенгагена — это велосипеды повсюду. Их так много, что у вокзала сделали даже двухэтажную парковку. Поскольку я и сам часто катаюсь, то очень порадовался такой обстановке, даже когда меня чуть было не снесла очередная колонна спешащих на работу людей.

В Копенгагене удалось посмотреть королевский сад и замок Росенборг, прогуляться по крепости Кастеллет и выйти к знаменитой Русалочке. Молва не врёт — у памятника всё время толпы туристов. Они приезжают большими группами, минут 10-15 фотографируются, уезжают, уступая место другим. Поскольку я решил позавтракать тут же, то наблюдал этот нескончаемый поток больше часа.

А вот с автовокзалом здесь просто беда. По сути это был участок тротуара, на заборе около которого налепили вывеску FlixBus, и всё.

Автобус Копенгаген — Гамбург: 1409 рублей

Германия

​Городская ратуша. Гамбург, Германия

Гамбург стал третьим городом, куда я приехал в пять утра. К этому моменту у меня уже был выработан алгоритм, как адаптироваться под такое раннее прибытие. Обычно я шёл на вокзал, час или два дремал, после умывался в уборной и искал ближайшее кафе или фастфуд. К чести разного рода KFC, Burger King и Mcdonald's, именно они открываются в несусветную рань — обычно около шести утра.

В Германии таким заведением стало Zeit Cafe на Speersort, 1. В кафе я заряжал гаджеты, пока пил кофе, листал карту, намечал маршрут, читал новости за ночь. Часам к 9 утра приходил так в достаточно благостное настроение, чтобы закинуть рюкзак за спину и двинуться изучать город.

В Гамбурге подход к историческому центру внезапно оказался заблокирован огромными толпами протестующих. Оказывается, в этот день проходил митинг по поводу изменения климата и я угодил в самую его гущу. Без контекста это выглядело довольно своеобразно: со сцены кто-то орёт в микрофон на немецком, а масса собравшихся синхронно повторяет за ним слоганы.

В отличие от всех прочих стран ЕС, в Германии действительно не любят безналичные платежи за мелкие покупки. Уже торопясь на вокзал, я пытался купить хотя бы колы. Еле смог наскрести по карманам пару евро мелочью, а то бы мучался всю дорогу от жажды.

Автобус Гамбург — Варшава: 3280 рублей

Польша

Президентский дворец. Варшава, Польша​

Переезд от Гамбурга до Варшавы был самым длинным во всём путешествии и занял 14 часов. Это был единственный случай, когда понадобился бумажный билет. Хотя я специально оплачивал беспересадочный рейс, мне всё равно устроили принудительную пересадку в Щецине, объяснив в два часа ночи на смеси польского и русского, что до Варшавы идёт только вот та чёрная маршрутка, а сам автобус отправится куда-то ещё.

Польша, кстати, стала единственной страной, где я испытал трудности языкового барьера. По счастью, это был мелкий эпизод сдачи одежды в гардероб.

Это была единственная неприятность за всё время пребывания в Польше, поскольку в Варшаве меня сразу же по прибытии встретил экс-редактор TJ Рома Слободянюк. Он устроил полноценную экскурсию по городу и показал практически всё, что стоит посмотреть. Благодаря его гостеприимству я моментально забыл о тяжёлой дороге и смог по достоинству оценить столицу.

Автобус Варшава — Гданьск: 499 рублей

Гданьск показал во всей красе Илья Чекальский собственной персоной. Хотя с утра было холодно так, что не хотелось выходить на улицу вообще, к обеду погода разошлась. Мы обошли исторический центр, после чего по рекомендации технического директора я отправился в новый музей Второй мировой войны.

В Польше недавно завершились мероприятия, посвящённые 80-летию начала войны, так что вопрос, где побывать в Гданьске, отпадал сам собой. Конечно же, нужно было пройти через двор музея Почты Польской — места, где прозвучали первые выстрелы и началось вторжение вермахта.

Музей Второй мировой разительно отличается от всех экспозиций, которые мне до сих пор доводилось видеть на эту тему. Прежде всего тем, что война для поляков началась как совместное нападение немецких и советских войск. Если будете в Гданьске, обязательно посетите это место и возьмите аудиогид. Поразительные ощущения гарантированы.

Автобус Гданьск — Калининград: 735 рублей

Россия

​Набережная Петра Великого. Калининград, Россия

Пересечение границы прошло относительно легко и быстро. Возможно, ещё и потому, что в рюкзаке предусмотрительно не было ничего, что могло вызвать вопросы. А, может быть, потому что гражданам России возвращаться можно беспрепятственно.

Амалиенау Хостел в Калининграде: 439 рублей

Калининград стал для меня своего рода точкой респауна в этом путешествии, где можно было поспать на стационарной кровати, помыться, спокойно поесть не на ходу.

В городе много достопримечательностей, но в обязательную программу я включил только остров Канта с посещением могилы старика Иммануила. Знал бы великий философ, какие страсти будут разгораться по поводу его имени в 21 веке, возможно, добавил бы пару глав к критике чистого разума.

Автобус Калининград — Вильнюс: 1040 рублей

Литва

​Башня Гедиминаса, Замковая гора, Вильнюс

При въезде в Литву, наоборот, возникли небольшие сложности. Пограничникам понадобились подтверждающие документы о моей платёжеспособности. Помимо прочего, благодаря этому эпизоду я смог наконец-то в серьёзной обстановке сказать давно заготовленную фразу: «Где я вам в три часа ночи сейчас справку возьму?!» То ли это убедило проверяющих, то ли мой предыдущий маршрут, но меня всё же пропустили.

В Вильнюс я приехал снова в пять утра. Температура упала ниже ноля, так что пришлось спасаться сначала на вокзале, потом в фастфуде. Это был единственный случай, когда я серьёзно пожалел, что еду налегке и мёрзну.

Hostel Filaretai в Вильнюсе: 427 рублей

Часам к 9-10 уже стало можно гулять и я исходил весь центр и, конечно же, легендарный Ужупис, республику поэтов и живописцев, литовский Монмартр. Более того, в этом же районе был и хостел, так что я вдоволь насладился видами и изучил Конституцию Заречья. Возможно, нашим законодателям именно так и стоит писать наиболее важные документы.

Автобус Вильнюс — Рига: 841 рубль

Латвия

​Рижский замок — резиденция президента Латвии. Рига, Латвия

Автобусы Lux Express на финальной стадии путешествия стали благословением, ниспосланным за все тяготы пути, не иначе. Не говоря уже о розетках, usb-зарядках и wi-fi, ставшими чем-то вроде обязательного минимума, в машинах также были туалет и кофемашина. Верх комфорта — планшет с выходом в интернет, вмонтированный в спинку переднего кресла. Можно взять наушники и всю дорогу залипать на ютубе.

В Риге, помимо исторического центра, обязательными к посещению стали места съёмок «17 мгновений весны» и «Шерлока Холмса». Это был первый случай, когда я увидел на двери работающего ресторана табличку, запрещающую в нём проведение частных экскурсий.

Ощущение скорого окончания поездки и накопленная усталость мешали с прежним рвением нарезать круги в поисках достопримечательностей, однако благодаря друзьям из клуба «Что? Где? Когда?» я справился с этой задачей.

Среди многочисленных памятников деятелям культуры и искусства никак не мог найти Раймонда Паулса. Друзья утверждали, что ему вроде как не положено, поскольку композитор жив-здоров. Однако уже ближе к полуночи мы всё же нашли бюст знаменитого композитора. Это как бы символизирует тезис, что жить нужно так, чтобы тебе при жизни ставили памятники.

Автобус Рига — Таллин: 841 рубль

Эстония

​Дом-музей Петра I. Таллин, Эстония

Формально квест можно было считать завершённым по прибытии в Эстонию. Это была уже десятая по счёту страна в поездке, я оказался в ней на 12-й день путешествия. Для полноты картины, однако, круг предстояло завершить. Таллин в день моего визита заполнили толпы туристов, которые оккупировали Старый город и заняли все места в кафе.

Вечером мой друг по «Что? Где? Когда?» повёл прогуляться по Кадриорг парку, который и так прекрасен сам по себе, но там ещё мы осмотрели дом-музей Петра I и резиденцию президента Эстонии. Я поинтересовался, не будут ли против гвардейцы, что мы тут гуляем практически под окнами главы государства. В ответ мне рассказали, что однажды охранники даже повысили голос на туристку, неосторожно поднявшуюся на крыльцо, и, пожалуй, всё.

Автобус Таллин — Санкт-Петербург: 1530 рублей

Четвёртое прохождение границы прошло почти в автоматическом режиме: мало того, что это была ночь, так ещё и усталость за прошедшие две недели дала знать. Символично, что закончилось путешествие традиционным прибытием в пять утра. Впрочем, в Петербурге было уже легче сориентироваться.

Хостел Guest House Nevsky: 439 рублей

По прибытии я записал финальный ролик-открытку на Дворцовой площади — там же, откуда стартовал. Поездку, таким образом, можно было считать оконченной. Однако у меня оставался ещё один день отпуска. Его я потратил на короткий визит в Псков к друзьям, которых тоже давно не видел, как и всех тех, кто живёт в Прибалтике.

Итого

Какие риски сыграли: связь. Оператор Yota, на которого я рассчитывал, дважды подвёл меня. Связь отключалась, техподдержка писала «работаем, подождите». Ждать, однако, было некогда. Переключался на «МегаФон» и ехал дальше.

Погода. До самой Прибалтики расчёт оправдывался. В Вильнюсе и далее холод по утрам стал уже проблемой, доставлявшей серьёзные неудобства.

Какие риски не сыграли: бумажные билеты. Не понадобились практически нигде. Даже паспорт. Везде электронная регистрация, QR-коды, приложения. Единственный раз — при посадке в польский автобус в Гамбурге.

Языковой барьер. Знание языка оказалось некритичным везде. Городская среда во всех случаях организована так умно, что говорить словами через рот необходимости практически нет.

Форс-мажоров не было, криминала тоже. Даже контакт с полицией в Осло стал, скорее, исключением из правил. Как меня заверили друзья, в ЕС встреча с правоохранителями, как правило, гарантирует избавление от проблем, а не наоборот.

Затраты на билеты: 19530 рублей. Затраты на хостелы: 4074 рубля. Накладные расходы (еда, связь, прочее): 19440 рублей. Вся поездка: 43044 рубля. Всё, шалость удалась!

В комментариях готов ответить на вопросы, если они у читателей возникнут.

#путешествия #истории #личныйопыт #лонгриды