«Мало народа, но это хорошее начало»: как в Москве, Петербурге и Калининграде бастовали за борьбу с изменением климата
Репортаж TJ о забастовках, вдохновлённых школьницей Гретой Тунберг и кардинально отличающихся от акций в Европе и США.
Фото «Гринписа»
В августе 2018 года шведская школьница Грета Тунберг вместо учёбы вышла к зданию местного парламента с плакатом «Школьная забастовка за климат». Она требовала снизить выброс парниковых газов на родине и в мире для предотвращения глобального потепления и климатического кризиса, ссылаясь на Парижские соглашения. В сентябре девушка объявила, что продолжит бастовать каждую пятницу, пока в Швеции и других странах не обратят должное внимание на проблему изменения климата.
Два месяца спустя её идеей вдохновились сотни студентов в Австралии, а затем в Голландии, Германии, Англии, США и Японии. К концу года забастовки, в которых в основном участвовали школьники и студенты, прошли в 270 городах. Акции получили название «Пятницы ради будущего» (Fridays For Future), указывая на день, когда бастуют участники движения.
Тунберг в одиночном протесте Фото The Guardian
В России движение Греты Тунберг не получило широкой популярности: в марте сторонники движения согласовали акции только в Москве и Кирове. Ситуация медленно, но меняется: 20 сентября — в день старта «Недели климатических протестов», приуроченных к саммиту ООН 23 сентября — забастовки прошли как минимум в российских 11 городах. Активисты вышли, несмотря на погодные условия, малое количество заинтересованных и проблемы с местными властями.
Москва
Московские власти не согласовали митинг, поэтому активисты провели одиночные пикеты на Пушкинской площади. Пока один человек стоял с плакатом у памятника поэту, остальные встали в очередь и ждали поодаль. В начале акции на площади оказалось не больше 10 человек, гораздо заметнее и громче были группы туристов. Со временем очередь увеличилась, активисты предлагали постоять в пикете и прохожим.
Фото TJ
«Это акция в рамках глобальной забастовки против изменения климата. И я считаю, что как можно больше людей должны заявлять о своей обеспокоенности экологической ситуацией. Я вижу происходящие изменения: аномальные погодные явления, пожары и наводнения. Всё это следствие выбросов парниковых газов. Ещё меня очень беспокоит программа по обращению с отходами в нашей стране», — рассказала TJ участница пикета Дарья.
Фото TJ
Александр пришёл на Пушкинскую площадь с плакатом «Сажайте лес, а не активистов». По его словам, «проблему изменения климата игнорировать невозможно, хотя российские власти пытаются это делать». Он отметил, что на эко-активистов в России часто оказывают давление, постоянным преследованиям подвергается, например, «Экологическая вахта по Северному Кавказу».
Каждый из нас на себе замечает изменение климата. Мы видим катастрофические лесные пожары в Сибири, которые являются его следствием. Ветер уносит эту гарь в Арктику, и льды начинают таять ещё быстрее.
Лето 2019 года стало самым жарким за историю метеонаблюдений с 1880 года. Об этом больше невозможно молчать
В одиночных пикетах в рамках «Недели климатических протестов» поучаствовали около 30 человек. 21 сентября в Москве прошла ещё одна акция — массовый «ЭкоПротест» в парке Сокольники против мусорных полигонов, вырубки лесов и преследования эко-активистов.
Репортаж Анны Бегиашвили.
Санкт-Петербург
Вечером пятницы 20 сентября температура в Петербурге не превышала 9 градусов тепла. Поэтому многие участники акции, как и полицейские, пришли в зимней одежде и шапках. Организаторы акции, в том числе «Гринпис», согласовали забастовку на площади Ленина через дорогу от Финляндского вокзала.
Власти заранее очертили площадку ограждениями, установили больше десяти рамок металлоискателей. На акции участников встретили несколько десятков полицейских и автозак. На деле беспокойство силовиков оказалось излишним: протест вышел мирным, а за два часа акцию посетили, по оценке «Гринписа», около 100 человек — в три раза меньше ожидаемого.
Фото «Гринписа»
Около 30 бастующих выстроились в полукруг и достали плакаты перед собравшимися и группой фотографов. «Менять систему, а не климат», «Капитализм — главная причина катастрофического изменения климата», «У нас нет планеты „Б“», «Климат меняется, тебя касается» — читалось с плакатов, наиболее бросающихся в глаза.
Первое время всех, кто шёл на акцию или проходил мимо, встречала полицейская запись из мегафона: «В связи с высокой террористической угрозой прошу с пониманием относиться к действиям полицейских». Силовики не мешали и лишь наблюдали за акцией, хотя несколько полицейских фотографировали участников с плакатами на телефоны.
Фото «Гринписа»
Фото «Гринписа»
Фото «Гринписа»
Когда толпа сформировала кольцо, внутри которого начали выступления организаторы и гости забастовки, позади остались несколько человек. Они держались вблизи толпы, но выглядели отстранёно. Один из них представился корреспонденту TJ полицейским, а на вопрос, почему одет в штатское, пожал плечами и добавил, что просто фотографирует собравшихся. Причину этого он не уточнил.
«Россия та самая страна, что по всем имеющимся отчётам и статистике находится в большой-большой экологической проблеме, международное движение вроде„Пятницы ради будущего“ необходимо и нам как таблетка, мы должны понимать причины происхождения экологических проблем», — рассказывает TJ выступавший на акции студент Алексей Сергеенко. Он придерживается левых взглядов и полагает, что часть вины за экологические проблемы лежит на капитализме и частных интересах руководителей предприятий, заинтересованных в максимальной прибыли в урон природе.
Если в одной стране происходит катастрофа, она отдаётся по всему миру. Если экосистема одной страны находится в катастрофическом положении, мы получаем сибирские пожары и наводнения. Как могли в Комсомольске-на-Амуре построить аэропорт таким образом, что его в этом году затопило?
Масштаб климатических катастроф несуразен и не мог прогнозироваться, и теперь мы видим, что это происходит по всему миру: калифорнийские пожары, ураган Дориан, пожары в бразильских лесах. Это всё часть одного процесса.
«Reduce, Reuse, Recycle, Reduce, Reuse, Recycle» — в какой-то момент начали скандировать собравшиеся, что означает «Сокращение потребления», «Повторное использование» и «Переработку». Это правила концепции, которой по идее может следовать почти любой человек.«Скажите „нет“ одноразовому» — говорит в мегафон один из организаторов. — «Не бойтесь выходить на любые акции и митинги в поддержку экологии». В этот момент девушка в толпе оформляла в Инстаграме пост с сообщением: «Тут не очень много людей, но это хорошее начало».
Фото «Гринписа»
Площадь не освещена, поэтому ближе к 20:00 лица собравшихся различить трудно. В это время в центр кольца вышла студентка по обмену Клара из Германии. Она пропустила акцию на родине, где, по оценкам СМИ, вышли больше 300 тысяч человек, поэтому пришла на петербургскую.
«Сначала про нас думали, что мы просто не хотим учиться, но затем увидели, что мы выступаем и по выходным», — рассказывает девушка, периодически делая паузы, чтобы её монолог перевели организаторы.
Клара — далеко не единственная немка, что оказалась на российской акции. Вместе с друзьями на забастовку пришла студентка Рамина из Мюнхена, в России она первый раз. «У нас [в Германии] было гораздо больше рекламы для этой акции, и в наших СМИ это более актуальная тема, чем в России, как мне кажется», — сказала девушка.
В Германии я ходила на две забастовки, но читала о «Пятницы ради будущего» и думала, что это очень здорово, что молодые люди думают о благополучии планеты. Но при этом мне никогда не приходило в голову сходить туда самой. И в один день я подумала: «Стоп, а почему я не иду туда?». [...]
Я понимаю, что бастовать в такой холод [это сложно], но здорово, что здесь много людей, демонстрирующих важность [таких мероприятий].
В Петербурге акцию организовали при поддержке «Гринписа», но среди выступающих оказались представители местных эко-организаций, в том числе с уклоном в левые взгляды. В какой-то момент в центр кольца вышел высокий мужчина с бородой и начал долгий рассказ о причинах изменения климата. Часть людей слушала без особого интереса, но мужчину это словно не смущало.
Далее активист перешёл к примерам расточительства, которые, по его мнению, тоже влияют на климат: «Люди летают на самолётах в Москву, когда можно поехать на „Сапсане“». В финале выступления он указал на капитализм как на одну из причин существования производств, пагубно влияющих на климат, объявил, что выступает за плановую экономику, после чего отдал мегафон и быстрыми шагами вернулся в кольцо.
Фото «Гринписа»
К этому времени многие люди выглядели усталыми и замёрзшими, поэтому последняя выступающая, известная в Петербурге активистка Марина Паркина, бодро начинает фразой: «Знаю, что всем холодно, так что буду говорить быстро». Она посвятила выступление рассказу о строительстве в Ленинградской области перегрузочного порта, в связи с чем в обход закону вырубили больше 330 гектар леса.
Проект при финансовой поддержке правительства общей загрузкой в 70 миллионов тон каменного угля и других ресурсов связывают с бизнесменом Ильёй Трабером. В 1990-х годах он, предположительно, участвовал в ОПГ. Для борьбы с проектом Паркина организовала в Приморске митинг, где собрала 465 подписей против строительства. В Балтийско-Арктическом морском Управлении ей заявили, что не давали согласия на углубительные работы. «Не исключено, что на них надавят, и они дадут. Поэтому нельзя говорить, что мы победили», — уточняет активист.
Это очень страшный проект, потому что в этом месте живёт огромное количество краснокнижных животных и растений, там обитают последние 200 кольчатых нерп, они выводят там своих детёнышей из-за того, что там стабильно формируется лёд. Представляете, ледокол этот лёд будет разбивать, а нерпе ведь не объяснишь. [...]
Эти люди [ответственные за строительство] очень вольно трактуют закон, на чём мы их и пытаемся поймать. Сейчас мы готовим иск в Генеральную прокуратуру.
После выступления Паркиной, примерно через 1,5 часа после начала, люди начали расходиться. Полицейские покинули площадь ещё раньше, и вскоре там осталась лишь небольшая группа активистов. Она ушла уже когда рабочие с шумом демонтировали защитные ограждения.
На момент написания статьи по числу участников (около ста) петербургская акция стала самым масштабным примером забастовки «Пятницы ради будущего» в России.
Репортаж Романа Персианинова.
Калининград
В Калиниграде пикет начался в 18:30. На проспекте Мира, около монумента «Землякам-космонавтам», встали семь человек. Активисты дописывали лозунги, девушка с сумкой раздавала заранее нарисованные плакаты.
Монумент «Землякам-космонавтам» — это стандартное место для согласованных акций в Калининграде. Он расположен на оживлённом проспекте недалеко от центра города, напротив проезжей части и тротуара. Здесь в том числе устраивают оппозиционные митинги и пикетируют против жестокого обращения с животными.
Фото TJ
По словам активистов, для согласования пикета они прошли «бюрократический квест», после чего получили одобрение от властей. Однако чиновники обычно дают «тухлые» площадки, пожаловались организаторы. Активистки Кристина и Вера считают, что из всех мест для акций, монумент — самое открытое и живое.
Наш первый пикет проходил на площади возле Дома искусств. Это абсолютно безлюдное место. Но при этом это был наш самый массовый пикет, потому что он проходил в рамках фестиваля экологического документального кино.
В целом нам уже понятна процедура. Мы хотим сделать пикет, мы подаём заявление. Нам его одобряют. У нас нет таких проблем, как в Москве. Если мы соблюдаем все бюрократические мелочи, то никаких проблем не возникает.
Загвоздки появляются, когда активисты пытаются согласовать акцию в «массовом и живом» месте. Им либо отказывают, либо предлагают нелюдную территорию.
Фото TJ
К 19:00 число участников увеличилось до 20 человек. Калининградскую молодёжь разбавила взрослая пара и активистка из Англии. Вместе со знакомым она раздавала листовки с информацией о событиях на климатической недели.
Фото TJ
Фото TJ
Екатерина Солянко родилась в Калининграде, но живёт в Брайтоне и c 15 лет занимается экоактивизмом и экозащитой. Это первая экологическая акция, которую Екатерина посетила на родине.
В Калининграде не так много активистов, чтобы участвовать. Старые активисты, моего поколения, выросли и больше это не делают. Они занимаются другими вещами. Раньше в Калининграде была «Экозащита!». Сейчас «Экозащиты!» нет. Сейчас нет никакой организации, которая могла вот так вот учить, приглашать, давать возможность и ресурсы.
Лидер «Экозащиты!» Александра Королёва объявлена иностранным агентом и является политическим беженцем. Девочки, которые там [на пикете] стоят, они из «Сбора аллей» [Аллеи Калининградской области] и «Климат разболтался». И для них Королёва является учителем.
Александра Королёва — эколог и значимая фигура для калининградских эко-активистов. Она основала некоммерческую организацию «Экозащита!» и написала брошюру «Климат разболтался», в которой объяснила изменения калининградского климата и предложила варианты решения проблем.
Брошюра породила движение эко-активистов, однако после того, как НКО «Экозащита!» признали иностранным агентом и на Александру Королеву завели пять уголовных дел, экологические движения никто не координирует.
Фото TJ
Активистка Анна была на нескольких климатических пикетах в Калининграде. C детства она занималась проблемами экологии в клубе «Дети Неринги» на Куршской косе и до 2010 года жила в региональном центре. За калининградскими экологическими движениями она следит в соцсетях и считает, что дело Александры Королёвой «очень сильно повлияло на людей». Горожане стали реже выходить даже на мирные пикеты.
Люди стали больше бояться, к сожалению. Когда есть негативный прецедент, то все разочаровываются, расстраиваются — и это очень сильно повлияло. Я очень сильно удивилась, что так мало людей. Сколько их тут: 10, 15? Раньше мне казалось, что Калининград активный город. Раньше на Куршской косе проводили акцию: «Мусорный пакет — за билет». Сейчас я даже не видела такой.
Был период застоя в 2010-2015 годы. Сейчас идёт период возрождения: опять привлекают школьников. Но это именно в отношении национального парка.
Другие же активисты и организатор первого пикета климатической недели считают, что в Калининграде активность увеличивается. «Каждую неделю что-то да происходит помимо пикетов. Это лекции, дискуссии, фестиваль документального кино, на Парковом кольце много мероприятий», — говорит Кристина.
[Не уверена, что дело Королёвой повлияло на снижение активности эко-активистов]. Может быть [это изменило] не дело Королёвой, а то, как мы смотрим на то, что происходит в других городах, в Москве. Просто такое отношение: если ты выходишь на улицу, то с тобой может что-то случиться.
Репортаж Арины Чувашлёвой (член Лиги авторов TJ).
#активисты #истории #лонгриды #политика #экология #тунберг #потепление