Путешествия
Александр Кузнецов

10 городов за 10 дней: поездка на концерт Эминема в Нидерланды, или как не надо планировать евротур

Постоянные пересадки, потеря банковских карт, отсутствие мобильного интернета и другие проблемы экономии.

Два года назад, незадолго до поездки в Италию, я клятвенно уверял свою девушку, что если Эминем наконец-то приедет с концертом хотя бы в Европу, то мы обязаны его посетить. И вот спустя несколько недель, гуляя по Милану, мы увидели афишу предстоящего RevivalTour: концертный тур Эминема по городам Европы. Тут я понял, что пришло время осуществить свою старую мечту. С этого момента началось планирование поездки.

При всём этом планировании мы допустили просто потрясающее количество ошибок — от формирования изматывающего маршрута до рассеянности, за которую приходилось платить драгоценным временем.

Увидеть всё за десять дней

Так как это был большой тур, мы могли выбрать наиболее подходящую страну и город. В итоге остановились на нидерландском Неймегене: интересная страна, самый дешёвый билет на концерт. Тогда ещё не было прямых рейсов «Победы», поэтому решили лететь WizzAir через венгерский Дебрецен. К тому же в этом случае было просто получить визу: в Ижевске есть визовый центр Венгрии.

Из-за наплыва фанатов в Неймегене не осталось жилья на нужные нам даты. Пришлось искать варианты в городах поблизости: выбрали Утрехт. И вот в этот момент стоило бы остановиться и подумать, что маршрут уже выглядит немного перегруженным.

А что, если нам заехать в Будапешт? От Дебрецена всего пара часов на поезде. Хм, а ведь совсем рядом с Нидерландами Бельгия: заедем и туда.Три города за три дня. А обратно полетим с ночной пересадкой в Будапеште. А потом ещё одна пересадка в Москве, часов так на восемь. Супер!

В итоге получился маршрут-монстр: Ижевск — Агрыз — Москва — Дебрецен — Будапешт — Эйндховен — Утрехт — Неймеген — Утрехт — Антверпен — Гент — Брюссель — Шарлеруа — Будапешт — Москва — Набережные Челны — Ижевск. Хороший маршрут для поездки на 10 дней, не так ли? Что тут вообще может пойти не так?

Конечно, во многом на маршрут повлияло желание сделать поездку как можно дешевле ради экономии на транспорте. Но совершенно очевидно и то, что мы просто пытались впихнуть как можно больше всего в один отпуск.

Строим «идеальный» маршрут

Для большей наглядности можно посмотреть на план поездки.

Оранжевый цвет разных оттенков — время в дороге. Так делать не надо! Нажмите, чтобы увеличить изображение

Здесь есть почти всё: ранние вылеты, неудобные аэропорты, перелёт с ночной пересадкой, ранние и поздние отъезды. Не хватает только десятичасовой ночной поездки на автобусе.

Дальше я коротко расскажу о каждом отрезке маршрута.

Москва — Дебрецен — Будапешт

Собор святого Матьяша в Будапеште

Отличная иллюстрация к мысли, что не всегда дешёвые билеты правда выгодны. Перелёт Москва — Дебрецен стоил 80 евро на двоих. Не так уж и плохо, если учесть, что билеты покупались за месяц до поездки. Вот только ещё 5 евро ушло на такси до самого города и 26 евро на трёхчасовую поездку на поезде до Будапешта.

Итоговая стоимость вышла почти аналогичной стоимости билетов на прямой рейс в Будапешт. Вот только полдня потрачены практически впустую.

Будапешт — Эйндховен — Утрехт

Двухуровневые каналы Утрехта

Если вы покупаете билеты на рейс с вылетом в 6:25 утра, то у вас наверняка возникнут проблемы. Как минимум, сразу должен возникнуть вопрос: как добраться до аэропорта в такое время? Мы себе, кажется, это вопрос не задали и решили, что разберёмся на месте.

Уже собираясь спать перед вылетом, нашли информацию про какой-то ночной автобус, но как и куда он идёт — так и не разобрались. Проснулись около трёх часов ночи и не знали, что дальше делать. В итоге заказали трансфер до аэропорта от WizzAir за 25 евро. И это при цене перелёта в 42 евро на двоих!

Кстати, если билеты из Эйндховена в Амстердам можно купить за 8‑10 евро, то добраться до Утрехта заметно дороже. На автобус мы потратили ещё 32 евро. Автобус довёз нас до железнодорожного вокзала Утрехта. Забив маршрут до нашего дома, мы с «радостью» обнаружили, что идти до него ещё около пяти километров.

Ну что такое пять километров? Мелочи какие, пойдем пешком, заодно на город посмотрим.

Естественно, никакой город по пути мы не увидели, потому что самая короткая дорога проходила в стороне от исторического центра. Посмотрели на однообразные улочки и небольшой парк. А ещё какой-то пожилой голландец наорал на нас и показал фак. Два раза. Мы так и не поняли, в чём провинились.

Утрехт — Неймеген

Собственно, то, ради чего мы затеяли поездку. Нашли только один вариант транспорта — поезд. А поезда в Нидерландах очень дорогие: за два билета с пересадкой в Арнеме выложили 31 евро. И это за 70 километров! Поезд был забит почти под завязку, на половине людей футболки Эминема.

Во время остановки в Арнеме произошло что-то непонятное: поезд отказался ехать дальше. Диспетчер сделал объявление, но мы ничего не поняли. Судя по всему, остальные люди в поезде тоже, потому что ещё несколько минут народ стоял, непонимающе озираясь по сторонам.

В ожидании начала концерта

Наконец, люди стали выходить из поезда. Мы доверились толпе и пошли за потоком людей. Добрались до другого поезда, стали ждать отправления… И снова диспетчер что-то сказал по громкой связи, послышались недовольные возгласы. На этот раз мы первыми выбежали из вагона и быстро добежали до нужного состава. Даже заняли сидячие места. Дальше всё прошло гладко.

Толпа позади нас

Lose Yourself

Неймеген — Утрехт

В обратную сторону планировали ехать на том же поезде. А вместе с нами и многие другие из семидесяти тысяч зрителей концерта. Поняли мы это, когда дошли до автоматов для покупки билетов и увидели огромные очереди к ним.

Более того, мы осознали, что на нашей банковской карте осталось всего 26 евро, тогда как билеты на двоих стоили 31 евро. Все остальные карты оставили в номере, чтобы не потерять на концерте. У нас с собой была наличка, но автомат принимал только монеты.

Был, конечно, довольно очевидный способ решить проблему: перевести деньги со счёта на нужную карту. Но для этого требовался интернет.

Что? Тратить деньги на мобильный интернет? Это же целая тысяча рублей! Ну уж нет, будем использовать Wi-Fi в квартирах и кафе. Без связи точно не останемся.

В общем, мобильного интернета у нас не было, как не было и точки доступа Wi-Fi поблизости. Встали в очередь за билетами безо всяких идей, что делать дальше. К счастью, в тот момент, когда наша очередь почти подошла, один из полицейских, ходивших рядом, сообщил, что можно сесть на поезд и доехать до следующей станции и купить билеты уже там. Дважды нас просить не пришлось.

В поезде я поймал Wi-Fi и перевёл деньги на карту. Казалось, что больше проблем быть не должно. Правда, мы забыли, что живём в пяти километрах от вокзала Утрехта. Время перевалило за второй час ночи, общественный транспорт уже не ходил. После целого дня на ногах одна мысль о пятикилометровой прогулке вселяла ужас.

Я начал качать Uber. Wi‑Fi на вокзале ужасный, скачивание то и дело обрывалось. В поисках более или менее стабильной связи мы обошли полвокзала, а спустя 20 минут всё-таки скачали приложение. До дома добрались лишь в четвёртом часу, а в восемь утра нас ждал автобус в Антверпен. Отпуск!

Утрехт — Антверпен

Антверпен​

Отъезд в Антверпен от нашего уже «любимого» вокзала. Снова ехать пять километров от дома. Хорошо хоть автобусы с утра ходят. Добрались без особых приключений, но измотанные и уставшие. Кстати, ячеек, в которых можно было бы ставить сумки на несколько часов, не нашли: пришлось весь день ходить с ними.

Антверпен — Гент

На подходе к главной площади Гента

Как и в случае с Нидерландами, по Бельгии удобнее всего перемещаться на поезде. Цены на проезд тоже высокие, но есть приятная новость: для людей младше 26-ти лет на билеты предоставляется скидка 50%.

Перед тем как покупать билеты, мы проложили маршрут до нашего дома. Но оказалось, что мы живём как бы в Генте, но не совсем.

Так, нужно забронировать жилье в Генте, но чтоб не очень дорого. Смотри, вот чуть-чуть в сторонке есть комната по нормальной цене. Вроде бы не далеко. Если что, на автобусе доедем.

Если быть точным, то комнату взяли в Мерелбеке. В четырёх километрах от центра Гента. Опять пришлось ехать с пересадкой. По уже проверенной схеме пешком потопали до дома от железнодорожной станции. К счастью, в этот раз всего полтора километра.

По пути несколько раз заблудились, минут двадцать искали наш дом, потом не могли попасть внутрь, так как всё ещё не обзавелись мобильным интернетом и не могли прочитать сообщение от хозяина дома. Классика. А на следующий день мы узнали, что в воскресенье доехать на автобусе до Гента не так-то просто: ходят они раз в час. В итоге топали четыре километра туда и обратно.

В этот день сборная Бельгии как раз боролась за третье место в ЧМ по футболу. Болели вместе со всем городом

В это же время в Генте проходил музыкальный фестиваль: выступления шли на нескольких сценах до самой ночи

Одним из спонсоров была компания Delirium, поэтому город заполонили розовые слоны. Их можно было увидеть на крышах

В окнах

И даже на бережку канала

Гент — Брюссель

Всё прошло гладко. Правда, я забыл банковскую карту в терминале покупки билетов. Пришлось её экстренно блокировать и переводить деньги на другую карту.

Весь Брюссель праздновал третье место в ЧМ по футболу: город гудел, все улицы были забиты бесконечными толпами, люди размахивали флагами

А нам даже подарили колу и надувной мяч 

К вечеру толпа поредела. А вот мусор остался

Брюссель — Шарлеруа — Будапешт

Когда покупаешь билеты Brussels Charleroi — Budapest, как-то не задумываешься, что первый аэропорт может находиться в 50-ти километрах от Брюсселя. И, в общем-то, ни в какой Шарлеруа мы не собирались. Поэтому, забив в навигатор волшебные буквы CRL, я сильно удивился его месторасположению.

В итоге нам пришлось ехать на поезде от Брюсселя до Шарлеруа, в спешке узнавать о том, как добраться до аэропорта, и потом ещё полчаса тащиться на автобусе. Наш рейс задержали, но какая разница: всё равно впереди была ночёвка в аэропорту Будапешта.

Будапешт — Москва

Ночевать в аэропорту — это крайне сомнительное удовольствие. Мы обошли всё здание, но не нашли нормального места, где можно было бы удобно прилечь. При этом люди умудрялись постелить себе чуть ли не кровать в каждом более-менее уединённом закутке. Видимо, опытные. Мы же так и просидели всю ночь на неудобных креслах.

Во время ожидания на наших глазах какой-то мужик подошёл к автомату с напитками и стал натурально его шатать. А потом выгреб вывалившуюся мелочь. Повторил эту операцию несколько раз и свалил. Его так никто и не поймал. Дождавшись наконец-то вылет и сев на свои места, мы мгновенно уснули, поэтому перелёт скорее напомнил телепортацию.

Москва — Набережные Челны —Ижевск

После «потрясающей» ночи в аэропорту Будапешта нас ждала не менее потрясающая пересадка во Внуково. Семь часов мы пытались куда-то себя пристроить, но получалось с трудом. Даже сходили на обед в столовую для рабочих в терминале D.

Наконец, дождались вылета. Добрались без особых проблем, а впереди остался последний квест — добраться до дома. Заранее трансфер из Набережных Челнов не забронировали, поэтому буквально перед вылетом нашли на BlaBlaCar водителя, ехавшего в Ижевск. На самом деле, нам повезло, что он нашёлся, так как кроме него желающих не оказалось. Не могу сказать, что трёхчасовая поездка на машине прошла незаметно. Замучились мы знатно, но всё-таки добрались домой.

Какие уроки я вынес из этой поездки

Итак, что не стоит делать при планировании евротура.

Пытаться увидеть пять столиц за пять дней

Заголовок, конечно, образный. Речь идёт о том, что мысль посетить за одну короткую поездку условные Рим, Париж, Барселону, Лиссабон и Амстердам может показаться очень соблазнительной. Это же не маршрут, а просто песня!

На деле идея не так уж хороша: на большой город иногда и целого отпуска маловато. При этом стоит помнить, что, несмотря на близость городов, дорога всё равно отнимет значительный кусок времени. В итоге на каждый город остаётся полтора дня, вы в сумасшедшем темпе оббегаете самые известные достопримечательности и уезжаете с мыслью, что не увидели и десятой части интересных мест.

Более того, к концу такого маршрута впечатления от всех городов превращаются в мешанину воспоминаний с всплывающими время от времени узнаваемыми символами.

Так, а когда это мы видели то прикольное место? А, точно, мы же в тот день ещё около Эйфелевой башни тусили, значит в Париже. Или это в другой день было? Хм…

Всегда выбирать самый дешёвый транспорт

Сложно удержаться от желания побывать везде и сразу, когда видишь цены на билеты между многими европейскими городами.

Ого, перелёт Париж — Милан за 13 евро! Надо брать! Что? Вылет из Бове, а прилёт в Бергамо? Трансфер стоит денег и займёт много времени? Ничего, разберусь на месте, всего ведь 13 евро.

Я не хочу сказать, что лоукостеры — это плохо. Но при выборе транспорта стоит учитывать не только стоимость билета, но и несколько дополнительных факторов:

  • Стоимость и время дороги до центра города;
  • Время отъезда и приезда;
  • Комфортность поездки;

Экономия — это хорошо, но если вы запланируете ночную пересадку в аэропорту, то с высокой вероятностью впечатления от следующего дня будут сильно смазаны. То же самое касается ночных автобусов и другого транспорта, не позволяющего нормально выспаться.

Даже если отойти от таких крайностей, как ночные переезды и пересадки, время отъезда и приезда всё равно может сильно повлиять на впечатления от поездки. Например, при позднем отъезде перед вами встаёт вопрос: куда деть вещи? Вариантов масса, но у всех есть недостатки:

  • Оставить их в отеле, а потом вернуться и забрать. Чаще всего, этот вариант бесплатный, но придётся потратить время на дорогу до отеля и обратно к нужному месту. А если вы остановились на квартире?;
  • Оставить в одной из ячеек для хранения вещей. Только не всегда возможно их найти, а иногда они расположены в неудобном месте. К тому же, этот вариант стоит денег;
  • Просто гулять с рюкзаками за спиной. Удовольствия от прогулки это, конечно, не добавляет.

Оставлять детальное планирование на потом

Чем короче и бюджетнее поездка, тем детальнее её нужно спланировать. В первую очередь для того, чтобы максимально эффективно потратить время и деньги. Что точно нужно узнать заранее:

  • Аэропорты вылета и прилёта. Особенно актуально для лоукостеров;
  • Как добраться в/из аэропорта: график, стоимость, возможные варианты;
  • Где находятся жд/автобусные вокзалы и как до них добраться;
  • Всё о системе общественного транспорта в городе. Особое внимание стоит обратить на проездные и существующие скидки;
  • График работы всех интересующих музеев, галерей, парков и так далее. Лучше всего заранее озаботиться покупкой билетов, чтобы избежать долгого стояния в очередях и немного сэкономить.

Кроме этого, важно составить план на каждый день, чтобы не гуглить в спешке «Топ-10 интересных мест Барселоны». Не обязательно расписывать всё по минутам и потом неукоснительно следовать плану как обязательной инструкции. План будет полезен тем, что вы заранее определите для себя самые интересные места и организуете оптимальный маршрут, чтобы не ходить по одним и тем же улицам и достопримечательностям по несколько раз.

А чтобы не потерять всю найденную информацию, можно завести простой гугл-документ, который всегда будет под рукой.

Отказываться от мобильного интернета

Конечно, можно использовать Wi‑Fi в отелях и кафе, заранее скачивать карты и надеяться, что интернет не пригодится. Но стоит ли экономить условную тысячу рублей?

Мобильный интернет позволяет искать хорошие, недорогие кафешки поблизости через TripAdvisor, быть на связи с владельцем квартиры, забронированной через Airbnb, проложить маршрут на общественном транспорте. И самое главное, вы всегда сможете позвонить в экстренном случае, используя условный Skype.

Выводы

После прочтения статьи может показаться, что всю поездку мы только и делали, что страдали. Это, конечно, не совсем так. Я остался в восторге от концерта, в очередной раз убедился, что Будапешт — это классный город, получил удовольствие от прогулок вдоль двухуровневых каналов Утрехта, влюбился в Гент и бельгийское пиво.

Но эта поездка абсолютно точно могла быть ещё лучше, если бы мы не допустили такого феерического количества просчётов во время планирования. Желаю и вам их не допускать. Отдельную статью о маршруте, тратах и деталях путешествия можно почитать здесь. А материал о впечатлениях от концерта — здесь.

Какие косяки при планировании путешествия делали вы? И что бы вы порекомендовали, чтобы избежать их в будущем?

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#путешествия #личныйопыт #европа #обсуждения #лонгриды #лигаавторов